Поисково познавательная деятельность в подготовительной группе – Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Экспериментально- познавательная деятельность в подготовительной группе | скачать бесплатно

Содержание

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Экспериментально- познавательная деятельность в подготовительной группе | скачать бесплатно

Дата

Тема

Цели и задачи

Материал

Литература

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема:«Человек»

 «Наши руки»

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека,  чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. –Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

о

к

Т

Я

Б

Р

Ь

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.        

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Как мы чувствуем запахи?»        

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. экологическое образование  дошкольников . – Екат-г, 2005 г., с.223

н

о

Я

Б

Р

Ь

 

«В мире волшебных звуков»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание опыта в картотеке

н

о

Я

Б

Р

Ь

«Магнитизм»        

«Магнит – фокусник»

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество» 

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 – 100

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«СВЕТ И ЦВЕТ»

Рассказать о значении света для жизни на Земле. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света, почему происходит смена дня и ночи.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское эксперим.–М., 2005 г., с. 63

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Знакомство с термометром»

Дать понять детям, как работает термометр, от чего зависят его показания

Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать  свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Измерение глубины снежного покрова

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Линейка, таблица, карандаш

М

А

Р

Т

«Как устроены перья у птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

М

А

Р

т

«Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».        

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М., 2006 г., с. 19

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

«Этот загадочный космос»        

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63.

М

А

Й

Опыт: «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.        

Цветовой волчок или юла.        

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.163.

М

А

Й

«Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.151.

Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы | скачать бесплатно

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №1539

Дошкольное отделение № 3

Индивидуальный отчет

по самообразованию на тему:

«Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»

воспитателя

                Якуниной Натальи Алексеевны

на 2015 – 2016 учебный год

г. Москва – 2016г

Индивидуальный план самообразования

на 2015-2016 учебный год

воспитателя старшей группы

Якуниной Натальи Алексеевны

 

Тема: «Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи: 

Познавательные:

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Стимулировать желание детей экспериментировать;
  • Формировать коммуникативные навыки;

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Начало работы над темой: сентябрь 2015 года

Окончание работы: май 2016 года


Расскажи – и  я забуду,

Покажи – и  я запомню

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.

         Дошкольный возраст очень важный возрастной период для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на “открытие” нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Любая программа для ДОУ должна соблюдать ФГОС. Именно в нем указаны требования и стандарты, задачи, которые необходимо соблюдать при воспитании и обучении детей. Так укажем, какие принципы должна соблюдать познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС:

  • Необходимо развивать любознательность.
  • Формировать познавательные действия.
  • Развивать воображение и творческую активность. Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.

Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей,  мною была выбрана тема исследования.

        

Я полагаю, что используя элементарную поисковую деятельность, можно сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

  • в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи
  • намечать план действий
  • отбирать способы решения поставленной задачи
  • добиваться результата и анализировать его.
       

    В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности. включает в себя цель, мотив, способы условия, результат.

Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

  • Цель- получить знание, добыть информацию.
  • мотив – определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.).
  • способы — познавательные умения, способы действий.
  • условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели.
  • результат — новое знание (комплекс знаний).

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес- направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «-внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной. математической и т.д.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

  • любопытство
  • любознательность
  • интерес к познанию (познавательный интерес)
  • теоретический интерес

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связана с новизной ситуации.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью освоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

                                   

месяц

Тема

Цель

Оборудование

Примечания

Работа с родителями

сентябрь

Воздушный океан

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Свойства воздуха (опыты).

3.Чистый и грязный воздух.

4. Ветер.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

полиэтиленовый пакет

резиновая груша

воздушный шарик

парашютик

карточки с изображением ветра, бури

камешек

стакан с водой

весы

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу.

Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

октябрь

Песок. Глина. Почва

  1. Песок, его свойства. Песочные часы.
  2. Глина, ее структура и цвет.
  3. Почва. Разновидности почвы.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

стакан с песком, с глиной, водой

лист бумаги ложечки

 лупы

песочные часы.

образцы почвы в железной баночке

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки

почва

Лепка из глины

Рисование картин песком

Посадка растений в почву

Консультация на тему: «Игра и

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников

ноябрь

Царица-Водица

  1. Путешествие по глобусу.
  2. Свойства воды.
  3. О различных агрегатных состояниях воды.
  4. Круговорот воды в природе.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру.

Глобус

Схема с изображением круговорота воды в природе

Иллюстрации, изображающие использование воды человеком

Оборудование для проведения опытов

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков  «+» и «-»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

декабрь

Царица-Водица (продолжение)

  1. Почему идет снег?
  2. Выявление механизма образования облаков
  3. Выявление механизма образования инея

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Образцы снежинок

Пульверизатор

Термос с горячей водой

репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

январь

Магнит

  1. Магнит и его свойства.
  2. Магнитные свойства Земли.
  3. Компас.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия

 « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Консультация на тему:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

февраль

Волшебница соль

  1. Физические и химические свойства.
  2. Выращивание кристаллов соли
  3. Способы добычи соли.
  4. Применение соли

Уточнить знания детей о свойствах соли.  Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей),  стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца.

Выращивание кристалликов соли

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

март

Наш мини огород

  1. Способы размножения растений.
  2. Посадка лука.
  3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
  4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена помидор

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! »

апрель

Космос. Вселенная. Звезды.

  1. Планета Земля – наш общий дом.
  2. Солнце – источник тепла и света.
  3. Космическое путешествие

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Вызвать познавательный интерес к Космосу.

Макет Солнечной системы

Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд

Фотографии космонавтов

Цветная бумага, ножницы, клей

Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой

Совместная работа родителей и детей  по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей

Вывод. 

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений, объяснений. Старший дошкольник “выверяет” свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

 К концу учебного года прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, повысился уровень познавательной активности у детей подготовительной группы.

В ходе проводимой работы нами отмечались изменения, которые происходили с детьми. Детям легче стало устанавливать причинно-следственные связи, у них вырос интерес к объектам и явлениям природы, а так же эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения  о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.

Результаты нашей работы показали, что комплекс мероприятий по включению детей в познавательно-исследовательскую деятельность оказался достаточно эффективным.

Таким образом , актуальность данной темы была подтверждена, цели и задачи выполнены.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. –  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

nsportal.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) на тему: ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ | скачать бесплатно

План работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе 

Сентябрь

1. Неживая природа. Помощница вода. Какие ее свойства?

Программное содержание: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013,

стр. 82-83

2. Живая природа. Может ли растение Сентябрь

дышать? Есть ли у растений органы дыхания?

Программное содержание: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений; определить, что все части растения участвуют в дыхании. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 55

3. Человек. Сколько ушей? Проверим слух.

Программное содержание: определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Показать, как человек слышит звук. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 112-114

4. Живая природа. Нужен ли корешкам воздух? Что выделяет растение?

Программное содержание: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 56-57

Октябрь

5. Мониторинг.

6. Живая природа. Во всех ли листьях есть питание?

Программное содержание: установить наличие в листьях питания для растений. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 57

7. Неживая природа. Куда делась вода? Откуда берется вода?

Программное содержание: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Познакомить с процессом конденсации. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 83-84

8. Человек. Наши помощники – глаза. Проверка зрения.

Программное содержание: познакомить со строением глаза, функцией его частей. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 114-115

9. Живая природа. Как легче плавать? «Как с гуся вода»

Программное содержание: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 78-79

Ноябрь

10. Живая природа. Мы любим лес.

Программное содержание: прививать трудовые навыки; вызвать интерес к жизни растений и животных; развивать любознательность. Ю. А. Вакуленко Воспитание любви к природе у дошкольников, Волгоград, «Учитель», стр. 133

11. Человек. Рукотворный мир. Преобразование. Парусные гонки.

Программное содержание: уметь видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 119

12. Человек. Рукотворный мир. Мир бумаги.

Программное содержание: узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 117

13. Живая природа. Как устроены перья у птиц?

Программное содержание: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 79

Декабрь

14. Неживая природа. Мы – фокусники!

Программное содержание: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 94

15. Живая природа. Для чего корешки?

Программное содержание: доказать что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; становить взаимосвязь строения и функций растения. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 65

16. Неживая природа. Мир камней.

Программное содержание: познакомить детей с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. Т. М. Бабушкина Окружающий мир, Волгоград, ИТД «Корифей», 2010, стр. 46

17. Хвойные иголки.

Программное содержание: познакомить с особенностями хвойных деревьев; развивать любознательность. Ю. А. Вакуленко Воспитание любви к природе у дошкольников, Волгоград, «Учитель», стр. 138

Январь

18. Неживая природа. Притягиваются – не притягиваются.

Программное содержание: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 95

19. Человек. Рукотворный мир. Родственники стекла.

Программное содержание: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 116

20. Большой – маленький.

Программное содержание: посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 115

21. Живая природа. В тепле и в холоде.

Программное содержание: выделить благоприятные условия для роста и развития растений. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 59

Февраль

22. Живая природа. С водой и без воды.

Программное содержание: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 58

23. Живая природа. Посадка лука.

Программное содержание: вызвать у детей познавательный интерес; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность; учить связывать причину и следствие, делать выводы. Л. Г. Горькова Экологическое воспитание, М.: ВАКО, 2008, стр. 90

24. Человек. Рукотворный мир. Преобразование. Реактивный самолет.

Программное содержание: самостоятельно определить алгоритм деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; понять, что результат работы зависит от добросовестного отношения к ней. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 118

25. Человек. Рукотворный мир. Мир ткани.

Программное содержание: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства; понять что свойства материала обуславливают способ его употребления. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 117

Март

26. Неживая природа. Лед-вода.

Программное содержание: развивать представления о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формировать действия «превращения». Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-Синтез, 2012, тема 5

27. Человек. Если не видишь.

Программное содержание: выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами; как можно положительно и отрицательно влиять на глаза. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 116

28. Живая природа. Посев семян помидоров для выращивания рассады.

Программное содержание: закреплять знания об овощных культурах и их семенах; продолжать учить приемам посева семян; закрепить знания условий, необходимых для быстрого роста растений. Л. Г. Горькова Экологическое воспитание, М.: ВАКО, 2008, стр. 95

29. Неживая природа. Твердое – жидкое.

Программное содержание: формировать представление о твердых веществах и жидких. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-Синтез, 2012, тема 7

Апрель

30. Живая природа. Кому лучше? Как быстрее?

Программное содержание: выделять благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 59-60

31. Неживая природа. На орбите.

Программное содержание: установить, что удерживает спутники на орбите. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 109

32. Неживая природа. Теплота. Твердые – жидкие.

Программное содержание: понять изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 106

33. Мониторинг.

Май

34. Человек. Рукотворный мир. Защитим себя от солнца.

Программное содержание: научить делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовывать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 123

35. Живая природа. Зачем одуванчику «парашютики»?

Программное содержание: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 74

36. Живая природа. Как пчелки переносят пыльцу?

Программное содержание: выявить, как происходит процесс опыления у растений. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 73

37. Неживая природа. Воздух. Где теплее?

Программное содержание: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. О. В. Дыбина Неизведанное рядом М.: ТЦ Сфера, 2013, стр. 84

nsportal.ru

Картотека по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в уголке природы | скачать бесплатно

Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

«С водой и без воды»

Цель. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.

«На свету и в темноте»

Цель. Подвести детей к выводу о необходимости света для растений.

Содержание. Два одинаковых растения поместить одно в тёмное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

«В тепле и в холоде»

Цель. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

Содержание. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в тёплое место, другое – в холодное.

«Вода – это хорошо или плохо?»

Цель.  Формирование представлений о разной  потребности растений во влаге.

Содержание. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

«Растения теряют воду через испарение»

Цель. Формирование  понятий  о способе потери воды растениями.

Содержание. Поместить пакетик на лист и надёжно прикрепить его стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставить растение на 2-3 часа на солнце.

«Фабрика питания»

Цель. Формирование знаний о том, что растение может само себя обеспечить питанием.

Содержание. Поместить маленький горшочек с растением целиком в банку, и плотно закрыть крышкой. Поставить банку в светлое место.

«Выращивание растений из морковных верхушек»

Цель. Формирование знаний о том, что морковь можно вырастить из морковных верхушек.

Содержание. Посадить верхушки в песок срезами вниз.

«Лабиринт»

Цель. Формирование знаний о том,  как растение ищет свет.

Содержание. Поместить проращённые клубни картофеля в коробку-лабиринт с отверстием для света.

«Что потом?»

Цель Формирование знаний о влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

Содержание. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.

Опыты с предметами неживой природы

«Песок и глина»

Цель. Формирование знаний о  водопроницаемости песка и водонепроницаемости глины.

Содержание. Подготовить две банки: одну – с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

«Ветер в комнате» («Живая змейка»)

Цель.  Формирование знаний о  том, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Содержание.  Подготовить бумажную змейку и свечу. Поднести змейку к свече, выяснить, почему змейка пришла в движение.

«Как увидеть воздух»

Цель.  Опытным путём формировать  знания детей о воздухе.

Содержание. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Что получается? Затем снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его чуть наклонив. Что появляется в воде?

«Какая бывает вода?»

Цель.  Уточнение представлений о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.

Содержание. Предложить детям подсказки-схемы способов обследования и алгоритмы действия.

«Вода – растворитель. Очищение воды»

Цель.  Выявление  веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием.

Содержание. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки.

«Вода и лёд»

Цель.  Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Содержание. Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерите температуру воздуха.

«Снег и лёд превращаются в воду»

Цель.  Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Содержание. Принести снег и лёд в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

«Путешествие Капельки»

Цель.  Формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега.

Содержание. Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло и, подержав некоторое время, дети смотрят, что произошло со стеклом.

Опыты с животными

Выявление действия чувств животных

 «Обоняние»

Цель.  Развитие познавательно-исследовательской деятельности по определению обоняния у кошки.

Содержание. Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

«Слух»

Цель.  Выяснение, хорошо ли слышит кошка.

Содержание. Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

«Любимый корм»

Цель.  Выяснение, какой корм любит животное.

Содержание. Разложить перед животным различные виды корма.

«Как кошка язычком чистит себе шёрстку»

Цель.  Выяснение, как моется кошка.

Содержание. Потрите грифель карандаша о палец, пока на пальце появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) Тема: “Свойства воздуха”. | скачать бесплатно

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» город Щигры курской области»

Конспект НОД

в подготовительной группе по познавательному развитию

(поисково-исследовательская деятельность)

Тема: “Свойства воздуха”.

                                                   Воспитатель: Бут Наталья Николаевна

2017 год

Программные задачи:

Формировать знания о свойствах воздуха,

развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.
Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,  крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, белые халаты.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети встают в круг: 
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.

Воспитатель. Ребята,  хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные, вместе попытаемся провести интересные опыты. (Да) Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

Воспитатель:  В лаборатории надо соблюдать определенные правила:  работать тихо, аккуратно, внимательно. И нужно надеть специальную одежду (дети и воспитатель одевают белые халаты).

Воспитатель.  Попробуйте угадать, что мы сегодня будем исследовать в нашей лаборатории.

Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.

Дети: – Воздух.

Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами будем разгадывать тайны воздуха.

Воспитатель: А где находится воздух? И зачем он нам нужен. Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.
Эксперимент № 1.

Вдохните в себя побольше воздуха, зажмите нос пальцами, попробуйте задержать дыхание. Достаточно. Выдохните. Что вы почувствовали?

Дети. Без воздуха трудно.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. С помощью воздуха мы дышим. 

Эксперимент № 2 “Как поймать воздух?”

Воспитатель: – Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится

Вывод: воздух принимает форму того предмета, где находится, воздух невидимый.

Эксперимент № 3 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

Воспитатель:  Ребята,  воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель: – А давайте проверим!

Воспитатель: – Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: – Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: – Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: – Я поняла, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. 

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 
А почему пузырьки поднимаются на поверхность? 
Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес? »
Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.
-Что у меня в руках? Весы.
Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).
Вывод: Воздух имеет вес

Физминутка : «Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. 
Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Слышим воздух»
Воспитатель: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук- писк.

Вывод: воздух можно услышать.

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 6«Узнай по запаху».
Что это? Баночки .
Воспитатель: – Посмотрите, а в них что – ни будь есть? (ответы).
Воспитатель: – Правильно, воздух. А теперь , я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?
В: – Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).
В: – Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.
В: – Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному (ответы).
В: – Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Подведение итога. Рассматривание нарисованной таблицы!
Отмечаем ответ в таблицу.
– воздух не видим («глаз»)- перечеркиваем
– воздух имеет вес («весы»)
– воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
– воздух можно услышать («ухо» )
– воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркиваем.
– воздух не имеет запаха(“нос”)-перечеркиваем.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Воспитатель: – А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Образовательная область «Познание» (поисково-исследовательская деятельность в природе) НОД “Помогите Капитошке!” (подготовительная группа) | скачать бесплатно

Вводная часть

I.Организационный

Цель: создание эмоцио-нального настрое-ния детей.

Основная часть

II.

Познава-

тельно-речевая деятель-ность

Цель:

Развитие познава-тельно-речевой деятель-ности. Свободно вступать в общение с педагогом

III.

Поисково-исследовательский

Цель:

Учить детей очищать воду через различные материалы

Заключительная часть

IY.

Итоговый

Цель:

Обобщить знания детей о пройден-номматериале

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Ивановна.

Здравствуйте! Какое слово…

Это значит – будь здоровым.

Мы в кружочек дружно встанем

Всем здоровья пожелаем.

Повторить все постарайтесь

И при этом – улыбайтесь!

– Ребята, вставайте в круг и повторяйте движения за мной…

Минутка настроения:

Здравствуй небо с облаками.

Здравствуй капля в океане.

Здравствуй маленький росток,

Здравствуй аленький цветок.

Здравствуй солнышко лучистое,

Здравствуй речка серебристая.

Мы за ручки все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Вот мы и познакомились, вот и поздоровались.

-Ребята, прислушайтесь, слышны какие-то звуки…. А что вы слышите?(звуковой анализатор)

-Кажется, что капельки очень грустят,

Словно сказать нам о чем-то хотят!

Давайте запустим волшебный экран,

Посмотрим, о чем скажут капельки нам.

Проходите. Присаживайтесь на ковер возле экрана.

Просмотрмультфильма.

– Ну что, ребята, поможем Капитошке?

-А чтобы решить, как очистить озеро, в котором живет Капитошка нам нужно создать ученый совет и превратиться в Профессоров. Вы согласны?

Садитесь ребята в круг.

Проводится игра «Профессор»

-Возьмем шапку настоящего профессора и,передавая ее по кругу, будем предлагать свою помощь капельке!

-Скажи, пожалуйста, профессор, как можно помочь Капитошке?Почему? А ты как думаешь?

– А кто-нибудь из вас видел, как очищают воду?

Давайте обратимся к волшебному экрану и посмотрим, как происходит очистка воды.

Просмотр мультфильма «Очистка воды».

-С помощью чего мы можем очистить воду? Как это сделать?

Ну что ребята, отправляемся в лабораторию?

– Чу-чу-чу-чу, быть ученым я хочу,

-Пик-пик-пик-пик, воду мы очистим вмиг.

Много способов мы знаем,

Фильтры в колбу мы вставляем

Лилии спасти мы сможем,

Капитошке мы поможем!

-Ребята мы пришли в лабораторию! Вы – будущие лаборанты, прошу вас надеть белые халаты и пройти к столам.

Дети подходят к столам.

Прежде чем приступить к работе,давайте с вами вспомним правила безопасного поведения при работе с водой и стеклом.

-На  каждом столе вы видите колбы с водой. Какая вода в колбах? Правильно: мутная, грязная. Сейчас я познакомлю вас с несколькими способами очистки воды.Посмотрите, на столах помимо колб с мутной водой находятся еще какие-то предметы. Кто может мне сказать  что это? (ответы детей: марля, ватные диски, пустые колбы, уголь). Как вы думаете, пригодятся нам эти материалы для работы?  Можно очищать воду через разные материалы – фильтры. И сейчас мы с вами научимся очищать воду. Первая команда – за первым столом будет очищать воду с помощью (ваты, камней, песка,угля).Возьмите марлю, сложите ее вдвое, положите ее в воронку, вставьте воронку в пустую колбуи насыпьте в нее свой материал для очистки воды. Вот так мы с вами сделали фильтры. Справились? Тогда аккуратно берем колбы с грязной водой и потихоньку, тоненькой струйкой переливаем через наши фильтры мутную воду в пустые колбы. Не торопитесь, нам очень важно получить хороший результат. Поставьте колбы с водой и посмотрите, какая вода стала после нашей очистки? (светлее, чище, прозрачнее). А теперь посмотрите на фильтры, что на них осталось, какие они? Грязные. Вся грязь осталась на фильтрах, и благодаря этому вода  стала чище. Как вы думаете, справились ли мы с вами с заданной Капитошкой задачей? Молодцы, вы сами научились очищать воду!Теперь возьмите увядающие лилии и колбы с очищенной водой, перелейте воду в наше озеро.Положим в воду свои цветы. И если мы с вами все сделали правильно, то произойдет маленькое чудо. Попробуем?

–  Ребята, я очень рада, что мы все сделали правильно. Давайте запустим наш волшебный экран и посмотрим, что происходит на лесном озере.

Просмотр мультфильма «Капитошка-2»

– Ребята, скажите, пожалуйста, как вы будете себя вести, когда приедете отдыхать на озеро или речку. Правильно, будете беречь и охранять природу.  Если в реках, озерах будет грязная, мутная вода, то живые организмы – жить в такой речке не смогут.

Сегодня мы с вами интересно провели время.

Мы были профессорами, лаборантами и сами научились очищать воду, общались с Капитошкой и помогли лилиям……

Капитошка прислал вам капельки, чтобы вы отметили самые интересные моменты нашей встречи.

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без ВОДЫ!

Ребята, этот год объявлен Президентом России Владимиром Путиным «Годом охраны окружающей среды». Этот год обещает стать важнейшим для природы нашей страны, и вы – юные экологи уже сделали первый шаг, стали настоящими друзьями природы. Берегите и охраняйте ее! (вручение удостоверений).

Благодарю вас за работу! До свидания, ребята.

Дети здороваются

Дети синхронно выполняют движения

Дети слушают музыку

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают.

Дети присаживаются на ковер. Просмотр мультфильма.

Ответы детей.

Рассуждения детей. Предложения, как очистить воду.

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают, делают умозаключение.

Просмотр мультфильма.

Дети получают полную информацию по теме.

Дети выполняют упражнения

Надевают халаты

Ответы детей

Дети встают за столы

Проходят к столам

Ответы детей

Дети самостоятельно берут необходимый материал и приступают к опыту

Выполняя инструкцию воспитателю

Ответы детей

Ответы детей

Дети переливают воду в ёмкость с водой и наблюдают за раскрывающимися лилиями.

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают, делают умозаключение.

Дети берут «капельки» и наклеивают в той части, которая больше всего понравилась и запомнилась

Дети получают удостоверения «Юного друга природы»

Игровой прием –

коммуникативная игра «Здравствуйте»

Словесный метод

Информационные технологии.

Словесный метод

Звуковой анализатор.

Мультимедийная система.

Словесный метод

Игровой метод.

Коммуникативная

технология

Динамическая пауза

Словесные методы

Познавательно-исследовательский

релаксация

Рефлексия

Словесный метод

Поощрение детей

Эмоциональный  

  настрой детей

Поднятие эмоционального тонуса

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью

Познавательный интерес к занятию. Дети активно поддерживают беседу

Экологическая проблема.

Проявляют знания детей по теме

Дети проявляют

   творческое

   мышление и

  воображение.

Безопасное поведение собственной жизнедеятельности.

Дети соблюдают правила безопасного поведения при работе с водой и стеклом

Удовлетворение от работы

Возникает желание поделиться знаниями, впечатлениями.

Эмоциональное погружение  в действительностьПознавательный интерес

Возникает желание поделиться знаниями с окружающими.

Подводят итог мероприятия

nsportal.ru

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему “Секреты обыкновенной бумаги”

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему

“Секреты обыкновенной бумаги”

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема- таблица.

Раздаточные материал:

Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

 

Содержание
непосредственно образовательной деятельности

 1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: “Доброе утро!” 
“Доброе утро!” – солнцу и птицам. 
“Доброе утро!” – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

 -Вы любите загадки? 

 -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

– Правильно, это бумага.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы…

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

– А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

– Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

 2. Поисковый этап – практический этап -опыты

 Мотивация

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям и взрослым.

Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: -Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют)

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

– Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.

Воспитатель: -Ребята, будьте добры, подскажите мне:

-Какое сегодня число? (6)

-А какое было вчера? (5)

-А какое число будет завтра? (7)

– А какой сейчас месяц? (апрель)

– А какой месяц был перед апрелем? (март)

– А какой месяц будет после апреля? (май)

– Какой сегодня день недели? (среда)

Печкин: – Вот, какие молодцы! (почтальон отдает посылку воспитателю)

Воспитатель: – А вам хотелось бы узнать, что в посылке? Давайте откроем? Печкин: – Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.

Дети: До свидания!

В посылке лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.

Воспитатель: – Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? “Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик” Это посылка поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы которые мы занесем в таблицу. На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1, схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 “Бумага мнется”

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод– таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради)

Это первое свойство бумаги.(+,-)

Карточка №2, схема рванная бумага.

 Опыт №2 “Бумага рвется”

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги – бумага рвется(-) .

Карточка №3, схема ножницы.

Опыт 3 “Бумага режется”

-Как думаете, что означает следующая схема? – ответы детей. – Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон – труднее. (+,-)

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Карточка №4, схема капля воды.

Опыт 4 “Бумага намокает”

-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

Карточка №5, схема растительное масло.

Опыт №5, “Бумага впитывает масло”

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

Карточка №6, схема физминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Карточка №7, схема нота.

Опыт №7 “Бумага издает звук”

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

Карточка №8, схема ветер.

Опыт №8 “Бумага летает”

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? (см. приложение №1)

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

Карточка №9, схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 “Бумага горит “

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? – ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? – Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Карточка №10, схема с сюрпризом- творческий этап.

Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами. Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой, добавляем клей.

3. Выкладываем на ровную поверхность.

Рефлексия.

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

8. Летает.

9. Бумага горит.

10. Из бумаги можно делать поделки.

8

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *