I.Организационный момент:
Учитель:
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», познакомимся с новым правилом и научимся его применять на письме.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. На прошлом уроке вам было дано задание, выполнить упражнение 24.
Ученик:
III. Объяснение нового материала (беседа).
Учитель:
Сегодня, мы будем говорить о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова».
Посмотрите на слова, которые записаны на доске, прочитайте их.
Ученик:
Ст_р_на, к_л_сок, х_л_да, ст_рик.
Учитель:
Запишите число, классная работа.
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание и обозначьте орфограммы.
Ученик 1:
Ст_р_на – ударение падает на гласную А, корень –сторон-, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом – стороны, вторую – сторонка.
К_л_сок – ударение падает на гласную О, корень –колос- нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом колос, вторую – колосья.
Х_л_да – ударение падает на гласную А, корень – холод –, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом холод, вторую – холодный.
Ст_ рик – ударение падает на гласную И, корень – стар -, нужно проверить безударную гласную в корне слова, проверяем словом -старый.
Учитель:
– Скажите, каким образом можно проверить безударные гласные в корне слова?
Ученик:
Безударные гласные в корне слова проверяются на письме ударной гласной в этом же слове.
Учитель:
Какие два основных способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы знаете?
Ученик:
Изменение слова, подбор однокоренных слов.
Учитель:
– Правильно, теперь прочитаем правило на с. 16, которое дано в учебнике.
Ученик:
Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова, нужно изменить слово, или подобрать однокоренное, в котором безударная гласная была бы под ударением.
IV. Закрепление
материала.
Учитель:
Хорошо, теперь поучимся применять правило на письме, выполните упражнение № 30.
Первое слово разберем вместе:
Ночной – ударение падает на букву О, корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О.
Ученик:
Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А.
Н_бесный – ударение падает на гласную Е, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е.
Х_лмистый – ударение падает на гласную И, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О.
Уд_вляться – ударение падает на гласную Я, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И.
К_рмить – ударение падает на гласную И, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О.
Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А.
Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И.
Д_ждливый – ударение падает на гласную И, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О.
Учитель:
-Молодцы, а теперь прочитайте слова, приведенные в упражнении 36.
В_л_сипед, г_мнаст, м_ршрут, к_чевник.
– Можнот ли проверить безударную гласную в корне в этих словах?
Ученик:
Нет.
Учитель:
Если гласную в корне слова нельзя проверить, как определить правильное написание?
Ученик:
Правописание непроверяемых гласных в корне слова, нужно запомнить.
Учитель:
Правильно: правописание непроверяемых гласных в корне слова нужно запомнить.
Приведите примеры слов?
Ученик:
Октябрь, корова, хризантема.
Учитель:
Чтобы закрепить изученный материал, выполним упражнение 37.
nsportal.ru
Тема урока: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Цели: выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова, развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило, формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;
Оборудование урока: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений .
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Опрос учащихся:
а) На какие части делятся слова?
б) Что такое корень?
в) Как называются слова с одним и тем же корнем?
г) Что надо учитывать, когда подбираешь
однокоренные слова? (значение корня)
д) Будут ли однокоренными слова: оса, осинка? (Оса – насекомое. Осинка – дерево.)
3. Актуализация знаний: словарный диктант ( 1 учащийся работает у доски, остальные в тетрадях; взаимопроверка)
Матрос, костюм, матч, пейзаж, проспект, парашют, жюри, каталог, кабинет, процент, тренер, вокзал, чудесный, директор, футбол.
4. Объяснение нового материала
Сегодня, мы будем говорить о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова».
Посмотрите на слова, которые записаны на доске, прочитайте их. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание и обозначьте орфограммы.
Ст_р_на, к_л_сок, х_л_да, ст_рик.
Ст_р_на – ударение падает на гласную А, корень –сторон-, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом – стороны, вторую – сторонка.
К_л_сок – ударение падает на гласную О, корень –колос- нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом колос, вторую – колосья.
Х_л_да – ударение падает на гласную А, корень – холод –, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом холод, вторую – холодный.
Ст_ рик – ударение падает на гласную И, корень – стар -, нужно проверить безударную гласную в корне слова, проверяем словом -старый.
Безударный – гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук – уда’рный
гласный –
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь, опасность, уходи,
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим –
Смело гласную напишем.
– Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)
-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемые и
непроверяемые.)
-Чем отличается ударный гласный от безударного?
– Какие позиции есть у звуков? (Гласные звуки в ударном слоге произносятся отчетливо. Это их сильная позиция. Гласные звуки в безударном слоге произносятся нечетко. Это их слабая позиция.
– Когда гласная буква занимает сильную позицию?
Безударные гласные требуют проверки, так как звук не совпадает с буквой.
– Каким образом можно проверить безударные гласные в корне слова?
(Безударные гласные в корне слова проверяются на письме ударной гласной в этом же слове).
– Какие два основных способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы знаете?( Изменение слова, подбор однокоренных слов). Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова, нужно изменить слово, или подобрать однокоренное, в котором безударная гласная была бы под ударением.
Теперь прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы.
В_л_сипед, г_мнаст, м_ршрут, к_чевник.
– Можнот ли проверить безударную гласную в корне в этих словах? Нет.
– Если гласную в корне слова нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание непроверяемых гласных в корне слова, нужно запомнить).
Приведите примеры слов? (Октябрь, корова, хризантема).
4.1. Работа с учебником. Чтение и комментирование правила.
5. Закрепление изученного материала
5.1.Отгадать загадки, записать отгадки и проверочное слово двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных.
1.Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза – глаз – глазки)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. (Трава – травы, травка)
3. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода – воды – водный)
4.Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова – совы – совушка)
5.2. Формирование орфографичекой зоркости. Работа в парах.
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Быстро Васе
помогайте и ошибки исправляйте
Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису.
Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки.
Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
– Почему Вася допустил так много ошибок? Какое же правило не знал Вася?
– Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
5.3. Устная работа с пословицами. Прочитай пословицы. Вставить
безударную гласную в корне в глаголах. Подобрать слова, в которых безударная гласная гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну. Если в сердце воина нет
мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие. Не сп_ши языком, а тор_пись делом. Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
6. Итог урока – Итак, мы сегодня повторили и закрепили знания о правописании безударных гласных в корне. Где можно применить ваши знания?
7 . Рефлексия.
Выберите нужный цвет :
Красный: Я умею проверять безударные гласные.
Желтый – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
Зеленый – Я сегодня не смог ,но завтра научусь.
7. Домашнее задание.
multiurok.ru
Цели и задачи урока:
Познавательные: Закрепить знания о написании слов с безударными гласными в корне; учить распознавать в словах безударные гласные, обосновывать их написание;
Развивающие: развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме; развивать речь учащихся;
Личностные: умения критически подойти к своему ответу, сомоанализу при выставлении отметок, осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие на уроке, вносить необходимые коррективы после завершения этапа урока, его оценки и учета сделанных ошибок.
Здоровьесберегающие: сохранение здоровья учащихся путем смены видов деятельности, проведение физкультминуток.
Воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка; интерес к урокам русского языка.
Класс: 2Г (Образовательная система «Школа 2100»)
Оборудование: мультимедийные слайды, карточки для работы в группах, тесты.
Методы и приемы:
Ход урока
1. Организационный момент.
Начнем урок русского языка. Надеюсь, что вы будете очень активны. Будем надеяться, что гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.
2. Минутка чистописания. (урок начнем с минутки чистописания)
1 слайд: Цв_ты, в_да, тр_ва, р_бина, л_са.
– Какая орфограмма спряталась в этих словах? (безударные гласные)
– Спишите слова. Поставьте ударения.
– Выпишем на следующей строчке их через соединительную петлю. (показать на доске )
– Что вы можете сказать об этих буквах? (Они обозначают гласные звуки. В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять)
3. Актуализация знаний.
2 слайд: Узнали, кто это? (королева). Из какой сказки она к нам пришла? (12 месяцев. С.Маршак)
Королева сочинила четверостишие: Травка зиленеет,
Солнышко блистит,
Ласточка с висною
В гости к нам литит.
– Что заметили? (ошибки)
– Какое правило не знает королева? (как пишутся безударные гласные).
– В какой части слова находится безударный гласный звук? (он находится в корне слова)
– Расскажите хором королеве правило-рифмовку.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
– Как проверить безударный гласный звук в корне слова? (мы знаем алгоритм проверки)
– Расскажите: читаем слово
ставим ударение
выделяем корень
подбираем такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
А сейчас давайте, поможем ее величеству исправить ошибки и сформулируем тему нашего урока. (исправление ошибок детьми).
(Мы, сегодня, наверное, будем исследовать безударные гласные в корне слова).
Верно, ребята, тема сегодняшнего урока «Правописание безударных гласных в корне слова»
А какие цели вы поставите перед собой? (научиться без ошибок писать слова с безударными гласными)
4. Сообщение темы и цели урока.3 слайд.
– О каком времени года говорится в этом четверостишии? (о весне)
– И сегодня мы с вами будем говорить о весне.
– А какие признаки весны вы сейчас можете наблюдать? (тает снег, текут ручьи, прилетели птицы, появились проталины, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля).
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок.
Звуко – буквенный анализ слова весна
Весна [ в’ и с н а ] – 5 букв,5 звуков, 2 слога (устно дают характеристику каждому звуку)
5. Повторение пройденного.
4 слайд: СНЕГ, ДОЖДЛИВЫЙ, РУЧЕЙ, КАПЕЛЬ.
– Выберете слово, которое как произносится, так и пишется, т.е. согласные и гласные находятся в сильной позиции. (РУЧЕЙ)
– Выберете слово, где гласный звук находится в слабой позиции. (ДОЖДЛИВЫЙ, КАПЕЛЬ)
– Выберете слово, где гласный звук находится в сильной позиции.
– Измените слово СНЕГ так, чтобы гласный звук был в слабой позиции (СНЕГ – СНЕГА)
– Сколько способов проверки вы знаете? (два способа):
– А это какой способ проверки?( изменение формы слова)
– А следующий способ? (подбор однокоренных слов, например: ДОЖДЛИВЫЙ – ДОЖДИК)
6. Закрепление навыка проверки слов с разными способами.
Групповая работа.
Распределите слова на 2 группы. Найдите проверочные и проверяемые слова:
Гнездо | Деревья | Лиса |
Гнездышко | Деревянный | Лисы |
Гнездятся | Дерево | лисица |
7. Физкультминутка.(для глаз)
8. Работа с предложением.
5 слайд: Посмотрите на картинки и с помощью схемы, составьте предложение.
Под, молодая, травка, сосной, зазеленела. |
Под сосной зазеленела молодая травка.
– А теперь запишем это предложение, разберем по членам предложения и по частям речи.
– Назовите ошибкоопасные места.
6. Разгадывание ребусов. Работа по развитию речи.
– А сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, которые загаданы картинками и символами. Как называются такие загадки? Верно, ребус.
Сегодня мы говорим о весне, и компьютер предлагает вам разгадать его ребусы о явлениях весны.
6 слайд: Какое получилось слово?
– Кто такой скворец? (Это птица).
– Какая орфограмма спряталась в слове? (Безударная гласная).
– Какое подберём проверочное слово? (Скворушка).
– Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.
– Как мы готовимся к прилёту скворцов? (Строим скворечники. Весной мы сделали 16 скворечников и отвезли в заповедник «Присурский»).
– Скворцов часто называют гонцы весны, предвестниками весны. Как вы думаете почему? (Потому что они прилетают первыми)
7 слайд: Какое получилось слово? (Цветок).
– Какое подберём проверочное слово? (Цвет, цветик).
– Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.
– Почему, говоря о весне, мы обязательно говорим о цветах. (Они появляются весной).
– Как мы называем такие цветы? /Первоцветы, потому что первые. Подснежники, потому что из-под снега/
– Какие вы знаете первые цветы? (Мать-и-мачеха, ключики, сон-трава, фиалка).
– Что вы испытываете, когда видите первые цветы? (Радость, нежность, хочется их потрогать).
Эти цветы очень нежные, в букетах они быстро вянут. Поэтому не нужно их срывать.
9.Физкультминутка.
Предлагаю встать и немного подвигаться. Пройдем немного вперед, увидели цветок, присели, рассмотрим его. Двигаемся дальше. Увидели цветок, нагнулись, рассмотрим его. Вдохнем свежего воздуха. Сядем на свои места.
Ребята, мы с вами сейчас увидели столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему?
Мы не будем рвать цветы-
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут, радость нам они несут!
10.Работа с учебником. (упр.232, стр.147)
– Читаем строчки из стихотворения. Кто может назвать автора?
– Как оно называется?
– Какие буквы гласных надо написать в корнях слов?
– Какие орфограммы встретились?
– Напишите по памяти.
11.Цифровой диктант с последующей проверкой.8 слайд:
гн…здо
1. А ос…нь
пр…мой
2.О п…сьмо
м…ряк
3.И с…лить
тр…ва
4. Е б…да
м…сной
5. Я ч…сло
Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.
(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)
12. Подведение итогов урока. Рефлексия. /9 слайд /
Таким образом, что надо проверять?
где надо проверять?
как надо проверять?
Чем надо проверять?
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Молодцы!
Что бы хотели сказать об уроке?
Чью работу хотели бы отметить?
Оцените свою работу на уроке. У каждого магнитики.
Кто хорошо работал, усвоил правило – прикрепляют магниты на доску.
КРАСНЫЙ – Я умею проверять безударные гласные.
ЗЕЛЕНЫЙ– Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
ГОЛУБОЙ– Я сегодня не смог, но завтра выучу новое правило и научусь.
За работу я выставила: 5 —–,4—–.
nsportal.ru
МКОУ Новобирюсинская СОШ
Тайшетского района Иркутской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:
«Правописание безударных гласных в корне слова »
Урок провела учитель начальных классов
Лаевская Елена Васильевна
26 ноября 2015 г
Технологическая карта урока
ФИО автора: Лаевская Елена Васильевна
Место работы: МКОУ Новобирюсинская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2 «а»
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Тема урока
«Правописание безударных в корне слова»
Тип урока
Урок закрепления изученного
Цель
Формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова
Задачи
Образовательные: стимулировать активную познавательную деятельность учащихся
Развивающие: развивать орфографическую зоркость
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
УУД
Личностные УУД: сохранять мотивацию к учёбе, проявлять интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенное учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способы – результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, владеть монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач. Владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь: выделять безударные гласные в корне слова; составлять алгоритм по проверке безударной гласной;
– понимать и принимать учебную задачу;
– проверять безударные гласные в корне слова;
– сопоставлять произношение и написание слов;
– подбирать проверочное слово;
– находить примеры слов на изученную орфограмму;
– отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Личностные:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы
Основные:
Проектор, компьютер, презентация,
Дополнительные:
Карточки с заданиями, Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями.
Дидактический материал для работы в парах.
Дидактический материал для работы в группах.
Учебник русского языка 2 класс, «Школа России», В.П.Канакина
Формы урока
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г- групповая
Технология
Здоровьесберегающие технологии
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время: 2 минуты
1.Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.
2. Отвечают на вопросы учителя
.
1. учитель читает стих, настраивает детей на рабочую обстановку.
2. Предлагает прочитать пословицу.
Дети, вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться!
1.(слайд 1) Каждый день жизни нам прибавляет частичку мудрости.
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Какие качества нам понадобятся, чтобы все усвоить на уроке?
(Коммуникативные УУД),- готовность к деятельности: слушать и вести диалог, положительная эмоциональная направленность.
Гимнастика для глаз
Чистописание
Время: 3 минуты
Выполняют гимнастику для глаз.
Отвечают на вопросы. Выявляют закономерность.
Зачитывает задание, задаёт вопросы.
– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки. Сейчас проведем для них гимнастику.
После гимнастики буквы, которые вы увидите нужно постараться запомнить их и назвать.
(слайд 2) а,о,е,и,я.
– Какие буквы вы увидели?
– Что объединяет эти буквы?
– Дайте им характеристику?
-В чем их особенность?
Напишите эти буквы.
Познавательные УУД -характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,
строить логическое рассуждение.
Самоопределение к деятельности
Время: 5 минут
Формируют цель урока.
Читают алгоритм.
Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем.
Подводит к выводу о цели урока.
Читает стих
Задает вопросы.
– А вы можете уже определить тему нашего урока?
– Какие задачи поставим перед собой?
Безударных гласных пять, тех, что надо проверять
Вы запомните друзья буквы а, о, е, и, я.
Лучик солнца в ладони возьму
И к сердцу его приложу.
И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.
(слайд 3)
У каждого на парте лежит лучик успеха, который будет дополнять наше солнышко, (дети показывают лучики)
Давайте вспомним алгоритм работы с безударной гласной, (слайд 4)
1.Читаю слово.
2.Ставлю ударение.
3.Выделяю корень.
4.Подбираю проверочное слово.
5.Пишу гласную.
Давайте немного расшифруем алгоритм.
Регулятивные УУД- Принятие и сохранение учебной задачи
Применение изученного
Время: 8 минут
Физкультминутка – 2 минуты
Читают слова,
записывают, объясняют. Ученики делают выводы. Говорят правила.
Соединяют слова парами. Объясняют свой выбор.
Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения
Проверяют по ключу.
Обосновывают свою точку зрения.
Один ученик из группы защищает работу всей группы
Контролирует выполнение задания, обращает внимание на правильную посадку детей
Задаёт
вопросы, организовывает работу в парах.
Организовывает работу в группах.
Задает вопросы
– Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы».
Вам нужно вставить безударные гласные, используя наш алгоритм.
Записываем слова в тетрадь с комментированием, используя алгоритм.
Сн.гирь, л.сник ,цв.ты, м.ряк, з.ма,св.сток.
Вы молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Вы умники и умницы!
А сейчас мы будем работать в парах.
Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
гриб
сосны
цвет
коврик
поле
п.ля
гр.бы
с.сна
гн.здо
к.вер
цв.ток
Проверка (слайд 5)Помашите лучиками успеха, кто не ошибся.
Молодцы, ребята! А сейчас поработаем в группах.
Каждой группе даю одно предложение, в которой есть слова с безударной гласной. Ваша задача над словом с безударной гласной написать проверочное слово и вставить пропущенную букву.
Зачитать, что получилось.
В л.су зв.рьки готовятся к з.ме.
Белка сушит на в.твях д.ревьев гр.бы.
Ежик ут.пляет гн.здо тр.вой.
Зм.я нашла м.стечко под бр.вном.
Ул.тают в теплую стр.ну стр.жи.
Предложения появляются на слайде (6)
Прочитайте все предложения, которые получились
Можно ли назвать это текстом? Придумайте заглавие.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покружились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать начинаем.
Вы так хорошо справились с заданием, и я предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
+
Познавательные УУД – классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
Обобщение и систематизация
Время: 10 минут
Выбирают задания, дифференцированная работа.
Индивидуальная работа у доски.
Проверяют по ключу.
Контролирует выполнение заданий.
Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).
Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу.
Индивидуальная работа. ( В это время ученики поочередно работают у доски).
З.мля В.лна
ст.лы р.ка
н.жи сн.га
вр.чи гр.чи
(Осуществляется дифференцированный подход)
1 уровень.
– Напиши пропущенную букву в слове, рядом напишите проверочное слово.
Гр.за, гр.чи, в.лна, р.ка, вр.чи, зв.зда.
2 уровень.
Найди ошибки, исправить их.
После даждя в лису пахнет гребами. На лисных палянах показались лисички.
Прочитайте задания и выберите то, которое вам по силам.
Проверка. (Слайд 7)
Кто не сделал ни одной ошибки? Помашите лучиками.
+
Регулятивные УУД -ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.
Личностные УУД -принимать правила делового сотрудничества.
Контроль
Время: 5 минут
Выбирают правильный ответ. Проверка по ключу.
Формулирование ответов на поставленные вопросы. Каждый ученик своим «лучиком успеха» дополняет «солнышко».
Осуществляет контроль, выдаёт раздаточный материал.
Итоговый фронтальный опрос. Графический диктант по карточкам. Взаимопроверка по ключу. (Слайд 8)
о
а
и
е
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
П.тно, в.лна, д.жди, гл.за,л.сток, сн.говик, з.мля, сл.ды, б.льница.
Соедините точки по порядку. На какую цифру похож наш рисунок?
А теперь покажите ваши лучики. Давайте объединим их в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний.
+
Коммуникативные УУД- анализировать и правильно ставить метки в таблице.
Рефлексия
Время: 3 минуты
Оценивают свои действия на уроке
Опрос детей по усвоенному материалу
Подведение итога урока.
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
Слайд 9
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали.
+
Регулятивные УУД- оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.
мотивировать свои действия,
выражать положительное отношение к процессу познания.
Домашнее задание
Время: 2 минуты
Записывают домашнее задание в дневник
Комментирует домашнее задание
Домашнее задание по выбору
1. Написать по 10 слов с безударным гласным в корне слова.
2. Упражнение 152,стр.99
infourok.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»
Открытый урок по теме:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Разработала учитель начальных классов:
Ключникова Тамара Андреевна
г.Петропавловск-Камчатский
2016г.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Разработала: Ключникова Тамара Андреевна
(учитель начальных классов )
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.
Цели:
обучающие – отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;
воспитывающие – способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;
развивающие – учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
2. Постановка учебной проблемы
– Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды
– Сравните.
– Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
-А кто еще поставил такую цель?
-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы ,учебник, учитель)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
Что
Где
Как надо проверять?
Чем
3. Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Что а, о, и, е, я
Где
Как надо проверять? в корне
Чем подбирать проверочные слова
ударением
4. Работа над темой урока
• Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
-Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? – Итак, вот слово «ЗИМА».
– Какой первый шаг? (Прочитаем слово)
– Затем поставим ударение.
– Выделим корень слова
-Определяем безударную гласную (безударная гласная и)
– Подберём проверочное слово (зимы)
-Пишем гласную
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
Пишем гласную
Работа в парах (карточка №1)
– У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. ( Впишите безударную гласную, проверочное слово)
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.
– Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.
– На выполнение задания отводится 2 минуты.
-Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)
. Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!
ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово
Проверяемое | Проверочное | Проверяемое | Проверочное |
л…сты | л…сты | ||
ч…сы | ч…сы | ||
г…ра | г…ра | ||
Дв…ры | Дв..ры | ||
гн..здо | гн…здо | ||
св..ча | св..ча | ||
отв…рить (картофель) | отв…рить (картофель) |
– Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?
Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне
– Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)
5. Первичное закрепление
– Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.
• Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Приготовили сигнальные карточки.
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночевка, беда, сова, грачи ,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.
-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.
– Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.
Карточка (жёлтого цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.
пож.лтели • корень
к.ренья • лебедь, лебедушка
выгл.нул • желтый
л.б.диный • молот, молотит
м.л.ток • взгляд
г.л.ва • головы, головка
Карточка (зелёного цвета)
Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.
Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……
Карточка (розового цвета).
Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.
На лесных полянах показались золотые лисички.
– Итак, проверим.
– Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
– Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
– Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.
– Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
– Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.
– Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
– Следующее испытание.
Напоминаю правила работы.
– Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.
Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.
– Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после – аргументируете свое несогласие.
– Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?
– Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?
– Придумайте название тексту. Время работы – 1 мин.
группа № 1 В л…су зв…рьки готовятся к з…ме. |
группа № 2 Белка сушит на в..твях д…ревьев гр…бы. |
группа № 3 Мышка зап….сает з…рно. |
группа № 4 Ёжик ут…пляет гн…здо. |
группа № 5 Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном. |
группа № 6 Ул…тают в тёплые кр…я ласточки и стр…жи. |
В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.
Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
Сенева, вада, бижать, трова, свистеть
• Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
6. Систематизация знаний, полученных на уроке
1) – Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.
7. Итог урока. Рефлексия.
– Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.
-Какова была тема урока?
-Какие цели мы ставили перед собой?
-Достигли ли мы нашей цели?
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
– Спасибо за работу на уроке!
Дополнительные задания
Вставь пропущенную букву в слова,
допиши проверочное слово
гр…за – _______________________________
оз…ро – _______________________________
т…шина – _____________________________
д…жди- _______________________________
бер…г – ________________________________
д…ревья – ______________________________
Составьте с данными словами
рассказ из 3- 4 предложений
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
– Сформулируйте сами задание к этому тексту.
– Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.
Кр._сив русский лес з. мою! Поб._лели п._ля и луга. Льдом покрылась р._ка. Глубокие, чистые л._жат под д._ревьями сугробы.
Интересный урок Мое участие | Интересный урок Мое участие | Интересный урок Мое участие |
Интересный урок Мое участие | Интересный урок Мое участие | Интересный урок Мое участие |
multiurok.ru
МБОУ «Сокрутовская оош»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ «Сокрутовская»
Ильченко Людмила Николаевна
2012-2013 учебный год
Открытый урок по русскому языку на тему:
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.
Тип урока: урок закрепление изученного материала.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями
ИКТ: презентация к уроку
Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
III. Психологический настрой.
– Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
– Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)
IV. Чистописание.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 3)
– А сейчас минутка чистописания.
На доске:
Нос, носовой, носить, переносица
– Скажите, что объединяет эти слова?
– Какое слово лишнее? (слайд 4)
V. Словарная работа.
– Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:
МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД. (слайд 5)
– Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.
– Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
VI. Постановка проблемы урока.
– Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.
«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
– Мяч будет, – сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Саша?
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом (слайд 6)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
– Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
– Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд7)
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
VII. Работа над темой урока
– А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
– Например, слово ЗИМА
– Сначала прочитаем слово.
– Затем – поставим ударение.
– Далее – выделим корень
– Потом определим безударную гласную.
– И подберём проверочное слово.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово. (слайд 8)
VIII. Упражнения. Работа по учебнику.
– Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 99. (слайд 9)
Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.
– Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
X. Физкультминутка. (Слайд 10)
– Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Как крылья сложат назад.
– Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.
– Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют. Желаю удачи!
А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая – стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В) В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки 3) стрелки
2) легкие 4) спортивный
(слайд 11)
– Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
IX. Работа с текстом.
– Сова приготовила для вас новое задание – текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)
Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.
– Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
XI. Подведение итогов.
– Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 13)
– Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
– Молодцы!
XII. Рефлексия.
– Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.
-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.
Спасибо за урок!
XIII. Домашнее задание. Стр. 98, упр. 261 (Слайд 14)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Безударные гласные в корне слова.
По горизонтали: 1. На глазах – по колесу 3..Площадь круглая, 5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит. 7. Утром бусы засверкали, 9. Ходит – бродит среди льдин 11. Что же это за девица: 13. Кафтан на мне зелёный, 15. Течет, течет – не вытечет. 16. Птица длинноклювая | По вертикали: 2. Мы день идём, мы ночь идём, 4. Ею траву косят 6. Рыжая птичница 7. Ягоды – красненькие 8. Вот магазин. Не для красы 10. С бородой, а не старик, 12. Одна сестрица 14. Что олень на голове носит? |
nsportal.ru
Средняя общеобразовательная школа №13
Урок русского языка
«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Азовскова М.С.
Уральск – 2015 г.
Правописание безударных гласных в корне слова
Цели: систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; отработать навык проверки написания безударных гласных в корне слова; воспитывать культуру речи и письма.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель должен обязательно проверить наличие выполненного домашнего задания у всех учащихся. Можно зачитать вслух несколько поговорок и пословиц о дружбе (у 2-3 учащихся можно взять тетради на проверку и выставить оценку за работу)
Запомни! Запись в «Словарь трудных слов»
Настурция, оранжевый, аромат, директор, вестибюль, кабинет, портрет.
III. Изучение нового материала.
Беседа с классом.
Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
– Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
– Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)
– Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)
Тренировочные упражнения
Вставь пропущенные буквы о или а. Подбери проверочные слова
п…лянка – _______________
пл…довый – _____________
зав…рить – ______________
к…лючий – ______________
нав…днение – ____________
д…ждливый – ____________
д..ма – __________________
г…рода – ________________
в…лна – _________________
з…нты – _________________
г…ра – __________________
с…сна – _________________
2. На доске заранее записаны слова:
волна – вол
травить – травы
водитель – воды
– Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?
Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.
Гористый – горе, водитель – воды, носить – нос, белизна – белый, ползти – польза, число – чистый, лепить – лепка, спешить – спешка, ложка – ложный, водяной – водный.
Физкультминутка
Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук):
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
4. Словарная работа.
– Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Тренер, тренировка, тренироваться.
Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).
1 – н…чной,
2 – н…бесный,
3 – г…родской,
4 – д…лекий,
5 – д…ждливый
6 – хр…брец,
7 – п…левой,
8 – пок…чать,
9 – м…лодой,
10 – пл…довый.
Выборочный диктант (к словам с безударной гласной подобрать проверочные слова)
Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.
Запись в «Словарь корней»
-да-: дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздаваться.
-дол-: долина, Подольск, долой.
-даль-: далекий, дальний, далеко, вдали, удалиться.
Итог урока
Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.
Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Домашнее задание
§ 2.
Упражнение 14 на стр. 6.
infourok.ru