Республиканский семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей в работе дополнительного образования» 23.10.2014г.
Урок рисования
на тему «Нетрадиционные техники рисования»
Творческого объединения «Радужный цвет»
Выполнила:
Саитова Рупият Магомедовна
«Ум ребенка-на кончиках его пальцев»
В.И.Сухомлинский
Урок на тему: «Нетрадиционные методы рисования» Тема ««Нетрадиционные техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.
Цели урока:
– знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
– совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;
– учить видеть прекрасное вокруг себя;
Обучающие:
-сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.
Воспитывающие: привить любовь к изобразительному искусству;
воспитывать художественный вкус.
Оборудование: бумага для акварели, краски, гуашь, кисточки, вата, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.
Ход урока.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. На урок потребуются гуашь, краски и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня нас ожидает новая тема: «Нетрадиционные техники рисования» Мы научимся с вами рисовать интересные картины даже если у нас нет большого опыта в этом увлекательном деле.
3. Изложение нового материала, показ репродукций.
А вы знаете ребята, что ученые считают период древнего каменного века временем зарождения искусства. Именно тогда у людей появилась потребность рисовать и вырезать.
В 1868 году испанский археолог Дон Марселино де Сау- Туола нашел впервые рисунки древнего человека в пещере Альтамира (на севере Испании). С ним была его 8 летняя дочь, которая первая и обнаружила на потолке пещеры изображения бизонов и быков нарисованных красной охрой. Изображены они были в действии.
Учитель: И мы сегодня с вами будем учится рисовать. Но рисовать по иному, назовем это «Для тех кто не умеет…..»
Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, графити, карандашами , но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.
Рисунок своими руками
Нету кисточку-пропала,
Только я грустить не стала,
Обмокну я пальчик в краску
Нарисую пальцем сказку
Ниткография
Нитку волшебную в руки возьму,
В краску ее хорошо обмокни
Листок белоснежный сложив пополам,
Ниточку эту протягивай сам
Раскрыв ты увидишь листок непростой.
Рисунок его украшает чудной
Игры с кляксой
На альбом упала краска
На листе осталась клякса
Пририсую ей глаза
Пусть летает стрекоза
Штрих
Томпонирование
Трафарет
Мокрые рисунки- именно с этой техникой мы и ознакомимся сегодня
Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!
Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.
Впрочем у нас есть возможность в этом убедиться.
Я не буду учить вас рисовать, я познакомлю с техникой рисунка.
Нарисуете вы сами!!!
И в 10 лет, и в 7, и в5
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
(Берестов)
Приступим.
Берём кусочек акварельной бумаги.
Мокрой кисточкой хорошо смачиваем лист. Можно просто намочить под краном. На фото видно, что воды много.
Дальше самое интересное.
Набираем обильно краску на кисть так, чтобы она стекала с кончика и капаем куда считаем нужным на лист.
Она сразу так красиво начинает расплываться! Можно капнуть оттеночным цветом между или сверху.
Можно покрутить листик в разные стороны, давая стечь краске.
Если это будет букетик, то капаем зелени (листва).
Ждём когда окончательно расплывётся и высохнет. Только после этого подрисовываем горшок или вазу и фон.
Тёмными пятнышками между цветами создаём глубину.
Аналогично. Смачиваем фон, капаем.
Листва
Ваза, фон и “глубина”
здесь использован прём набрызга.
В этих работах важно не переусердствовать! Минимум добавленных деталей, глаз сам “дорисует” необходимое.
Переизбыток подрисовки неизбежно испортит работу.
Листики – отпечатки кисточки.
Фон.
А это другой способ создания цветов.
Берём кусочек газеты (полиэтилена), комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет. Можно жидко развести краску на одноразовой тарелке и макать туда комочек.
Далее ставим отпечатки на лист бумаги.
стебельки
листики-отпечатки
Эта техника особенно хороша при работе с детьми. Ничего сложного. Удачи!!
Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.
Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей «Ум ребенка-на кончиках его пальцев»
Вспомните какие методы нетрадиционного рисования мы узнали.
1. С каких времен люди рисуют?.
2. Кто первый обнаружил наскальные рисунки?
Итог урока.
Рисование это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник рисования создаются живописные изображения.
Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.
Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают их способности и творчество.
Творчество есть соучастие в сотворении мира! (Альт Шулле)
СПАСИБО ВСЕМ!
Список литературы:
2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27
3. «Искусство» №16 /2007
4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.
5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;
infourok.ru
Страница 1 из 5
Все дети любят рисовать до тех пор, пока им кто-то не скажет, что они это не умеют делать, делают неправильно или плохо. Задача воспитателя детского сада прививать и развивать любовь к рисованию и ко всему прекрасному.
На сегодняшнем занятии воспитатель познакомит детей с новым материалом (гуашевыми красками) и приемами рисования кистью на бумаге.
Материалы, которые понадобятся для занятия: листы бумаги альбомного формата, мягкие кисти № 8-12, банки с водой, салфетки для осушения кистей после промывания, мольберт, подставка для кистей.
Дети сидят полукругом. Около стола воспитателя стоит мольберт с листом бумаги, рядом краски, коробочка с фигурками известных детям персонажей, подставка для кистей.
Воспитатель говорит:
— Сегодня мы будем учиться рисовать красками, они такие красивые, яркие. А кто знает, чем надо рисовать? (Дети отвечают). Вот этими кисточками будем рисовать, они мягкие, как у зайчика хвостик (проводит ворсом кисточки по ладошке каждого ребенка). Рисовать будем разными красками (показывает, как надо окунуть кисточку в баночку, отжать о край и затем на мольберте рисует 3—4 мазка красной краской). Вот мазок, еще мазок, распускается цветок. (Затем промывает кисточку в банке с водой, осушает и берет желтую краску, рисует мазки). Желтые листочки по ветру летят…
— К нам на занятие пришли цыпленок, зайчик, попугай, синичка, медвежонок, котенок. Вместе с ними вы будете рисовать красками.
Каждому ребенку предлагается рисовать красками на бумаге. Процесс рисования приобретает характер экспериментирования с цветом краски. Ребенок может использовать разные цвета, удивляясь появлению ярких пятен, линий, форм (перед детьми гуашевые краски шести типов).
Воспитатель поощряет развитие сюжетно-игрового замысла: например, «зайчик прыгает в лесу» (мазки мелкие), «мишка косолапый идет топ- топ-топ…» (мазки крупные), «желтый цыпленок» (кружочки), нашел черного жучка» и т. д.
У ребенка возникают новые ассоциативные образы. Воспитатель вместе с ним удивляется их появлению, помогает найти сходство с различными предметами, персонажами.
После занятия воспитатель располагает на столе рисунки так, чтобы все дети увидели их на некотором расстоянии. Предлагает каждому ребёнку найти свой рисунок и по желанию рассказать, что он нарисовал.
В вечернее время дети могут самостоятельно порисовать, придумывать новые «сюжеты».
Новеньким детям воспитатель индивидуально и практически помогает набирать краску, делать мазки, промывать кисточку и т. п.
P.S. Любая хозяйка и мама будет рада такому подарку, как набор посуды. Они бывают разные, узнайте больше здесь и выберите подходящий вам вариант.
www.kraskizhizni.com
Слайд 1
Нетрадиционные техники рисования МБДОУ «Детский сад № 81» Воспитатель: Куликова В.А.И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес, цветы, машины, сказки, пляски, всё нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле. В. Берестов.
Слайд 3
Тема нашего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду ». Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? Ответы: Нетрадиционно – Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Ответы: Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.
Слайд 4Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наша работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д ). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя
Слайд 5
Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает
Слайд 6
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; чувство фактурности и объёмности; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд 7
Проанализировав рисунки дошкольников пришли к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Слайд 8
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И нам удалось найти то, что нужно. Мы воспользовались опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработали его, внесла свои коррективы. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе . С детьми младшего дошкольного возраста мы используем: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста мы знакомим с более сложными техниками :
Слайд 9
тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография . Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Слайд 10
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки. Можно изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание . Рассматриваем созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?». С первой младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки»»Цветочки»,!Паровозик»..
Слайд 13
Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей.
Слайд 14
Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и ладошки малыша. Дальше в ход пойдут формочки для теста и песчаных куличиков, камешки, ракушки, пуговицы, листья различных деревьев, цветы, кусочки коры, ткани разных фактур, пенопласт, смятая бумага и т.п. Учим малышей делать отпечатки. Для этого пропитываем стопку бумажных салфеток или кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Если вы хотите сделать отпечаток, например, кленового листа, то будет удобнее не опускать его в краску, а смазать краской поверхность при помощи кисточки. Не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. Шлепать по бумаге такими самодельными штампами очень нравится малышам. Жаль только, что они недолговечны. Но зато каждый раз на картофелине можно вырезать новые узоры, а значит, создавать новые оригинальные рисунки.
Слайд 15
Оттиск печатками из картофеля « Красивые тарелочки . Штампики из деталей конструктора « Лего »
Слайд 16
Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, детальку от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов! Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое Мы поговорим о том, как можно создавать оригинальные картинки при помощи всевозможные самодельных штампиков . П ри помощи самодельных штампиков можно создавать красивые поздравительные открытки, упаковочную бумагу, украшать ими фотоальбомы. Работа со штампиками развивает творческое мышление и воображение у детей.Приложите штампик к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.
Слайд 17
Подобным образом можно делать отпечатки , используя пенопластовые лоточки для еды . . Берем пенопластовый лоточек, в котором когда-то было что-то вкусное. Желательно, чтобы это было не мясо. Вырезаем плоское дно. Обычной шариковой ручкой наносим рисунок, слегка надавливая. Если нужны более толстые границы, то и продавить нужно получше. Наносим равномерно краску. Прикладываем лист бумаги. Отпечаток готов!
nsportal.ru