Содержание:
В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».
Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.
Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.
Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.
Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.
С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.
В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.
Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.
По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».
У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.
В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.
Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.
Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.
В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.
Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.
Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.
На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.
В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.
Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».
Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.
С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.
Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.
Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.
По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.
Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.
Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.
Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.
modli.ru
Яблочный Спас — народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции – в 2018 году, как и ежегодно, празднуют 19 августа.
В древние времена праздновали несколько Спасов, которые были приурочены ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли – по сей день сохранились Медовый, Яблочный и Ореховый, которые отмечают в августе.
В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями — слово “Спас” сокращенная форма от слова Спаситель.
Яблочный Спас, который также называют Второй Спас, Праздник первых плодов, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины и так далее, напоминает о великой силе природы и ее неоценимых дарах.
Праздник плодородия в дохристианские времена отмечали в середине августа, на который приходилось окончание сбора урожая. В благодарность земле за хороший урожай люди приносили богам в жертву плоды и устраивали веселые народные гулянья с песнями и танцами.
С принятием христианства церковь связала это народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, Иисус полностью преобразился, когда молился на горе Фавор со своими учениками — лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми.
© photo: Sputnik / Grigory Sisoev
Торжественное освящение 5 тонн яблок
Благодаря этому божественному явлению праздник стали называть – Спас на горе. Глубокий смысл этого праздничного дня заключен в соединении воедино божественной и человеческой сущности Иисуса Христа.В Яблочный Спас каждому следует задуматься о праведности своей жизни, постараться преобразиться к лучшему.
Во всех действующих православных храмах в этот день проходят праздничные службы — верующие идут в церковь для исповеди и причащения. Люди издавна считали, что в Яблочный Спас Бог посылает на людей Свое благословение.
После Богослужения освящаются фрукты – этот обычай восходит к Ветхому Завету, когда люди несли в храм гроздья винограда и злаки для благословения и в знак благодарности Богу.
На Руси виноград рос далеко не везде, поэтому традиция преобразовалась, и стали освящать яблоки, сбор которых приходился на Яблочный Спас. Соответственно яблоки, которые олицетворяют достаток и благополучие, стали главным символом праздника.
По традиции, прихожане по сей день несут в церковь корзинки с виноградом, яблоками и другими плодами, которые можно употреблять в пищу, только после проведения торжественного обряда освящения.
© photo: Sputnik / Alexander Kondratyuk
Православные христиане отмечают Яблочный Спас
По древнему поверью, на Яблочный Спас ангелы на небесах, угощают души детей яблоками, а женщина, вкусившая плод раньше наступления праздника, лишала душу ребенка угощения. Поэтому после освящения плодов в церкви, родители, потерявшие детей, шли на кладбище и часть яблок оставляли на могилах или раздавали угощение в храме.В наши дни после церковной службы принято идти на кладбище, чтобы почтить помять всех почивших родственников, а не только детей.
Чтобы благословить посев, люди часто приглашали священника и на поля.
На праздник запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы — дозволяется только приготовление пищи и сбор урожая.
На Спас, пекут пироги, чаще всего используют начинку из яблок, добавляют мед и грецкие орехи. На столах, также присутствуют блинчики с различными начинками, сладкие каши, пирожки, печеные яблоки, компот из свежих фруктов. Угощали по традиции всех друзей и соседей, а вечером шли в поле и с песнями провожали лето.
Поскольку во время Яблочного Спаса продолжается Успенский пост, запрещена любая пища животного происхождения, но в праздник Преображения Господня – 19 августа церковный устав допускает вкушение рыбы и немного вина.
По старинному обычаю, в этот день хозяйки совершали ритуал очищения дома, для которого использовали яблоки и восковую церковную свечу. В частности, яблоко разрезали на две половинки и доставали сердцевину – в одну половинку ставили свечу и с ней обходили дом, читая молитвы и прося Господа защитить жилье от невзгод, а семье даровать мир и согласие.
© photo: Sputnik / Сергей Пятаков
Икона “Спас Нерукотворный”
Затем воск со свечи перекладывали в другую половинку яблока, крепко связывали две половинки плода веревкой, уносили подальше от дома и закапывали в земле. Завершив обряд очищения, хозяйки начинали готовить угощения.В Яблочный Спас устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками, а люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирот.
С Яблочным Спасом связано очень много примет и поверий, которые сохранились до наших дней.
Так, по народному поверью, первое съеденное яблоко, расскажет, чего ожидать от судьбы в ближайшем году. Если яблоко будет кислым, то впереди ждут неприятности, а вот если окажется сладким, то и жизнь будет полна радости и счастья. Кисло-сладкий плод всегда означал – крепкую семью, покой и уют в доме.
Девушки, съедая первое яблочко, часто обмакивали его в мед и загадывали свое самое заветное желание. В старину считали, что загаданное обязательно исполнится, если помыслы чисты и просьба идет от сердца.
Девушек часто сравнивали с цветущей яблоней, поэтому в праздник молодые барышни просили у дерева поделиться красотой и вплетали в венки яблочные листья.
Много примет связано было и с погодой — дождь на Второй Спас сулил мокрую и холодную зиму. А вот солнце и тепло в праздник – обещали снежную зиму, без сильных морозов.
Люди верили, что в этот день нельзя прогонять мух, если они садятся на руку — можно спугнуть счастье, поэтому нужно было подождать, пока она сама улетит.
Колосья пшеницы уродятся крупные, если во время посева дует северный ветер.
Если пчелы собираются в рой, и начался мелкий дождь, скоро наступит холодная и дождливая осень, а если на мед слетаются пчелы, то достаток в доме обеспечен.
Если листья на деревьях пожелтели на Яблочный Спас, значит в скором времени сильно похолодает.
Весь урожай зерновых нужно собрать до 19 августа, иначе первый дождь все погубит.
Кто занимается шитьем на праздник — будет лить слезы всю жизнь.
Много скворцов на деревьях – к суровому январю.
Жениться и выходить замуж в этот день, как и в другие дни Успенского поста, категорический запрещалось, так как это считалось большим грехом. Есть поверье, что молодые, обручившиеся в дни Успенского поста, никогда не будут счастливыми.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.
Материал подготовлен на основе открытых источников
sputnik-georgia.ru
Иван Шмелев “Лето Господне”
Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас.
Яблочный спас в 2018 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука.
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Евангелие от Марка, 9:2-13).
В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман).
«…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев “Лето Господне”). Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.
Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.
Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).
Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»
С Яблочным Спасом связаны и другие традиции – после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.
Борис Пастернак «Август»
АВГУСТ
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:
“Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство”.
Александр Блок «Преображение»
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Сергей Есенин «Преображение»
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
Чернигин Алексей «Яблочный спас»
Левитан Исаак Ильич «Цветущие яблони»
Вел. Княжна Ольга Александровна «Яблоки созрели»
Сафронова Инесса «Яблочный Спас»
Янаки Владимир Викторович. «Щедрая осень»
Марина Разина «Яблочный Спас»
Новикова Н. «Яблочный Спас»
Чайников Григорий Леонтьевич «Яблочный Спас»
Протоиерей Михаил Малеев «Яблочный спас на Афоне»
Белан Владимир Филимонович «Яблочный спас»
Полина Балашова «Яблочный спас»
Борис Кустодиев «На террасе»
Родионовы Н.П. и В.В. «Яблочный Спас»
Фото Юлии Маковейчук
Фото Roman Dawydkin, flickr.com
Фото Юлии Маковейчук
Фото Vladislav Bezrukov, flickr.com
Фото Юлии Маковейчук
Фото Юлии Маковейчук
Фото Igiss, flickr.com
Фото Юлии Маковейчук
Фото Юлии Маковейчук
Фото Юлии Маковейчук
Фото Юлии Маковейчук
Поделки из яблок и из бумаги для детей к Яблочному Спасу
Для изготовления бумажного яблока вам понадобится картонный рулончик от туалетной бумаги.
Яблочко из бумаги
Праздник Преображения Господня отмечается во время Успенского поста, поэтому предлагаем вам приготовить вкусные постные блюда из яблок на Яблочный Спас, в первую очередь – десерты.
Ингредиенты:
1 кг лещей
корень петрушки 1 шт.
корень сельдерея 1 шт.
лук-порей 1 шт.
лук 2 шт.
лимон 1 шт.
тертый хрен 2-3 ст. л.
кислые яблоки 2-3 шт.
соль
уксус 3%
сахар, специи
Приготовление:
Лещей промывают, очищают, нарезают на куски, солят, заливают на 5-7 мин. горячим уксусом, а затем, вынув рыбу из уксуса, варят ее до готовности в отваре из овощей и кореньев. Куски отварной рыбы выкладывают на красивое блюдо, украшают полуломтиками лимона, а сбоку кладут тертый хрен, смешанный с натертыми яблоками, и заправленный также уксусом, сахаром, солью и рыбным бульоном.
Ингредиенты:
мука – 3 стакана, 1 ч.л. соли, 1 стакан воды, яблоки – 600 г, сахар – 70 г, мед – 50 г.
Приготовление:
охладите воду и растворите в ней соль. Муку просейте в миску, сделайте в ней углубление и понемногу вливайте в него воду. Вымесите некрутое тесто. Продолжайте интенсивно в течение 15-20 минут вымешивать тесто на поверхности, пока оно не станет гладким и не вберет в себя всю муку. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 20 минут, чтобы оно набухло. Яблоки очистите от кожуры, удалите сердцевину, нарежьте их соломкой, посыпьте сахаром и дайте постоять 15-20 минут. Раскатывайте тесто, вырезайте из него стаканом круги и выкладывайте на них начинку. Защипните края и забросьте вареники в кипящую подсоленную воду. Когда они всплывут, проварите их еще в течение 3-5 минут. Подавайте готовые вареники с медом.
Яблочный джем
Ингредиенты:
1 кг яблок,
750 гр. сахара,
½ ст. воды.
Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и натрите на средней терке. В это же время смешайте воду и сахар и поставьте кастрюлю на огонь. Как только сироп закипит, добавьте в него тертые яблоки и варите около часа на среднем огне, периодически помешивая. За это время джем станет густым. После варки остудите джем, выложите в банку и храните в холодильнике.
Ингредиенты:
3 кг яблок,
1 кг сахара,
1 упаковка ванильного сахара,
1 ч.л. корицы,
лимонный сок.
Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и семян и нарежьте ломтиками. В кастрюлю выложите половину яблок и засыпьте их половиной сахара, сверху снова яблоки и сахар. Оставьте стоять на пару часов. Затем поставьте на огонь и варите в течение 20 минут. Остудите варенье и еще 2 раза повторите процедуру варки. В конце последней варки добавьте лимонный сок, корицу и ваниль. Горячее варенье разлейте по банкам и закатайте крышкой.
Ингредиенты:
яблоки – 5 шт, 1 стакан пшеничной муки, дрожжи прессованные – 10 ст.л, растительное масло, сахар – 3 ст.л, соль – по вкусу.
Приготовление: испеките яблоки в духовке, протрите их через сито. В полученную массу добавьте муку, дрожжи, сахар, соль и 2 ст.л. растительного масла. Замесите тесто и отправьте его в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно подошло. Когда тесто поднимется, жарьте оладьи на раскаленном растительном масле. При подаче полейте оладьи медом.
Ингредиенты:
1,5 кг яблок,
1 лимон,
1,5 л. воды,
2-3 бутона гвоздики,
250 гр. сахара.
Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры, разрежьте на 4 части и удалите сердцевину. Выложите яблоки в миску и полейте соком, выжатым из 1 лимона, перемешайте и накройте крышкой. Кожуру от яблок выложите в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем добавьте сахар, перемешайте и варите 5 минут. Снимите кастрюлю с огня, процедите содержимое через сито. Яблоки выложите в чистую сухую банку, добавьте к ним сироп, накройте крышкой и остудите. Аккуратно перелейте сироп в сотейник и прокипятите его. Гв
foma.ru
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).
Медовый Спас
Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
В основе первого Спаса – праздник с длинным названием – Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…
В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.
Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.
14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас – медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он – один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.
В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.
Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Яблочный Спас
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
В этот праздник – день Преображения Господня – прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.
Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.
С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое – это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса – до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.
Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки – то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.
Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.
В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания – считалось, что они обязательно сбудутся.
Про Яблочный Спас ещё говорят – «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник – напоминание о духовном преображении каждого из нас.
Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.
По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.
Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.
Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий спас в августе
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.
Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.
На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.
В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.
По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
big-rostov.ru
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.
Яблочный Спас 19 августа считается официальным окончанием лета и приходом осени – после него ночи становятся холодными, и наступает пора сбора урожая.
Другие названия праздника: Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Преображение, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины.
Этот день посвящен воспоминанию о превращении Христа своим ученикам на горе Фавор.
В этот день Иисус вместе с тремя учениками Яковом, Петром и Иоанном взошел на священную гору, чтобы помолиться. Именно в это время апостолы задремали и не видели Преображения Господня. Христос был одет в белоснежные одежды, которые всегда были символом чистоты, непорочности, веры и святости.
Восхождение на священную гору
Спустившись с небес, Иисус начал вести беседы со своими пророками. После люди, что собрались рядом и наблюдали за этим событием, услышали с небес голос, который провозгласил Христа своим сыном. Это и стало поводом к празднованию Второго Спаса.
Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме именно в ту пору созревал виноград, который принято освящать в этот день. Гроздья винограда, а также колосья люди несли в этот день в храм в благодарность Богу. Но виноград рос не везде, поэтому эта традиция несколько изменилась — стали освящать яблоки.
В наше время на освящение в храм несут корзины с самыми разными фруктами
В народном календаре в этот день провожают лето. Этот праздник означает наступление осени и преобразование природы. Из-за этого есть даже еще одно народное название праздника— осенины. Считается, что ночи после Спаса становятся намного холоднее. Поэтому и говорят: «Пришел Спас, держи рукавицы про запас».
Преображение Господне, помимо Яблочного Спаса, имеет и другие названия: второй/средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины.
Что светят в церкви на Яблочный спас
В народе существовало поверье, что есть яблоки и блюда из этого фрукта до наступления Яблочного Спаса не стоит, а вот после 19 августа люди могли лакомиться этим фруктом.
Существует запрет есть яблоки до начала Спаса женщинам, которые потеряли детей. По поверью, если родители не ели яблок до Спаса, то детям на небесах раздадут подарки в этот день.
Также в народе говорят, что нельзя в этот день сгонять с себя или убивать насекомых, тем более мух. Если она села два раза на руку — это к исполнению желаний. Странная примета, но так говорят. А вот правда это или нет — проверяйте.
В этот праздник запрещается заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, шить и вязать. Из домашней работы можно выполнять только садовые и кухонные дела.
Можно ли стричь волосы в яблочный спас? — Не желательно, как и любую работу в церковные праздники. Луна пошла на убыль, волосы будут медленно расти.
boooh.ru
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.
Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.
В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.
29 августа, в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.
На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.
Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и
dailyhoro.ru
В народном календаре отмечание Преображения Господнего приходится на месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. Дата, когда в народе проходит празднование, не меняется из года в год – это 19 августа. В этот день верующие освящают в церкви мед, яблоки и блюда из плодов нового урожая.
В православном календаре есть три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа), поэтому еще одно название − Второй или Средний, который обозначает наступление осени, переход от лета к осени и зиме. Название по церковным канонам − Преображение Господне. С этого дня разрешается употреблять, готовить блюда с яблоками и другими плодами, которые прежде следует посвятить в церкви. В этот период идет Успенский пост, который продолжается до 28 августа.
Обычай отмечать этот праздник приходится еще на IV век, поэтому история Яблочного Спаса значительно моложе многих других православных торжеств, но не менее интересна и загадочна. В то время Христос вместе с тремя своими учениками: Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор для молитвы, где узнал о своей грядущей жертве ради человека – о распятии на кресте, и был освещен необычным ярким господним светом. Сын Божий запретил ученикам рассказывать о своем предназначении и велел людям собирать плоды, чтобы их освятить. Случилось это за 40 дней до распятия Господа на кресте.
Считается, что на Великий Спас происходит преображение природы, поэтому празднование даты происходит по-особенному. Традиции Яблочного Спаса имеют многовековую историю, немного менялись, но значение их осталось неизменным. Раньше во время массового народного гуляния владельцы фруктовых садов должны были выставить телеги со своим урожаем и раздавать их прохожим, тех же, кто этого не хотел делать, считали жадными, нечестными людьми.
Народ верил, что последнее съеденное яблоко обладает способностью исполнять самое заветное желание. До такого события по традиции нельзя кушать любые плоды, кроме ягод и огурцов. До начала дня запрещается их употребление, особенно родителям, которые потеряли своих детей, потому что их умерший ребенок не сможет получить золотой фрукт от Матери Божией, которая раздает подарки на праздник Спас. Еще нужно было освободить почву до следующего урожая. Для этого до пышного празднования старались собрать хлебные колосья.
Крестьяне, для которых праздник урожая был одним из самых больших и значимых, верили, что яблоки обладают необычной силой, несут здоровье, силу, счастье, красоту. Между тем фрукт употребляют не только в сыром виде, но также закатывают варенье, варят компот, запекают яблоки, готовят пироги. Праздновать знаменательную дату начинают с утренней службы, во время которой в центр храма выносят крест, затем совершается поклонение, крестный ход, освящение урожая. Главным цветом считается белый, поэтому прихожане одевают светлую одежду.
Предписание запрета на употребление нового урожая связано с необходимостью его освящения, с развитием духовных сил человека, борьбой с искушениями, укреплением веры. Согласно церковному Уставу (Типикону) до Преображения запрещается употреблять виноград. Не есть яблоки до Яблочного Спаса – это своего рода замена винограда, поскольку последний давал плохой урожай в климатической зоне славян. В Типиконе прописано наказание тем, кто до Спаса попробовал фрукт – запрет на употребление их на весь август, правда, касается подобная мера прежде всего монахов, а не мирян.
На Осенины, еще одно название Преображения, меняется погода, поэтому приметы на Яблочный Спас в основном относятся к будущим изменениям погодных условий. Ночи становятся более холодными, журавли начинают перелетать в теплые края. Каким был этот день, таким будет Покров (14 октября) и январь. Если не было дождя – будет сухая осень, если были осадки – то дождливой, если же было ясно – ждите суровую зиму. Те верующие, которые остаются верными запрету употребления плодов, будут вознаграждены исполнением желания при первом откушенном кусочке.
По юлианскому календарю дата Яблочного Спаса приходилась на 6 августа, но после перехода на григорианский переместилась в народном календаре славян на 19 августа. Согласно Святому Писанию этот день являет собой Царство Божие на земле. По народным верованиям происходит третий выход умерших на свет в период весна-лето. В течение дня, если на тело человека садится муха, ее не прогоняли, поскольку она сулила успех и счастье. Вечером после трудового дня и гуляний провожали солнце в поле с песнями.
sovets.net