Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Организация самоуправления
в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Попова О.Ю.
Кемерово 2015
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью
сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Программа самоуправления рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап – изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап – укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » – основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап – развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап – лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
На 4 года обучающиеся делятся на подгруппы. Каждый ребенок имеет поручение. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.
Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Актив класса:
– Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
– Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
– Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
– Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
– Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
1. Диагностирование школьного, классного пространства.
2. Проектирование школьного, классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
Примерные группы и их обязанности
Сопроводительная диагностика классного коллектива
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – “яблока” разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
“Яблоки” прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные “групповые снимки” педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Самоуправление 2 класса
Президент:
Премьер министр:
Министерства:
сдают медицинские справки в медкабинет, сообщают новости ребятам, которые болеют, собирают полезную информацию, готовят устные журналы и газеты, интересные сообщения для класса и т.д.
организует учащихся в уборке класса, следит за качеством дежурства, помогает дежурным по классу.
помогает организовывать настольные игры и подвижные игры.
ведет учет спортивных достижений, отвечает за порядок в спортивном зале, готовит команду к спортивным мероприятиям.
следит за чистотой рук, ногтей, наличием носового платка и расчески, помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, ведет устный журнал о здоровье (интересные статьи, передачи, журналы…)
организует оказание помощи в учебной деятельности, проверяет обложки и выполнение домашнего задания, может помочь учителю проверить таблицу умножения, принять долги за домашние задания и т.д.
разбирает ссоры, споры и драки, следит за порядком, предупреждает драки.
оформляет и украшает класс, организует поздравления с днем рождения и праздниками.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Организация самоуправления
в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Попова О.Ю.
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Программа самоуправления «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап – изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап – укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » – основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап – развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап – лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка.
Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например, «Фонарики», «Светлячки», «Искорки». Каждый ребенок-лучик имеет поручение. Основу группы составляет классный актив, в который входят капитаны, разведчики, спасатели, игровики, тренеры, почтальоны и т.п.. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.
Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Актив класса:
– Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
– Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
– Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
– Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
– Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
1. Диагностирование школьного, классного пространства.
2. Проектирование школьного, классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
Обретение чувства уверенности в себе.
Умение поддерживать других.
Осознание ответственности за свои поступки.
Расширение представлений о себе, своих возможностях.
Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
Стремление использовать свои умения на радость близким.
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Примерные группы и их обязанности
Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;
Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например “Один день из жизни класса”, “Последний день в школе в роли ученика;
Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, “Город мастеров”;
Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка “зеленых сюрпризов” к дням рождения учащихся класса;
Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения “из первых рук” о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;
Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении “Интеллект”. Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.
Сопроводительная диагностика классного коллектива
Методика “Чудо – дерево”
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – “яблока” разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
“Яблоки” прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
Знаком “+” отмечают, как далеко находится от центра.
Отмечают, где бы хотелось находиться.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Методика “Фотография”
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные “групповые снимки” педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
Анкета для учащихся
Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Самоуправление 2 а класса
Президент:
Премьер министр:
Министерства:
сдают медицинские справки в медкабинет, сообщают новости ребятам, которые болеют, собирают полезную информацию, готовят устные журналы и газеты, интересные сообщения для класса и т.д.
организует учащихся в уборке класса, следит за качеством дежурства, помогает дежурным по классу.
помогает организовывать настольные игры и подвижные игры.
ведет учет спортивных достижений, отвечает за порядок в спортивном зале, готовит команду к спортивным мероприятиям.
следит за чистотой рук, ногтей, наличием носового платка и расчески, помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, ведет устный журнал о здоровье (интересные статьи, передачи, журналы…)
организует оказание помощи в учебной деятельности, проверяет обложки и выполнение домашнего задания, может помочь учителю проверить таблицу умножения, принять долги за домашние задания и т.д.
разбирает ссоры, споры и драки, следит за порядком, предупреждает драки.
оформляет и украшает класс, организует поздравления с днем рождения и праздниками.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Модель самоуправления в начальной школе.
Учитель начальных классов Андреева Оксана Владимировна.
Дорогу осилит идущий
( но надо знать куда иду и зачем?)
Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив.
Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, самообслуживании дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, учатся планировать, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
Воспитательное значение ученического самоуправления
Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении.
Воспитание организаторов.
Формирование у детей важнейших нравственных качеств .
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправлении
Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности
.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие. Непосредственные причины тому могут быть различные, но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является :
1.Умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся. 2.Последовательность действий учителя и учащихся.
3.Долгосрочность программы.
Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе?
Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы.
Внешняя функция классного самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов.
Но безусловным условием данной работы должна быть мотивация как учителя так и учащихся.Просто начать данную работу потому что тебе дали указание свыше можно .но она будет менее результативная и более формальная.
На этапе начала работы надо задать себе вопросы :
-Что делать?
-Зачем делать?
-Как делать?
-Каков будет результат?
В моем конкретном случае побудительной причиной стало непростое становление нашего классного коллектива. На это есть ряд объективных причин:
1.Особенности нашей школы(она новосторойка и ее традиции только складываются)
2.Дети в дошкольном возрасте либо посещали разные детские сады и были ранее не знакомы друг с другом или не посещали вовсе.
3.Прибыли из разных местностей.
4.В основном это полные семьи имеющие высшее образование .достаточно высокий культурный уровень и по 1,2 ребенка в семье, поэтому дети чрезмерно «залюблены» и имеют не объективную и завышенную самооценку.
5.Ребята очень активны, в классе несколько лидеров как формальных так и неформальных.
6.Многим ребятам до школы внушалась мысль ,что они лучшие из лучших, а придя в класс они столкнулись с проблемой ,что тут 30 таких же лучших детей- в классе сильно развито соперничество среди детей.
7.Не умеют слушать и слышать друг друга.
8.Большинство ребят хорошо мотивированно на учебу ,имеют высокий уровень интеллекта.
9.Катострофически не хватало времени на перемене для оформления доски ,подготовки к уроку, потому что отвлекалась выдачей стаканов, раздевалкой и другими делами .Возникла необходимость простые дела переадресовать детям( выдача стаканов для питья ,дежурство в раздевалке ,соблюдение порядка в классной библиотечке и т.д.Это не значит что я полностью самоустранилась от выполнения этих дел, но я держу их под незримым контролем.
И я стала думать как это реализовать чтобы ребятам было интересно, они были заняты на переменах ,и это имело перспективу развития.
Задача учителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между учителем и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка воспитателя является для детей личностью значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки
Первый класс
Привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. Главная задача дежурства по классу – выполнение учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека.( к этому мы тоже пришли не по назиданию учителя а опытным путем, решено было что это самый удобный способ дежурства)
В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. Начиная с ноября детям уже практически не требуется напоминание обязанностей дежурных.
Далее детей читающих можно привлекать к раздаче тетрадей, помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется и никакой системы в распределении этих временных обязанностей тоже нет, всё выполняется исключительно по желанию.Второй класс
В первой четверти второго класса мы продолжаем начатую работу ,и на очередном собрании с детьми приходим к решению что не очень удобно такая организация самоуправления в классе( кто-то несколько раз исполнял одни и те же обязанности а кто-то отсиделся, и ребята при моем участии предлагают четко распределять обязанности и вести график работы. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к своим поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за цветами, дежурить по раздевалке, мирить ребят и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся.
Далее мы обсуждаем с детьми а какие обязанности надо исполнять в нашем классе для того что бы нам удобно и хорошо было быть вместе, так в споре рождается примерный перечень должностей ( в нашем классе их двенадцать, это то что действительно у нас работает, не стали брать пока культмассовый сектор так как пока детям 2 класса пока рано ,нет хоз.сектора так как эти обязанности выполняют дежурные).Смена должностей происходит один раз в две недели или иногда в три,12 человек в работе 17свободны и находятся в положении подчинения. Чтобы все дети прошли по всем обязанностям необходимо примерно 24-30 недель.
Далее весь второй класс мы сменяя друг друга выполняем все обязанности по очереди, это мне необходимо чтобы посмотреть всех ребят в работе на всех должностях и помочь ребятам определиться в последствии с приорететами на третий класс).И чтобы дети подошли к выводу что индивидуальная одиночная работа для коллектива менее эффективна и трудоемка. И в третьем классе в начале года на собрании мы подойдем к выводу что необходимо объединяться в группы по интересам и выполнять свои обязанности более длительный срок ( четверть, полугодие и даже год)Тем самым совершенствуя себя в определенной области .
Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, нагрудные бейджики с картинкой, не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
Четкие разработанные вместе с ребятами обязанности ,которые хранятся на видном месте и каждый кто вновь вступающий в должность не будет испытывать трудностей с их выполнением.
Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».(и обязательно в открытом доступе – на стенде)
Структурно -функциональная модель самостоятельной работы класса
Биб- лиоте карь | Цве-товод | Пи- люль- кин | Знай- ка | Страж поряд- ка | Деж по разде-валке | Миртель | Физорг | Водя- ной | Художник |
Шк. библ | Шк оформ | Шк доктор | Учит тель | Охран ник | Гарде робщик | Учи- тель | Учит. Физ-ры | Родит. Ком. класса | Руков. Кружка ИЗО |
Третий класс
. И в третьем классе в начале года на собрании мы подойдем к выводу что необходимо объединяться в группы по интересам
Но по какому принципу объединять детей в группы тоже предстоит решить коллективно на собрании. Традиционная система самоорганизации предлагает два
1.Разделить класс на постоянные группы по количеству(звенья, звездочки, города, улицы и т.д). и уже внутри таких сообществ вводить основные обязанности и вести соревновательный элемент между этими коллективами.
2.Либо расширить уже имеющиеся обязанности просто количеством исполнителей ( например группа художников у вас может быть 4 человека, группа цветоводов 5 человек и т д. )Дети определятся со своими интересами во втором классе. И тогда уже внутри этой микрогруппы по интересам они и будут распределять свои обязанности и их исполнять.
3.А можно попробовать и первый и второй вариант ,что бы определиться что будет хорошо для вашего конкретного класса. Например первую четверть -1 вариант, вторую четверть – 2 вариант. А уже третью и четвертую четверть тот вариант который и вам и детям больше подойдет.
Когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок ( сначала на не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями.
На этом этапе можно если есть необходимость добавить новые должности ( хозяйственный ,культмассовый сектор, ребята уже в состоянии организовать и с помощью учителя провести внутриклассные праздники и мероприятия) или убрать неэффективные на ваш взгляд.
Добавляется больше работы по самоанализу, работа групп оценивается по определенным критериям( их тоже необходимо разработать вместе с ребятами) и имеет открытый характер, фиксируется на стенде класса.
Может уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.
Четвертый класс
Самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они могут входить в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. Это могут быть как постоянно действующие группы- например совет школы, так и группы временного состава-агитбригады, дикторы радиолинеек, волонтеры и т.д….)
В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. Должен уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.
И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива.
Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость.
Результатом данной работы можно считать:
1.В первом классе –дети достаточно быстро прошли адаптационный период, без длительного привыкания приняли правила и требования учителя, школы, класса. Научены качественно дежурить по классу.
2.Во втором классе- уже можно говорить , о развитии самостоятельности в самообслуживании, более осознанного понимания себя как личность общества. Дети учатся взаимодействовать с друг другом, слушать и слышать друг друга, выполнять требования одноклассников. Решать мирным путем конфликтные ситуации( в классе стали редкими драки).Учимся уважать друг друга ,даже если не испытываем симпатии ,учимся быть терпимыми .Но пока еще многие дела делаются под частичным контролем учителя.
3.В третьем классе – я надеюсь что доля самостоятельности увеличится.
Дети станут более инициативными по собственному желанию ,а не по указке учителя.
4.В четвертом классе –будем готовится к взаимодействию с разными учителями ,для того чтобы адаптация в 5 классе при переходе на новую ступень обучения прошла более организованно и без осложнений.
Подводные камни данной работы или риски.
1.Обзательно возьмите на первом собрании с родителей согласие на привлечение детей к работе по самообслуживанию и поинтересуйтесь о противопоказаниях по здоровью для выполнения таких работ.
2.Знакомясь с классом обязательно тактично поинтересуйтесь у родителей нет ли среди них таких людей которым вероисповедание или стиль и образ жизни запрещает например мальчикам брать тряпку в руки. Лучше выяснить это заранее чтобы избежать конфликтных или неловких ситуаций. Если такие найдутся то им в понятной и ненавязчивой форме надо говорить о том что уважать надо и свои традиции и традиции того государства где вы живете, поэтому необходимо себя обслуживать самим.
3.Не забывайте еженедельно подводить итоги работы детей, это может быть качественная словесная характеристика , знаковая система ,смайлики ,цветочки, но это занимает много дополнительного времени чтобы это оформить( у нас это были деревья роста, мы наклеивали на них листики, так мы работали 1 месяц, потом отказались.)
4.Итоги работы и новые назначения лучше проводить на классном часу в пятницу, чтобы к понедельнику дети уже были готовы с самого первого урока работать.
5. Система очень мобильна, подвижна от чего-то отказываемся , что-то добавляем.
6. Интерес к содержанию деятельности – ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах.
Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало.
Практические рекомендации для работы
1.Должны быть четки разработанные критерии для оценивания того или иного вида работы детей.
2.Четко и лаконично составляются должностные обязанности ,так как в этом возрасте дети еще не могут держать в уме большой объём новой информации.
3.Атрибуты должны быть работающими в нашем случае бейджики, и дети в классе наглядно видят к кому обратиться за тем или иным вопросом.
4.Должностные обязанности заламинируйте так как они быстро изнашиваются.
5.Ввидите систему условных знаков для работы на стенде, так вы избежите большого объёма бумаг перед глазами ребят.
СОГЛАСИЕ
Я,_____________________________________________________(ФИО родителя),даю добровольное согласие на привлечение моего ребенка
_______________________________________________ученика _____класса
К общественно-полезному труду в классе, а именно(дежурство по классу, мытье доски, полив цветов, вытирание пыли на подоконниках( при закрытых окнах) на книжных полках, подметание пола , один раз в четверть начиная со второго класса протирание панелей. плинтусов, поднятие стульев на столы…)
При появлении у ребенка аллергических реакций на бытовую пыль, меловую пыль, моющие средства , обязуюсь заранее в начале учебного года предоставить мед .справку соответствующего характера.
Привлечение к труду исключительно добровольное.
«______» _______________20___года (________________)________________
Карточка рефлексии
1.Обведи ту дорожку которая по вашему мнению соответствует моему пути при организации самоуправления в классе, как вы считаете туда ли я иду со своим классом и каким путем ?
Назад Настоящее Будущее
kopilkaurokov.ru
Развитие самоуправления в начальной школе
Выступление на педагогическом совете
Подготовила: учитель начальных классов Митькова Т.В.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
Когда школьник выступает с критикой своего одноклассника, смело и открыто указывая ему недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение правильно оценить тот или иной поступок.
Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.
Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе.
Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку.
У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам.
Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При правильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, индивидуализм. Непосредственные причины тому могут быть различные: неправильное осуществление выборности, когда одни и те же обязанности выполняются в течение ряда лет одними и теми же детьми, отсутствие отчётности перед другими детьми о своей работе. Но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.
Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
– предъявляет требования
– задает правила и нормы взаимоотношений
– прививает интерес детей к совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.
В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе.
Примерные группы и их обязанности
Сопроводительная диагностика классного коллектива
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – “яблока” разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
“Яблоки” прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные “групповые снимки” педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова (адаптирована для начальной школы)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления
Ход проведения: учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
2 1 0 | 1 | Вношу предложения в работу класса |
2 1 0 | 2 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе |
2 1 0 | 3 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач класса |
2 1 0 | 4 | У нас в классе обязанности четко и равномерно распределены между учащимися |
2 1 0 | 5 | Выборный актив класса пользуется авторитетом среди учащихся |
2 1 0 | 6 | Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям |
2 1 0 | 7 | Учащиеся класса ответственно относятся к возложенным обязанностям |
2 1 0 | 8 | Стремлюсь приложить все усилия, чтобы поручения были мною выполнены |
2 1 0 | 9 | Готов (а) ответить за результаты своей работы |
2 1 0 | 10 | Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы |
2 1 0 | 11 | Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы |
2 1 0 | 12 | Я и мои одноклассники участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы |
2 1 0 | 13 | Мы стремимся к сотрудничеству и общению с другими классами школы |
2 1 0 | 14 | Я удовлетворен отношениями моих одноклассников с другими классами |
2 1 0 | 15 | Актив республики «Солнышко» пользуется заслуженным авторитетом |
2 1 0 | 16 | Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений актива школы |
2 1 0 | 17 | Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов |
2 1 0 | 18 | Я осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 2 – «да» ; 1 – «не всегда, иногда», 0 – «нет»
Обработка результатов. 18 предложений разбиваются на 6 групп по 3 высказывания
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность
2)организованность классного коллектива
3) ответственность членов классного коллектива за его дела
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива
5) отношения класса с другими ученическими коллективами
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива.
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов. Затем она делится на число участников опроса и на 6 ( макс кол-во баллов в блоке)
Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – то средний, больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в школьном коллективе низкий, если выше 0,55 но ниже 0,85 – то средний, если выше 0,85 – высокий.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Развитие самоуправления
в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Попова О.Ю.
Кемерово 2012
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственнос ти, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью
сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Программа самоуправления «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап – изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап – укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » – основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап – развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап – лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка.
Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например, «Фонарики», «Светлячки», «Искорки». Каждый ребенок-лучик имеет поручение. Основу группы составляет классный актив, в который входят капитаны, разведчики, спасатели, игровики, тренеры, почтальоны и т.п.. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.
Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Актив класса:
– Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
– Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
– Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
– Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
– Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
1. Диагностирование школьного, классного пространства.
2. Проектирование школьного, классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
Примерные группы и их обязанности
Сопроводительная диагностика классного коллектива
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – “яблока” разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
“Яблоки” прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные “групповые снимки” педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
nsportal.ru
Система ученического самоуправления в классе.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Заместитель
1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости.
2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы.
3. Контролирует деятельность своих заместителей.
В течение года
Министры Печати и СМИ
1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей.
2. Выпуск молний.
3. Оформление классной документаций.
По мере надобности и необходимости
Министры культуры
1. Организация внеклассной деятельности класса.
2. Подготовка и оформление открытых мероприятий.
Ноябрь-декабрь, Февраль, май.
Министр труда
1. Организация работы в школьном дворе.
2. Соблюдение правил гигиены в классе.
3. Организация генеральной уборки в классе.
Сентябрь-май.
Министры Социальной защиты
Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях
В течение года
Министр здравоохранения
Организация и контроль за питанием в школьной столовой
В течение года
Министр правопорядка
Организация дежурства в школе и в классе.
Сохранность школьного имущества.
Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
Контроль за ведением учащимися дневников.
По мере необходимости
Ди-джей (музыкальное оформление)
1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий.
2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере.
По мере необходимости
Секретарь-референт
Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений.
В течение года
infourok.ru
Разделы: Классное руководство
1. Введение
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
2. Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
– предъявляет требования
– задает правила и нормы взаимоотношений
– призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
3. Самоуправление в коллективе
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления в 4 классе.
4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
В 3-м классе ознакомившись с профессиями, дети сами придумали название сообщество класса “корпорация”.
Начали обсуждать слово “корпорация”, кто-то даже принес толковый словарь. И вот, наш ответ: “корпорация” – объединение, общество. Все вместе составили рабочую структуру “корпорации”. Тут детям предлагалась игровая ситуация : “кем ты хочешь быть в корпорации?” Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников корпорации было наглядно представлено. Прошли выборы и ребятам удалось легко сделать выбор.
Рабочая структура работников корпорации “ Ш – РОСТ – 4 “д” “
Генеральный директор корпорации |
Фирма Альфа |
Фирма Бэта |
Фирма Гамма |
Директор | Директор | Директор |
Каждая фирма имеет своих специалистов:
Менеджер |
Банкир |
Юрист |
Журналист |
Библиотекарь |
Специалист по спорту |
Специалист по культуре |
Хозяйственный персонал |
Медицинский персонал |
Функциональные обязанности
“Ш – РОСТ – 4д” (школа Рост), целью которой является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании , самоопределении, самореализации. Особенности функционирования нашей системы:
Собрания “Корпорации” по планированию проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:
Структура итогового собрания:
1. Информация о событиях в “Корпорации” за неделю.
2. Анализ деятельности фирмы.
Информация о наиболее интересном и важном.
3. Рефлексия
4. Проекты работы
Самоуправление глазами лидера 4-го класса Черепанова М.
Наша учительница Надежда Егоровна Хаптасова с 1-го класса учит нас быть самостоятельными, творческими личностями. В нашем классе мы распределили обязанности, но не как обычно,например,кто-то учебный сектор,кто-то спортивный сектор, нам нужно было что то новое и интересное. Сперва мы решили создать организацию, которую мы назвали корпорацией. Она состоит из 3-х фирм “Альфа”, “Бета”, “Гамма”. Основоя цель корпорации –ознакомление с разными профессиями.Это поможет нам правильно выбрать профессию,поступить в желаемое учебное заведение,закончить его и работать с большой пользой для блага нашей республики.
Каждая фирма имеет своего директора, менеджера, банкира, медика, юриста, библиотекаря, журналистов, спортивных и хозяйственных специалистов. Директор фирмы руководит и координирует работу специалистов. Ему помогают менеджеры, в обязанности которых входит организация работы внутри фирмы, контролируют за дисциплиной и работой дежурных. Банкиры эффективно распределяют деньги корпорации на организацию праздников, спортивных мероприятий. Библиотекари тесно работают с каждым членом фирмы, следят за новинками. Журналисты каждую среду и по праздникам выпускают газеты фирм. В газетах пишут успехи, результаты фирм, а также обсуждают материалы детской газеты “Кэскил”. Юристы обучают специалистов как правильно вести себя в общественных местах, правила поведения в школе, учат законы “Права детей”. Медики наблюдают за чистотой школьной одежды, за здоровьем специалистов, читают лекции про различные заболевания, пропагандируют ЗОЖ. Менеджеры хозяйственной части отвечают за хорошее состояние классной мебели. В конце каждой четверти Надежда Егоровна, учитывая успехи в учебе и дисциплине, выполнение обязанностей составляет рейтинг корпорации. Лучшие фирмы из фонда корпорации награждаются премиями.
Работа в виде корпорации всем нам очень нравится.
- Какую пользу от неё получаем?
- Каждый ученик получает понятия разных профессий.
- Каждый ученик учится быть самостоятельным.
- Каждый ученик познает самого себя, учится самоанализу и исследовательской работе.
- Каждый ученик учится быть работоспособным
- Коллектив учится стать сплоченным, ответственным.
Статью про нашу корпорацию и её работе напечатали в республиканской газете “Кэскил”, на первой же полосе, которая нас очень обрадовала и которая окрылила нас на дальнейшие успехи в нашей работе – учебе, воспитании, быть достойными, успешными людьми.
5. Заключение
Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяло их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
12.05.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai