Разделы: Классное руководство
Цели:
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем развивать логическое мышление, внимание и память и познакомимся с новым стихотворением, которое нам поможет подвести итоги занятия.
Деление на команды согласно цвету жетона.
Представление жюри.
1 гейм “Разминка”
Ответить на 5 вопросов. Вопросы командам задаются по очереди.
2 гейм “Узнай слово”
(Развитие логического мышления)
Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.
ГР – З – , Г – Л – С, – КЛ – Д, З – М – К, ДР
– В – , ДР – М – , Ц – Г – Н,
- РГ – Н, Л – М – Н
(Ответы: гроза, голос, оклад, дрова, драма, цыган, орган, лимон)
Листочки сдать. Устно проговорить слова.
3 гейм “Что общего?”
Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении.
Пример: хлеб, климат, подушка – общее определение “мягкий”
Какая команда быстрее подберет определение к следующим существительным.
– Дорога, воля, дисциплина (железная)
- Деревня, тетеря, старушка (глухая)
- Клен, малыш, парик (кудрявый)
- Пирог, поцелуй, сон (сладкий)
3 гейм “Озадачивающий”
(развитие зрительной памяти)
Прочитайте 3 раза эти слова, попытайтесь их запомнить. Затем, не глядя на них, ответьте на вопросы, ответы писать на бумаге крупными буквами.
МОЛОКО | РЫБА | КАНАТ | ОКНО |
СТОЛ | ЛЕС | ВЕРА | СТЕНА |
4 гейм “Внимательный”
(проверка произвольного внимания)
Внимательно и только один раз прослушайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос. По очереди всем командам
Переменка “Знаете ли вы?”
Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”
Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.
Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.
5 гейм “Ты – мне, я – тебе”
Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. Если буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы “в”; если одна буква находится под другой, то читать их надо с прибавлением “на”, “над” или “под”; если между буквами стоит знак (+), это означает прибавление буквы “с” или “и”. Еще одна буква может быть расположена “у” или “за” какой-то.
Отгадывают ребусы. Кто быстрее.
Каждой команде дается по 2 слова, которые они должны зашифровать.: лимонад, триумф, листопад, нутрия.
Командам предлагается отгадать составленные ребусы.
6 гейм “Спички детям не игрушки, а зарядка для ума”
Переставьте одну спичку так, чтобы получилось новое имя (буквы е и ё взаимозаменяемы). Какая команда быстрее?
– По одной задаче со спичками друг другу.
7 гейм. Развивающий канон.
Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ.
Ответы: Лена – Р (река), отчим – М (мачеха), осень – Ж (желтая), осень – С (сентябрь), платье – О (одежда), земля – Ж (женский род)
Подведение итогов. Награждение.
Рефлексия
В начале урока я пообещала вас познакомить с новым стихотворением под интересным названием синквейн. Причем это стихотворение мы будем писать сами. Слово синквейн произошло от французского числительного пять. Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.
1 строчка – это называнием темы одним словом.
Чаще это существительное, но может быть и
местоимение.
2 строчка – это определение темы в двух
прилагательных.
Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашего занятия, написав свое собственное стихотворение.
Чтение синквейнов.
В разработке классного часа “Интеллектуальные заморочки” использованы задания из книги “Лучшие тесты на развитие творческих способностей” Н. Винокуровой, М., “АСТ- ПРЕСС”, 1999 г.
7.03.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ПРОГРАММА
интеллектуального воспитания
учащихся 5 «г» класса на 2013 — 2014
Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.
Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.
Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.
Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.
Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.
Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.
Введение
Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.
1. Общие положения
Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.
Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:
1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.
2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.
5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.
Цели и задачи Программы
Цель:создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;
– создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;
– стимулировать творческую деятельность учеников класса;
– создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;
– создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.
– всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.
– организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.
– определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх .Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.
3.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Дата | Содержание работы | Деятельность учащихся | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | ||||
Конкурс «Золотая осень» между 5-классниками | Подготовка команд | Классный руководитель, учитель окружающего мира Чернина Е.Н. | Заняли 3 место | |
Октябрь | ||||
Неделя тувинского языка. Конкурс сюжетных детских рисунков между 5 классами | Подготовка к конкурсу | Классный руководитель, учитель родного языка | Победители конкурса: Ховалыг Виолетта. Монгуш Аржаана, Хомушку Начын, Самба ай-кыс, Алдын-Херел Долбан, Бурбужук Белек | |
Вовлечение учащихся в кружки. Индивидуальные беседы | Выбор кружка | Классный руководитель и учащиеся класса, педагоги ДО | Учащиеся вовлечены в кружки ДО | |
Олимпиада по окружающему миру (молодежная олимпиада) | Подготовка к олимпиаде | Классный руководитель 5 «д» класса Сади С. С. | ||
Ноябрь | ||||
Итоги I четверти. Классный час «Знания — мой капитал» | Самоанализ учащихся | Классный руководитель и учащиеся класса | Ударники за I четверть 9 учеников. | |
Кл.час «Как развить в себе хорошую память» | Подготовка материалов к заданию «Письмо по памяти» | Классный руководитель, школьный психолог. |
| |
Турнир между учащимися класса по шахматам | Подготовка к турниру | Классный руководитель, спортивный сектор класса | ||
Декабрь | ||||
Олимпиада по русскому языку Экскурсия в городскую библиотеку. | Подбор, составление, оформление ребусов.Поиск необходимой информации в энциклопедиях. | Классный руководитель, учитель русского языкаКлассный руководитель, библиотекарь. |
| |
Кл. час «Как развивать внимание» | Подготовка материалов | Классный руководитель и учебный сектор, лидер класса | ||
Итоги II четверти. Беседа с учащимися. | Самоанализ учащихся | Классный руководитель и учителя-предметники | ||
Январь | ||||
Олимпиада по математике. Информационный час «Как читать газету? Советы читателям» | Составление логических задач. | Классный руководитель.Классный руководитель, библиотекарь . |
| |
Кл. час «Как развивать свои способности» | Подготовка материалов | Классный руководитель и учебный сектор, лидер класса | ||
Февраль | ||||
Классный турнир интеллектуального марафона. | Выборы участников | Классный руководитель и учащиеся класса |
| |
Март | ||||
Турнир всезнаек | Подготовка к турниру | Классный руководитель | ||
Кл. час «Великие путешественники и их открытия» | Подготовка к классному часу | Учащиеся класса | ||
Итоги III четверти. Работа с отстающими | Самоанализ учащихся | Классный руководитель, учителя-предметники | ||
Апрель | ||||
Путешествие эрудитов.Кл.час «Леворукость и праворукость. Что это такое?» | Оформление карт путешествия.Выполнение заданий психолога. | Классный руководитель. Школьный психолог. |
| |
Кл. час «Мои интересы, мои увлечения» | Подготовка к классному часу | Классный руководитель | ||
Май | ||||
Информационный час «Путешествие по карте мира» | Подготовка кратких сообщений. | Классный руководитель. | ||
Итоги учебного года | Самоанализ учащихся | Классный руководитель, классный коллектив и родители |
“
”aplik.ru
Пропаганда ЗОЖ:
«Мои верные друзья – паста, щётка и вода!»
Школа здоровья «Учимся не болеть»
«О гигиене школьника»
«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»
«О двигательном режиме школьника»
«Острые кишечные инфекции: профилактика и первая помощь»
«Личная гигиена»
«ЗОЖ – что это такое?»
«Здоровый образ жизни»
«Красота присуща всему здоровому»
«Свободное время и твоё здоровье»
«Ласковый» убийца» (о профилактике гепатита С)
«Если хочешь долго жить»
«Как быть здоровым»
«Режим и рациональное питание»
«Гигиена дыхания»
«Здоровый образ жизни. Зрение»
Борьба с вредными привычками и СПИДом:
«Умей сказать «нет» –
«Пивной алкоголизм»
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Пища настоящего и будущего»
«Опасные удовольствия»
«Причины заболевания СПИДом»
«О вреде курения» ролевая игра
«Я против!»
«Курение – одна из вреднейших привычек»
«Всего одна рюмка..»
«Вред табакокурения и алкоголизма»
«Вредные привычки и СПИД»
«Наркомания-знак беды»
«Наркотики – это свобода или зависимость, полёт или
падение»
«Безвредного табака не бывает»
«Удары судьбы –наркомания»
«Наркомания и СПИД»
«СПИД – болезнь века»
«Удары алкоголя»
«Курить – здоровью вредить»
Экологическое воспитание:
«Наш дом – Земля»
«Природа не прощает ошибок»
«И станет мачехой земля»
Для младших школьников:
«Удивительное рядом»
«Зелёная аптека»
«Птицы – крылатые доктора леса»
«Природа – наш дом»
«Мы – друзья природы»
«Мир вокруг нас»
«Как мы помогаем природе»
«Звери и птицы зимой»
«Тайны бионики»
«Растения под нашей защитой»
«Что такое экология»
«О культуре поведения в природе»
«Мир живой природы»
«Кладовые природы»
Викторины: «Редкие растения Кировской области»
«День птиц»
Экологические игры: «Мы знаем окружающий мир» (в форме КВН)
«Загадки природы»
«Цветик – семицветик»
«Тайны лесной тропинки»
«Робинзоны»
«Птичья столовая»
«Сбор грибов»
«По тропе Берендея»
«В мире зверей и птиц»
«Зелёный глобус»
«Зоопарк на столе»
Круглый стол»Наш помощник – книга»
Экскурсии в лес «Музей природы»
«Тропинки, тайны, голоса»
«Красота осеннего леса»
Для школьников- подростков:
«По страницам Красной книги»
«Лекарственные растения»
«Цветы – радость жизни»
«Экология и здоровье»
«Береги живое»
Экологические игры: «По заповедным уголкам Кировской области»
«Я иду по лесу»
«По следам Робинзона»
«Счастливый случай»
«Что? Где? Когда?»
Викторины: «Охраняемые растения Кировской области»
«Заповедные территории»
«Редкие и исчезающие животные Вятского края»
Пресс-бой на темы: «Охрана природы в нашей и зарубежных странах»
«Острые экологические проблемы в мире»
«Экология и АЭС»
«Искусство и природа»
«Молодёжь и борьба за чистую Землю»
nenuda.ru
Примерная тематика классных часов (5 – 9 классы) по основным направлениям воспитательной работы в МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Здоровый образ жизни
Экологическое воспитание
xn—-7sbabaan6dqhasz.xn--p1ai
ПРОГРАММА
интеллектуального воспитания
учащихся 5 «г» класса на 2013 – 2014 учебный год.
Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.
Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.
Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.
Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.
Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.
Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.
Введение
Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.
1. Общие положения
Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.
Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:
1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.
2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.
5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.
Цели и задачи Программы
Цель:создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;
– создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;
– стимулировать творческую деятельность учеников класса;
– создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;
– создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.
– всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.
– организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.
– определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх .Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.
3.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Дата | Содержание работы | Деятельность учащихся | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | ||||
Конкурс «Золотая осень» между 5-классниками | Подготовка команд | Классный руководитель, учитель окружающего мира Чернина Е.Н. | Заняли 3 место | |
Октябрь | ||||
Неделя тувинского языка. Конкурс сюжетных детских рисунков между 5 классами | Подготовка к конкурсу | Классный руководитель, учитель родного языка | Победители конкурса: Ховалыг Виолетта. Монгуш Аржаана, Хомушку Начын, Самба ай-кыс, Алдын-Херел Долбан, Бурбужук Белек | |
Вовлечение учащихся в кружки. Индивидуальные беседы | Выбор кружка | Классный руководитель и учащиеся класса, педагоги ДО | Учащиеся вовлечены в кружки ДО | |
Олимпиада по окружающему миру (молодежная олимпиада) | Подготовка к олимпиаде | Классный руководитель 5 «д» класса Сади С. С. | ||
Ноябрь | ||||
Итоги I четверти. Классный час «Знания – мой капитал» | Самоанализ учащихся | Классный руководитель и учащиеся класса | Ударники за I четверть 9 учеников. | |
Кл.час «Как развить в себе хорошую память» | Подготовка материалов к заданию «Письмо по памяти» | Классный руководитель, школьный психолог. |
| |
Турнир между учащимися класса по шахматам | Подготовка к турниру | Классный руководитель, спортивный сектор класса | ||
Декабрь | ||||
Олимпиада по русскому языку Экскурсия в городскую библиотеку. | Подбор, составление, оформление ребусов. | Классный руководитель, учитель русского языка Классный руководитель, библиотекарь. |
| |
Кл. час «Как развивать внимание» | Подготовка материалов | Классный руководитель и учебный сектор, лидер класса | ||
Итоги II четверти. Беседа с учащимися. | Самоанализ учащихся | Классный руководитель и учителя-предметники | ||
Январь | ||||
Олимпиада по математике. Информационный час «Как читать газету? Советы читателям» | Составление логических задач. | Классный руководитель. |
| |
Кл. час «Как развивать свои способности» | Подготовка материалов | Классный руководитель и учебный сектор, лидер класса | ||
Февраль | ||||
Классный турнир интеллектуального марафона. | Выборы участников | Классный руководитель и учащиеся класса |
| |
Март | ||||
Турнир всезнаек | Подготовка к турниру | Классный руководитель | ||
Кл. час «Великие путешественники и их открытия» | Подготовка к классному часу | Учащиеся класса | ||
Итоги III четверти. Работа с отстающими | Самоанализ учащихся | Классный руководитель, учителя-предметники | ||
Апрель | ||||
Путешествие эрудитов. | Оформление карт путешествия. | Классный руководитель. Школьный психолог. |
| |
Кл. час «Мои интересы, мои увлечения» | Подготовка к классному часу | Классный руководитель | ||
Май | ||||
Информационный час «Путешествие по карте мира» | Подготовка кратких сообщений. | Классный руководитель. | ||
Итоги учебного года | Самоанализ учащихся | Классный руководитель, классный коллектив и родители |
nsportal.ru
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы: интеллектуальные марафоны; дни творчества; интеллектуальные ринги и викторины; заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д. Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся предлагается в приложении 5.
РАСПИСАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом.
Классный час в единый день недели для звена или параллели удобен для осуществления внутришкольного контроля за проведением основной формы работы с классным коллективом. Тематические классные часы (при наличии тематического планирования с 1 по 11 класс) проходят одновременно, при необходимости можно провести тематическое мероприятие на параллель. Имея отведённое время в расписании можно собрать звено или параллель на ученическое собрание или пригласить для выступления лекторов, узких специалистов и т. д.
Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
СИСТЕМНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Воспитательная работа – это часть (подсистема) учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического, сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школ.
Какое место в системе внеклассной воспитательной деятельности школы должен занять классный час как основная форма воспитательной работы с классным коллективом?
Н.П. Капустин в учебном пособии «Педагогические технологии адаптивной школы» предлагает конкретную структуру, содержание, основные формы, методы, алгоритмы и организацию воспитательной работы в адаптивной школе. Особенность воспитательного процесса в адаптивной школе в его системности. Прежде всего, в данной школе упорядочили систему целей воспитания. Главная воспитательная цель – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов ребенка. Конечный результат – нравственная позиция личности (идеальное), нравственное поведение (реальное). Между главной целью и конечным результатом имеются подцели, выражающие всю совокупность отношений человека с внешней средой, с миром и самим собой. Именно подцели, или цели среднего уровня, определяют содержание (наполнение) основных воспитательных форм.
К основным воспитательным формам с классным коллективом данная школа относит классное собрание и классный час.
Выделяются два вида собраний: по планированию и организации жизнедеятельности; по подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.
Выделяются тематические и ситуационные классные часы. Задачи у них разные. Первый отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребенка, его интересам, природному самовыражению. Второй служит социально-нравственной адаптации личности.
На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, различаются технологии и методики. На собраниях используются первые три компонента технологии и методики коллективного воспитания. На ситуационных классных часах – технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. На тематических классных часах – специальные сценарии.
Кроме основных воспитательных форм используются игры, марафоны, дискуссии, походы, экспедиции, экскурсии. По методике проведения данных форм работы имеется много литературы, и их проведение не составляет особого труда.
Система воспитательной работы с использованием основных форм выстраивается в течение месяца.
На 1-й неделе проводится классное собрание по планированию коллективной деятельности на предстоящий месяц. На 2-й – ситуационный классный час с обсуждением какой-либо поведенческой ситуации. На 3-й – тематический классный час с целью расширения сознания той областью знаний, которая отвечает потребностям и интересам детей. На 4-й неделе – классное собрание по подведению итогов и анализу деятельности учащихся.
Как правило, классные часы и собрания проводятся в школах после уроков и в тот день, который удобен классному руководителю. В адаптивной школе указанные формы включаются в расписание уроков: 1 раз в неделю (например, по вторникам) на 3-м уроке для первой смены, на 1-м уроке – для второй смены. Тем самым задаются упорядоченность и динамизм в воспитательной работе. Сведем высказанные соображения в таблицу.
Системность задается совокупностью таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы и технологии, условия и оценивание результатов, их соотнесение с целями. Что касается содержания, то в отсутствие программ воспитания оно определяется планом воспитательной работы школы или планом воспитывающей деятельности.
В последние годы в педагогической литературе появился термин “воспитывающая деятельность». Данная школа рассматривает воспитывающую деятельность как средство воспитания. Но не всякая деятельность воспитывает, а только та, которая позволяет переводить педагогические цели в цели деятельности детей, в процессе которой формируются определенные качества личности.
Приведенная схема позволяет увидеть общее в учебном процессе и процессе воспитания, что позволяет сделать вывод о системной организации воспитательной работы. Авторы обращают внимание читателя на отсутствие термина “воспитательная система”. В этом нет противоречия. Воспитательный процесс рассматривается как целостная система, и в рамках его – подсистема, воспитательная работа, которая и несет в себе все признаки системности.
Структура, основные формы и алгоритмы
В работе классного руководителя с учащимися класса
Я неделя
Классное собрание
Планирование коллективных дел
Технология:
1.Информация о событиях за прошедшую неделю.
2.Выбор цели деятельности.
3.Планирование деятельности.
4.Обсуждение.
5.Выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела.
6.Распределение времени для подготовки.
7.Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия
Я неделя
Ситуационный классный час.
Обсуждение ситуации
Технология:
1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
2.Информация по теме ситуации.
3.Обсуждение ситуации по алгоритму: “Я – позиция”; причина “Я – позиции” и общественно значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.
Я неделя
Тематический классный час
Технология:
1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
2.Проведение мероприятия по сценарию.
3.Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия.
Я неделя
Классное собрание.
Подведение итогов.
Технология:
1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
2.Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
3.Рефлексия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Начинающему классному руководителю, да порой и опытному, не всегда легко и быстро удаётся поставить цели и задачи, определить форму подготовить и провести классное мероприятие, классный час. Этот творческий процесс требует осмысления, времени на подготовку и организацию. Зачастую учащиеся на классном часе чувствуют себя как на уроке (слушают монологи учителя, отвечают на вопросы).
Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.
Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный.
В целях повышения компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствования формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладения классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа в школе необходимо осуществление обучения, методического сопровождения и поддержки классных руководителей по данному вопросу. Заместитель директора по воспитательной работе с методическим объединением классных руководителей, помимо обучающих традиционных форм: педагогических советов (приложение 6, педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»), семинаров, лекций, тренингов, организационно-деятельностных игр, индивидуальных и групповых консультаций, может организовать проведение мастер-класса, педагогической гостиной, «круглого стола», педагогических дебатов. Кроме этого, в школе целесообразно создавать на базе библиотеки (медиатеки) или кабинета воспитательной работы базу данных форм работы, информационные тематические справки из разных источников, комментарии специалистов, сценарии проведения классных мероприятий по тематическим направлениям, возрасту учащихся. Систематизированная методическая копилка повысит качественную, творческую подготовку классных руководителей и учащихся к классным мероприятиям.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Составление календарно-тематического планирования классных часов необходимо осуществлять в соответствии:
ü с целями и задачами программы воспитательной деятельности классного руководителя;
ü с основной циклограммой традиционных школьных дел на учебный год.
Рассмотрим составление тематического планирования классных часов на основе циклограммы традиционных школьных дел поэтапно.
1 этап: определяем 1-2 основные темы (направления воспитательной работы) для тематического классного часа по месяцам на учебный год;
2 этап: определяем в данной теме(ах) примерную тематику классных часов для школьного звена или всей школы с 1 по 11 класс с учётом динамики познавательного и духовного развития ребёнка.
Данное решение вопроса особенно выгодно и полезно тем школам, где приоритетными формами работы являются коллективные творческие дела (особенно традиционные, значимые), которые решают комплекс задач, охватывают всех (или значительную часть) участников образовательного процесса, разнообразны по формам работы и содержанию, длительны по времени, предполагают взаимодействие всех школьных структур (школьная библиотека, предметные МО, МО классных руководителей и руководителей ДО, объединения дополнительного образования, органы школьного ученического самоуправления, психолого-педагогическая служба, школьный музей, теплица и др.) в контексте единого дела. При планировании дела рекомендуем учесть рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания.
Кто и каким образом может участвовать в разработке тем для классных часов? В начальной школе это можно сделать на заседании методического объединения классных руководителей в форме деловой игры. В среднем и старшем звеньях тематические направления распределить между школьными структурами, например темы по гражданско-патриотическому воспитанию могут разработать педагоги методического объединения учителей истории и обществознания, по духовно-нравственному воспитанию учителя литературы, библиотекари. Правовое воспитание в рамках всей школы необходимо согласовать с учителем обществознания, социальным педагогом школы, направление «Здоровый образ жизни» грамотно спланируют валеолог при взаимодействии с методическими объединениями учителей естественных наук, физического воспитания и т. д.
При составлении тем необходимо опираться на нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней, учитывать цели и задачи Программы развития школы, воспитательной системы, а также реальное состояние качества воспитания в школе.
Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов представлено в приложении 8.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ДЕЛА)
(по И. П. Третьякову)
В анализе учитывается, что подготовка воспитательного мероприятия (дела) проходит ряд взаимосвязанных взаимодействующих этапов, на каждом из которых педагог включает определённую группу детей в тот или иной вид деятельности, формируя отношение к тем или иным сторонам действительности. Таких этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формирование цели, планирование, организация, непосредственное воздействие на коллектив, заключительная фаза.
Осуществление любого этапа вне связи с другим теряет всякий смысл, поэтому анализ включает все этапы. Собранная информация по всем пяти этапам является основой для глубокого и всестороннего анализа.
Основные аспекты анализа
Схемы анализа классного мероприятия (классного часа) как варианты предлагаются в приложении 7.
Приложение 1
Формы от А до Я
А
Агитбригада. Агитсуд. Азбука полезных действий академия сказочных, волшебных наук. Аукцион сказочных, полезных вещей, знаний, народных мудростей. Аппликация.
Б
Бал сказочных, литературных героев, героев сегодняшнего дня. Беседа тематическая (цикл бесед). Беседа-экскурсия, беседа-викторина. Беседа музыкальная. Бюро добрых услуг. Брейн-ринг.
В
Вернисаж. Вечер у камина. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Викторины тематические: экологические, литературные, музыкальные. Викторина-тест. Вечера знакомств, вечера спортивные, вечера игровые. Вечер вопросов и ответов. Вечера тематические: легенд, сказок, загадок. Вечера-диспуты. Вечера-концерты. Встречи с интересными людьми. Встречи с увлечением. Выпуск газет, вестников, листовок, оформление информационных уголков. Выставки: рисунков, поделок. Домашних растений. Фотовыставки. Выставки персональные (учителей, учеников, родителей).
Г
Галерея. Гиннес-шоу. «Горячая линия». Гостиная.
Д
Деловые игры. Десанты. Диалоги творческие. Дискотеки «А нам весело!». Дни открытых уроков и воспитательных мероприятий. Дни тематические: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День ребенка, День здоровья, День семьи, День Земли, День дерева и т.д. Дни открытий. День чудес. День добрых сюрпризов. День тезок (или фестиваль однофамильцев). Дискуссия, диспут (круглый стол – беседа, форум-обсуждение, дебаты – формализованное обсуждение, симпозиум).
Ж
Жизнь замечательных идей. Журнал устный.
З
Занятия: занятие-поиск, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-сказка. Занятия-практикумы. Загадывание загадок. Знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности.
И
Издание книжек-малышек, рукописных журналов. Игра познавательная. Игровые часы: крестики-нолики, звездный час, брейн-ринг, морской бой. «Что? Где? Когда?» Поле чудес. Крестики-нолики. Игра-путешествие. Использование различных сюжетов для ролевой игры – театрализованного или кукольного спектакля. Игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Игроклассы. Игробанк. Изготовление игрушек-героев сказок, костюмов сказочных героев. Инсценирование сказок.
К
Карнавал. Календарь (исторический, литературный, музыкальный). КВН. Классные часы (тематические, ситуативные). «Компас в книжном море». Композиция литературно-музыкальная. Конкурсы (формы конкурсов: викторина, головоломка, кроссворд, ребус, эстафета): чтецов, рассказчиков и фантазеров, тематических загадок, карнавальных костюмов, полезных дел, юных художников, рисунков; скороговорок, театральный, на лучшего танцора, скульптора, на лучший рассказ с продолжением. Конкурсно-игровые программы (крестики-нолики).
КТД. Организованные: газета-молния, живая газета, журнал-эстафета. Познавательные творческие дела: вечер-сбор путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, пресс-бой (свободный пресс-бой, пресс-бой по континентам), рассказ-эстафета, турнир знатоков (разнобой), словарь различных наук.
Литературно-художественные конкурсы: конкурс на лучшую сказку на одну и ту же тему, букву, слово; конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках; конкурс на лучший коллективный рисунок на общую и свободную тему; конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков. Кольцовка песен. Концерт-молния. Конкурс рисованных фильмов.
Трудовые и творческие дела: атака, десант, рейд («связка», «звезда», «веер»). «Ромашка».
Модифицированные КДТ с учетом сегодняшних реалий: школа социального успеха, создание ситуаций социального успеха, создание ситуаций выбора, приобретение детьми видов деятельности для себя.
Книжное обозрение. Кружки, клубы: «Веселый теремок», «Подружка», «Мелодия», «Диалог», «Почемучка», дискуссионные, клуб интересных встреч. Клубные объединения: исторические, экологические, профессиональные. Концерт тематический. Конференции.
Л
Лабиринт. Лаборатория проблем (оперативный поиск новых решений). Лекторий. Лекция-концерт. Линейки тематические («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в рыцари» и т.д.). Лото.
М
Магазин сказок, загадок, скороговорок. Мастерские творческие, подарков. Мастер-классы. Марафон (интеллектуальный, танцевальный, театральный, игр). Моделирование. Музей забытых вещей. Мини-проект. Мини-практикум. Митинг. Мозговая атака. Мониторинг.
Н
Наблюдение. Недели тематические: музыки, театра, кино, детской и юношеской книги, цветов, неделя вежливости, неделя цветов и т.д. Недели тематические по предметам: русого языка, математики, истории и т.д.
О
Объединения по интересам: любителей книги, музыки. Обзор литературы, периодической печати. Обозреватели за круглым столом. Обыгрывание и разбор ситуаций. Огонек. Операции. Олимпиады. Отчет творческий по предметам. Оформление стендов (информационных уголков).
П
Парад. Постановка сказочного спектакля, постановка сказок духовно-нравственного содержания. Посиделки. Праздники (народные, политические, религиозные, профессиональные, семейные, обрядовые, календарные, спортивные). Праздники тематические: моего имени, Солнца, Первой Звезды, птиц, Волшебной Воды, труда, книги и т.д. Презентации в сфере общения и отношения с людьми. Пресс-диалог. Пресс-конференция, читательская конференция. Прослушивание и обсуждение. Просмотр слайд-фильмов, диафильмов. Проблемно-практические ситуации. Политическая информация. Проекты.
Р
Развлечение. Рассказ. Рассматривание книжных иллюстраций к сказкам, репродукций, предметов. Решение задач и ситуаций. Рисование. Ринг (выпускной, сказочный, музыкальный, политический, предметный и т.д.).
С
Салон (музыкальный, театральный, кукольный и т.д.). семинар (семинар-соревнование, семинар в форме пресс-конференции, семинар-диалог, семинар-дискуссия, семинар-исследование). Сказки дидактические. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций. Создание зон уединения. Составление фотоальбомов с сопроводительными текстами, составление и отправление поздравительных открыток, составление генеалогического дерева. Сочинения-рассуждения. Студии. Суд.
Т
Театрализованное представление. Телеобозрение. Телемост. Тематические альбомы. Оформление. Творческие отчеты. Тренинги по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии, тренинги ролевые (родители-дети) и т.д. Турниры знатоков, турнир политический, пресс-конференция. Турнир-викторина («Цепочка», «атака веером», «оборона веером»).
У
Уголок (загадок, викторин, ребусов, головоломок, шарад и т.д.). Университет школьников.
Уроки нетрадиционные, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок – творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка, урок – «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка. Гостиная, путешествие в прошлое (будущее), поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.
Уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, урок-«домино», проверочноый кроссворд, урок в форме «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, дуэль, соревнование и т.д.
«Умники и умницы». Уроки мужества. Утренники. Устный журнал.
Ф
Фабрика звезд. Филармония школьная. «Философский стол». Фестивали (рисованных фильмов, народных игр). Форум.
Х
Художественно-продуктивная деятельность.
Ц
Циклы занятий: «Азбука Вежливости», «Шедевры мировой художественной и музыкальной культуры», «Чудеса света» и т.д.
Ч
Чайная цветочная, чайная музыкальная и т.д. Часы тематические: час занимательный, час содружества, час клубный, час откровения, час творческих конкурсов, час игр и развлечений, час рисования, час сочинений и фантазий, час интересных сообщений и т.д. Часы-размышления. «Что? Где? Когда?».
Ш
Шефство.
Школы: вежливых наук, умелых хозяев, «Стиль», «Имидж» и т.д.
Шоу-программы.
Э
Энциклопедия.
Экскурсия.
Эстафеты: вежливых детей, смеха, творческой мысли.
Экспедиция-игра.
Ю
Юморина.
Я
Ярмарка (вещей, рисунков, поделок). Ярмарка идей.
С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитатьная работа в современной школе». – Воронеж, 2006
Приложение 2
infopedia.su
Тематика классных часов 1 класс | ||
1 | Дорожная азбука (ПДД) | сентябрь,1 неделя |
2 | Хочу все знать (интеллектуальная игра) | сентябрь, 2 неделя |
3 | Кто я? Какие мы? (гражданско-правовое воспитание) | сентябрь, 3 неделя |
4 | Режим дня – основа жизни человека (формирование здорового образа жизни человека) | сентябрь, 4 неделя |
5 | В мире растений (трудовое воспитание) | октябрь, 1 неделя |
6 | Правила поведения в экстремальной ситуации (безопасность жизнедеятельности) | октябрь, 2 неделя |
7 | Планета Земля в опасности (экологическое воспитание) | октябрь, 3 неделя |
8 | «У лукоморья дуб зеленый …» (литературный час по творчеству А.С. Пушкина) | октябрь, 4 неделя |
9 | Веселые человечки на дороге (ПДД) | ноябрь, 2 неделя |
10 | Все нужны на Земле (проблемно-этическая беседа) | ноябрь, 3 неделя |
11 | Мы славим труд (трудовое воспитание) | ноябрь, 4 неделя |
12 | Причины возникновения пожара (безопасность жизнедеятельности) | декабрь, 1 неделя |
13 | Чудеса народного искусства (эстетическое воспитание) | декабрь, 2 неделя |
14 | Что такое Новый год? (эстетическое воспитание) | декабрь, 3неделя |
15 | Новогодние превращения (утренник) | декабрь, 4 неделя |
16 | Путешествие по Королевству любимых предметов (нравственное воспитание) | январь, 1 неделя? |
17 | Мне посчастливилось родиться на Руси (патриотическое воспитание) | январь, 2 неделя |
18 | Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка» (Эстетическое воспитание) | январь, 3 неделя |
19 | Умеем ли мы правильно питаться? (формирование здорового образа жизни человека) | январь, 4 неделя |
20 | Зимушка-зима (час развлечения на прогулке) | февраль, 1 неделя |
21 | Каждой вещи свое место (рудовое воспитание) | февраль, 2 неделя |
22 | Защитники Отечества (беседа) | февраль, 4 неделя |
23 | Маленькие музыкальные фантазии (концерт для мам и бабушек) | март, 1неделя |
24 | Действия школьников при пожаре (формирование здорового образа жизни человека) | март, 2 неделя |
25 | Красный, желтый, зеленый (ПДД) | март, 3 неделя |
26 | Труд в почете любой! Мир профессий большой! (трудовое воспитание) | апрель, 1 неделя |
27 | Книга – лучший друг (интеллектуальное развитие) | апрель, 2 неделя |
28 | Новоселье птиц (экологическое воспитание) | апрель, 3 неделя |
29 | Солнце и звезды (интеллектуальная игра-путешествие) | апрель, 4 неделя |
30 | Чтим Великий День Победы (патриотическое воспитание) | май, 1 неделя |
31 | В научном городке ( интеллектуальная игра-соревнование) | май, 2 неделя |
32 | Чувства …Что мы знаем о них? (нравственное воспитание) | май, 3 неделя |
33 | Я – пешеход (ПДД) | май, 4 неделя |
nsportal.ru