Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Физминутка | Словесный, наглядный (слово учителя, беседа, загадка) Коллективная, практический | Слайд 1 – Прошло время с нашего прошлого посещения города мастеров . Где мы были, на каких улицах? (смотрим на карту на стене. Были на улице постройки, на улице изображения) – На какой улице еще не были? (улица украшения) – Для того, чтобы на нее попасть, нам нужно включить светофор. (карточки цветов светофора со словами, которые нужно повесить на доску) – А на какой свет светофора нужно переходить дорогу? Красные карточки: мастерская, мастер. Слайд 2, 3. – Что это за слова? Мастерская – место, где что-то мастерят, изготавливают. Мастер – человек , который работает в мастерской. Желтые карточки: гончар, глина. Гончар- человек, который делает посуду из глины. Слайд 4, 5. Глина – природный материал. Свойства глины – мягкая, пластичная. Эти свойства глины необходимы гончару. Благодаря этому он может создавать посуду , вазы, игрушки. – Что еще обладает похожими свойствами вы узнаете, если отгадаете загадку. Я слеплю кого угодно: Волка, куклу в платье модном. На уроке мы творим. Очень нужен … (Пластилин) – Зеленая карточка: пластилин. Пластилин – пластичный материал для лепки. А с каким жителем города мастеров мы познакомились в прошлый раз? (Волшебник – Пластилин) Почему же пластилин волшебник? – У меня в руках брусок пластилина. И что, из этого бруска можно лепить? Он же твердый! (Дети отвечают, как сделать пластилин мягким) Тема нашего урока: «Пластилин-Волшебник» В прошлое наше путешествие мы были в цехе производства. В цехе производства мы делали заготовки для наших будущих ваз. Можем мы назвать ее готовым продуктом? (почему нет?) Сформулируем цель нашего урока: Украшение вазы Что мы должны сделать для достижения нашей цели? Мы прошли долгий путь, отдохнем немного. На красный свет нужно стоять на носках на месте, На желтый хлопать в ладоши, а на зеленый – шагать на месте. Повторяйте за мной Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Желтый свет-предупрежденье: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! | Рассматривают наглядности Смотрят на карту , делают вывод Работают с карточками Отвечают на вопросы учителя Отгадывают загадку Предлагают свои ответы на поставленные вопросы учителя В ходе беседы с учителем определяют тему урока, задачи для выполнения цели Выполняют движения под руководством учителя | Эмоционально воспринимают беседу с учителем. Учатся высказывать свои версии и предположения. С помощью учителя учатся делать выводы, объяснять свой выбор. Учатся слушать и слышать учителя и одноклассников, обсуждать. Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке | Беседа по вопросам, работа с презентацией, загадка. Правильное выполнение движений |
| Групповая. Словесный, практический. Беседа, творческая работа. | Посмотрите на свои рабочие места. Что нам необходимо для работы с пластилином) (Доска, пластилин, стека, тряпка) – Расскажите, какие правила работы с пластилином нужно соблюдать.
( На доску сама)
Ребята, на прошлом уроке мы с вами были в мастерской и делали вазы. Еще раз посмотрите на ваши заготовки. Чего в них не хватает? (Они не украшены) А кто украшает изделия? (Оформитель, декоратор) Наш друг Пластилин советует нам открыть учебники на стр. 28. Обратите внимание, чем можно украсить вазы? Какие узоры можно подобрать для украшения? – На ваших столах лежит все необходимое для оформления наших ваз. (бусины и т.д.) На доске виды орнаментов для ваз. | Осознанно выполняют технологические операции. Повторяют технику безопасности при работе с пластилином. | Развивают мелкую маторику, глазомер, умение сравнивать. Учатся работать в группе. Используют имеющийся опыт и знания. Учатся радоваться вместе и радовать других. | Практическая работа. | 4.Итог урока | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа. | Наш друг, Пластилин, решил проверить, как вы запомнили все, что узнали из нашего путешествия. На доске нарисована Ваза, закрытая 3 листами бумаги.
Давайте порадуем нашего друга – Волшебника, и сделаем выставку наших работ. После выставки вы сможете подарить ваши вазы друг другу. (Цех готовой продукции) | Отвечают на вопросы учителя. | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Презентуют творческую работу. | Практическая. | 5.Рефлексия. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | – Оцените качество своей поделки. – Что, на ваш взгляд, особенно хорошо у вас получилось? – Что бы вам хотелось исправить? – Чью поделку вы считаете лучшей? Почему? – Что больше всего понравилось на уроке? Заканчивается наше путешествие по Городу мастеров и Пластилин хочет вас спросить где полученные знания могут пригодиться нам в жизни? Убедились, что, только работая вместе мы можем добиться успеха? Получили ли вы удовольствие от путешествия? Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам |
nsportal.ru
Технология 1 класс
Тема: Материалы для лепки. Что может пластилин?
Цели: познакомить детей со свойствами пластилина; раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «сборка»; учить работать по плану.
Обучающие:
Формировать правильные приемы лепки из пластилина.
Учить работать по образцу и самостоятельно.
Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к пластилину, самостоятельность в работе, терпение, аккуратность, активность.
Оборудование: пластилин, подкладная дощечка, стеки, разрезные буквы: Л, П, А, Н, И, JI, С, Т, И, картинки бабочек, на доске записано название изделия, правила поведения при работе с пластилином.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
2.1. Беседа
– Что вы знаете о насекомых? (Высказывания детей.)
Половину видов животного мира составляют насекомые. Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. Например, саранча может достигать 33 см в длину; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; овод может летать со скоростью 50 км/ч.
– Каких насекомых вы можете назвать? (Ответы детей.)
2.2. Самоопределение к деятельности
Попробуйте из данных букв выложить слово. Какое слово у вас получилось? (Пластилин.)ЛПАНИЛСТИ
– Сегодня мы будем работать с этим материалом. А что будем из него делать, узнаете, если отгадаете загадку.
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
“Да ведь это …
(Бабочка)
– Предположите, что мы будем делать на уроке. (Наверное, лепить из пластилина бабочку.)
Работа по теме урока
Рассмотрите картинки разных бабочек, как они называются.
Работа по учебнику
– Рассмотрите фотографии. Назовите материалы. (Глина, пластилин.)
– Какими одинаковыми свойствами они обладают? (Они пластичны, из них можно лепить.)
– Глина — природный материал для лепки. А пластилин? Прочитаем об этом в «Словарике юного технолога» на с. 126. (Пластилин — искусственный материал для лепки.)
Пластилин — пластичный материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения эскизов, небольших моделей, произведений малых форм.
– Кто уже знает, как называются инструменты, которые нам помогают при работе с пластилином? (Стеки.)
– Рассмотрите их на с. 17 учебника.
– Рассмотрите приемы работы с пластилином на с. 18—19. Расскажите по очереди друг другу правила работы с пластилином. Какой прием непонятен?
– Кто уже работал с этим материалом? Расскажите по своему опыту, какие правила работы с пластилином нужно соблюдать. (Ответы детей.)
«Физкультминутка
4. Презентация образца. Последовательность выполнения.
5.Творческая работа
Дети самостоятельно выполняют свое изделие.
Рефлексия
– Что было трудным?
Оценка своего изделия
Выставка работ
(Дети выходят к доске с поделками по рядам.)
– Какая поделка вам больше всего понравилась? Почему?
Итог урока
– Какие приемы работы с пластилином вы запомнили?
infourok.ru
Конспект занятия «Рисуем пластилином»
(техника пластилинография)
Разработчик: Кузьменко татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества № 4»
Цель: создание в технике пластилинографии рисунка. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.
Познакомить с приемом «смешения» двух цветов пластилина.
Задачи: Закреплять умение учащихся работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
Материалы и оборудование:
– плотный цветной картон;
– пластилин разных цветов;
– стека;
– влажная салфетка;
– трафарет рисунка.
Ход:
Организационный момент
-Здравствуйте!
Мы с вами будем раскрашивать трафареты, но раскрашивать мы будем не карандашами и фломастерами, а пластилином. Это техника называется пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого выполняется работа, а «графия» – создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых предметов.
Практическая часть.
Педагог предлагает внимательно рассмотреть трафарет, который лежит у них на столе, и обращает внимание на нарисованное. На демонстрационной доске педагог показывает «закрашивание» рисунка, используя прием «растирание» (от предварительно разогретого в руках пластилина отщипываются маленькие кусочки и растираются по поверхности трафарета, не выходя за контуры рисунка). Начинать раскрашивание нужно с мелких деталей рисунка.
Учащиеся выполняют это задание, педагог следит за процессом выполнения, помогает затрудняющимся.
-Вот все раскрасили свои рисунки. Теперь будем их оформлять. У вас на столе лежит картон и цветная бумага. С начало к трафарету со стороны пластилина приклеиваем цветную бумагу, затем к цветной бумаге приклеиваем картон. Задник нашей картины готов. Переворачиваем. Будем украшать лицевую часть картины. Делать рамочку. Из гофрированного картона вырезаем полоски шириной 1 см. По длине вашего картона. У вас 2 полоски короткие, а две длинные. Приклеиваем их на края трафарета. Все наша картина готова.
Итог занятия:
После завершения педагог предлагает учащимся выложить свои работы на демонстрационный стол, где их рассматривают, оценивают. Отмечаются наиболее удачные варианты выполнения, аккуратность выполнения работы.
infourok.ru
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: познакомить с материалом для лепки – пластилином, его свойствами (цвет, пластичность, состав – воск, глина, краски), с инструментами, используемыми при работе с пластилином; формировать навыки работы с пластилином (приемы работы, использование инструментов), развивать творческие способности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают свойства пластилина, приёмы работы с ним, используемые при этом инструменты и приспособления.
Мета предметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно полно и точно выражать свои мысли, умеют вести дискуссию, уважая при этом позиции всех участников диалога; эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, принимают и осваивают роль обучающегося, понимают важность овладения трудовыми навыками, проявляют интерес к предмету.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
III. Первичное закрепление знаний.
Практическая работа.
Учащиеся под руководством учителя с опорой на плакат или с. 18 учебника выполняют данные приёмы работы с пластилином:
а) при помощи стеки отрезают кусочки пластилина,
б) разминают один кусочек,
в) раскатывают (в виде колбаски),
г) слепливают концы (в виде кренделька),
д) сплющивают,
е) вдавливают,
ж) скатывают,
з) перекручивают,
и) прищипывают,
к) вытягивают.
Работа строится следующим образом:
– учитель разбирает один из изображённых приёмов на плакате,
– показывает его выполнение детям,
– дети выполняют приём самостоятельно, контролируя друг друга в парах.
После того как дети самостоятельно выполнили все приёмы, можно провести работу, выявляющую, насколько они усвоили тот или иной приём.
Данную работу можно построить так:
I вариант: учитель показывает изображённый на плакате приём и просит детей назвать его.
II вариант: учитель называет приём и просит детей изобразить его с помощью пластилина (вылепить).
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Чему научил сегодняшний урок? Какие открытия сделали? Где могут пригодиться полученные сегодня знания? Оцените свою работу.
– Кто считает, что трудился сегодня в полную силу? У кого всё удалось?
– Кому нужно ещё поупражняться, чтобы работа получилась качественной?
– Хотели бы вы кому-то передать знания, полученные сегодня на уроке?
Дополнительный материал к уроку
В ПАЛЬЦАХ ТЕПЛЫЙ ПЛАСТИЛИН…*
В пальцах теплый пластилин…
В нем плетенье летних листьев,
Виноград в янтарных кистях
И гуляющий павлин.
В нем серебряный цветок
И зверек, прижавший ушки,
В нем яйцо в гнезде кукушки
И любви живой росток.
В нем…
Ольга-Мария Нехорошева
ПЛАСТИЛИН
Мне купили пластилин,
Чтобы я сидел один.
Чтобы маме не мешал
И сестру не обижал.
Я помял его немножко,
Лапки, хвост – похоже, кошка.
Взял еще один кусок,
Ушки, нос… готов щенок.
Я полдня зверей лепил
И во двор не выходил.
Подарю сестре и маме,
Пусть они увидят сами,
Как я сильно их люблю,
Что зверей для них леплю!
Ирина Винникова
ЛЕНИВЫЙ ПЛАСТИЛИН
Трудно мнётся, туго гнётся,
Он лепиться не даётся!
Вот вам и нелепица –
Пластилин не лепится!
То ли мальчик нерадивый,
То ли пластилин ленивый…
Анастасия Орлова
ПЛАСТИЛИН
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно – поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.
Лена Серебрякова
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА…
Я леплю из пластилина
Всё, что только захочу:
Захочу – слеплю машину,
Мне такое по плечу.
Вылеплю из пластилина
Разноцветных лошадей
И на их широких спинах
Рассажу богатырей.
Вылеплю из пластилина
Моря синего залив.
Там весёлые дельфины
Разрезвились, к нам приплыв.
На деревьях фрукты зреют…
Я любуюсь на красу:
Пластилиновые звери
В пластилиновом лесу.
Владимир Полторжицкий
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА…
Я леплю из пластилина
Шарик, мячик и пингвина…
А вот это – бегемотик.
У него большой животик.
Пластилиновые ушки
Шевелятся на макушке,
Пластилиновые ножки –
Топа-топа-топаножки.
Глазки хитрые блестят,
Зубки травкою хрустят.
Ешь побольше, бегемотик, –
Будет больше твой животик.
Тата Софинская
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПЛАСТИЛИН
Мама Поле подарила
Разноцветный пластилин.
Поля из него слепила
Волка, зайца рядом с ним.
А потом ещё лисицу
И колючего ежа,
Слоника, медведя, птицу –
То ль синицу, то ль чижа.
Их на столик посадила,
Папу с мамой позвала.
Ну и звери, что за диво,
Чудеса… Ну и дела!
Хвост зелёный у лисицы,
Жёлтый носик у ежа,
Клюв оранжевый у птицы –
То ль синицы, то ль чижа.
Синий мишка с красным зайцем,
Рыжий слон среди зверей.
Ну чему ж тут удивляться?
Так, конечно, красивей.
Е. Болдырева
ПЛАСТИЛИН
Я леплю гиппопотама –
Получается медведь.
Он упрям, и я упряма,
И меня не одолеть.
Пластилин в руках стремится
Сделать всё наоборот.
Я леплю как будто птицу –
Получился бегемот.
Вот!
М. Казаринов
pourochnye-plany.ru