Министерство образования науки РД
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРОЕКТ
По окружающему миру
на тему:
«Моя Родина -Дагестан»
Выполнил: ученик 4 «а» класса
МКОУ «СОШ № 9» Кайравов Имамдин Маратович
Проверила: Кадакаева Саида Камиловна
Хасавюрт 2019 г.
«Моя Родина – Дагестан»
Цели:
Познакомитьcя республикой Дагестан, с природными богатствами, достопримечательностями;
Воспитать в себе любовь к родному краю, бережное и чуткое отношение к природе, чувство гордости и патриотизма;
Родина. Это самое великое, самое дорогое, что есть у человека. Это родители, друзья, родной дом, своя школа. Наша Родина – великая страна Россия. На одном краю России начинается утро, а на другом уже наступил вечер. На севере России земля покрыта снегом, реки, озера – льдом , а на юге в это время поют птицы, цветут сады, ярко светит солнце. Наша страна объединяет более ста народов. Вот какая наша необъятная Родина –Россия! У каждого человека, живущего в России, есть своя малая Родина.
. Дагестан – это древнее название нашего родного края.
Дагестан означает «Страна гор». «Даг» – гора, «стан» – страна. На языках народов Дагестана слово «Дагестан» звучит удивительно красиво…»
Мне ль тебе Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Расул Гамзатов
География
Где находится твой Дагестан? – спросили у одного горца.
– Над и под крылом орла, – ответил горец.
Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось отвечать на вопрос о том, где находится Дагестан, вышесказанными словами горца.
Дагестан находится на материке Евразия, на стыке границ частей света Европы и Азии. Большая часть республики расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта. Другая, малая часть, раскинулась вдоль побережья Каспийского моря., мы наверное, редко выезжаем из своего села, района, за пределы республики. И думаем, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа. По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы, как Дания, Швейцария, Бельгия, Албания и другие. Дагестан – самая южная окраина России, которая сегодня к тому же является приграничной частью страны.
Столица Дагестана
( г. Махачкала, промышленный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. До 1922г. назывался Петровск Порт, с 1922г переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева) : В республике 42 муниципальных района, 1618 населенных пунктов и поселков городского типа.
Богатства родного края
Широкое распространение имеют пески, гравий, известняки, галечник. Имеются также каменный уголь, железная руда, торф, сера, нефть.
На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников, большая часть которых представлена сероводородными и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо- бромные и другие источники. Большинство из них используются в виде ванн для лечения многих болезней.
– Богат наш Дагестан животными и растениями.
Животные : Звери – дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие . Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и другие.
В Каспии насчитывается 76 видов рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.
Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений – подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник, крапива, лопух и др.
Чудеса света Дагестана
Дагестан называют «музеем под открытым небом», «географической лабораторией», « геологическим музеем». И это вовсе не преувеличение, так как Республика Дагестан может похвастаться альпийскими лугами, березовыми рощами, живописными долинами, … Здесь воочию можно увидеть реликтовые леса на Гунибском плато, побывать в субтропическом заповеднике в дельте реки Самура, узнать, что Гимринский каньон второй в мире по глубине (после Колорадского в США), а Кумторкаминский бархан Сары – Кум (252метра) самый высокий в Европе.
Говоря о чудесах дагестанской земли хочется рассказать о некоторых уникальных памятниках природы. Чудом из чудес является малоизвестная Карадахская теснина. Ее так и называют – «Ворота чудес». Расположена она между Гунибским и Хунзахским районами. По дну теснины течет небольшая речушка. Попавшему сюда из ущелья кажется, что он оказался в очень узком тоннеле или холодильной камере. Только представьте себе: мрак и прохлада, тишина, нарушаемая лишь журчанием речки, эхо даже от шепота, отполированные
водой камни, редкие лучи солнца, проникающие сквозь почти сомкнутые верхушки скал…
Одной из самых известных в Дагестане является пещера Дюрк. Она находится на окраине аула Хустиль Табасаранского района, на отвесном склоне на высоте 400 метров. Ведет туда очень узкая тропа. В пещере Дюрк два зала – один над другим. Верхний зал побольше, его высота около 7-8 метров, а ширина 4,5 метра. Пещера эта сухая, а стены гладкие. Считалось, что именно здесь проходили религиозные обряды, хранились древние книги на неизвестном языке, меч арабского предводителя и даже древнейший экземпляр Корана.
А вот еще один пример того, что Дагестан недаром называют не только страной гор, но и преданий. Здесь есть даже свои Ромео и Джульетта. Над Гунибом высится скала, имеющая поэтическое название «Спящая красавица» Народная легенда гласит, что давным-давно красавица ханская дочь полюбила, как водится, себе неровню – бедного чабана. Речи о браке и быть не могло, ведь хан обещал свою дочь в жены юноше из богатого и знатного рода. По существующим обычаям, дочь не могла перечить отцу. От безысходности девушка бросилась вниз с Гунибской скалы. Ее бедный возлюбленный, узнав об этом, прыгнул вслед за ней. С тех пор и хранит гора над Гунибом очертания прекрасного женского лица, а Кегерское плато – лик несчастного юноши.
Есть на земле Дагестана «поэтическая скала ». Не удивляйтесь! Ее вершины четко воспроизводят профиль поэта А.С.Пушкина.. До чего же это интересно и необычно! Но нашлись люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они начали разработку камня на скале и успели немного повредить уникальные очертания, но, к счастью, вовремя вмешалась избербашская организация охраны природы, и расхищение природного чуда было предотвращено.
И как можно не упомянуть такой райский уголок, как Самурский лес – единственный субтропический лиановый лес в России Он находится в дельте второй по величине реке Дагестана – Самуре. Лес состоит из множеств а различных деревьев, растущих так густо, что и днем здесь царит полумрак (граб кавказский, дуб черешчатый, ольха бородатая, грецкий орех и многие другие, обвитых лианами сасеяпариля, лесного винограда, ломоноса восточного, плюща). Интересно, что некоторые из лиан – вечнозеленые, так что этот лес прекрасен в любое время года.
Я горжусь тем, что родился в Дагестане. Мой край расположился на самом юге России и занимает огромную площадь. Столица моей родины — замечательный город Махачкала. Вся республика — это невероятно красивая местность, изысканная культура и добрый, отзывчивый народ.
В Дагестане издавна мирно живут более сотни народов. Именно из-за этого разнообразия наши люди говорят на множестве разных языков: татском, чеченском, арийском, лезгинском, русском, аварском, кумыкском и других. Радио, телевидение и СМИ так же освещают последние события и проводят программы на этих наречиях.
Мне нравится, что в моем краю больше всего ценится человеческое достоинство. С самого детства нас учат беречь честь и благородство, ведь это главное, что есть в душе и будет оставаться там до самой старости. Немаловажна для нас и семья. Как бы ни складывалась наша жизнь, мы всегда помним о родне. Считается, что все о человеке можно узнать лишь по тому, как он относится к своей семье.
У нас есть множество традиций, которые характеризуют дагестанцев со всех возможных сторон. Во-первых, мы ценим нашу религию, Веру, а потому прежде, чем кушать, мы просим Аллаха благословить еду. Во-вторых, мы ценим настоящий, честный человеческий труд. Именно поэтому каждый раз, когда нам встречается работник, мы всегда желаем ему хорошего дня и плодотворной работы. И в-третьих, дагестанцы так любят свою Родину, что все свои чувства вкладываем в искусство. В нашей культуре есть огромное множество стихов, песен, басен, поговорок и картин, посвященных Дагестану.
Я горжусь тем, что я — дагестанец. Мне радостно от осознания того, что мне есть что сказать о своей Родине. Это огромное счастье, что мне довелось родиться в такой сильной духом республике, и каждый из нас помнит о том, что мы — русские.
Муниципальное образование «город Дагестанские Огни» создано в 1991 г. Город расположен на берегу Каспийского моря, в 118 км от Махачкалы. Через него проходит федеральная трасса «Кавказ». Протяженность дорог общего пользования составляет 138,5 км, из них с твердым покрытием — 90%.
Историческая справка. До 1991 г. город назывался поселок Дагестанские Огни и появился благодаря стекольному заводу — градообразующему предприятию. Завод и поселок Дагестанские Огни были построены буквально на пустом болотистом месте, именуемом тогда Огнинским полустанком, через который проходила железнодорожная ветка, связывающая Закавказье с Центральной Россией и Европой.
Городу — 17 лет, но поселку Дагестанский Огни около 100 лет. По преданию, в свое время «горячие» земли отпугнули войска Тамерлана и Чингизхана, которые шли на север. Эти места давали приют путникам, которые на ночь разводили костры. Часто пламя костров расходилось по трещинам в почве, отчего путники убегали в суеверном страхе. Такое «чудо», по всей видимости, и дало название местности — Огни, в последующем — Дагестанские Огни.
В 1922 г. Совет Народных комиссаров РСФСР принял решение о строительстве нового механизированного завода для производства стекла и бутылок. В феврале 1926 г. стекольный завод «Дагестанские Огни» вступил в строй и начал давать продукцию.
Поселок Дагестанские Огни был известен по всей России и даже в Европе еще до того, как образовалась РеспубликаДагестан.
В городе дважды побывал «всероссийский староста» М.И. Калинин.
Последние годы в городе произошли существенные изменения: он значительно расширился за счет строительства частного сектора. Крупным событием в обеспечении работой трудоспособного населения является второе рождение в 2005 г. стекольного завода — ОАО «Дагстекло». В мае 2005 г. на форуме, проходившем в Махачкале, город был признан инвестиционно-привлекательным, поскольку в нем есть все условия для притока капитала.
По итогам Республиканского конкурса за звание «Самый благоустроенный город Республики Дагестан 2000 года» город Дагестанские Огни награжден дипломом 3-й степени.
Площадь территории города составляет 9,3 кв. км.
Население. Численность постоянного населения составляет 25,9 тыс. человек; плотность — 2784,3 человека на 1 кв. км. Национальная структура населения (по переписи 2002 г.): табасаранцы — 35,5%; азербайджанцы — 26,3; лезгины — 22,2; даргинцы — 8,3; агулы — 3,5; русские — 1,9; кумыки — 0,8; рутульцы — 0,3; лакцы — 0,2; аварцы — 0,1%.
Хозяйственная специализация. Промышленность города представлена стекольным заводом «Дагестанские Огни», ОАО «Подшипниковый завод № 22», несколькими ООО «Огнинская ковровая фабрика» и Огнинский хлебозавод, а также небольшими предприятиями.
Транспорт. Городской транспорт — автобусы и троллейбусы.
Городская инфраструктура. Общая площадь городского жилищного фонда — 486,8 тыс. кв. м, в том числе: государственная — 3,1 тыс. кв. м, муниципальная — 6,7 тыс., частная — 477,0 тыс. кв. м.
Уровень благоустройства города составляет при наличии: водопровода — 95,3%; канализации — 95,1; центрального отопления — 93; газа —
Имеются центральная городская больница, 2 поликлиники. Функционирует пансионат для престарелых и инвалидов.
Образование, культура. В городе действуют 11 школ, 4 детских дошкольных учреждений, 2 профессиональных училища, детская школа искусств, музыкальная школа. Имеются Республиканская школа циркового искусства, краеведческий музей, 2 библиотеки.
Спорт. Работают 4 детско-юношеские спортивные школы.
Достопримечательности. Город интересен вспыхивающими факелами огня, источником которых является природный газ.
Потенциал развития. В производственной сфере: реконструкция стекольного завода, реконструкция и расширение подшипникового завода, техническое перевооружение ковровой фабрики, строительство цеха по изготовлению тротуарной плитки, реконструкция хлебозавода. В жилищно-коммунальном хозяйстве: строительство очистных сооружений, установка малых автономных котлов на природном газе для теплоснабжения многоэтажных домов, реконструкция магистральных городских водопроводных сетей, утилизация бытовых отходов (мусороперераба-тывающий завод). В социальной сфере: строительство поликлиники, детского сада, школы, спорткорпуса кдвум школам.
Расширение и реконструкция телефонной сети города до 6 тыс. абонентов.
Кумух – одно из древнейших сел республики. Раскинулось оно в самом сердце горного Дагестана. Кумух издревле считался родиной славных ювелиров, кузнецов, каменщиков, оружейных дел мастеров. Красивая живая природа, гостеприимный народ, старинные и современные памятники архитектуры – все это про Кумух. Безработица, отсутствие элементарных бытовых условий – это, к сожалению, тоже сегодняшняя кумухская действительность. Правда, в Новом Кумухе (часть села), который охотно обживается сельчанами в последние годы, проблем с коммуникациями практически нет. Недостает только газа. В одно время ходили разговоры, что будут прокладывать газопроводную линию, но увы. А в Старом все по-прежнему. Газовые баллоны, сахар, муку приходится доставлять на тележке – проезда к дому, позволяющего протиснуться даже самой малогабаритной машине, нет. Мой отец, который с годами не становится моложе, вынужден ходить за водой почти за два километра от дома. И так каждый день. Летом еще ничего, а зимой в Кумухе гололед – опасно. Жить в подобных условиях тяжело. Люди тем не менее живут.
Проблем много, и все они, что называется, на виду. Знаю о них не понаслышке, хотя нечасто выбираюсь в село. С каждой новой поездкой я вижу все меньше знакомых лиц: кумухцы чуть ли не поголовно (особенно молодежь) уезжают в Махачкалу. Поступив в вуз и отучившись, они не торопятся вернуться домой, потому что вариантов трудоустройства в Кумухе не много. Я уже упомянул о безработице. Пожалуй, это проблема № 1 для села. Так, в столицу основательно и надолго перебрались практически все мои одноклассники. Есть и обратные примеры. Мой сосед Захар прожил в Махачкале 10 лет, однако своего жилья не заимел. Жизнь в городе очень дорогая, тяжело перебиваться, когда ежемесячно приходится платить за съемную квартиру. И месяц этот пролетает очень быстро. В последнее время о Захаре ничего не было слышно. Приезжаю недавно в Кумух, а у соседа приличная отара овец, появились куры. Захар обустроил дом, сделал хороший ремонт, скоро собирается жениться. Обувное ремесло, освоенное в городе, тоже не забросил. Когда есть свободное время, делает заготовки и отправляет в Махачкалу. Канал сбыта налажен. Другой мой товарищ тоже решил заняться хозяйством, разводит бычков. Признаться, я сам люблю животных, смотришь, как из года в год расширяется твоя мини-ферма, – душа радуется. Дело прибыльное, но требующее терпения. Пахотой, земледелием, напротив, мало кто занимается. Юсуп Гусейнов в этом отношении исключение – он держит дачу. Почва не сказать что плодородная. Напротив, каменистая. Приходится возделывать, очищать, удобрять. Результат, уверяет мой собеседник, не заставит долго ждать. Хорошо растут картофель, морковь, тыква, горох, фасоль, капуста. Из ягод – смородина, малина, крыжовник. А еще абрикосы, яблоки, груши. Но эта сфера опять-таки мало кем освоена.
— Раньше землю ценили больше? – спрашиваю.
— На земле пахали всей семьей. Все понимали: она кормит.
— А куда делось это понимание?
— Когда все можно купить в магазине, вкалывать не приходится.
— Чтобы купить, надо заработать, наверное?
— Вот-вот! А работы в селе нет, кроме как на земле, и вот вам замкнутый круг. Работают на земле только те, кто любит копаться в ней.
— А можно привить любовь к земледелию?
— Вряд ли. Она либо есть, либо ее нет. Это уж точно. По себе знаю. Землю любят все, а вот работать на ней – нет. Это разное. Зато кумухская молодежь любит спорт, особенно вольную борьбу и волейбол. Ежегодно проводятся здесь соревнования по футболу на Кубок главы района. Пару раз я и сам был участником этого турнира. Уровень вполне себе приличный. С задачей поддержания спортивной формы молодежи районный спорткомитет худо-бедно справляется.
Вообще говорить о том, что ничего не меняется, наверное, неправильно. Относительно недавно были открыты пожарная часть, районный пункт полиции, вводятся в эксплуатацию ФАПы. Озеро, что в центре села, долгое время находилось в неприглядном состоянии. Сегодня там идет полномасштабная реконструкция. Помню, зимой это было отличное место для катания на санках и коньках (толщина льда позволяла), а летом – для ловли рыбы. Крючки мастерили из обыкновенной скрепки, а леску – из ниток. Насаживали не на червяка и не на специальные наживки, каких сегодня в изобилии, а на хлеб. И ловили ведь! Рыбы в озере было много и самых разных видов. Детей в наше время тоже было больше. Директор Кумухской средней школы Джахпар Канкаев рассказывает, что учеников с каждым годом становится все меньше, поэтому в этом году были закрыты параллельные классы (7,8 и 9). По словам главы района Юсупа Магомедова, в районе нет ни одной типовой школы. Старая, в которой учатся 278 детей, в аварийном состоянии, на новую нет финансирования. Один сельчанин рассказал, что налоговую полицию и почтовое отделение несколько лет назад перенесли в Левашинский район. Теперь ожидание даже самой простой справки затягивалось. РКЦ Банка России и вовсе закрывается. Все это вызывает возмущение у многих жителей.
Как я уже говорил, проблем накопилось немало. Обидно за парк, место прогулок, отдыха сельчан; место, где раньше проводились ярмарки, отмечались все праздники. Сейчас он, можно сказать, заброшен. А еще обидно за колхозный яблоневый сад. Деревьев уже давно нет, а землю распродали, приватизировали. Теперь это частная собственность. На этом же месте уже на протяжении многих лет строится больница. Она превратилась в один из долгостроев республики. Нынешняя поликлиника занимает бывшее здание районной администрации, переоборудованное в лечебное учреждение. Медперсонал здесь довольно квалифицированный: главный врач, к примеру, до недавнего времени работал сосудистым хирургом в Москве. Есть опытные и молодые перспективные специалисты.
Колхозный сад я вспоминаю с особенной ностальгией. Это тот случай, когда в суете городской жизни нет-нет да мелькнет в памяти уголок милой сердцу родины. Вспоминаю также зеленое море Ханского леса. Здесь бок о бок растут деревья, наверное, всех пород. Как капли крови, тут и там краснеет калина. Зрелище необычайной красоты. Под мостом Оьллал ламу тихо о чем-то шепчет река Махъ нех, я слышу перепевы разных птиц. Кажется, что ступаю по бесконечной цветочной клумбе, созданной чьей-то заботливой рукой.
Сказать по правде, несмотря на все очевидные минусы, мне сельская жизнь больше по душе. В городе как ни крути особо не развернешься: на пяти сотках дом с огородом да коровник (либо курятник) не построишь. А в Кумухе у меня отцовский дом (пусть и старый) и план при въезде в село. Допускаю, что когда-нибудь еще вернусь туда. И скорее всего уже насовсем.
Ширвани Айгунов
Ахмедова Аминат. Студия изучения иностранных языков “Лингва Плюс”, Избербаш, Дагестан, Россия
Реферат по английскому языку с переводом. Номинация Мой мир.
Моя родина Дагестан. Он расположен у подножия Кавказских гор недалеко от Каспийского моря. Дагестан часто называют «страной гор».
В Дагестане есть старинный город Дербент.Ему более 5000 лет. Этот город славится своей старой крепостью. Ежегодно его посещают люди со всех уголков страны.
Живу в небольшом городке Избербаш. Есть гора под названием «Пушкин Тау». Что означает «голова Пушкина». Он получил такое название, потому что, когда мы смотрим на него, мы видим профиль известного поэта.
Мне нравится место, где я родился, потому что оно очень красивое, а люди, которые здесь живут, очень дружелюбны и гостеприимны.
Моя родина Дагестан.Он расположен у подножия Кавказских гор недалеко от Каспийского моря. Дагестан часто называют страной гор.
В Дагестане есть древний город Дербент. Ему более 5000 лет. Этот город славится своей старой крепостью. Ежегодно его посещают люди со всей нашей страны.
Живу в небольшом городке Избербаш. Неподалеку находится гора под названием «Пушкин Тау», что в переводе означает «Пушкинская голова». Он так называется, потому что когда смотришь на него, то видишь профиль знаменитого поэта.
Я люблю место, где я родился, потому что оно очень красивое, а люди, которые здесь живут, очень дружелюбны и гостеприимны.
Цель занятия час:
1. Воспитывать у детей чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.
2. Пробудить интерес к истории родного края.
3. Познакомить учащихся с прекрасным, богатым культурно-историческим наследием малой Родины.
4. Углубить знания учащихся о кодексах народов Дагестана.
5. Воспитание нравственности
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, проектор, колонки, выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа, пословицы на плакате
Вы можете уместить сердце на ладони
Но вы не можете уместить весь мир в своем сердце.
Другие страны очень хороши
Но Дагестан душе милее. (Р. Гамзатов)
Тихо звучит дагестанская национальная музыка.
Учитель : Родина! Это самое большое, близкое и родное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, это тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и защищать Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть поговорка: «Кто не любит свою мать, тот не любит свою родину.”
И родителей, и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей, не выбирают. Они даются человеку раз и навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Наши отцы и деды глубоко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что «Родина может обойтись без нас, но мы никогда не сможем без Родины».
Ученик: Поэма «Дагестан».
Мне тяжело в разлуке с ним: гложет меня печаль под юрисдикцией,
С его пиков вдали я подобен тонущему кораблю, где не видно земли.
Имя родной земли, не то что муэдзин кричу,
И словно, умирая, шепчу последний звук.
По дороге и бездорожью, как ни далеко,
Я мчусь к его предгорьям, будто Дагестан тоже
Без меня не так просто.
Слайд-шоу “Пейзажи Дагестана”
Учитель: Нам с тобой тоже выпала честь родиться в такой удивительной стране. Гордитесь, дорогие, вы родились и выросли на славной и прекрасной земле – многонациональном Дагестане.
Земля моя полна силы и величия, полна птиц, чьи песни веселы,
И парят над ним, как птицы боги, многократно воспетые орлы.
Песня о Дагестане: (поёт ученик)
Здесь равнины, горы и моря, здесь цветут зеленые поля,
За друзей рюмки выпивают до дна, «Салам алейкум» – всегда говорят.
Салам тебе, салам тебе, родной Дагестан
Салам тебе, салам тебе, родная земля!
(Просматриваю видео о Дагестане, читая текст).
1-й ученик: Дагестан — древнее название нашего края. Дагестан означает «Страна гор», «даг» — гора, «стан» — страна.
2-й ученик: Многие думают, что наша земля очень маленькая, но это не так. Площадь Дагестана составляет 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше площади Армении, Эстонии, Молдовы и даже Бельгии, Дании, Швейцарии. Вы можете посмотреть на географическую карту, и вы в этом убедитесь.
Слайд №1. Карта Дагестана
3-й студент : Дагестан расположен на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря.Граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская Республика, Ставропольский край и Калмыкия.
4 ученик : Дагестан – суверенная республика в составе России. В Дагестане 10 городов, 41 сельский район, 1639 сел, аулов и поселков.
Один из путешественников писал однажды о Дагестане: «Его племена многочисленнее, чем племена любого крупного государства. Каждую гору населяет свое племя, каждая деревня говорит на особом диалекте, непонятном другим. ”
Дагестан – это не просто страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, численность которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор достоверно не установлена. И у каждого народа есть свои знаменитые аулы. Один аул славится гончарами, другой – известными мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одной деревне есть хорошие строители мостов и дорог, в другой – известные мастера холодного и огнестрельного оружия.Этот аул славится качеством своего зерна, один — отличными яблоками, другой — капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз; в другом делают шарфы и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, другие – экспертами. арабский, третий – канатоходцы, четвертый – танцоры и музыканты. Каждая деревня — это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это неповторимый уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общей судьбой и историей
Другой ученик :
Любой аул богат своим прошлым, у каждого есть что-то дорогое
Память о добре мы храним вечно, оно нам вдвое дороже с годами.
5 ученик: Дагестан – родина более 60 равноправных народов. Не зря Дагестан называют не только «страной гор», но и «страной языков». Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана, это сильное чувство, способное творить чудеса на Земле. Мы, люди, а значит, без верных друзей
Нам тяжелее жить, тяжелее умирать
Без дружбы погиб бы мой маленький народ –
Велик только тем, что любовью живет.
Настоящая дружба и песня о ней
Нужен больше воздуха, и больше нужен хлеб.
Учитель: Дагестан многоязычен и многоцветен. Много разных обычаев сохранилось у его народов. Дагестан тоже имеет свой кодекс чести.
2-й ученик: Вот такие у нас голубые горы и такие золотые поля!
Если бы все края приобрели свой цвет, земля стала бы еще прекраснее.
Ведущий: В одной богатой земле, когда горец оставил осла, бедное животное стали мучить сытые бездельники.Они кололи его острой палкой, шипами и заставляли его брыкаться. Негодяям показалось, что осел пляшет от их уколов. Горец увидел, что над его верным другом издеваются, и обнажил кинжал.
Горец: Ты скорее дразнишь медведя, чем горца, сказал он.
Ведущий : Испугались молодые бездельники, попросили прошение, и как-то разными добрыми словами добились, чтобы горец спрятал свой кинжал. Когда начался мирный разговор, молодые люди спросили.
Молодые люди: Что нагружено на вашего осла? Продайте его нам.
Горец: у вас недостаточно золота или серебра, чтобы купить это.
Молодежь: Сами назначайте цену, а там посмотрим.
Горец: Не может быть цены.
Молодые люди: Что в ваших сумках не имеет ценности?
Горец: Родина моя, Дагестан мой.
Молодежь: Родину на ишака грузят! – расхохотались молодые люди.Давай, давай, покажи свою Родину!
Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нем увидели обычную землю. Однако земля была необычной. Он состоял на три четверти из камней.
Молодёжь: И всё?! Это твое сокровище?
Горец: Да, это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза моей матери, мой первый обет, последнее, что оставил дед, последнее, что оставил я внуку.
Молодые люди: Что это?
Горец: Сначала я завяжу мешок.
Ведущий: Завязав и устроив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все увидели, что там обычная вода. Однако вода оказалась соленой.
Молодые люди: Вы носите воду, которую даже пить нельзя!
Горец: Это вода Каспийского моря. Как Дагестан выглядит в этом море в зеркале.
Молодые люди: Ну что в третьем мешке?
Горец: Дагестан состоит из трех частей: 1-я сухопутная, 2-я морская и 3-я – все остальное.
Молодые люди: Так у вас все остальное в третьем мешке?
Горец: Да, это так.
Молодые люди: Ну и зачем ты тащишь с собой этот груз?
Горец: Чтобы моя родина всегда была со мной. Если я умру в пути, могилу засыпают землей, надгробный камень смоют морской водой.
Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер в пальцах и потом ополоснул пальцы водой из кувшина.
Молодые люди: Зачем вы это делаете?
Горец: Руки, прикоснувшиеся к рукам бездельников, следует мыть только таким образом.
Деды учили в старину:
– Не поддакивай лжецу,
Иначе придется
Разделить с ним вину.
Если верный конь, повредив ногу, вдруг споткнется, а потом снова
Не вините его – виновата дорога, и не торопитесь менять коня.
Трусливый человек, если где встретишь
Знай, что он не дагестанец, не из Дага едет.
Дагестанцы не трепещут мелкой дрожью,
С твоей доблестью и честью дороже жизни ценят.
Девочки наши застенчивы, ходят плавно, как луна –
В пыли следа нет, и походки не слышно.
Не доводи разногласия до вражды,
Обидчивость – ссора
При слове “Здравствуй” устыдишься,
Сосед, который не поздоровался.
Один за всех в тяжёлой беде,
Крутой. И все за одного.
Таков самый старый, вечно новый
Закон моего народа!
Имя отца тому, кто сед,
В почтение к седым волосам,
Тому, кому не много лет
Сыном зову.
Сцена “Уважение”
(Два молодых парня сидят на тротуаре и разговаривают)
1-й: Знаете, у нас в Дагестане такая традиция – “уважение” называется.
2-й: Вау! И что это за традиция?
1-й: Если мимо вас проходит мужчина старше вас и говорит вам «Салам алейкум», вы должны встать и ответить ему «Ваалейкум салам!»
2-й: Как интересно! (В это время проходит мужчина и здоровается с ними)
Прохожий: Салам алейкум!
1-й и 2-й (встаньте): Ваалейкум салам.
(Прохожий возвращается и снова здоровается: «Салам алейкум». Это повторяется еще несколько раз. Потом первый молодой человек рассердился)
1-й: Эй, ты, иди сюда! Пойдем к нам. (к ним присоединяется прохожий)
1-й: Какого ты года рождения?
Прохожий: 1997, почему?
1-й: Вау! А я 1997 года рождения. Какой месяц?
Прохожий: Май.
1-й: Ваппабай и я родились в мае. Что дата?
Прохожий: В 9 часов 35 минут.
1-й: А я – в 9 часов 25 минут! Салам алейкум!
Прохожий (встает): Ваалейкум Салям.
1-й: Салам Аллейкум!
Прохожий: Ваалейкум Салям! (Повторяется несколько раз. Далее звучит музыка)
Пусть весной пахарь будет усердным – его здесь не похвалят
Просто иногда осенью видеть тебя как зрелище ладонь – а если крупная,
И их много в сильном ухе – то хвала земледельцу!
Мы занимаемся этим веками.Земля дала эту мудрость.
Учитель: Трудолюбивые жители Дагестана тоже находили время для отдыха. В свободное время они веселились, пели песни и танцевали.
Говорят, что от музыки звезды ярче, люди воскресают, а на снегу распускаются живые цветы.
Даргинская песня «Дагестану» (студент поет под аккордеон).
Учитель: Испокон веков Дагестан славился своим гостеприимством. Говорят, что дом, в котором не ходят гости, самый несчастный.В этом плане наша горная страна самая счастливая. Ведь Дагестан издавна славится своим гостеприимством. И всем тем, кто ступит на нашу территорию со словами: «Мир вашему дому!» мы говорим: «Добро пожаловать!».
Если в дом приходят гости, а хозяева
Чешут сонные затылки, с трудом улыбаются.
Признак – они не дагестанцы, их родственники не из Дага,
Их семья и полдня в Дагестане не проживет!
Пусть придет вся планета! У нас в очаге огонь
Его ладонь никогда не остынет к гостям.
Знай, друг, что это племя выражает существо
Дагестан, Дагестан, мой Дагестан.
Учитель: Мы сохранили эту добрую традицию и решили встретить наших гостей в Дагестане (звучит дагестанская мелодия). Выходят три девушки (1 – с хлебом-солью, 2 – с хинкалом, 3 – графином с бузой и рожком). Девушки выносят угощения (хинкал, бузу, другие угощения) и накрывают на стол.
Тажудинова Гогар
«Другие страны очень хороши, но Дагестан дороже
Для души» Расул Гамзатов. Народный поэт
Дагестан
Из всех предложенных на конкурс тем я выбрала эту. Ты скажешь мне, почему? Ответ прост. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У кого-то это Большой город, у кого-то маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в разные города, страны, но ничто не заменит малую родину.
Люблю писать о своей Родине, люблю свой Дагестан, его суровую природу, его людей.Сегодня я очень волнуюсь, потому что тема, которую я раскрываю, – дело легких.
Дагестан – страна гор. Земля, где до сих пор царят старые обычаи и суровые законы предков. В Дагестане суровая природа, крутые горы, огромные скалы, зеленые леса, буйно цветущие сады, быстрые реки. Дагестан также богат фауной.
Я горжусь тем, что моя Родина – Дагестан. Что я родился на этой прекрасной, благодатной земле, в которой царят мир, дружба, справедливость и равенство между людьми.Высокие горы и вечнозеленые леса придают Дагестану поэтический образ. Это действительно самое красивое место в мире. Моя земля славится искусными мастерами, поэтами и гончарами, ювелирами и спортсменами, учеными и философами.
Дагестан – родина известного поэта, мудреца и философа Расула Гамзатова. Его стихи известны не только в республике, но и за рубежом. В своих стихах он всегда воспевал неповторимый Дагестан. И особенно моя родина. Он родился в 1923 году в небольшом селе Цада Хунзахского района.
Знаменитый поэт-лирик Махмуд из Кахабросо прославился своими чарующими стихами не только на родине, но и за ее пределами. Всю жизнь он воспевал чистую любовь горянки. Хотя в душе он посвящал свои стихи любимой Муи, они причастны к судьбам всех женщин Дагестана. Его мечтой была Муи, но этой мечте не суждено было сбыться. Но Махмуд рад, что смог оставить людям свое бесценное наследие, прославившее Дагестан.В одном стихотворении он пишет:
… Я умру, но песни любви неизменны,
Я оставлю людей во всей их чистоте.
Знаю влюбленных в час сокровищ
Надгробие мчится к моему. ..
В 16-17 вв. народы Дагестана развивали и обогащали культуру своих предшественников. В устном народном творчестве нашли отражение самые разные стороны жизни горцев: политические события, борьба с ирано-турецкими захватчиками, с насилием местных феодалов.Самым распространенным устным произведением народного творчества, запечатлевшимся в памяти горцев, является «Песнь о Хочбаре» Гидатлинского, относящаяся к концу XVII века.
Хочбар — легендарный герой «свободного общества» Гидатлы, воевавший против хунзахских нуцалов.
В песне «Хочбар» ярко отразился протест народных масс против ханов-угнетателей, попирающих права людей, и горячее сочувствие народному герою Хочбару, пользующемуся уважением в массах.В этой песне образ народного богатыря переплелся с образом искусного певца. Герой погибает, силой втащив в огонь наследников ненавистного тирана.
Эту песню высоко оценил Лев Николаевич Толстой, сказавший, что такие формы фольклора, как «Песнь о Хочбаре», удивительны.
Весь период XVI-XVII вв. проходит под знаком борьбы народов Дагестана против турецко-персидских захватчиков.
XVI-XVII вв. отмечены проникновением в Дагестан арабской культуры.
В этот период известными арабистскими алимами не только в Дагестане, но и за его пределами были: Мухаммад Кудутлинский, Дамадан, Тайгиб из Харахи, Шабан из Обода и другие.
В XVII веке развивались и прикладные искусства: архитектура, резьба по камню, дереву и гончарное дело. Наиболее известными центрами гончарного производства были села Балхар и Сулевкент.
В 18 веке широкое распространение получили школы мактабов при мечетях и медресе.
О Дагестане можно много рассказывать.
Хочу привести здесь отрывок из удивительной книги на все времена Расула Гамзатова «Мой Дагестан», которая наглядно иллюстрирует суть моей темы.
… Я часто спрашивал маму:
Где Дагестан?
В твоей колыбели, ответила мудрая мать.
Где твой Дагестан? – спросил один Андиан.
Андианец в замешательстве огляделся.
Этот холм – Дагестан, эта трава – Дагестан, эта река – Дагестан, этот снег на горном Дагестане, это облако над головой, не Дагестан ли это? Тогда солнце над головой, не Дагестан ли это?
Мой Дагестан везде! — ответил андиец.
Хочу еще сказать эти во весь голос волшебные слова, произносимые андийцами, ибо есть недоброжелатели, пытающиеся запятнать славный образ моей малой родины. Пусть сегодня моей республике больно, но я верю, что на нашей улице будет праздник, справедливость восторжествует и люди не будут со страхом оглядываться в завтрашний день.
Мудрость новоизбранного главы Дагестана будет способствовать духовному возрождению моего народа.
Каждый раз, просыпаясь, я улавливаю завещание великого имама Шамиля, которое гласит: «Горцы мои! Любите свои голые, дикие скалы.Они принесли вам мало добра, но без этих скал ваша земля не будет такой, как ваша земля, а без земли нет свободы для бедных горцев. Боритесь за них, заботьтесь о них. Пусть звон твоих сабель усладит мой могильный сон. Такова она веками завещанная суровой дагестанской земле, частица нашей быстротечной жизни.
Родина моя Дагестан! Сколько героических созерцаний было на твоем пути, сколько твоих сыновей отдали свои жизни, чтобы моя благодатная земля могла жить мирно.Тебя мучили, предавали, но ты возродился «фениксом из пепла». Мои незрелые мысли еще не в состоянии уловить глубокий смысл выбранной темы, но душа моя всегда с вами. И в холод, и в зной, и в трудную минуту испытаний.
Для меня Дагестан – вечная весна, ибо он вечно молод и твой дух неистощим. С наступлением весны моя земля обновляется. Это пробуждения живого и неживого. Его высокие горные вершины зимой, покрытые вечными снегами, сверкающими, как бриллиантовые жемчужины, поэтичны.Дагестан – поистине замечательная страна. Каким бы искусным ни был художник, он не сможет описать его таким, какой он есть на самом деле. И ни один ашуг не сможет спеть ее во всей красе.
Вы можете сказать, что я слишком преувеличиваю. Но это не так. Наверное, я слишком люблю свою Родину, свой Дагестан. Ведь недаром в восточной притче говорится: «Птица, сидя в золотой клетке, всегда отпрашивалась домой, и когда хозяин, отпустив ее, следовал за ней.Выяснилось, что ее родина – это заросли колючих кустарников, которые росли на берегу холодного моря. И воскликнул хозяин: «О, Боже, неужели это та самая Родина, которую пела птица каждый день!» И оставил ее там. ”
Вот так я люблю свою малую родину больше других стран. Я смотрю на нее глазами человека искренне любящего ее, как самого себя, уважающего ее, который в любую минуту пойдет ее защищать, если Родина позовет
“Другие страны очень хороши, но Дагестан душе милее.”Мой Дагестан – лучшая страна в мире. Желаю ему вечного процветания и благополучия. И пусть он всегда служит идеалом для всех стран мира. А идеалы подобны звездам, их нельзя достичь, но ими можно руководствоваться” Так что учитесь у нас, берите пример с нее, с этого прекраснейшего уголка мира
Я пишу это эссе и надеюсь, что, может быть, оно попадет в руки кому-то из рецензентов и будет прочитано их, и они почувствуют мой душевный трепет. А вдруг никому не понравится, отложат в сторону, не прочитав, про мою работу скажут: “Гогар плохо написала, видимо торопилась”. Поверьте, это мой самый сложный экзамен.
Дагестан, у вас были разные учителя. У маленького народа была великая судьба. Нет, этому не будет конца. Буду рад, если в этом эссе будет хотя бы одна хорошо выраженная мысль. Я пою свою песню, прими ее, мой Дагестан:
… Дагестан, все, что мне люди дали,
Я поделюсь с тобой по чести
У меня есть мои ордена и медали
Я прикалываю твои волчки,
Я посвящу тебе звучные гимны
И вновь превратившиеся в стихи,
Дай мне только бурку лесную
И шапку снежных вершин!
Вот и все.Нам пора расстаться. Как говорится, даст Бог, еще встретимся.
Желаю всем дагестанцам земных благ, благополучия и мирного неба. Пусть дело, начатое нашим Главой Республики Дагестан Абдулатиповым Рамазаном Гаджимурадовичем, даст всходы, пусть каждый здравомыслящий дагестанец защитит нашу землю от всего косного и страшного!
Моя РОДИНА-ДАГЕСТАН! И пусть будущие поколения живут этой мечтой!
Закончить сочинение хочу прекрасным стихотворением дагестанского поэта Исмаила Исмаилова:
Далеко-далеко, у подножия небес
Дагестан стоит – вершина чудес.
Земля, породившая мудрость веков,
Родина наших великих отцов.
А там вдали у горных вершин,
Дагестанка несет кувшин с водой.
Старик-аксакал, нахмурив взор,
Смотрит, как в танце, слезы гор текут.
Отважный всадник с кинжалом в руке,
Едет на своем грозном коне.
Хочу поклониться тебе Дагестан,
За то, что ты стал нашей Родиной.
От горных снегов до морской непогоды,
Мы дагестанцы – один народ!
МОУ СОШ №2
Открытое событие:
По теме:
“Дагестан – моя родина!”
Подготовил и провел: Б.М. Магомедова
Цель:
– формирование интереса к истории родного края.
Задачи:
– Ознакомление детей с обычаями и традициями дагестанцев – проведение праздников в Дагестане.
– Развивать жизненный опыт учащихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
– Формировать уважительное отношение к обычаям и праздникам
– Вовлечение детей в духовное воспитание.
– Привить интерес к традициям наших предков.
– Воспитывать любовь к своей земле.
– Воспитывать терпение, сострадание, любовь и дружбу.
Ход события
Ведущий. Сегодня мы посвящаем наши мероприятия славному и прекрасному краю – Дагестану.
Родина, Дагестан… Это земля, где мы родились, где мы живем, это наш дом, это все, что нас окружает.
Дагестан… Какое красивое слово!
И роса, и сила, и что-то голубое.
Сейчас, ребята, прозвучит гимн Республики Дагестан на музыку Ширвани Чалаева. Когда пою гимн, прошу всех стать.
(Исполняется Гимн Дагестана)
Стихи о Дагестане.
1 студент. Дагестан, Дагестан – дорогие регионы.
Издавна здесь жили дружелюбные люди.
Прославляют просторы родных,
Поющие песни поют.
3disciple Я люблю тебя всей душой
О. Дагестан, родина моя!
Мне не нужны заморские страны
Ты такой красивый Дагестан.
2 студент. Дагестан, слава тебе!
Ты многое повидал за века.
Если бы ты мог говорить
Ты бы много рассказал.
Ты отражаешься в глади вод
И первый Кремль, и новый город,
Что построили наши дружные люди.
Много познав в жизни,
Стоит из года в год –
Наша гордость и оплот.
3ученик Горы Кавказа подарили мне любовь.
Быть сильным, а не слабым, учили.
Не ждать помощи, а помогать себе.
Мама учила нас с детства.
Безумно люблю Кавказские горы.
О горах Кавказа, величии, мощи.
Есть горная река и вечный ледник.
О горах Кавказа, любовь моя, печаль.
И толпы многоязычного разнообразия,
И детский смех, и слитки света в окнах,
И свободное дыхание труда, –
Что может быть прекраснее всего этого!
5 студент. Нет, я родился не в ауле,
Там, где я вырос, гор не знают.
Но душа моя тосковала по тебе,
Мой Дагестан, с тех пор
Как зов Зурны, пьяный, тронутый
Душа моя с тех пор
Как вдруг передо мной промелькнуло
В лезгинке есть зажигательная танцовщица.
Я понял в тот прекрасный момент
Вот и достигла твоя красота.
Я люблю твои реки текут,
широкое открытое пространство Каспийского моря.
Я люблю твой цветущий сад,
Величие и прохлада гор.
Люди большой глубокой страсти!
Я горжусь тем, что мне пришлось учиться
Жизнь с тобой счастье,
Узнай свой трудовой подвиг.
Вы можете гордиться по праву:
Такой народ достоин славы.
6 ученик. Я люблю и уважаю тебя.
Я никогда не предам тебя
Я хвалю и хвалю тебя. О всесильный ДАГЕСТАН.
Ты моя колыбель от рождения
Отец и мать родились здесь.
А женщина и дедушка в восторге
Они любят вспоминать молодость.
7 студент. Мой Дагестан, ты прекрасен, правда!
Ты ловишь облака в горах
И горы старцы, величественны
Они восхищаются вами с высоты.
Да, Дагестан, ты не сравним,
Красиво со своим Каспием,
И Каспий седой как видение
Часто в мыслях появляется
Перед моим изображением.
И бурлящие реки, холодные лучи,
Режут как вены
Тот Дагестан, где ключи бьют
Гены, несущие живую воду.
Да! Нечего сказать
Нет лучше земли на свете,
Чем Земля, которая будет ждать вечно
Их сыновья, отдавшие жизнь за лучшее.
А теперь, ребята, послушайте информацию о нашей прекрасной Родине. Ваша задача внимательно слушать, ведь при подведении итогов я буду задавать вопросы и выявлять наиболее внимательных.
Дагестан – родина более 100 равноправных народов.Многие из них жили и живут в мире и согласии с древних времен, никогда не ссорились друг с другом, никогда не позволяли себя обижать. Это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасараны, азербайджанцы, ногайцы, таты, чеченцы-акыны, ритульцы, цахуры, агулы и т. д. – это как раз те народы, на языках которых издаются книги, газеты Сегодня в Дагестане, говорит радио, дети учатся.
Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство, она строилась и держится веками на прочном фундаменте, имя которому дагестанская культура – этому учит нас опыт созидания дагестанских народов жить и трудиться, учит говорить древним языкам, мудрым народным профессиям, красоте родной речи, мелодиям и танцам, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения к человеку , уважение к старшим. Культура Дагестана – это искусство народных мастеров, это гармония, гордость и верность горских женщин, это стойкость, мужество и доброта всадников, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана – это слово и дело настоящего человека – настоящего дагестанца.
Дагестан – древнейшее название нашей родины. Дагестан означает «Страна гор», «Даг-гора», «станская» страна. Большая часть Дагестана расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта… Другая, небольшая часть тянется вдоль побережья Каспийского моря. В Дагестане добрые и отзывчивые соседи. На юге Дагестан граничит с братским Азербайджаном, на юго-западе с братской Грузией, на западе с братской Чеченской Республикой. Северо-западный сосед Дагестана — братский Ставропольский край, северный — братская Калмыкия.
Дагестан – большая страна, ее площадь составляет 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше площади Армении, Эстонии, Молдовы и даже каждого из таких европейских государств, как Бельгия, Дания, Швейцария, Албания.
В Дагестане 44 района. Столица Дагестана – Махачкала.
Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Народы Дагестана называют свою культуру «маданият» – в нее входит все, что народы Дагестана создали своими руками и умом с древнейших времен до наших дней, добрые традиции дружного быта, традиции братства и родства.Для обеспечения порядка и дисциплины в народе народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, намус совести.
«Близкий сосед лучше далекого брата», — говорили отцы и деды.
“Человек без родины, что соловей без песни” – говорят в народе.
В Дагестане великое множество языков, но есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни.Это имя человека.
Имя – самый дорогой и первый подарок, который человек получает от родителей, они хотели, чтобы имя помогло малышу стать настоящим человеком.
У народов Дагестана существует традиция встречать новорожденных всей семьей, всеми родственниками, всем аулом. Если рождается мальчик, всю деревню расстреливают из ружей. Старожилы рода дают советы родителям, аул вспоминает имена добрых предков, славных тружеников, воинов, всадников, кунаков, друзей.В первую очередь приводится имя покойного деда, прадеда, бабушки и прабабушки. Они выбирают имя, которое станет для всей семьи символом чести и совести, мужества и силы духа, символом красоты и грации.
Каждый альпинист должен заботиться о двух вещах: шапке и имени.
“Доброе имя – лучшее сокровище”, говорят народы Дагестана
Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.
Горец клянется: “Я родился человеком – я умру человеком!”
Народы Дагестана ценят достоинство человека и осуждают его недостатки. Народная мудрость учит:
I. Первое достоинство человека – ум.
II. Второе достоинство человека – дружба.
III. Третье достоинство человека – совесть.
IV. Четвертое достоинство человека – хорошее воспитание.
V. Пятое достоинство человека – счастье.
Настоящий человек всегда стремится к сильным сторонам и борется со слабостями.
Дагестанские правила приветствия
По дагестанскому народному этикету принято здороваться так:
– здороваться нужно четко и ясно;
– мужчина должен первым здороваться с женщиной;
– всадник (который едет на транспорте) приветствует пешехода;
– входящие должны приветствовать присутствующих;
– тот, кто пришел первым, приветствует зрителей;
– посетитель приветствует сидящих;
– спускающийся (с гор, с лестницы) приветствует идущего вверх;
– бесплатный прием занятых лиц;
– пустой приветствует загруженного;
– здоровый человек встречает больного;
– сильный приветствует слабого;
– хозяин приветствует гостя;
– гость приветствует стоящих на годекане;
– Приехавшие в гости посещают и здороваются с пожилыми и пожилыми членами семьи, старожилами аула;
– тот, кто уезжает, первым прощается с теми, кто остается.
В Дагестане обязательно здороваться, даже если видишь человека впервые, принято здороваться с работниками и желать им успехов в работе и благополучия.
У народов Дагестана добрые пожелания на все случаи жизни. Самое частое, необходимое пожелание еды: прежде чем прикоснуться к еде, говорят: «Бисмилляхи рахмани рахим» (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!).
Тухум у дагестанцев означает род, родственник.По традиции каждый дагестанец, каждая семья в Дагестане принадлежит к какому-то тухуму. Дагестанский аул имеет несколько кварталов мяхмов. В каждой махме живут вместе несколько тухумов.
Где бы ни жили дагестанцы, они помнят и берегут свой тухум, родное село. Тухум оберегает и человека, и его семью от дурных влияний, в нем ребенок узнает своих родных и близких: двоюродных, троюродных, старожилов, кунаков рода и многое другое. Каждый тухум имеет свое имя и фамилию основателя – прадеда или прапрадеда.
Старший в семье считается главой тухума. Либо с согласия старшего избирается начальником тухума самый мудрый, образованный, смелый, энергичный, красноречивый и гостеприимный человек.
Младшие члены тухума обязаны советоваться со старшими, выполнять их указания и пожелания. По дагестанским традициям, о порядочности, искренности, о воспитании ребенка можно узнать по его отношению к своему тухуму.
«Кто любит свою семью, тот любит и людей», учит народная пословица.
На нашей планете живет много разных народов и у каждого народа есть свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Наша родина – Дагестан.
Ученица 6б класса станцует танец лезгинку.
Ведущий. Одна у человека собственная мать, у него одна родина. Дагестанцы очень любили и любят свою Родину. О ней слагали много песен и легенд, мужественно защищали ее от всех врагов.Ребята, а какие пословицы и поговорки о нашей Родине вы знаете? («Родина любимая, та родная матушка», «Если дружба велика, родина крепка будет», «Для Родины ни сил, ни жизни не жалей» и др. )
Теперь учащиеся 6а класса споют для нас старую версию гимна Республики Дагестан на слова Расула Гамзатова и музыку Мурада Кажлаева
Гимн Дагестана.
Горные реки устремляются в море.
Птицы улетают ввысь
Ты мой очаг, ты моя колыбель,
Моя клятва – Дагестан.
Припев:
Клянусь тебе в верности,
Я дышу тобой и пою о тебе.
Созвездие народов обрело здесь семью,
Мой маленький народ, мой великий народ.
Подвиг горцев, Богатство и честь,
Вот это было, вот это было.
Ты для меня как священный Коран
Моя клятва – Дагестан.
Припев: тот же
Ведущий. Вы знаете, сколько лет нашему городу в этом году? (Ответы детей).
А мы с вами какого региона проживаем? (Ответы детей)
Для нас, проживающих в Дербентском районе, Дербентский край – родной край.
Наш город Дагестан Огни находится в Дербент область республики Дагестан мельница
Мы должны гордиться Дербентским районом.Здесь родина многих смелых, трудолюбивых и талантливых людей, прекрасная природа, воспетая поэтами и художниками.
Стихи о Дербентском крае и огнях Дагестана прочитают ученики 5-х классов.
1 студент. Прогулка по Дербентскому району,
Когда он весь в зеленом,
Когда цветут деревья
И придать ароматный цвет.
Сады в белоснежных одеждах,
Земля в зеленом бархате.
Тенистая прохлада лесов,
Ручейки как детская слеза
И над бескрайним простором
Родное небо бирюзовое.
2 студент Ой, ты, Родина –
Дербентский район – мой желанный!
Как ты меня возбуждаешь до слез.
Сеновал, далекий туман за рекой,
Золотые стволы берез…
3 студент Гребень над крепостной стеной Нарынкала тихо спит
Там стена высоких гор
На ясном небе мерцают звезды
Здесь начинается мой город
Ночной Дербент, ночной Дербент
Мне дорог твой неспешный век
Наш старый, маленький Дербент
4 ученик.Как краше стал город!
Мои маленькие огоньки,
И в сердце каждого зажжется
Он пламя любви
Здесь живут многие народы,
Но мысли только об одном:
«Огни не могут быть разделены между всеми-
Огни – наш общий дом!
Идти по знакомой улице
И ты ее почти не узнаешь.
На месте домика
Здесь вырос новый светлый дом
5ученица с веселой улыбкой и звонкой песней
Огнинцы отмечают свой праздник
Пусть город вернется как ребенок
В будущем он достигнет многих высот.
Золотые поля, высокие горы
А море атласно-голубое.
Все это родные просторы для сердца
Кто вырастил нас с тобой.
Наш город цветет из года в год,
Быстро идет вперед.
Благосостояние народа
Здесь на глазах у всех растет.
Не прошлое – настоящее дыхание,
Будущее, а не старые времена
Фары широкие держит темп
Вперед со всей своей страной.
Ведущий: Песню «Огни Дагестана» исполнят учащиеся 6б класса.
(Звучит песня «Огни Дагестана»)
Огни Дагестана
я – стих
Где в зареве пожаров
Ночи превратились в дни
Город стеклодувов вырос
Огни Дагестана.
Припев:
Пой песню над синим морем,
облететь весь земной шар.
Да прославится он отныне
Дагестанский стеклодув!
II – стих
Затем в свет в снежной одежде,
Обвитые лианами,
Они будут пахнуть нежной розой
Это опьяненная акация.
Припев тот же
III – стих
Я слышу утром
Шумный каспийский прибой
Захочу – дотронусь рукой
До самого верха снега.
Припев тот же.
Ведущий. Больно и тяжело человеку, находящемуся вдали от Родины.И где бы ни был человек, он всегда помнит то место, где родился, вырос, где его друзья. Как маленькие реки впадают в одну большую реку Волгу, так множество городов и сел образуют республику с красивым названием Дагестан.
Девочки 8 “в” и 9 “в” класса исполнят песню Дагестан.
Подведение итогов.
Ребята, сейчас проверю, кто внимательно слушал информацию о родном крае.Я буду задавать вопросы.
Ведущий: Молодцы, ребята, надеюсь, вы узнали много нового о Дагестане на сегодняшних мероприятиях.
В заключение хотелось бы сказать: «Любите свою Родину, место, где вы родились и живете, бережно относитесь к каждому ее уголку и гордитесь им».
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию статьи о Дагестане, его знаменитых людях и местах на английском языке. Надеюсь, эта работа поможет учителям, особенно в Дагестане, в проведении различных мероприятий, уроков и т.д.Вы можете связаться со мной через Facebook или сайт: Мульти-урок. Спасибо за внимание!
Для использования предварительного просмотра создайте себе учетную запись Google (аккаунт) и войдите в нее: https://accounts.google.com
Махачкала — город на юге России, столица Республика Дагестан, третий по численности населения город Северо-Кавказского региона и крупнейший город Северо-Кавказского федерального округа.Население городского округа Махачкала – 705 642 человека. Население Махачкалинской агломерации по некоторым оценкам может составлять всего 1 миллион жителей. Административный центр городского округа — город Махачкала.
15 ноября 1918 года указом светского правителя Дагестана Нухбека город Тарковский был переименован в город Шамиль-Кала «в видах поминовения в сердцах Нагорных имени нашего национального героя Имама Шамиля».
Местность, где расположен замок, среди горцев известна еще со времен Средневековья под названием Анжи-Кала – “жемчужный город”.
В городе проживает более 60 этнических групп Дагестана, России и других стран бывшего Советского Союза.
Имам Шамиль родился в 1797 году в небольшом селе Гимры Дагестана. Он зарекомендовал себя среди других мусульман Кавказа как уважаемый и образованный человек.
В 1834 году Шамиль стал первым руководителем кавказского сопротивления. В 1839 году Шамиль и его сторонники оказались в осаде в своей горной твердыне Ахульго.Эта эпическая осада войны длилась восемьдесят дней и в конце концов привела к победе русских. После пленения Шамиля отправили в Санкт-Петербург для встречи с императором Александром II. Он умер в Медине в 1871 году во время посещения города и был похоронен в Джаннатул Баки, где также похоронены многие важные деятели исламской истории.
Атаев Зайналгамид Агалатипович- военный летчик родился в 1945 году в селе В – Казанище.
В 1960 году поступил в первый Буйнакский педагогический техникум.В 1964 году поступил в Ейское высшее авиационное училище военных летчиков.
В 1975 году Атаев поступил в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. Представлен к высокой государственной награде – ордену Мужества. За время службы налетал более 2400 часов. С 1994 года по настоящее время Атаев работает в МЧС России начальником ГУ «Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».
Мурадова Барият Солтан-Меджидовна (1914-2001) – кумыкская советская актриса, певица.Народный артист СССР (1960).
Родился 3 (16) января 1914 года в с. Нижний Дженгутай Буйнакского района Дагестана.
В 1926-1930 годах – солист Дагестанского радиокомитета. труппа Кумыкского музыкально-драматического театра в Махачкале.
Верховный Совет Дагестанской АССР 1-го созыва.Член Совета мира.В 1926-1930 годах – солист Дагестанского радиокомитета.
В 1930 году поступил в труппу Кумыкский музыкально-драматический театр. Исполнял роли в трагедиях и фарсах, комедиях и драмах с большим мастерством.
Умер 3 июня 2001 года в Махачкале.
Бархан Сарыкум – уникальный памятник природы Дагестана. Он признан вторым по величине в мире… В Европе и Азии нет равных по величине нашим Сарыкумам. Его длина составляет 12 км, максимальная ширина – 4 км, высота 252 м. Зарекомендовал себя как отличный мелкий песок.
Помимо того, что в Бархане вновь произрастают растения и животные, некоторые из них характерны для Средней Азии.Откуда взялись эти пески? Существует множество различных версий, гипотез и множество легенд. Доктор геологических наук Бунин считает, что бархан имеет вулканическое происхождение.
Дагиров Наби Садыкович – родился в 1923 году в селе В – Казанище.
Известный композитор, Народный артист России и Дагестана.
В 1952 году с отличием окончил Композиционный факультет Ленинградской государственной консерватории.
С 1952 по 1963 год работает художественным руководителем Ансамбля песни и танца при народов Дагестана.
В 1954 году Дагиров стал членом Союза композиторов СССР.
Основные произведения: Опера «Айгази» и «Йырчи казак», оперетта «Проделки Хызри Мизри». Симфонические поэмы «Борец за счастье Дагестана» и «Тарки-Тау». Два струнных квартета, фантазия “Харс” Прелюдии и Вариации для фортепиано. Умер в 2004 году.
Даудов Закир Алиевич – родился 25 марта 1980 года в селе В – Казанище. Призван в армию в 1998 году.
В сентябре 1999 года переехал в Чечню.В ночь с 29 на 30 декабря 1999 года в бою в Шалинском районе сержант Даудов остался прикрывать отход группы солдат. За мужество и отвагу в Чеченской Республике в декабре 1999 года ему было присвоено звание Героя России.
В 2003 году в средней школе, где когда-то учился Закир, был открыт мемориал, посвященный памяти Героя.
В 2006 году в его селе был открыт памятник Народному герою.
Абдулхаким Исмаилов – участник Великой Отечественной войны, водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом, родился 1 июля 1916 года в селе Чагари-стаи Хасавюрт. Весной 1945 года Исмаилов вместе со своими товарищами Ковалёвым и Горычевым водрузили знамя Победы в Берлине над одной из башен Рейхстага. Фронтовой фотокорреспондент подтвердил, что. В 1996 году Исмаилову присвоено звание Героя России, он также награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени, Красного Знамени, медалями «За отвагу»,
Нарын-Кала — древняя, доарабская твердыня в горной части Дербента, соединенная с Каспийским морем двойными стенами, предназначенными для преграждения.
26
текст, тем более, что литературный даргинизм дети изучают в школе. Одно из возможных объяснений этого
состоит в том, что литературный даргинский текст является поэзией. Возможно, поэзию обрабатывать труднее, чем повествовательные
или процессуальные тексты. Тем не менее, поэзия является распространенным жанром на языковых курсах в русских школах, так что
, вероятно, не так чужда носителям языка в Дагестане, как могла бы быть в других местах. Более того, участников
просили только повторить текст, а не объяснить его. Было бы интересно посмотреть, набрали ли участники более высокие баллы за
повествовательный текст литературного даргинского языка. Но это может не иметь заметного значения, учитывая, что даже в
нарративах литературная форма даргинского языка представляет собой высшую форму языка, в отличие от формы
, используемой дома и на рынке.
Существуют определенные ограничения для выводов, к которым мы пришли на основе RTT.Тестирование было ограничено
участниками из четырех из двенадцати разновидностей, определенных Коряковым (2016a), и два из них, кубачинский
и кайтагский, считаются отдельными языками как Коряковым (2016a, 2016b), так и Hammarström et
al. (2018). Таким образом, наши выводы о том, что понимание особенно низкое между этими двумя разновидностями и
другими разновидностями, просто подтверждают это утверждение. Кроме того, две другие разновидности, Цудакар и Акша,
, являются частью северной группы, независимо от того, являются ли они диалектами одного языка или отдельными языками.
Мы не включали никаких членов южной группы, кроме независимых Кайтага и Кубачи. Итак,
есть много взаимосвязей, которые не были затронуты в нашем исследовании. Например, Коряков (2016a, 2016b)
предполагает, что Кубачи является частью юго-западной группы, за исключением Кайтага, а Хаммарстрём
и др. (2018) предполагает, что Кайтаг является частью подсемейства Южной Даргины, за исключением Кубачи. Наше исследование
не затрагивает этот вопрос.Любое последующее исследование должно включать более широкий круг
участников, особенно из южной группы. В связи с этим, дальнейшее исследование должно включать 90 008 90 002 участников из Муиры, поскольку у текста Муиры самые высокие показатели разборчивости. Было бы хорошо
посмотреть, идет ли разборчивость в обе стороны. Также было бы хорошо включить тексты как из Акуши, так и из
Литературного даргина, чтобы увидеть, является ли «высокий» статус литературного даргина важным фактором разборчивости.
При любом последующем исследовании следует стремиться к тому, чтобы все тексты были одного жанра.
В наше исследование мы включили четыре различных жанра: цудакар и муйра — повествования, кайтаг — процессуальный
, кубачи — притча, а литературный даргва — поэзия. Мы не видели доказательств того, что эта разница
повлияла на показатели разборчивости. Но обеспечение того, чтобы все тексты были одного жанра, поможет
защититься от влияния жанра.
Наконец, было бы хорошо в любых дальнейших исследованиях управлять текстом родного города до того, как
вводили тексты из других разновидностей. То есть участники, говорящие на цудакаре, должны сначала пересказать
цудакарский текст, участники, говорящие на кубачи, должны сначала пересказать кубачинский текст и так далее. Участники
должны набрать около 100 процентов за текст родного города. Если они хорошо справляются с текстом из родного города, но плохо
со всеми остальными текстами, мы будем знать, что это связано с плохой разборчивостью. Если, с другой стороны, они
плохо справляются с текстом родного города, нам даже не придется администрировать тексты из любого другого
варианта. Управление текстом из родного города разрешило бы любые вопросы относительно того, были ли низкие оценки разборчивости
следствием того, что участники не понимали самой процедуры.
Несмотря на эти методологические проблемы, тот факт, что даже оценки, включающие как участников
, так и тексты из северной группы (т. ниже 60%, предполагает наличие веских оснований для рассмотрения всех трех разновидностей как
отдельных языков, как это было предложено Коряковым (2016a, 2016b).Это, конечно, не имеет особого значения для самоидентификации говорящих как даргинов. В каком-то смысле даргинский — это одновременно и единое целое, и одновременно совокупность разновидностей, некоторые из которых, несомненно, являются отдельными языками.
Hammarström et al. (2018) рассматривают эту двойственность, утверждая, что, хотя даргинского языка нет,
существует даргинское подсемейство, состоящее из пяти отдельных языков (кубачинский, кайтагский, чирагский, северный
центральный даргинский и юго-западный даргинский). Эта характеристика, однако, не отражает того факта, что
многие носители разновидностей даргинского рассматривают его как единый язык. Одним из возможных способов решения этой проблемы
является определение даргинского как макроязыка, такого как китайский или арабский. Согласно стандарту ISO 639-3
, макроязык — это группа «несколько тесно связанных языков, которые в некоторых контекстах использования
считаются одним языком». Даргва считается единым языком в области грамотности,
образования и средств массовой информации.Возможно, из-за этого некоторые носители даргинских разновидностей считают даргинский
единым языком. Эта концепция даргинского языка как единого языка не относится к литературному даргинскому языку. Когда
носителей говорят, что они говорят дома на даргинском или что их дети говорят на смеси даргинского и русского языков,
они имеют в виду местный диалект. Но хотя даргинский можно представить как единый язык, он также представляет собой группу отдельных языков, включая как минимум пять, идентифицированных Hammarström et al. (2018).
В статье рассматривается политическая мобилизация автохтонных горских народов Северного Кавказа в 1917-1918 гг. Эти годы дали краткий и смутный, но реальный момент свободы, когда горцы смогли утвердить свои собственные позитивные политические амбиции. Наиболее важной политической силой горцев в этот период был Союз союзных горцев (UAM), широкое пангорское движение, возглавляемое зарождающейся местной интеллигенцией.В этой статье утверждается, что традиционное изображение горцев в те годы как несговорчивых мятежников и исламистов вводит в заблуждение. Утверждается, что убедительное чувство собственного интереса заставляло их последовательно проводить политику сотрудничества, политику, резко противоречащую существующим историографическим акцентам на насильственных конфликтах и сопротивлении как существенных темах не только северокавказской политики, но и политики этнонациональных отношений. движений в этот период в целом. Чтобы поддержать это утверждение, в статье исследуется послужной список UAM и его членов в трех областях: отношения с Россией и русскими, влияние ислама на политику горцев и отношения с внешними силами.
Информация о журнале«Ежегодники по истории Восточной Европы» представляют предмет во всей его полноте; Для тематически более ограниченных материалов основное внимание уделяется территории бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза. Процесс двойного слепого обзора с участием международных экспертов обеспечивает признанное качество. Раздел всеобъемлющего обзора информирует о текущих тенденциях в немецких и международных исследованиях. Die Jahrbücher für Geschichte Osteuropas repräsentieren das Fach in seiner ganzen Breite; für thematisch enger begrenzte Beiträge legt der Fokus auf dem Gebiet des ehemaligen Russischen Reiches und der ehemaligen Sowjetunion.Ein doppelt-blindes Begutachtungsverfahren mit internationalen Fachleuten sorgt für anerkannte Qualität. Der umfangreiche Rezensionsteil informiert über die aktuellen Trends in der Deutschen und Internationalen Forschung.
Информация об издателеFranz Steiner — одно из самых известных академических издательств Германии. В центре нашего внимания находится древняя история, а также социальная и экономическая история, а также история науки; кроме того, региональные исследования, история Восточной Европы и трансатлантические исследования.Мы курируем более 150 периодических изданий, а также 28 периодических изданий и публикуем такие известные серии, как Historia, Hermes и Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie. Мы публикуем только те проекты, которые доказали свою академическую ценность в ходе внешней анонимной экспертной оценки.
.