Проблема. Современное общество требует от педагога учитывать изменяющиеся реалии и адаптироваться под них. Изменились подход к обучению, объем знаний, который получают учащиеся, условия. Поэтому профессиональное развитие педагога – необходимая часть его деятельности.
Решение. Сегодня любой учитель может найти удобную форму своего роста, технологии это позволяют. Но главное – осознать, с какой целью необходимо двигаться вперед и совершенствовать свои навыки, что это даст педагогу как специалисту и какие задачи позволит решить.
Оглавление:
Мир устроен таким образом, что в нем постоянно что-то меняется. Причем сегодня изменения, как правило, происходят очень стремительно. Статистика показывает, что каждый десяток лет суммарный объем информации увеличивается вдвое. В связи с этим знания, которыми мы овладели ранее, устаревают либо требуют некоторых корректировок.
Таким образом, возникает необходимость постоянно обучаться чему-то новому, развиваться в профессиональном контексте, а также работать над навыком собственного обучения. Если игнорировать важность этих мероприятий, стать востребованным специалистом вряд ли получится. По ФГОС основными в обучении являются не предметные, а личностные и метапредметные универсальные действия.
Образовательным учреждениям, в том числе и школам, тоже нужны перемены. Без них невозможна модернизация и инновационное развитие учебных процессов. Кстати, многие эксперты убеждены, что это единственный способ, который позволит нашей стране обладать конкурентоспособностью в современном мире. Очевидно, что центральную роль здесь играют педагоги, готовые к постоянному развитию, понимающие, как устроена психология учеников.
Требования к профессиональной деятельности учителей, которые терпят регулярные изменения, во многом противоречат новым социальным условиям. Жизнь общества никогда не останавливается в развитии, она меняется и, конечно, влияет на сферу образования.
Кроме того, целевые установки в социуме тоже становятся иными, на основании чего педагоги должны понимать, какую роль они играют в этом процессе. Важно, чтобы учителя стремились развивать в себе качества, необходимые обществу. Полноценное развитие учеников возможно лишь при высоком уровне профессионализма у их педагогов.
Если говорить о требованиях, предъявляемых к профессиональному развитию педагогов, первым делом необходимо отметить, какие качества должны быть присущи специалисту. Самое главное – это, конечно, профессионализм, который эксперты описывают через профессиональную компетентность.
Профессиональная компетентность педагога
То есть профессиональная компетентность – это гармоничное сочетание навыков, связанных с деятельностью педагога и его коммуникативных способностей. К последним относятся культура общения и умение вести себя в социуме.
Приведем составляющие профессиональной компетентности педагога:
То, что знает и умеет учитель, — это объективные показатели, характеризующие его работу. Психологические установки и личностные качества здесь следует рассматривать уже как субъективные характеристики педагога.
Выше мы уже сказали, что современный мир постоянно меняется, поэтому и в отношении образовательных процессов появляются иные приоритеты. Новая школа указывает на необходимость в новом руководстве. Во главе должен стоять менеджер, который знает, как осуществлять управление таким образовательным учреждением. А в подчинении у него должны быть новые учителя, обладающие достаточной компетентностью, высоким уровнем образования.
Кроме того, новый педагог должен иметь высокий социальный статус и уметь организовать учебно-воспитательный процесс.
Так как образовательный процесс постоянно развивается, стоит уделить внимание его основным направлениям и этапам:
Однажды К. Д. Ушинский рассказал, как он видит роль учителя в обществе: «Учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Несмотря на то, что с тех пор прошло уже достаточно времени, его высказывание имеет свою актуальность и сегодня. С его словами трудно не согласиться.
С учетом всех нововведений, связанных с системой образования, всем педагогам необходимо уделить должное внимание вопросу повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современная школа требует, чтобы в ней работали не просто педагоги, а универсальные учителя, которые смогут научить детей сразу нескольким смежным предметам. Поэтому любое обучение, на которое запишется специалист, должно быть актуальным и своевременным.
Именно таким образом и создаются условия для профессионального развития педагога. Константин Симонов однажды сказал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает своё образование незаконченным». Эта цитата как нельзя лучше отображает суть педагогики и ее роль в современном мире.
Если педагог хочет быть настоящим профессионалом, ему следует быть настолько адаптивным, насколько это возможно. Современный специалист должен знать о своей профессии все, быть экспертом, а также следует иметь способность адаптироваться под различные нововведения и потребности учеников.
Развитие профессиональных качеств педагога – это процесс, который никогда не прекращается. Он включает в себя несколько элементов, которые взаимодополняют друг друга. К ним относятся такие составляющие как педагогические и профессиональные навыки и теория.
Под этим термином понимается комплекс теоретической информации и применение ее на практике. Для использования полученной теории, которая представлена философской, социологической и психологической областями, необходимо практиковаться в самых разных техниках, методах и стратегиях. Кстати, именно вышеперечисленные сферы являются балластом практики преподавания в учебной группе. В итоге педагог научится правильному планированию и организации профессиональной деятельности.
К навыкам принято относить различные методы и стратегии, которые дают возможность обеспечить профессиональное развитие современного педагога. Их составляющими является умение общаться, консультировать, работать на ПК, искать необходимые данные, управлять, и, самое главное, обучать.
Здесь обязательно следует отметить, что личностное развитие педагога играет огромную роль при формировании профессионализма.
Если мы говорим о педагоге, который уделяет должное внимание саморазвитию, мы представляем специалиста, имеющего сильные стороны. Наличие таких характеристик дает возможность дать определение и понять суть своей педагогической практики и, конечно, самих себя. Таким образом, когда мы развиваем навыки, необходимые нам для жизни, мы растем еще в профессиональном смысле.
Жизненные навыки, помогающие учителю развиваться профессионально, — это организованность, умение принимать решения и видеть суть проблем, забота о своих учениках и способность вовлечь их в учебный процесс.
Эту составляющую развития еще именуют профессиональным обучением педагогов, которые уже работают в школах и других образовательных учреждениях. Здесь происходит получение некоторой базы знаний и умений, которые нужны педагогу, чтобы выполнять свои служебные обязанности наиболее эффективно.
Важно: обучение и развитие – это не совсем одно и то же. Обучение – это не просто познание теории, это еще и введение полученной информации в свою деятельность с целью увеличения эффективности рабочего процесса.
Развитие – понятие более обширное. Педагог, который стремится к нему, понимает, в чем заключается смысл пройденного обучения, и знает, как применять полученные знания. Так как деятельность учителя – работа не из легких, в контексте развития следует понимать еще и то, что учитель должен обладать гибкостью, уметь подходить к работе творчески, быть готовым к различным неожиданностям и понимать и удовлетворять потребности своих учеников.
Итак, цель профессионального развития педагога заключается в помощи специалистам в приспособлении своей деятельности к переменам в социальной среде, потребностям учеников, а также в формировании навыка обосновать любое свое решения с профессиональной точки зрения.
Таким образом, в ходе эффективного профессионального развития педагога должно рождаться желание пробовать что-то новое, проводить эксперименты, использовать новейшие инструменты в преподавании. Отметим, что составляющими частями его являются сессии рефлексивного обсуждения, основой для которых является опыт педагога, коллективное обучение, ведение рефлексивных журналов и дневников и другое.
Сегодня созданы все условия для профессионального развития педагога. Стоит отметить, что большое количество средних профессиональных и высших учебных заведений по всей стране дают возможность специалистам повысить уровень своей квалификации. Это возможно даже без отрыва от основной деятельности.
К примеру, в сети Интернет представлено огромное число различных курсов, которые можно пройти, не выходя из дома. У педагогов есть возможность принять участие в вебинарах, найти полезную дополнительную информацию по своей специальности.
Организация профессионального развития педагога включает в себя не только обязательные программы, на изучение которых специалистов отправляет руководитель, что является формальным обучением. Прекрасно, если учитель и сам проявляет инициативу. То есть, осознавая личные потребности, он развивается в профессиональной области неформально.
В последнем случае перед педагогом открывается много возможностей. Чаще всего на образовательных сервисах имеется личный кабинет учителя, здесь он может хранить полученную в ходе обучения информацию, а также выкладывать разработки уроков и лекций, автором которых является он сам, статьи, методические материалы и прочее.
Профессиональное развитие педагога имеет следующие формы:
Никакая профессиональная деятельность не может иметь смысла, если специалист не добился каких-либо успехов. Даже если развитие педагога носит личностный характер, у него все равно должен быть список индивидуальных достижений. Важно, что результатов необходимо добиться за определенный временной промежуток.
Приведем примеры таких итогов самообразования:
Подведем итог. Профессиональное развитие учителя – это трудный безостановочный процесс. Он включает в себя такие аспекты как личностное, профессиональное и социальное развитие. Объяснить это можно тем, что на все то, что оказывает влияние на мозг человека, воздействует еще и на его психологию. То есть приобретение новых знаний и навыков находит свое отражение и в формировании эмоционального состояния специалиста.
Появление мотивации способствует возникновению положительных эмоций, вследствие чего педагог еще сильнее вовлекается в учебную деятельность. Высокое качество полученных знаний и осознание важности своей профессии играют важнейшую роль в познании. Также стоит отметить большое значение социального характера профессионального развития, так как обучающие мероприятия не могут существовать без социального взаимодействия и общения с другими в принципе.
Удивительно еще и то, что все элементы профессионального развития педагога имеют тесную взаимосвязь. К примеру, если преподавателю тяжело совладать со своими эмоциями, у него вряд ли получится управлять целой учебной группой. Таким образом, каждый из приведенных в этой статье видов развития – это желательный результат любого намерения и программ повышения уровня квалификации учителя.
Так как современный преподаватель никогда не останавливается в своем развитии, невозможно сказать, что специалист достиг максимального уровня профессионализма. Всегда в образовательном процессе будут появляться нововведения, требующие дополнительного обучения кадров.
Итак, целью профессионального развития педагога является максимально возможное личностное развитие. Без него невозможно обеспечить должный уровень качества образовательного и воспитательного процессов. Кроме того, именно пример личностного роста является главным инструментов в педагогической деятельности.
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Понравилась статья? Поделитесь:
%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream
Профессиональное обучение является важнейшим элементом работы всех педагогов на протяжении всей их карьеры. Педагогическая профессия основана на богатой базе профессиональных знаний, и специалисты в области образования также должны хорошо разбираться в этой базе знаний. Кроме того, понимание теории и исследований, лежащих в основе базы знаний, имеет решающее значение для руководства тысячами решений, которые педагоги принимают каждый день. И преподаватели должны заниматься целенаправленной практикой, чтобы совершенствовать свои навыки и профессиональные суждения.
Медицина, юриспруденция и образование являются примерами профессий, требующих непрерывного профессионального обучения на протяжении всей карьеры. Для педагогов этот императив возникает из-за множества факторов, в том числе:
Штаты, округа, школы, политики и союзы, представляющие педагогов государственных школ, играют свою роль в создании позитивной культуры, в которой профессиональное обучение на протяжении всей карьеры является нормой практики для всех педагогов. Кроме того, округа и школы должны наращивать свой потенциал, чтобы предоставлять педагогам время, пространство, поддержку и системы, способствующие непрерывному профессиональному обучению с привязкой к работе. По этой причине руководители школ играют основополагающую роль в продвижении и воспитании организационной культуры непрерывного обучения и совместной практики.
Три превосходных источника предоставляют рекомендации, которые помогут преподавателям принимать профессиональные решения в области обучения, а также помогают им создавать и отстаивать культуру, которая поддерживает их рост:
Центр лучших государственных школ NEA поддерживает наших участников, поскольку они стремятся к лучшему преподаванию и обучению на протяжении всей своей карьеры. Некоторые из этих усилий включают:
Зарегистрируйтесь, чтобы получать EdPractice, нашу ежемесячную электронную почту, полную советов, подсказок и ресурсов, которые помогут вам стать лучшим педагогом для ваших учеников.
Национальная ассоциация образования (NEA), крупнейшая в стране профессиональная организация сотрудников, стремится продвигать дело общественное образование. 3 миллиона членов NEA работают на всех уровнях образование — от дошкольного до высшего образования. АЯЭ имеет дочерние организации в каждом штате и более чем в 14 000 населенных пунктов по Соединенным Штатам.
О нас
Партнер с нами
Дайте нам рекламу
Институт лидерства учителей (TLI) – это совместный проект Национальной ассоциации образования (NEA) и участвующих государственных и местных организаций. TLI – это продукт общего видения педагогического лидерства, продвигающего профессию. Это всесторонняя работа по набору, подготовке, активизации и поддержке следующего поколения учителей, чтобы они возглавили преобразованную педагогическую профессию.
Во время обучения в TLI у меня была возможность пообщаться с замечательными учителями не только в моем штате, но и по всей стране. Эти учителя так же целеустремленны, как и я, и они сосредоточены на том, чтобы поднимать настроение и вносить перемены в свои школы.
– Эрика Авент, учитель шестого класса, Оксфорд, MS
Институт лидерства учителей – это коллективное обучение, включающее:
TLI использует мощную модель лидерства учителей, отражающую меняющуюся демографическую ситуацию в нашей стране. Основополагающая предпосылка модели – подготовить учителей-лидеров, способных успешно отстаивать и поддерживать разнообразие в классах и сообществах. Программа направляет профессиональный рост этих лидеров, чтобы они были культурно компетентны в своей способности создавать и поддерживать справедливую среду обучения для всех учащихся в каждой школе и округе страны.
Программа предлагает профессиональное обучение, поддержку и опыт, необходимые учителям для расширения своего влияния и предложения своего опыта в новых, крупных и инновационных контекстах. TLI, основанный на разнообразии, справедливости и культурной компетентности, объединяет всеобъемлющие компетенции (общий набор лидерских навыков) и три взаимосвязанных пути, которые определяют способы, которыми учителя могут прокладывать новые пути в образовании: лидерство в обучении, лидерство в политике и лидерство в ассоциации. .
Узнайте о возможностях TLI в этом видео: Учителя обсуждают влияние Инициативы лидерства учителей на их профессиональный рост в Аризоне.
Для получения дополнительной информации об Институте лидерства учителей NEA, пожалуйста, свяжитесь с отделом качества учителей NEA по адресу [email protected].