ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
1. Организационно – мотивационный этап
Прозвенел и стих звонок. Начинается урок.
Посмотрите всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Словари, карандаши.
Встали ровно малыши!
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь от души:
Сели ровно, малыши!
2.Актуализация знаний.
Определение темы и целей урока.
– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Подумайте, чем мы сегодня будем заниматься?
– Какой речью будем пользоваться?
– Какой должна быть речь?
– Подумайте и скажите, что будем развивать?
– Из чего состоит наша речь?
– Какая ещё бывает речь?
3. Беседа по картине.
1) – Рассмотрите картину.
2) – Подумайте, какой жанр картины?
3) – Придумайте название.
На доске вывешиваются несколько названий.
(«Загадочное письмо», «Однажды летом», «Интересная
находка», «Случай у моря»)
4) – выберите наиболее удачное.
4. Беседа по содержанию:
– Какое время года?
– Докажите, что это именно лето?
– Кто изображён на переднем плане?
– Что вы можете о них сказать?
– Какое у них настроение?
5. Работа со словарём настроений.
– Возьмите карточку №1, прочитайте слова и подумайте, что они обозначают.?
– Выберите три слова, которые выражают чувства
мальчиков и запишите в тетрадь.
Радость восторг волнение
Удивление восхищение беспокойство
Испуг грусть интерес
Прочитайте и объясните свой выбор.
6. Речевая подготовка сочинению рассказа.
– Подберите несколько опорных слов по таблице.
Предмет действие признак
Лето наступило жаркое
Мальчики пошли
Ребята гуляли
Дети увидели
открыли
купаться
читают
Кувшин лежал большой
Бутылка плавала прозрачная
Письмо
берег
-Объясните, значение слов каждого столбика.
7. Заслушиваются ответы учащихся.
8. – А теперь давай те прочитаем рассказ в учебнике
и сравним два рассказа.
9. – Совпали ли ваши рассказы?
– Достаньте из конверта звёздочку и
положите перед собой.
10. ФИЗМИНУТКА.
Мы немного отдохнём и на всё ответ найдём.
На носочки встанем, ручки вверх потянем.
Руки на пояс, наклоны вперёд.
Теперь чуть – чуть попрыгаем,
И каждый отдохнёт.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученика
Каждый думает самостоятель-
но, затем обсуждают в парах.
Будем составлять рассказ по
картине.
Будем пользоваться устной
речью.
Она должна быть доступной,
понятной.
Будем развивать речь.
Речь состоит из предложений.
Речь бывает письменной.
– Сюжетная.
– придумывают и называют
название картины.
-«Загадочное письмо»
– лето
– трава зелёная, дети раздетые
море голубое, песок жёлтый
– два мальчика
– им жарко, они раздетые.
пришли купаться, в лёгкой
одежде, песок горячий, по-
этому они сидят на песке
без обуви.
– весёлое, радостное.
В парах обсуждают ответ.
Обозначают чувства людей.
Записывают слова в тетрадь.
Объясняют свой выбор.
Учащиеся подбирают слова.
Идёт заполнение таблицы.
После заполнения таблицы,
Учащиеся в парах составляют рассказ по опорным словам, придумывают заголовок к нему.
Самооценка.
kopilkaurokov.ru
Урок развития речи в 1 классе
Тема: Составление текста-описания игрушки «Матрёшка»
Цель: Формирование связной устной речи на примере описания детской игрушки.
Задачи: Учить учащихся связному высказыванию на определённую тему; развивать наблюдательность, речь, воображение.
Формируемые УУД: познавательные (моделирование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества), регулятивные ( умение оценивать свою работу и работу других)
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход урока
Орг. Момент
Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня у нас не обычный урок письма, а урок развития речи.
Угадайте, какая тема нашего урока. Для этого, используя буквы, составь слово из таблицы.
и
д
р
п
ш
ю
и
а
г
х
у
в
к
ИГРУШКИ
Эмоционально-речевая разминка
Испекла Иришка куклам по коврижке.
Учитель: 1) Прочитаем скороговорку медленно.
2) Прочитаем скороговорку быстро.
3) Прочитаем скороговорку грустно.
4) Прочитаем скороговорку весело. (Учащиеся конкурсанты говорят скороговорку с разной интонацией)
4. Работа над загадками
Учитель: О каких игрушках эти загадки?
Это чудо-кирпичи Я – хорошая игрушка
Я в подарок получил. Буду девочкам подружка
Что сложу из них – сломаю, Я могу сидеть в коляске
Всё сначала начинаю. (Кубики) Закрывать умею глазки.(Кукла)
Зверь забавный Кинешь в речку – не утонешь
Сшит из меха. Бьёшь о стенку – он не стонет,
Есть и лапы и два уха. Будешь оземь кидать –
Мёду зверю дай немного Станет кверху летать. (Мяч)
И устрой ему берлогу. (Мишка)
Учитель: Прочитайте слова, которые записаны на доске: кубики, кукла, мишка, мяч.
– Найдите слово, состоящее из дух слогов.
-Докажите, что в слове мишка 2 слога
– Найдите слово, состоящее из одного слога.
– Разделите на слоги остальные слова.
– Произнесите с правильным ударением.
5. Работа по составлению текста-описания «Матрёшка»
Учитель: Ой, совсем забыла о ещё одной нашей гостье.
Рядом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Вы правильно угадали. Говорят, что игрушки бывают игровыми и сувенирными. А что значит сувенирными? Заглянем в словарь.
сувенир
– художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места
Наша матрёшка – сувенир. Она любима и детьми и взрослыми. А пришла к нам из-за моря, дедушка у неё – японец. Вот какую историю рассказывают наши исследователи. Одному из наших художников попалось в руки японское божество – из нескольких фигурок, желающих счастья и долголетия. Одна фигурка вставлялась в другую. Художник вместе со своим другом выточили из дерева фигурку и нарядили её в русский сарафан. Рабочим очень понравилась фигурка в красивом наряде. Один из них сказал: «Ну и Матрёна!» С тех пор наша деревянная игрушка так и называется. Во всех русских городах она в разных нарядах ходит.
– Давайте хорошо рассмотрим нашу матрёшку и скажем ей комплименты.
А что обозначает это слово? (Комплементы – это любезные и приятные слова. Их говорят, когда хотят похвалить кого-либо, сказать добрые слова).
– Какие комплементы можно сказать матрёшке?
– Попробуем рассказать по плану.
План
Что же это за игрушка?
Из чего она сделана?
Примерный рассказ
(Матрёшка сделана из дерева. Это игрушка с секретом. Она состоит из 5 матрёшек. Они все разной величины. Первая самая большая. Она одета в красный сарафан с цветами, на голове яркий платочек. У матрёшки доброе лицо. Мне нравится эта игрушка.
6. Физкультминутка:
Мы весёлые матрёшки, – Указательный палец правой руки к щеке
Ладушки-ладушки – Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, – Ноги на пяточку, на носочек.
Ладушки- ладушки – Хлопают в ладоши.
В сарафанах наших пестрых, – Кружатся, руки на поясе.
Мы похожи, словно сёстры.
Ладушки- ладушки. – Хлопают в ладоши.
7. Рассказы ребят о своих игрушках ( 2-3 человека)
8. Итог урок.
9. Рефлексия
Учитель: У вас на партах матрешки на память о нашем уроке.
– Нарисуйте лицо у матрёшек радостное, если урок вам понравился.
– Серьёзное, если вам было не всегда интересно.
– Грустное, если вам было скучно и неинтересно.
infourok.ru
Тема «Составление рассказа о весне по опорным картинкам
»ЦЕЛИ
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, карточки-таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дети, послушайте стихотворение.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнерго-пластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].
Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
взмахнет —
В лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)
На доске появляется картинка весны в образе девочки.
Основная часть
Логопед. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.
Выставляются таблички с названиями месяцев.
А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
(Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец
вернулся,
А в лесу медведь
проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?
(Май.)
А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Какое слово лишнее?
Дети. Солнце.
Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.
Работа над слоговой структурой слова
Логопед. Дети, а что это за белые барашки по небу летят?
Дети. Это облака.
Логопед. Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова.
Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.
После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).
Работа с деформированными предложениями
Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.
Весной часто идет подснежники.
На деревьях набухают дождь.
В лесу расцветают почки.
Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.
На доске появляются картинки-опоры.
Физкультминутка (проводит учитель).
Игра «Делай то, что скажу, а не то, что покажу»
Логопед. Весна вносит изменения в жизнь животных.
После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.
Упражнение на изменение силы голоса
Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.
Работа над согласованием существительного с прилагательным
Логопед. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
На доске ставятся карточки со словами-признаками.
Слова-признаки: теплыш, легкий, ласковыш, воздушныш, нежныш, перелетныш, яркий.
Дети отвечают.
Игра «Так бывает или нет?»
Логопед. Дети, так бывает или нет?
Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы — подснежники. Солнце — теплое, ласковое, яркое.
Облака — легкие, воздушны е. Цветы — нежные. Птицы — перелетные.
Работа над интонационной выразительностью речи
Логопед. За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочтите в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.
Футбол
Сказала тетя:
(с пренебрежением) Сказала мама:
(с отвращением) Сестра сказала
(с разочарованием) А я ответил:
Работа над звуковым анализом слова
Логопед. Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.
Составление предложений по схеме
Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:
На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце.
Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.
Весной светит яркое солнце. Весной светит яркое солнце! Весной светит яркое солнце?
Составление рассказа по опорным картинкам
Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки-опоры и слова- признаки, закончите его.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
— Вот! — подхватила Маринка. — Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима — главное время года!
Логопед. Как вы думаете, какое время года главное?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Итог занятия
Логопед. Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.
См. также интересные логопедические занятия: Занятие по развитию связной речи младших школьников
Конспект занятия в начальной школе Знакомство со звуком К
Конспект занятия в начальной школе Знакомство со звуком Л
Конспект занятия в начальной школе Развитие связной речи младших школьников ЗВУКИ Р и Рь
Логопедическое занятие для развития речи
Логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Логопедическое занятие с младшими школьниками Конспект урока разделительный мягкий знак
Логопедическое занятие с младшими школьниками разделительный твердый знак
mallishok.ru
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА «ТРИ КОТЕНКА»
Цели: Учить восстанавливать текст, определяя последовательность частей
текста.
Познакомить с понятие изложение (письмо изложения коллективно).
Уточнить представления об особенностях поведения маленьких
котят.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маленькие зверьки, серенькие шубки, Мохнатенька, усатенька,
Длинные хвосты, черненькие глазки, Молоко пьет, песенки поет,
Остренькие зубки. (Мыши). Весь день клубок гоняет. (Котенок)
-Определите тему текста. -Что вы знаете о котятах? Э. Бицоева написала стихотворение про котят:
Наша кошка, наша Мурка принесла нам три подарка:
Трех малышек, трех котят, три подарка есть хотят.
Я принес кусочек мяса, положил сырковой массы,
И не блюдечке немножко со сметаною картошки.
А котята не едят, на еду и не глядят.
Даже выпить молока не хотят они пока.
Трое маленьких котят на подстилке рядом спят.
-Котята подросли и стали проказничать. Однажды с ними произошел такой случай.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котенка.
Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней.
Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Мы напишем изложение этого текста.
-Это текст? Докажите. Что такое изложение? (Излагать – пересказывать прочитанное или услышанное, то что запомнили)
-Определите последовательность частей, чтобы получился текст.
-Назовите его главную тему и главную мысль.
-Кого увидели котята? (мышку) -Что они сделали? (бросились за ней)
-Что сделала мышка? (прыгнула в банку) -Что случилось с мышатами? (стали белыми)
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
-Коллективно по вопросам записывают текст. Обратить внимание на то, что ответ строится из слов вопроса.
Подбор слов: котята – они, мышка – она.
АНАЛИЗ РАБОТ
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ
«ЩУКА И КОТ».
Цели: Закреплять понятие о тексте и его признаков.
Формировать умение составлять текст по вопросам.
Познакомить с особенностью поведения кошачьей породы.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Острые ушки, на лапках подушки, За селом у речки быстрой
Усы, как щетинка, дугою спинка. Сел в засаду кот пушистый,
Днем спит, на солнышке лежит. Притаился на мысу,
Ночью бродит, мышей ловит. (Кот) Держит лапу на весу.
Хвостом виляет, Можно рыб ловить и лапой,
Зубаста, а не лает. (Щука) Только попусту не царапай,
-Определите тему урока. Не кидайся в речку зря,
Жди поближе пескаря.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА Е. Фейерабенд
-Прочитайте текст:
В ведре была щука. Кот Васька учуял добычу. Он сунул лапу в ведро.
-Это текст? Докажите. Что надо сделать, чтобы получился текст?
Работа по вопросам:
-Кто был в ведре? (щука)
-Что учуял Васька? (добычу)
-Куда он сунул лапу? (в ведро)
-Что вы знаете о щуке? (У нее острые зубы)
-Что могло произойти дальше? (Щука схватила кота за лапу).
-Чем могло все закончится? (Васька запомнил эту встречу).
-Как могли развиваться события по-другому? (Обсуждение нескольких версий, выбор общей).
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Работают коллективно, задают вопрос, отвечают; самостоятельно записывают ответы.
Обратить внимание: щука – она, кот Васька – он, котище.
АНАЛИЗ РАБОТ
Заслышать 3-4 работы. Обратить внимание на построение предложений.
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
«КОРМ ПТИЦАМ»
Цели: Уточнить понятия о тексте и связи предложений по смыслу.
Формировать умение записывать текст, определяя последовательность
предложений в тексте.
Воспитывать чувство бережного отношения к птицам; потребность в
заботе о зимующих птицах.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На линейке, как ноты сели и порхают вверх и вниз.
Но играть по этим нотам, не умеет баянист. (Птицы на проводах)
-Определите тему урока.
-Докажите свое мнение.
-Назовите птиц, которые зимуют в наших краях.
-Легко ли им переносить холод?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
Прочитайте текст.
1.В руках у мальчика корм для птиц.
2.Пушистый снег падает на землю.
3.Юра идет в парк.
4.Старый пень весь покрыт снегом.
-Что вы можете о нем сказать?
-Правильно ли вы определили тему? Какова главная мысль текста?
-Что вы можете сказать о мальчике? Как он поступает?
-А чем мы можем помочь птицам, которые зимуют в нашем городе?
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Расположите предложения по порядку.
-Рассмотреть несколько вариантов: 3, 2, 4, 1; 2, 4, 3, 1.
-Изменяется ли смысл текста от порядка предложений в нем?
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Индивидуальная помощь.
АНАЛИЗ РАБОТ
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
«НАХОДКА»
Цель: Учить редактировать текст, заменяя одинаковые слова синонимами и
подходящими по смыслу словами.
Формировать орфографическую зоркость.
Уточнить представления о том, как правильно вести себя, в данной
ситуации (когда увидели, что из гнезда выпал птенец).
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Без рук, без топора, построена изба. (Гнездо)
-Кто строит гнезда?
-Для чего птицы строят гнезда?
-Где обычно они их располагают?
-Можно ли трогать птичьи яйца, которые лежат в гнезде? Почему?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
Прочитайте текст.
Люда собирала в лесу ландыши.
Люда нашла под кустом птенца.
Люда отнесла птенца домой.
Люда кормила птенца мушками и семенами.
-Что собирала Люда?
-Кого она нашла под кустом?
-Куда она принесла птенца?
-Чем его кормила?
-Что вы можете сказать о поступке девочки?
Сделать вывод: Люда поступила неправильно в двух случаях: рвала цветы и отнесла птенца домой. Мама – птица сама нашла бы птенца и помогла ему.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
-Предложите задание к тексту (изменить по смыслу, заменить повторяющиеся слова).
Люда – девочка, она, Людмила.
Птенец – он, его, малыша.
Собирала – рвала, заменить: любовалась – восхищалась.
Дополнить эпитеты: маленький, беззащитный, испуганный птенец,
красивые, белоснежные колокольчики – ландыши.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
АНАЛИЗ РАБОТ
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
«В ЛЕСУ»
Цели: Учить строить предложения, используя данные слова.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здравствуй, лес, дремучий лес! Солнце прячется в тумане,
Полный сказок и чудес! Лес дремучий, до свиданья!
Ты о чем шумишь листвой Защитил ты нас от зноя,
Ночью темной, грозовой? Напоил живой водою.
Что там шепчешь на заре, Дал здоровью свежих сил
Весь в росе, как в серебре? И гостинцем угостил!
Кто в глуши твоей таится, Ты расти на радость людям,
Что за зверь, какая птица? Мы дружить с тобою будем.
Все открой, не утаи. Добрый лес, чудесный лес
Ты же знаешь – мы свои! Полон сказок и чудес!
С. Погореловский.
-Определите тему текста.
-О чем может идти речь в тексте?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ
Прочитайте текст. Предложите задание.
тихо, березки, шелестели, листьями
громко, птенцы, в, пищали, гнезде
под, ждали, кустом, зайчата, зайчиху
ежи, в, шуршали, сухой, траве
-Озаглавьте текст (выбор заголовка): В лесу. Лес. Лесные звери.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА
-Составление предложений, распределение их порядка в тексте.
-Правильно ли вы предположили тему текста? Какова его главная мысль?
-Дополните текст выводом.
ЗАПИСЬ ТЕКСТА
Запись текста по памяти, коллективно отвечая на вопросы:
-Как было в лесу?
-Что делали березы?
-Как вели себя птенцы?
-Кого ждали зайчата?
-Чем занимались ежи?
-Что вы еще хотели бы написать о лесе и его обитателях?
АНАЛИЗ РАБОТ
nsportal.ru
ГКСОУ ВО
«Ратисловская специальная (коррекционная)
школа – интернат 8 вида»
Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности.
1 класс
Тема: Домашние животные. Кошка.
Подготовила
учитель начальных классов
Архипова М.А.
2011 г.
Цель: уточнить и расширить представления о домашних животных на основе знакомства с кошкой.
Задачи:
1. формирование умения составлять описательный рассказ, творческий рассказ;
2. коррекция произвольного внимания, наглядно-образного мышления на основе упражнения в анализе – синтезе, развитие устной речи через ответы на вопросы и составление рассказа, развитие творческой активности через оригами, развитие мелкой и общей моторики;
3. воспитание любви к животным, бережного отношения к ним, формирование эмоциональной адекватности.
Оборудование: картинки с изображением собаки, кошки; ТСО; мяч.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
2.Повторение.
– Ребята, отгадайте загадку:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака.)
(Вывешивается картинка с изображением собаки.)
– Что вы знаете о собаке? Подберите слова – какая бывает собака?
– Какую пользу приносит человеку собака?
– Как мы должны ухаживать за собакой?
Игра «Закончи предложение».
1.Собачке было очень грустно, потому что… (не с кем играть.)
2.Щенок был весь мокрый, так как… (попал под дождь.)
3.Собачка радуется, потому что… (увидела хозяина.)
3. Введение в тему.
Загадка:
Отворилась тихо дверь –
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой. (Кот.)
4. Подготовка к изучению нового материала.
Дидактическая игра «Кого не стало?»
На доске ряд картинок (голубь, волк, лиса, грач, кошка лакает молоко, кошка умывается.) Учитель убирает по одной картинке (глаза у детей закрыты) и спрашивает: «Кого не стало?» Ответы: «Нет голубя», «Нет волка» и т.д. до тех пор, пока не останутся картинки с изображением кошек.
– Кто изображён на картинках?
– Что делает кошка?
– Что вы знаете о кошке?
5. Физкультминутка.
Дети изображают кошку, имитируя её движения, повадки, звуки под музыку.
6. Новая тема.
Рассказ учителя о кошке ( с демонстрацией картинок.)
Кошка – домашнее животное. По размеру кошка небольшая. Её тело покрыто шерстью – мягкой и пушистой. Хвост у кошки длинный, ушки маленькие. Своими лапками кошка может передвигаться практически бесшумно. В этом ей помогают мягкие подушечки. Но если кошка выпускает свои коготки – царапки – берегитесь мыши! Кошки помогают нам, они ловят крыс и мышей, которые разносят различные болезни. Кошка – хищник. Она любит мясо, рыбу, ловит мелких грызунов и птиц. Её родственники: тигры, львы, леопарды, рыси. Но наша кошечка домашняя. Она любит свой дом, своих хозяев, она показывает свою любовь, ласкаясь и мурлыча песенки.
7. Первичное закрепление.
Игра с мячом «Назови ласково».
Кошка – … (кошечка.)
Собака – … (собачка.)
Котёнок – … (котёночек.)
Щенок – … (щеночек.)
Кот – … (котик.)
Игра «Собери картинку».
– Кто у вас получился?
– Дайте кличку своей кошечке.
8. Физкультминутка.
Лапкой моет серый котик
Глазки, ушки, носик, ротик.
Моет кот, старается,
Чисто получается!
Побежал он до ворот,
Заглянул на кухню кот.
Уронил с мукой кастрюлю.
Посмотри, какой грязнуля!
9. Составление рассказа по картинке.
– Кого вы видите на картинке?
– Что делает девочка?
– Опишите кошку.
– Как ещё нужно ухаживать за кошкой?
10. Творческая работа.
Гимнастика для пальчиков (дети поочерёдно, начиная с мизинцев обеих рук, соединяют и разъединяют подушечки пальцев, одновременно проговаривая «Ра-ра-ра-ра»; на слова «Начинается игра» дети одновременно соединяют – разъединяют подушечки пальцев.)
Оригами «Кошечка».
11. Подведение итогов.
Рефлексия.
– Сегодня мне понравилось, как работала Люда. Давайте ей похлопаем. А тебе, Люда, кто понравился? и т.д.
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Цель: продолжать учить строить предложения, сравнивать вопрос и ответ, находить их отличительные свойства; формировать умение делать связные высказывания, составлять вопросы, давать на них полные ответы; развивать устную речь, коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать уважительное, внимательное отношение к окружающим.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– С чего начинается каждый наш урок развития речи? (со скороговорки)
Сегодня мы будем делать речевую разминку таким же способом, как работали со скороговоркой, но проговаривать будем стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Как вы думаете, почему некоторые слова написаны другим цветом?
– Зачем я так написала?
– Почему именно эти слова были выделены?
– Прочитайте только выделенные слова. Что получается? Как вы их понимаете?
II. Составление предложений.
1. Беседа
– В предложении слова могут стоять в любом месте? (нет, предложения строятся по определённым законам)
– Какое слово мы должны искать сначала? (главное слово, которое называет, того о ком или о чём говорится в предложении)
– К каким словам мы ставим вопрос что?, а к каким – вопрос кто?
– Какое слово мы ищем далее? (слово, которое называет действие, которое совершает главное слово)
– На каком месте в предложении могут стоять слова, обозначающие место и время действия?
Надо помнить, что предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место, все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу, предложение должно выражать законченную мысль.
2. Составление предложения из отдельных слов:
искала, мышиные, на, норки, лисица, полях
в, стриж, гнездо, сел, влетел
3. Составление схемы построения предложения
Схема построения предложения.
4. Самостоятельная работа: составить предложение.
в, медведь, сладко, берлоге, спит
Вывод:
III. Физкультминутка
5. Продолжение работы над составлением предложений.
– Сейчас мы попробуем составить предложения, которые содержат глубокий смысл и заставляют нас задуматься о своём поведении, учат нас, как надо вести себя с окружающими людьми. В них не всегда есть главное слово.
добром, платят, добро, за (За добро платят добром)
пожалей ,тебя, ты, пожалеют, и (Ты пожалей – и тебя пожалеют).
человек, по, всякий, дел, познаётся (Всякий человек по делу познаётся)
(После составления каждого предложения проводится работа над содержанием).
Вывод:
– Чему учат нас эти пословицы? Как надо вести себя с окружающими людьми?
IV. Изучение нового материала.
1. Объявление темы и задач.
– Сегодня мы с вами будем учиться строить предложение-ответ на вопрос.
– Какой может быть ответ на вопрос? (полный или краткий)
– Каким из них вы чаще пользуетесь?
– Сегодня мы будем учиться давать полный ответ на вопрос.
2. Сравнение вопроса и ответа.
– Сначала нам необходимо выяснить, чем похожи и чем отличаются вопрос и ответ? Прочитайте вопрос и ответ на него.
Что нарисовал Миша?
Миша нарисовал берёзу.
Вывод: в ответе повторяются слова вопроса; начало ответа строится из последних слов вопроса.
3. Наблюдение за порядком слов в вопросе и ответе.
– Прочитайте вопросы. Что вы заметили? (В начале стоит слово, которое содержит сам вопрос)
Где зимует белка?
На что похоже её гнездо?
Как оно называется?
– Где стоят слова-вопросы?
– Какие ещё слова-вопросы вы знаете?
– Найдите правильный ответ на каждый вопрос.
Оно называется гайно.
Белка зимует в гнезде.
Гнездо белки похоже на шар.
– Где стоят слова-ответы?
– Есть ли в них слова из вопроса?
– Как построен ответ?
Вывод: слово-вопрос стоит в начале предложения, а слово-ответ – в конце; при составлении ответа используются слова вопроса.
V. Физкультминутка.
Игра “Пожалуйста”. Правила: учащиеся выполняют приказ учителя только тогда, когда он сказал волшебное слово “пожалуйста”.
VI. Работа над составлением вопроса и ответа.
1. Беседа о диалоге.
– Когда чаще всего человек задает вопросы? (во время разговора с другими людьми).
– Когда вы читали азбуку, то знакомились со словом, которое обозначает разговор двух и более человек. (диалог)
– Как называются слова каждого из участников диалога? (реплики)
– Реплики надо читать по очереди.
Чтение шуточного диалога учащимися в парах (на карточках). Учитель напоминает о соблюдении интонации вопроса и ответа при чтении.
1.
– Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
– Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу.
2.
Ира просит:
– Ёжик, ёж, ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под ёлки:
– Ниток нет – одни иголки.
3.
– Воробей, чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
– Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
4.
– Ручеёк, куда спешишь?
– К речке, к речке, мой малыш!
– Ручеёк, когда ты спишь?
– Никогда не сплю малыш.
2. Составление ответа на вопрос.
– Коллективная работа:
Что наступает после зимы?
Как зовут друга Чебурашки?
Что любит кушать Вини Пух?
3. Работа с дидактическим материалом
ПРОЧТИ, СПРОСИ, ОТВЕТЬ.
Жора нашёл под пнём норку ежа. Там лежали пять ежат. Они ждали маму. Жора только погладил ежат и ушёл. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Жора опять прибежал к старому пню, там ежат уже не было. |
Кто…? Чью …? Кто …? Что делали …? Кого …? Кто …? Кого…? Что сделал …? Кому …? Кого …? Кто …? Кого …? Когда …? |
У Вити много книжек. Они лежат на этажерке. Витя бережёт книжки. Иногда он даже меняет на них пожелтевшие обложки. |
У кого …? Чего …? Где …? Кто …? Что …? Что …? |
У Жени плюшевый медвежонок. Женя никогда не обижает его. |
У кого …? Что есть …? Кто …? Как относится …? |
4.Самостоятельная работа в парах:
Письменно задать вопрос соседу по парте, и ответить на вопрос соседа.
V. Итог урока.
– Чему мы научились сегодня?
– Как надо строить предложение?
– Как правильно дать полный ответ на вопрос?
21.01.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
1 класс.
Урок по развитию речи.
Тема: Опорные слова. Составление текста.
Цели и задачи урока:
– обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаков, закрепить понятия «текст», «тема текста» и «главная мысль»;
– познакомить детей с новым понятием «опорные слова»;
– научить составлять текст, озаглавливать его;
– способствовать развитию умения работать в парах, микрогруппах;
– умение создать ситуацию успеха на уроке;
– развивать мышление, память, внимание, речь, воображение;
– воспитывать коммуникабельность, организованность.
Оборудование:
Текст, Тема, Главная мысль, Опорные слова.
– комплект карточек со словами для составления предложения;
– комплект из трех карточек с названиями текста.
Ход урока.
– Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. Давайте покажем как мы работаем на уроке и чему уже научились.
– Сегодня на уроке по развитию речи, вы узнаете много нового и интересного, научитесь составлять текст, а помогут вам в этом волшебные слова – помощники, которые называются «опорными словами».
– Для начала давайте представим следующую картину: утром вы молча встали, умылись, оделись; молча пошли в школу; молча посидели в школе, посмотрели друг на друга и молча вернулись домой.
– Хорошо ли вам было? (плохо)
– А когда человеку становится хорошо, интересно? (когда человек разговаривает, общается, узнает что-то)
– А как называется все то, что мы говорим? (речь)
– Какая бывает речь? (письменная и устная)
– Для какой речи нужны: телефон, ручка, микрофон, мел, карандаш? (дети отвечают хором)
– Какая речь является устной?
– Какая речь называется письменной?
– А из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Что выражает предложение? (законченную мысль)
– Прочитайте.
(на доске группа предложений и текст)
– Какую из записей можно назвать текстом? (2) Докажите.
Чтение таблицы хором: Текст – это группа предложений …
– Предложения в тексте объединяются одной темой.
– Что такое тема? (читают хором) Тема – это о ком или о чем говорится в тексте.
– Определите тему этого текста. (о зайке)
– Ребята, а теперь подумайте: о зайке можно рассказать многое, а что говориться в нашем тексте о зайке (шуба белая, зайку не видно)
– Что мы сейчас определили? (главную мысль)
– А что такое главная мысль? Чтение хором: Главня мысль – это, что говорится в тексте о предмете.
-Молодцы.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом, (прыжки на одной ноге)
Приглашая нас в свой дом. (прыжки на другой ноге)
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех. (бег на месте)
Побежим скорее в класс.
Там, послушаем рассказ.
– Ребята, вы сказки любите? (да)
– И я их очень люблю.
– Сейчас поиграем в игру «Угадай сказку».
-Молодцы!
– Давайте еще поиграем. Игра называется «Добавь слова».
– Старик, старуха, испекла, …
– Теремок, мышка, лягушка, …
– Как вы угадали сказки? (помогли слова из этих сказок)
– Слова, по которым легко угадать текст, называются опорными словами.
Вывешивается табличка «Опорные слова». Дети хором читают определение.
– Опорные слова это слова помощники, без которых нельзя обойтись при составлении текста.
– Давайте-ка мы с вами сегодня выступим в роли авторов и составим свой текст. Но прежде вы должны выполнить одно очень интересное задание.
Работаем в парах.
– Достаньте из конверта №1 карточки со словами. (их шесть штук)
– Прочитайте слова и составьте предложение.
– Прочитайте свои варианты.
Жили в курятнике курочка и цыплята.
– О ком говорится в предложении?
– Что о них говорится?
– А что еще можно рассказать о курочке и цыплятах? (описать внешний вид, рассказать об их семье, а может с ними что-то произошло, попали в какую-то историю).
– Об этом нам расскажут сюжетные картинки.(Открываю сюжетные картинки)
– Рассмотрите их и скажите, что же произошло с цыплятами. (испачкались)
– Вы определили главную мысль нашего текста.
– А сейчас мы будем его составлять.
– Для составления рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Кто вспомнит, как называются эти слова? (опорные слова)
Вывешиваю слова под первой картинкой.
-Итак … Жили в курятнике курица и цыплята
Далее поочередно вывешиваю опорные слова, а дети составляют предложения используя их.
Пошли Вдруг Вылезли
Клевали Увидели Испугалась
Влезли
– Молодцы! Хорошо поработали!
– Давайте отдохнем.
(включаю магнитофон, дети кладут голову на руки)
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись, улыбнулись.
– Отдохнули?
– А какой же рассказ у нас получился?
– Кто повторит весь текст?
– Я, я! (выскакивает ученик в шляпе Незнайки)
– Я все записал. Вот какой у меня получился хороший рассказ.
Незнайка выводит группу ребят. У каждого из них полоска бумаги с предложением. Предложения перепутаны. Дети читают их и переставляют ребят по порядку.
Текст на полосках.
Жили в курятнике курочка и цыплята.
Однажды они пошли гулять.
Цыплята клевали вкусную травку.
Вдруг они увидели трубу.
Желтые комочки влезли в трубу.
Вылезли из трубы черные галчата.
Испугалась курица: где же мои дети.
(полоски крепятся на доску)
– Прочтите еще раз.
– Можно ли назвать прочитанное текстом? (да) Докажите.
– Определите тему этого текста.
– Определите главную мысль.
– Если это текст, то его можно озаглавить.
– Возьмите конверт №2, достаньте три карточки с разными заголовками и выберите наиболее точное заглавие.
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
– Покажите что выбрали. Почему?
– В заголовок берется либо главная мысль, либо тема.
– Заголовок «Курица и цыплята» прикрепляю к доске.
– А сейчас проведем самостоятельную работу. (работаем в группах, каждая группа получает карточку с заданием)
Задание для первой и второй группы – озаглавить текст
Третья и четвертая группы – определить тему и главную мысль текста.
Пятая и шестая группы – по опорным словам определить произведение.
– Итак, заслушиваем ответы групп.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке. Какое задание было самым интересным. Кто доволен своей работой на уроке.
Урок окончен, спасибо за работу.
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
и курочка в цыплята курятнике жили
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Курица и цыплята. Труба. Где же дети?
Карточка 1.
Прочитать текст, озаглавить его.
Встретились на узкой тропинке две козочки. С одной стороны – глубокий ров, а с другой стороны – высокая и крутая гора.
Никак не разойтись.
Постояли они, подумали-подумали. А потом одна козочка стала на колени и прижалась к горе.
Тогда другая осторожно переступила через неё, а та , что лежала, поднялась и пошла своей дорогой.
Карточка 1.
Прочитать текст, озаглавить его.
Встретились на узкой тропинке две козочки. С одной стороны – глубокий ров, а с другой стороны – высокая и крутая гора.
Никак не разойтись.
Постояли они, подумали-подумали. А потом одна козочка стала на колени и прижалась к горе.
Тогда другая осторожно переступила через неё, а та , что лежала, поднялась и пошла своей дорогой.
Карточка 2.
Прочитать текст. Определить тему и главную мысль.
Встретились на узкой тропинке две козочки. С одной стороны – глубокий ров, а с другой стороны – высокая и крутая гора.
Никак не разойтись.
Постояли они, подумали-подумали. А потом одна козочка стала на колени и прижалась к горе.
Тогда другая осторожно переступила через неё, а та , что лежала, поднялась и пошла своей дорогой.
Карточка 2.
Прочитать текст. Определить тему и главную мысль.
Встретились на узкой тропинке две козочки. С одной стороны – глубокий ров, а с другой стороны – высокая и крутая гора.
Никак не разойтись.
Постояли они, подумали-подумали. А потом одна козочка стала на колени и прижалась к горе.
Тогда другая осторожно переступила через неё, а та , что лежала, поднялась и пошла своей дорогой.
nsportal.ru