Занятия с детьми с овз в школе – Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ

Содержание

План-конспект занятия (1 класс) на тему: Занятие с детьми с ОВЗ | скачать бесплатно

Коррекционно – развивающее занятие с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия  «Страна чудес»

Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

1. Формирование адекватных форм поведения.

2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

4. Развитие крупной и мелкой моторики.

5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие предполагают деление на два блока:

1) гармонизация личности;

2) формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

· коррекционно – развивающие игры и упражнения;

· творческие игры и задания;

· оздоровительные игры и упражнения;

· беседы с детьми;

· психогимнастические этюды;

· релаксационные паузы и моменты;

· лепка (глина, солёное тесто, пластилин)

· изотерапия (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль)

· мандала-терапия (рисование мелками, карандашами, пастелью)

· работа с бумагой(аппликации,калажи,оригами)

Возраст детей: 7-10 лет

Предполагаемые результаты:

· развитие познавательной активности детей;

· развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

· формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

· психокоррекция поведения ребенка;

– социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Звучит расслабляющая музыка.

ЗОНА ИГРОВАЯ Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня мы с вами переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Сначала нам  необходимо вот эти волшебные ниточки привязать к руке, они нам чуть позже пригодятся. А сейчас мы с Вами  познакомимся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя. А теперь, чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся…  Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая съезжаем с нее, как с горки. Молодцы!!!! Повторим еще раз…взбираемся по радуге и съезжаем с нее. Молодцы!!!!

Дорогие ребята, а сейчас мы Ваши волшебные нити свяжем между собой… мы все познакомились, теперь нас связывает эта нить…связующая нить… Я обязуюсь хранить эти нити  и в дальнейшем этот волшебный клубок будет символом  нашей страны чудес.

Теперь ребята закрываем глазки, открываем их …. мы  в стране чудес!!! К нам будут приходить разные волшебные гости! Мы будем выполнять разные интересные задания!

  1. Первое занятие называется «ФОРСАЖ», дорога с препятствиями, но проходить мы ее будем при помощи рук.

Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные макароны и Ваша задача все вернуть на места и распределить макароны в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам.

А теперь представьте, что Вы попали в бермутский треугольник и чтобы из него выйти, нужно пройти все препятствия.

➣ Вы попали в пустыню. Вы набираете песок в ладони и смотрите как он медленно просачивается между пальцев… стараетесь сделать какую-нибудь композицию, но из сухого песка это очень сложно… вы опять набираете песок в ладони и резко разжимаете ладонь..

➣ Следующее препятствие это камни…они очень сильно нагреты, Вы их берете в руки и согреваетесь от них..берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.

➣ идете дальше… смотрите, а там вода…такая чистая и теплая…вы опускаете ладони  в воду и начинаете делать ими движения как-будто плывете, все неприятности позади…ладони очистила эта красивая и сильная стихия -вода! Вы расслаблены и готовы выполнять следующее задание.

2.  «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»:

Уважаемые ребята, Вы попали в творческую мастерскую «Страны чудес». Мы с Вами выполним 5 волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Каждый из Вас напишет свое имя, а кто хорошо умеет писать -фамилию, затем лучики при клеем к солнышку!

Задание №2. Мы все разные, поэтому я каждому предлагаю создать, выложить из кусочков цветной бумаги и приклеить свой узор, а затем мы полюбуемся, что же у нас получилось.

Задание №3. Пока ребята наклеивают узор, ведущий по очереди подходит к каждому и ребята выкладывают бисером полоску на «волшебной» коробочке. У каждого ребенка бисер определенного цвета. В результате получится радуга!

Задание №4. Ребята, какое сейчас время года? Мы с Вами создадим «осенний букет» или необычную композицию. Дети раскрашивают шишки, а педагог на картину подклеивает высушенные листья, затем шишки.

Задание №5. У нас осталось последнее задание в творческой мастерской. Мы вспомним лето и создадим цветочную лужайку (из соленого теста делаем цветы, солнышки и т.д)

3. «ГОЛОВОЛОМКИ» Ребята мы  с Вами будем выполнять задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру (вид фигуры у всех одинаковый, а цвета разные), называется это задание «Танграм». А теперь мы с Вами будем собирать головоломку, у каждого будет свой лист с заданиями. После выполнения задания предложить ребятам составить из пазлов, кубиков или магнитов какую-либо фигуру (даем ребятам на выбор развивающие игры).

4. «ЗАРНИЦА» Звучит музыка. Ребята мы с Вами переходим в игровую зону, теперь мы все вместе выполним интересные движения.

Первое, что мы сделаем, это парашют, мы все ляжем в круг на ковролин и будем  на счет три поднимать парашют и отпускать, а теперь задание усложняется на счет    один поднимать, а насчет три отпускать. Ой, молодцы какие!!!!

➣ Теперь задания по-сложнее! Лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке -лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же самое повторим правой рукой.

➣ Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями тугая пружина. Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите пружинку -выпрямите ноги -расслабляясь.

➣ Лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их как можно  шире в разные стороны, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходную позицию, расслабиться.

➣ А теперь все встаем в круг, нужно набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы кулак, удержать песок в руках, посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслаблять кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Ой какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах – это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью…пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно…в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья.. пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Уважаемые мальчики и девочки мы хотим Вас поблагодарить за участие!!! Не зря Вы прошли столько заданий, жители волшебного леса приготовили для вас маленькие сюрпризы (выдаем каждому  тетрадь с ручкой и значок, шарик). Ребята,  помните, Счастье -это внутреннее солнышко!!! Спасибо за участие! До новых встреч! 

nsportal.ru

Индивидуальные занятия с детьми при инклюзивном образовании

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Содержание статьи:

Вступительное слово

Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

Но (!) совершенно не сказано, как выполнить столь нелегкую задачу по объединению обычных детей и ребятишек с ограниченными возможностями в образовательном процессе. На первых парах для многих воспитателей, как, впрочем, и для меня поставленная правительством цель казалась невыполнимой! Я помню свои бессонные ночи и страх перед незнанием предстоящей работы. И вот спустя годы, я хочу поделиться информацией и бесценным опытом работы в коллективах детей с ОВЗ.

Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

Пополняем свой запас знаний

В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.

Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

  •  «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru;

  • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/;

  • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru;

  • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru.

Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

  1. дети, чья слуховая функция нарушена;

  2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

  3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

  4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

  5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

  6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.

Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

  1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

  2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

  3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

  4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.

Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание…

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Оцените запись

metodbv.ru

Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ “Волшебная страна”

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Инклюзивное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (38,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания  о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

1. Ритуал приветствия «Колокольчики»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя,  машут рукой).

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Чтобы  попасть  в  страну чудес,  волшебную  силу  нам  даст  колокольчик.  Закрой  глаза  и  слушай перезвон. Чем  внимательнее  ты  будешь  слушать,  тем  больше  силы  получишь. Открывай глаза,  мы  уже  в волшебной стране.

– Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А  в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой  выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки  по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету»

.

2. Задание «Творческая мастерская»

Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

 /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

 /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,   

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

 

Долго зайцы так скакали, 

 /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. 

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

«С добрым утром!» – им сказали.

 

Стала гладить и ласкать

 

Всех зайчат зайчиха-мать.  

 /гладить шаром каждый палец/

4. Задание «Головоломка»

Психолог: Сейчас мы с тобой  будем выполнять следующее задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.

5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс!!!! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение “Необыкновенные следы”

Цель: развитие тактильной чувствительности.

“Идут медвежата” — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать, 

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

 

Чтобы погулять по ветке.        

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров.  Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Давайте познакомимся, кто ещё  живет в нашей Сказочной Стране?».

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Литература

  1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» – Москва, 1991.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» – Ярославль, 1997.
  5. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
  6. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007
  7. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006
  8. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  10. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

6.10.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игра,как один из элементов социальной адаптации детей с ОВЗ. Разработка занятия для детей с ОВЗ.

  Технологическая карта занятия  с детьми с ОВЗ 1-2 классы          Учитель: Лобко Татьяна Юрьевна

3.Дидактическая цель : закрепить названия дней недели и их очередность

5. УУД : 

Предметные: закрепить названия дней недели и их очередность

– формирование положительного отношения  к учебному материалу; формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

– формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

– Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.

– использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

6.Методы обучения: продуктивный, исследовательский, практический

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

8.Средства обучения: сигнальные карточки, шнурок, бусины, наглядный материал

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Настрой   на работу, включение в занятие

Игра «Большое доброе животное»

-Ребята, чтобы наше занятие прошло плодотворно, надо сплотиться и услышать друг друга, для этого мы с вами поиграем в игру «Большое, доброе животное».

Учитель – тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного, чтобы почувствовать, что мы с вами один организм- мы будем слышать друг друга, понимать друг друга , доверять друг другу и уважать мнение друг друга.

Подготовка группы к работе.

Дети встают в круг, учатся слышать и слушать друг друга.

Личностные : самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и коррекция  знаний учащихся.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

-Посмотрите на мои карточки – хором прочитываем все карточки по очереди – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Название чего написано на моих карточках (названия дней недели). Значит, что мы сегодня с вами повторим и попытаемся запомнить? (Дни недели).

Работа с наглядным материалом, обобщение понятий, определение темы занятия

Коммуникативные :  сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков, обобщение понятий

3. Постановка учебной задачи

   

Сегодня мы с вами вспомним, как называются все дни недели и в какой очередности они идут друг за другом.

Регулятивные:  прогнозирование;

Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства.

4.Практическая деятельность, решение учебной задачи

 4. Игра «Собери бусы». У вас у каждого на парте есть шнурок и бусины, давайте посчитаем, сколько у вас бусин(7). Кто – нибудь догадывается почему их 7?Правильно, их столько же, сколько и дней в неделе. А почему все бусины разные? Потому что все дни называются по – разному. Давайте вспомним , как называется первый день недели? (понедельник). Какого он будет цвета?(дети обозначают каждый день бусиной какого- либо цвета), а теперь давайте эту бусину оденем на шнурочек.(так одеваем все 7 бус. Параллельно тому, как дети одевают бусы, учитель крепит на доску карточки с названием дней недели). Молодцы, теперь у вас есть волшебные бусы, которые точно знают дни недели. А у меня таких бус не оказалось, у меня есть только шнурочек. Поможете сделать для меня волшебные бусы, ведь мы же с вами одно большое доброе животное, значит, должны помочь друг другу?(да)А в конце урока мы их с вами расколдуем и превратим бусы обратно в шнурочек. Давайте вы будете называть по очереди дни недели, а я буду завязывать узелок на своем шнурочке. Дети называют, учитель завязывает. Сколько у вас бусин(7), сколько должно быть у меня узелков (7). А почему(7 дней в недели). Считаем.

Согласно заданию учителя, одеть бусины на шнурок, проанализировать получившийся результат

Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение  под понятие «неделя»; Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль

5. Физминутка

Игра «Зеваки».

-А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Зеваки».

Дети встают в круг, держась за руки. По сигналу учителя начинают движение в одну сторону. По хлопку они останавливаются, хлопают 3 раза, разворачиваются и идут в другую сторону.

Личностные: развитие произвольной деятельности, внимания

Регулятивные: принимать и сохранять правила игры

5. Первичное закрепление

Игра «Кто убежал?»

-Молодцы, отдохнули, а теперь вернемся к нашему занятию. Ребята, у меня на доске прикреплены названия дней недели. По моему сигналу, вы закрываете глаза, я убираю один день недели, затем опять же по моему сигналу вы открываете глаза и говорите, какой день недели от нас убежал. (Играем по очереди с каждым днем).

– Молодцы! А теперь я посмотрю, кто у нас лучше всех слышит. У вас есть сигнальные карточки. Я буду называть по очереди разные слова, если вы среди них услышите название дней недели, поднимите карточку.(Слова: дорога, тигр, машина, СРЕДА, береза, самолет, ЧЕТВЕРГ, ВТОРНИК, тапочки, книга школа, ПОНЕДЕЛЬНИК, портфель, кошка, ПЯТНИЦА, роза, змея, СУББОТА, музыка, балет, ВОСКРЕСЕНЬЕ).

По мере того, как дети называют дни недели, учитель их в этом же порядке выкладывает на стол. Давайте посчитаем, сколько у нас получилось дней недели(7). Кто-нибудь заметил, они в правильном порядке расположены? Сравните с доской? (нет)

По заданию учителя дети закрывают и открывают глаза, называя какой день недели убран с доски

Работа с сигнальными карточками на слух. Если ребенок слышит название дня недели, он должен карточку поднять.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: запомнить название дней недели, уметь узнать недостающий день визуально и аудиально

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Игра «Поезд»

-Молодцы ребята, а теперь давайте наши дни недели расположим правильно, давайте поиграем в игру «Поезд»- положим наши карточки правильно и составим, таким образом, паровоз на полу. Только теперь я вам помогать не буду, вы должны справиться самостоятельно (Дети на полу расставляют карточки друг за другом). Составили? А теперь давайте сверимся с доской – правильно ли вы разложили карточки друг за другом? А теперь давайте покатаемся на нашем поезде – идем по вагончикам и называем их.

Дети на полу раскладывают карточки с названиями дней недели. Затем сравнивают с эталоном (доской).

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией, контроль, оценка, коррекция

Познавательные: 

Умение применять полученные знания, пользоваться инструкциями

7.Рефлексия

-Молодцы, хорошо потрудились! А теперь давайте расколдуем мои бусы. Нам нужно назвать по очереди дни недели и если вы правильно назовете, узелок развяжется.(Дети называют, если день назван верно-учитель развязывает узел, если дети ошиблись, то узел не развязывается, учитель просит подумать еще и посмотреть на свои бусы).Если вы немножко забыли, можете вспомнить, глядя на свои волшебные бусы.

Итак, ребята, что мы сегодня с Вами запоминали?(дни недели). Какая игра вам больше всего понравилась? Спасибо вам за занятие. Давайте

пожмем друг другу руки и скажем друг другу до свидания, до новых встреч.

Дети вспоминают названия дней недели через практическое упражнение, учатся делать вывод, делятся впечатлениями о занятии.

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

intolimp.org

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы Самарской области

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Автор: педагог-психолог

Постникова Людмила Владимировна

с. Кинель-Черкассы, 2014 г.

Конспект занятий

по теме: «Память»

Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с понятием «память».

  2. Проведение упражнений на развитие памяти с использованием оборудования психомоторной комнаты.

Необходимые материалы и оборудование: карточки с изображенными на них предметами, листы бумаги А4, игровое пособие «Компримо», три таблицы с цифрами, игровое пособие «Подбери пару».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Психолог: «Наверняка ты все же имеешь представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накапливать информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы ее развиваем? Как заботимся о ней? Память нужно тренировать. Этому и будут посвящены наши занятия».

2. Основная часть. Включает в себя 2 занятия:

Занятие 1.

Упражнение 1. «Запомни 10 слов».

Психолог зачитывает 10 любых слов (например, весна, голубь, дорога, качели, самолет, виноград, радио, костюм, метро, календарь) и просит учащегося повторить их.

Упражнение 2. «Разложи по местам».

Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.

Данная работа развивает логическое, непосредственное запоминание.

Упражнение 3. Метод пиктограмм (предложен А. Р. Лурия).

Психолог называет слова и словосочетания. Во время прослушивания слова ребенку необходимо делать набросок-пиктограмму, как-то связанную с называемым словом. Картинка должна быть маленькой, схематичной, не содержать в себе букв или цифр.

Через полчаса ребенку необходимо открыть данную страницу и, опираясь на свои рисунки, он должен вспомнить те слова и словосочетания, которые называл ему психолог.

Упражнение 4. «Развитие непроизвольной слуховой памяти».

Психологом зачитываются следующие пары слов:

  • Сладкий – кислый.

  • Светлый – смуглый

  • Веселый – грустный

  • Солнечный – пасмурный

  • Сухой – сырой

  • Сильный – слабый

  • Высокий – низкий

  • Ласковый – строгий

  • Сложный – простой

  • Тесный – просторный

Учащемуся необходимо запомнить эти пары слов. Затем психолог зачитывает только первое слово из каждой пары, а учащийся должен назвать второе, противоположное ему слово.

Упражнение 5. Игровое пособие «Компримо».

Данная игра способствует развитию памяти, концентрации внимания, общей моторики, чувства равновесия, коммуникативного взаимодействия.

В комплект игрового пособия входят 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости, со съемными чехлами из прочной плотной ткани особой фактуры, мягкой на ощупь и не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Ищем пару». Кирпичи складывают в два столбика так, чтобы в каждой находились кирпичи разной жесткости. Психолог берет из левого столбика кирпич и кладет его перед собой, нажимает на него рукой и предлагает ребенку сделать то же самое. Потом берет кирпич из правого столбика, нажимает на него рукой и делает вывод о его жесткости. Затем психолог предлагает ребенку самому сравнить жесткость обоих кирпичей. Если кирпичи одинаковой жесткости, то пару откладывают в левую сторону. Если же кирпичи разные, то из правого столбика первому кирпичу находят пару. Когда новая пара найдена, ее откладывают в левую сторону. Таким образом подбирают все пары кирпичей. После этого проводится контроль ошибок.

Занятие 2.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Упражнение 1. Установление ведущего типа памяти.

Существует 4 типа памяти: слуховая, зрительная, моторно-слуховая и зрительно-слухо-моторная память.

Слуховая память. Психолог зачитывает несколько слов, а учащийся старается их запомнить.

Зрительная память. В данном случае учащийся про себя (глазами) зачитывает слова и старается запомнить. Затем слова закрываются листком бумаги, и учащийся называет слова, которые он запомнил.

Память моторно-слуховая. Учащийся слушает слова, которые называет ему психолог, повторяет их шепотом и «записывает» в воздухе пальцем.

Зрительно-слухо-моторная память. Психолог произносит слова, учащийся читает их глазами и повторяет шепотом каждое слово.

Результаты по каждому типу памяти заносятся в следующую таблицу:

Слуховая память

Упражнение 2. «Запомни цифры».

Психолог заготавливает три таблицы:

№ 1

2 4

7 9 6

6 0 5 3

8 1 2 6 4

5 7 3 9 2 8

№ 2

7 8

4 1 9

5 2 6 1

9 0 7 1 3

8 5 2 0 7 4

№ 3

3 8

1 7 6

5 0 9 2

7 3 4 9 1

6 1 5 4 0 8

Вначале психолог показывает цифры первого ряда таблицы №1. Остальные цифры закрыты. Просит ребенка повторить вслух. Если ответ верный, то психолог показывает цифры второго ряда и т. д., пока учащийся не сделает ошибки. Затем переходят к таблице №2 и №3.

Упражнение 3. Исследование процесса заучивания. Изображение «кривой» памяти.

Психолог зачитывает список из 10 слов (лиса, санки, весна, ласточка, коса, капуста, маска, слон, салют, сосна). Учащийся старается запомнить слова в любом порядке. После каждого прочтения результат заносится в таблицу. Процедура повторяется 4 раза.

1-я запись

После выполнения упражнения можно составить график – «кривую заучивания». Для этого отложите по абсциссе номера записей, по ординате – количество воспроизведенных слов. В норме количество удержанных в памяти слов должно постоянно возрастать и достигать 9 – 10 слов после последнего предъявления.

0

Упражнение 4. Игровое пособие «Подбери пару».

Данная игра способствует развитию тактильного восприятия, памяти, речи, концентрации внимания, способностей различения геометрических форм, навыков устного счета.

В состав игрового пособия входят шесть комплектов тактильных элементов с названиями: «Песок», «Геометрические формы», «Точки», «Решетки», «Гладкая текстура», «Различные поверхности». Пары отличаются друг от друга своими тактильными свойствами. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Найди такой же». Сначала психолог знакомит ребенка с комплектами, начиная с самого простого с точки зрения тактильного опознавания поверхностей. Он предлагает ребенку разложить элементы комплекта на шесть соответствующих пар, ощупывая при этом поверхность каждого элемента.

Потом, взяв один из комплектов, психолог помещает по одному элементу из каждой пары на внутреннюю сторону крышки, а затем прячет их, задвинув крышку.

Ребенку предлагается, ощупывая спрятанные элементы, подобрать каждому пару из оставшихся элементов, и расположить их в соответствующем порядке. Для контроля ошибок достаточно вынуть крышку и взглянуть на ее внутреннюю сторону.

Таким образом, можно проработать каждый из комплектов. Опознавание пары элементов проводится поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

ФИО (полностью)

Постникова Людмила Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы Самарской области

Должность

Педагог-психолог

Категория обучающихся

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятий

Память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Зрительно-слухо-моторная память

2-я запись

3-я запись

4-я запись

doc4web.ru

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ “На поиски клада”

Коррекционно – развивающее занятие 
“На поиски клада”

(учащиеся 3-4 классов 7-8 вида)

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.

Задачи: 
1) Формировать умение учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого. 
2) Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности. 
3) Развивать когнитивные процессы младших школьников с ОВЗ. 
4) Учить детей работать со схемой – картой.

Подготовка к занятию: 
1. Сделать карточки по количеству учащихся со специальными заданиями, необходимыми для работы. 
2. Сделать конверты для заданий – 8 штук. 
3. Сделать карту схему класса, в котором будет проходить игра-путешествие. Разделить её на 8 равных частей и положить в конвертики. 
4. Подобрать “клад” для учащихся ( это может быть кулек с конфетами ) 
5. Оформить для учащихся задания. 
6. Подготовить платки для завязывания глаз. 
7. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

//Учащиеся сидят в классе на своих местах. Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Путешествие это не простое, а необычайно интересное. Где-то совсем не далеко, а рядом с нами спрятаны 2 подарка, а спрятал их (?) Дед мороз. И мы с вами, не выходя из этого кабинета, постараемся их найти. Путешествие наше называется “Клад за семью печатями”. Для того, чтобы нам найти подарки Д.М. приготовил для нас 2 карты, но злая снежная королева украла эти карты у Д.М. и разрезала их на восемь кусочков и запечатала их в конверты. В восьми, конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем его найти. Каждый конверт скреплен особой печатью и чтобы эту печать снять, нам надо выполнить те задания, которые приготовила нам Снежная королева. Открывать конверт будет тот, ребенок, который первый выполнит задание в группе, но только после того, когда все ребята в группе выполнять задание.

ИТАК, нам многое надо успеть сделать, давайте отправимся в путь. Но сначала давайте я вам напомню правила работы в группе:

  • Уважать друг друга,

  • Помогать друг другу

  • Выслушивать все мнения

Но для начала давайте с вами встанем в круг и

  1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев:
    Руки вместе, встанем в круг (соединяют руки).
    Руки вместе, встанем в круг.
    Мы все вместе в этом круге (руки соединены).
    Мы все вместе в этом круге.
    В нашей группе, в нашей группе,
    Держимся мы все за руки.

Ну а теперь давай те выполнять первое задание

2.Игра “Что возьмем с собой в дорогу” (конверт №1)

Цель: Развитие воображения, мыслительных операций, активизация словаря.

//Проводится игра ” Кого и что возьмём с собой в путь”. Участники игры-аукциона по очереди называют предметы, которые можно взять с собой в дорогу. Победителем игры станет тот участник, который последним назовёт предмет или вещь..//А теперь давайте откроем конверт №1.

Психолог: Вы успешно прошли все испытания и все достойны отправиться в путешествие. ИТАК, мы отправляемся в путь ! Для того, чтобы открыть первую печать вам надо выполнить следующее задание : называется оно ” Графический диктант”

Упражнение “Графический диктант”. (конверт№2)

Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.

//Упражнение графический диктант выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//

//После выполнения данного задания ученик, который первым сдал свою работу получает право открыть первый конверт, в котором дети находят часть схемы класса////Дети находят внутри конверта кусочек карты, на которой изображена часть помещения, где спрятан клад//.

Психолог: Итак, мы с вами успешно справились с первым заданием, но это только начало. Давайте посмотрим, какое же второе задание нам предстоит выполнить?

Упражнение “СОСЧИТАЙ СКОЛЬКО?” (конверт№3)

Цель: коррекция зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

//Каждому ученику психолог раздает карточки с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Учащимся надо сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке. Упражнение направлено на коррекцию восприятия, распределения внимания, проверяется устный счет//

Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем второй конвертик. Право вскрыть печать предоставляется (называет ученика), который первым справился с заданием.

//Учащийся открывает 3 конверт//

Психолог: А сейчас нам предстоит поработать устно. Давайте порешаем простые задачки. Будьте внимательны. Слушайте меня.

Упражнение “РЕШИТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ” (конверт №3)

Цель: Развитие мышления и мыслительных операций.

Задача 1. (8 вид)  Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? (ОТВЕТ: 2 часа)

Задача 2. (7 вид) Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (ОТВЕТ:Можно, если бросить мяч вверх)

Задача 3. (7 вид)На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?(ОТВЕТ: 3 стакана)

Задача 4.(8 вид) Алёша идёт в школу 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт в школу вместе со своей сестрой? ( ОТВЕТ : 5 минут )

Задача 5. (7 вид) Шли 7 стариков, у них 7 посошков, На каждом посошке 7 сучков, На каждом сучке 7 узелков, На каждом узелке 7 пирогов, На каждом пироге 7 воробьев, На каждом воробье 7 хвостов. Сколько было стариков ? (ОТВЕТ : 7 стариков)

Задача б.(8 вид) Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы и 2 вишни. Сколько всего деревьев зацвело? (ОТВЕТ:Зимой деревья не цветут)

Задача 7. (7 вид) У животного2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 нога спереди, 2 ноги сзади. Сколько всего ног у животного? (ОТВЕТ : 4 ноги)

Психолог: Самым активным при решении задач был (называет ученика) Ему предоставляем право открыть 3 конвертик с частью карты.

Физкультминутка. “КАК ЖИВЁШЬ?”.

Как идёшь? 
Вот так!

Маршируем.

Как бежишь? 
Вот так!

Бег на месте.

Ночью спишь? 
Вот так!

Ладошки соединяем вместе и кладём на 
них голову.

Как берёшь? 
Вот так!

Прижимаем ладошку к себе.

А даёшь? 
Вот так!

Ладошку от себя вперёд.

Как шалишь? 
Вот так!

Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем 
по ним.

Как грозишь? 
Вот так!

Погрозить пальцем друг другу.

Как живёшь? 
Вот так!

Показываем большие пальцы обеих рук, 
держа их вверх

Задание “РЕШИТЕ ПРИМЕР”. (конверт №5)

Цель: коррекция когнитивных процессов. 
Психолог: Сейчас я раздам каждому учащемуся карточку, на которой написан один пример, чтобы его правильно решить, вместо значков нужно подставить цифры.

5 + * + 5 = 15             2 + * + 5 = 12 * + 2 + 1 = 10          6 + * + 3 = 10         

9 – * – 1 = 3         10 – * – 4 = 0         7 – 3 – * = 2           6 – * – 1 = 1         

Психолог: Еще одна преграда позади, мы справились с заданием и можно открыть 4 конвертик. А откроют их следующие ребята.

//Учащиеся открывают 4 конверт. В нем также находится частички карты с изображением схемы класса//

Психолог: А сейчас поработайте все вместе. В начале игры – путешествия вы разделились на две команды. И вот сейчас пройдут коллективные соревнования. Игра называется “Составь слово”.

Игра называется “СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ”. (конверт №6)

Цель: Диагностика мелкой моторики рук. 
В тетрадях или на листочках учащимся даётся схематически изображённый рисунок (точки без цифр, не соединённые между собой). Задача каждого заключается в том, чтобы соединить последовательно цифры и узнать, что же изображено на рисунке.

(Открывается 5 конверт)

Задание. “МОЗАИКА”.  (конверт №7)

Цель:коррекция мыслительных операцийи навыков пространственного анализа и синтеза
        Детям предлагается из имеющегося набора карточек трёх видов составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу. При рассмотрении образцов мозаики с учащимися обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии.

(открывается конверт №6, тот ребенок, который собрал мозаику первым)

Игра называется “Составь слово”.(конверт №8)

Цель: Коррекция мыслительных операций, обогащение словаря.

//Учащимся раздаются 2 листка, на которых нарисованы слоги. Им необходимо стрелками соединить эти слоги так, чтобы из них получились слова //

Психолог: Ну что ж, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями и нам осталось совсем немного, чтобы узнать, где же находится клад. Давайте приступим к выполнению следующего задания.

//Учащиеся открывают последний конверт. Складывают из частей карту и узнают, где спрятан клад. Все участники отправляются на его поиски. Когда клад найден, проходит заключительная часть занятия//.

Психолог: Вы все – молодцы! Задания выполнили, клад нашли. И теперь пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.

И конце нашего занятия “ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ”.

ЦЕЛЬ: закрепление положительного настроя, полученного на занятии. 
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока (2, 3, 4 класс) на тему: Конспект занятия педагога – психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» | скачать бесплатно

Конспект занятия педагога – психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы»

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Задачи:

Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свои эмоции, отношения к окружающим вербальным и невербальным способами;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Создание положительного эмоционального настроения.

  1. Разминка.

Ребята, в начале урока давайте поприветствуем друг друга, вспомнив ласковые слова.

Дети стоят в кругу, у педагога в руках солнышко.

В солнышке прячутся добрые  слова. Давайте поприветствуем друг друга, вспомнив эти слова.

Педагог поворачивается лицом к рядом стоящему ребёнку, называет его ласково, например, «Сашенька здравствуй», предаёт ему солнышко.

Как было приятно каждому, когда его ласково называли, правда?  Ребята, я предлагаю оставаться всегда такими же дружными и добрыми.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся  в путешествие в город  Дружбы.

– Как  вы думаете, что это за город, почему он так называется? (ответы детей)

Дружные жители.

– А как Вы думаете, что такое дружба?

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Путь туда неблизкий, нужно пройти по дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей)

Помогать и доверять друг другу, толерантным, дружелюбным.

  1. Основная часть

Теперь мы отправимся в путь. Дорога к первому испытанию такая скользкая, что нужно встать друг за другом, взять друг друга за плечи и передвигаться маленькими шажками, чтобы не упасть (вокруг стола).

Дети выполняют задание под музыку.

Молодцы, ребята, не только сами не упали, но и товарищам своим помогли.

А вот и первое испытание. (Конверт № 1)

Ребята, скажите, пожалуйста, бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей)

Для того чтобы пройти это испытание, вам нужно разбиться на пары.

Испытание называется «Поссорились – помирились».

Пара встает друг напротив друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами.

Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают)

Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите! (дети изображают)

Они обиделись и даже отвернулись друг от друга. (дети изображают)

Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились! (дети изображают)

Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей)

Давайте беречь друг друга и не ссориться!

У нас все получилось, значит, можно двигаться дальше. Посмотрите на карту, на нашем пути – озеро, через которое можно переправиться только на плоту.

Давайте встанем на плот. (Дети и ведущий становятся на спортивный мат).

Но вот поднялся сильный ветер, и плот закачало так, что трудно удержаться на ногах! Мы можем упасть в воду! Давайте крепко обнимем друг друга за плечи, широко расставим ноги и попробуем удержаться на плоту. Вот подул ветер, и наши ноги напряглись, наклоняемся вправо, потом влево. Ветер стихает, ноги расслабляются (повторить 3 – 4 раза).

Вот мы и перебрались через озеро. Скажите, ребята, почему нам это удалось? (ответы детей)

Взаимопомощь, взаимовыручка. Действовали все вместе.

Здесь нас ждет второе  испытание (конверт № 2).

Для того, чтобы быть дружными, нужно уметь сопереживать и уметь разделить радость другого человека. Сейчас я посмотрю, как вы это умеете.

Каждому из вас я раздам карточки с изображением эмоций.

Не показывайте их друг другу. Ваша задача без слов изобразить так эмоцию, чтобы остальные дети догадались.

Дети изображают по очереди, остальные отгадывают эмоцию, говорят, в каких случаях человек ее испытывает.

Грусть (Когда человек остается один, когда кто-то уехал далеко)

Испуг ( Страх полезен, он предупреждает человека об опасности)

Злость (разрушительное чувство, надо учиться сдерживать свои эмоции, прощать людям оплошности. Ведь бывает так, что человек обидел нас случайно, без злого умысла)

Вина (когда сделал что-то нехорошее)

Удивление

Радость (когда сбываются мечты, видишься с друзьями, дарят подарки)

У нас все получилось! Осталось пройти совсем немного, и мы доберемся до города Дружбы! Но вот дорога идет по самому краю горы, она такая узкая, что мы можем упасть вниз! Для того чтобы пройти по ней, нам нужно двигаться только вместе. Давайте встанем в шеренгу, обнимем друг друга за плечи и будем двигаться приставным шагом. (Дети и психолог вместе выполняют задание под музыку).

Осталось последнее испытание 

Ребята, в городе дружбы все жители доброжелательно общаются друг с другом. Откройте свои тетрадки, подумайте, и напишите правила доброжелательного общения, которые вы знайте.

Кто готов прочитать?

Я тоже составила «Правила доброжелательного общения» и сейчас Вам их прочитаю. (конверт № 3)

  1. Заключительная часть.

Вот мы и добрались до города Дружбы! Мы все молодцы! Давайте по аплодируем друг другу!

Упражнение «Аплодисменты»

Каждый из учеников по – очереди выходит в круг, остальные аплодируют ему.

Рефлексия.

Ну вот, ребята, мы  оказались в городе Дружбы. Скажите, какие качества помогли нам добраться до этого города? (ответы детей)

Оказывается, город дружбы вокруг нас. Нужно только быть внимательнее к окружающим,  помогать друг другу, и тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым.

Ребята, передавая солнышко по кругу, скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *