МБДОУ д/с «Теремок» п.Зеленолугский
Творческо – игровой проект
в средней группе
по
ОО «Речевое развитие»
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
«В гостях у сказки»
Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории Жужель Е.И.
Ноябрь 2015
Творческо -игровой проект в средней группе
«В гостях у сказки»
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проблема создания проекта
Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить,немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Краткое описание проекта:
Тип проекта:
– -творческо-игровой
– краткосрочный(ноябрь 2015года)
– групповой(дети, родители, воспитатели средней группы «Солнышко»)
Краткое содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
– консультация для родителей;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
-реализация плана проекта;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-создание картотеки русских народных сказок;
-драматизация сказок;
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
– ОД«В гостях у сказки».
3 этап: Заключительный
– помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
– домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам) ;
– чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
5. Внедрение новых форм работы с детьми.
6. Развитие речевого общения и этикета.
План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие» | Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой» Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит». Образовательная деятельность по сказки «Рукавичка» Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок Рассматривание иллюстраций. Выставки книг: «Русские народные сказки», Тематические подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки». Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) ,«Я сочиняю сказку». |
ОО «Познавательное развитие» | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
ОО Социально –коммуникативное развитие» | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине Ремонт книг в книжном уголке. Д/игры «Теремок», «Репка». Сюжетно – ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»; настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки», |
ОО «Художественно –эстетическое развитие» | Образовательная деятельность: ИЗО-«Моя любимая сказка»; Аппликация-«Сказочная птица»; Лепка –герои сказки «Колобок» Инсценировка и драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями) Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино». |
ОО «Физическое развитие» | Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки. Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса». |
Работа с родителями | Консультация «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Участие родителей в образовательной деятельности . Организация выставки рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка» |
Планируемый результат:
– развитие интереса детей к русским народным сказкам;
– развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
– совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
– содействие творческому развитию детей;
– гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
– получить эмоциональный отклик от своей работы;
– пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Заключение
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
nsportal.ru
(Презентация проекта «Здравствуй сказка»)
Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.
Задачи.
1. Формировать умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
2. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
3. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.
Ход развлечения.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? (Да).
– В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).
– Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).
– Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)
– Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
– Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)
(Звучат голоса птиц, голос – микрофон) – Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я Василиса Прекрасная! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.
Воспитатель. – И где же нам искать Василису Прекрасную? А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает.
« Чтобы увидеть Василису, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство».
Воспитатель. – Как?.. А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. (Яблоня)
Яблоня (голос). – Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.
Воспитатель. – Посмотрите, яблоки волшебные, на них написано что-то.
Яблоня. – На моих яблочках пословицы и поговорки. На одном яблочке начало, на другом конец. Если найдёте каждому яблочку пару и скажете, для какой сказки эта поговорка подходит, то укажу вам дорогу к Василисе. (Дети составляют поговорки, читают их.)
В тесноте, да не в обиде. («Рукавичка»)
Чьи хоромы, того и хлеб. («Три медведя»)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Лиса и заяц)
Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть»)
Появляется Баба Яга:
– Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Ха, а я вот возьму и не пущу вас к ней. Если не ответите на мои вопросы, то так и не узнаете, что же у Василисы в волшебном ларце лежит.
– Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка – невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т. п.)
– На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.)
– Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
– В какой сказке живёт Баба Яга? («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Финист – ясный сокол», «Царевна- лягушка»).
– И зачем вы детей мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!
Воспитатель. – Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? Баба Яга, ты присылала детям письмо?
Баба Яга. – Присылала! Присылала! Интересно, выполнили они мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать красивой, воспитанной и образованной.
Воспитатель. – Так в этом тебе помогут наши ребята! (Дети предлагают надеть Бабе Яге новый костюм и рассказывают новую сказку о её жизни)
– А ещё, Баба Яга, мы нарисовали тебя. (Показ рисунков).
– Спасибо, ребята, что помогли мне стать доброй. Угощу я вас за это пирожками…Ой, пирожок убежал. (Баба Яга убегает за кулисы, догоняя пирожок. Из-за кулис выбегает пирожок.)
Пирожок. – Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. – Здравствуйте. А ты кто такой?
Пирожок.
– Я весёлый пирожок,
У меня румяный бок.
Колобка я младший брат,
Вам, ребята, очень рад.
– А я всё слышал. Вы ищете ларец Василисы Прекрасной?
Воспитатель. – Да, вот только не знаем, куда же нам дальше пойти? Где искать Василису Прекрасную?
Пирожок. – Отгадайте для начала мои загадки, может, и помогу вам.
Только прыг через порог,
И пошёл гулять без ног. (Колобок)
Самовар она купила,
Тараканов пригласила.
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю». (Муха-Цокотуха)
Кем детей пугают мамы,
Если дети их упрямы?
Отвечайте поскорей,
Кто же это? (Бармалей)
Он живёт в лесу дремучем,
Тёмном, страшном и колючем,
Как злодей, вполне успешен –
Вредный волосатый…(Леший)
Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен,
Состоит он из мощей –
Отвратительный…(Кощей).
– Молодцы.
– Вы в пути ничего не потеряли? А то я бежал по тропинке и вот что нашёл.
Воспитатель. – Кто-то платочек обронил. Что за слова на нём вышиты? (Дети читают «Василиса Прекрасная»)
Пирожок. – Так вот чей это платочек. Неужели с Василисой Прекрасной беда стряслась, раз она свой платок потеряла? Что же могло случиться? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель. – А я думаю, что это Василиса Прекрасная нам дорогу указывает.
Пирожок. – А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка…
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Нашли волшебный ларец. Ларец откроется, если вы ответите на вопрос «Какие бывают сказки?» (Пирожок открывает ларец и достаёт детям угощения)
Дети.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!
nsportal.ru
ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
“ЦЫПЛЁНОК”
НА ТЕМУ “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ”
Подготовили воспитатели:
Васильева Анна Викторовна,
Филинова Светлана Игоревна
г.Саратов
2015 г.
Вступление.
Актуальность.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Продолжительность: 6 месяцев
Цель: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи:
Ожидаемые результаты для детей:
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Тип проекта: информационно-творческий,
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
Постановка проблемы: спросить, любят ли дети сказки, хорошо знают содержание, героев, названия, прочитанных ранее, сказок? Ключевой вопрос – хорошо ли вы запоминаете сказки? Как можно узнать?
2.Основной.
1) Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
2) Книги сказок
Цель: дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций.
Деятельность педагога.
Загадывает загадку о книге: «Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает»
Деятельность детей.
Пытаются разгадать загадку.
Деятельность педагога.
Устраивает выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам.
Деятельность детей.
Ребёнок выбирает знакомую сказку и рассказывает о ней всё, что знает (название, о чём сказка, кто герои и т.д.).
3) Цифра три в любимых сказках.
Цель: закрепление знания числа три, умения считать до трёх, использовать в речи порядковый счёт до трёх; закрепление умения замечать число три в сказках.
Деятельность педагога.
Вывешивает на магнитную доску иллюстрации сказок «Три медведя», «Три поросёнка», «Мохнатый, пернатый, да масляный».
Задаёт вопросы: «Как называются сказки? Сколько героев в сказке «Мохнатый, пернатый, да масляный?». Какое число вы услышали несколько раз?».
Деятельность детей.
Узнают сказки, вспоминают их названия.
Отвечают на вопрос
Определяют число «три».
Задание: «Назовите предметы в доме трёх медведей, которых по три».
Деятельность педагога.
Вывешивает иллюстрацию к сказке «Три медведя»
Деятельность детей.
Находят предметы, которых по три и счётом доказывают свою правоту.
4) Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: формирование умения подбирать слова противоположные по смыслу.
Деятельность педагога.
Произносит словосочетания, связанные с книгами и сказками.
Деятельность детей
Подбирают прилагательные или глаголы, противоположные по смыслу.
5) Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Цель: обучение умению восстанавливать последовательно события по картинкам
Деятельность педагога.
С помощью проектора выводит на экран кадры из сказки «Колобок» не последовательно по содержанию.
Деятельность детей
Исправляют ошибку, восстанавливают события последовательно.
Деятельность педагога.
Какую песенку пел колобок?
Деятельность детей
Хоровое исполнение песни колобка.
6) Рисование на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка».
Цель: формирование умения воспроизводить рисунок по памяти на основании силуэта.
Деятельность педагога.
Оставляет на доске картинку с изображением лисички.
Деятельность детей
Рассматривают изображение, описывают характерные черты.
Деятельность педагога.
Убирает с доски картинку лисички.
Деятельность детей
Дорисовывают и раскрашивают лисичку..
7) Маленькие фантазёры.
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Деятельность педагога.
Предлагает пофантазировать на тему: «Если б я был летающей тарелкой».
Деятельность детей
По желанию высказывают свой вариант, начиная с фразы «Если б я был летающей тарелкой».
8) Задание для детей и родителей.
Цель: приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком, становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Деятельность педагога.
Предлагает детям, совместно с родителями, сочинить сказку и оформить их в мини книжку.
Деятельность детей
Дома выполняют задание.
9) Развлечение «Путешествие в сказку».
3.Заключительный.
Оформление «Книги сказок», чтение новых авторских сказок в группе.
Презентация проекта на родительском собрании
Развлечение «Путешествие в сказку».
Ход развлечения.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? (Да).
— В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).
— Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).
— Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)
— Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
— Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)
(Звучат голоса птиц, голос – микрофон)
– Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я Василиса Прекрасная! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.
Воспитатель. — И где же нам искать Василису Прекрасную? А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает.
« Чтобы увидеть Василису, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство».
Воспитатель. — Как?.. А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. (Яблоня)
Яблоня (голос). — Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.
Воспитатель. — Посмотрите, яблоки волшебные, на них написано что-то.
Яблоня. — На моих яблочках пословицы и поговорки. На одном яблочке начало, на другом конец. Если найдёте каждому яблочку пару и скажете, для какой сказки эта поговорка подходит, то укажу вам дорогу к Василисе. (Дети составляют поговорки, читают их.)
В тесноте, да не в обиде. («Рукавичка»)
Чьи хоромы, того и хлеб. («Три медведя»)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Лиса и заяц)
Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть»)
Появляется Баба Яга:
— Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Ха, а я вот возьму и не пущу вас к ней. Если не ответите на мои вопросы, то так и не узнаете, что же у Василисы в волшебном ларце лежит.
— Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка — невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т. п.)
— На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.)
— Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
— В какой сказке живёт Баба Яга? («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Финист — ясный сокол», «Царевна- лягушка»).
— И зачем вы детей мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!
Воспитатель. — Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? Баба Яга, ты присылала детям письмо?
Баба Яга. — Присылала! Присылала! Интересно, выполнили они мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать красивой, воспитанной и образованной.
Воспитатель. — Так в этом тебе помогут наши ребята! (Дети предлагают надеть Бабе Яге новый костюм и рассказывают новую сказку о её жизни)
— А ещё, Баба Яга, мы нарисовали тебя. (Показ рисунков).
— Спасибо, ребята, что помогли мне стать доброй. Угощу я вас за это пирожками…Ой, пирожок убежал. (Баба Яга убегает за кулисы, догоняя пирожок. Из-за кулис выбегает пирожок.)
Пирожок. — Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. — Здравствуйте. А ты кто такой?
Пирожок.
— Я весёлый пирожок,
У меня румяный бок.
Колобка я младший брат,
Вам, ребята, очень рад.
— А я всё слышал. Вы ищете ларец Василисы Прекрасной?
Воспитатель. — Да, вот только не знаем, куда же нам дальше пойти? Где искать Василису Прекрасную?
Пирожок. — Отгадайте для начала мои загадки, может, и помогу вам.
Только прыг через порог,
И пошёл гулять без ног. (Колобок)
Самовар она купила,
Тараканов пригласила.
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю». (Муха-Цокотуха)
Кем детей пугают мамы,
Если дети их упрямы?
Отвечайте поскорей,
Кто же это? (Бармалей)
Он живёт в лесу дремучем,
Тёмном, страшном и колючем,
Как злодей, вполне успешен –
Вредный волосатый…(Леший)
Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен,
Состоит он из мощей –
Отвратительный…(Кощей).
— Молодцы.
— Вы в пути ничего не потеряли? А то я бежал по тропинке и вот что нашёл.
Воспитатель. — Кто-то платочек обронил. Что за слова на нём вышиты? (Дети читают «Василиса Прекрасная»)
Пирожок. — Так вот чей это платочек. Неужели с Василисой Прекрасной беда стряслась, раз она свой платок потеряла? Что же могло случиться? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель. — А я думаю, что это Василиса Прекрасная нам дорогу указывает.
Пирожок. — А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка…
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Нашли волшебный ларец. Ларец откроется, если вы ответите на вопрос «Какие бывают сказки?» (Пирожок открывает ларец и достаёт детям угощения)
Дети.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Василек»
Долгосрочный творческий проект
«В гостях у сказки»
Средняя группа №2
Воспитатель: Шиманец Т.В
2016 год
Актуальность темы:
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.
Предполагаемый результат:
Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта:
– Информационно- творческий
– Долгосрочный
– Групповой
Методы:
Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
– продолжать знакомить со сказками;
– способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
– воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
– обогащать и расширять словарный запас детей.
– формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
– развивать артистические способности;
– развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
– формировать навыки сотрудничества;
– воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
– развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
– побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
– создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
– развитие совместного творчества родителей и детей;
– развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
– заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» – основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
– развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
– развитие интереса к русской литературе;
– развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
– совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
– содействие творческому развитию детей;
– развитие эмоциональной отзывчивости;
– гармонизация отношений между взрослыми и детьми
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап – Подготовительный (разработка проекта).
– определение проблемы;
– постановка цели, задач;
– сбор информации, литературы, дополнительного материала.
– составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц – хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки». |
ТРУД | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха» |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность«Путешествие в страну Мойдодыра». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | Спортивное развлечение по сказке «Царевна – лягушка»
|
БЕЗОПАСТНОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг» |
МУЗЫКА | Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха». |
Работа с родителями | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ». |
месяц | мероприятия |
сентябрь | Театрализованная игра «В гостях у сказки». Театр картинок на столе. (стр. 34 Артёмова) Игра-драматизация «Репка», стр.41 Артёмова Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию» |
октябрь | Загадки «Сказочный герой», стр.36 Галанов Изготовление героев сказок из природного материала. Игра-драматизация «Колобок», стр.43 Артёмова Работа с социумом: Просмотр спектакля «Заюшкина избушка» |
ноябрь | Пальчиковый театр «Теремок» Старая сказка на новый лад, стр.44 Галанов Дидактическая игра: «Помоги Колобку», стр.42 Галанов Конкурс поделок совместно с родителями «Моя любимая сказка» |
декабрь | Драматизация с импровизацией детей «Красная шапочка», стр.68 Артёмова Иллюстрирование сказки «У страха глаза велики», стр.179 Ушакова Дидактическая игра: «Из какой я сказки Работа с социумом: Просмотр спектакля «Волк и лиса» |
январь | Дидактическая игра: «Поиграем в репку» стр.42 Галанов Игра-импровизация по мотивам сказки «Волк и лиса» Пополнение библиотеки «Уголок сказки» Встреча с родителями на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» |
февраль | Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?» Выставка рисунков по сказке «Теремок» Поиграем в театр, мтр.43 Галанов Работа с родителями: Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. |
март | Инсценировка стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» Литературная викторина Работа с социумом: Участие в театральном представлении: «Сороки» Ансамбль «Таусень» |
апрель | Дидактическая игра: «Кубики и пазлы по разным сказкам.» Инсценировка сказки «Медведь и солнце» Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха». Работа с родителями: Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Муха Цокотуха».
|
май | Беседа на тему:«Как мы помогали героям любимых сказок» Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Фестиваль сказочных героев. Работа с социумом Просмотр спектакля «Сказочная страна». |
nsportal.ru
Проект «В мире сказок» в средняя группе.
Разработала: Воспитатель МАДОУ Детский сад №150 Муфтахова Н.Ф.
Тип проекта: информационно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Данная тема очень актуальна во все времена.
Гипотеза
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Цель: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи:
1. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Ожидаемые результаты для детей:
– проявляет интерес и любовь к сказкам;
– знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, мораль;
-узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению,
содержанию, описанию событий;
– использует различные виды театров;
– умеет использовать различные средства выразительности;
– умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:
-проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
-помогает развивать творческие способности ребёнка;
-сочиняет, совместно с ребёнком, сказку и оформляет мини книжку.
Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, разработанные презентации – викторины, презентации с заданиями по сказкам, фишки-репки из бумаги, картон для оформления книги сказок, придуманных детьми совместно с родителями.
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
Постановка проблемы: спросить, любят ли дети сказки, хорошо знают содержание, героев, названия, прочитанных ранее, сказок? Ключевой вопрос – хорошо ли вы запоминаете сказки? Как можно узнать?
Из предложенных вариантов принято, совместное с детьми, решение о проведении недели «Наши любимые сказки».
2.Основной.
Понедельник.
Книги сказок
Цель: дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций.
Деятельность педагога.
Загадывает загадку о книге: «Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает»
Деятельность детей.
Пытаются разгадать загадку. Деятельность педагога.
Устраивает выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам.
Деятельность детей.
Ребёнок выбирает знакомую сказку и рассказывает о ней всё, что знает (название, о чём сказка, кто герои и т.д.).
Вторник.
Цифра три в любимых сказках.
Цель: закрепление знания числа три, умения считать до трёх, использовать в речи порядковый счёт до трёх; закрепление умения замечать число три в сказках.
Деятельность педагога.
Вывешивает на магнитную доску иллюстрации сказок «Три медведя», «Три поросёнка», «Мохнатый, пернатый, да масляный».
Деятельность детей.
Узнают сказки, вспоминают их названия.Отвечают на вопросы. Определяют число «три».
Задание: «Назовите предметы в доме трёх медведей, которых по три».
Деятельность педагога.
Вывешивает иллюстрацию к сказке «Три медведя»
Деятельность детей.
Находят предметы, которых по три и счётом доказывают свою правоту.
Среда.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: формирование умения подбирать слова противоположные по смыслу.
Деятельность педагога.
Произносит словосочетания, связанные с книгами и сказками.
Деятельность детей
Подбирают прилагательные или глаголы, противоположные по смыслу.
Четверг.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Цель: обучение умению восстанавливать последовательно события
по картинкам (кадрам).
Деятельность педагога.
С помощью проектора выводит на экран кадры из сказки «Колобок» не последовательно по содержанию.
Деятельность детей
Исправляют ошибку, восстанавливают события последовательно.
Деятельность педагога.
Какую песенку пел колобок?
Деятельность детей
Хоровое исполнение песни колобка.
Рисование на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка».
Цель: формирование умения воспроизводить рисунок по памяти на
Деятельность педагога.
Оставляет на экране кадр с изображением лисички.
Деятельность детей
Рассматривают изображение, описывают характерные черты.
Деятельность педагога.
Убирает с экрана кадр лисички.
Деятельность детей
Дорисовывают и раскрашивают лисичку.
Пятница.
Загадки обманки по сказкам.
Цель: развитие внимания и памяти.
Деятельность педагога.
Загадывает загадки-обманки. За правильный ответ даёт бумажную репку.
Деятельность детей
Отгадывают загадки.
Игра викторина «Угадай-ка сказку»
Цель: проверка знаний знакомых сказок, через стихотворную форму.
Деятельность педагога.
Включает презентацию «Угадай-ка сказку» (автор стихов-загадок Ю.Гурин)
За правильный ответ даёт бумажную репку.
Выявляет самого активного.
Деятельность детей
Участвуют в викторине
Подсчитывают репки
Аплодируют победителю.
Понедельник.
Маленькие фантазёры.
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Деятельность педагога.
Предлагает пофантазировать на тему: «Если б я был летающей тарелкой».
Деятельность детей.
По желанию высказывают свой вариант, начиная с фразы «Если б я был летающей тарелкой».
Задание для детей и родителей.
Цель: приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком, становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Деятельность педагога.
Предлагает детям, совместно с родителями, сочинить сказку и оформить её в мини книжку
Деятельность детей
Дома выполняют задание.
3.Заключительный.
Оформление «Книги сказок», чтение новых авторских сказок в группе.
Презентация проекта на родительском собрании.
Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Они писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Мы представляем групповой проект «Волшебный мир сказок».
Проект наш познавательный, творческий.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Объект: развитие познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.
Продолжительность: среднесрочный (2 месяца).
Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
– формировать у детей знания о русских народных сказках;
– воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
– прививать любовь к книге;
– развивать речь, активизировать словарный запас;
– развивать творчество, фантазию, воображение;
– укреплять взаимоотношения с родителями.
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Сказка – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана. Русская народная сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – её условность, хорошо усваивается ребенком.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще непонятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: Это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И ребенок знает, что Кощей будет обязательно побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверит в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
– формулировка цели и задач проекта;
– составление плана реализации проекта «Волшебный мир сказок»;
– чтение русских народных сказок дома и в саду;
– рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».
2. Основной:
– знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
– домашний просмотр мультфильмов по сказкам;
– чтение стихов про героев сказок;
– инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
– дидактические игры;
– загадывание загадок по сказкам;
– подвижные игры;
– раскрашивание персонажей из сказок;
– выполнение совместной аппликации по сказке «Теремок»;
– выполнение макета по сказке «Репка»;
– рассказывание сказок с помощью схем-моделей;
– строительство «Теремка» их крупных модулей и заселение его «жителями»;
– составление сказок из кубиков;
– выкладывание сказок из паззлов;
– выставка книг по русским народным сказкам;
– организация мини-музея «Сказок и волшебных предметов»;
– изготовление пальчикового театра.
3. Заключительный:
– фотоотчет;
– показ сказки «Теремок» родителям и детям младших групп.
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Волшебный мир сказок».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая иллюстрации к сказкам.
Наше знакомство со сказками также проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Настольный театр», «Театр живой руки», «Теневой театр», «Пальчиковый театр».
С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовались дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку» и др.
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице. Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» – нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» – нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. В сказке «Волк и семеро козлят» – выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.
Дети принимали активное участие в подвижных играх: « У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Гуси-гуси…», «Алёнушка и Иванушка».
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Теремок».
Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании мини-музея «Сказок и волшебных предметов». В музее представлены поделки из различных материалов: бумаги, ниток, дерева, пластилина, ткани и др.
Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
Дети с удовольствием принимали участие в создании макета по сказке «Репка». Запомнили последовательность появления героев сказки, называли их.
В самостоятельной деятельности:
– дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
– составляли сказки с помощью паззлов, кубиков;
– строили из крупного строительного материала «Теремок» и заселяли в него героев сказки.
С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы модели «Расскажи сказку».
Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам.
Показали музыкальную сказку «Теремок» для родителей и детей младших групп.
В фотоотчете «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Волшебный мир сказок». Родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.
В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний о русских народных сказках, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
nsportal.ru
Проект
средней группы
на
тему:
«Мои любимые сказки».
Воспитатели: Егорова О.В
Юрасова Е.С
Цели:
– развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
– раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
-развитие творческого воображения у детей.
-использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей.
Задачи.
1 образовательные: познакомить детей со сказками. Формировать умение развивать сюжет, используя «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание.
2 развивающие: развивать традиции семейного чтения. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты и средства, обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные способности.
3 воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта:
-дети средней группы, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, воспитатели.
Тип проекта:
Исследовательский – творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность:
– 1 месяц.
Результат:
-презентация проекта в форме рукотворной книги «Сказочная страна Винни Пуха».
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество, музыка, физическая культура, коммуникация.
Этапы работы | Формы работы. | Задачи. | Сотрудничество с другими | Время в режиме. | проведения. | Сроки реализации. |
1. теоритический | Определение темы (проблемы проекта). Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Домашние задания для родителей и детей (изготовление журнала, рисование иллюстраций к сказкам). | Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Выяснить с детьми: «Почему важны в книги иллюстрации?» | Дети, воспитатели, родители | 1 и 2 половина дня | Групповая комната | С 7.11 по 17.11. 2012г |
2. основной | Работа с родителями Консультации на тему: «Воспитание детей средствами художественной литературы» Изготовление работ на тему: «Моя любимая сказка» Составление сказки или рассказа про Винни-Пуха, рисование к ним иллюстраций. Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы: Чтение русских народных, авторских сказок. «Гуси-лебеди»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Как коза избушку построила», некоторые главы «Винни-Пуха» Разучивание потешек, закличек к сказкам. Познавательная деятельность с детьми: «Волшебные предметы из сказок» «Каких мы знаем героев сказок» Беседа «Сказки вокруг нас» «Я люблю сказки», «Сказка сказка приходи, вместе с нами посиди», «Волшебное стеклышко» Продуктивная деятельность: «Мебель для трех медведей» (аппликация) «Бочонки меда для Винни-Пуха» (рисование) «Мостик к домику Винни-Пуха» (конструирование) «Медвежонок Пух в гостях у ребят» (лепка) Речевое развитие: «Подарок для Мурки» Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки Игровая деятельность: Д/и « Помоги козлятам найти дорогу к маме», «Найди волшебный предмет», «Отгадай сказку», «Сказки перепутались», «Загадки о сказках», «Угадай героя сказки по характеру музыки» и д.р С.Р.И «Театр», «Театральное представление», «Мы в сказочном лесу» и т.д. Физическая деятельность «Путешествие по сказке Теремок» П.И «Гуси-Лебеди», «Бездомный заяц», «Пастух и стадо», «Из-за леса, из-за гор», «Спящая лиса», «Шла коза по лесу» Музыкальная деятельность: «Путешествие в страну сказок» Вечера развлечений: Инсценировка сказки «Репка» Показ настольного театра «Три медведя» Прослушивание сказки про Винни-Пуха Развлечение «Путешествие в страну сказок»
| Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Продолжать приучать детей слушать сказки, запоминать небольшие и простые отрывки. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Показать, что добро побеждает зло. Показать детям, чем сказки отличаются от рассказов. Закреплять знания о героях сказок, формировать умение отличать положительных героев от отрицательных. Развивать знания и умения детей по средствам сказок. Привлекать интерес к творчеству на примере сказок. Продолжать развивать умение играть в игры, соблюдать правила, умение объяснить правила игры другим. Развивать умение играть дружно, придумывать сюжеты игры. Развивать двигательную активность детей. Развивать слуховое внимание, умение определять ритм, характер музыки. | Дети, воспитатели, родители, физ работник, муз.работник Дети, воспитатели, родители, физ работник, муз.работник | 1 и 2 половина дня 1 и 2 половина дня | Групповая комната, музыкальный зал Групповая комната, музыкальный зал | С 18.11 по 6.12. 2012г С 18.11 по 6.12. 2012г |
3. Итоговый | Презентация рукотворной книги «Сказочная страна Винни-Пуха» | Рассмотреть с детьми и родителями книгу, дать свое мнение о проделанной работе, продолжать работу по изучению сказок с привлечением родителей. Выбрать тему для следующего проекта. | Дети , воспитатели, родители | 2 половина дня | Групповая комната | 7.12.2012 |
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Мои любимые сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Реализация проекта началась после прочтения сказки « Винни- Пуха» дети высказали свои мысли о том, что эта сказка им понравилась, назвали понравившихся героев. Было разработано решение представить и рассказать свои любимые сказки. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
«Воспитание детей средствами художественной литературы»
(консультация)
Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка. Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например, если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» А.Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» – Толстого; «Косточка»; «Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть положительные результаты.
На примерах героев из художественной литературы воспитываем в ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» – Пермяк; «Белка и волк», «Два товарища» – Толстой. Обязательно после чтения книг проводить беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди окружающих.
Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» – Чуковского.
Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной литературы, поэзии.
В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много стихов, песен умеют рассказывать.
Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях любви к животным, устному народному творчеству.
Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки», «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А.С. Макаренко говорил: «Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Информационная карта проекта.
Полное название проекта | |
Авторы проекта | |
Руководитель проекта | |
Район, город представивший проект | |
Адрес организации | |
Телефон | |
Вид, тип проекта | |
Цели и задачи | |
Сроки проведения | |
Количество участников Всего из них: Взрослых Воспитанников | |
Возраст детей | |
Ожидаемые результаты |
nsportal.ru