Шестерина Ольга Валерьевна
Тема: Звук А.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с гласным звуком А.
2. Учить детей внимательно слушать инструкции учителя.
3. Развивать фонематический слух детей и учить детей выделять заданный звук вначале слова.
Оборудование: бубен, шаблон А4 с изображением буквы А, маленькие шаблоны с буквой А, предметные картинки, схема, квадрат для обозначения звука.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Все встаньте и внимательно послушайте, что я скажу (инструкция дается в полголоса): Диана, сядь, Настя, сядь, Ксюша, сядь, все девочки сядьте. Никита, сядь, Саша, сядь, Захар, сядь, все мальчики садятся.
2. Знакомство с темой занятия:
2.1. Повторение понятия «ЗВУК». Закройте глаза и послушайте (постучать в бубен). Что вы услышали? Поднимите руку, кто хочет ответить. Вспомните, с чем мы знакомились на прошлом занятии (со звуком). А что вы сейчас услышали? Когда мы с вами разговариваем, то мы тоже произносим звуки. Звук – это все что мы слышим и произносим.
2.2. Знакомство со звуком А. Послушайте (произнесение звука А). Сейчас я произнесла звук А. Можно ли его пропеть? Давайте, попробуем (взять клубок ниток и, вытягивая ниточку – тянуть звук А). Значит звук А можно петь и тянуть. Когда мы произносим этот звук воздух не встречает преграды. Такой звук мы называем гласным и обозначаем его красным квадратиком (показать на доске). (Опрос детей: Звук А какой? Почему? Что с ним можно делать?)
3. Уточнение артикуляции при произнесение звука А. Что делают наши губы и зубы? (широко открыты) А что делает язык? (спокойно лежит)
4. Игра «Веселые ладошки». Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук А, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
А, У, И, Э, А, А, Ы, О, У, А.
5. Физминутка. Сейчас встанут тихо-тихо девочки и встанут в круг, а теперь тихо-тихо встанут мальчики и подойдут к девочкам.
«Буратино»
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно, на носочки встать.
Теперь спокойно садимся на места.
6. Работа с картинками. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столах (у каждого ребенка по картинке). У меня тоже есть картинка «арбуз».
Сейчас вы по очереди будете выходить, и говорить где стоит звук.
7. Знакомство с буквой А. Все, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а квадратом какого цвета мы обозначаем звук А? А какой это звук?
Ребята у вас есть дома фотографии? У звука А тоже есть фотография. (Показать букву А) Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, это буква А. Мы ее видим и пишем. А все, что мы видим и пишем – это БУКВЫ.
У вас на столах есть по второму листочку, переверните их. Закрасьте букву А красным карандашом.
8. Итог. С чем мы сегодня познакомились? Звук А какой? Почему? Что такое ЗВУК, БУКВА?
infourok.ru
Разделы: Логопедия
Цели:
Задачи:
Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.
Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют
каждый палец руки)
Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком ,,а”.
Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).
Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.
2. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.
Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат
звук ,,а”: ау, оа, ио,..)
3. Определение позиции звука в слове.
Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!
4. Знакомство с буквой А.
Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).
Буквы – видим, пишем (показ пособия).
Звуки – слышим (показ пособия).
(Дети повторяют хором, затем по – одному).
Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.
5. Физминутка.
Игра “Аист”
(дети встают в кружок)
6. Формирование образа буквы А.
Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!
(Логопед проговаривает во время показа)
6. Печатанье буквы А в тетрадях.
7. Развитие фонематического слуха.
Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы -
отгадки со звуком ,,а”)
Например:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).
(Назовите первый звук в слове “арбуз”)
8. Развитие связной речи.
Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с
изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со
звуком ,,а”)
– Машина везёт арбузы.
– Мальчик чистит апельсин.
– Заяц ест капусту.
– Папа и мама собирают урожай.
III. Итог.
Логопед:
С каким звуком мы познакомились?
С какой буквой мы познакомились?
Почему их называют гласными?
Каким цветом обозначают гласные?
Какие гласные звуки можете назвать?
Что мы слышим?
Что мы видим и пишем?
(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)
Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).
24.01.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ТЕМА ЗВУКИ [а] и [у]. БУКВА «А», «У».
ЦЕЛИ: закрепить правильное произношение звуков [а], [у]; анализ сочетаний «ау», «уа»; развивать фонематическое восприятие, силу голоса; умение контролировать глазами движения руки при письме.
Ход занятия
Организационный момент
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Низкий – высокий, длинный – короткий, твердый – мягкий, толстый – тонкий, холодный – теплый, злой – добрый и т. д.
Сообщение темы.
Логопед. Сегодня мы будем повторять звуки и буквы.
а) назвать звук по картинке – символу [а, у].
б) характеристика звуков [а, у] (гласные, можно петь, тянуть).
в) придумать слово, чтобы первый звук был [а, у].
г) Найти картинку, в названии которой первый звук [а], [у].
Выделение начального гласного из слова (логопед называет слово, дети называют первый звук): аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус и т. д.).
Проведение физкультминутки «Мы в лес пойдем».
Мы в лес пойдем,
Друзей позовем: ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается: ау, ау, ау!
Ходить в разных направлениях, руки рупором.
Логопед. Как зовут друг друга в лесу? (Ау.)
Послушайте, как я произнесу ау, ау (протяжно).
Сколько звуков я сказала (два). Какой первый звук? Какой второй звук?
Логопед просит детей выложить слово «ау» из красных квадратиков, сверху положить буквы «А», «У», прочитать АУ.
Логопед. Как плачет малыш? (Уа.)
Сколько звуков в этом слове (уа)? Какой первый звук? Какой второй звук?
Выложить из красных квадратиков, сверху положить буквы, прочитать УА.
Пальчиковая гимнастика «Белочка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестрички,
Воробью, синичке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
Работа в тетрадях (проследить, чтобы все дети правильно держали ручки).
Нарисовать в тетрадях домики, вписать слова: «ау», «уа».
Итог занятия.
См. также интересные логопедические занятия: Дифференциация гласных звуков А Я
Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [У]. БУКВА «У»
Дифференциация гласных звуков У-Ю
Конспект занятия Путешествие в царство грамоты
Логопедическое занятие «Алфавит»
ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».
Логопедическое занятие в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»
mallishok.ru
Цели:
Образовательные:
а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционные:
а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
ё) Обогащение пассивного словаря.
Развивающие:
а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
г) Развитие слухового внимания.
д) Развитие крупной и мелкой моторики.
Оборудование и ТСО:
Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.
II. Сообщение темы.
Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.
Инструкция:
Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.
III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.
Развитие слухового внимания.
1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.
Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.
2. Игра «Подудим, погудим».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].
Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…
3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»
Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.
А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.
Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).
IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».
Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».
Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.
Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).
2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
Игра «Потерялись в лесу».
Инструкция:
Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).
V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.
1. Игра «Посмотри и разложи».
Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.
Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.
2.Игра «Почтальон».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).
VI. Физминутка.
Инструкция:
Аист, аист длинноногий, – Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, – Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.
VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.
Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.
Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).
2. Игра «Посмотри и расскажи».
Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].
Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).
VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.
1. Потешка «Аты-баты».
Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.
2. Потешка «Утки».
Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?
Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.
3. Стихотворение «Апельсин».
Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.
Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.
Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).
Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).
IX. Итог.
Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.
Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]
Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…
Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…
Зелёный – Назовите слова со звуком [А].
Голубой – Назовите слова со звуком [У].
Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,
Какой первый звук в этом слове? – Улитка
Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!
nsportal.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «ЧАЙКА»
Открытое логопедическое занятие
Тема: Гласные звуки [а], [у], [и], [о]; [ы]
учитель-логопед: Караваева Ирина Ивановна
С. Посольское
2015г
Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а], [у], [и], [о]; [ы], их артикулировании и звучании.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: магнитная доска, мольберт, ИКТ, символы эмоций и гласных звуков, схемы предложений, картинки животных из мультфильма «Маша и медведь», коробка, корзина, домик, ёлка, перчатки, картинки для артикуляционной гимнастики, разрезная картинка шаров.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку из мультфильма «Маша и медведь» (если дети утром умываются…)
Массаж мимической мускулатуры лица.
Упражнение «Солнышко проснулось».
Читает логопед | Выполняют дети |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
Лобика коснулось, | Проводить пальчиками обеих рук по лбу. |
Лучиками провело И погладило, и погладило. | Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей. |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
К щечкам прикоснулось | Проводить пальчиками обеих рук по щекам. |
Лучиками провело, И погладило, и погладило | Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей. |
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись, Наши губки улыбнулись. | Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Потянуться руками вверх, улыбнуться. |
Психогимнастика.
-Ребята, что мы делаем когда видим солнышко? (Логопед показывает символ радости).
-Радуемся.
-Покажите как вы радуетесь.
-У нас сегодня гости.
Вы что сделали? (Логопед показывает символ удивления).
– Удивились.
– Покажите, как вы удивились.
Вы рады их видеть?
Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!
Но у нас есть ещё одна гостья. (1 СЛАЙД) Это Маша. Она пошла в школу. И решила посмотреть, чему мы научились. Маша, приготовила вам какой- то сюрприз, но узнать мы можем только тогда, когда выполним шесть её заданий.
2. Артикуляционная гимнастика. (ЗЕРКАЛА)
Прежде чем начать занятие повторим правила | Наши ушки внимательно слушают. Ротик- на замочке Рука- ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают. Говорим чётко, громко, красиво |
Давайте выполним первое задание потренируем органы речи. (Логопед показывает картинки –символы).
|
3. Угадайте звук по артикуляции. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом.
Ребята, а для второго задания Маша принесла нам корзину, давайте посмотрим что же она принесла? (дети подходят к корзине и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией) ребята звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их (логопед вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук).
-Что нам помогло узнать звуковичков?
-Правильно, по положению губ.
– А теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать по губам. И показать символы этих звуков, звуковички.
(2-6 СЛАЙДЫ)
– Ребята, как называются звуки, которые загадала Маша ? (гласные)
-Почему они называются гласными? (схема гласных звуков)
(Их можно пропеть, воздух выходит свободно изо рта, не встречает преграду).
4. Работа над просодикой.
-Ребята, гласные звуковички очень любят петь, и они приглашают нас на концерт.
– Голоса их звучат красиво, звонко. Умеют звуки петь и очень тоненько – высоко, и низко.
-Давайте попробуем спеть как они.
(6-16 СЛАЙДЫ)
Третье задание, нужно пропеть песенки гласных по схеме.
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям изображение гласных символов и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… | ______ |
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… | ↑ |
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… | |
Ночью смотрим на звезду – Сверху вниз слетает: У-У-У… | ↓ |
Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И… | ______ |
Условные обозначения:
_________ — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
↑ — произнесение звука с повышением интонации.
↓ — произнесение звука с понижением интонации.
— произнесение звука с повышением и понижением интонации.
– Умеют они петь не только по одному, но и парами: АУ, УА, ИА
– По трое: АИУ
-И хором: АУОИЫ.
-Давайте поаплодируем им и друг другу.
-Замечательно спели!
5. Физминутка.
-Ребята, четвёртое задание нам нужно сделать разминку для пальчиков (Перчатки).
-Давайте наденем наши весёлые перчатки и вспомним разминку: «Пальцы дружная семья», «Идут четыре брата».
6. Выделение гласных из середины слова
Помогите Маше выделить гласные из названия картинок. (17 СЛАЙД)
Помогите найти Машинам картинкам свой домик (18 СЛАЙД)
4. Физминутка.
-Ребята, к нам в гости пришли друзья Маши.
-Но они спрятались от нас. Как же их найти? Что же делать?
-Ребята, я знаю, ветер нам поможет! Он в разных местах бывает, многое знает.
-Давайте встанем в круг и позовём его!
-Ветер, ветер прилети (Поднимают руки верх и плавно наклоняют вправо, влево)
-Нам ты ветер помоги.
(Звучит музыка. Входит ветер).
-Слышу, слышу, я лечу,
-Вам ребята помогу.
-Здравствуйте ребята. Какая вам помощь нужна?
-Дедушка ветер, помоги нам с ребятами найти зверей, которые пришли к нам в гости и спрятались?
-Конечно, помогу, вот держите подсказки, а я полетел у меня ещё много дел.
-Спасибо дедушка ветер.
(Звучит музыка, ветер улетает).
5.Составление предложений .
-Ребята ветер принёс нам схемы, давайте выполним шестое задание разгадаем их.
Логопед раздаёт каждому схемы предложений.
Логопед выставляет зверей на мольберт.
Молодцы ребята! Всех нашли.
Итог занятия.
-А сейчас давайте перевернём наши листочки с номерами заданий и узнаем, какой сюрприз приготовила нам Маша и ёё друзья.
-Это воздушные шары! (звучит музыка, входит ветер с воздушными шарами)
-Они прилетели к нам с ветром! Маша и её друзья, очень рады за вас, что вы справились со всеми заданиями, и дарят вам своё радостное настроение. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь», ветер раздаёт шары детям).
-Давайте скажем спасибо Маше и её друзьям, а также дедушке ветру за то, что он нам помогал.
– И вам спасибо за занятие, а сейчас пора в группу. (Звучит музыка дети уходят).
nsportal.ru
Цель: уточнить произношение звука «и»,учить его интонировать, закрепить акустико-артикуляционную характеристику, выделять из состава слова, определять место в слове. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, мн.ч. сущ. Познакомить с символом звука «и», развивать внимание, память, мелкую, артикуляционную, общую ассоциативное мышление.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Назови гласный звук в слове» Мак, бак, сад, дуб, сок, дам, сам, жук, тук, рак, стул, стол, сом, лось, шар…
Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
– Улыбка
— Трубочка
— Окошко
— Чередование «Улыбка»-«Трубочка»- «Окошко»
2. Знакомство со звуком «И»
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
– Какой звук вы слышали чаще всего?
— С этим звуком мы сегодня познакомимся поближе.
Выставляется сюжетная картинка «Ослик».
Родственник лошадки — ослик,
Носит длинный, тонкий хвостик,
А ещё — большие ушки,
Украшение макушки.
Песенку всегда поет: и-и-и
Спойте песенку ослика.
Улыбнемся широко,
Песню мы споем легко,
Голосок звучит игриво,
«И» выводит он красиво.
Губки, зубки не мешают,
Песню «И» не нарушают.
Видите, как долго мы тянули этот звук, значит этот звук гласный.
Логопед знакомит детей с фотографией (символом Ткаченко звука «и»).
— Почему фотография звука «и» « прямоугольник»?
3. Игра «Что говорит Игорь?» (считывание по беззвучной артикуляции звукосочетаний «ау», «уа», оуи, ио…)
4. Работа над интонационной выразительностью речи.
Игра «Тихо-громко» Звук «И» имеет голос, умеет петь.
Произнести звук с постепенным ослаблением голоса на плавном выдохе.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным»
-Выделение звука [и] из ряда гласных: о, а, и, у, о, и, э, о, и…
-Выделение звука [и] из ряда слогов: их, ам, ук, по, ни, фо,..
-Выделение звука [и] из состава слова: колготки, юбка, кофта, куртки, ива, бинт
6.Определение места звука в словах: кит, ива, петухи
7. Физминутка «Индюк» Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
8. Игра «Один-много» (обратить внимание на позицию звука «И») Утюг, сапог, паук, чулок, замок, комок, носок
9.Игра «Чьи уши» (заячьи, медвежьи, волчьи, беличьи)
10.Игра «Найди пару» на развитие ассоциативного мышления. (иголка, нитка, книги, лист, гвозди, клещи, брюки, пиджак, руки, перчатки, елки, шишки). Составь предложение и выложи его схему с каждой парой картинок.
11. Пальчиковая гимнастика Покажи из пальцев раннее изученные буквы.
12. Письмо
Итог занятия
Автор: Ванифатьева Виктория Викторовна,
учитель-логопед,
КДОУ «Сказка», г. Першотравенск, Днепропетровская обл. Украина
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».
2. Учить выделять звук из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «А».
5. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А» (из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
Ход Занятия:
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет примету осени.
1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием
пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
арка, антенна, арбуз, акробат.
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».
II. Основная часть.
3. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».
– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».
5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
6. Знакомство с буквой «А».
– Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
Давайте попробуем сложить вместе.
8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.
9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Логопедия для всех
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru