Психологические подходы применяемые в практике воспитателя доу – «Психологические подходы практической деятельности воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Содержание

Статья по теме: Доклад «Психологические подходы практической деятельности воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ» | скачать бесплатно

«Психологические подходы практической деятельности воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек, не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребенка».

Сухомлинский В.А

Эти качества в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении с вновь поступившими детьми.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к её условиям.

Учет психологического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Одна из задач ФГОС ДО – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми в период адаптации, установили следующее:

  • у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;
  • отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;
  • социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;
  • дети теряют часть ранее приобретенных навыков;
  • резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;
  • отмечается задержка нервно-психического и физического развития;
  • соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса;
  • у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются нарушения в виде энуреза, энкопреза, расстройства стула, кожных высыпаний.

Научные тесты показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации его не только к детскому саду, но и к школе.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • состояния здоровья;
  • резкого контраста между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
  • разницы в методах воспитания.

Таким образом, целью работы педагогов в период привыкания ребенка к детскому саду является создание психолого-педагогических  профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей имеет несколько направлений.

  • Лечебно-профилактическая работа включает организацию закаливания, сна, диетического питания, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
  • Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает разнообразие видов деятельности, соответствующих возрасту младшего дошкольника, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
  • Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.
  • Психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей подразумевает систему мероприятий, разнообразие форм и методов взаимодействия с семьей.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального перенапряжения младших дошкольников мы руководствуемся принципами:

  • ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ребенка;
  • учет направленности интересов воспитанника;
  • обеспечение свободы выбора и волеизъявления.

С целью сбора информации о воспитанниках нами используются анкеты родителей о стиле воспитания  в семье, способностях, интересах, привычках и особенностях ребенка. Педагог-психолог проводит диагностику интеллектуального развития, вместе с воспитателями наблюдает за состоянием и поведением ребенка в детском саду. Результаты наблюдений педагоги группы вносят в адаптационные листы. На  основе собранной информации составляются  индивидуальные маршруты развития детей.

Психика ребенка младшего дошкольного возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Поэтому очень актуально в этот период применение адптационных игр, кинезиологических упражнений, способствующих гармоничному физическому и психическому развитию, формированию необходимых навыков, повышению эмоционального тонуса. Например,

«Огуречик-огуречик», «Мишка косолапый», «Сорока-белобока», «Зайка серенький сидит» и др.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все семьи, и взрослые, и дети, переживают адаптационный стресс. Родители часто не могут помочь своему ребенку, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации.

Успешному преодолению стресса и адаптации к условиям ДОУ способствуют детско-родительские занятия с психологом. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, тревоги детей и родителей, снижению импульсивности и агрессии у воспитанников, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

В присутствии родителей малыши с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка вне домашней обстановки, познакомиться с другими детьми и родителями, включиться в педагогический процесс на правах равных участников.

Тема сотрудничества педагогов и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению очень актуальна. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к условиям детского сада.

        В работе с родителями используем буклеты, памятки, информационные стенды, сайт ДОУ.

Положительно зарекомендовали себя интерактивные формы коммуникации с семьями воспитанников, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками педагогического процесса. Например, дни открытых дверей, мастер-классы, семинар «Роль устного народного творчества при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей», консультации воспитателей и педагога-психолога: «Потешки в жизни детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Почитай мне сказку, мама. Или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Дерётся, кусается ещё и обзывается», помощь родителей в изготовлении атрибутов для пополнения предметно-развивающей среды группы.

Особой популярностью пользуются совместные детско-родительские мероприятия, например, акции «Голубь мира», «Накорми птиц зимой», «Письмо водителю», развлечения «У бабушки в деревне», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Путешествие в сказку «Теремок»» участие в конкурсном движении «Новогодняя игрушка», «Елочка-красавица», «Российский флаг», интернет-конкурсы «Моя семья», «Мои любимые животные», «Моя любимая игрушка».

В период привыкания к новой обстановке, когда дошкольник скучает по дому, маме, еще неможет общаться с другими детьми и взрослыми, особую значимость приобретает фольклор. Особенно его малые формы. Мы подбираем и выразительно рассказываем потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. 

Вместе с потешками, мы одеваемся, причесываемся, кушаем и играем. Используем устное народное творчество в пальчиковых играх с детьми, что позволяет одновременно развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие и речь.  Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать и вводить их в свои игры. Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Для решения всех перечисленных задач на основе детского фольклора были подобраны и составлены картотеки игр и комплексов закаливающей гимнастики после дневного сна, которые помогают поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями. Совместно с родителями в группе была собрана библиотека русских народных сказок. Подобраны соответствующие настольно-печатные игры, наглядный материал, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики детей в конце адаптационного периода показал следующее:

  • детей с тяжелой степенью  адаптации не выявлено;
  • 68 % детей имеют среднюю степень адаптации;
  • 32 % – легкую степень адаптации.

Таким образом, тесное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей группы позволяет положительно влиять на течение процесса адаптации.

Авторы:

Нешумова Елена Валентиновна – воспитатель

Меркулова Наталья Александровна – воспитатель

Широких Татьяна Юрьевна – педагог-психолог

nsportal.ru

Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя

1.1 Профессиональные требования к воспитателю

1.2 Психологические основы работы воспитателя

1.3 Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1.4 Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования

2.2 Описание методик исследования

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания (Я.С. Турбовской).

Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Однако следует учесть не только профессиональные, но и личностные характеристики воспитателя, которые должны способствовать достижению воспитательных целей и обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Признана взаимосвязь личностных характеристик педагога и накопленного опыта работы.

Если наличие опыта определяется по следующим критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов, то процесс его реализации отталкивается от личностных качеств воспитателя. Кроме того, для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу. В результате при исследовании личностных характеристик воспитателей, следует учесть взаимосвязь данных аспектов.

Актуальность исследования определяется самой спецификой профессии воспитателя, которая в свою очередь определяется постоянным общением с детьми, имеющих свое миропонимание, свои права, свои убеждения. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

Все это ставит перед воспитателем постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики и определяет проблему проводимого исследования, т.к. выполнение профессионального педагогического долга потребует от воспитателя принятия на себя целого ряда обязательств:

-воспитателю следует объективно оценить свои возможности в области педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать ходе профессиональной подготовки, а какие – самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности;

-воспитатель должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического;

-обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности воспитателя является понимание ребенка как такой же самоценной, равнозначимой личности как собственное “Я”, знание закономерностей поведения и общения. Его воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок;

-воспитатель является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения в работе детского сада и семьи – важный аспект получения положительных результатов, и поэтому нужно обратить внимание на совместный подход к воспитанию и обучению дошкольников. Личностные характеристики и наличие профессионального опыта, необходимые для обеспечения процесса воспитания и обучения дошкольников, не могут строиться без совместной работы педагога с родителями. В результате методы работы и личностные характеристики воспитателя, необходимые для работы с детьми, не всегда подходят для взаимодействия с родителями, что в свою очередь заметно снижает качество образовательного процесса. Поэтому в современной педагогической литературе можно встретить различные определения понятия “педагогический опыт”. Это и новаторство, открытие нового, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагоги

www.studsell.com

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из актуальных проблем современности.

В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя.

Воспитатель — это не только профессия, суть которой дать знания. Это — высокая миссия, предназначение которой — сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель — раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью. Но еще больше требований, в настоящее время, предъявляется к личности воспитателя, работающего с детьми раннего возраста.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики — реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.

В России дети раннего возраста воспитываются и обучаются в государственных образовательных учреждениях, включенных в общую систему образования. Но так же стало довольно современным начинать обучение детей раннего возраста по авторским отечественным и зарубежным программам развития, включающие в себя комплексные занятия.

Во многих методических материалах и программах авторы описывают такие комплексные занятия с дошкольниками, которые строятся на взаимосвязи музыки и литературы (В. И. Логинова, О. Н. Самкова), музыки, литературы, театра (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина,), музыки, изобразительного искусства, архитектуры (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова), изобразительного искусства, музыки, литературы (А. В. Шестакова), литературы, музыки, изобразительного искусства, театра (О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева). Данные комплексные занятия нацелены на развитие творческих способностей детей, речевых умений, навыков изобразительной деятельности, на приобретение дошкольниками определенных знаний об окружающем мире. Однако следует сказать, что проблема комплексного подхода к воспитанию и обучению детей раннего возраста в теории педагогики специально не рассматривается, так как большая часть психолого-педагогических исследований направлены на старший дошкольный возраст и предполагает развитие интеграционных занятий в области творческого развития личности.

В данной статье нами предпринята попытка осветить эту актуальную проблему, отражающая методически-рекомендательный характер. Однако было бы большой ошибкой и несправедливостью утверждать, что комплексный подход к проблемам воспитания в детском саду возникла буквально сегодня. Вопросы комплексного образования, интегрированных занятий, внедрения инновационных методов в процесс воспитания многие годы занимают мысли педагогов дошкольного образования.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические.

Прежде всего, воспитателям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность этого принципа воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на занятиях в условиях ДОУ, а также во время индивидуальной работы с воспитанниками [1].

Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды познавательного, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.

Осуществление учебно-материальных условий для комплексного подхода предполагает, что в библиотеке и методическом кабинете детского сада будет сосредоточиваться литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике воспитания, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения инновационных занятий, позволяющих каждому воспитаннику приобретать умения и навыки в комплексе.

Морально-психологические условия для реализации комплексного подхода к воспитанию в ДОУ, прежде всего, касаются самого стиля общений воспитателей и воспитуемых. Благоприятный моральный климат на занятиях и воспитательных мероприятиях сам по себе является средством эффективного комплексного подхода в работе с детьми раннего возраста. Дети раннего возраста очень уязвимы, для них эмоциональная связь с авторитетным взрослым очень важна, и работа с детьми будет более эффективна, если доверие и психологический комфорт будут основой педагогического взаимодействия [2].

Вот почему надо специально заботиться о поддержании на занятиях и воспитательных мероприятиях хорошего эмоционального тона, заботливого, участливого отношения к детям, к их затруднениям в каких-либо ситуациях.

Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что дети раннего возраста будут доверчивы, не будут бояться воспитателя, будут контролировать свое поведение. Доброжелательные разъяснения будут ускорять процесс превращения знаний в убеждения, что чрезвычайно важно для усвоения мировоззренческих идей, а также всего комплекса воспитательных влияний.

Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса — учителей, воспитателей, детей, родителей.

В более широких масштабах это касается взаимодействия также и всех средств массовой информации, педагогической пропаганды среди родителей. Причем весьма важно не только согласовать планы участников воспитательного процесса и обеспечить единство их требований к воспитуемым, что весьма важно само по себе.

Необходимо комплексно спланировать воспитательный процесс, определить каждому наиболее рациональные функции в комплексном решении воспитательных задач. Более того, необходимо научить каждого из них в комплексе планировать свои воспитательные влияния, умело сочетать методы воспитания детей, стимулирования и организации их разносторонней деятельности, которая как раз и ведет к всестороннему воспитанию и развитию личности. Когда же родители не владеют методикой комплексного решения воспитательных задач, то их совместная работа с детским садом не может стать условием комплексного подхода к воспитанию [3].

В практике работы дошкольных учреждений в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы детского сада учащиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их личностно, нравственно, эстетически, формирует ценные умения и навыки. В некоторых детских садах используются кроме стандартных, парциальные программы с различным уклоном, где дети могут дополнительно заниматься музыкой, хореографией, спортом, изобразительной деятельностью и т. п.

Все названные условия специально ориентированы на то, чтобы всесторонне развивать детей, а следовательно, они содействуют комплексному подходу к воспитанию. В условиях осуществления комплексного подхода качественно новые оттенки приобретают планирование, организация и контроль за ходом воспитательной работы.

По нашему мнению, используя комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, воспитатель главное внимание уделяет обеспечению целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, созданию единой комплексной системы воспитательных возможностей детского сада, семьи и общественности. Задача воспитателей состоит в том, чтобы осознать комплексный характер всех основных видов деятельности детей раннего возраста с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей.

Литература:

1.      Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: — Книголюб. — 2004.

2.      Смирнов С. А. «Педагогика. Педагогические теории, системы и технологии». Academa, 2001 г.

3.      «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980

4.       «Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики». Учеб. пособие для вузов/ М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

5.      «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». — Воронеж: Учитель. — 2004. Белкина Л. В.

6.      «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В.. — Воронеж: Учитель, 2006.

7.      «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Печора К. Л., Пантюхина Г. В. — М.: Владос, 2007.

moluch.ru

1.2 Психологические основы работы воспитателя. Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

2.2 Содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя

Цель формирующего эксперимента: разработать содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя. Задачи формирующего эксперимента: 1…

Мышление учащихся начальных классов

2. Психологические основы словарной работы

Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография “Мышление и речь”. Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С…

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя

Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей…

Организация работы воспитателя детского сада

1.1 Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую половину дня.

Я прохожу практику в детском саду в котором сама работаю заведующей, с правилами поведения в дошкольном учреждении я знакома, с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду также знакома…

Организация работы воспитателя детского сада

1.2 Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня

Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала…

Педагогическое и правовое обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

1.3 Организация работы педагога-воспитателя

важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило…

Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении

Глава 1. Основы исследования профессиональных и личностных качеств воспитателя

Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Глава 1. Теоретические основы развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей

Анализ методической работы старшего воспитателя в МБДОУ д/с № 9 г. Дивногорска

Целью методической службы в детском саду в 2009-10 учебном году было – создание системы методической работы, побуждающей педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми…

Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью

3. Роль воспитателя и детей в подготовке к занятию. Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов…

Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях

Глава 2. Технологии социальной работы и психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками

Социально-педагогическая работа воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально – педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Формирование готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

I…

Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста

2. Формы работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию «образа семьи»

Образ семьи – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении…

Формы работы воспитателя с родителями

2.1 Традиционные формы работы воспитателя с родителями

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др…

ped.bobrodobro.ru

Знания психологии в работе воспитателя

Фролова Е.В.

Воспитатель

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Красногвардейского района Санкт- Петербурга.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Воспитание человека начинается с его рождения;

 он еще не говорит, еще не слушает,

 но уже учится. Опыт предшествует обучению. 
Руссо Жан-Жак

        Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он  наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться  одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.

М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая же эрудированность  может привести к потере педагогом авторитета в глазах детей.

Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

В обязательный состав знаний  и воспитателя и преподавателя вуза входят знание философии и методологии; знание научной области, формирующей учебный предмет; знание психологии обучения; знание педагогики и методики преподавания или воспитательной работы. Различия в полноте и глубине каждого разряда знаний образуют разную когнитивную структуру и, как следствие, определяют в конечном итоге неодинаковый педагогический эффект.

Специальные знания, которыми обладает педагог, можно разделить на теоретические, практические и методические. Теоретические знания касаются истории науки, закономерностей работы организма и психики человека, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания педагога касаются, прежде всего, знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить ребят выполнять то или иное задание.

Обучение других — специальный раздел педагогики, который нужно осваивать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Современный ребёнок еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее,  получает необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию передачи знаний нельзя считать основной.

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить ребёнка из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение эти знаний до учащихся.

Выделяют несколько уровней деятельности по передаче знаний учащимся:
1) репродуктивный уровень: педагог сообщает учащимся знания предмета, которыми владеет сам. Однако это еще не признак педагогической квалификации;
2) адаптивный уровень: он включает в себя не только знание предмета, но и знание особенностей восприятия и понимания материала;
3) уровень, локально моделирующий знания: педагог способен не только передавать знания и транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их, заранее учитывая, с каким прежде изученным материалом нужно его сопоставить, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности;
4) уровень системного моделирования знаний: педагог, раскрывая учащимся ту или иную тему, учитывает всю систему их знаний;
5) уровень, связанный с осознанием конечной цели: какого специалиста, с какими знаниями, умениями, мировоззрением и т. д. нужно готовить в данном учебном заведении.

До введения ФГОС ДО  на  первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед  педагогами стоит новая задача: сформировать  компетентную,  социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.  Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями  и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

nsportal.ru

Статья (младшая группа) на тему: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ | скачать бесплатно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 80

Красногвардейского района Санкт – Петербурга

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Окладникова Юлия Николаевна,

воспитатель ГБДОУ ЦРР детского сада № 80

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Многие воспитатели понимают индивидуализацию в общих чертах, а как воплотить данный принцип в практику своей работы знают далеко не все. Педагоги нашего детского сада работают над этой проблемой на протяжении нескольких лет. Возможно ли это? Ну, конечно же, воспитатель может сделать многое для того, чтобы у каждого ребенка происходил какой – то позитивный сдвиг в развитии. Этого можно добиться путем тщательного планирования и наблюдения за каждым ребенком в течение дня, записывать, в чем состоят сильные и слабые стороны каждого из них, это поможет поставить реально выполнимые задачи для детей. Для реализации этих задач воспитателям необходимы помощники, это могут быть родители, студенты, сотрудники, так как индивидуальный подход легче осуществить, работая с небольшими группами детей или один на один. Если не удается найти помощников, можно организовать занятия с подгруппой детей, а остальным детям предложить выбрать самостоятельную деятельность, для этого должно быть много материалов и они должны быть разными. Обязательно необходимо выслушать детей, которые занимались самостоятельно, чем они занимались, что им удалось сделать, в чем они испытывали затруднения, это дает возможность правильно спланировать дальнейшую работу с детьми. Если ребенок не справляется с запланированным заданием, необходимо изменить его, помощь предлагать в том случае, если ребенку она необходима – это может быть вопрос, или разные варианты решения проблемы, из которых ребенок может выбрать правильный. Если мы хотим добиться успешности каждого ребенка, то нельзя афишировать недостатки детей, необходимо найти сильные стороны и похвалить за маленькие успехи, а позже заняться с ребенком дополнительно. В этой ситуации ребенок не почувствует себя менее способным, чем другие дети.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти занятие по своим интересам и уровню развития, необходимо тщательно организовать развивающую среду. Четко обозначить центры активности, полки открытого доступа маркировать ярлыками, постоянно менять и дополнять материалы для самостоятельной деятельности детей, усложняя их, внося интересные материалы для занятия – шишки, желуди, натуральные овощи и фрукты, камни, футляры, фантики и т.д., придумывая интересные задания с ними. Правильно организованная среда поможет  детям найти занятия по интересам, а воспитателю даст возможность уделить внимание индивидуальной работе с детьми.

nsportal.ru

57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.

Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.

   Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями:  методологическими – знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими – знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста ;методическими – знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Функции воспитателя в дошкольном учреждении  

  В качестве основных функций воспитателя можно выделить: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.  

  Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

   Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

   Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

   Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

  Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции связана образовательная функция.

  Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

   Педагогическая рефлексия – это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

   Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

   Коммуникативная функция. Коммуникативные способности воспитателя детского сада понимаются прежде всего как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами), «выходящими» на ребенка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала.  Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, и кроме того, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Воспитатель должен уметь правильно оценить ситуацию взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.  

   К самим коммуникативным способностям можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другими людьми; способность давать другому человеку возможность проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют невербальные формы педагогического взаимодействия, так как часто невербальные средства выражения несут в себе большое количество полезной информации.  

   Также следует учитывать, что в воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно. Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами. Так как в дошкольном учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений между педагогами, которое подвержено многим факторам. Нормы и ценности, заданные характером работы,  могут изменяться под влиянием привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и на воспитательном процессе.  

  Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны прежде всего с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.  

  Личностное развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении заключается в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, развитии нравственности, положительных личностных качеств, развитии эмоций и чувств, развитии навыков социального взаимодействия и т.д.  

    Интеллектуальное воспитание ребенка направлено на развитие познавательных процессов, и осуществляется по средствам различной познавательной и творческой деятельности (рисование, лепка, игры, конструирование и т.д.), проводится минимальная подготовка детей к обучению в школе.  

   Особое значение имеет организация физического воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В дошкольный период осваиваются основы движения, создается база двигательного опыта, из элементов которой складывается в дальнейшем вся двигательная деятельность человека.     

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *