Задания со слогами и словами для дошкольников – Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

3. Игры с буквами, которые дружат

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

marypop.ru

читаем по слогам с картинками, задания

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.

Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:

Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:

Задания

После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:

Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

19

orechi.ru

Игры со слогами — Заюшка

Набор карточек — обучающих картинок от Заюшки — Найди нужный слог.

На карточке — рисунки и слова, разделенные на слоги. Ребенку предлагается найти для каждого слова недостающий слог.
Данные карточки помогут ребенку научиться читать осмысленно, а яркие картинки привлекут внимание и особенно запомнятся.

Фрукты и слоги

Слоги, животные Слоги, птицы, карточка 1 Слоги, птицы, карточка 2

www.zaiushka.ru

Игра “Буквы, слоги и слова”. Задания со СЛОГАМИ

Дорогие взрослые!

Сегодня мы расскажем вам, как играть в игру «Буквы, слоги и слова», используя поля и карточки с образом букв.

Игра состоит из 12 игровых полей, 12 комплектов маленьких карточек (по 8 к каждому полю, общее количество – 96), 12 сюжетных картинок для составления рассказов, подробная инструкция.

Общий ход игры:

Принцип игры для всего общий, но задания для каждой карточки свои.

  1. Участникам игры раздается по одному (или более) игровому полю и по 8 маленьких карточек к нему схожего цвета.
  2. Ведущий объясняет каждому участнику задание, в соответствии с ним и раскладываются маленькие карточки. Затем все маленькие карточки переворачиваются справа налево, оставаясь на своем месте. При правильном выполнении задания, из перевернутых карточек складывается картинка. Если картинка не сложилась, значит, где-то возникла ошибка!
  3. Ведущий приходит на помощь, помогая участнику наводящими вопросами найти правильное решение.

ЗАДАНИЯ СО СЛОГАМИ

 Карточка № 9.

 1. Прочитай слова на карточках.  Сколько слогов в слове? Сколько букв? С какого, твердого или мягкого согласного звука начинается слово?

 

2. Поменяй слоги местами, чтобы получить другое слово. Положи карточки на соответствующие слова на игровом поле. 

 

3. Придумай рассказ по картинке, чтобы в нем говорилось о каждом персонаже, изображенном на ней.

 

ВАЖНО! Для проверки правильности сопоставления карточек с полем переверните карточки – каждая на своем месте. Если задание выполнено правильно, то сложится картинка. Если нет – каждый имеет право на ошибку! Не нужно хватать за руку и останавливать. Дайте понять, что ошибку можно исправить безболезненно, ненаказуемо, просто.

   

4. Задание на логику и внимание

 А. Чем занимаются дети? (играют)

 Б. Как думаешь, во всех случаях это слово «ИГРАТЬ» имеет одно и то же значение? Поясни.

 В. Найди на картинке ребенка, отличного от остальных. Найди в комнате все предметы треугольной формы. Сколько их?

 Родителям в помощь

 На данной картинке все дети ИГРАЮТ, но девочка за пианино ИГРАЕТ на инструменте, а не в игрушки.

 Предметы треугольной формы: ковер, часы на стене, лампа, ваза, колпак на клоуне, пирамидка, бантики у девочки.

 5. Лепка  «Веселые матрешки».

 6. Рисование «Моя любимая игрушка».

 7. Аппликация «Платье для куклы».

 

Физкультминутка

 Быстро встали, улыбнулись,

 Выше-выше подтянулись.

 Ну-ка плечи распрямите,

 Поднимите, опустите.

 Вправо, влево повернитесь,

 Рук коленями коснитесь.

 Сели, встали, сели, встали,

 И на месте побежали. 

Карточка № 11. 

1. Назови предметы, изображенные на карточках.Прочитай подписи к картинкам.

 

2. Сколько букв в словах? А слогов? Какой слог (слоги) нужно добавить/убрать, чтобы получилось слово на игровом поле? 

  

 3. Придумай рассказ по картинке, чтобы в нем говорилось о каждом персонаже, изображенном на ней. 

 4. Задание на логику и внимание

 А. Какое время года изображено на картинке? По каким признакам ты догадался?

 Б. Найди ребенка, отличного от других.

 В. Найди все совочки на картинке и сосчитай их.

 ВАЖНО! Если у ребенка, вдруг, будет вариант отличный от вашего, но он сможет аргументировать, то, что предложил, то гордитесь вашим ребенком!!

  Родителям в помощь!

 Предполагается, что ребенок отличный от других – мальчик на санках, но каждый ребенок может быть по какому-то признаку отличаться от остальных детей. В виде дополнительного задания предлагаем по разному назвать головные уборы у детей и дать названия игрушечным видам транспорта.

 ВАЖНО! Можно обратить внимание на то, что на рисунке нет ни одного взрослого. Рассказать ребенку как вести себя на воде, что предпринимать в экстренных случаях.

 5. Лепка  «Мы любим спорт» (например, девочка играет в мяч).

 6. Рисование «И весело, и грустно».

 7. Аппликация (коллективная) «Едем на дачу».

  

Карточка № 12.

 1. Назови слоги на карточках. 

 2. Согласный звук в слоге мягкий или твердый? Как ты догадался?

 3. Найди лишний слог на карточке и составь слово. Найди такое же слово на игровом поле. 

  

 4. Придумай рассказ по картинке, чтобы в нем говорилось о каждом персонаже, изображенном на ней

 5. Задание на логику и внимание

 А. Какой праздник изображен? По каким признакам ты догадался?

 Б. Какие стихи ты знаешь, посвященные этому празднику?

 В. Найди подарок, отличный от остальных.

 Г. Найди все ошибки художника.

  Родителям в помощь!

 Подарок отличный от остальных – лимонное дерево. Все остальное – цветы. В виде дополнительного задания предлагаем назвать все растения в горшках, вспомнить названия садовых, комнатных, лесных цветов.

 Ошибки художника – часы без стрелки, коньки на мальчике, второй хвост у кота, кружка с двумя ручками, чайник с двумя носиками, перевёрнутая буква «Р». Обратите внимание на маму. Она немного растерянная, поэтому на одной ноге у нее туфля, а на другой сапожок.

 

6. Лепка  «Подарок для мамы».

7. Рисование «Цветы в вазе».

8. Аппликация «Открытка для мамы».

9. Какие ты знаешь песни к празднику 8 марта?

 

r-e-b-u-s.ru

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Слоги.Составляем слова из слогов

Слоги.Составляем слова из слогов.
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек. Буквы и слоги для детей.
Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами.
А теперь давайте поговорим об играх, которые помогут ребенку познакомится с буквами, выучить алфавит, выучить слоги, научиться читать по слогам.

Слоги с Буквами Б и В


 

Слоги с Буквами Г и Д


 

Слоги с Буквами Ж и З


 

Слоги с Буквами К и Л


 

Слоги с Буквами М и Н


 

Слоги с Буквами П и Р


 

Слоги с Буквами С и Т


 

Слоги с Буквами Ф и Х


 

Слоги с Буквами Ц и Ч


 

Слоги с Буквами Ш и Щ

  
Игры с карточками

1. Как же научить ребенка читать по слогам.Для начала изучите с ребенком слоги с буквой “а”. Затем с буквой “у”, “о”, “и” и т.д.

2.Если ребенок уже хорошо знаком с буквами, то эта игра может научить читать ребенка по слогам.Показываем как собрать не сложные слова, состоящие из 1-2х слогов. Например: ма-ма, ка-ша, ма-ша, дом , нос, рот, мы-ло, суп, со-ва, ли-са и т.д.

3.Игра называется “собери слово”. Ставим на стол карточку со слогом например ЛО ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например:

ябЛОко
коЛОкол
ЛОдка
сЛОн

Или слог “КО”. Собрать к примеру слова:

КОшка
яКОрь
КОробка
КОсть
КОнфета
КОрова
шоКОлад
Чтобы получилось слово и прочитываем его.

4.Игра называется “Отгадай слово” – называем первый слог и предлагает конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

5.Игра называется “Цепочка” – необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т.д.

6.Положить перед ребенком на столе 5 различных слогов. Озвучить один из них и предложить ребенку найти нужный, тот который вы назвали.

7. Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.

8. Игра со слогами в большой компании детей.
На столе или на магнитной доске раскладываем карточки со слогами вразброс. Для начала старайтесь использовать не очень большое количество карточек.В дальнейшем вы можете добавлять больше карточек со слогами, чтобы увеличить сложность. Сначала участвуют 2 ученика.Два ученика смотрят на доску с карточками. Учитель называет слог. Тот кто первый нашел его на доске забирает карточку и садится на свое место. Проигравший остается у доски. К доске подходит 3 участник. Учитель называет новый слог. Тот кто найдет этот слог первым забирает карточку и садится на место. Так может продолжаться долгое время. Затем подсчитываем карточки со слогами. Выигрывает тот у кого количество карточек больше.
Участники могут попытаться составить слога из слогов.

Скачивайте также Карточки СЛОГИ Твердые и мягкие согласные звуки
Здесь все задания по изучению ГРАММАТИКИ

www.razvitierebenka.com

Игры-упражнения со слогами | ИгроМама

Правильно сформированная слоговая структура  — залог грамотного чтения и письма ребенка. Поэтому чем раньше вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет вашему ребенку дальше в учебе!

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Упражнения для слогов (слоговая структура слова)

Это все классификации, которые мамам не совсем то и нужны. Вопрос в том, что если есть хоть какие-то проблемы со слоговой структурой ближе к 4 годам — их нужно решать! Но играть с ритмом можно с самого рождения, то есть массаж, пестовальная гимнастика и любые действия с малышом можно делать с сопровождением потешок, стихов, песенок. И естественно в этот момент делать какие-то манипуляции с телом в ритм вашим словам.

Но когда уже есть проблема в старшем возрасте, то делаем следующие упражнения:


1. Послушай-Повтори

Вы простукиваете простой ритм ладошкой по столу, коленкам, инструментом (маракасы, барабан, бубен). Ребенок повторяет. Один раз ГРОМКО, второй тихо или два раза тихо, один ГРОМКО. Можно это делать хлопками рука об руку, причем меняя захват на каждый слог.


2. Сколько ударов?

  • Вы стучите 3 раза, например — ребёнок должен посчитать сколько ударов.
  • Или можно, чтобы ребенок стучал столько раз, сколько выпало на кубике, или на карточке, которую он вытянул из мешочка.

3. Работа со схемами ритма (предварительно ребенка знакомим со схемой, которую можно привязать к визуальной опоре).

То есть картинка ЗАяц и схема — зайчик стучит так ГРОМКО-тихо

Картинка коЗА и схема тихо-ГРОМКО

И когда ребенок это знает, то уже может подобрать схему к заданному педагогом ритму или наоборот, может воспроизвести ритм по схеме.


4. Длинный-короткий

Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.

Или можно сделать с опорой на картинку и схему.


5. Неуловимые звуки.

  • Произнеси звук «О» определенное количество раз (кубик, карточка из мешочка, мое количество хлопков)
  • Поймай звук «А» в словах. Логопед произносит, когда ребенок слышит звук — хлопает.
  • Назови ударный гласный, например оАу, аоУ. Выделяем ударный звук очень ГРОМКО.

6. Слоги

  • Называем слоги с простукиванием, перекладыванием, складыванием пирамиды, башни.
  • Называем слоги сочетая с пальчиковой гимнастикой, на каждый слог один из четырех пальчиков соединяем с большим.
  • Считаем сколько слогов сказал логопед
  • Называем ударный слог в слове, цепочке слогов. Естественно выделяем ударный намного громче.

7. Игра с мячом

  • Бросаем мяч, произнося слово и разделяя его на слоги. На каждый слог мяч у одного человека.
  • Пробуем отбить мячом количество слогов в заданном слове.

8. Угадай по ритму.

Ребенок отстукивает слово, одно из трех картинок, логопед должен угадать. И наоборот.


9. Выкладываем ритм предметами

Ребенок проговаривает слово и выкладывает предметы по количеству слогов. Это могут быть камешки, листики, палочки. Потом по количеству определяем длину слова.


10. Найди самое длинное

Из картинок или предметов ребенок выбирает ту, в составе слова которой больше всего слогов.


11. Считаем слоги по картинке

Показываем картинку, ребенок показывает цифру количества слогов. Или можно показать какой по счету ударный слог.


12. Четвертый лишний

Логопед называет серию слов: мак, дом, карета, ров. Ребенок определяет лишнее слово по количеству слогов.


13. Поймай слог

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием. ТАрелка, красоТА, каТАмаран. Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.


14. Продолжи слово

Логопед бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША


15. Скажи ласково

Логопед называет слово, ребенок должен его преобразовать в уменьшительно-ласкательное, добавляя суффикс: кот-котик, мяч-мячик


16. Поймай верное слово.

Логопед произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.


17. Собери картинку и слово

Ребенок должен собрать картинку, разрезанную на то количество частей, сколько слогов в названии.

Вот такое пособие можно скачать у нас или сделать самому.


18. Цепочка (паровоз) слов.

Ряд картинок с надписями разрезают пополам, по типу домино, ребенок должен составить ряд. Лучше использовать слова из 2 слогов.


19. Сортировка по количеству слогов.

Ребенок сортирует картинки по количеству слогов. Можно раскладывать по домикам, по гаражам с машинами.

Как вариант, есть вот такая игра «Собери поезд» — к паровозу с цифрами 1,2, 3 цепляем вагоны, на которых слова одно-, двух- и трехсложные. К этим словам можно подобрать картинки. А для начинающих читать, там каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Таким образом работа со звуками происходит.

Собери поезд по слогам и буквам

20. Собери слово из слогов.

Ребенку дается набор слогов на карточках, он должен собрать слово.


21. Подбери схему

Ребенок должен подобрать схему к картинке с названием и наоборот к схеме подобрать картинку.


22. Найди много слов

Из слогов  на карточках ребенок составляет как можно больше разных слов.


Играем по мере накопления опыта и понимания ребенком слоговой структуры слова.

И естественно все эти игры можно проводить с музыкой, ведь понятнее всего уловить ритм именно с помощью музыки. А совмещение речи, движений и музыки помогает организовать связи на уровне мозга, поэтому намного быстрее происходит понимание и улавливание ритма. А это в свою очередь улучшает речь со стороны слоговой структуры. В этом нам может помочь логоритмика!

 

0

igromama.com

Материал на тему: Игры со слогами | скачать бесплатно

Игры на развитие слоговой структуры слова

 

1) Игра «Переставь слоги или звуки»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.

По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок – кол, мод – дом, зако – коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос – сон, тело – лето, луг – гул, лес – сел) или слоги (ложа – жало, лыко – колы, насос – сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Банка – кабан.

Мышка – камыш.

Волос – слово.

Баян – баня.

Марка – рамка.

Капал – палка.

Насос – сосна.

Колос – сокол.

Вобла – обвал.

Вилка – валнк.

Майка – кайма.

2) Игра «Прохлопай слово»

Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой – во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

3) Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»

Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

4) Игра «Назови заданный слог в слове»

Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.

Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

5) Игра «Наоборот»

Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.

Оборудование: ряды слогов для преобразования.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы – пи, мо – мё, бэ – бе, ла – ля, ну – ню, сё – со, ке – кэ, дю – ду, вя – ва.

Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

6) Игра «Выложи слог, который услышишь»

Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.

Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.

 

Описание. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»

Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.

Описание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ – са; са – са’; ла’ – ла – ла’; ла – ла – ла’

8) Игра «Найди ударный слог в слове»

Задача: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.

Описание. Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.

Например, паук – ударный слог -ук; ёжик – ё-; зайчик – зай-; телефон -фон; осень – о-; малина -ли- и т. д.

9) Игра «Распутай слова»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка – собака, по-са-ги – сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт – самолет, сын-ко-ка – косынка, бё-ре-нок – ребёнок, ра-ба-бан – барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

10) Игра «Какой новый слог появился в слове?»

Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

Описание. Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука – ру-баш-ка; корка – кор-зин-ка; розы – мо-розы; мушка – кор-мушка; ребенок – же-ребенок.

11) Игра «Преврати одно слово в другое»

Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или слогов.

Описание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран – банан, бетон – батон, кулак – + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок).

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *