Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя – . , – .

Содержание

Методическая разработка на тему: Продуктивное использование в методической работе новых образовательных технологий по ФГОС в ДОУ | скачать бесплатно

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

1

Здоровьесберегающие

Обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

 Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ

Снижение заболеваемости.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Практические материалы по  здоровьесберегающим технологиям для педагогов.

2

Игровые

Развитие интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, воспитание нравственных качеств, в  условиях эмоционального комфорта

Картотеки игр, консультации, материалы методических мероприятий

3

Метод проектов

Развитие свободной творческой личности ребенка, учёт его индивидуальных потребностей, желаний и интересов.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса. Повышение профессиональной компетентности педагогов в овладением основ метода проектов.

Организация работы педагогов ДОУ в использовании метода проектов в работе с детьми. Разработка пакета проектной  документации.

Участие в составлении Конструктора проектов.

Создание Копилки проектов.

4

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Развитие у воспитанников таких качеств мышления как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ, овладение методами и приемами ТРИЗ как универсальными инструментами формирования  способов познания мира у дошкольников.

Организация работы по созданию конструктора ТРИЗ-занятия, курирование работы по созданию пособия

« Приемы и методы ТРИЗ-технологии в образовательно-воспитательном процессе ДОУ», организация участия и сопровождение педагогического коллектива ДОУ в деятельности региональной лаборатории по использованию ТРИЗ

5

ИКТ

Создание  открытого  информационно-образовательного пространства  ДОУ.

Повышение познавательной активности воспитанников. Повышение профессионального уровня  и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.

Создание  сайта ДОУ , подготовка воспитателями ДОУ презентаций к образовательным ситуациям с детьми, досуговым мероприятиям, родительским собраниям, педагогическим конкурсам.

6

Интерактивные методы обучения

Создание комфортных условий повышения профессионального уровня  педагогов ДОУ, при которых они чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Повышение  уровня проведения методических мероприятий и заинтересованности педагогов. Цикл  семинаров и тренингов с использованием интерактивных методов.

6

Исследовательские методы обучения (авт.А.Н.Савенков)

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Ознакомление педагогов с основами методики, организация работы по освоению методики, проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, разработка модифицированной рабочей тетради для дошкольников  “Маленький исследователь изучает мир», Конструктор исследований.

nsportal.ru

4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий

4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий

(показатель обязателен для высшей категории)

п/п

Название современных образовательных технологий, внедряемых педагогом в образовательный процесс, в том числе информационно-коммуникационных

Цель применения и частота использования образовательной технологии

Результат применения образовательной технологии

(методическая и практическая направленность применения)

Сведения о публичных мероприятиях, отражающие внедрение образовательных технологий:

– творческий отчёт;

-мастер – классы;

-открытые уроки, открытые внеурочные мероприятия и др. мероприятия

или

Урок с использованием указанной технологии (видеозапись урока, размещенная на сайте ОО или представленная на других электронных носителях)

1

Проектный метод обучения

Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Эта технология позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При этом формируются личностные качества обучающихся: мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор.

Преимущества технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, закрепление знаний, дисциплинированность.

Уроки-обобщения, учебно-исследовательские работы (летнее задание 6 класс, 7 класс), участие в конкурсах.

2

Здоровьесберегающие технологии

Укрепление здоровья ребенка, воспитания валеологической культуры.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

3

ИКТ-технологии

Повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, закрепление и расширение сведений.

Формирование основополагающих знаний школьного курса (ежеурочно)

Коррекции и учет знаний учащихся (уроки-контроля)

Папки-накопители по классам

Презентации

Списки полезных ссылок по темам учебного предмета

Внеурочное мероприятие в рамках предметной недели «Что такое лес?»

Внеурочное мероприятие «День птиц» в рамках акции «Покормите птиц зимой»

4

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению

Применение элементов данной технологии позволит организовать обучение, приближающееся к научному поиску и имеет личностно- развивающий характер в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

(Рабочие уроки, результаты ГИА)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Схемы материала, коллективные исследовательские работы,

Метод критического мышления

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

Кластеры

Двойной дневник

Технология оценивания учебных успехов

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.

У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки

multiurok.ru

Продуктивное использование новых образовательных технологий и методик

Продуктивное использование новых образовательных технологий и методик качественно изменяет характер и цели обучения, взаимоотношения между участниками процесса. Инновационные приемы способствуют активизации рефлексии и саморазвитию. Использование новых образовательных технологий способствует повышению интенсивности процесса обучения. Он сопровождается постоянно усложняющимися действиями детей. Через них учащиеся усваивают дисциплину, совершенствуют индивидуальные качества. Такое обучение весьма продуктивное.

Использование новых образовательных технологий: обоснование выбора

В рамках национальной учебной программы преподаватель представлен как человек, творчески думающий. Он должен обладать современными приемами образования, методами психолого-педагогической диагностики, средствами самостоятельного моделирования процесса в условиях практической деятельности. Немаловажное значение имеет и умение прогнозировать результаты. Продуктивное использование новых образовательных технологий с одной стороны показывают уровень подготовленности к профессиональной деятельности учителя. С другой – полученные результаты показывают, насколько учтены индивидуальные особенности детей, их приоритеты и интересы.

Специфика

Главный принцип, на котором базируется продуктивное использование новых образовательных технологий, – системность использования. Для раскрытия потенциала каждого ребенка педагог переносит акцент на активные формы процесса. В качестве них, в частности, выступает сотрудничество, взаимодействие преподавателя и детей. Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя и педагога предполагает формирование определенных этапов:

  1. Знакомство.
  2. Применение на практике.
  3. Дополнение собственными элементами.
  4. Создание своих технологий и методов.

Интерактивная доска

Продуктивное использование новых образовательных технологий в начальной школе и старших классах имеет тесную связь с уровнем оснащенности учебного заведения. Применение современных средств преподнесения информации невозможно при отсутствии соответствующего оборудования. К примеру, электронная доска позволяет внедрять интерактивные элементы обучения не только непосредственно на уроках, но и на конференциях, в рамках внеклассной деятельности. С помощью этого инструмента преподаватель и сами дети могут демонстрировать различные ученические продукты. Сведения, появляющиеся на поверхности доски, могут транслироваться на экраны, установленные в кабинетах. Передача данных при этом может осуществляться в режиме онлайн.

Создание исследовательской компетенции

Продуктивное использование новых образовательных технологий позволяет сформировать одну из ключевых способностей ребенка. Она выражается в наличии у него взаимосвязанных умений, знаний, навыков, которые требуются для эффективной деятельности в области обучения (самостоятельного в том числе), саморазвития. Технологии, направленные на формирование исследовательской компетенции, используются при выполнении практических и лабораторных работ по точным наукам (астрономии, физике), подготовке к районным, всероссийским научно-практическим конференциям.

Оценка качества педагогического процесса и достижений детей

Уровень знаний, навыков и умений обучающихся показывает итоговая аттестация. Продуктивное использование новых образовательных технологий направлено на формирование критериев самооценки творческого, познавательного труда ребенка. Создание портфолио является одним из современных приемов оценивания и учета достижений детей. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень подготовленности к итоговым экзаменам по предметам, усовершенствовать навыки и знания, сделать акцент на наиболее приоритетные направления индивидуального развития. В этом воплощается качественно новая культура обучения.

Преобразования в педагогической практике

Продуктивное использование новых образовательных технологий выражается в переосмыслении и изменении преподавателем имеющихся у него подходов к педагогическому процессу. В настоящее время происходит качественное обновление содержания обучения. Это, в свою очередь, изменяет роль и задачи педагога. Сегодня основная цель учебного заведения состоит в том, чтобы научить детей образовываться на протяжении всей их последующей жизни.

Универсальные навыки и умения

Продуктивное использование новых образовательных технологий предполагает формирование у детей:

  1. Способности к анализу полученной информации и определению затруднений.
  2. Умения находить ресурсы и возможности для решения задач.
  3. Навыков выработки стратегии достижения целей, планирования конкретных действий.
  4. Способности к ведению дискуссии, переговоров, то есть, умения выслушать собеседника, аргументированно убедить и принять коллективное решение.
  5. Способности к партнерскому общению и групповой работе.

Индивидуально-ориентированные модели

Они способствуют целенаправленному развитию детей. Их внедрение сопровождается формированием у каждого ребенка умения управлять индивидуальным процессом обучения, преобразованием самостоятельной деятельности ученика в саморазвитие. Продуктивное использование новых образовательных технологий в школе выражается в переходе от внешнего (со стороны преподавателя) контроля и оценивания к индивидуальному внутреннему самоанализу ребенка. Это, в свою очередь, изменяет мотивацию детей. У них начинают формироваться потребность в получении знаний, стимулируется заинтересованность в изучении материала по дисциплинам. Продуктивное использование новых образовательных технологий в школе предполагает также предоставление детям определенной свободы выбора сроков, в которые должны быть получены и представлены те или иные запланированные результаты. У учащихся повышается ответственность за свои действия, организацию индивидуального плана обучения.

Портфолио

Это одна из наиболее продуктивных образовательных технологий. Она способствует совершенствованию ребенка в процессе обучения. Кроме этого, развивается и сам учитель, повышая свой профессионализм. Распространение знания и включение детей в самостоятельную работу начинается с разработанных модулей портфолио. Учебное оборудование подбирается так, чтобы ослабить зависимость детей от педагога. Они должны пробовать самостоятельно осваивать темы, включаться в исследовательскую деятельность. Усвоенная методика самостоятельного управления процессом образования, в качестве инструмента в которой выступает портфолио, продолжительно и положительно влияет на ребенка. Для реализации поставленных задач педагог должен быть готов использовать технические ресурсы, которыми располагает школа.

Деятельность обучающихся

Отработка структуры портфолио может осуществляться в групповых занятиях. Это позволяет включить детей в процесс самооценки и самоуправления в ходе изучения дисциплин, планирования своих достижений. У каждого ребенка, испытывающего затруднения, есть возможность получить разъяснения или консультацию не только учителя, но и одноклассников. Работа по самостоятельной оценке собственных достижений должна организовываться в строгом временном промежутке. Этот интервал дается детям для решений задач, анализа своих действий и результатов. Оценивание осуществляется по выработанным совместно критериям. Детям предоставляется свобода в выборе различных проектов для участия в олимпиадах, конференциях, индивидуализации своих программ обучения.

Задачи портфолио

Форматы технологии позволяют:

  1. Развить навыки самостоятельной деятельности детей.
  2. Усилить практическую направленность и инструментальную ориентацию образовательного процесса. Достигается оптимальное сочетание практических и фундаментальных знаний. Процесс образования, таким образом, направлен не только на усвоение материала, но и совершенствование мыслительных способностей, выработку деятельностных навыков.
  3. Усилить индивидуализацию и дифференциацию обучения.
  4. Расширить использование коммуникативных и интерактивных форм деятельности, приблизить материал по изучаемому предмету к повседневным проблемам.
  5. Развить у учеников навык рефлексии.
  6. Организовать работу с сильными талантливыми детьми.

Возможности для учителя

Реализация модели портфолио позволяет преподавателю:

  1. Правильно расставить акценты на совершенствовании критического мышления и учебной способности, повысить мотивацию детей, расширить рамки педагогического процесса.
  2. Сформировать у обучающихся умение ставить цели, моделировать, организовывать индивидуальную работу.
  3. Развить способность детей самостоятельно контролировать процесс и оценивать собственный уровень знаний, определять динамику усвоения материала по предмету.

Преимущества для ребенка

Новые образовательные технологии в целом позволяют ученику:

  1. Сформировать умения самостоятельно обучаться на протяжении всей жизни, совершенствоваться в выбранной профессиональной деятельности.
  2. Повысить собственную мотивацию и ответственность за результаты работы, развить сознательное отношение к образованию.
  3. Усвоить не только определенный объем информации, но и развить созидательные и познавательные способности.
  4. Утвердиться в правильности выбранной области обучения.
  5. Стать конкурентоспособным на современном рынке труда.
  6. Выбрать соответствующие своим умениям направления профобучения и специализацию.
  7. Адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях.
  8. Развить ключевые личностные качества.

Аналитическая справка

Продуктивное использование новых образовательных технологий является одной из ключевых задач современного педагога. Внедряя те или иные подходы, приемы, преподаватель должен обеспечить:

  1. Входящий контроль, диагностику уровня обученности.
  2. Планирование образовательного процесса в соответствии с зоной ближайшего развития.
  3. Формирование условий для исследования в рамках системы уроков.
  4. Индивидуализацию и дифференциацию знаний.

Контроль деятельности самого преподавателя осуществляется методистом или директором ОУ. По результатам оценки составляется аналитическая справка. Продуктивное использование новых образовательных технологий может быть представлено дополнительно в диаграмме. Немаловажное значение в достижении поставленных целей имеет самоанализ преподавателя, его собственная оценка эффективности работы. На основе показателей результативности учитель осуществляет перспективное планирование. Используя образовательные технологии, педагог должен исходить из того, что каждый ученик в течение всего образовательного периода должен поработать по каждой методике. При этом необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Преемственность технологий и методик.
  3. Особенности групп в параллельных классах.
  4. Увеличение степени самостоятельности детей.

Преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. За основу каждому педагогу следует взять индивидуально-ориентированные образовательные технологии. Только так можно достичь цели методического совершенствования.

fb.ru

Современные образовательные технологии в работе воспитателя.

Использование современных образовательных технологий в практике воспитательно – образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям   воспитательно – образовательной работы с учётом ФГТ, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности.

В образовательной деятельности применяю следующие технологии:

Технология развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Технологии личностно-ориентированного  обучения обеспечивают дифференцированный подход в воспитании и обучении детей, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы. Основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание. Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

Технология проблемного обучения.

Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно – воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Воспитатель использует различные проблемные ситуации во всех областях образовательной деятельности .Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Воспитатель использует проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности.

 

Гуманно-личностная  технология – всестороннее  уважение и любовь  к ребёнку, вера в его творческие силы;

Технология сотрудничества – реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка;

Технология свободного воспитания – предоставление ребёнку свободу выбора и самостоятельности;

ИКТ (информационно компьютерные технологии).

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) технология, с помощью которой дети учатся находить позитивные решения возникающих проблем, развивается мышление и творчество, фантазия и речь.

Теория решения изобретательских задач используется для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ помогает воспитателю не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Позволяет воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Дидактические игры с использованием технологий ТРИЗиспользуются воспитателем во всех областях образовательной деятельности. Система игровых и сказочных задач позволяет воспитателю научить детей разрешению противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

Используя технологии ТРИЗ, воспитатель учит детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Решение сказочных задач и придумывание новых сказок включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Технологии ТРИЗ дают воспитателю и детям методы и инструменты творчества, владея которыми дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Метод проектирования, позволяет развивать личность ребёнка, его способность ставить перед собой цель и добиваться результата;

Игровые технологии.

Направленны на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, творческих способностей и индивидуального самовыражения. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Воспитатель организует игровую ситуацию «Что катится?» и использует её в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

Игровые технологии, направленные на развитие внимания.

У дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например, в образовательной деятельности «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же». В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует игры «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии.

Это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

·         приобщение детей к физической культуре

·         использование развивающих форм оздоровительной работы.

nsportal.ru

Анализ педагогической деятельности. Продуктивное использование образовательных технологий

3.2. Продуктивное использование образовательных технологий (образовательные технологии, используемые педагогом в практической деятельности, в т.ч. здоровьесберегающие, ИКТ)

Используемые современные образовательные технологии

Цель использования технологии

Результат

применения технологии

ТРИЗ

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой – стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами.

Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Мною разработан и реализован в работе с детьми цикл занятий «Радуга-дуга» по ознакомлению с нетрадиционными техниками изоодеятельности: рисование отпечатками пальцев и ладоней, штампами, жесткой кистью, ватными палочками, пластилинография и др. В результате дети овладели различными видами и вариантами использования нетрадиционных «инструментов» для создания изображений. Стали уверенно применять их на практике, проявляя фантазию и творческое воображение.

Проектный метод обучения

Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное поисковое участие в данной деятельности.

Реализованные проекты «Бабушкин сундук», «Воздух-невидимка», «От Плутона до Меркурия», «Лэпбук – ребятам друг!», «Морской огород», «Облако на ножке», «Ромашка – белая кудряшка», «Вальс цветов», «Новая жизнь старых вещей», «Ложечки точеные – ручки золоченые!» позволили обогатить и систематизировать знания детей, развить любознательность, инициативность, умение выделять проблему и стремиться к её решению.

Здоровьесберегающие технологии

Физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания и воспитания валеологической культуры.

Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

В целях укрепления здоровья воспитанников, профилактики нарушения осанки и плоскостопия использую массажные дорожки, нетрадиционные атрибуты для подвижных игр и индивидуальных занятий по физкультуре.

Знакомлю детей с художественной литературой и дидактическими играми по валеологии, развитию культурно-гигиенических навыков, соблюдению режима дня, здоровому питанию и т.п.

Мною создана и регулярно используется в работе с детьми специализированная фонотека: «Зверобика», «Массажики», «Гимнастика на каждый день», «На зарядку становись!», «Пальчиковые игры».

Подтверждением и результатом использования технологии является низкий уровень заболеваемости в группе.

ИКТ-технологии

Повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

У дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

В группе созданы и используются электронные картотеки по развитию речи, сюжетно-ролевым и подвижным играм, фонотеки «Речевая гимнастика Е.Железновой», аудиотеки «Сказки А.С.Пушкина», «К.Чуковский детям», «Диснейленд», «Русские народные сказки», «Стихи А. Барто», «П.И.Чайковский. Детский альбом», «Детские песенки», подборка обучающих презентаций по ознакомлению с окружающим миром.

В работе с детьми часто использую демонстрационный видеоматериал: тематические мультфильмы, документальные фильмы (и их фрагменты).

В результате использования ИКТ у детей группы активно развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь.

Интерактивная доска

Стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов для детей дошкольного возраста;

развитие навыков совместной работы и коллективного познания;

одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

визуализация абстрактной информации за счет её динамического представления.

Большинство заданий, развивающих логику и мышление, легче воспринимаются детьми, если они представлены на интерактивной доске. Таким образом, знание педагогом возможностей этого инструмента позволяет разнообразить занятия для детей.

Использую в своей работе интерактивную доску. Самостоятельно создаю авторские флипчарты.

В результате использования технологии дети научились работать с виртуальным конструктором, расставлять изображения на экране в определенном порядке, продолжать заданную последовательность, устанавливать соответствие, выполнять сортировку картинок по заданному признаку. При этом проявляют высокую активность и желание выполнять задания.

kopilkaurokov.ru

Статья на тему: Отчёт об использовании современных образовательных технологий в профессиональной деятельности воспитателя Волковой Юлии Вячеславовны. | скачать бесплатно

Отчёт об использовании

современных образовательных технологий

в профессиональной деятельности воспитателя

Волковой Юлии Вячеславовны.

Современные образовательные технологии-  это системный метод создания, применения и  определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

 (ЮНЕСКО)


Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Что мы можем сделать для исправления этой ситуации?
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии:
1. Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;
2. Игровые технологии в ДОУ:
3. Технология ТРИЗ, направленная на развитие творческих способностей;
4. Информационно-коммуникативные технологии;
5. Здоровьесберегающие технологии, созданные с целью укрепления здоровья детей;
6. При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход.
7. Технология проектной деятельности.

8. Технология  портфолио педагога и саморазвития.

Технология развивающего обучения.
Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, она влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
В настоящее время технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:
• в активизации познавательной деятельности детей;
• в создании мотивационных установок на проявление творчества;
• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами) ;
• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
2. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
3. Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


Технология проектов
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов
Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
I этап разработки проекта:
Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.
II этап работы:
Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.
Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников.
Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
III этап работы.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
IV этап работы.
Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Информационно-коммуникативные технологии
В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. С этой целью окончила компьютерные курсы в 2018 году.
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах таких интернет – сообществ, как:

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru;

2. АНОО “АНЭКС”;

3. Международный педагогический портал “Солнечный свет”.
Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер – классов, на семинарах.
Использовала мультимедийные презентации при подготовке и проведении мастер – класса «Любимая мамочка».
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ – компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Игровые технологии
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность – основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии – как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .
После введения ФГОС в систему дошкольного образования, воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Игра есть средство познания действительности и рассматривается:
– как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;
– особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
-особое отношение личности к окружающему миру;
– социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ;
– особое содержание усвоения;
– социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Таким образом, игра – это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.
Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр.
При использовании игровой образовательной технологии необходимо использовать следующие принципы.
1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.
Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась “под материал”, а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.
2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.
Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий ” на тему материала”
3. Принцип интерактивности.
Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.
Игровая образовательная технология – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно – пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Личностно – ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”.
На моих занятиях прослеживается акцент на личностно – ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой). Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу “Концепции среднего образования Российской федерации”.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
• по философской основе – гуманистическая
• сотрудничество воспитателя и ребёнка на равных:
• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
• по типу управления: система малых групп;
• индивидуальная + групповая, дифференцированная;
• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
• переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
• гуманно-личностный подход к ребенку;
• единство обучения и воспитания.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения “педагог – ребёнок”. В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
1. Новый взгляд на личность;
2. Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
3. Новую трактовку индивидуального подхода;
4. Формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический развивающий комплекс
Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов “чему” и “как” учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
3. Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современном ДОУ:
1. Постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;
2. Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
3. Развитие творческих способностей ребенка;

Здоровьесберегающие технологии
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%.
60% от сегодня составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.
В своей работе я подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.
Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
В своей практикеи спользую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ;
2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;
3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы;
4. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.) ;
5. Разные виды массажа и самомассажа;
6. Физкультминутки, динамические паузы;
7. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

Портфолио педагога

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

·         творчески думающим,

·         владеющим современными технологиями образования,

·         приемами психолого-педагогической диагностики,

·         способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

·         умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

nsportal.ru

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Наименование

 технологии,

электронных образовательных ресурсов в т.ч. интернет-ресурсов

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

1. Технология проблемного обучения

Ее актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

2. Исследовательская работа

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Исследовательская работа применима к этапу урока «открытия новых знаний».

3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности). На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.

Технология обучения в сотрудничестве универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

4.Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы, организацию горячего питания в школе для всех учащихся.

Использование на уроках различных веселых физкультминуток, гимнастики и др.

5. Информационные технологии

Применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Учитель чаще выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).

4. Для контроля учащихся.

Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ – это комбинированные уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. К каждой из тем выбираю различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word, презентации и проекты, дидактические игры, тренажеры и другие цифровые методические ресурсы.

6. Игровые технологии

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок-спектакль «Народные праздники»), в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.

Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *