Проект «Я и моя семья» Средняя группа
МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония»
Великий Новгород
2014 г.
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(М.Лангер)
Задачи:
1.Социально-коммуникативное развитие
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, заботливое отношение к родным и друзьям
Продолжать работу по формированию безопасного поведения в быту
2. Познавательное развитие
Уточнить и расширить представления детей о семье, ее членах (дяди, тети, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки), семейных традициях
Продолжать знакомство с геометрическими фигурами, развивать способность находить их в окружающих предметах; упражнять в отсчитывании определенного количества предметов и соотнесении количества с цифрой.
Упражнять в сравнивании предметов по высоте, ширине, толщине, учить пользоваться условной меркой
3. Речевое развитие
Продолжить знакомство с художественной литературой ( стихи и рассказы о семье)
Упражнять детей в составлении рассказов – описаний с использованием схем, составленных совместно с детьми.
4. Художественно – эстетическое развитие
Развивать интерес детей к театрально – концертной деятельности (организовать посещение театра и концертов, привлечь детей к игре в кукольный театр)
Продолжать формировать умение рисовать человека, используя шаблоны, трафареты, схемы; учить передавать в рисунке настроение
5. Физическое развитие
Способствовать освоению детьми основных видов движений
Центр математики
Раз, два, три, четыре
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат… и я –
Наша дружная семья.
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул, но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино.
Когда светло, когда темно,
Расту, расту я все равно.
Центр настольных игр
На рыбалку летним утром
Мы с дедулею пойдем
Он такой хороший, мудрый
Знает всё и обо всём
Центр искусства
Лиза В.:
Мою маму зовут Лена.
У нее коричневые волосы.
Она большая.
Моя мама носит красное платье.
Она носит сережки.
Мама моет полы. Я ее люблю,
потому что она мне
игрушки покупает.
Митя:
Мою маму зовут Таня.
У нее черные волосы.
У нее любимая футболка с картинкой.
У мамы есть сундучок с украшениями. Мама всегда говорит папе, чтобы он готовил. Я люблю ее очень сильно, потому что она мне все покупает и у нее внутри Ляля.
Юля Ш. :
Мой дедушка высокий. У него серые волосы, зеленые глаза.
Он ходит в ватных штанах, футболке, свитере и куртке.
Мой дедушка любит смотреть телевизор и спать целый день.
Он помогает строить наш новый дом и читает газеты.
Я люблю дедушку, потому что он добрый и любит меня.
Юля :
Я живу с мамой, папой и сестренкой своей. Мы очень дружелюбные. Меня все любят. Мама очень добрая. Папа большой и красивый. Он очень увлекается рыбалкой. Маша тоже очень красивая. Она читает мне книжки перед сном. Мама любит помогать папе. Сейчас мы все вместе делаем ремонт.
У меня очень хорошая семья!
Боря :
Я люблю проводить время
с мамой и папой: мы вместе гуляем(я уже катаюсь на велосипеде!) По выходным мы ездим к бабушке Гале в деревню. У нее в доме есть большая печка, я на ней греюсь. Еще я люблю играть с настоящими рыбками – приманками. Еще мы приезжаем к бабушке Люсе и дедушке Коле на дачу, там я работаю с дедушкой на настоящем тракторе. Рядом живет моя прабабушка Шура. У нее есть качели и кот Барсик.
Папа наш веселый, умный
И заботливый такой!
Для него совсем не трудно Сделать нам сюрприз любой
Саша К.
Мой папа тонкий. У папы длинные тёмные волосы и зеленые глаза. У папы есть острая борода. Он носит черную одежду. Папа любит все чинить, ловить рыбу, читать газету. Я люблю своего папу, потому что он меня любит
Лиза В .:
Я люблю мою семью. Люблю маму, папу и старшую сестру. У нас есть рыбки и мы за ними ухаживаем. Наша семья дружная, веселая. Мы вместе ходим гулять. Мама и папа катаются на роликах. А мы с сестрой на самокатах и на велосипедах.
Центр книги и грамоты
Саша Т. :
Мою маму зовут Вероника. У мамы длинные волосы. Моя мама большая. Мама носит синее платье. У нее есть черные бусы. Она варит еду. Я люблю мамочку, потому что она варит очень вкусную еду.
Строительство
Центр науки
Как устроен человек
У нас в гостях Олина мама
Спектакль «Кошкин дом» в театре им . Достоевского
«Праздник – проказник»
У нас в гостях театр «Ильмера»
В результате реализации проекта :
И теперь мы знаем
о своей семье и родственниках еще больше,
и еще больше их любим
и заботимся о них
Громова О.Б.
Эл. почта: [email protected]
multiurok.ru
uchitelya.com
«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»
Древний мудрец Артташ.
Актуальность исследуемой проблемы
Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.
А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?
Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и учителям.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Родительский дом, семья, школа—вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья является одним из самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а следовательно и государства.
Краткая аннотация проекта
Тема «Моя семья» выбрана из содержания предмета «Окружающий мир». Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.
На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения, стенгазеты, фотографии. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи, некоторые составили родословное дерево и герб своей семьи.
Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве. Долгая творческая совместная подготовка детей и родителей, предшествовали празднику «Маленькая страна – это моя семья».
В процессе подготовки и проведения праздника каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья. В ходе проекта планировалось помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь ребенка к лучшему.
Компетенции, на формирование которых направлен проект (исследование).
Ценностно-смысловые компетенции: формирование духовно-ценностных ориентаций, способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, трепетно относиться к ценностям своей семьи.
Учебно-познавательные компетенции: умение осуществлять планирование, анализ полученных сведений, овладение знаниями и опытом исследовательской деятельности по изучению разных аспектов своей семьи, обретение мировоззренческих смыслов и введение в мир национальных традиций.
Информационные компетенции: умение обрабатывать полученную самостоятельно информацию из различных источников: семейные альбомы, реликвии, овладение навыками интервьюирования.
Общекультурные компетенции: осознание значимости духовно-нравственных, культурологических основ семейных отношений и традиций, владение знаниями социальной роли семьянина, эффективными способами организации свободного времени.
Коммуникативные компетенции: овладение навыками работы в группе, побуждение к высказыванию самостоятельных суждений и правильного их обоснования.
Компетенции личностного самосовершенствования: осознание значимости проделанного труда для духовного и интеллектуального саморазвития.
Тип проекта:
учебный, информационный, исследовательский, творческий.
Вид проекта:
долгосрочный (ноябрь 2012 г. — май 2013 г.), групповой.
Участники проекта:
учащиеся 2 – в, 3 – б, 4 – а, 4 – б, родители, учителя.
Руководители проекта: Абакумова О.И., Жемелева Н.Н., Кравченко Н.В., Чулкова Л.В.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
— утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
— недостаток знаний у младших школьников о своей семье;
— разобщенность между семьей и школой.
Цель проекта:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
— формировать у учащихся представления о семье;
— закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
— обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
— воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
— повышение педагогической культуры родителей;
— повысить качество отношений «семья – школа».
Ожидаемые результаты
В ходе проекта будут созданы условия для формирования универсальных учебных действий, а именно:
— личностные:
осознание себя членом семьи;
проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;
желание участвовать в делах семьи.
Метапредметные
— познавательные:
находить необходимую информацию в указанных источниках;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки.
— регулятивные:
ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;
определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;
соотносить выполненное задание с образцом.
—коммуникативные:
рассказывать о жизни семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
— Ожидаемые результаты предметные
усвоение представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
первоначальное знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет;
первоначальное освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Целевые образовательные стандарты
«Согласно новым образовательным стандартам предметная область «Окружающий мир» призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение.
Содержание предмета «Окружающий мир» включено следующее:
Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа.
Основополагающий вопрос
Что делает человека в семье счастливым?
Вопросы, направляющие проект
Что в имени тебе моём?
О чём гласит народная мудрость?
Какие символы могут быть на фамильном гербе?
Какие пословицы о семье мы знаем?
Влияет ли прошлое на будущее?
Какие семейные традиции сложились в вашей семье?
Подготовительная работа
Проведение родительского собрания.
Реализация проекта
Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность учащихся».
Учебный проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
1 этап. В классах проведены уроки окружающего мира на тему «Семья». После этих уроков возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Я и моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалась возможной во внеклассной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.
Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.
3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.
4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Учащиеся оформили результаты исследования с помощью рисунков, стенгазет, «Генеалогического древа», «Семейного герба», выставки фотографий «Загляни в семейный альбом», сочинений и др.
План проекта
Результат проекта: семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья», защита-фестиваль «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».
Продукт проектной деятельности:
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект имеет продолжение на всех ступенях обучения, т.к. вопросы семейных отношений рассматриваются в предметах окружающий мир, литературном чтении, ОРКСЭ.
Это значит, что постепенно объём информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения учащихся. Кроме того мы говорили о том, что учащиеся часто приходят к выводу о том, что класс – это тоже семья. Следовательно, они могут создавать свою историю на протяжении всех лет обучения в школе – фотоальбом, видеоролики, портфолио класса и т.д.
Научившись создавать генеалогическое древо, дети смогут вносить в него изменения (появление братьев и сестёр, других родственников, новых профессий и т.п.)
Благодаря работе над таким проектом дети учатся взаимодействию, сотрудничеству, развивают свою познавательную сферу, обогащаются духовно, развивают УУД, т.к. в ходе реализации проекта прослеживаются межпредметные связи, различные виды деятельности, работа с ИКТ и пр.
Заключение.
Мы вместе пришли к выводу, что главное на Земле — семья. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, — одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, — лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими же любящими и счастливыми.
Да, все начинается с семьи — ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей!
xn--80aael0abfwgl7g.xn--p1ai
Проект «Я и моя семья» Тип проекта: практико – ориентированный Продолжительность проекта: 3 месяца Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф. Возраст детей: 5 – 6 лет Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Обоснование актуальности проблемы В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности — это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Цель проекта: Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи. Задачи: Для детей:
Для родителей:
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая Название игрового мероприятия проекта:
Формы работы С детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями С родителями: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Счастливая семья. Какая она?»; анкетирование; развлечение «Папа, мама, я – отличная семья», видеопросмотры, совместная деятельность с ребенком Продукты проекта: для детей:
для родителей:
для педагогов:
Ожидаемые результаты: Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»: 1 этап — подготовительный (февраль). Цель: диагностические исследования и определение перспектив. На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем. 2 этап — деятельностный (март — май). Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
3 этап — завершающий (май). Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?» Перспективный план группового проекта «Я и моя семья» в старшей группе Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей февраль анкетирование родителей и диагностика детей
март занятие 1 «Тайна моего имени» –
март занятие 2 «Автопортрет»
март занятие 3 «Мой внутренний мир»
март занятие 4 «Моя семья»
«Чего нельзя говорить при детях» апрель занятие 5 «Расскажу вам о моей семье»
апрель занятие 6 «Мамина профессия»
апрель занятие 7 «Папина профессия»
апрель занятие 8 «Семейные традиции»
май
|
doshkolnik.ru
ПРОЕКТ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Пояснительная записка
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого он является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э.К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Вид проекта: краткосрочный, фронтальный, творческо – информационный проект для детей 6 – 7 лет.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Я и моя семья». Проведя опрос среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке. Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Формы организации проекта:
Предварительная работа:
Сотрудничество с семьёй:
Итоговое мероприятие: Викторина « Моя семья – мое богатство».
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный, вхождение в тему)
Цель: Сбор информации о детях и семьях воспитанников.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; определение содержания деятельности всех участников проекта. Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.
1. Анкетирование для родителей: “Социальный паспорт семьи”, “Моя семья”, “Какой Вы родитель”.
2. Оформление портфолио на каждого ребенка.
3. Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
4. Сбор фотографий на тему “Наша дружная семья”.
5. Подготовка консультаций для родителей: «Памятка для родителей», «Как надо любить ребенка», «Как встречать ребенка дома», «Капризы детей», «Картотека сюжетно дидактических игр на тему “Семья”.
II этап (основной)
Цель: Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.
III этап (заключительный)
Цель: Презентация проекта, подведение итогов.
Литература:
nsportal.ru
Слайд 1
Проект «Я и моя семья» Автор презентации проекта: воспитатель ГБДОУ детский сад № 119 «Незнайка » Демирова Д.Р.Слайд 2
Продолжительность проекта: 2 месяца. Участники проекта: дети и взрослые. Возраст детей: 3-4 года. Цель проекта: накопление знаний и опыта. Развитие представлений детей о семье. Задачи проекта: -для детей: дать знания и навыки, создать условия для их накопления и закрепления; -для педагогов: воспитывать у детей любовь и уважение к близким; -для родителей: привлекать родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми. Информационная карта проекта:
Слайд 3
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Актуальность темы:
Слайд 4
Последовательность Доступность материалов Увлекательность Творческое самовыражение (речевое, эмоциональное и т.д.) Учет индивидуальных особенностей ребенка Тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Принципы реализации проекта:
Слайд 5
Беседа: «Что такое семья?» – инициировать детей на высказывание своего понимания по данному вопросу; воспитывать уважение к социальному статусу семьи. Составление рассказов на предложенную тему – индивидуально: «Мои бабушка и дедушка»; «Профессии моих родителей», «Наши семейные правила»: учить выражать свои представления о родных в речи, передавать позитивное отношение к близким людям, воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи. «Цветочный горшочек» – формирование у детей сознание того, что они, как и мамы могут создавать семейный уют своими руками на радость всем своим родным. Совместная деятельность педагогов с детьми
Слайд 6
«Я пеку, пеку, пеку всем родным по пирожку» (лепка) – развитие творческой фантазии детей, побуждаем детей сделать приятное для своих родных.
Слайд 7
Бусы для мамы (рисование)
Слайд 8
Дидактические игры: «Назови имена родных», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т.д.», «Поищем и найдем волшебные слова», «Найди пару», «Хорошие помощники» и другие. Сюжетно-ролевые игры: «Приглашаем гостей», «Семья», «Заболела бабушка», «Готовим обед», «Поездка на дачу» и другие. Игровая деятельность
Слайд 9
«Рассказ о семье»: текстовый рассказ с фотосопровождением о семье, о важных семейных традициях. «Листая семейный фотоальбом»: фото-рассказ с комментариями. «Знакомимся с профессиями родителей». «Круглый стол»: (родительское собрание в форме дружеской встречи), предложить вниманию родителей итоги проекта с их участием, предоставить родителям возможность высказать свое мнение по реализации проекта. Совместная деятельность с родителями
Слайд 10
Коллаж «Семья»: заполнение схемы, творческий подход к делу.
Слайд 13
По результатам первичного опроса детей (было обследовано 20 человек) выяснилось: Полное имя бабушек и дедушек знают 5 % детей; Полное имя и отчество родителей назвали 15 % детей; Дни рождения родственников вспомнили 0 % детей; «Наши семейные традиции», к сожалению, смогли озвучить только 5% детей (в силу почти полного отсутствия такового понятия в семьях). На вопрос: «Что такое семья?» дети не смогли внятно и правильно ответить. Нас очень насторожил и озадачил такой результат. Весь комплекс выявленных проблем потребовал незамедлительного решения, в первую очередь на благо детей. Диагностика
Слайд 14
У детей сформируются первичные представления о семье, родители заинтересуются и узнают историю своей семьи, своих прародителей, об их участии в истории своей страны, своего родного города: родители и дети совместно в творческой деятельности научатся составлять свое родовое дерево. Дети будут понимать и различать семейные традиции; будут установлены более доверительные отношения между семьями воспитанников и коллективом дошкольного образовательного учреждения. Предполагаемый результат
Слайд 15
1. Данилина Т.А., Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРКТИ, 2004 2. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: – М.: Т.У. Сфера, 2004 Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006 3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника.- М.: Просвещение, 1998 4. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. – М.: АКАЛИС, 1998 5. Тимофеева М.В., Система сопровождения родителей, Волгоград, 2009 6. Осипова Л.Е., Работа ДОУ с семьёй, 2008 7. Пазухина И. А., Давай познакомимся, Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2004 Список используемой литературы :
Слайд 16
Благодарим за внимание!
nsportal.ru
Краткосрочный проект на тему «Я и моя семья»
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Актуальность.
Семья источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе. (О. В. Токмакова)
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта
«Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
– формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
– расширять представления детей о своей семье, семейных традициях;
– воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Образовательная область | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | 1. Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. 3. Викторина «В какой сказке встречаются семьи». 4. Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; 5. «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». |
Социально – коммуникативное развитие | 1. Рассказы детей о семье. 4. Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». 7. Чтение художественной литературы В. Драгунский «Все тайное становится явным», Н. Носов «Огурцы». |
Художественное – эстетическое развитие | Художественное творчество: 1. НОД: рисование « «Моя счастливая семья». 3. Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе. 3.Разучивание песни «Моя семья» Е. Курячий. 5. Разучивание парного танца «Вся моя семья». 6. Разучивание песни «Я самая счастливая». |
Речевое развитие | 1. НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи». 3. Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». |
Физическое развитие. | 1. Физкультминутка «Семья». 2. Подвижная игра «Кувшин доброты». 3. Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». |
Работа с родителями | 1. Разучивание стихотворений о семье. 2. Участие в инсценировке «Дело было вечером…» 3. Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». 4. Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». 5. Индивидуальные семейные консультации. 6. Проведение родительского собрания «Роль семьи в воспитании ребенка». 7. Проведение итогового мероприятия в рамках «Клуба взаимопомощи» традиция в детском саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». |
Приложение.
Конспект познавательно – исследовательской деятельности по теме «Моя семья».
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;
развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы:
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья?(Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
Согласие да лад – в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..
Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Вы знаете, что семья должна быть дружной.
Конспект познавательно – исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Цель:
– познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
– учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
– расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
– учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
– активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать:
– монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
– выразительность движений в ходе физпаузы.
Воспитывать:
– уважение к старшим членам семьи;
– умение почувствовать энергию своего рода.
– аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
– макет генеалогического древа;
– тарелочка с листочками;
– кувшин с водой для игры;
– мольберт, лист А3, маркеры;
– семейные фотографии;
– карточки с моделью «генеалогического древа»;
– одноразовые стаканчики;
– музыкальное сопровождение;
– схема рассказа о членах своей семьи;
– призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).
– Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).
– Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).
– Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
На мольберте модель генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху – маленькие. А внизу – большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь – я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Психогимнастика
Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается туловище вверх).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты.
Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Рассматривание работ.
(Дети берут свои деревья и встают в круг).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь – я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Игра «Кувшин доброты».
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по – очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Дидактические игры.
«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».
Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
«Чем можно порадовать маму».
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры.
Воспитатель.
Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею – (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
Подвижная игра.
«Кувшин доброты».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела.
Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.
Ход игры.
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по – очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Традиция в детском саду
«Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».
Уважаемые родители, сегодня мы с ребятами приготовили для вас сюрприз. Мы покажем вам как можно провести время весело, полезно, а главное совместно. Надеемся, что это сделает нас дружнее, сплоченнее. Мы будем петь, читать стихи, играть и даже танцевать.
Ход мероприятия
Дети под песню Самая счастливая» входят в музыкальный зал становятся полукругом, музыка становится тише, дети произносят слова, каждую фразу по очереди:
Семья – это, где тебя любят.
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это брат мой родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки мои дорогие,
Семья – это сестренки мои озорные,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом.
Вед: Начинаем наш вечер с инсценировки «Дело было вечером…» или Устами младенца глаголит истина…
Попросим артистов выйти на сцену аплодисментами.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Миша пел,
Егор молчал,
Глеб ногой своей качал.
Ваня твердо вдруг сказал…
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоел:
То пристаю с вопросами,
То я кашу не доел,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу…
земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе! (Агния Барто)
Маша тоже не смолчала, разговор вдруг поддержала:
Другие дети так едят,
как нам не снилось с вами.
Они, съедая всё подряд,
растут богатырями!
Они, на радость пап и мам,
так рано спать ложатся,
что ни за что ни мне, ни вам
за ними не угнаться.
Алина тоже не смолчала и подругу поддержала:
Они в портфели дневники
вложить не забывают,
они ковры-половики
охотно выбивают.
А если изредка соврут,
то это не нарочно.
Вот только, где они живут,
никто не знает точно!
(М. Вейцман Другие дети )
Немного Ваня помолчал и с укоризною сказал:
Я думал, взрослые не врут, А дедушка Сережа Сказал, что очень любит труд… Но что-то не похоже. Просил я: – Сделай мне совок, Зеленый или синий! – Я знаю, он бы сделать мог! А он в ответ: – Зачем, сынок, Мы купим в магазине, За них недорого берут. А сам сказал, что любит труд… Агния Барто. |
А Егор проговорил с обидою:
Я вчера штаны порвал –
Борьке, другу, помогал
Починить велосипед.
И за это
Мне по попе папа дал –
Папа точно попадал!
Я на боль махнул рукою,
Интересно мне другое:
Мне хотелось бы узнать:
Сослуживцу на работе
Мог по попе папа дать? (О. Бундур)
Возмутился Миша громко:
Разве можно промолчать
Как тут будешь не кричать.
Папа вазу опрокинул :
Кто его накажет?
– Это к счастью, это к счастью, –
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
– Ты разиня, ты растяпа!
–Скажут про меня. (О. Григорьев)
Семе тоже попадало: за разбитые колени и за испачканный рюкзак:
Ко мне сегодня сон не шел.
Раз двести я пересчитал слонов.
Когда уснул, приснилось мне
Что я большой как папа стал,
А папа втрое меньше :
(Беда мне с папой, ох, беда:
Шалун, каких немного…)
– А ну, иди скорей сюда, –
Сказал я папе строго. –
Какой позор!
Какой скандал!
Ты где так долго пропадал?!
А он ответил мне:
– Гулял.
– А с кем?- спросил я.
А он сказал:
– Да с кем всегда:
С Иваном Филимонычем…
– По грязи, да?
По лужам, да,
Опять таскался до ночи?!
Ну почему, ну почему
Вы дела не найдёте?
Не понимаю: и чему
Вас учат… на работе?
Вон как ты выпачкал костюм,
Как изувечил шляпу!
Когда возьмёшься ты за ум? –
Во сне
Спросил я
Папу… (А. Шибаев)
Глеб:
Да что у вас?! Вот у меня –
Так просто страшная беда:
Мне на месте не сидится,
Я хочу весь день крутиться
И по комнате скакать,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
И вертеться, и смеяться,
Так за что ж меня ругать?
Говорят, я непоседа,
По утрам бужу соседа
И в квартире тарарам
Завожу по вечерам.
У меня один ответ:
Я — ребёнок, мне пять лет.
Неужели не понять,
Что меня нельзя унять.
Бабушка рядом тихо сидела.
На деток с любовью глядела.
Беседу детскую она услыхала
И мудрость для нас завещала:
Агата:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки! (С. Михалков. Важный совет)Вед: С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить с помощью игры «Народная мудрость гласит».
Ход игры: Нужно встать в круг. Дать два мяча двум детям с каждой из сторон. С началом музыки по команде дети передают друг другу мячи таким образом, чтобы в конце концов мячи встретились друг с другом. Получается пара с мячами. Детям задаются пословицы по очереди. Кто не ответил на вопрос берет за руку маму или папу, входят в круг и танцуют под музыку. Дети помогают.
Поговорки:
– В гостях хорошо, а дома (дома лучше) .
– Не красна изба углами, а… .(красна пирогами) .
– Дети не в тягость, а…. (в радость) .
– Когда семья вместе, и (сердце на месте) .
– Нет для человека добрее… .(отца с матерью).
– В дружной семье и (в холод тепло).
– При солнышке тепло… (при матушке добро).
– Не нужен клад, когда в семье… (лад).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Дерево держится корнями а человек…(семьёй).
– Кто свою мать уважает…(чужую не обругает).
– Где любовь да совет…(там и горя нет).
Вед: Какие молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, наш концерт продолжается.
Закружилось, завертелось,
Танцевать нам захотелось.
Словно бабочки на поле,
Кружат девочки на танцполе.
Девочки исполняют танец: «Вся моя семья».
Вед: Я знаю, что все любят разгадывать загадки. Да? Тогда слушайте:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
уцепившись в хвостик крепко,
дружно тащат с грядки (Репку)
Предлагаем вам поиграть в игру «Репка», одна команда будет репкой(дети), а другая команда (родители) будут Дедкиной семьей (перетягивание каната).
Нам нужны соответственно: дедка, бабка, внучка, кошка, собачка жучка и мышк (родители надевают шапочки сказочных героев).
Игра проводится под музыку (2-3 раза).
Вед: Позабавились мы славно, но как говорится делу время, а потехе час. Продолжаем наше представление.
Воспитатель читает стихотворение под музыку, дети тоже.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Дети выходят на сцену, читают стихи о семье:
СТИХИ ПРО МАМУ
Хадижа:
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете Мама.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это Мамочка моя.
Вика К.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня Мама.
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя Мама.
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю — Мама.
(О.Чусовитина)
Папа
Залимхан:
У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами
ему поиграть.
А мы его любим!
А мы его ждём!
Но если наш папа
берёт выходной,
Как здорово с ним,
Он такой заводной
Про папу
Вита Л.:
Ты сильный и смелый, Тихон: |
ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ
Катя:
С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду –
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать –
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я – кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь –
С ней большие мы друзья,
Потому что мы – СЕМЬЯ!
(Наталья Майданик)
Про дедушку
Маша С.:
Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой — уже захрапел.
Старшая сестра
Кристина Т.:
Моя старшая сестрица
На все руки мастерица:
Испечет сама пирог,
Свяжет бабушке платок.
Я всегда с сестренкой рядом
У нее всему учусь,
Вместе с ней к столу присяду,
Рукоделием займусь
Даша С.:
У меня сестренка маленькая
Такая… Такая славненькая!
Мама уходит – она не плачет
Рядом со мною прыгает, скачет
Мы попрыгаем, построим гараж
Это не сложно – один этаж
Оленька кубики мне подает
Если захочет сама кладет.
Я ей играть никогда не мешаю
Я же постарше, я же большая. П. Федотов
Дома стены помогают.
Полина: (Кристина М.)
«Есть такая поговорка:
Дома стены помогают
И Анюта, и Егорка
Поговорку эту знают.
Здесь родные непременно
Приголубят, пожалеют.
Потому – что дома стены
Помогаю, лечат, греют.
Вед: А сейчас мы поделимся с вами рецептом хорошего дня. Записывайте или запоминайте. Слушайте внимательно:
Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу. И, как говорится, приятного аппетита!
Вед: Ручки-ножки у нас засиделись, надо их размять, в игру веселую поиграть. Не сидите, не ленитесь, в хоровод наш становитесь, будем в жмурки мы играть, колокольчиком помогать.
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Вед: Вот как здорово потешились. Но у наших ребят есть еще один для вас сюрприз. Песня «Моя семья». Встречайте аплодисментами.
Дети исполняют песню «Моя семья».
Вед: Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы. Не забывайте о том, что большую часть времени ваши дети проводят в детском саду. Значит и детский сад, является большой дружной семьёй. Хочу, чтобы в нашей семье царили мир, лад и взаимопонимание.
Дети дарят родителям сердечки на палочках – символ любви.
Достигнутые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
nsportal.ru