Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. – №2. – С. 54-59. 2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. – №3. – С. 41-46. 3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с. 4.Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2011. – №12. – С. 91-93. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. 6. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. – 24с. 7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. …канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. – 214с. | |
Работа с детьми | Октябрь | Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его». Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». | |
Ноябрь | Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки». Просмотр м/ф «Последний лепесток». | ||
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. | Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг?». | ||
Декабрь | Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным». Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет». Просмотр м/ф «Мешок яблок». | ||
Январь | Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь». Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы». Просмотр м/ф «Просто так». | ||
Февраль | Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». Просмотр м/ф «Умка». Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним. | ||
Март | Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи». Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья». Просмотр м/ф «Кот Леопольд». | ||
Апрель | Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело – правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается». Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Просмотр м/ф «Голубой щенок». | ||
Май | Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом». Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка». | ||
Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай». Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите». Исполнение песни «Настоящий друг». Рисование на шариках лица друга. | Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки». | ||
Работа с семьёй | Октябрь | Консультации для родителей «Детская дружба». | |
Декабрь | Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок». | ||
Апрель | Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?». | ||
Самореализация | Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией). | Выступление на педсовете |
nsportal.ru
План по самообразованию.
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Актуальность темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно – логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику ” кляксография”. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника ” монотипия”.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Дети в младшем возрасте научились рисовать пальчиками, ладошками, умеют делать оттиск отпечатками из картофеля, в среднем возрасте познакомились с более сложными техниками – это тычок жёсткой полусухой кистью, печатать пробками и поролоном, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьями, рисование ватными палочками.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает у них воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Цель самообразования по теме: изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, научить соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Задачи самообразования:
1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
2. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
3.Вызвать желание и интерес заниматься художественным творчеством.
4.Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
5. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (детям, родителям и другим членам семьи, воспитателям и сотрудникам садика)
6. Развитие в ребёнке чувства красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
План работы по самообразованию.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”” 2. Т. Н. Давыдова “Рисуем ладошками” 3. Г. Н. Давыдова “Нетрадиционная техника рисования в детском саду”- М. 2007г. 4. И. А. Лыкова “Цветные ладошки” 5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012 Статья О.А.Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30. 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 7. О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011 | Анализ изученной литературы |
Диагностика | сентябрь | Цель: выявить знания и умения детей по изобразительной деятельности. | |
Организация и обогащение предметно – развивающей среды. | В течение года. | Подготовить учебно-методические пособия, наглядность: картотека по нетрадиционной технике рисования; альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования; разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей; изготовить дидактические игры. | Привлечь родителей к сбору различных материалов для рисования. |
Работа с детьми. | Сентябрь. | Монотипия пейзажная. Осень отражается в воде. Цель: знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками. | Выставка рисунков. |
Октябрь. | Рисование песком на бумаге. Цель: познакомить с техниками рисования песком (насыпание из ладони, кулачка, пальцев; вытирание пальцем, ребром ладони, кулачком; процарапывание с помощью зубочистки, ватной палочки; отпечаток трафаретов, предметов, ладоней) | Создать презентацию песочного творчества воспитанников для родителей. | |
Ноябрь. | Натюрморт из фруктов. Свеча + акварель Цель: знакомить с техникой рисования свечой. | Дома нарисовать натюрморт из овощей. Выставка работ. | |
Декабрь. | Чудесные превращения кляксы. Кляксография. Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). | Дорисовка клякс, создавая сюжетную картину. Выставка работ. | |
Январь. | Рисование при помощи зубной щётки. Техника рисования “набрызг” «Зимний лес» Создать условия для свободного экспериментирования с различными художественными инструментами. Формировать представление о многообразии художественных средств. | Техника рисования зубной щеткой как кистью снежных сугробов и шерсти у кошки. Конкурс рисунков. | |
Февраль | Техника граттаж. Учить равномерно наносить парафин на поверхность цветного листа, а затем покрывать мыльной гуашью, после высыхания процарапывать зубочисткой рисунок. | Подарок папе и дедушке в этой технике. | |
Март. | Цветы – необычной красоты. Мыльные пузыри. Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки. | Подарок маме и бабушке. | |
Апрель. | Печать по трафарету. «Космос» Учить рисовать с помощью трафарета. | Рисование с использованием трафарета коллективной картины. | |
Май | Луг с цветами. Рисование мятой бумагой. Цель: знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. | Выставка работ. | |
Работа с семьями. | Сентябрь. | Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок. «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Оборудование уголка «Мы – всезнайки!» Анкетирование родителей. |
Октябрь. | Консультация на тему: «Рисуем вместе. Нетрадиционное рисование.» | Буклет. Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования. | |
Ноябрь. | «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами». | Родительское собрание | |
Декабрь. | «Как организовать рабочее место для детского творчества». | Папка – передвижка | |
Январь. | «Мой дом вечером» техника рисования – восковые мелки + акварель + свеча | Семейный конкурс рисунков. | |
Март. | Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома». | Фотоколлаж. | |
Май. | Мастер – класс для родителей «Рисование нетрадиционными способами». | Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж». | |
Самореализация | Сентябрь – май | Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе.
| |
Ноябрь | Консультация для молодых педагогов на тему: «Учите детей фантазировать». | Помощь молодым специалистам. | |
Февраль | Проведение мастер-класса среди педагогов «Учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!» | Помощь молодым специалистам. | |
Март. | Презентация «Нетрадиционные техники рисования» | Помощь молодым специалистам. | |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению. | Фотовыставка. |
nsportal.ru
Месяц | Источники | Цель | Результат | Формы работы | ||
Сентябрь | «Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.
«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова. |
Выявление уровня знаний детей по данной теме.
Грамотное проведение социального опроса родителей. |
Диагностика детей, составление списка.
Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 лет.
|
Организационно-диагностический 1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра». |
||
Октябрь
|
«Ориентировка в пространстве» Т.Мусейнова – кандидат пед. наук.
«Развиваем восприятие и воображение» А.Левина. |
Формирование представлений о собственном теле, отдельных частях тела, о парных органах. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.
Развитие умения понимать смысл пространственных отношений. Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
|
Конкурс рисунков на тему «Это я».
Создание фотоальбома «Мы растём». Создание картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательные упражнения». Консультация для родителей «Береги себя». |
Основная часть. Ориентировка в пространстве. 1.Ориентировка на себе.Изучение строения тела человека (плакат). Практические упражнения (показать назначение каждого сустава, органа). Дидактические игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь», «Определи на вкус». Подвижная игра «Замри» 2. Ориентировка с помощью слуха. Передвижение в названном направлении. Игры: – «Иди в ту сторону, откуда позвали»; – «Угадай, кто позвал»; – «Иди на звук колокольчика»; – «Быстро движется или медленно?». Дидактические игры: «Дударь», «Лабиринт дорожек».
|
||
Ноябрь | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А.А. Смоленцева
«Здравствуй мир» А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова. |
Активизация в речи пространственных терминов: выше, ниже, спереди, сзади, между, выше, чем, над, под и т.п.
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета. Продолжение совершенствования умения ориентироваться относительно себя. Развитие умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя. |
Создание картотеки с дидактическими играми на пространственные представления.
Практические задания на ориентировку вправо, влево. Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире».
|
Ориентировка в пространстве относительно предмета –впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.
Игры:
– «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой….»; – «Что находится слева от …?»; – «Расскажи, где находится шкаф, стул…». Ориентировка относительно себя – назад, вверх, вниз, направо, налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. Игры: – «Найди игрушки»; – «Куда пойдёшь, что найдёшь»; – «Покажи флажком вперёд, направо…»; – – «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя» |
||
Декабрь | «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Математика в старшей группе» В.П. Новикова.
|
Совершенствование умения ориентироваться в здании детского сада. Развитие зрительно – двигательной ориентировки, понимание словесных инструкций и соотношение их с практическими действиями, использование пространственных терминов: ближе чем, дальше чем, справа от, слева от. | Экскурсия по детскому саду с Незнайкой. Изготовление плана – здания.
Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната». Конкурс рисунков «Наша группа». Изготовление карт – схем для поиска сокровищ. Создание фотоальбома «Путешествуем по родному посёлку». Конкурс рисунков «Мой детский сад». Консультация для родителей «Есть ли правила на улице». |
Ориентировка в помещении детского сада. Знакомство с планом детского сада.Дидактические игры: «Где чей дом?» Подвижные игры: «Угадай, где я?», «Спрятанные предметы», «Где старшая группа?». Ориентировка на участке. Подвижные игры: «Наш участок», «Охотники за кладом», «Изучаем схемы». Ориентировка на улице.Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом, моя крепость». Практическое занятие «Улица полна неожиданностей».
|
||
Январь | «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» А. М. Леушина.
«Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рихтерман. «Математика в детском саду» Л.С.Метлина. |
Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов
Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей. Активизация деятельности родителей в творческой, познавательной, практической областях жизни ДОУ. |
Подбор иллюстраций о часах.
Обновление и дополнение экспонатов в мини-музее «Тик-так». Картотека стихотворений о времени, о часах Просмотр слайд – шоу «Как возникли часы?», «Время и часы». Просмотр: «Сказка о потерянном времени». Эксперименты: «Солнечные часы», «Песочные часы». Конкурс рисунков «Часы – мечты». Выставка поделок «Мои наручные часы». Создание и оформление папки – энциклопедии «Часы». Консультация для родителей «Как научить ребёнка разбираться с часами и временем». |
Ориентировка во времени 1.Время, часы.
Беседа: «Для чего нужны часы?» Стихи о времени, о часах («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»). Пословицы (про минуту, про час, про время). Загадки. Составление сказки «В стране часов». Дидактические игры: «Поставь стрелку на часах», «Точное время», «Определи который час», «Правильное время». Игра – пазл «Время». Игра – лото «Детям о времени». Сложи картинку «Часы». Сюжетно – ролевые игры: «В магазине часов», «Часовая мастерская», «Часовщик». Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой курантов». Физкультминутки: «Часы», «А часы идут – идут», «Часики», «Утро – день – вечер – ночь». Зарядка «Часы» Пальчиковая гимнастика «Часы». |
||
Февраль | «Беседы о пространстве и времени» Т.А.Шорыгина.
«Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» А.В.Каменченко.
|
Совершенствование умения ориентироваться во времени (части суток, вчера, сегодня, завтра)
Развитие активного словаря по теме. |
Изготовление модели «машины времени».
Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени». Брейн–ринг. Практикум «Делу время, потехе – час». Выставка рисунков «День и ночь». Консультация для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста». |
2. Части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели.
Беседа «Наша неделя», «Каков Емеля, такова и неделя». Составление рассказа по картине «Режим дня». Беседа «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра». Чтение Г.Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра». Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя». Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Продолжай», «Распорядок дня», «Когда это бывает» (части суток). Подвижные игры: «Неделька стройся», «Живая неделя», «День – ночь». |
||
Март | «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста (о годе, временах года, месяцах).И.Л.Гейченко, О.Г.Шавина.
«Путешествие во времени» Т.В.Владимирова, Л.А.Халидулина. |
Совершенствование представлений о временных изменениях, взаимосвязи между временем и природными явлениями. Закрепление представления о временах года. | Коллективная аппликация «Модель года».
Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме. Выставки детских работ по месяцам: «Портрет Марта» и т.д. |
3. Времена года. Месяцы.
Составление рассказов о годе, опираясь на коллаж «Времена года». Чтение Т.Бобкова «Круглый год». Беседа «Времена года и одежда человека». Дидактические игры: «Времена года», «Как мы меняемся», «Так бывает или нет?», «Четвёртый лишний», «Времена года, месяцы по порядку становись». Подвижные игры: «Лови – бросай месяцы называй», «Лови – бросай времена года называй».
|
||
Апрель | «Детям о времени.
Популярное пособие для родителей и педагогов» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «Учим играя» |
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Обогащение познания о календарях. Формирование интереса к разным видам конструирования календарей. |
«Изготовление календаря» (практическое пособие).
Создание коллекции «Календари» (привлечение родителей). Викторина «Наш весёлый календарь». Коллективные работы: «Календарь дней рождений детей группы», «Календарь праздников в детском саду».
|
4. Календарь.
Беседы: «Как появился календарь?», «Древние календари», «Календари разных народов». «Знакомство с календарём» (практические задания). Чтение Е.Шварца «Народный календарь – месяцеслов». Дидактические игры: «Восточный календарь» Игры с отрывным календарём «Разложи по порядку». Прослушивание песни «Звёздный календарь» муз. А. Ермолова, сл. А.Морозова. Лепка (пластилинография) «Восточный календарь». |
||
Май | Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.
«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова. |
Проверка уровня сформированности знаний детей по данной теме самообразования. | Итоговая диагностика детей за год.
Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее». |
Заключительная часть. 1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра». |
dohcolonoc.ru
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2015 г. | Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Посещение курсов повышения квалификации по ФГОС. | Памятка для родителей по изучению связной речи. Написание итогового проекта. | |
Октябрь | Работа по составлению рассказов по сюжетной картинке. Составление рассказа «Осень». | Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики. Учить составлять рассказ с опорой на образец воспитателя. | Тематическое занятие «Здравствуй , осень !» |
Ноябрь | Игры и упражнения для развития связной речи. Разучивание дидактической игры «Кто я»? | Совершенствовать речевой слух, закрепить навыки выразительной речи и коммуникативные качества дошкольника. | Познакомить родителей с играми , влияющими на развитие речи детей. Консультация для родителей «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребёнка». |
Декабрь | Развитие речи через театральную деятельность. Инсценировка сказки «Теремок» | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ. |
Январь 2016г. | Работа по составлению загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить отгадывать загадки. | Консультация для родителей «Использование загадок как средство выразительности речи». |
Февраль Март | Составление описательного рассказа(описание животных) Чтение и обсуждение, пересказ сказок. | Расширить словарный запас детей, упражнять в описании предметов по схеме. , Учить ребёнка внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, закрепить коммуникативные качества. Активизировать речь. | Беседа с родителями «Роль описательного рассказа для расширения словарного запаса детей». Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности». |
Апрель | Разучивание считалок, скороговорок,потешек с детьми. | Закрепить навыки выразительности речи, совершенствовать речь. | Памятка для родителей «Уровень развития речи 4-5 лет». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста(средняя группа)
Актуальность темы: Это тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи-это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание развитию связной речи.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи: – совершенствовать диалогическую форму речи;
– развивать монологическую форму речи;
-учить связно пересказывать небольшие сказки;
– учить по образцу рассказывать о предмете; содержании сюжетной картины;
– развивать умение составлять рас сказы .
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок »
Индивидуальный план по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Ф.И.О. : Майорова В.И.
Специальность: «Русский язык и литература»
Образование: Высшее
Стаж педагог работы:31г.
Квалификационная категория: Соответствие занимаемой должности
Курсы повышения квалификации: МРИО, 2015г.
Дата начала работы над темой: С 1.09.2014г.
Предполагаемая дата окончания работы: 1.09.2018г.
infourok.ru
Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. | |
Знакомство с профессией почтальона. | Экскурсия на почту. | ||
Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | ||
Знакомство с профессией пекаря. | Экскурсия на хлебозавод. | ||
Изготовление поделок из лоскутков ткани. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | ||
Посадка семян на рассаду. | Трудовой десант «Мы – огородники». | ||
Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | ||
Работа с семьёй | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». | |
Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». | ||
Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» | ||
Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Трудовой десант «Зимние фантазии». | ||
Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». | ||
Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | ||
Самореализация | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. | |
Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
prodetskiysad.blogspot.com
Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность темы:
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек походит на иссушенное растение «перекати-поле».
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
План работы на год:
Сентябрь-май: Изучение методической литературы.
Работа с детьми:
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Январь:
1.Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
Коллективное оформление книги: «Русское народное творчество»
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Сентябрь – май: Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне и других исторических событиях.
Работа с родителями:
Сентябрь:
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.
Октябрь:
Составление папки – передвижки и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет»
Ноябрь:
Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Декабрь:
Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Январь:
Письменные рекомендации для родителей дошкольников посещающих старшую группу детского сада.
Февраль:
Привлечь родителей к подготовке праздника посвященного Дню Защитника Отечества.
Март:
Конкурс с родителями «Книга любимых народных сказок своими руками».
Апрель:
Помощь родителей в подготовке открытого занятия.
Май:
Анкетирование родителей.
nsportal.ru
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.
Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога
Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:
Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:
Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных
Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем
Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества
Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.
Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми
Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.
На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.
Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.
Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста
Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.
Примерный список тем самообразования педагогов ДОУ (автор — Н. Оноприенко):
По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:
Проблема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.
Анастасия Караганова, воспитатель детского сада «Сказка», ГБОУ СОШ №5 «ОЦ ЛИДЕР», г. Кинель, Самарская область
http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-vospitatelja-karaganovoi-anastasija-vladimirovna-s-p-ds-skazka-g-o-kinel.html
Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:
Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами
Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).
Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса
Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.
Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию
Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.
Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.
Работа строится на основании общего перечня тем, но каждый из специалистов дополняет вопрос направленностью по своему профилю. Например, если вопрос по самообразованию звучит как «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе», то музработник может переформулировать её так: «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности». Кроме того, целевой компонент работы будет немного дополняться: так, для учителя-дефектолога на первом месте будет задача выбора методов и приёмов коррекции выявленных нарушений в развитии ребёнка, а также просветительская работа с родителями.
Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.
Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику
Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.
При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.
Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников
Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net