Почемучкины книжки библиотечный урок – Почемучкины книжки-библиотечный урок по библиотечно-библиографической грамотности

Познавательная игра “Эти книги знают всё”

Данные об авторе

Автор(ы): 

Митина Алла Петровна

Место работы, должность: 

МОУ г. Мурманска СОШ № 28 зав. библиотекой

Регион: 

Мурманская область Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория: 

Библиотекарь

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

3 класс

Класс(ы): 

4 класс

Класс(ы): 

5 класс

Предмет(ы): 

Библиотечное дело

Предмет(ы): 

Внеклассная работа

Цель урока: 

• познакомить детей с различными видами справочной литературы; • развивать навыки поиска необходимой информации, умение пользоваться ей; • закрепить полученные знания на практическом занятии в форме познавательной игры.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемая методическая литература: 

1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 280 с. : ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1–2).
2. Голубева Е. Информационная культура школьников / Е. Голубева // Библиотека. – 2005. – № 10. – С. 44–49.
3. Дидактические и методические основы разработки учебных программ по формированию и повышению уровня информационной культуры различных читательских групп школьных библиотек // Краткий справочник школьного библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2001. – C. 337–343.
4. Лоцманова, В.И. Чтобы воспитать информационную культуру / В.И. Лоцманова. // Библиография. – 1994. – № 2. – С. 40- 45.
5. Маски-подсказки : Методический карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках // Библиотека в школе. – 2002. – № 24 (85), 16–31 декабря. – С. 21–24. – (Я иду на урок).

6. Маски-подсказки : Методический карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках [Продолжение] // Библиотека в школе – 2003. – № 01 (85), 1–15 января. – С. 24–27. – (Я иду на урок).
7. Полякова Т. Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга // Школьная библиотека. — 2002. — №3. — С. 11-14.

 

Используемое оборудование: 

 компьютер (для показа презинтации и выхода в Интернет)

Краткое описание: 

Занятие состоит из двух частей: • теоретической – беседа-консультация; • практической – познавательная игра «Эти книги знают все» Оформление: выставка справочных изданий «Хочу всё знать!», оформление рекомендательных списков литературы, составление кроссворда и вопросов для соревнований, подборка изданий к конкурсам, подготовка презентации.

 Ход занятия:
Библиотекарь: 
Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: «как и почему, кто, что, когда и где».
Как вы думаете, ребята, что это за верные слуги? Конечно же, это вопросы, которые рождаются в ваших головках. А как часто вы используете эти вопросы? Наверное, очень часто.
Когда вы были совсем маленькими, то часто спрашивали «Что это такое?». «Стол» – говорили вам старшие. И такого ответа было достаточно. Потом вы подросли и превратились в «почемучек» – вас стали интересовать самые разные вопросы. И чем старше вы становились, тем сложнее были вопросы. Родители иногда не могли на них ответить, и нужно было самому научиться находить ответы. И тогда на помощь пришли книги. Книги знакомят вас с миром, в котором мы живем. И чем больше вы прочитаете книг, тем больше вы узнаете о Луне, самых далеких звездах, о крошечных работягах-муравьях, о повадках медвежонка или щенка и многом другом. Но не такое уж легкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире. Что же это за книги? Как вы думаете? 
Конечно же, это энциклопедии. Что же такое энциклопедии? Кто может нам рассказать? (Ответы детей).
Итак, давайте обобщим все ответы. 
ЭНЦИКЛОПЕДИИ – главный путеводитель по сокровищам знаний. Слово «энциклопедия» родилось в Греции на берегах древней Эллады. В переводе на русский означает «Круг знаний». В энциклопедии можно найти любой дополнительный материал к уроку, найти ответ по какому-нибудь вопросу, прочитать о знаменитом человеке, писателе, художнике… Энциклопедии всегда занимают почетное место в библиотеке. 
Практика выработала много видов справочных изданий. Среди них многотомные универсальные энциклопедии, словари, справочники. (показать). О некоторых таких книгах мы сегодня поговорим
 Обратите внимание на книжную выставку. 
1 раздел нашей выставки называется «Всё обо всем»
Здесь стоят словари и энциклопедии, о них надо сказать особо. Их обычно не читают подряд – с первой страницы до последней, а раскрывают, когда нужно что-то уточнить, узнать. К ним приходят за советом. Трудно и найти ответ. Нет, если ты знаешь алфавит. Ведь все статьи в книге «Что такое? Кто такой?» расположены по алфавиту. Хочешь узнать про библиотеку – ищи на букву «Б». 
А кто же не любит читать книги о космосе, о космических полетах, о космонавтах. Об это написано очень много интересных книг. Интересно узнать, с чего все начиналось, кто самый первый… Нет не поднялся в космос (об этом все знают), а сделал первый шаг к созданию космического корабля. Почитай книгу Геннадия Черненко «Как человек полетел в космос». В книге рассказывается о том, как заветная мечта, фантазия ученых превратилась в реальность: межпланетные ракеты достигают Марса и Венеры, люди живут и работают в космосе. И вот у нас есть рекомендательный список литературы, посвящённый всевозможным машинам.
(Показать)

 О животных и растениях тоже написано много книг. 
С.Сахарнова «В мире дельфина и осьминога». В ней рассказывается о морских животных, о тех, кто живет в бескрайнем океане. Это и осьминог, который живет на морском дне. И дельфин, который проводит свои дни, плавая в толще вод. А есть такие, жизнь которых связана и с берегом, и с морем – это тюлени.
Н.Надеждина «Во саду ли, в огороде…» Из заглавия видно, о чем эта книга. В книге рассказывается про картофельные цветы на балу у королевы, про невидимую страну, запрятанную в луковице, про арбуз, который поит зверей. Про красную девицу морковь, которую обидели разбойники. Про дыню, которая оскорбила короля, и о многом, о многом другом. Про тех, кто на огороде растет и нам здоровье несет. 
Имеется также рекомендательный список литературы, посвященный народным приметам, кто этим интересуется, может ознакомиться.
А сеть целые серии книг. Вот, например, «Почемучкины книжки».
Эти книги отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания (по принципу «вопрос — ответ»). Находи нужное слово и.. отправляйся в путешествие по знаниям.
Итак, мы отправляемся в путешествие по неизведанным землям «вопросов и ответов», морям «ста тысяч почему».
И для этого путешествия нам нужны две команды по 5 человек

Познавательная игра «Хочу всё знать!»

Сегодня собрались вы здесь
Всем показать свои познания,
И справочные книги вам
Устраивают соревнование.
На нашей игре присутствуют зрители и уважаемое жюри, в которое входят: ___________________________________________________________
Команды займите свои места и мы отправляемся в путь. 

И для начала предлагаем капитанам представить свои команды
1 команда. 
«Мы — рыцари Ордена Книгочитающих»
«Страницы книг сродни могучим крыльям — 
Листай, лети хоть прямо на Луну.
Раскрыта книга — значит мы открыли, 
Опять открыли новую страну».
(Капитан поименно представляет участников своей команды)

2 команда.
«Мы — рыцари Ордена Смекалистых».
«Книжка — умный, добрый друг.
 Знает книжка все вокруг: 
  Что, зачем, откуда, как 
  И о чем писал Маршак.
  Чем питается верблюд? 
Сколько лет киты живут? 
Спросишь книжку — даст ответ,
У нее секретов нет!»
(Капитан поименно представляет участников команды)

1 конкурс «Справочное бюро»
Библиотекарь

Друзья мои юные, веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты,
Искатели и планеристы.

Будущие шоферы и мастера, слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики,
Чтобы в жизни кем-то стать,
Надо очень много знать, 
Чтобы очень много знать, 
Надо много прочитать. 
Приобрести дополнительные знания 
И помогают справочные издания.
А сейчас первый этап путешествия – конкурс – «Справочное бюро». Этот конкурс состоит из двух частей. 
В первой части вы должны определить, какие из перечисленных изданий относятся к справочной литературе, команда знающая правильный ответ поднимает нужный номер:
1. Энциклопедии
2. Словари
3. Справочники
 Во второй части надо определить, к какой категории справочников относится книга и о чем она рассказывает. 
1. Гумилевская. Почему так бывает? (Справочник)
2. Каменева. Какого цвета радуга. (Словарь)
3. Кто, где и почему? (Энциклопедия)
Библиотекарь
Жюри просим подвести итоги конкурса.
Ребята в командах очень дружны,
С заданием сложным справиться должны.
И хоть противник – эрудит
Но пусть сильнейший победит!
Мы с вами подошли к одному из самых сложных участков пути. Здесь вам понадобятся все знания полученные на наших занятиях.
2 конкурс «Следствие ведут знатоки»

На ваших столах лежат вопросы и подборки книг, по которым вам предстоит работать. Найдите в одной из этих книг заданный термин и объясните его сначала произвольно, за¬тем по изданию. 
Пока команды будут заниматься поиском нужной информации. Капитаны получат свое индивидуальное задание – Кроссворд «Что такое? Кто такой?».
Итак, в путь.

Вопросы для первой команды
  Есть ли блуждающие горы?
  (Кривин Ф. Как стать кругосветным путешественником? )
  Где уши у кузнечика?
  (Аракчеев Ю. Кто они такие)
  Почему подсолнечник называют солнечным цветком?
(Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. – с. 39)
 Почему зайца дразнят косым? 
(Что такое? Кто такой?, т. 1, с. 335.)

Вопросы для второй команды
  Когда появилась первая шариковая авторучка?
  (Всё обо всем в вопросах и ответах. Интерактивная энциклопедия. – с.82)
  Что умеет осьминог? 
  (Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога – с. 25)
  У какой рыбы обезьяний хвост?? 
  (Акимушкин И. Кто без крыльев летает?)
  Что такое торф?
  (Тамбиев А. Кто на болоте живет? ) 
 

Библиотекарь
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели, 
Недаром за чтением время потратили, 
Хочу, признаюсь откровенно и честно, 
Чтоб книжку вам было читать интересно.
3 конкурс «Споем о книге»

Командам было задано домашнее задание представить песню или стих о любом из справочных изданий:
– о словаре;
– справочнике;
– энциклопедии.
(Выступления команд)
Библиотекарь
Ну, вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Сейчас жюри подведет итоги и огласит нам результаты сегодняшней игры. 
(Жюри подводит итоги)
Библиотекарь
Таким образом, мы с вами увидели, что в книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Справочные издания, безусловно, очень полезные книги. В них собраны краткие сведения обо всем. И чем раньше вы узнаете о существовании таких книг, чем раньше привыкните ими пользоваться, тем проще будет вам самостоятельно найти ответ на любой вопрос. Со справочными изданиями вы можете поработать и в Интернете, список адресов сайтов представлен на слайде. И мы сейчас попробуем выйти в Интернет и виртуально поработать с энциклопедией. 
(Работа с Большой Советской Энциклопедией) 
И закончить наше с вами занятие мне хотелось бы такими словами: 
Говорит она беззвучно, 
Но понятно и не скучно. 
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь лучше и умней.
Очень просим: заходите
В наш просторный книжный дом.
Очень просим: заходите!
Мы всегда, всегда вас ждем!
Рефлексия:
– Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
– Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)


 

www.openclass.ru

«Почемучкины книжки»: – PDF

Транскрипт

1 Департамент культуры Воронежской области Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная детская библиотека» Отдел обслуживания детей «Почемучкины книжки»: познавательные книги для детей Библиографический обзор для читателей 8-9 лет Воронеж,

2 ББК 91.9:83 П65 «Почемучкины книжки»: познавательные книги для детей : библиографический обзор для читателей 8-9 лет / Воронежская обл. дет. б-ка, отдел обслуживания детей; сост. Ю. В. Моисеева. Воронеж : ВОДБ, с. Издание познакомит юных читателей с познавательными книгами из серии «Почемучкины книжки» издательства АСТ. На обложке: логотип серии «Почемучкины книжки» издательства АСТ. Сост.: Ю. В. Моисеева, библиотекарь отдела обслуживания детей Ответственный за выпуск: Аристова А. В., директор ГБУК ВО ВОДБ Рекомендовано к печати редакционным советом Воронежской областной детской библиотеки. Тираж 55 экз. ГБУК ВО ВОДБ, ул. Театральная, 19, Воронеж,

3 Почемучкин и его друзья С самого раннего детства мы шаг за шагом открываем мир, полный загадок, тайн и просто непонятного, узнаём прошлое, разбираемся в настоящем и учимся мечтать о будущем. Постигается этот мир через вопросы на самые разные темы, которые задаются взрослым папам, мамам, бабушкам и 5

4 дедушкам, учителям в школе. Но мир огромен и сложен, и не всякий взрослый может ответить, зачем коту усы и почему осенью начинается листопад, как видит стрекоза и кто был самым сильным из динозавров Именно для того, чтобы раскрыть юным любознательным мальчишкам и девчонкам тайны природы и окружающей жизни, и придумали взрослые необыкновенно интересную серию «Почемучкины книжки». Их главный герой весёлый и умный Почемучкин вместе с известными российскими учёными и писателями найдёт ответы на многие, порой очень сложные и каверзные, вопросы о том, в каком мире мы живём. Они постарались рассказать простым и понятным языком даже о самых сложных вещах и явлениях. 6

5 Много миллионов лет назад, во времена, которые назывались мезозойской эрой, на Земле жили удивительные животные динозавры. Само название «динозавр» означает «ужасный ящер», но далеко не все они были большими и страшными. Среди них были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники из когдалибо живущих. Именно о них книга учёногобиолога И. И. Акимушкина «Когда крокодилы летали». Небольшие очерки расскажут, почему летающих динозавров назвали «пальцекрылы», какого размера были крылья самого большого из птеродактилей, сколько весил бронтозавр, у какого гиганта было два мозга, как 7

6 выглядел самый страшный хищник, способный одолеть даже «бронированных» ящеров. Юные читатели не только узнают много интересных фактов о существах, которые более 150 млн лет были хозяевами на Земле, бродили по суше, парили в воздухе и бороздили глубины доисторических водоёмов, но и смогут попробовать себя в роли учёного-палеонтолога и узнать динозавра по сохранившемуся скелету. На свете существуют миллионы разных видов животных. Некоторые из них обладают совершенно удивительными приспособлениями, позволяющими летать без крыльев, слышать ногами, плавать без плавников, 8

7 пережевывать пищу прямо в желудке… Увлекательные истории-разгадки тайн живой природы из книги И. И. Акимушкина «Кто без крыльев летает?» повествуют о таких необычных существах, которых можно встретить в самых разных частях света и в далёкой Африке, и в лесу по соседству. «Кто бродил по нашим лесам, наверно, видел белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево повыше, растопыривает лапки: между лапками парус натянут складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной высоты. Но не разбивается, а скользит по воздуху на кожистом парашюте, словно сказочный ковёр-самолёт». 9

8 Чтобы выжить в дикой природе, успешно охотиться, спасаться от хищников, животным очень важно обладать острым зрением, тонким обонянием и чутким слухом. Об этом книги известного биолога В. Н. Танасийчука. В книге «Кто видит ушами?» рассказывается о том, где находятся органы слуха у разных животных: кузнечика, комара, мухи, пчелы, лягушки, змеи, ящерицы, рыбы, птицы, как уши помогают летучей мыши ориентироваться в кромешной темноте, о чём кричат обезьяны, для кого лягушки устраивают свои «концерты» и многое другое. Особенностям зрения посвящена книга «Сколько глаз у стрекозы?». 10

9 «Наверное, не раз случалось тебе идти по лесу тёплым летним днём. Плывут в синем небе облака, похожие на огромные паруса, покачиваются на ветру могучие сосны с золотисто-красной корой, а на опушке огоньками вспыхивают цветы. Ты один, вокруг никого. Так-таки никого? Ведь за каждым твоим движением из листвы, из травы и даже с неба следят тысячи глаз». В животном мире все видят по-разному: острота зрения хищных птиц в несколько раз выше, чем у человека, а вот большинство насекомых близоруки, видят только то, что находится не дальше нескольких сантиметров. Существуют животные с необычно устроенными глазами, которые могут, 11

10 например, одновременно смотреть в разные стороны или видеть и в воде, и в воздухе. Удивительно, но некоторые живые существа вообще не нуждаются в глазах, ориентироваться в пространстве им во многом помогают обоняние и осязание. В книге «Для чего коту усы?» собраны коротенькие очерки о том, как лососи отыскивают дорогу домой, о чём могут рассказать собаке запахи, зачем коту усы, кто защищается с помощью запаха, и вообще чем отличаются обоняние и осязание разных животных от человеческого восприятия. 12

11 Жизнь растений не менее интересна. В этом легко убедиться, прочитав книгу Г. Р. Граубина «Почему осенью листопад?». Мы привыкли любоваться осенним буйством красок, шелестом вороха разноцветных листьев под ногами, и не задумываемся над тем, что это не только красиво, но и очень важно для растений. Листопад жизненно необходим: если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, то зимой неизбежно погибали бы. На страницах книги можно найти ответы на многие интересные вопросы о том, как деревья готовятся к зимовке: от чего зависят яркость и разнообразие окраски осенних листьев, с каких деревьев листва упадёт зелёной, почему у разных деревьев листопад 13

12 проходит по-разному, каким деревьям приходится менять листву дважды в год. Автор призывает бережно относиться к зелёному богатству планеты деревьям: «Ведь они не бесчувственные брёвна, а живые растительные организмы, хотя и накрепко привязанные к земле. И не все их тайны ещё разгаданы. Придёт время, и ты, возможно, тоже сможешь кое-что выведать у деревьев, у лесов. Главное, чтобы они были всегда здоровы и украшали нашу планету». Сегодня человека окружает огромное количество разнообразной техники. Инженер С. Н. Зигуненко в книге «Почему машина едет?» собрал самые любопытные факты из истории привычного нам вида 14

13 транспорта автомобиля. Автор интересно и доступно рассказывает о том, как люди передвигались и перемещали грузы в древности, как постепенно искали способ обходиться без помощи лошадей, когда появился первый самодвижущийся экипаж и кто его придумал, как изменялся автомобиль на протяжении веков и, конечно, что же заставляет современную машину двигаться. Издавна человек хотел подняться в воздух и с завистью наблюдал за парящими в вышине птицами. Сегодня воздушные путешествия обычное дело, а когда-то это было лишь недостижимой мечтой. П. М. Волцит в книге «Почему самолёт летает?» предлагает вспомнить первые попытки создания летательных аппаратов и 15

14 разобраться, с помощью чего летают аэропланы, дирижабли, самолёты и суперсовременные реактивные лайнеры. А вместе с Почемучкиным ребята научатся правильно мастерить бумажные самолётики и ставить простые опыты, объясняющие очень сложные вещи. «Чтобы летать, птице нужны крылья. И бабочке нужны крылья. И самолёту, чтобы подняться в воздух, тоже нужны крылья. А у ракеты крыльев нет. Как же ей удаётся оторваться от земли и выйти в открытый космос? Почему летает ракета?» На эти непростые вопросы поможет ответить 16

15 автор книги «Почему ракета летает?» М. В. Собе-Панек. Она расскажет об истории появления ракеты и её устройстве, какую роль выполняют ступени, сколько есть космических скоростей, а также о том, что живая природа умела использовать реактивную силу для движения задолго до изобретения человеком ракеты. «Почемучкины книжки» не только знакомят с занимательными фактами из разных областей знаний, но и предлагают юным читателям самим проводить простые, но настоящие научные, опыты в школе или дома. Например, вместе с Серёжей и Машей, героями книги П. М. Волцита «Что такое нефть?», юным читателям предстоит разобраться в том, почему нефть считается одним из самых ценных полезных ископаемых, откуда она берётся, как добывается и 17

16 используется. Ребята узнают много интересного о нефтедобывающей промышленности и научатся делать «ловушку для нефти» и другие опыты, позволяющие наглядно представить, что же такое нефть. Прочитав эту увлекательную книгу, можно удивить своими знаниями не только сверстников, но и взрослых! Тысячелетия человек изучает окружающий его мир. И многие загадки природы живой и неживой уже разгаданы, о них можно узнать на страницах познавательных книг. Но существует множество тайн, которые ещё только предстоит раскрыть следующим поколениям. А «Почемучкины книжки» подскажут юным исследователям, как ведётся научный поиск, и помогут ощутить радость от своих открытий. 18

17 Список использованной литературы Акимушкин, И. И. Когда крокодилы летали / И. И. Акимушкин ; худож. Ю. А. Станишевский. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Акимушкин, И. И. Кто без крыльев летает? / И. И. Акимушкин ; худож. Ю. С. Сметанина. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Волцит, П. М. Почему самолёт летает? / П. М. Волцит ; худож. И. А. Чукавина, А. А. Чукавин. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Волцит, П. М. Что такое нефть? / П. М. Волцит ; худож. И. А. Чукавина, А. А. Чукавин. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. 19

18 Граубин, Г. Р. Почему осенью листопад? / Г. Р. Граубин ; худож. А. Г. Воробьёв. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Зигуненко, С. Н. Почему машина едет? / С. Н. Зигуненко ; худож. А. Г. Воробьёв. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Собе-Панек, М. В. Почему ракета летает? / М. В. Собе-Панек ; худож. Н. А. Васильев. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Танасийчук, В. Н. Для чего коту усы? / В. Н. Танасийчук ; худож. В. В. Бастрыкин. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. 20

19 Танасийчук, В. Н. Кто видит ушами? / В. Н. Танасийчук ; худож. М. Шестопалова. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. Танасийчук, В. Н. Сколько глаз у стрекозы? / В. Н. Танасийчук ; худож. Е. А. Гордеева. Москва : Издательство АСТ, с. : ил. 21

20 22

docplayer.ru

«Библиотечный урок «Книжкина больница»» | Школьные файлы SchoolFiles.net


“Книжкина больница”
Цель: формировать познавательный интерес к книге и умение ориентироваться в книге после ознакомления с её элементами..
Отгадайте загадку:
 Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает? – Правильно, это книга.
 Книга – это умный друг.
Обо всём она расскажет,
И расширит знаний круг,
Она верный путь укажет
С книгой можно отдохнуть,
С ней короче длинный путь.
Книга жизнь нам осветила.
В книгах – знание.
Знание – сила!
Посмотрите на наш рабочий стол. Что вы видите? Вас ничего не удивляет? (На столе лежат старые, рваные, исписанные книги)
Сегодня утром в класс пришло письмо от заболевших книг
Письмо от «заболевших» книг:
«Уважаемые ребята! Мы живем в библиотеке школы. Уже много лет школьники берут нас с полки почитать. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите! Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними, мы мечтаем о том, чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие ученики, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок. С уважением к вам – Книги».
– Что мы ответим книжкам? Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?
Но для того, чтобы стать «доктором» для наших больных книжек, надо поставить диагноз, понять, что у них болит.
Какая часть книги больна?
Как надо обращаться с книгой, чтобы она не болела
 У нас, ребята, в классе
Для порванных книжек открыта больница.
Мы всех их в порядок должны привести,
От гибели бедные книжки спасти.
Представьте, что с вами мы стали врачами,
Одна лишь задача стоит перед нами:
Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,
Чтоб добрые люди их долго читали.
Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги
Знакомство с элементами книги. -На столах лежат таблички, на которых написаны основные элементы книг ( обложка, суперобложка, переплет, книжный блок, титульный лист, страницы, иллюстрации, корешок, каптал, ляссе,  содержание, форзац, нахзац, обрез).
Работа по ремонту книг.
Прочитайте названия частей книги и отберите в одну группу карточки со словами, которые вам знакомы, а в другую сторону карточки с незнакомыми словами. Соотнесите знакомые понятия с частями книги. Покажите эти части друг другу. Какие части книги вы не смогли объяснить и показать. А теперь пришла пора отремонтировать наши книжки, поставив им «диагноз».
Установление диагнозов и выбор метода «лечения»: стереть надписи, подклеить страницы, отремонтировать обложку и т.д.
Выбор инструментов и «лекарств»: клей, скотч, бумага, ластик и т.д.
Ребята работают в группах. Каждой группе необходимо отремонтировать корешок книги, наклеив полоску бумаги, отношение в той или иной ситуации, выражать свои эмоции;
 (Ребята рассматривают книги, делают вывод, какая часть книги требует ремонта. Предлагают варианты ремонта книг.
Следы от пальцев и карандашей стереть ластиком. Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст. Мятую страницу можно разгладить Тёплым утюгом
стереть надписи карандашом на страницах, скотчем соединить части рваных страниц.
 Практическая часть. Ремонт книг.
Если книжка «заболела»,
выпали страницы,
Ее вылечит всегда
«Книжкина больница»:
Аккуратно «доктора» — добрые детишки
— Странички склеят без следа!
Будь здорова, книжка!»
 Книжкина больница
Заболела эта книжка.
Изорвал ее братишка.
Если книжка заболела,
Не пойду я к докторам –
Сам прошью её, подклею.
Книгу вылечу я сам.
Снова станет книга «новой»
И красивой и здоровой
 Выставка отремонтированных книг. Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Книжкиной больницы».
Все детские работы – живое свидетельство пользы данной работы.
А как же сделать так, чтобы книги оставались здоровыми? (высказывания ребят)3. Составление правил обращения с книгой.
 Чего боится книга
Книга боится дождя? Книга любит снег? Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или непромокаемом паке

schoolfiles.net

Библиотечный урок на тему: “Пока книга здорова”

Пока книга здорова

Чтобы книги дольше жили

Библиотечный урок

Козлова Т. К.

Библиотекарь Колосовской НСШ

Р-он М. Жумабаева

СКО

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении.

       Для больных книг есть специальные лечебницы. Называются они переплётными и реставрационными мастерскими.

В них больные книги лечат. И лечат по-разному. Одним оказывают «амбулаторную» помощь, других кладут в «больницу», даже оперируют. В особых случаях прибегают и к «реанимации» ( «оживлению») – дарят вторую жизнь.

    Для окончательной поправки устраивают книгам «санаторный» режим.

Давайте мы запомним, что с книгами нельзя делать:

1.Нельзя перегибать книги.

2Нельзя загибать книжные страницы.

3.нельзя закладывать в книги карандаши.

4.Нельзя писать и рисовать в книгах.

5.Нельзя брать книги грязными руками.

6.Нельзя читать книги во время еды.

7.Нельзя читать книги на солнце.

      Книги боятся и грязи, и сырости, и солнечных лучей: портится бумага. Ещё книги боятся пыли и насекомых – точильщиков.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Класть книги нужно только на чистые столы и парты. Перевёртывая прочитанный лист, привыкайте держать его за верхний край. И никогда не слюнявьте пальцы.

О гигиене чтения

Очень вредно читать лёжа. Вредно и для книги, и для глаз читателя.

Ещё вреднее( и опасно!) читать книгу, идя по улице. Даже самые интересные книги лучше всего читать в помещении. Сидя за столом. При этом класть книгу не прямо на стол, а на специальную наклонную подставку. Это полезно и для самой книги, и для глаз читателя. Глаза меньше утомляются. И текст лучше воспринимается.

Свет на книгу должен падать с левой стороны и чуть-чуть сзади. В настольной лампе желательно молочная или матовая лампочка в 40-60ватт; на расстоянии  в 50 – 60 сантиметров от книги. Страницы книги должны быть ровно освещены6 без теней и                          « зайчиков».

Полки, книжные шкафы.

Попробуйте ответить: как лучше сохраняются книги-стоя или лёжа? Вспомните книжные полки больших библиотек. Книги на них не лежат, а стоят. Так они гораздо лучше сохраняются. Книги так «устроены».

    Конечно, одну – две книги вполне можно положить. Вреда не будет. А много книг класть друг на друга не следует. Такая « куча малм» для книг вредна. Не даёт книгам даже вздохнуть.

   Но и стоять книги должны не как-нибудь, а по своим особым правилам. В тесноте книги тоже задыхаются.

  Когда же книги стоят на полке слишком свободно, им тоже плохо. Они перекашиваются  переплёты сами собой отдираются от книг.

  Книги должны стоять на полках не слишком тесно, но и не слишком свободно.

Залог здоровья.

Чистота –залог  здоровья не только людей. И книг тоже.

     В душном, прокуренном воздухе книги. как и люди, плохо  себя  чувствуют. Вредные    вещества табачного дыма впитываются бумагой и портят её. Очень жаркий и очень холодный воздух тоже плохо действует на книги. От жары книги быстро стареют. От холода – превращаются в неженок.

Запомните!

Всем книгам нужен чистый комнатный воздух с температурой 18-20 градусов Цельсия, при влажности 50-60%.Это самые лучшие условия для сохранения здоровья: и людей и книг.

Пыль, оседающая на книги, затрудняет их дыхание. Воздух не может проникнуть через слой пыли,  бумага начинает задыхаться,  потеть, и тогда, на запотевшие и  непросыхающие  места книги, набрасываются снаружи болезнетворные микробы. И книги  «зацветают».

Чтобы этого не случилось, 2-3 раза в год удаляйте пыль с книг домашним пылесосом.

Чаще проветривайте комнату. Но  только не устраивайте сквозняков. Книги боятся их. Как и резких колебаний температуры и  резких колебаний влажности. Сильный поток воздуха при проветривании ( особенно зимой) не должен достигать книг.

   Лучше всего держать книги за стеклянными дверцами подальше от окон. От  ультрафиолетовых лучей света листы книг становятся ломкими. В яркие солнечные дни зашторивайте окна, создавайте в комнате рассеянный свет.

    Не забудьте: между верхом книг и следующей полкой всегда нужно небольшое пространство для циркуляции воздуха.

Закладка для книг.

 Толстую книгу за один за один раз не прочитаешь.

Что же делают в таких случаях  неаккуратные люди? Страшно сказать! Закладывают в книгу  карандаш, спичку, линейку – первое. что попадёт под руку. Перегибают книгу. Даже загибают листы. А ведь  так просто иметь специальную закладку. Ну хотя бы почтовую открытку.

Книжкины секреты (Л. Гусельникова


Если хочешь много знать, 
Вслушайся в советы. 
Научись распознавать 
Книжные секреты. 

В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет. 

Если быстрый самолет 
В небо устремился, 
Знает свой секрет пилот. 
Он ему учился. 

В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет. 

Если мама на обед 
Варит щи и кашу, 
У нее есть свой секрет, 
Тоже очень важный. 

Знайте, все девчонки, 
Знайте, все мальчишки: 
В каждой книжке — свой секрет! 
Все читайте книжки! 
Библиотекарь: Книги могут стать хорошим собеседником. Их жизнь зависит от того, как мы будем их беречь. 

Сценка «Две книжки» 

Однажды встретились две книжки. 
Разговорились меж собой. 
«Ну, как твои делишки?» – одна спросила у другой. 

«Ох, милая, мне стыдно перед классом: 
Хозяин мой обложки вырвал с мясом, 
Да что обложки… Оборвал листы. 
Из них он делает кораблики, плоты и голубей. 

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака. 
А у тебя целы бока?» 
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня, 
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня. 

А посмотри-ка на мои листочки: на них 
Чернильной не увидишь точки. 
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично. 
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично». 

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик 
И книжки и тетрадки, какой ты ученик. 
(С. Ильин) 

Библиотекарь:Давайте закончим наш урок стихотворением
Книга – учитель, книга – наставник. 
Книга – близкий товарищ и друг. 
Ум, как ручей, высыхает и старится, 
Если выпустишь книгу из рук. 
Книга – советчик, книга – разведчик, 
Книга – активный борец и боец. 
Книга – нетленная память и вечность, 
Спутник планеты земли, наконец. 
Книга не просто красивая мебель, 
Не приложенье дубовых шкафов, 
Книга – волшебник, умеющий небыль 
В быль превращать и в основу основ. 
(В. Боков) 
 

Просмотр содержимого документа
«библиотечный урок на тему: “Пока книга здорова”»

Пока книга здорова

Чтобы книги дольше жили

Библиотечный урок

Козлова Т. К.

Библиотекарь Колосовской НСШ

Р-он М. Жумабаева

СКО

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении.

Для больных книг есть специальные лечебницы. Называются они переплётными и реставрационными мастерскими.

В них больные книги лечат. И лечат по-разному. Одним оказывают «амбулаторную» помощь, других кладут в «больницу», даже оперируют. В особых случаях прибегают и к «реанимации» ( «оживлению») – дарят вторую жизнь.

Для окончательной поправки устраивают книгам «санаторный» режим.

Давайте мы запомним, что с книгами нельзя делать:

1.Нельзя перегибать книги.

2Нельзя загибать книжные страницы.

3.нельзя закладывать в книги карандаши.

4.Нельзя писать и рисовать в книгах.

5.Нельзя брать книги грязными руками.

6.Нельзя читать книги во время еды.

7.Нельзя читать книги на солнце.

Книги боятся и грязи, и сырости, и солнечных лучей: портится бумага. Ещё книги боятся пыли и насекомых – точильщиков.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Класть книги нужно только на чистые столы и парты. Перевёртывая прочитанный лист, привыкайте держать его за верхний край. И никогда не слюнявьте пальцы.

О гигиене чтения

Очень вредно читать лёжа. Вредно и для книги, и для глаз читателя.

Ещё вреднее( и опасно!) читать книгу, идя по улице. Даже самые интересные книги лучше всего читать в помещении. Сидя за столом. При этом класть книгу не прямо на стол, а на специальную наклонную подставку. Это полезно и для самой книги, и для глаз читателя. Глаза меньше утомляются. И текст лучше воспринимается.

Свет на книгу должен падать с левой стороны и чуть-чуть сзади. В настольной лампе желательно молочная или матовая лампочка в 40-60ватт; на расстоянии в 50 – 60 сантиметров от книги. Страницы книги должны быть ровно освещены6 без теней и « зайчиков».

Полки, книжные шкафы.

Попробуйте ответить: как лучше сохраняются книги-стоя или лёжа? Вспомните книжные полки больших библиотек. Книги на них не лежат, а стоят. Так они гораздо лучше сохраняются. Книги так «устроены».

Конечно, одну – две книги вполне можно положить. Вреда не будет. А много книг класть друг на друга не следует. Такая « куча малм» для книг вредна. Не даёт книгам даже вздохнуть.

Но и стоять книги должны не как-нибудь, а по своим особым правилам. В тесноте книги тоже задыхаются.

Когда же книги стоят на полке слишком свободно , им тоже плохо. Они перекашиваются переплёты сами собой отдираются от книг.

Книги должны стоять на полках не слишком тесно, но и не слишком свободно.

Залог здоровья.

Чистота –залог здоровья не только людей. И книг тоже.

В душном, прокуренном воздухе книги. как и люди, плохо себя чувствуют. Вредные вещества табачного дыма впитываются бумагой и портят её. Очень жаркий и очень холодный воздух тоже плохо действует на книги. От жары книги быстро стареют. От холода – превращаются в неженок.

Запомните!

Всем книгам нужен чистый комнатный воздух с температурой 18-20 градусов Цельсия, при влажности 50-60%.Это самые лучшие условия для сохранения здоровья: и людей и книг.

Пыль, оседающая на книги, затрудняет их дыхание. Воздух не может проникнуть через слой пыли, бумага начинает задыхаться, потеть, и тогда, на запотевшие и непросыхающие места книги, набрасываются снаружи болезнетворные микробы. И книги «зацветают».

Чтобы этого не случилось, 2-3 раза в год удаляйте пыль с книг домашним пылесосом.

Чаще проветривайте комнату. Но только не устраивайте сквозняков. Книги боятся их. Как и резких колебаний температуры и резких колебаний влажности. Сильный поток воздуха при проветривании ( особенно зимой) не должен достигать книг.

Лучше всего держать книги за стеклянными дверцами подальше от окон. От ультрафиолетовых лучей света листы книг становятся ломкими. В яркие солнечные дни зашторивайте окна, создавайте в комнате рассеянный свет.

Не забудьте: между верхом книг и следующей полкой всегда нужно небольшое пространство для циркуляции воздуха.

Закладка для книг.

Толстую книгу за один за один раз не прочитаешь.

Что же делают в таких случаях неаккуратные люди? Страшно сказать! Закладывают в книгу карандаш, спичку, линейку – первое . что попадёт под руку. Перегибают книгу. Даже загибают листы. А ведь так просто иметь специальную закладку. Ну хотя бы почтовую открытку.

Книжкины секреты (Л. Гусельникова


Если хочешь много знать, 
Вслушайся в советы. 
Научись распознавать 
Книжные секреты. 

В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет. 

Если быстрый самолет 
В небо устремился, 
Знает свой секрет пилот. 
Он ему учился. 

В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет. 

Если мама на обед 
Варит щи и кашу, 
У нее есть свой секрет, 
Тоже очень важный. 

Знайте, все девчонки, 
Знайте, все мальчишки: 
В каждой книжке — свой секрет! 
Все читайте книжки! 
Библиотекарь: Книги могут стать хорошим собеседником. Их жизнь зависит от того, как мы будем их беречь. 

Сценка «Две книжки» 

Однажды встретились две книжки. 
Разговорились меж собой. 
«Ну, как твои делишки?» – одна спросила у другой. 

«Ох, милая, мне стыдно перед классом: 
Хозяин мой обложки вырвал с мясом, 
Да что обложки… Оборвал листы. 
Из них он делает кораблики, плоты и голубей. 

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака. 
А у тебя целы бока?» 
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня, 
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня. 

А посмотри-ка на мои листочки: на них 
Чернильной не увидишь точки. 
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично. 
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично». 

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик 
И книжки и тетрадки, какой ты ученик. 
(С. Ильин) 

Библиотекарь:Давайте закончим наш урок стихотворением
Книга – учитель, книга – наставник. 
Книга – близкий товарищ и друг. 
Ум, как ручей, высыхает и старится, 
Если выпустишь книгу из рук. 
Книга – советчик, книга – разведчик, 
Книга – активный борец и боец. 
Книга – нетленная память и вечность, 
Спутник планеты земли, наконец. 
Книга не просто красивая мебель, 
Не приложенье дубовых шкафов, 
Книга – волшебник, умеющий небыль 
В быль превращать и в основу основ. 
(В. Боков) 

kopilkaurokov.ru

Библиотечный урок “Старая-старая книжка”

Разделы: Организация школьной библиотеки


Форма проведения: путешествие в прошлое.

Цели урока:

  • Познакомить детей с историей письменности: узелковым письмом и рисунчатым, клинописью; с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: переплётом, с рукописными и печатными книгами, типографией;
  • Учить видеть в современной жизни знаковые символы прошлого;
  • Развивать у детей мыслительную активность, умение рассуждать;
  • Способствовать развитию у детей творческого воображения, внимания, логического мышления, смекалки;
  • Формировать бережное отношение к книгам.

Методы и приёмы: наглядность, чтение рисунчатого письма, рассматривание старинной книги, использование загадок, листов активности.

Оборудование: старинные книги, странички с рисунчатым письмом, узелковое письмо, клинопись, таблички для письма, папирус, береста, часть осиного гнезда, церковно-славянские буквы, перо, печатная бумага, фломастеры, листы активности.

Ход занятия

Ребята, я хочу загадать вам интересную загадку.

Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а всё умеют,
Без ног, а по дорогам водят.

Это книга. Объясните, как вы понимаете смысл этой загадки. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено книгам, но не таким, которые вы читаете, а старинным, редким книгам, что появились на свет давным-давно, много тысяч лет назад.

А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. (Варианты ответов ребят.)

В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений.

Однажды первобытный человек сидел в пещере и ёжился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Это постоянная забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Надо было бы завязать узелок на память…

Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идее речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче.

Такое письмо называется… узелковым.

Ребята разбиваются на 2 команды, шлют друг другу узелковые письма, написанные на верёвочках, читают их.

А как ещё люди могли передавать друг другу сообщения? (Варианты ответов ребят.)

Можно было использовать для этого картинки.

Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси.

Подумайте, что могут означать эти рисунки. (Варианты ответов ребят.) “Это письмо можно почесть так: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!”

Как вы думаете, в чём недостаток такого письма?

Вы знаете, ребята, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. Как вы думаете, где? (Варианты ответов ребят.)

  • На улице часто можно увидеть картинку-знак. Водитель увидит знак и сразу поймёт: рядом школа, дети, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.
  • Другое письмо-картинка – предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит: “Груз боится сырости”

Так что же выходит, ребята, письмами-картинками можно рассказывать всё на свете? Конечно, нет. Вот попробуйте, изобразить рисунками: (кончил дело – гуляй смело).

Здесь одними рисунками не обойтись. Необходимы слова. А для слов нужны буквы и они появились. Правда, не совсем обычные буквы – рисунки. Нарисуют, к примеру, льва. Это слово начинается с “Л”, значит, читал буквы “Л”. Нарисуют дерево – читай “Д”.

У меня, ребята, тоже есть слово, написанное рисунками, давайте попробуем его почитать.

Читают слово (книга), зашифрованное в ребус.

Книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Давайте перенёсёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”. Книги там были сделаны из глины. Шумеры один из месопотамских народов – первыми создали школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? Оказывается, из сырой глины маленькие гладенькие таблички были для ребят неплохим развлечением. Затем, на ещё мягких табличках деревянная палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки,- обозначающие клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки. Давайте и мы с вами попробуем на табличках написать свои имена.

Но не думайте, ребята, что древние книги были только в виде глиняных табличек. Писались книги и на папирусах. Папирус, ребята, травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получают такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Их тоже называли папирусом. Папирус очень хрупкий. Это неудобно, а как вы думаете почему? (Мялся, рассыпался.) можно ли было на нём писать с двух сторон? Конечно же, нет.

Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, недубленая специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. А ещё люди писали на бересте.

Что такое береста? (Варианты ответов ребят.)

Правильно, это верхний слой коры берёзы.

Посмотрите, ребята, что она собой представляет. Скажите, чем на ней писали? Царапали каким-нибудь острым предметом.

Учёные, производя раскопки в г. Новгороде, нашли множество берестяных писем – грамот, сохранившихся с далёких времён. Их отправляли друг другу древние новгородцы, а новгородская земля сберегла их до наших дней.

Теперь во всём мире книги печатают на бумаге.

Как вы думаете, из чего сначала сделали бумагу? Её делали из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальную раму с частой сеткой. Так получились бумажные листы.

Посмотрите, что у меня в руках, на что это похоже?

Да, действительно, это часть осинового гнезда – ячейки, в которые осы откладывают свои личинки. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны. Да, из бумаги. Именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги.

Сидели как-то в саду два директора бумажных фабрик, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два директора, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Сначала древесина сильно размельчалась, потом опилки перемешивались с химикатами и, чтобы всё это быстро сохло, промокались специальными фильтрами и сушились. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос.

Ребята, скажите пожалуйста, а как называется у книжки рубашка, которая бережёт странички, чтобы они не порвались, не испачкались? (Варианты ответов ребят.)

Правильно, обложка. А прочная и жёсткая крышка из картона, или кожи, или плотной бумаги, называется … переплёт. У ваших книжек обложки из чего сделаны?

Раньше, давным-давно, в средние века, переплетённые книжки изготавливались из деревянных досок, которые обтягивали кожей или тканью. Некоторые из них были даже с застёжками.

Иногда переплёты оковывали золотом или серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называли окладами.

На Руси книги появились давно, так давно, что самые первые их них до нас не дошли. Они погибли во время разных войн, пожаров и наводнений, а иногда и по вине людей. Книгу на Руси издавна любили и почитали. Великая бывает польза от ученья книжного, кто грамоте горазд – тому не пропасть, – вот так говорили про книги.

Скажите, а что находится на страницах книг? Варианты ответов ребят.

Правильно, буквы.

Наши самые обыкновенные буквы – это картинки, только очень сильно изменённые. Кто поверит, что буква “А” – претерпевший множество изменений рисунок рогатой головы быка, “Г” - угол, “Е” – вскидывающий обе руки человек, “М” - морская волна, “О” – человеческий глаз, “Р” - голова лошади.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну, из века в век, претерпели много всяких изменений. Всего только 1000 лет назад буквы добрались до Руси. Русские люди дали им свои названия, похожие на названия, пришедшие из далёких стран. Так, буква, которую мы называем “А” – стала “Аз”, “Б” – “Буки”, “В” – “Веди”, “Г” – “Глаголь”… из древнего названия первых букв нашей “Аз” и “Буки” получилось хорошо знакомое всем слово “Азбука”. Конечно, азбука к нам не сама пришла. Тому, что азбука появилась на Руси, мы обязаны двум монахам, которые пришли из Византии, Кириллу и Мефодию. Поэтому древнерусская письменность и называется кириллицей. Два брата-монаха сами составили алфавит для славян и научили их писать и читать по нему. За долгие годы, что прошли с тех пор, начертания букв очень изменились, а некоторые из них и просто исчезли из наших книг. Изменился и смысл слов, составленных из старославянских букв. И сейчас не так-то легко прочесть и понять текст, написанный старославянской азбукой. Давайте, ребята, сейчас попробуем прочитать несколько слов, которые написаны такими старинными буквами.

Желающие пробуют читать по старославянской книге.

– Как видите, ребята, не так это просто. Этому надо специально учиться

Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. А что значит рукописные? Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были обычные церковные служители приступая к работе, песец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями.

Как вы думаете, что было основным инструментом писца? Отгадайте: 2 грамоты не знаю, а весь век пишу? (Отгадка). Правильно, перо. Для письма использовались сначала гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным.

А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Посмотрите, что они собой представляют. Заголовки или первые буквы песец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, растворённого с рыбьим клеем.

Теперь, наверное, ребята, вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно около года при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд.

Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги.

Скажите, где их печатают и на чём? Варианты ответов ребят.

Да, их печатают в типографиях на печатном станке. На этом рисунке вы видите станок, которым люди пользовались много лет назад. Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшем печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутен Берг.

Сейчас мы с вами перенесёмся на несколько сотен лет назад к нему в типографию. Представьте, что кругом на веревочках висят с прищепками свеженапечатанные странички, сушатся, другие ещё только закладываются в станок. А происходило это вот так. В типографии, специальные рамки из букв – штампиков составлялись слова, строчки и предложения. Вот посмотрите, у меня в руках штампик буквы “А”. Потом буквы покрывали специальной краской, клали на них чистый бумажный лист, и на всё это опускался пресс. Так и получалась книжная страничка.

Как вы думаете, какое большое преимущество имели печатные книги перед рукописными?

С каждой странички можно было отпечатать десятки бумажных страниц.

Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями. С ними вы совершите много путешествий и открытий и сегодня наши мудрые друзья – книг приготовили для вас задания, они хотят проверить вас на сообразительность и находчивость.

Дети работают с листками активности, затем вместе проверяют выполнение заданий.

Ребята, сегодня мы с вами узнали, что каждая книга – это кусочек истории. О том, что было раньше, мы можем узнать не только из старинных вещей, но и из книг.

Есть книги большие, есть маленькие. Знаете ли вы, что самая большая в мире книга увидела свет в прошлом веке, в 1832 году в Лондоне. Называется она “Пантенеон английских героев”. Её высота – 5,7 м, ширина – 3,7 м, размер букв – 15 см. а самая маленькая книга – “Муравейчики” - отпечатана в 1980 году в Японии. Её размер – 1,4 см на 1,4 см.

Наше путешествие в прошлое книг подошло к концу. И эта старинная книга просит вас бережно относиться ко всем вашим книгам. Если вы сохраните их, то через 100 или 200 лет ваши книги тоже будут старинными.

Приложение 1. К занятию “Старая – старая книжка”

Приложение 2. Презентация “Старая – старая книжка”

17.02.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Библиотечный урок “Эти книги знают все “

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель: познакомить детей с разными видами словарей и научить работать с информационными и виртуальными словарями.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация “Словари”, музыкальное оформление, компьютеры, Интернет ресурсы, книжная выставка “Эти книги знают всё” .

Библиотекарь: тема нашего урока “Эти книги знают всё”. (Приложение Презентация “Словари”) (Слайд 1)

Эпиграф:

“Знание состоит не только в записи сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах” В.Я. Брюсов (Слайд 2)

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и её применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.

Задание: Ребята у вас на столе карточки, что означают эти слова? (Слайд 3)

1 группа 2 группа 3 группа
Ассортимент Аттестат Архив
Лоцман Багор Репродукция
Мадригал Магистр Фурор

(Ребята отвечают)

Библиотекарь: Нет человека знающего все обо всем. Чтобы проверить правильное толкование ваших слов. Какие книги в этом вам помогут? На помощь нам придут словари. Что такое словарь?

Словарь – это сборник слов, выражений с их толкованием или переводом. Какие вам известны виды словарей? (Слайд 4)

Словари бывают: толковый, орфографический, фразеологический, словарь иностранных слов, словарь синонимов, этимологический, словарь омонимов и т.д. (Слайд 5)

Толковый словарь – это толкование, значение слов. Толковых словарей существует тоже много:

Самый первый толковый словарь создал В.И. Даль более 100 лет назад. Собрал и объяснил значение слов сам. Родился В.И. Даль 1801 года в местечке Лугани (отсюда и псевдоним у него: Казак Луганский).

Отец его был датчанин, а мать – дочь петербургского чиновника. И отец, и мать знали несколько языков.

Когда В.И. Далю было 13 лет, отец его определил в Морской кадетский корпус, который Даль окончил в 17 лет.

Интерес к русскому языку появился у Даля ещё в юности. В Морском корпусе он усиленно занимался литературой, писал стихи. 1819 год можно считать началом работы В.И. Даля над словарём.

Проезжая по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово “замолаживать” (“иначе пасмурнеть, клониться к ненастью”). С тех пор, странствуя по огромным просторам России, В.И.Даль не расставался со своими записями, постоянно пополнял их новыми словами, меткими изречениями, пословицами, поговорками. Накопил и обработал к концу жизни 200 тысяч слов. (Слайд 6)

Шло время, изменялись слова. И под редакцией профессора Ушакова Д.Н. был создан толковый словарь русского языка в 4-х томах

Но чаще пользуются толковым словарем С.И. Ожегова (72 5000 слов) ( слайд 7)

В толковых словарях дается краткое толкование слов, ударение, проставлен род имен существительных.

Как пользоваться словарем?

Французский писатель Анатоль Франс сказал: “Словарь – вся Вселенная в алфавитном порядке”. Надежный путеводитель во всех словарях – алфавит.

Словари по способу подачи информации бывают: печатные, виртуальные, аудиословари, иллюстративные, электронные. (Слайд 8-9)

Знакомство с печатными словарями.

В печатных словарях вверху на каждой странице два слога. Первый слог – с него начинается первое слово этой странице, второй слог – самое последнее слово на этой странице.

Знакомство с электронным словарем (Яндекс, запись Словари ,Грамота ru записываем слово, которое ищем).

Задание:

Возвращаемся к первому заданию (первое, второе слово находим по виртуальному словарю, третье по печатному толковому словарю). Ребята зачитывают ответы.

Библиотекарь: Нам важно знать не только лексическое значение слова, но и как правильно его написать. Какой словарь придет нам на помощь?

От греческого слова “Орфо” – правильно “Графо” – пишу. В словаре показано как правильно писать слово, куда падает ударение в словах. (Слайд 11)

Задание № 2 вставьте пропущенные буквы, используя орфографический словарь. (Слайд 12)

Группа 1

  1. Арх.тект.р
  2. Бесчу.ствен.ый
  3. Возвыш.н…сть
  4. Зах.лус.ный

Группа 2

  1. Опр.д.ление
  2. Стю.рдес.а
  3. Убеж.щ.
  4. Ц.ркуль

Группа 3

  1. Ф.нтаз.я
  2. Кам.нщ.к
  3. П.лк.водец
  4. Младенч.с.во

В русском языке есть слова, которые пришли из других языков. Нужно знать точно их значение, форму их употребление, иначе можно допустить ошибки.

Сценка. Отрывок из комедии А. Островского “ Свои собаки грызутся, чужая не приставай”

Бальзаминов. А всё-таки, маменька, видно, что она в меня влюблена. И дом, маменька, у нее каменный. Ах, блаженство!

Бальзаминова. Уж и влюблена! Понравился ты ей так, с виду, вот и всё. А ты того не забудь, что ты ещё с ней ни одного слова не говорил. Что-то она тогда скажет, как поговорит с тобой! Умных ты слов не знаешь…

Бальзаминов. Это, маменька, нужды нет. В нашем деле всё от счастья; тут умом ничего не возьмешь. Другой и с умом, да лет пять даром проходит; я вот и неумен, да женюсь на богатой!

Бальзаминова. Вот что, Миша, есть такие французские слова, очень похожие на русские, я их много знаю; ты бы хоть их заучил когда, на досуге. Послушаешь иногда на именинах или на свадьбе, как молодые кавалеры с барышнями разговаривают, - просто прелесть слушать.

Бальзаминов. Какие же это слова, маменька? Ведь как знать, может быть, они мне и на пользу пойдут.

Бальзаминова. Разумеется, на пользу. Вот слушай! Ты всё говоришь: “Я гулять пойду!” Это, Миша, нехорошо. Лучше скажи: “Я хочу променаж сделать!”

Бальзаминов. Да-с, маменька, это лучше. Это вы правду говорите! Променаж лучше.

Бальзаминова. Про кого дурно говорят, это – мораль.

Бальзаминов. Это я знаю-с.

Бальзаминова. Коль человек или вещь какая-нибудь не стоит внимания, ничтожная какая-нибудь, – как про нее сказать? Дрянь? Это как-то неловко. Лучше сказать по-французски: “гольтепа!”

Бальзаминов. Гольтепа. Да, это хорошо.

Бальзаминова. А вот если кто заважничает, очень возмечтает о себе, и вдруг ему форс-то собьют, – это “асаже” называется.

Бальзаминов. Я этого, маменька, не знал, а это слово хорошее. Асаже, асаже…

Бальзаминова. Дай только припомнить, а то я много знаю.

Бальзаминов. Припоминайте, маменька, припоминайте! После мне скажите…

При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.( Слайд 13).

Задание №3: найдите соответствие (Слайд 14)

Иностранные слова
  1. Резюме
  2. Авантитул
  3. Конъюнктура
  4. Фронтиспис
Обозначение

А. Рисунок, портрет или лица, которому посвящена книга, помещаемый слева от титульного листа

Б. Сложившаяся обстановка, временная ситуация в какой –либо области

В. Начальная страница книги, расположенная перед титульным листом

Г. Краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада

Затем по словарю иностранных слов дайте расшифровку и назовите языки, из которых пришли эти слова.

Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, они имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений. Пример:

Держать ухо востро
Душа нараспашку
Бровью не ведет
Переливать из пустого в порожнее (Слайд 16)

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Задание №4: найдите в тексте фразеологические обороты (Слайд 17)

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

(Ребята отвечают, ответы проверяем по слайду 18)

Задание № 5: по фразеологическому словарю определите, что означают эти слова:

собаку съел (1 группа)
одним духом ( 2 группа)
не в своей тарелке ( 3 группа)

Сегодня мы познакомились с различными видами словарей. Словари очень полезные книги и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык. В заключение нашего урока соберите высказывание Владимира Мономаха ( слайд 19)

“Что знаете полезного, того не забывайте,

А чего не умеете, тому учитесь” (Слайд 20)

Презентация

23.07.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Библиотечный урок для первоклассников “Дом, в котором живут книги”

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель: пробудить у первоклассников интерес к книге, к чтению.

Задачи:

– познакомить ребят с библиотекой – домом, где живут книги;

– познакомить детей с правилами поведения в библиотеке;

– научить детей, как правильно обращаться с книгой.

Ход урока

1. Знакомство.

Дети заходят в библиотеку, рассаживаются. Звучит тихая классическая музыка (например, Вивальди, Времена года).

Здравствуйте, дети!

Вы уже, наверное, догадались, куда пришли? Правильно, это дом, в котором живут книги. Обратите внимание, какой здесь порядок: каждая книжка на своей полке, у каждой есть свое место. Совсем скоро вы узнаете, где живут ваши любимые книги, и начнете с ними знакомиться.

А сейчас я познакомлюсь с вами.

Меня звать Ольга Александровна. Я помогу выбрать вам самую интересную книгу, подобрать литературу, необходимую для подготовки сообщения, реферата и буду выдавать выбранные вами книги и принимать обратно, после того, как вы их прочтете.

Теперь расскажите мне немножко о себе.

Дети отвечают на вопросы, которые задаются выборочно желающим ответить (фронтальная беседа)..

Как тебя зовут?

Ты умеешь читать?

Родители читают тебе книги?

Какая твоя любимая книга?

Почему?

Чем нравится тебе герой этой книги?

Чем не нравится?

Хотел бы ты быть таким же сильным? Добрым? Веселым?

Помогать слабым? Защищать младших?

Посмотрите, сколько интересного мы услышали, хотя поговорили всего лишь о нескольких книгах. Представляете, как много интересного, полезного, доброго, занимательного заключено в книгах, которые смотрят на вас с этих полок? Они ждут вас!

2. Как обращаться с книгой?

Книгам скучно стоять на полках, поэтому они очень любят читателей. Но не всех. Может, вы мне подскажете, каких читателей не любят книжки?

Дети отвечают.

Правильно, тех, которые бросают их куда попало, мнут страницы, пачкают их, рвут. Посмотрите на бедняжку, у которой такой вот нерадивый хозяин.

Входит ученик с растерзанной книгой: листы порваны, корешок оторван, обложка изрисована и т.д. Ученик от имени учебника читает стихотворение:

Вот такая, братцы, жизнь –
Вряд ли вам понравится:
Все помятые листы,
Даже высыпаются.
В жирных пятнах, растрепалась
Старенькая книга.
Корки даже не осталось!
Вы мне помогли бы
От хозяина укрыться,
Разгильдяя Пети?
Бедные мои страницы!
Помогите, дети!

Ученик продолжает:

А куда это я попал, ребята? В библиотеку? Какие яркие и чистые книги, и стоят ровными рядами на своих полках. И листы не порваны, и клякс на них нет… А можно мне остаться здесь жить?

Ребята, оставим бедняжку здесь? Мы отремонтируем книгу, приведем ее в порядок, и станет она жить с другими книгами, а вы с сможете с ней подружиться.

К сожалению, есть такие ребята, которые плохо обращаются с книгами. Но у нас есть скорая помощь, которая может их вылечить. Смотрите!

Заходит девочка с сумкой с красным крестом через плечо и достает из сумки ножницы, клей, бумагу, кисточку и т.д.

Девочка говорит, обращаясь к истерзанной книге:

Ах, бедняжка, как же тебе больно! Сейчас я тебе помогу!
Краски есть, картон и клей,
Ножницы, бумага.
Скоро станет веселей –
Постараться надо!
А бедняжку мы полечим,
Книжку пожалеем:
Чтобы стало ей полегче,
Корешок подклеим.
Мы разгладим все страницы,
Подошьем иголкой.
И вспорхнет она, как птица,
Прямо к нам на полку.

Обращаясь к детям:

За стихами, сказками
Сюда вы приходите.
Только, будьте ласковы,
Книги берегите!

А как беречь книги, нам расскажет наш гость - посмотрите и скажите, как его зовут? (На переносном стенде Цветик-семицветик с отрывными лепестками, на обороте которых текст правила). Правильно, Цветик-Семицветик. Каждые его лепесток содержит правило. Давайте вместе откроем их все, по очереди.

Дети подходят по одному, отрывают лепестки и читают на обороте лепестка правила:

– обернуть книгу;

– не бросать книгу где попало;

– не делать пометок карандашом или ручкой;

– не брать книгу грязными руками;

– не давать никому библиотечную книгу;

– не загибать страницы;

– пользоваться закладками.

3. Правила пользования библиотекой.

Вот и подходит к концу наше путешествие в дом, где живут книги. Мне осталось только рассказать вам о правилах, которые надо соблюдать, когда приходишь в библиотеку.

В библиотеку не нужно приходить в верхней одежде: здесь нет гардероба, а в куртках и пальто вам будет жарко и неудобно выбирать книги.

Когда вы выбрали книгу, обязательно нужно, чтобы я записала ее в ваш формуляр. Формуляр – это маленькая тетрадочка, в которую я записываю все книги, которые вы берете почитать (демонстрирую формуляр с записями).

Если вы пришли сдать прочитанную книгу, нельзя самому ставить ее на полку – сначала я обязательно должна отметить в формуляре, что вы ее сдали.

В библиотеке нельзя шуметь, потому что здесь ребята часто работают с книгой в читальном зале, вот за этим столом, и своим шумом вы будете им мешать.

4. Рефлексия.

Что на ваш взгляд было самым важным на уроке? (обязательно читать книги, бережно к ним относиться, соблюдать правила посещения библиотеки).

А на память о сегодняшней нашей встрече мне хочется сделать вам подарок: каждый из вас получит закладку для книги (ребята – помощники раздают закладки).

До свидания, до скорой встречи! Вам здесь всегда рады, вас здесь всегда ждут!

Реквизит и оборудование

  1. Стульев (скамеек) на весь класс.
  2. Старая книга с порванными смятыми листами, изрисованная, с оторванным корешком.
  3. Сумка с красным крестом через плечо, в которой находятся пузырек с клеем, кисточка, бумага, ножницы, картон и т.д.
  4. Магнитофон, диск с классической музыкой.
  5. Цветик-семицветик с отрывными лепестками на переносном стенде, лепестки приклеены на двухсторонний скотч. На обороте – правила, как обращаться с книгой.
  6. Закладки в подарок детям. Их можно купить, можно изготовить самим, могут их изготовить на уроках труда ребята 3-4-х классов.
  7. Красочное объявление на ватмане о режиме работы библиотеки:

Уважаемые читатели!

Мы ждем Вас в библиотеке без верхней одежды и тяжелого портфеля, с хорошим настроением и свободными чистыми руками, готовыми прикоснуться к книге: ежедневно с 9.00 до 17.00

19.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *