«Кулачки — ладошки»
Есть у любого два кулачка. (Воспитатель сжимает кулаки, сгибает руки в локтях и поднимает их вверх)
Хлопнул один по другому слегка. (Слегка ударяет одним кулаком по другому)
Ну а ладошки не отстают. (Разжимают пальцы)
Следом за ним весело бьют. (Соединяет основания ладоней и начинает хлопать таким образом, чтобы пальцы соприкасались друг с другом)
Кулачки быстрее бьют, (Быстро ударяет одним кулаком по другому)
До чего стараются!
И ладошки тут как тут, (Быстро хлопает в ладоши)
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, (Еще быстрее ударяет одним кулаком по другому)
Громко хлопать стали.
А ладошки – баловницы (Еще быстрее хлопает в ладоши)
Тоже не отстали.
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)
Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
«Как живешь? »
– Как живешь?
– Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)
– А плывешь?
– Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)
– Машешь вслед?
– Вот так! (Машет кистями рук)
– Ждешь обед?
– Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)
– А шалишь?
– Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)
Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)
А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)
Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом…
Начинают строить дом.
nsportal.ru
Цель – развитие мелкой моторики
1. Массаж ладоней и пальцев.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил –
Тебе ничего нет!
2. Массаж прижимающий:
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся по дороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», –
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем по очереди прижимать каждый ноготь, катать его на подушечке влево – вправо. На каждую сточку – нажим на один палец.)
3. «Щелчки»
Поднял ушки бурундук,
Он в лесу услышал звук:
10. Братья.
Выполни задание одной рукой.
Пальцы в кулак, поочерёдно отгибаем пальцы, начиная с большого.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Выполни задание двумя руками.
11. Сон.
(Пальцы одной руки открыты, поочередно загибаем пальцы).
Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик лёг в кровать,
этот пальчик чуть вздремнул,
этот пальчик уж уснул,
этот крепко, крепко спит.
Тише, мыши, не шумите,
пальчики не разбудите.
12. Грибы.
Выполнять отдельно правой и левой рукой. Пальцы собраны в кулак.
babyeph.ru
Пальчиковая гимнастика«Снежинка»
Мы ладошки раскрываем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки собираем: ( показывают раскрытые ладошки)
– Раз, два, четыре, пять, ( загибают пальцы, начиная с большого)
Нет снежинок и опять: ( показывают ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Снег в ладоши набираем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки все считаем:
– Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному)
Каждая снежинка (попеременные хлопки ладонями)
Чётко мне видна,
Словно балеринка (работают кисти рук и пальцы)
Кружится она.
Пальчиковая гимнастика «Доброта».
Если пальчики грустят – (пальцы плотно прижаты к груди)
Доброты они хотят!
Если пальчики заплачут – (трясут кистями)
Их обидел кто-то, значит!
Наши пальцы пожалеем, («моют» ладошки, дышим на них)
Добротой своей согреем!
К себе ладошки мы прижмём, (поочерёдно перекладывают ладони)
Гладить ласково начнём! (поочерёдно гладят ладони)
Пусть обнимутся ладошки, (скрестить пальцы, ладони плотно прижать)
Поиграют пусть немножко, (быстро-быстро стучать пальцами обеих рук)
Каждый пальчик нужно взять (каждый пальчик зажимают в кулачок)
И покрепче обнимать!
«Мячик и яблоко»
Пальчиковая игра
Я на левую ладошку (показать ладонь)
Круглый мячик положу (кулак правой руки положить на левую ладонь)
Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)
Под грибочком посижу. (прикрыть кулак левой ладонью)
Ну, а в правую ладошку (показать ладонь)
Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)
Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)
Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)
«Загадка»
Пальчиковая игра
На пеньке лежит комок (руки закрыты в «замок»)
Это – маленький зверек, (заглядываем внутрь кулачка, как бы пытаясь рассмотреть)
Он колючки раскрывает, (разгибаем пальцы вперед)
Очень широко зевает, (ладони расходятся в противоположные стороны)
Умывает мордочку (мыть руки или потереть ладони)
И ерошит челочку (пошевелить пальцами скрещенных ладоней)
Посчитаем все иголки, (щелчки в воздух разными пальцами обеих рук)
Быстро спрячемся под елку! (спрятать руки за спину)
«Вышли пальцы танцевать»
Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка),
Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),
Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),
Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются),
Безымянный – притаился (можно заменить это композицию, спрятав четвертый палец
одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец!
Цепь сомкнул, молодец! (педагог может проверить, как крепко
соединились мизинцы).
Как же дальше танцевать? (тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы).
Надо цепь нам разорвать.
Пальчиковая игра
Педагог.
Наши девочки и наши мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают, как мячики (прыгают),
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопают четыре раза),
Ножками топают вот так, вот так (топают четыре раза)
Кулачки сжимают вот так, вот так (показывают один кулачок, затем другой),
Ладошки раскрывают вот так, вот так (поочередно раскрывают ладоши).
Наши пальчики разбудим (шевелят пальчиками правой, затем левой руки),
Наши пальчики проснулись (ставят кисти рук вертикально, ладони направлены внутрь):
– Мы проснулись, мы проснулись (слегка сгибают пальцы правой руки, говорят тоненьким голосом, затем сгибают пальцы левой руки, говорят более низким голосом)
И друг другу улыбнулись (слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы правой, затем левой руки),
Стали пальцы обниматься (соединяют ладони):
Обниматься, обниматься (делают “ замок”, меняя расположение пальцев).
Стали пальцы… целоваться (касаются щечками пальцев правой и левой рук, чмокают, “ целуются”),
А потом и баловаться! (быстро крутят кистями рук – делают “ фонарики”, издают разные звуки по высоте звуки, играя язычком.)
Подошла Ладошка (выставляют ладони)
И сказала: – Крошки! (шевелят пальчиками)
Хватит вам играться (мягкий взмах вправо)
Хватит баловаться (мягкий взмах кистью влево),
Надобно трудиться! (соединяют руки вместе)
– А мы хотим резвиться! (опять “ балуются”)
Но пришел тут Кулачок: – Хм! Хм! (сжимают кулачки, строго смотрят на один кулачок, потом на другой.)
Пальцы спрятались (покручивают кулачки, показывают их друг другу)-
Молчок (приставляют палец к губам , произносят звук “чч”).
-Так вот они какие, наши пальцы озорные.
Маму-Ладошку не слушают, папу – Кулачка огорчают!
А вы, ребятки, озорничаете, своих маму с папой огорчаете? (ответы детей.)
А вот пальчики наши иногда балуются. Скажем им : ай – я – яй! (педагог грозит пальцем. Дети повторяют движения взрослого)
-Ай – я – яй, стыд и срам!
Пальчики, не стыдно вам?
Пальцы спрятались в подмышках (дети прячут пальцы в подмышках)
И тихонько там сидят.
Им, конечно, очень стыдно
Маму с папой обижать!
Ладно, пальцы, выходите (раскрывают ладони перед собой),
На ребяток поглядите (разводят руки в стороны):
Поглядели, поглядели (снова руки перед собой)
Сразу же повеселел ! (крутят кистями “фонарики”.)
-Будем, будем мы трудиться (соединяют руки перед собой),
А потом уже резвиться! (быстро хлопают по коленкам.)
Педагог: Не обманули нас пальчики! И стали трудиться.
Гора высокая стоит правая рука поднимается вверх,
На вершине гномик спит шевелят большим пальцем, затем прячут его в
кулак.
Солнце всходит в небеса левая рука медленно поднимается вверх,
Светит шаром золотым раскачивать ладонью с растопыренными
пальцами,
Птицы весело свистят движение «клювики» большим и указательным
пальцами,
Вставай же, лежебока ты «клювик» клюёт в кулачок правой руки.
Не слышит гномик песни той кулачок прижимается к уху,
Спит да спит
Весь день- деньской раскачивать головой с прижатым кулачком.
Вот жучок к нему приполз пальцы левой руки двигаются по телу…
И вползает гному в нос… …до кулачка правой руки.
Тут – «Апчхи!» –
Проснулся гном! Кулачок раскрывается, дети «чихают».
Он разбужен был жучком!
Маленький гномик
Сел у окошка дети показывают руками «окно».
Гномику видно,
Скучно немножко палец к щеке, грустная мимика.
Песенку весёлую
гному пропоём!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА автор И. Галянт
1.Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Спрятать руки за спину
2.Пошли пальчики с утра Развернуть ладони вперёд, перебирая пальцами
3.В гости к тёте Разыгра
Хлопки
4 – 7.На скамеечке сидели
На большом пальце левой руки “посидеть “ каждым пальцем правой руки, начиная с указательного.
8 – 11.Да в окошечко глядели
Сложить маленькие “колечки” перед глазами из пары пальцев: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5.
12 – 19. Напилися чаю, чаю, разыграю
Чередовать “хлопок”и показ больших пальцев в разном направлении
20.Солнышко ладошку
Погладило немножко
Погладить ладошку, легко массируя.
21. Пальчики подняли,
Лучиками стали.
Раскрыть из кулачка выпрямленные пальчики – “лучики”.
К солнышку потянулись, Движения по тексту.
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали и улыбнулись!
«Зайкин огород»
Игровой массаж
Зайка с радостью идет! («Пружинки») («Зайчик» прыгает на месте)
Ямка – семя (собирает в щепотку кожу на спине одной рукой, а в центре нее ставит «точку» другой рукой),
На грядках вновь
Вырастут горох, морковь. (поднимает свободно опущенные руки за второй, третий и т. д. пальцы по очереди)
Урожай свой соберет. (ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук)
Здесь закончился рассказ! (плотно проводит руками по контуру тела от макушки до щиколоток).
nsportal.ru
«Ладошка — кулачок- ребро»
Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.
«Пальчики — здороваются»
На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».
«Деревья»
Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них).
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу).
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).
Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу).
«Семья»
Сгибаем ручки в кулачок, а затем по очереди разгибаем пальчики, начиная с большого: «Этот пальчик-«дедушка», этот пальчик «бабушка», этот пальчик «папочка», этот пальчик «мамочка», этот пальчик «я». Вот и вся моя семья».
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)
Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
«Как живешь? »
— Как живешь?
— Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)
— А плывешь?
— Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)
— Машешь вслед?
— Вот так! (Машет кистями рук)
— Ждешь обед?
— Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)
— А шалишь?
— Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)
Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)
А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)
Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом…
Начинают строить дом.
globuss24.ru
Есть у любого два кулачка. (Воспитатель сжимает кулаки, сгибает руки в локтях и поднимает их вверх)
Хлопнул один по другому слегка. (Слегка ударяет одним кулаком по другому)
Ну а ладошки не отстают. (Разжимают пальцы)
Следом за ним весело бьют. (Соединяет основания ладоней и начинает хлопать таким образом, чтобы пальцы соприкасались друг с другом)
Кулачки быстрее бьют, (Быстро ударяет одним кулаком по другому)
До чего стараются!
И ладошки тут как тут, (Быстро хлопает в ладоши)
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, (Еще быстрее ударяет одним кулаком по другому)
Громко хлопать стали.
А ладошки – баловницы (Еще быстрее хлопает в ладоши)
Тоже не отстали.
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)
Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
«Как живешь? »
– Как живешь?
– Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)
– А плывешь?
– Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)
– Машешь вслед?
– Вот так! (Машет кистями рук)
– Ждешь обед?
– Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)
– А шалишь?
– Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)
Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)
А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)
Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом…
Начинают строить дом.
ohimii.ru
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”. Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем “кораблик”)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – “смотрим вдаль”)
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел –
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, –
Но уже на левый бок!
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(“Лепим” комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(“Паучки” ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.)
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко.”
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: “Мне хочется спать!”
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!”
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол – бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в “улей”.)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы “пляшут” совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку
P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.
dadandmom.ru
Мама Мама, мама! Что? Что? Что? Гости едут. Ну и что? Здрастье, здрастье! Чмок, чмок, чмок! Здрастье, здрастье! Чмок, чмок, чмок! | Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга. Три раза касаются друг друга указательные пальцы. Снова касаются друг друга мизинцы. Соприкасаются указательные. Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки. Эти же пальцы «целуются» (легкое касание). Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки. Эти же пальцы «целуются» (легкое касание). |
Замок-чудак На двери замок – чудак. Не открыть его никак. Я его и так, Я его и сяк, Я его туда, Я его сюда. Ну, никак не открывается! Вынул связку я ключей – Ну-ка, ключик, поскорей! Этот ключик не подходит. Этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, Этот ключ не вылезает. Этот ключик – от сарая. Вынул связку я другую – Этот ключик не подходит. Этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, Этот ключ не вылезает. Этот ключик – от рояля. Дверка, миленькая, откройся! Входите, пожалуйста! | Пальцы сцеплены в замок. Несколько раз Эмоционально И с ускорением Выворачивать замок В разные стороны. Выполнять потягивания, пытаясь открыть замок. Энергично встряхивать кистью одной руки. Поочередно, начиная с мизинца, Крутить пальцы одной руки В кулачке другой; Безымянный и указательный пальцы Застревают в замке. Поднять большой палец вверх. Те же движения выполнить другой рукой. Поднять большой палец вверх. Развести руки в стороны. |
В гости В гости к пальчику большому Прибегали прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – сам мизинчик-малышок постучался на порог. Все пальчики – друзья. Друг без друга нам нельзя. | Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням. Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами. Прижимать к ладони те пальцы, О которых говорится. Пошевелить мизинцами И сжать пальцы в кулачки. Постучать кулачком о кулачок. Пожать ладошкой ладошку. Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки. |
Гномы Стали гномы гостей приглашать Стали гномы гостей угощать Каждому гостю досталось варенье, Пальчики склеило то угощенье. Плотно прижались ладошка к ладошке Гости не могут взять даже ложки! | Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки. Намазывать варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого пальца, соединять одноименные пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены Крепко прижать ладони одна к другой. Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо. |
Утро настало Утро настало, Солнышко встало. Эй, братец Федя, Разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! Все потянулись… И проснулись! | Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками». Четыре пальца правой руки сжать в кулак Большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения. Большим и указательным пальцами правой руки Щелкать по кончикам пальцев левой руки, Начиная с большого пальца. Щелчок в центр ладошки. Руки поднять вверх, пальцы растопырить И быстро пошевелить ими. |
Мостик Вот мостик горбатый. Вот козлик рогатый. На мостике встретил он Серого братца. Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И с козликом козлик Стали бодаться. Бодались, бодались, Сражались, сражались, И в речке глубокой Вдвоем оказались. | Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний, безымянный пальцы. Указательный и мизинец выставить вперед. Левой рукой сделать «козу». Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз. |
Паук У тебя, скажи, паук, Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? Когда лапы по дорожке Ходят – это мои ножки. Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. Если я крадусь за мошкой, Мои лапы – это ножки. Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки! | Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д. Поочередно соединять Одноименные пальцы рук. Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими. Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание. Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими. Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку». |
Пять поросят Два пухлых поросенка Купаются в пруду, Два ловких поросенка Играют в чехарду. Два сильных и высоких Играют в баскетбол. Два самых быстроногих Бегут гонять в футбол. Два маленьких, веселых Танцуют и поют. Потом все поросята Обедать в дом идут. Два пухлых поросенка Готовят винегрет. Два ловких и умелых Готовят всем омлет. Два сильных и высоких В столовой моют пол. Два аккуратных ставят Еду на чистый стол. Два маленьких, веселых Всем песенки поют. И снова поросята Гурьбой гулять идут. | Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать. Указательными пальцами обеих рук Поочередно стучать пальчик о пальчик. Два средних пальца Слегка поднимать и опускать (подбрасывать мяч) Шевелить безымянными пальцами. Мизинчики скачут вместе или по очереди. Пальчики шагают по коленям. Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать. Выполнять моталочку указательными пальцами. Водить по столу вперед-назад Кончиками средних пальцев. Подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленкам или по столу. Мизинчики скачут вместе или по очереди. Все пальчики бегут по столу. |
Паучок Паучок, паучок Паутину сшил. Вдруг закапал дождик – Паутину смыл. Вот и солнце вышло, Стало подсыхать. Паучок, паучок Трудится опять.
| Соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки. Ритмичные движения касаться Одноименных пальцев рук. Поднимать вверх руки с широко Раздвинутыми пальчиками. Соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки. |
nsportal.ru