В настоящее время произошли коренные изменения в структуре
образовательного процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает решение образовательных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей: увеличивается объем совместной деятельности, изменяется само содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей. Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность педагога и детей», уточним значение понятия «деятельность». Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Именно деятельность выступает в качестве
основы для формирования личности. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные,
эмоциональные, волевые.
В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
Виды детской деятельности (ФГОС ДО)
– в раннем возрасте (1,5 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
– для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) -ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
– Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,
организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
– Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
– Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
– Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей
положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
– Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.
– Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
– Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей
музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.
– Чтение детям художественной литературы направлено
на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Схема развития деятельности:
– самостоятельная деятельность
– совместная деятельность с взрослым
– совместная деятельность с сверстниками
– самостоятельная деятельность
Формы организации детской деятельности: Двигательная; Игровая; Изобразительная и конструирование; Восприятие художественной литературы и фольклора; Познавательно – исследовательская; Коммуникативная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Музыкальная.
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.
Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью
и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)
Совместную деятельность разделяю на:
– непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
– совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
– совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода;
Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):
– Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
– Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
– Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
– Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не
боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
На разных этапах деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности (на примере проведения проектной деятельности).
1 этап Целеполагание и мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2 этап Представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий – все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность
подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы – является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий,
занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа – обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.
3 этап Практическая часть , в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем на данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.
4 этап Заключительным этапом деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры – викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т.д.
Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.
Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной
деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом – это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.
nsportal.ru
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и воспитания, а также получение более качественных результатов.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Поэтому ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, Важно, что знание дается воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребенком в ходе своей исследовательской деятельности.
Методы совместной деятельности (младший возраст, 2-3 года).
– вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера как основных методов воспитания;
– организация сюжетно-ролевых игр;
– организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ :
Например, «День мыла», «День варежки» и т. д. Это возможность показать в разных видах деятельности какое-то событие, явление. В рамках одной темы проходят режимные моменты, образовательная деятельность, прогулка, итоговая работа.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:
– основные действия – отгадывание и поиск
– всякая проблема и поиск для ребенка сопровождается словами «найди», «угадай»
– использование простейших загадок.
ВАЖНО: ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС! МЫ РАЗВИВАЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.
Очень интересна и познавательна работа с загадками:
Игры с моделированием:
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Например, при чтении сказки замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету и величине. Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество. Все обсуждается вместе с детьми.
«Репка»: большой желтый круг – это репка, маленький серый треугольник – мышка и т. д.
Методы совместной деятельности (средний возраст, 3-5 лет).
– организация сюжетно-ролевых игр;
– вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментов, игр-путешествий, игр-этюдов;
– введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
– беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры.
Например, игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Педагог читает стихотворение, дети в кругу.
«Я сама».
– Давай будем одеваться!
– Я сама, я сама!
(ребенок показывает, как одевается)
– Пойдем, будем умываться!
– Я сама, я сама!
(ребенок изображает, как умывается)
– Ну, идем, хоть причешу я!
– Я сама, я сама!
(ребенок показывает, как причесывается)
– Ну, давай, хоть накормлю я!
– Я сама, я сама!
(ребенок делает вид, что жует, кушает).
Вопросы детям: «Правильно ли поступает девочка?», «Почему вы так решили?», «А вы как поступаете, когда вам предлагают помощь?» и др.
Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которых дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение этой проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение поставленных задач. Может быть отдельно взятым занятием.
Особенности:
– кратковременность и развертывание течения;
– гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь и сейчас»;
– могут длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей;
– могут быть организованы с небольшой подгруппой и целой группой;
– включают рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решают поставленную задачу
– самое главное – оценить решение, подвести итог!
Виды:
– проблемные ситуации морального выбора;
– проблемные ситуации общения;
– проблемные ситуации социальной направленности;
– проблемные ситуации познавательной направленности;
– проблемные ситуации взаимодействия;
– различные игровые ситуации.
Ядро педагогической ситуации – вопрос, который требует определенной формулировки!
Методы совместной деятельности (старший возраст, 5-7 лет).
– ситуационные задачи, их широкая вариативность;
– использование метода проектов;
– коллекционирование;
– театрализованная деятельность;
– литературно-игровые формы;
В приоритете – самовыражение детей, желание как-то проявить себя, реализоваться.
Проводятся различные тематические соревнования, фестивали и т.д.
Логика ситуационной задачи – это 6 вопросов к детям:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ – АНАЛИЗ – СИНТЕЗ – ОЦЕНКА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ: – назови основные части тела человека, основные
моменты режима дня и др.
– сгруппируй…
– составь классификацию (разложи, объедини)…
– расположи в определенном порядке…
– перескажи…
– вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…
ПОНИМАНИЕ: – объясни причины того, что…
– что ты будешь делать в этом случае (или не делать)…
– покажи связи, установи связи…
– расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин,
какой-либо сказочный персонаж…
– приведи примеры того, что…
– составь режим дня для малышей…
– из взрослых ты остался один в садике, составь меню для
малышей…
ПРИМЕНЕНИЕ: – изобрази, как это будет…
– сам смоделируй ситуацию…
– предложи способ, позволяющий…
– сравни и объясни разницу или общее…
– давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый
или грязный воздух в нашей группе…
– давай проведем эксперимент, подтверждающий, что…
– объясни младшему брату, как вести себя, что делать
в этой ситуации…
АНАЛИЗ: – составь правила здоровья или правильного поведения на улице,
если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной…
– разложи по группам картинки…
– сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в разных
случаях, обобщи их…
– найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке)…
– послушай, один персонаж говорит так, а другой так..
чье мнение тебе более понятно, с кем ты согласен…
СИНТЕЗ: – предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий,
новые правила поведения в группе, на улице…
– найди необычный способ для того, чтобы научить маленького
ребенка мыть руки, не бегать по лестнице, не толкаться…
– придумай игру, которая…
– покажи или расскажи, что будет с куклой, если она не будет
причесываться, убирать игрушки…
– представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому
поводу (выскажи свое мнение)…
ОЦЕНКА: – какое из решений, предложенных ребятами, самое лучшее,
правильное, полезное…
– что в этом решении тебе не очень нравится, понятно,
заставляет задуматься…
– проверь, стал ли воздух в нашей группе чище,
вымыли ли руки ребята, вытерли ли их полотенцем…
– как узнать, накормлены ли рыбки, попугай…
– как узнать, правильно мы поступили или нет…
nsportal.ru
Давайте поиграем!
Совместная деятельность детей
и воспитателя.
В течении дня ребёнок большую часть проводит в детском саду и как он проведёт этот день зависит от воспитателя и от характера ребёнка. Дети, так же как и взрослые,имеют особенности своего характера. Наиболее всего дети подвержены агрессии, застенчивости, эмоциональной неуравновешенности, трудно находят контакт со сверстниками. Предлагаю игры на преодоление этих недостатков у детей дошкольников.
Игры, направленные на развитие навыков
эффективного общения.
Умение общаться — непростой, но необходимый навык в современной жизни. Психологи определяют общение как процесс установления контактов. Способность к этому у всех разная. Если ребёнок тяжело вступает в контакт со сверстниками, ему нужна психологическая поддержка и помощь взрослого.
Предлагаемые игры вызывают положительные чувства по отношению к другим участникам, развивают речь, учат детей выделять хорошие качества о человеке, говорить о них, делать и принимать комплименты.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но известная детям тема, например: «Мои игрушки», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме» и т .д. Один из участников – «гость» – садится в центре комнаты и отвечает на вопросы участников по теме.
ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА. Взрослый предлагает детям сказку-задание: чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди говорят о её положительных качествах. Когда Несмеяна будет согласна с названным качеством, она должна улыбнуться.
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Дети становятся в круг, Ведущий даёт одному из участников мяч. Дети бросают мяч друг другу, называя слова вежливости. Затем игра усложняется. Ведущий просит называть только слова приветствия ( прощения, извинения, благодарности).
Игры на преодоление застенчивости.
Многие люди путают два совершенно разных понятия — застенчивость и скромность. И если скромность действительно украшает человека, то застенчивость создаёт много сложностей. Застенчивость характерна для многих детей. Психологи считают эту особенность реакцией на страх. Она возникает и закрепляется в определённый момент общения ребёнка с другими людьми. Помочь маленькому человеку преодолеть застенчивость и сформировать у него желание общаться со сверстниками непросто. Предлагаемые игры помогут ребёнку преодолеть чувство неуверенности в себе, избавиться от застенчивости, сформируют у ребёнка уверенность в своих силах, развивает речь, повышает самооценку.
СКАЗКА. Ребёнку предлагается придумать и рассказать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Ирина — мирная, сказка о девочке, которая приносит мир в каждую семью.
РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. Для разыгрывание различных ситуаций ребёнку можно предложить темы: «К тебе в гости пришли твои друзья. Как ты им покажешь свою комнату»? «Ты потерял игрушку. Как ты будешь её искать? Как ты попросишь друзей помочь тебе»?
СЕКРЕТ. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: бусинки, пуговицы, палочки небольшие, кусочки ткани; ребёнок зажимает кулачок с предметом и никому не показывает его. Это «секрет». Участники должны найти способ уговорить друг друга показать свой «секрет».
Я ЛУЧШЕ ВСЕХ УМЕЮ. Дети садятся в круг. Ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например: танцевать, петь, рисовать, заплетать косу и т.д). Затем дети по очереди показывают эти действия жестами.
Игры для коррекции эмоционально –
неуравновешенного поведения детей.
Наблюдая детей психологи говорят об эмоциональной неуравновешенности. Таким детям трудно, а иногда и не под силу, владеть своими эмоциями. Многие их действия бесконтрольны, а поведение может быть агрессивным. Все негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определённую, иногда скрытую причину. Занимаясь с ребёнком, учите осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. Игры помогут преодолеть трудности эмоционального развития малыша, наладить контакт с беспокойным ребёнком, научат концентрировать внимание.
ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Дети садятся в круг. Ведущий раздаёт карточки, на которых написаны или нарисованы различные эмоциональные состояния: радость, интерес, гнев и т. д. Игроки должны изобразить при помощи мимики, жестов и выразительных движений ту эмоцию, которая показана у них на карточке. Остальные участники отгадывают, какое эмоциональное состояние пытается выразить их товарищ.
СЛУШАЕМ ТИШИНУ. По сигналу ведущего дети начинают делать все, что им хочется: прыгать, скакать, стучать. По второму сигналу дети садятся на стульчики и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. После игры можно обсудить, какие звуки удалось услышать.
КЛУБОК. Если ребёнок сильно возбуждён или капризничает от переизбытка напряжения, предложите ему поиграть с клубком. Заранее приготовьте небольшой клубок шерстяной пряжи. Перематывая нитки, ребёнок успокаивается, становится серьёзным, концентрирует своё внимание. Игру можно разнообразить. Отрежьте несколько кусочков ниток разной длины. Пусть ребёнок сложит из них какую либо фигуру, а может быть, и целую картину.
Игры на развитие сплочённости группы.
Посещая детский сад , ребёнок большую часть времени находится в коллективе. Если коллектив дружный, сплочённый, то ребёнок легко адаптируется, получает положительные эмоции, чувствует себя уверенно и комфортно, занимается с большим желанием, меньше устаёт. На сплочённость коллектива влияет совместная деятельность, совместные увлекательные игры. Предлагаемые игры помогут ребёнку найти общий язык со сверстниками, вступать в контакт с группой детей,научат детей внимательности и аккуратности.
ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ. Дети садятся в круг. Педагог передаёт (пантомимикой) по кругу какой-либо предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку» и т. д. Важно, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна меняться).
СЛУШАЙ ХЛОПКИ. Участники свободно двигаются по комнате. По сигналу воспитателя им необходимо объединиться в группы по несколько человек ( количество человек в группе зависит от количества хлопков, сделанных воспитателем). Если число участников в группе не совпадает с количеством хлопков, то группа сама должна решить, как выполнить условия игры.
АССОЦИАЦИИ. Ребёнок жестами, мимикой изображает другого участника игры, его особенности, привычки, манеру двигаться и т. д. Остальные дети отгадывают, кого из участников изображает ведущий.
ПУТАНИЦА. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает игроков, тоже не разнимая рук игроков.
Игры на снятие агрессии у детей.
Агрессивность — довольно распространённое явление среди детей. Очень часто можно увидеть, как дети вступают в конфликт, провоцируют друг друга на ссору, вступают в драку со сверстниками. Агрессивность может проявляться у детей как вербальная (оскорбление словами), так и невербальная (драки, толчки и т. д.) Ребёнок должен понять, что он может с состоянием агрессии справится и сам , не доставляя никому неприятностей. Игры помогут ребёнку овладеть приёмами саморегуляции, способствуют выбросу негативных эмоций, успокоиться, развивают мелкую моторику.
МОНЕТКА В КУЛАЧКЕ. Дайте ребёнку в кулачок монетку и попросите его сильно сжать. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется.
РВЁМ БУМАЖКИ. Если вы видите, что ребёнок агрессивен или возбуждён, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмёт лист бумаги или газету и разорвёт её на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребёнка и поможет снять напряжение.
СЧИТАЕМ БУСИНКИ. Рассыпьте на столе крупные бусинки разных цветов и предложите сосчитать сначала все зелёные, затем красные, синие и т. д. В конце игры ребёнок поочерёдно складывает в коробочку или нанизывает на леску.
НАРИСУЕМ ГНЕВ. Предложите детям нарисовать гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева и нарисовать её. В конце занятия все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.
nsportal.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» общеразвивающего вида
Подготовила: Балабанова О.Е., воспитатель
первой квалификационной категории
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».
Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.
Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.
Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» – это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:
Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто – то сразу откликается. Кто – то позже, главное – добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:
Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – персонаж», «взрослый – ребенок – персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:
Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.
Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.
Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог – участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.
Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.
Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:
В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.
Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.
Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.
Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового
взаимодействия между участниками совместной деятельности:
Планирование совместной деятельности
Опираясь на перечисленные выше характеристики, определим структуру совместной деятельности:
1 часть.
Постановка воспитателем (в старшем возрасте, возможно и детьми) задачи и принятие ее всеми участниками.
2 часть.
Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.
3 часть.
Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
В практике планирования совместной деятельности закрепилось название «сценарий совместной деятельности», так как в сценарии отражено описание действующих лиц, временное пространство, но сценарий – это творческое проявление действующих лиц.
В планировании можно использовать следующие ключевые фразы: педагогические, задачи; практическая задача для детей; процесс совместной деятельности для детей, который включает игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, задачу; решение задачи, обсуждение результатов, оценку совместной работы.
Совместная образовательная деятельность может быть в следующих формах:
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.
nsportal.ru
Деркунская Вера Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших дошкольников
В лекции раскрывается специфика такой формы совместной деятельности взрослого и ребенка как ситуационная задача. Ситуационный подход в современной педагогике сегодня становится одним из актуальных и перспективных, поскольку нацелен на становление у ребенка компетентности как результата образования. Преимущество предложенных ситуационных задач заключается в том, что они отвечают социальной ситуации развития и ведущему виду деятельности детей 5-7 лет и позволяют аккумулировать ребенку имеющийся у него багаж знаний и представлений, умений, опыт об окружающем мире. Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем как непосредственно образовательная деятельность нового типа, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня, как один из методов мониторинга по освоению ребенком основ здорового образа жизни.
Ключевые слова: ребенок как субъект деятельности и поведения; субъектность; задачный подход; ситуационная задача; логика и этапы ситуационной задачи; речевые клеше, примерные конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, основанные на ситуационных задачах.
Проблема воспитания ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения активно возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребенка субъектных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребенком, оценить качество достигнутого результата.
Выраженная субъектность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания, обучения и развития детей. Одним из таких вариантов может быть задачный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Возникновение задачного подхода в образовании тесно связано с формированием компетентности у учащихся как нового качества результата общего образования. Задача как единица педагогического процесса требует от ребенка не только знаний, умений и навыков, а самое главное – развитой способности применять их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задаче, они мыслят вариативно и широко.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.
Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъектности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.
Ситуационные задачи могут быть разных типов. Так, например, возможно построение задач на основе программного содержания по разделам, методических рекомендаций к его реализации. Возможно создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий от дошкольников. Задачи могут возникнуть из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома и т.п. А могут быть задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале (развитие речи, математические представления, экология и др.).
Рассмотрим классификацию ситуационных задач, предложенную Л.С. Илюшиным и помогающих воспитывать ребенка как субъекта здоровьесберегающей деятельности в условиях совместной деятельности с детьми или самостоятельной деятельности дошкольников при косвенном помогающем участии взрослого. В предложенной классификации представлены речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи для ребенка. Учитывая особенности психологии детей дошкольного возраста и их познавательной деятельности лучше всего использовать наглядность: тематические картинки, фотографии, рисунки детей, дидактические игры, модели.
Ознакомление:
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
Предложенная классификация ситуационных задач может быть использована так же в условиях занятий с детьми дошкольного возраста. Такое занятие строится как цепочка задач, где сохраняется обозначенная логика. Очень удобно использовать такие занятия на обобщающем или закрепляющем этапе обучения, когда воспитатель имеет возможность проверить качество приобретенных детьми знаний, умений и навыков, способность переносить их в самостоятельную деятельность.
Рассмотрим несколько примеров организации подобных занятий.
Конспект НОД «Где прячется здоровье?» с детьми старшего дошкольного возраста
Цели и задачи:
Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок, просмотр телевизионных рекламных пауз.
Активизация словаря: физические упражнения, физкультура, воздух, дыхание, закаливание.
Методические приемы: художественное слово, ситуационные задачи, беседа, исследовательские действия, упражнения на дыхание, игра «Рекламный мячик», использование наглядности, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей.
Оборудование: модель солнца, рекламный мячик, емкость с водой, бутылочки по количеству детей, грамзапись для физкультурной минутки.
Ход:
Воспитатель:
-Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и сердцем. (Дети здороваются.)
Воспитатель:
– Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю.
(Дети рассаживаются на стульчики.)
Воспитатель:
– Сегодня я хочу рассказать вам старую легенду:
«Давным-давно, не горе Олимп жили-были Боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек?
Один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть здоровым». Третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из Богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
Воспитатель:
– Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым? (Ответы детей). А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это физические упражнения или физкультура.
(На модели солнца открывается первый лучик с изображением физических упражнений).
Воспитатель:
– Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
Дети:
– Укрепляют мышцы, закаляют организм, дарят нам бодрое хорошее настроение, прогоняют сон.
Воспитатель:
– А вы сами выполняете физические упражнения? Где и когда? (Ответы детей). Ребята, давайте покажем, как мы тренируем мышцы своего тела. Выбегайте, вставайте в круг.
Дети выполняют упражнения под музыку. Затем рассаживаются по местам.
Воспитатель:
– Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Какие мышцы стали у вас? (Крепкие, сильные). Значит верно, говорят: «Силушка по жилушкам огнем бежит». Скажите мне, почему человек должен заниматься физкультурой?
Дети:
– Физкультура укрепляет здоровье человека.
Воспитатель:
-Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать. Помните об этом дети.
Воспитатель:
– Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. Возьмите по бутылочке и загляните внутрь. Что там лежит? А у тебя что-то есть? Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три – невидимка из бутылочки беги!» Опустите бутылочки в воду.
Опыт: дети опускают бутылочки в емкость с водой и нажимают на них.
Воспитатель:
– Что за невидимка сидел в бутылочке? (Воздух)
Воспитатель:
– Ребята, все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
– Давайте проверим, так ли это? Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошками.
Опыт: дети глубоко вдыхают и закрывают рот и нос ладошками.
Воспитатель:
– Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем. Давайте, с вами выполним упражнение на дыхание.
Дети выполняют упражнения на дыхание:
Воспитатель:
– Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения?
Дети:
-Чтобы наш организм обогатился кислородом.
Воспитатель:
– Правильно, ребята, воздух богатый кислородом, – это чистый свежий воздух. Так как же называется второй лучик здоровья? (Воздух)
(На модели солнца открывается второй лучик с изображением воздуха.)
Воспитатель:
– Послушайте пословицу: «Хочешь – не хочешь, а есть надо». Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как ты считаешь? (Ответы детей). Вы согласны?
Воспитатель:
– В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру «Рекламный мячик» и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство.
(Проводится игра).
Воспитатель:
– Желтая «Фанта» – напиток для франта.
Ребенок:
– Будешь «Фанту» пить, смотри, растворишься изнутри.
Воспитатель:
– В мире лучшая награда – это плитка шоколада.
Ребенок:
– В мире лучшая награда – это ветка винограда.
Воспитатель:
– Знайте дамы, господа «Сникерс» – лучшая еда.
Ребенок:
– Будешь кушать «Сникерс» сладкий, будут зубы не в порядке.
Воспитатель:
– Если много есть горчицы – полетишь быстрее птицы.
Ребенок:
– Если много есть горчицы, будешь злей самой волчицы.
Воспитатель:
– Я собою очень горд, я купил сегодня торт.
Ребенок:
– Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней.
Воспитатель:
– В благодарность «Пепси-Коле» самым умным будешь в школе.
Ребенок:
– Вкус обманчивый порой – молоко пей, дорогой.
Воспитатель:
-Дает силы мне всегда очень жирная еда.
Ребенок:
– Даем силы нам всегда витаминная еда.
Воспитатель:
– Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот-дог.
Ребенок:
– Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.
Воспитатель:
– Рыбий жир всего полезней, хоть противный – надо пить,
Ребенок:
– Он спасет от всех болезней, без болезней лучше жить.
Воспитатель:
– От простуды и ангины помогают апельсины,
Ребенок:
– Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Воспитатель:
– Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты. Ответьте мне еще на один вопрос: Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов? (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Вы совершенно правы. И пословица такая есть: «Чеснок да лук – от всех недуг». Скажите, как же называется третий лучик здоровья?
Дети:
– Полезная еда.
(На модели солнца открывается третий лучик.)
Воспитатель:
– Сейчас я хочу показать вам фотографии. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем занимаются люди?
Дети:
– Закаляются.
Воспитатель:
– Смолоду закалишься – на весь век сгодишься. Есть много видов закаливания, помогите мне вспомнить их.
Дети:
– Обливание душем, обтирание рукавичкой, умывание прохладной водой, полоскание горла, бег в прохладном помещении.
Воспитатель:
– Как вы думаете, для чего люди закаляются? (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Какие вы молодцы, все знаете. Люди закаляются для того, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным условиям, научить его быть сильным, а значит – выносливым и здоровым. Теперь вы знаете название четвертого лучика здоровья. Кто скажет, как он называется? (Закаливание.)
(На модели солнца открывается четвертый лучик.)
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите на модель здоровья. У нас остался неоткрытым только один лучик. Хотите узнать какое имя у последнего лучика? Я его открою, а вы постарайтесь сами догадаться, как он называется.
(На модели солнца открывается пятый лучик.)
Дети:
– Нужно быть чистым.
Воспитатель:
– Правильно вы сказали. Пятый лучик здоровья называется чистота. Как вы думаете, связанны ли чистота и здоровье? Почему говорят: «Чистота – залог здоровья»? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Я предлагаю вспомнить правила чистоты.
Дети:
Воспитатель:
– Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда Боги спрятали наше здоровье. Я уверена, что вы сохраните здоровье, данное вам Богами. Напомните нашим гостям, как же называются лучики здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель:
– На прощанье я хочу вам пожелать: «Будьте здоровы!» А вы, пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.
Дети хором:
– Будьте всегда здоровы!!!
Конспект НОД «В царстве лекарственных растений»
с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
Методические приемы: Рассматривание альбома «Лекарственные растения», загадки, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность: изучение строения трав (крапивы, тысячелистника, ромашки, корня валерианы), рассказ воспитателя о способах лечения травами. Игра «Какого растения не стало?».
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
Рос шар бел, дунул
Ветер- шар
Улетел (одуванчик)
Стоят сестрички,
Желтый глазок, белые реснички (ромашка)
Это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют – лекарственные растения.
Издавна люди заметили, что больные домашние животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.
Исследовательская деятельность.
Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки?
Зелёным бинтом, который называется ПОДОРОЖНИК!
Да, ребята, мы иногда топчем его, оно плотнее прижимается к земле, листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жесткие и упругие вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.
Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе?
(лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране).
О каком растении говорят, что оно жжет?
Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь её и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, веревки и мешковину, вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братцев, чтобы спасти их от чар колдуньи. Но почему всё-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
А что это за растение? Выставляется картинка с изображением ромашки.
Если горло заболело, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще её называют аптечная ромашка. Давайте научимся отличать её от другой, которая никого не лечит и называется ПОПОВНИКОМ.
Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья, рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растёт только на солнечных местах, а поповник может расти и в тёмных, влажных местах.
Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдёт сейчас речь?
(даёт ватку с запахом валерианы).
Это растение называется ВАЛЕРИАНА. В переводе с латинского языка «Валере» означает «Быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите корневище, что можно сказать о нём? (корневище толстое, короткое, внутри полое с многочисленными корешками).
На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.
Кто знает это растение? (Мать-и-мачеха).
Лишь только сходит снег, появляются цветы мать-и-мачехи, а по окончанию цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю часть листа (сравнивают, приходят к выводу почему называется растение именно так), листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.
Физминутка
Игра «Какого растения не стало?» (на внимание)
Правила сбора лекарственных растений.
Итог занятия. Какие лекарственные растения вы знаете?
Какое растение называют «зелёным бинтом»?
Отвар листьев, какого растения лечит кашель?
Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?
Приведите пример того, как можно помочь заболевшему братику или сестренке, маме или папе, используя лекарственные растения, с которыми мы познакомились.
Таким образом, использование ситуационных задач в воспитании ребенка как субъекта здоровьесберегающей деятельности:
nsportal.ru
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в дошкольном возрасте — организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Следует отметить, что это невозможно, если родители и педагоги не дружат между собой, если родители не доверяют воспитателям. Поэтому очень важно найти с родителями общий язык и установить доверительные отношения. При наилучшем раскладе можно констатировать, что родители и педагоги определили одну общую цель, и стремятся достичь ее общими усилиями. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей.
Совместная деятельность – это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопознании и взаимовлиянии. Только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.
Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка.
Основная цель всех форм совместной деятельности дошкольного учреждения с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей осуществляется в основном через:
– приобщение родителей к педагогическому процессу;
– расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
– создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
– разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
– появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании их детей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Преимущества взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Положительный эмоциональный настрой воспитателей и родителей на совместную работу по воспитанию детей, где родители будут уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком; постоянно поддерживающий контакт с семьёй воспитатель, знающий способности, привычки своего воспитанника и учитывающий их при работе, что, в свою очередь, приведёт к повышению эффективности педагогического процесса; родители, которые берут на себя ответственность за воспитание ребёнка; укрепление внутрисемейных связей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в детском саду и семье; возможность учёта типа семей и стиля семейных отношений, что было не реально при использовании традиционных форм работы с родителями, причём воспитатель, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для сотрудничества и успешно осуществлять работу с родителями.
Существуют основные принципы сотрудничества с семьями:
– открытость детского сада для семьи;
– сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;
– создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
При реализации взаимодействия с семьёй удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты научных исследований можно охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь и открытость наружу». Придать дошкольному учреждению открытость – сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гармонизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу: одни с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и воспитатели должны строить отношения прежде всего на доверительности. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное – на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта). Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, он не скрывает, что в чем – то сомневается, просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника, при этом соблюдает такт и избегает панибратства.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Педагоги не приветствуют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей : мало игрушек, тесная умывальная комната и др. И тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить, как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идёт невольное сравнение: не отстаёт ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность, всё ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое: они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек дедушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей – следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью: через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
Подводя итог, можно утверждать, что, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
nsportal.ru
Воспитатель Боярова Н.А.
Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.
Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.
НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития его личности. Именно это является основой развития в этом возрасте, является ведущей формой общения ребёнка с взрослыми, влияющими на психическое развитие ребёнка.
Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.
Анализируя, современное образовательное пространство Кудрявцев В.Т. выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры (образование человека).
Первый тип. Инструктивно-исполнительский. Взрослый для ребёнка вполне законченный носитель социально заданной системы, которую ребёнок должен усвоить путём копирования, подражания при жёстком контроле педагога, который знает необходимую программу ребёнка наперёд и стремится предупредить возможные отклонения от неё – принцип отношений «Делай как я!»
Второй тип. Внешне изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается в проблемную форму (задачи, предлагаемые ребёнку). Осуществляется имитация поиска и принятия решения. Взрослый не сдаёт своей авторитарной позиции. Он остаётся «законченным» носителем суммы знаний и в этом случае вырабатывает у ребёнка способность к овладению известным (педагогу) способам решения задач. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает РАЗВИВАЮЩЕГО общения ребёнка с взрослым.
Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный процесс несёт в себе элемент ОТКРЫТОЙ проблемности как для ребёнка, ТАК И ДЛЯ ВЗРОСЛОГО.
В такой совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её организации:
Для ребёнка – неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия
Для взрослого – искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития».
В этом случае возникает ситуация НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов данной деятельности, возникает вполне естественная для развивающего образования перспектива
Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к этому) – взаимодействие с детьми по третьему типу, т.к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.
Итак, «Совместная деятельность – это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (Психологический словарь).
2. Характерные составляющие совместной деятельности.
· Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.
а) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и т.д.) с предполагаемыми участниками.
б) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и т.п.)
в) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).
г) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.
д) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.
· Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.
Планирование совместной деятельности (составление проекта). Общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:
1. Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих)
2. Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.
При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт), осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях:
Ребёнок- взрослый
Ребёнок-ребёнок
Ребёнок-персонаж
Взрослый-ребёнок-персонаж и др.
Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:
1. Приобретение информации
2. Упражнение-закрепление
3. Обобщение-систематизация
4. Самостоятельное использование нового знания (способа)
Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой).
· Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.
Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).
Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует.
Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) СД. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (старший дошкольный возраст), персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т.д.).
· Разделение процесса СД между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.
Определить в соответствии содержания и целей СД, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию СД с учётом разного количества участников.
Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации СД:
1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников – вся группа детей).
2. Совместно-последовательная деятельность, – когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).
3. Совместно–совместная деятельность, – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.
Поэтому, вполне определённо возникает вопрос как – как организовать детей в малые группы: разделить или объединить?
Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными.
Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.
Основания к объединению детей:
– По интересам
– По симпатиям
– По гендерному признаку (мальчики, девочки)
– По задачам
– Вокруг персонажей
– Вокруг лидеров
– На основе дидактических материалов и др.
Главное – объединение должно быть успешным. Думающий и пытливый педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединения, предлагая детям возможность примерить на себя разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролёр, организатор и др.
· Возникновение межличностных отношений.
Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности, наладить контакты между детьми.
Следующие рекомендации помогут обеспечить диалог и взаимодействие с детьми:
1. Если вы задаёте вопрос, подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2. Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
3. Если Вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
4. «Держите паузу!» – не позволяйте себе захватывать всё коммуникативное пространство.
5. Чаще смотрите собеседнику в лицо (общение на уровне глаз).
6. Чаще называйте имя собеседника.
7. Чаще повторяйте при разговоре такие фразы: докажи, что я не прав; как ты думаешь; мне интересно твоё мнение; почему ты молчишь; ты не согласен со мной и др.
Таким образом, следует отметить, что СД необходимо рассматривать и организовывать как деятельность с присущим ей, как любой другой деятельности компонентами:
Подготовила
nsportal.ru