Занятия по семейному воспитанию для подростков – . , – .

Занятие по семейному воспитанию “Мир семьи”

Конспект занятия

«Мир семьи»

 

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

 

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие:  расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные:  воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

 

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни      «Мир похож на цветной луг», «Твори  добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

         Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

         Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

  

   Тема нашего часа лиричная:

   Место личного в общем строю,

   Чтобы крепла ячейка первичная,

   Всесторонне обсудим семью.

 

         Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

         Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

         Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

         Что же означает слово «семья» по-вашем?  (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

         Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» – это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

         Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

 

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

         Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

– Ты кто? – спрашивает Муравей.

– Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

 

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье  точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками,  человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

 

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

 

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

 

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и  поиграем.

 

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

 

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли?  Скажите, что помогло вам справиться  с ним? Как  удалось достичь цели? (Ответы детей)       

         Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

         Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта  в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное – чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи – это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот   уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность,  готовность прийти на помощь, терпимость,  взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

         Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

         У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

         Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

         Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

         Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

         Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» – гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

1.     Мой дом – моя крепость.

2.     В гостях хорошо, а дома лучше.

3.     Дома и стены помогают.

4.     В семье и каша гуще.

5.     Семья в куче, не страшны и тучи.

6.     Яблоко от яблони не далеко падает.

7.     Дети, что цветы: уход любят.

8.     Семейное согласие всего дороже.

9.     В семье разлад, так и дому не рад.

 

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

 

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, – ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», – ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

 

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки  по технике «оригами» к окнам дома).

 

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

 

infourok.ru

«Открытое занятие по семейному воспитанию «Семья. Родственные отношения»


Тема: «Семья. Родственные отношения».
Цель:
закрепление знаний о составе своей семьи, о родственных отношениях.
Задачи:
расширить представления детей о семье;
помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
формировать уважительное отношение детей к своим родителям;
воспитывать чувство гордости за свою семью;
формировать коммуникативные навыки;
развитие творческих способностей учащихся;
создание благоприятной атмосферы общения.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, листы бумаги формата А4, карандаши, ластики, линейки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте поздороваемся с ними, садитесь.
II. Основная часть.
– Я хочу начать наше с вами занятие со сказки.
Давным-давно, много веков тому назад, на небе не было так много звёзд как сейчас. И в ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, – ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», – ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей.)
-Да, мы будем говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!Основа основ – родительский дом!В семейном кругу все корни твои!                                                               
И в жизнь ты выходишь из семьи!
– Что для вас означает слово «семья»? (ответы учащихся)
– Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилос

schoolfiles.net

План-конспект занятия ( группа) по теме: “Семья – опора моя”. Коррекционное занятие для подростков. | скачать бесплатно

«Семья – опора моя»

.Конспект  коррекционного занятия с использованием ИКТ.

Цель: учить доброму и бережному отношению к своим близким, воспитывать гордость за свою семью, подвести к пониманию учащихся необходимость сохранять традиции и обычаи семьи.

Задачи: формирование нравственного долга детей перед родителями;

определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых

семейных отношений;

развитие способностей коммуникативного общения;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование: : интерактивная доска, мультимедийная презентация «Семья – опора моя»; 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки; плакат, на котором изображено жёлтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-Я, рядом – тучка,

Ход занятия:

Приветствие. Упражнение на сплочение коллектива «Назови число»

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Основная часть.

Ассоциации на выражение «Мой дом»

 СЛАЙД 1

– Вам известно выражение «Мой дом – моя крепость». А что для вас ваш дом, в котором живут близкие и родные вам люди? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое? Несовершеннолетние  высказывают свои ассоциации на выражение «мой дом».

СЛАЙД 2

Беседа.

– Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом тёплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, тёть и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Все эти незримые нити образуют родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силён, который предков помнит и чтит.

– Скажите только честно и откровенно:

Знаете ли вы откуда вы родом?

Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

Пишете ли вы письма, шлёте ли поздравительные открытки вашим родственникам, которые живут далеко?

– У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

И сегодня на занятии  мы поговорим о семье.

– Как вы считаете, что такое семья? (запись вариантов ответов на доске)

-Для чего человеку нужна семья?

СЛАЙД 3.

Упражнение «Семья или…»

– Мы разделимся на 2 подгруппы и будем разыгрывать ситуации. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления и т.д. Чтобы убедить, нужны не только слова, но и серьезные доводы, и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа – сторонники одиноко образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения. Им также нужны определенные доводы, чтобы их смогли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

После этого обсуждаются те аргументы, которые приводились за семью и против, педагог записывает их на ватмане под заголовками «за» и «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и об огромной роли семьи в современном обществе.

Метафорическая игра «Царевна – лягушка»

 – Предлагаю вам  вспомнить русскую народную сказку «Царевна – лягушка».

Было у царя три сына, время шло, сыновья подросли и стали молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки, да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов пускайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор; у среднего – на купеческий двор, а у младшего – улетела стрела на грязное болото и подхватила ее лягушка – квакушка.

– Вспомним, что Иван – царевич сказал лягушке – квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!». Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

– Сейчас вы, разделившись на 2 подгруппы, будете работать над этой сказочной ситуацией. Подгруппам «Иваны – царевичи» и «Царевны – лягушки» для удобства, чтобы не мешать друг другу, предлагаю разойтись в разные стороны кабинета.

Задание для «Иванов – царевичей»: напишите на ½ листа ватмана при каких условиях Иван – Царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

Задание для лягушек: напишите на ½ ватмана что может предложить Ивану – Царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней. Варианты могут быть самыми необыкновенными.

Затем воспитатель  предлагает вывесить оба плаката рядом друг с другом и презентовать сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов – царевичей». Педагог  подчеркивает те варианты, которые совпадают между собой, затем вычленяет новые варианты, которых нет у Ивана – Царевича, а также те, которые противоречат его идеям.

– Тема нашего сегодняшнего занятия связана с семьей, супружескими отношениями. Посмотрите, Иван –Царевич –это потенциальный жених, супруг, а Лягушка – это потенциальная невеста, супруга. Однако, она мало привлекательная для него, но если выяснить, чего хочет Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем понять, по каким мотивам молодые люди стремятся создать семью.

СЛАЙД 4.

– Итак, семья – это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместной жизни готовы разделять не только радости, но и трудности, а порою – горести.

– Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье? Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения. 

Легенда о семье

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ)

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Просмотр презентации.

СЛАЙД 5-10.

Заключительная часть. Подведение итогов.

– Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?

– Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом! (Педагог убирает тучку с плаката с изображением солнца).

СЛАЙД 11.

– Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

– Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо».В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

СЛАЙД 12.

Видите, ребята, как много зависит от вас?

СЛДАЙД 13.

nsportal.ru

План-конспект на тему: Конспект занятия по семейному воспитанию на тему: «Хорошее воспитание» 7 – 11 лет | скачать бесплатно

Государственное учреждение Республики Коми

“Детский дом №4для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

” г. Усинска

Конспект занятия по семейному воспитанию на тему:

 «Хорошее воспитание»

7 – 11 лет

                Подготовила воспитатель – Апанасова М.Ю.

                                                   2017г.

«Хорошее воспитание»

Цели: 

  • способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения;
  • познакомить с историей возникновения и значением термина «этикет»;
  • помочь воспитанникам задуматься о себе, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить недостатки в своем поведении.

Задачи:

  • воспитать стремление совершать добрые дела и поступки;
  • раскрыть содержание основных нравственных аспектов семейного поведения;
  • развивать умения семейного воспитания;
  • дать конкретные рекомендации по вопросам нравственного воспитания детей в семье;
  • воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия.

                               Ход занятия

Черты воспитанного человека

Если Вы спросите несколько людей о том, что значит быть воспитанным, то наверняка получите разные ответы. Действительно, быть воспитанным – это целое искусство, и сейчас, к сожалению, далеко не каждый владеет им в полной мере. Нельзя стать воспитанным сразу, человек учится этому на протяжение всей своей жизни. Говорить о воспитанности можно часами, мы расскажем об основных качествах человека, которого можно по праву назвать воспитанным.
Самое главное качество воспитанного человека заключается в том, что он думает не только о себе, но и о других людях тоже, и ведёт себя так, чтобы жить в гармонии с самим собой и с окружающими.

  • Воспитанный человек старается не мешать другим людям, всегда приходит на помощь, если он в состоянии помочь, он всегда вежлив и тактичен.
  • Воспитанный человек соблюдает этикет (правила поведения в обществе).
  • Воспитанный человек уважает других людей, их мнение, отличное от его собственного, терпимо относится к окружающим, их привычкам и интересам, даже если они ему не нравятся. Он всегда ведёт себя адекватно и соответственно ситуации.
  • Воспитанный человек имеет чувство собственного достоинства, живёт в соотвестствии со своими желаниями и обязанностями, при этом не ущемляя прав других людей. Он серьёзно относится к своему делу, будь то работа или учёба. Выполняет дело со всей возможной отдачей, добросовестно и качественно.
  • Воспитанный человек выполняет свои обещания и всегда приходит вовремя. Он доброжелательно настроен к окружающим, уверенно чувствует себя в компании незнакомых людей, потому что знает, как правильно нужно себя с ними  вести. Он умеет скрывать свои эмоции, когда нужно.
  • Воспитанный человек сдержан и корректен. Воспитанный человек – это хороший собеседник. Он умеет слушать, поддерживать беседу и отвечать. Он честен как перед собой, так и перед другими людьми. Воспитанный человек знает, что такое совесть.
  • Воспитанный человек чтит и соблюдает законы своего государства. Воспитанный человек корректно ведёт себя в спорах. Он не пытается подчинить своей точке зрения всех и вся, но и своё мнение отстаивает твёрдо и умело. Что значит быть воспитанным в споре? Если воспитанный человек ошибся, то не побоится признать свою вину и извиниться.
  • Воспитанный человек не пытается жить за счёт труда других людей. Он самостоятелен и никого ни к чему не принуждает ради собственного благополучия.
  •  Воспитанный человек самостоятельно принимает решения и сам отвечает за себя и свои поступки.
  • Воспитанный человек искренен в личных отношениях, любит, понимает и с уважением относится к своим родителям. Он следит за своими словами и их смыслом. Умеет контролировать свою речь в зависимости от ситуации и положения.
  • Воспитанный человек не употребляет ненормативную лексику. Воспитанный человек никогда не стоит на месте, он постоянно духовно развивается. С таким человеком приятно общаться и дружить. Вот что значит – быть воспитанным.

Воспитатель-

 А кто из вас знает, что такое хорошие манеры?

Воспитанник-

 Хорошие манеры человека означают, что он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила поведения. Хорошие манеры должны войти в привычку. Тогда человек, не задумываясь ведет себя так, как это принято в обществе. Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности.

Воспитанник-

 Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли – тоже признак хороших манер.

 (воспитанники разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

– Здорово, Викча!

– Здорово, Лерча!

– Как дела?

– Да так, дела стремные.

– Где тусуешься?

– На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

– А меня как-то не колышет.

– Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

– Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

– Здравствуй, Лена!

– Здравствуй, Инна!

– Как твои дела?

– Спасибо, отлично. А твои?

– Тоже неплохо.

– Как поживают твои родители?

– У них все хорошо.

– До свидания, Лена!

– До свидания, Инна!

Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

– За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

Вопрос воспитателя –

 Как общается воспитанный человек?

Ответ воспитанников-

  • Речь должна быть правильной. Мысли надо выражать кратко, точно, ясно, без пустословия, без повторений.
  • Говорить надо по существу. Речь отражает уровень культуры человека. Чтобы речь была правильной и красивой, важно читать больше художественной литературы, особенно стихи. Книга – это не только источник знаний. Она учит нас говорить.
  • Во время разговора не забывай употреблять «волшебные слова». Воспитатель-

Давайте их назовем.

Вы на занятии познакомитесь с хорошими манерами и постараетесь сделать так, чтобы они стали вашими привычками.

-Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

– Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?

(Дети высказываются.)

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли – тоже признак хороших манер.

Как вы понимаете следующие народные пословицы и поговорки? О чем они?

• Худо тому, кто добра не творит никому.

• Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

• За доброго человека сто рук.

• Доброта нигде не теряет своего достоинства.

• Добрые умирают, да дела их живут.

Рассуждения учеников.

 Давайте продолжим перечислять, какими качествами личности должен обладать воспитанный человек. Как вы думаете, честность и бескорыстие, справедливость и умение грамотно говорить, скромность и тактичность можно отнести к воспитанности человека? {Рассуждения ребят.)

Действительно, воспитанный или культурный человек никогда и, заметьте, в любой компании не позволит себе сплетничать о других, сквернословить или лгать.

Подведение итогов. Воспитатель просит детей написать небольшое сочинение, в котором перечислить все, по их мнению, качества воспитанного  человека.

Рефлексия.

    

nsportal.ru

Тренинг для подростков «моя семья»

 

Представленные тренинговые упражнения направлены на сознание и принятие подростками своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с проти­воположным полом и выбирать будущего партнера. Они способствуют оптимизации отношений с родительской семье и актуализируют преставления о собственной семье.

Осознание и принятие своего семейного опыта необходи­мы для последующего построения своей собственной жизни. В рамках тренинга подросток может выразить все свои переживания, разобраться в проти­воречивых чувствах к родителям.

В ходе тренинга участникам предстоит:

– улучшить навыки самонаблюдения, определяя собст­венную позицию в семье;

– повысить самосознание;

– понять системную природу семьи;

– получить представления о динамике отношений в дисфункциональной семье;

– улучшить понимание динамики отношений в собст­венных семьях;

– осознать особенности взаимоотношений в своей се­мье, которые они раньше не замечали;

– определить возможности для изменения в себе и в сво­их семьях.

Упражнение «Поиграем в семью»

Группа делится на «семьи». Подгруппы располагаются за столами в различных частях комнаты. Задача участников — определить состав «семьи», возраст ее членов семьи, семей­ные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где рабо­тает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть на завтрак и т. д. Члены «семьи» решают, как проходят их буд­ни и выходные, где и как они проводят отпуск, как распре­деляют семейные обязанности, какие у них отношения, ре­шают они семейные вопросы коллегиально или через главу семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей «семьи», которые отражаются в фамилии. «Семья» создает свой герб, выбирает девиз, фамильную реликвию или ис­торию, которой она гордится, и какую-то семейную тайну, о которой не рассказывают окружающим. Все соображения заносятся на бумагу в виде записей и рисунков. Количество и содержание рисунков, общие они или свои у каждого чле­на «семьи» — подгруппа решает сама.

Если в группе, кроме консультанта, есть еще один взрос­лый, то они расходятся в разные «семьи». Желательно, что­бы они выбрали роли младших детей. В этом случае участни­ки будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности.

После выполнения задания каждая подгруппа по очере­ди представляет свою «семью», а затем «семье» можно задать уточняющие вопросы.

Важно отметить, какой состав семей выбирают участни­ки: полные это семьи или неполные, есть ли в семье дети. Подростки обычно выбирают главой семьи отца. Он чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно есть бабушки и дедушки и редко встречаются дяди и тети. Отношения, как правило, не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Часто подросткам сложно представить себе семейные проблемы. В этом случае им по­могает ведущий. От большинства предложений участники отказываются, а соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось по­ступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, уча­стники отказываются.

После выполнения упражнения желательно сразу же про­вести следующее, так как семья сложилась и «пожила» ка­кое-то время.

Упражнение «Скульптура семьи»

Для выполнения упражнения необходима комната с мебе­лью или разнообразный реквизит, позволяющий оформить помещение как сцену, на которой разыгрываются различные события из жизни семьи.

Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде «живой скульптуры», вы­бирая на роли членов семьи других участников, которых он расставляет в комнате. В идеале скульптор выбирает кого-то и на свою собственную роль. Если членов семьи больше, чем участников группы, скульптор сам играет свою роль. Завер­шив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так. После этого ведущий предлагает скульптору перестроить свое произведение, придав ему такой вид, какой бы скульп­тор хотел видеть свою семью.

Упражнение «Связанные одной цепью»

В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все всту­пают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье. Для работы надо приготовить отрезок веревки дли­ной один метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой «семьи».

Участники обвязываются вокруг пояса короткой верев­кой. После этого «семьи» становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привязывает к ве­ревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных вере­вок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. (Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти – десять.)

Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семейные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действо­вать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или сын хочет поиграть в свои игрушки.

Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что «семье» удалось сделать, где при этом находился каж­дый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?

Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.

Упражнение «Семейные истории»

Для работы нужны крупные листы бумаги и цветные ка­рандаши или фломастеры.

Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитив­ные, и негативные явления происходят внутри одной и той же семьи. Когда все закончат рисовать, каждый участник по очереди демонстрирует группе свой рисунок и комментиру­ет изображенные события.

Упражнение «Идеальная семья»

Как подросток представляет себе идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое у подростков представление о «правильном» воспитании детей, о «хороших» детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? Эти темы можно не только обсуждать, но и изобразить в виде

рисунка.

Часто подростки, особенно младшие, идеализируют бла­гополучную семью, где родители любят своих детей. Любовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хо­чет – много лимонада, конфет, тортов, жвачки, плееры, ве­лосипеды, часы, – и ни в чем не отказывают. А ребенок во всем слушается родителей, делает по хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей».

Упражнение «Жизнь идеальной семьи»

Участники группы разыгрывают сцены из жизни семьи, выбирая радостные или грустные события. Один из участ­ников (доброволец) выбирает других на разные роли, что­бы разыграть сцены из жизни идеальной семьи. Остальные участники – зрители. После представления зрители делятся своими впечатлениями от увиденного. Затем сцены разыг­рывают другие участники. Возможно, сцены получатся не столь идеальные, как хотелось бы. Это позволит подойти к обсуждению того, что действительно важно в семье, к разго­вору об отношениях, проблемах, о развитии семьи.

Упражнение «Представление о своей будущей семье»

«Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты – взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят свои­ми делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?»

Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел. Это упражнение можно провести несколько раз в течение тренинга для оценки состояния участников группы.

Упражнение «Моя семья сейчас и в будущем»

Участникам предлагают создать два коллажа на эти темы или один коллаж на одну из этих тем по желанию. Для работы с коллажем понадобятся большие листы картона или ватмана и различная бумага – цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно подросткам очень нравится создавать кол­лажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Подросток может чувствовать себя одиноким, ощущать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ве­дущий должен поддержать подростка, обратить его внимание на других близких людей.

После создания коллажей участники могут рассказать о своих работах. Возможен вариант «Наша семья» — коллаж создается со­вместно членами «семьи», созданной в упражнении «Поиг­раем в семью».

Упражнение «Позаботься о себе»

Упражнение заключается в невербальной подстройке уча­стников друг к другу, что является аналогией семейной жиз­ни. Сначала, разбившись на пары и прислонившись спина­ми друг к другу, надо найти максимально удобное для себя положение, чтобы тело расслабилось; необходимо снять на­пряжение, чтобы стало комфортно обоим. Затем к паре под­страивается третий участник (у родителей появляется ребенок). Упражнение дается непросто, у одних оно получается, у других нет. У некоторых подростков возникает ощущение давления, напряжения.

Упражнение «Младенец»

Это упражнение проводится в виде сценки. Выбирают троих участников. Двое из них – папа и мама, а третий – младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может реагировать только жестами и зву­ками. Родители нагибаются над ним и играют с ним, кормят его, меняют ему пеленки и т. д., стараясь понять, чего же он хочет. Через 5 минут участники меняются ролями. По ходу игры ведущий может создать какую-то помеху семейной идиллии, например, звонит телефон или приходит гость. Можно выбрать тот момент, когда «младенец» чего-нибудь хочет. После окончания упражнения каждый из «членов се­мьи» делится впечатлениями – что он думал и чувствовал, как повлияла на него помеха. Затем сценку разыгрывают другие участники.

Упражнение «Магазин»

Участники делятся на «семейные пары». Все пары садят­ся в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает ведущий. По условиям игры все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное консультантом. Консультант берет картинку (например, карточку из дет­ского лото), подходит к первой паре в ряду и спрашивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая пара по очереди говорит по названию. Отгадавшая пара получает возможность купить любую вещь. Обычно участ­ники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, ма­шину.Насколько «супруги» советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары.

Обычно упражнение проходит весело, поэтому его можно использовать и для усиления сплоченности группы.

Упражнение «Семейное событие»

Члены «семьи» садятся в центре крута, образованного группой. Они уточняют свои семейные роли, затем веду­щий говорит о каком-то радостном или печальном собы­тии, которое произошло в их семье, например: «Ваша се­мья выиграла в лотерею крупную сумму» или «Папа сломал ногу», и предлагает им вести дискуссию. Внешний круг на­блюдает за «семьей». Ведущий может заранее дать наблю­дателям задание, например обратить внимание, насколь­ко дружно «семья» решает ту или иную проблему. Можно предложить каждому зрителю наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного «члена семьи». Например, в ситуации с выигрышем интересно, на что каждый член семьи собирается истратить деньги: на учебу, путешест­вие, на какую-нибудь покупку; сумел ли он заинтересовать других своим предложением; насколько может выстроить приоритеты и т. д.

После обсуждения несколько участников из внешнего круга занимают места в центре и обсуждают какую-то дру­гую тему. Сходным образом можно разыграть различные ситуации, в которых семья должна принять решение. Например, отец матери живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в город не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания сцены можно определить же­лания каждого. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая работа, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хочет – летом можно купать­ся, а зимой кататься на лыжах и т. п. Следует обратить вни­мание на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько «родители» прислушивались к мнению «детей», удалось ли «семье» прийти к единому мнению, най­ти компромисс?

Упражнение «Сценки из жизни семьи»

Участники делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуа­ция из прошлого или будущего, хотя бы и самая фантасти­ческая. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В первом случае больше внимания уделяется мимике и пан­томиме, через которые выражаются отношения и чувства. В сценках со словами играющие могут прямо рассказать о своей ситуации, а могут говорить намеками, предоставляя зрителям возможность догадаться, о чем идет речь. На сценку отводят определенное время, а когда оно подходит к концу, ведущий просит актеров остановиться. После чего зрители, а затем и ведущий делятся своими впечатлениями. Затем сцен­ку разыгрывают зрители.

ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВАРИАНТАМИ РАЗВИТИЯ

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК

Аутизм (греч. auto — сам) — крайняя форма и состояние психологического отчуждения; выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действитель­ностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний. Термин был введен для обозначения психиче­ских нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, от­ключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний, проявляемых как попытки избежать лю­бых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности.

Термин «аутизм» стал использоваться при описании ин­дивидуальных особенностей, связанных с преимуществен­ной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопро­вождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Аутизм детский – свойство ребенка или подростка, раз­витие которого характеризуется резким снижением контак­тов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

В психологии принято выделять 4 группы аутизма у де­тей, в зависимости от степени его выраженности и характе­ра проявлений.

Первая группа. Для детей первой группы характерны от­решенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самооб­служивания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Прогноз в данном случае наименее благоприятный.

Вторая группа. Детям второй группы свойственно отвер­жение внешней среды. Тут характерны многочисленные стра­хи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, од­носложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа яв­ляется самой многочисленной. Прогноз их развития благо­приятнее: при соответствующей длительной коррекционной работе они даже могут обучаться в массовой школе.

Третья группа. Для детей следующей группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, тут лучше развита речь, выше уровень когнитивного развития. Они менее зависи­мы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоян­ном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благо­приятен: при успешной коррекционной работе эти дети так­же могут обучаться в массовой школе.

Четвертая группа. Отличительная черта детей послед­ней группы – сверхтормозимость. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто не уверены в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведен­ческих штампов, который облегчает их адаптацию к коллек­тиву. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития детей этой группы наиболее бла­гоприятный. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной коррекции.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто онсуществует один, совершенно не замечая окружающих де­тей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходима обратная связь: дово­лен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких общение с ними и т. д. Однако получить эту обратную связь родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. В школе они могут проводить с ребенком перемены, помогая ему налаживать контакт со сверстниками, или присутствовать вместе с ним и на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает им выработать эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение распорядка дня, который для аутичного ребенка является одним из важнейших условий успешной адаптации, формирования у него чувства безопасности. Желательно, чтобы основные моменты режима не только проговаривались и со­блюдались взрослыми, но и были изображены в виде понят­ных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что он крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать агрессию. Чтобы не провоцировать подобные приступы, следует поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и дел. Для аутичного ребенка очень полезны семейные ритуалы, которые обеспечивают его спокойствие и уверенность в себе. Например, следующие один за другим вечерние действия: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж — подгото­вят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Основные правила воспитания аутичных детей:

1. Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2. Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда после­довательности различные повседневные процедуры и режи­мы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отве­дите специальное место для одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлеж­ности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему рас­положения игрушек или предметов на столе и в столе.

3. Обучайте ребенка пользоваться картами, схемами и т. д.

4. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

5. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления
от произведений искусства (музыки, театра и т. д.), организуйте совместное прослушивание музыки, про­смотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.



infopedia.su

Занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели

скачать Методическая неделя

Семья – это то, что с тобою всегда.

(сценарий)

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида».

Миронова Л.Н.

Воспитатель.


«Семья – это то, что с тобою всегда».

(сценарий)

Яя

2012г.


Составитель: Лариса Николаевна Миронова, воспитатель Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».

Лариса Николаевна Миронова // «Семья – это то, что с тобою всегда». –

2012 – с.11

В работе представлено внеклассное занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели.

Содержание


Конспект занятия………………………………………………………с. 4-8
Список литературы……………………………………………………………………….с. 9

Приложение 1 ……………………………………………………………с.10-11

«Семья – это то, что с тобою всегда».

(устный журнал)
Цель: воспитание у подростков отношение к семье, как к базовой ценности общества.
Задачи: 1) Способствовать формированию нравственного долга детей перед родителями.

2) Содействовать развитию способности коммуникативного общения.

3) Корректировать наглядно – действенное мышление на основе проведения конкурсов.
Оборудование: разноцветные листочки, правила работы в круге, солнце с лучами, таблицы, словосочетания, кирпичики со словами, крыша для дома, листочки чистые.
На доске высказывания: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.

«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». (В.А. Сухомлинский).


Ход занятия.
Вступительное слово.
Я не случайно собрала вас поговорить о семье. Вы взрослые юноши и девушки, пройдет немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вы должны ответственно отнестись к этому поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой. Что значит счастливая семья? Как вести себя, чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? На эти вопросы будем искать ответы.
1 страница: Рефлексия настроения: «Дерево чувств».
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Какому настроению соответствует какой цвет вы знаете. Красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние (учащиеся прикрепляют листочки).

2 страница: Какая семья считается счастливой?
Прошу вас сесть в два круга (две семьи). Семьи составляют подбором к существительному небо определений. ( голубое, облачное, бесконечное, лазурное). У кого совпадёт большее количество определений, составляют пару (семью). В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – гарантия вашей защищенности.
Правила работы в круге.


  1. В круге все равны, поэтому можно высказывать любое мнение, но не задевая достоинство присутствующих.

  2. Говорит один, все слушают, не перебивая.

  3. Можно не отвечать на вопросы, если не хотите или не знаете ответа.

Каждая семья выбирает своего главу.

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Из чего складывается семейное счастье?» (методом мозгового штурма). Глава семьи решает, кто будет отвечать. (Основные критерии счастливой семьи: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и др.)

На лучах солнца написаны слова, характеризующие настоящую семью: верность, справедливость, забота, терпение, понимание, любовь, единство, доверие.


3 страница : Распределение обязанностей в семье.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?

К
Даны словосочетания: мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить пищу, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать цветы, выносить мусор, ходить в магазин, чинить одежду, прибить что-нибудь, заниматься с детьми.

аждой семье раздаются таблицы


Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

Можете ли вы взять на себя часть маминых или папиных обязанностей. Есть такая пословица: « Счастье не птица- само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.


4 страница: Закончи пословицы:
Дом вести – не….(бородой трясти).

Дом построить – не….(шапку на голову надеть).

Хозяюшка в дому, что….(оладушек в меду).

Когда семья вместе, и ….(душа на месте).

В родной семье и ….(каша гуще).

«Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно.

Даже не стулья за столом, это не дом.

Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, нежным, добрым и злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом». (Пилкина).


Наша школа – это второй дом для наших воспитанников. Это большая школьная семья. У нас существует много традиций – спортивные, праздничные, трудовые, игровые.

Давайте построим дом – счастья из добрых и чистых слов (любовь, дети, забота, терпение, ответственность, уважение, чистота).

5 страница: энергизатор «Импульс»

Встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать «импульс» тела будем сжатием руки друг друга. «Импульс» отправлять буду я. Я передаю «импульс» тепла (добра, радостного настроения, счастья). Отдохнули, восстановили силы. Перелистаем страницу журнала.


6 страница Всегда ли в вашем доме хорошая погода ?

Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они составляют неотъемлемую часть человеческих отношений. Конфликт- это столкновение

противоположных сторон, мнений, сил.

Послушайте притчу (поучительный рассказ). В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение.

Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью.

Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина написал 3 слова. Отгадайте, какие это слова? (любовь, терпение, прощение).

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

7 страница: рефлексия настроения «Дерево чувств».

Вернёмся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? Я хочу закончить

словами Сухомлинского В.А.

«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Список литературы

1.Журнал «Воспитание школьников» №3, 2009г.,с.21-23


скачать

nenuda.ru

Внеклассное занятие для подростков “Искусство жить в семье”

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области»

Внеклассное занятие для подростков:

«Искусство жить в семье»

Серобабова Анна Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кейзесская СОШ»

Омская область село Кейзесс

Цель: знакомство с понятиями гражданский брак и супружеская измена. Формирование позитивного отношения  к семейным ценностям, готовности решать проблемы молодой семьи.

Вступительное слово: Тема нашей сегодняшней встречи «Искусство жить в семье».

Для начала, небольшая статистическая закономерность:

В России сейчас распадается каждый второй брак.  Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учёте в милиции состоит огромное количество родителей. Ежегодно рассматриваются тысячи заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего,  живет в гражданском  браке.

Как вы думаете, о чём говорят эти цифры? (о том, что семья не ценность, молодые люди неумело создают семью, для них более ценна свобода, независимость и т.д.). С какой целью люди вступают в брак? Где учат создавать счастливые семьи? Статистика показывает, что изначально нет примера для подражания в родительской семье.

Нашим разговором мне ещё раз хочется подчеркнуть значение семьи и меру ответственности каждого члена семьи за добрые, теплые и дружественные отношения.

Введение тестовой методики «Кто виноват?»: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать одну жизненную историю, с которой мы будем работать в течение всего занятия.

Текст методики: Девушка по имени Ирина больше года встречалась со своим парнем Женей и недавно переехала в его квартиру. И вот в один прекрасный день Женя узнал, что Ирина изменила ему с его лучшим другом Павлом. Поздним вечером Женя устроил грандиозный скандал и велел Ирине немедленно убираться из его дома, не став слушать её попытки оправдаться. Ирина позвонила Павлу, чтобы тот приехал на машине и забрал её с вещами. Но Павел не захотел встречаться с Женей и отказал Ирине, сославшись на занятость. Ирина выбежала на улицу, даже не успев собрать вещи, и пошла, куда глаза глядят. По дороге её сбила случайная машина, которой управлял мужчина по имени Тимофей. У него не было при себе документов, и он предпочёл скрыться с места происшествия.

Бригада врачей прибыла только через полчаса. Пострадавшую отвезли в больницу, но дежурный врач по имени Роман не стал осматривать Ирину, сказав, что его смена закончилась, а у него срочные дела. Роман пообещал, что через несколько минут придет его сменщик, который произведет осмотр и окажет необходимую помощь.

Роман ушел домой, а его сменщик, врач по имени Анатолий, не вышел на работу по причине того, что накануне отмечал рождение племянника и не рассчитал свою дозу алкоголя. В результате Ирина скончалась в приемном покое от внутреннего кровотечения.

Задание: В истории шесть действующих лиц: Ирина, Женя, Павел, Тимофей, Роман и Анатолий. Проанализируйте весь рассказ и решите, кто, по-вашему, главный виновник происшествия. Впишите его имя под первым номером. Далее впишите имена остальных по мере убывания их вины.

Хочу напомнить вам, что нет правильных или неправильных ответов, важно ваше мнение о конкретной ситуации.

Дети анализируют рассказ и делают записи

С вашего позволения результаты вашей работы мы обсудим немного позже.

Организация дискуссии: Вы наверняка заметили, что эта история насыщенна событиями, но сегодня нас с вами интересует два момента:

– отношения главных героев;

– факт измены (это норма или отклонение от нормы?)

Обсуждение темы гражданского брака: В каких отношениях состоит главная героиня со своим другом? (гражданский брак, сожительство).

Комментарий юриста: С юридической точки зрения Такого понятия как «гражданский брак» в правовом смысле не существует. На территории РФ действительным признается только брак, зарегистрированный в соответствии с российским законодательством в государственных органах записи актов гражданского состояния. Фактическое совместное проживание, ведение общего хозяйства, не являются браком в юридическом смысле и не порождают правовых последствий.

NB! Церкви такие отношения называют «блудным сожительством».

Но, не смотря на всё это, в нашей стране наблюдается большое количество молодых людей, не желающих заключать законный брак. Хорошо это или плохо? Предлагаю вам определиться «за» вы или «против» гражданского брака.

Сначала послушаем тех, кто считает, что гражданский брак – это хорошо.

Желающие высказываются

А теперь слово противникам гражданского брака.

Желающие высказываются

А теперь я прошу вас вспомнить те понятия, которые мы с вами рассматривали на предыдущих занятиях: брак, семья, супружество (лист с понятиями для напоминания).

Давайте сейчас попытаемся сопоставить каждое из этих понятий со словосочетанием гражданский брак. Может ли гражданский брак называться: браком, супружеством, семьёй.

Примерные аргументы для ведущего, которые он может использовать, организуя взаимодействие между группами:

– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет   особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».

–  При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке всё было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Брак и сожительство – разные пути. “Брак начинается с момента, когда мужчина берет на себя ответственность за женщину и говорит: да я хочу прожить с ней всю свою жизнь”.

А в сожительстве (в “гражданском браке”) никакой ответственности нет. Более того – это школа безответственности. Люди из года в год в этой школе учатся тому, что отношения – это только удовольствие.

Чем более размыты границы отношений, тем меньше в паре стабильности. Люди, которые сознательно идут на «невнятность» отношений, скорее всего, не обретут устойчивость и подставляют себя под больший риск.

Завершение обсуждения темы гражданского брака: Я считаю, что если между людьми есть чувства, и они понимают, что любят друг друга, то бояться замужества нет оснований. Женщине необходимо быть более женственной и мягкой, но твёрдой и настойчивой в принципиальных моментах; мужчине – быть более мужественным и ответственным.

 Теперь давайте рассмотрим следующий момент в нашей истории.

Дискуссия об измене: Как вы думаете, почему Ирина изменила своему другу?

Что такое измена? С чего начинается измена, почему возникает желание её совершить?

Смогли бы вы простить измену любимому человеку?

Сексуальные отношения — не просто физические отношения. В них участвует душа человека, его совесть, его ценности. Какова сексуальная жизнь человека, таковы и его ценности. Здесь есть прямая связь. Если сексуальные отношения происходят до брака (а, значит, без взаимных обязательств) или “на стороне”, то назвать человека ответственным или преданным и верным очень трудно.

Попробуем провести такой эксперимент. Склеим два листа разноцветной бумаги (делается заранее, чтобы клей высох), а когда клей высохнет, попробуйте потянуть их в разные стороны. Что получается? Разве они спокойно отделились друг от друга? Отнюдь… Рвутся они неровно, кусочки от каждого остаются на другом листке. И никогда они не будут теми же, что до склеивания. В сексуальных отношениях точно так же. Слившись с другим человеком во едино, ты отдаешь ему частицу сердца и души, – она к тебе никогда не вернется. Эта часть тебя останется с ним, к добру или не к добру. Но на всю жизнь.

Информация к размышлению о телегонии: Именно этим объясняется тот факт, что каким-то образом сексуальные связи не проходят бесследно для генетической памяти человека. Гены человека хранят память о сексуальных отношениях всю жизнь и передают эту информацию по наследству новым поколениям. Это явление называется телегонией. Телегония (от “теле” — далеко и “гони” — рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры. И особенно — первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины. Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия — ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!.. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией.

Опыты многих ученых подтвердили этот факт в дальнейшем (Ч.Дарвина, профессора Флинта, Феликса Ладантека и др.)  — подтвердили данный феномен. Есть научные труды по этой теме. Только практики-собаководы давным-давно знали: если хотя бы раз породистая собака повяжется с кобелем-дворнягой и даже, если в результате этого, у нее от него щенят не будет, то в будущем все равно породистого потомства от нее ждать нечего.

Обобщение по результатам обсуждения: Я считаю, что все зависит от того, что у нас в голове, что ценно для каждого из нас, если больше ценим свободу и независимость, если боимся брать на себя ответственность, то скорее всего счастливой и крепкой семьи у нас не будет никогда. Если же ценностью для нас является счастье, уважение, дружеские отношения, любовь, дети то вы непременно будете счастливы в семейной жизни.

Возвращение к тестовой методике: Открою вам небольшой секрет, та история, с которой вы познакомились в начале занятия, является тестовой методикой, с результатом, которой я вас сейчас и познакомлю.

Результаты теста озвучиваются

Ключ: Первые два качества вы не простите никогда. Третье и четвертое качества, вероятно, сможете простить, если ситуация будет тому благоприятствовать, хотя дастся вам это нелегко. Пятое и шестое качества простить сможете и, возможно, даже попытаетесь каким-то образом повлиять на любимого человека, захотите помочь ему избавиться от них, хотя, в сущности, это будет абсолютно бесполезным.

Ирина — измена. Главная героиня обозначает именно это качество. В принципе, все несчастья начались именно с измены. Если вы считаете, что виновата Ирина, то в жизни вы никогда не простите любимому человеку измену, что бы ни говорили, рассуждая. И даже если сумеете сохранить семью (или имеющиеся отношения), то все равно будете чувствовать себя глубоко несчастным человеком.

Женя — жестокость. Для таких людей, как Женя, превыше всего личные интересы. И если ему кажется, что кто-то их нарушает, пусть даже самый близкий человек, он, не задумываясь, жестоко ему отомстит. Если вы считаете, виновником трагедии Женю, то жестокость — самое отвратительное для вас качество в людях.

Павел — предательство. Павел предал и лучшего друга Женю, и Ирину, с которой весело проводил время. Если бы он примчался к ней на помощь и объяснился с Женей, то Ирина не попала бы в такую жуткую ситуацию и осталась бы жива. Поэтому, если вы пришли к выводу, что главный виновник трагедии Павел, то вы больше всего бойтесь предательства.

Тимофей — трусость. Испугавшись проблем с законом, Тимофей поспешил скрыться с места аварии. Такие люди в подобной ситуации предпочитают уйти в сторону, сделав вид, будто они совершенно ни причем. Обвинив в смерти Ирины Тимофея, вы констатировали, что больше всего ненавидите в людях трусость.

Роман — равнодушие. Этот человек фактически не сделал ничего дурного, просто поступил по правилам. Но за его поступком скрывается обыкновенное пренебрежение к людям, ставшее одной из причин смерти героини истории. Приписав вину Роману, вы признались себе в том, что ненавидите больше всего равнодушных людей.

Анатолий — алкоголизм. Это еще один порок общества. Из-за пагубной страсти Ирина осталась без квалифицированной медицинской помощи. Если во всем вы обвинили Анатолия, то вы никогда не примиритесь с этим пороком.

Заключительный этап: Закончить наше занятие позвольте притчей.

«Путь к морю»

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.

Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.

Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.

Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.

И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.

Заключительное слово: Вам ещё только предстоит выбрать свой путь и когда этот выбор будет сделан – пройдите его до конца, преодолевая все препятствия и соблазны. И пусть любой ваш путь будет счастливым, а путешествие по нему – радостным.

Литература:

  1. З.А. Бадирова, А.В. Козлова «Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов», 2004г.

  2. Толковые словари Ожегова и Ефремовой (Интернет ресурс)

  3. Энциклопедический словарь (Интернет ресурс)

  4. Газета «Школьный психолог» №6 2008г.

  5. http://www.realove.ru/

  6. http://festival.1september.ru/

  7. http://www.telegonia.ru/articles/articles_09.htm

  8. http://pritchi.ru/id_1483

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *