Знакомство с библиотекой библиотечный урок – Библиотечный урок на тему “Знакомство с библиотекой”

Библиотечный урок на тему “Знакомство с библиотекой”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31

Сценарий библиотечного урока

«Знакомство с библиотекой»

Адресат – учащиеся 1-х классов МОУ СОШ №31

Составитель: Коваева Оксана Викторовна,

педагог-библиотекарь

г. Комсомольск-на-Амуре

2015г.

Пояснительная записка

Цель мероприятия:

  1. Ознакомить с базовыми понятиями библиотечно-библиографических знаний (библиотека, абонемент, читальный зал и т.д.)

  2. Ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке» и правилами обращения с книгой»

Оборудование и технические средства:

Видеопроектор, видео презентация «Физкультминутка», мультфильм «Гришкины книжки» (Режиссёр: Ефрем Пружанский, Музыка: Мирослав Скорик), книжные выставки, плакат «Правила обращения с книгой», «Правила поведения в библиотеке».

Ход мероприятия

Библиотекарь

Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы проведем экскурсию в библиотеке. Давайте вспомним, что означает слово «библиотека»? (Ответы детей) Правильно «Библио» в переводе с греческого означает «книга», а «тека» хранилище, т.е. библиотека-это хранилище книг.

Библиотекарь:

Как-то раз возник вопрос,

Да не в шутку, а всерьез:

Книг так много издают,

Где же все они живут?

Растерялись мы в начале:

Неужели дома нет?!

Но словарь (конец печали!)

Дал на это нам ответ.

Со слов находчивого грека,

Есть дом у книг – библиотека!

Библиотекарь:

А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – нацарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из них сохранились до наших дней. Их теперь бережно хранят в некоторых самых крупных библиотеках и музеях мира.

Итак, библиотека – это дом книги. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом, свою квартиру.

Библиотека состоит из следующих отделов:

Абонемента

Читального зала

Книгохранилища

Абонемент-это французское слово, которое означает правило пользоваться чем-нибудь на неопределенное время. В библиотеке – это место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. Но в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

А вот это, ребята, читательский формуляр, в него библиотекарь записывает все книги, которые вы будете читать.

Библиотекарь:

У книг с абонемента

Работа выездная.

Они получше всех других

Читателей узнают.

В командировках частых,

Полезных и опасных.

Библиотекарь:

Полезных и опасных. Все книги библиотеки называются одним словом – библиотечный фонд. Их расставляют на стеллажах. На полках стеллажей книги ставятся слева направо. Расставляются книги по отделам ББК (библиотечно-библиографической классификации), внутри отделов в алфавитном порядке авторов книг и названий. Книги одного отдела отделяются от другого с помощью разделителей. На разделителях указывается индекс отдела и его название. (Библиотекарь показывает разделитель).

Библиотекарь:

Читальный залздесь собранны наиболее ценные книги, которые есть в библиотечном фонде в единственном экземпляре. Книги из читального зала на дом не выдаются. Работать с этими книгами вы можете только в читальном зале.

В читальном зале, ну и ну!

У книг работа на дому.

Читателей бескрайний ряд,

И с каждым книги говорят,

И каждому помогут

Хотя бы понемногу.

В читальном зале есть книжные выставки. Книжная выставка оформляется для того, чтобы полнее раскрыть фонд по определенной теме. (Знакомство с выставками).

Библиотекарь: Существуют правила поведения в читальном зале. Ребята, а вы знаете правила поведения в библиотеке, в читальном зале? (Ответы детей)

Чтец:

В работе с книгой нам нужна

Всегда, запомни, тишина!

Коль надобность возникнет в споре

Иль разберет внезапный смех,

Идите, смейтесь в коридоре!

Книги – как люди, рождаются, живут, стареют. Как и люди, они могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь. Давайте запомним с вами, что с книгами делать нельзя.

1. Нельзя книги перегибать.

2. Нельзя загибать книжные страницы.

3. Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

4. Нельзя писать и рисовать в книгах.

5. Нельзя читать во время еды.

Физкультминутка «песенка колобка» (5 мин.):

Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Библиотекарь:

Ребята, молодцы, а сейчас пришло время отдохнуть (показ видеопрезентации физкультминутка «песенка колобка»), повторяйте движения за колобком. (ученики повторяют движения, которые делает на экране сказочный персонаж.)

Библиотекарь:

Есть еще отдел книгохранилище, где хранятся книги и учебники. Для каждого класса есть своя полка. На этой полке хранятся учебники для 1-го класса, а на этой полке для 2-го, и так далее (дети проходят вдоль стеллажей, осматривая полки с учебниками). За учебниками тоже нужно следить, не писать в них, даже карандашом. Обязательно обернуть в обложку. Ребята, а сейчас давайте пройдем в читальный зал. (Дети проходят в читальный зал и рассаживаются за парты).

Библиотекарь: Ребята, а сейчас мы посмотрим мультфильм «Гришкины книжки».

Показ мультфильма (10 мин.) «Гришкины книжки»

(В мультипликационном фильме показана история мальчика, который не аккуратно обращается с книжками):

Обсуждение мультфильма:

Вопросы для обсуждения

:

  • Опишите мальчика Гришу.

  • Как вы думаете, почему книги ушли от Гриши?

  • Что сделал Гриша, чтобы книги к нему вернулись?

  • Напомните, пожалуйста, правила обращения с книгами.

В беседе с детьми необходимо сформулировать правила обращения с книгами.

Рефлексия «Заверши фразу» Л.С. Кожуховская, С.С. Кашлев:

Цель: выявить имеющиеся представления об обсуждаемой теме.

Библиотекарь:

Ребята, а чтобы закрепить тему сегодняшнего урока, я проведу с вами викторину (прием рефлексии «Заверши фразу»):

Задание: Завершите фразу, с которой библиотекарь обращается к вам.

Вопросы:

  • В библиотеке книги стоят на ….(на стеллажах)

  • Книжные выставки в библиотеке нужны для того, чтобы … (раскрыть фонд)

  • Отдел в библиотеке, где можно взять книги на дом называется…(абонемент)

  • В классе ты ученик, ученица, а в библиотеке? (читатель)

Рефлексия «Дерево настроения» (Л.С. Кожуховская) :

Цель: фиксация уровня эмоционального состояния после занятия.

Задания:

1. Выберите листочки (стикеры, в форме листьев разные по цвету, оранжевые, голубые) и закрепи их на дереве.

2.Если у тебя хорошее настроение после урока, то закрепи на дереве оранжевые листочки, а если плохое, то синие. Прокомментируй свой выбор.

Заключительная минута тишины.

Библиотекарь:

А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки. Сделать вдох-выдох и постараться вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке, может вам что-то понравилось, подумайте, чем вы поделитесь дома. Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.

Список литературы:

1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие.- М.: Книжная палата, 1987.- 256с.

2. Петровский М. Книги нашего детства.- М.: Книга, 1986.- 288с.

3. Рыбальченко С.И. Массовые мероприятия //Библиотека школы.-2013.-№1-с. 39-40.

4. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку.-М.: Книга, 1987.- 255с.

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю.- М., 1987.- 145с.

6. Чулкина Г.В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» // Школьная библиотека.- 2001.- № 1.- с. 8-14.

infourok.ru

Библиотечный урок “Знакомство с библиотекой”

Знакомство с библиотекой. 

(Библиотечный урок в 1 классе) 

Тема: Первое посещение библиотеки.

 

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса  к книге.

 

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

 

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

       Библиотекарь:  Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека?  Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал.  На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).

         А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь.  С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

         Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему  долго  не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

         Вам, наверное, дома взрослые говорили,  что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.   Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

·        Не рисовать, не писать ничего в книгах;

·        Не вырывать листы, не вырезать картинки;

·        Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

·        Не читать книги во время еды;

·        Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

·        Пользоваться закладкой.     

         Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

         Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

                   Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

                   Но заснята  для  кино

                   И известна всем давно

                   Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу  о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

                   Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

                   Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

                   Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать  книгу о Незнайке).

         Ну, молодцы, ребята!  А теперь отгадайте новую загадку.

                   В этом доме именины, много было там гостей.

                   И на этих именинах появился вдруг злодей.

                   Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

                   Но коварному злодею кто-то голову срубил.

         В какой сказке происходит это действие?

                                («Муха-цокотуха»)

         Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

                   Бабусю знает целый свет,

                   Ей отроду лишь триста лет.

                   Там, на неведомых дорожках,

                   Изба её на курьих  ножках. (Кто это?)

                   Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

                   Есть замечательный аппарат летательный.

                   Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

                   У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

                   Высоко они летят. Далеко они глядят.

         Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

                   Она на балу никогда не бывала,

                   Чистила, мыла, варила и пряла,

                   Когда же случилось попасть ей на бал,

 То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

                   Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

                   Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

                   Убежали от грязнули

                   Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

                   И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.  Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас  должны отгадать,  что это за вещи, и из какой они сказки.

1.     Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)

2.     Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3.     А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы  и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении   библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно  выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

nsportal.ru

План-конспект урока на тему: Библиотечный урок “Знакомство с библиотекой” | скачать бесплатно

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Знакомство с библиотекой.

Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал», «абонемент»;

Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

 Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Оборудование: выставка детских книг

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

   А теперь ребята, отгадайте загадку.

Снаружи смотришь –

Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)

 Правильно-библиотека!

– Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей)  В переводе с греческого – это книгохранилище («библио»– книга, «тека» – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. В нашей библиотеке имеется  абонемент и читальный зал. Что такое абонемент? (ответы детей)

Место, где выдают книги на дом. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать –

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи,

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

– Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?

С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

– Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

  – Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставках: «В стране сказок», «Наши юбиляры», «Школа безопасности», «Учалинские писатели -детям», «Времена года», «Я помню! Я горжусь!» «Республика, моя Башкортостан!»

  Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

– Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.  

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

​ ∙Не рисовать, не писать ничего в книгах;

​ ∙Не вырывать листы, не вырезать картинки;

​ ∙Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

​ ∙Не читать книги во время еды;

​ ∙Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

​ ∙Пользоваться закладкой. 

Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правила пользования библиотекой

Правило № 1

В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2

Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4

Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.

Правило № 5

Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.

– Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь — ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке – именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

 

Скок-поскок, скок-поскок

– Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный …   (Горбунок.)

 

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг – надежный, славный,

Храбрый пудель …  (Артемом.)

 

Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота…

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она …  («Белоснежка и семь гномов».)

 

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый …  (Карлсон.)

 

Фруктово-огородная страна

– В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой – мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

(«Приключения Чиполлино»

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

– В какой сказке жила эта героиня? – 

«Золушка»

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

– В какой сказке они живут? –

«Волк и семеро козлят»

– И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

 «Федорино горе»

Конкурс “Волшебные предметы”

Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:

– у Буратино? (золотой ключик)

– у Незнайки? (волшебная палочка)

– у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)

– у Золушки? (хрустальные туфельки)

– у Бабы-Яги? (метла)

– у Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс “Назови друзей”

Назовите друзей сказочных героев.

– у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)

– у Малыша (Карлсон)

– у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)

– у Буратино (Мальвина, Пьеро:)

– у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)

– у Чебурашки (крокодил Гена)

 «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

– Молодцы, дети, все мои загадки отгадали.

 

– Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.

– А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

– Что такое библиотека?

– Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –

– Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

– Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

– Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.

До скорой встречи!

nsportal.ru

Библиотечный урок в 1 классе “Знакомство с библиотекой”

Тема:  Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой (абонементом и читальным залом), с правилами пользования библиотекой и оформлением записи в библиотеку.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотеке, обучить правилам пользования библиотекой.

Форма проведения: Путешествие в «книжный город». Билетом на поезд могут послужить красочные открытки с текстом адресованные детям.

Сегодня ты совершил путешествие в «книжный город».

Приглашаем тебя побывать у нас еще раз, где ты познакомишься с такими героями как Буратино, Винни-Пух, Незнайка, дядя Степа, Крокодил Гена и многими, многими другими увлекательными героями сказок, рассказов и стихов. Книги ты можешь взять домой и почитать с родителями, с братьями и сестрами.

Мы ждем тебя каждый день с 8.00 до 16.00 часов.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в «книжный город», в котором живут самые сказочные, самые добрые, самые интересные герои. Поезд поведу я. Но для того чтобы мы с вами могли отправиться в путешествие нам нужны билеты. А билеты мы получим после того как отгадаем следующие загадки:

Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учиться всем велит.
Расскажут детям,
О всём на свете.
(Буквы.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга.)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века

Приходи в …

(Библиотеку)

Достанет книги все для нас,

Любой рассказ она нам даст.

Где книга каждая стоит,

Она покажет, объяснит.

Конечно, это не аптекарь, а школьный наш…

(Библиотекарь)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

И так ребята, билеты у нас в руках и мы отправляемся в путь. Во время путешествия ведем себя тихо, так как наш поезд сказочный и волшебный, и если мы будем шуметь, то от нас убегут все сказочные герои. Вот так вы должны себя вести всегда, когда будете посещать нас «книжный город».

Ребята, как называется «книжный город», в который мы с вами отправились? – (ответ: Библиотека)

А кто живет в данном городе? (ответ: Книги, газеты, журналы)

Правильно ребята, этот город называют библиотекой, и в нем живут самые интересные книги, красочные журналы и газеты. Слово «библиотека» означает книгохранилище. Библиотеки появились давно, с тех пор, как люди научились писать. Все что они узнавали нового о жизни на земле, они доверяли книгам. Поэтому в библиотеках сохранилось очень много интересных книг. Посмотрите на них, молчаливые они тихо стоят на полках и ждут своего читателя, который подойдет, откроет страницу и унесется в сказочный и волшебный мир, в котором живут добрые и злые волшебники, веселые и озорные девчонки и мальчишки.

И вот наша первая остановка, которая называется «Абонемент». Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться и уже можете взять любую книгу на дом на 10 дней.

Ребята, ответьте на вопрос: Как называют профессию людей, работающих в библиотеке? (ответ: библиотекарь)

Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует, что взять, познакомит вас, где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки, рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда ее поставить.

Библиотекарь не может запомнить всех ребят, но хочет знать, кто же стал читателем «книжного города». Поэтому на каждого из вас заводиться вот такая книжечка, которая называется книжный формуляр. На первой странице я записываю ваше фамилию, имя, класс, возраст, и домашний адрес. А на второй и третьей странице записываю книгу, которую вы хотите взять домой почитать.

Посмотрите ребята, какая книжная выставка нас здесь встречает? (Оформлены книжные выставки «Что за чудо эти сказки», «Здравствуй, новый читатель!» где представлены яркие, расписные книжки – панорамы, книжки – игрушки, книжки – великаны, книжки – малютки).

С выставки книжки вы можете полистать, посмотреть, если вам понравилась какая, то книжка вы можете взять ее домой.

Вы ребята наверно знаете, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.   Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

·        Не рисовать, не писать ничего в книгах;

·        Не вырывать листы, не вырезать картинки;

·        Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

·        Не читать книги во время еды;

·        Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

·        Пользоваться закладкой.     

А теперь ребята, мы отправляемся дальше. Следующая наша остановка – это читальный зал. Это комната в библиотеке, где всегда тихо и все читают. Книги из читального зала домой не выдаются, их вы можете почитать только здесь. Здесь вы можете познакомиться с энциклопедиями и справочниками. Это книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).

А здесь ребята посмотрите, какая выставка? Оформлена выставка «Мои любимые журналы».

Эти журналы вы можете посмотреть и почитать в читальном зале, посидеть и отгадывать кроссворды, порешить ребусы.

Наше путешествие по сказочному «книжном городу» заканчивается, сегодня ребята, вы познакомились с удивительным «книжным городом», которая называется библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой.

Давайте с вами проведем не большую игру «Что такое, как называется?»

Комната в библиотеке, где всегда тихо, и все читают? (Читальный зал)

Как называется дом, в котором живут книги? (Библиотека)

Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Книжный формуляр)

Где вы можете взять книжку на дом? ( На абонементе)

Человек, работающий в библиотеке, который вам поможет, найти нужную книгу? (Библиотекарь)

А теперь ребята, кто из вас желает быть читателем волшебного «книжного города» (Запись в библиотеку).

infourok.ru

Библиотечный урок для учащихся 1-х классов на тему “Знакомство с библиотекой”

Библиотечный урок

для учащихся 1-х классов

на тему:

«Знакомство с библиотекой»

Разработан и проведен

педагогом-библиотекарем

Иваченковой О.А.

2017г.

Цель: Способствовать воспитанию стремления к чтению и бережного отношения к книге.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке.

  2. Приучать детей к аккуратности при обращении с книгой.

  3. Познакомить ребят с порядком расположения книг в библиотеке, с библиотечными терминами: «отдел», «формуляр», «абонемент».

Ход урока

  1. Организационный момент (приход первоклашек в библиотеку).

  2. Целевая установка.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг. Какой чудесный город! Правда? Он называется библиотека. О чем расскажут нам его стены? (Зачитывает плакаты.) «Книга – добрый друг», «Книгу прочтешь – весь мир увидишь», «Книга – путь к знанию», «Библиотека – аптека для души», «Сила – в знании, знания – в книге!», «Знай, книги как воздух нужны человеку!».

Разве может телевизор детям книгу заменить?

Разве может телевизор

Детям книгу заменить?

Разве может телевизор

Так, как книга, говорить?

Только книгу открываем

И, о чудо, улетаем:

Вместе с Карлсоном и Пэном,

Обгоняя стаи птиц.

Мы летим в пространстве книги,

Скорость – тысяча страниц.

Пролетая Лукоморье –

Поприветствуем кота,

И увидим, как из моря,

Чешуей, как жар, горя,

Выйдут с Дядькой Черномором

Тридцать три богатыря.

Встретим Гоголя, Крылова.

Посидим с Толстым в саду.

И с Наташею Ростовой

Потанцуем на балу.

Мы послушаем Пьеро –

Он споет свои куплеты.

Ну, а Остер, как обычно,

Даст нам «Вредные советы».

Книга – верный наш попутчик.

Да и что тут говорить?

Разве может телевизор

Детям книгу заменить?

  1. Рассказ про библиотеку.

А все ли ты знаешь о БИБЛИОТЕКЕ? Что обозначает это слово? Библиотека (от греч.

библио – книга, тека – хранилище) –– учреждение, в котором собираются, хранятся

разные документы: книги, газеты, журналы, диски… Их выдают во временное

пользование читателям.

«Библио» по –гречески книга, а «тека» – хранилище. А знаете, сколько лет

существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а

библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на

папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные

из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых

книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных

библиотеках.

Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши

верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным

фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит

на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом , свою

квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.

В нашей школьной библиотеке одно отделение: абонемент. У слова «абонемент»

много значений. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На

несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать,

выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в

библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди

в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

А вот это, ребята, читательский формуляр, куда записываются все книги, которые

вы прочтете.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература –

энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день.

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев,

нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем

вылечить. И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что

делать? – БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

4.Знакомство с правилами бережного отношения к книгам и с правилами пользования школьной библиотекой:

• НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.

• НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.

• НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.

• НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.

• НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

А теперь послушайте вот такое стихотворение.

Я книга! Я товарищ твой!

Будь школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мне корешок не поломай!

Привычку скверную оставь

Листая, пальцы не слюнявь.

Не забывай меня в саду

Вдруг дождь нагрянет на беду

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы!

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования

библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Давайте познакомимся с правилами пользования школьной библиотекой:

Правило №1: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим

читателям.

Правило №2: Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие

читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14 дней.

Правило №3: С библиотечными книгами надо обращаться особенно

бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не

останется ни одной книги.

Правило №5: Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо

ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро

найти эту книгу для другого читателя

5. Викторина «По страницам любимых сказок»

  1. Цветик- …….

  2. Меч- ………..

  3. Ковер- ……..

  4. Сапоги- ………..

  5. Палочка- ……….

  6. Шапка- …………….

  7. Золотой ………………

  8. Скатерть …………….

  9. Выросла большая-пребольшая …………..

  10. Малахитовая …………

  11. Принцесса на ……………….

  12. Автор сказок о Незнайке…………..

  13. Братья- сказочники……………..

  14. Герой сказки А.С.Пушкина, который любил есть полбу………….

  15. Что у попа из сказки А.С.Пушкина было толоконным?………….

  16. Ушастый герой сказки Э.Успенского………….

  17. Добрая черепаха, подарившая Буратино золотой ключик……….

  18. Как звали мальчика, которого искала Герда?

  19. Кто съел людоеда в сказке Ш.Перро?

  20. Сивка-бурка- ……………..

  21. Кощей …………….

  22. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?……….

6.Итог урока.

– Кто вспомнит, что такое библиотека? (дом книг)

– Как называется отделение библиотеки, где книги выдают на дом? (абонемент)

– Какие книги не выдают в библиотеке на дом? (энциклопедии и

справочники)

– Чего нельзя делать с книгами?

– На сколько дней в библиотеке выдают книги?

– Почему нельзя терять библиотечные книги?

– Как называется этот документ? (показывает формуляр)

infourok.ru

Библиотечный урок “Знакомство с библиотекой”

Конспект библиотечного урока

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Класс: 1

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задачи:

• научить ориентироваться в библиотечном пространстве, познакомить с правилами пользования библиотекой;

• развивать познавательный интерес;

• воспитывать культуру поведения.

Оборудование: выставка детских книг

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий

книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления

услышанного на уроке.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки.

– Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова? (Ответы детей)

– В переводе с греческого – это книгохранилище («библио» – книга, «тека» – хранить). А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (Ответы детей)

– Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили?

-Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают

читать на дом. Наша библиотека состоит из трёх отделов: абонемент, читальный зал и книгохранилище. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения. Здесь вы можете выбирать книги (показать стеллажи с книгами).

А вот это читальный зал. Эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с ними, выбрать нужный материал.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать –

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи,

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина.

Здесь особенно нужна».

– Журналы ребята в основном приходят почитать на переменах. Какие детские журналы, вы знаете? (Ответы детей)

-Какие журналы выписывают вам, родители? (Ответы детей)

-С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее

красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята

работают, когда им дает задание учитель. Это энциклопедии и справочники. Эти книги называются справочной литературой. Они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).

– Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем

книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или

книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на

выставке «По страницам любимых книг».

Вам, наверное, взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и кбиблиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

  • Не читать книги во время еды;

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

  • Пользоваться закладкой.

– Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши

выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о

книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки.

– Вы любите сказки? (Ответы детей)

-Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки:

Он не птица, не тигренок,

Не котенок, не щенок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

что зовется… «Чебурашка».

(Показать книгу о Чебурашке).

– Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои?

(Показать книгу о Незнайке).

– Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

– Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках.

Кто это?

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат? («метла»)

– И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку:

У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? «Гуси-лебеди»

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет? Золушка

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

– В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»

– И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли,

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора, «Федорино горе»)

– Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.

Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки.

1. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки

маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же

предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка ряба»)

2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но

её спас принц. Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что

же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4. Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в

маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? («Дюймовочка»,

Г-Х.Андерсен)

– Ну вот, разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете

разгадывать загадки.А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала

– Что такое библиотека?

– Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент)

– Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

– Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

– Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми

читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в

читательский формуляр.

-До скорой встречи!

Список литературы

1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 232 с.

2. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.

infourok.ru

Библиотечный урок “Знакомство с библиотекой”

Знакомство с библиотекой

(библиотечный урок)

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задачи:

  1. Привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

  2. Привлечение детей к чтению;

  3. Знакомство с историей письменности и книги;

  4. Воспитание бережного отношения к книге.

Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал».

Форма проведения: путешествие по библиотеке, беседа, просмотр красочных изданий книг, имеющихся журналов.

На стенде высказывания о книге:

Книги – мост в мир знаний.

Кто много читает, тот много знает.

Новая книга – новый друг.

С книгой жить – век не тужить.

Ход урока

Вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как называется дерево под твоим окном. А знаете ли вы, как называется помещение, куда вы пришли? Правильно! Это библиотека, «библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Значит библиотека это хранилище книг. А как вы думаете, сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. И хранили в них книги, только не такие как сейчас, Раньше книги писались на шелке в Китае, на папирусе в Египте, на пальмовых листьях в Индии, в междуречье выцарапанные на глиняных пластинах. Некоторые из первых книг сохранились до наших дней и теперь очень бережно хранятся в самых больших библиотеках.

– Ребята, но ведь люди не всегда умели читать и писать, и книги у них появились не вдруг. Первобытные люди составляли свои письма из предметов. Вождь одного племени послал однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. А смысл этого послания был таков: «Умеете ли вы летать, как птица, и прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыпем вас стрелами, как только вы ступите на нашу землю».

Сначала предметы, потом рисунки с их изображениями заменяли письмо. Надо было написать «олень» – рисовали оленя, надо было написать «охота» – рисовали охотника и зверя, трубка говорила о мире, копье – о войне, натянутый лук – о нападении.

Итак, библиотека дом книг. Здесь хранятся книги, журналы и все это называется книжным фондом. А чтобы мы могли найти нужную нам книгу, каждая стоит на своем месте. Книги располагаются по алфавиту, с буквы «А» до «Я». Книги собраны по разделам. Найти нужную вам книгу всегда поможет библиотекарь. Я – библиотекарь, хранительница книг. Меня зовут Винера Вильдановна.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент – это место, где выдают книги на дом. А есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Справочники, ценные книги, книги в одном экземпляре читают в библиотеке, в читальном зале.

Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования библиотекой.

Как же должен вести себя читатель в библиотеке?

– Тихо. Уметь здороваться и прощаться. Разговаривать вежливо. Уметь благодарить.

– Книги возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книги можно взять на неделю.

– С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

– Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется книг.

– Книги, взятые с полки, нужно ставить на место, где вы взяли, или, если не можете вспомнить, откуда взяли, положить на стол библиотекаря. Иначе я не смогу найти эту книгу для другого читателя.

– А это читательский формуляр, куда я записываю все книги, которые вы берете почитать.

Мне не терпится узнать

Умеете ли вы читать?

Ну, что ж, проверить мне

Нетрудно вас.

Сейчас я вам начну читать,

А вы должны ответ держать,

Чьи довелось вам

Сказки услыхать.

  1. Ку – ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди лиса, вон! (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).

  2. Приходи, куманек! Приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

  3. А дорога – далека,

А корзина – нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

4. Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)

5. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно цветочный горшочек. Только она посадила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан». ( Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»)

6. Он известен, знаменит

Добрый доктор (Айболит)

7. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра.

8. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына

Шалунишку (Буратино)

Сказки вы знаете. А знаете ли вы правила пользования книгой?

1. Не читать во время еды.

2. Не ставить продукты или посуду.

3. Брать книгу только чистыми руками.

4. Не делать в книге пометок.

5. Не перегибать страницы, книгу – от этого выпадают страницы.

6. Не класть в книгу карандаш или другие предметы – для этого есть закладки.

7. Чтобы книги дольше служили, оберните их.

Ребята, а для чего нужно книги читать? Зачем ходить в библиотеку? Послушайте пословицы:

Книги – мост в мир знаний.

Кто много читает, тот много знает.

Новая книга – новый друг.

С книгой жить – век не тужить.

Ну что же – новый читатель пожаловал ко мне.

Это хорошая весть

Очень приятно, что может он сам

Каждую строчку прочесть.

На этом наша встреча закончилась. Я рада буду видеть вас в библиотеке. Думаю, что вы будете активными читателями. До свидания. До новых встреч!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *