Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
Итак, переходим к практической части нашей темы.
Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!
Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!
Зарядка или массаж с потешкой
Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
Танцы с мамой или папой
Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.
Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.
Потешка «Ладушки»
Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)
Игра «Ехал пан»
Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:
Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.
Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.
Музыка
Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:
Марш и стишки
Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.
Повторяй за мной
Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
Непослушный козлик
Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.
Например:
Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
Или так:
ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…
Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
Маршируем активнее
Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:
РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Затем начните считать по-другому:
РАЗ, ДВА, три, четыре…
Или так:
Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.
Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков
Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:
В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,
В ле-СУ о-НА рос-ЛА…
А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:
В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,
В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.
Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.
Стихи и барабан
Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:
Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!
«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».
Разработала музыкальный руководитель МБДОУ «детский сад №43»
Шерепа Л. А.
Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра( от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.
Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!
И. Михайлова.
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.
Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично). Осенины на дворе. Ре. Плачет ветер за дверьми. Ми. Дождика тиха строфа. Фа. У него своя есть роль. Соль. Затихает вся земля. Ля. Дождик скуку унеси! Си. Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 – до1 – до2. I I I I.
Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме.
Со звучащими жестами:
Девочки и мальчики
Топ- хлоп
Веселые ладошки
Дубок
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
В.ОрловЗатем дети меняются ролями.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю». После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка. Упражнение «Дядя Степа». Выбираются двое детей разного роста. Первый –«дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети . сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногийПо дороге зашагал
ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу
Мальчик с пальчик по дороге
Вслед за дядей побежал
«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».
Дядя Степа оглянулся,
Но ни слова не сказал
идет и на ходу оглядывается
Мальчик с пальчик усмехнулся,
Дядю Степу он догнал
бежит и останавливается рядом с дядей Степой.
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая –восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
Хлопки восьмыми нотами– Кап, кап,кап, хи-хи!
Игра на металлофоне
Спать сосулькам не даете!
Хлопки восьмыми нотами
– Кап,кап,кап, хи-хи!
Игра на металлофоне
Солнышко в небе хохочет
Хлопки
Носики нам щекочет
Хлопки
Кап, кап-кап, хи, хи-хи!
Игра на металлофоне
И апчхи!
Глиссандо на металлофоне
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия)
I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок.
II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8- остановка. На паузу- хлопок.
Ритмическое упражнение «Эхо». (Татарская танцевальная песня А. Эшпая).
Это упражнение способствует усвоению ритмических групп: восьмая, 4 шестнадцатых, восьмая; и 4 шестнадцатых. Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках. Такты 1-4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты 5-8. Ребенок продолжает тихо ударять в бубен. Остальные дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши. Такты 9-16 и 17-24. Повторение заданий тактов 1-8.
Музыка проигрывается снова. Такты 1-4. Дети идут к центру круга (семь шагов) и на последнюю восьмую топают ногой.
Такты 5-8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.
Такты 9-12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую). Такты 13-16. Бегут влево. Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок.
Такты 17-24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение.
Слушаем и различаем ( с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
Рекомендации: Материал может быть применён в свободной деятельности детей: в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и педагогом; на прогулках с родителями, на праздниках.
infourok.ru
«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма»
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток,
Скоро Ванечке годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же
Он пройдет?
Вот когда
Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало-
Песенки начало.
Лампа и картина-
Песни половина.
Хлеб и огурец,-
Песенки конец!
И. Михайлова.
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.
До. Пусто ласточек гнездо.
Ре. Осенины на дворе.
Ми. Плачет ветер за дверьми.
Фа. Дождика тиха строфа.
Соль. У него своя есть роль.
Ля. Затихает вся земля.
Си. Дождик скуку унеси!
До. Пусто ласточек гнездо.
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа |
2 группа |
Жили-были три утенка – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Хорошо и дружно жили – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Как-то утром на рыбалку – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Зашагали вперевалку – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Наловили много рыбы – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
И еще поймать могли бы – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Съели дружно все до крошки – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми |
Пик, Пак, Пок – притопы |
В.Орлов
Затем дети меняются ролями.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки,
Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.
Будешь козлик ты играть,
А мы станем повторять.
Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!
(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:
Будешь ты теперь козленком,
Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра:
Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:
Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
blog.dohcolonoc.ru
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток,
Скоро Ванечке годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки,
поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!
И. Михайлова.
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик
До. Пусто ласточек гнездо.
Ре. Осенины на дворе.
Ми. Плачет ветер за дверьми.
Фа. Дождика тиха строфа.
Соль. У него своя есть роль.
Ля. Затихает вся земля.
Си. Дождик скуку унеси!
До. Пусто ласточек гнездо.
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Ритмические орнаменты
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа 2 группа
Жили-были три утенка – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Хорошо и дружно жили – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Как-то утром на рыбалку – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Зашагали вперевалку – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Наловили много рыбы – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
И еще поймать могли бы – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Съели дружно все до крошки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок – притопы
В.Орлов
Затем дети меняются ролями
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки,
Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.
Будешь козлик ты играть,
А мы станем повторять.
Будешь козлик ты играть,
а мы станем повторять!
(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю»
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя»
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногий Вслед за дядей побежал |
ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу |
Мальчик с пальчик по дороге Вслед за дядей побежал |
«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается |
Дядя Степа оглянулся, Но ни слова не сказал |
идет и на ходу оглядывается |
Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Степу он догнал |
бежит и останавливается рядом с дядей Степой. |
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны – отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона
Капли, капли, что поете? | Хлопки восьмыми нотами |
– Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Спать сосулькам не даете! | Хлопки восьмыми нотами |
– Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Солнышко в небе хохочет | Хлопки |
Носики нам щекочет | Хлопки |
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! | Игра на металлофоне |
И апчхи! | Глиссандо на металлофоне. |
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
nddskv1.vsevobr.ru
– Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют
игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум – бум – бум!
Целый день играет ежик,
Бум – бум – бум!
С барабаном за плечами,
Бум – бум – бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум – бум – бум!
Очень яблоки любил он
Бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он
Бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались
Бум – бум – бум!
И удары раздавались
Бум – бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум – бум – бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум – бум – бум!
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш – кыш (свободное движение рук)
Хлоп – хлоп (в ладоши)
Шлеп – шлеп (по коленям)
Топ – топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
Короткие звуки – узкие полоски, длинные звуки – широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно
повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую
сильную долю.
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
Все прямо и прямо – 2 раза.
А потом вдруг… в ямку бух! (приседают).
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает
детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 – 7
звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны
собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек.
хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего
предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоя впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши./ Ведущим может быть муз руководитель, воспитатель, ребёнок. Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.
Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный или шумовой инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют. /Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С начала нового тура один стул убирают./
Дети стоят друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идёт впереди колонны и играет на барабане.
Дети делятся на три группы по четыре – пять человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счёт четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».
Вторая группа – на счёт восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап»
Третья группа – на счёт шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произнося слова «кап-кап-кап-кап».
Сначала игра проводится поочерёдно с каждой группой детей. Затем группы соединяются. /Можно использовать музыкальное сопровождение/
Стихи с движениями:.
Тики- так, тики- так.
Так ходики стучат.
( наклоняем голову вправо- влево)
Туки- так, туки – так
Так колеса стучат
(поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги).
Токи- токи, ток- ток
Так стучит молоток
( стучим кулачками)
Туки- ток,туки- ток
Так стучит каблучок
( стучим каблучками).
Упражнения для развития творческого воображения ребенка.
пальцем.
«Полетели воробьи – клюют, полетели голуби …»
После упражнения отдых: стряхивают напряжение «кыш – кыш, полетели прочь!»
Двое ребят ста6новятся соответственно ближе и дальше к другим детям и
постоянно меняют свои места. Остальной угадывают, кто из детей стоит к ним
ближе.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой).
Льется, льется – ой, ей, ей! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте)
Прибежали мы домой и сели.
Упражнения для развития чувства лада.
кукла танцует.
дудочек, стук колес – ногами, чередуя удары то носком, то пяткой.
Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из
нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует
тому, или иному понятию.
Используемые песни чередуясь: группа – группа, педагог – группа, ребенок –
ребенок.
Дети свободно перемещаются по залу под определенную музыку (например мажорную). Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.
Рассказать скороговорку голосами разных птиц или зверей.
(Высоко, низко, быстро, медленно).
Любое стихотворение спеть на знакомый мотив.
м
a2b2.ru
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)
– Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2.
«Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют
игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум – бум – бум!
Целый день играет ежик,
Бум – бум – бум!
С барабаном за плечами,
Бум – бум – бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум – бум – бум!
Очень яблоки любил он
Бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он
Бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались
Бум – бум – бум!
И удары раздавались
Бум – бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум – бум – бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум – бум – бум!
3.
Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4.
«Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш – кыш (свободное движение рук)
Хлоп – хлоп (в ладоши)
Шлеп – шлеп (по коленям)
Топ – топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5.
На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки – узкие полоски, длинные звуки – широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6.
Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно
повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7.
Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую
сильную долю.
8.
Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить
длительности.
9.
Показ рукой – ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо – 2 раза.
А потом вдруг… в ямку бух! (приседают).
11.
«Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12.
«Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные
кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать,
а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 – 7 звуков, сыгранных на
любом из вышеперечисленных инструментах.
13.
Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться
и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова
(выброс руки, поклон).
14.
Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела
( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
muzruk.wmsite.ru
«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток
Скоро Ванечке годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же
Он пройдет?
Вот когда
Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало
Песенки начало.
Лампа и картина
Песни половина
Хлеб и огурец,-
Песенки конец!
И. Михайлова.
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.
До. Пусто ласточек гнездо.
Ре. Осенины на дворе.
Ми. Плачет ветер за дверьми.
Фа. Дождика тиха строфа.
Соль. У него своя есть роль.
Ля. Затихает вся земля.
Дождик скуку унеси!
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
2 группа | |
Жили-были три утенка — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Хорошо и дружно жили — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Как-то утром на рыбалку — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Зашагали вперевалку — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Наловили много рыбы — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
И еще поймать могли бы — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Съели дружно все до крошки — хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок — притопы |
В.Орлов
Затем дети меняются ролями.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:
Будешь ты теперь козленком,
Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра:
Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:
Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу | |
Мальчик с пальчик по дороге Вслед за дядей побежал | «мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы». |
Дядя Степа оглянулся, Но ни слова не сказал | идет и на ходу оглядывается |
Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Степу он догнал | бежит и останавливается рядом с дядей Степой. |
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны — отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
Хлопки восьмыми нотами | |
— Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Спать сосулькам не даете! | Хлопки восьмыми нотами |
— Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Солнышко в небе хохочет | Хлопки |
Носики нам щекочет | Хлопки |
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! | Игра на металлофоне |
И апчхи! | Глиссандо на металлофоне |
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)
— Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш — кыш (свободное движение рук)
Хлоп — хлоп (в ладоши)
Шлеп — шлеп (по коленям)
Топ — топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки — узкие полоски, длинные звуки — широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
8. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
9. Показ рукой — ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо — 2 раза.
А потом вдруг… в ямку бух! (приседают).
11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 — 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звукоподражания, а затем и слова, которые должен произносить в заданном ритме. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.
Условные обозначения.
Один удар
Два быстрых удара
Три быстрых удара
Мы похлопаем в ладошки.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.
Оборудование: стульчики по количеству детей.
Описание:
Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.
Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.
Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.
Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.
На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».
Поклоны.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание:
Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» — правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.
Музыкальное сопровождение:
«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.
3.Погрози:
Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами. Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
4.Хлопки и хлопочки:
Цель: воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.
Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.
5.Мы потопаем немножко:
Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Ритмический рисунок ( I I III).
6.Молоточки:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти ( в движении с помощью звукоподражания).
Описание упражнения :
дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот. В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.
7.Флажки:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к; тук-тук, ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II I II I / II I II I.
8. Кукушки на опушке:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:
1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками : I I II; II II II; I II I; I I I.
9.Игра с обручем:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова).
Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят : «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.
10.Приветствие:
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова ).
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева : «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.
11. Кулачки и ладошки.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением.
Описание:
Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками.
Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки», сл.Ю.Островского, муз.Е.Тиличеевой.
12. Пляска парами.
Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать ритм с помощью разнообразных движений в танце.
Описание:
Вступление: дети стоят в кругу, пара за парой.
1-4 такты: дети бегут.
5-12 такты: поворачиваются лицом друг к другу, берутся обеими руками и притопывают ногой.
13-16 такты: дети бегут.
17-24 такты: поворачиваются лицом друг к другу т хлопают.
25-28 такты: дети бегут парами по кругу.
29-36 такты: берутся обеими руками и кружатся.
Музыкальное сопровождение: «Пляска парами» литовская народная мелодия в обр. Т.Попатенко.
13. Передай платок.
Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.
Оборудование: цветной платочек.
Описание:
Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.
1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.
2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.
Музыкальное сопровождение «передай платок», муз.Т.Ломовой.
Литература: О.А.Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
globuss24.ru