Лексико-грамматические упражнения
по теме «Многозначные слова»
Цель: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Материал: загадки; картинки: лук, чеснок, голова; заварочный, для кипячения чайники, нос; сердечко; мышь и компьютерная мышка; портфель и хозяйственная сумка, осенние листочки клена, дуба, каштана; тетрадные листочки; виноградная гроздь, кисточка.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат и разнообразен их словарь.
Мы с вами будем бродить и плутать, но главная наша задача не заблудиться.
П: Чтобы знать про дважды два всем нужна нам ……….
Д: ГОЛОВА
П. показывает картинки лука, чеснока…
Д: НЕТ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГОЛОВА
Рядом с головками лука и чеснока вывешивается картинка с изображением головы человека.
П: Щиплет Дедушка Мороз ребят и чайники за…………
Д: НОС
П вывешивает картинки заварочного чайника и чайника для кипячения.
Д: НЕТ, НОС, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ.
П: В середине человечка день и ночь стучит…………….
Д: СЕРДЕЧКО
(украшение, рисунок сердечка)
П: Чтобы вылечить парнишку, ставьте градусник под……
Д: МЫШКУ
(компьютерная мышь, животное)
П: Все ли верно в ваших ответах?
Дети выявляют ошибки и поясняют, о чем идет речь.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Картинки вывешаны по три в ряду. Выделяя лишний предмет, получается новый ряд: голова человека, нос, сердце, подмышка.
Что объединяет эти слова?
Д: Это все есть у человека.
П: Все оставшиеся слова-предметы не оставим без внимания. Какими из них можно ответить на вопрос «что это?», а какими на вопрос «кто это?»
Дети высказывают свои мнения и картинки убираются.
П: Давайте назовем признаки оставшихся предметов.
Наши слова будут отвечать на вопросы «какой?» «какая?» «какое?»
Голова какая? Нос какой? Сердце какое?
Ответы детей.
П: Что могут делать наши предметы? Какие действия они совершают?
Голова что делает? Нос что делает? Сердце что делает?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
П: А что может делать человек?
Игра: «Покажи не называя»
Д: играть, кричать, петь, рисовать….. бегать
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише; деревцо все выше, выше.
Далее воспитатель показывает детям картинки с изображением различных сумок и выясняет, с какой сумкой они пойдут в сентябре в школу.
П: Кому и для чего нужны остальные сумки?
Ранец школьника, хозяйственная сумка, чемодан, авоська, папин портфель.
Достаем из хозяйственной сумки тетрадные листочки и кисточку, а из портфеля осенние листья клена (зеленый), дуба (красный) , каштана (желтый) и кисть винограда.
П: Что же нам со всем этим делать?
Предложения детей.
П: Из осенних листьев я, пожалуй, сделаю гербарий, листочки раздам Вам, виноград…
Физкультмомент:
Положите руки ладошками вверх перед собой. На что они похожи?
Детские ответы (лист бумаги).
Поднимите руки вверх, раздвиньте пальчики. На что это похоже?
Детские ответы (кленовый листок).
Соедините пальчики. Опустите кисти рук вниз. Посмотрите внимательно, на какой часть человеческого тела похож виноград?
На кисть руки.
Теперь я догадываюсь, почему гроздь винограда называют кистью и для чего нам нужны карандаши.
Итог: Положите перед собой листочки. Достаньте карандаши.
Возьмите зеленый карандаш.
В левом верхнем углу нарисуйте пять кружочков, это пять виноградинок…………
Синим карандашом в правом верхнем углу нарисуйте кисточку художника.
Черным карандашом в нижнем левом углу нарисуйте прямоугольник, который похож на тетрадный лист.
Желтым карандашом в нижнем правом углу – березовый листок.
На что похож этот листочек?
В центре своей работы нарисуйте красным карандашом орган человека, отвечающий за жизнь, за любовь к маме, к садику, к учебе.
Что это?
Д: сердце.
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема:
Лексико – грамматические упражнения.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.
Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.
Продолжать учить детей строить предложения по картинкам, называть слова – действия.
Учить правильно употреблять в речи предлоги: за, на, в, под, над, из, из – за, около, с, со.
Воспитывать у детей чуткость к слову.
Активизировать и обогащать словарь
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Материал и оборудование к занятию:
Сюжетные картинки с изображением профессий,
картинки на каждого ребёнка с предлогами, картинки для деления слов на слоги. Корзина с фруктами и овощами,
Корзина с котёнком, мячом.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Кто, что делает», «Назови слово – действия», «Раздели слово на слоги». «Скажи наоборот», «Назови времена года», «Жадина», «Закончи предложение», «Где находится котёнок»
Составление рассказов и предложений по картинкам.
Ход занятия.
В.: Дети, сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, далеко – близко, молодой – стары, здоровый – больной, холодный – горячий).
Сегодня мы познакомимся с понятием СИНОНИМЫ – это слова разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысли, но избежать повторения одних и тех же слов.
Например: Врач – доктор. Лётчик – пилот.
Далее отвечают дети.
ХОРОШО – не плохо, славно, здорово, прекрасно, отлично, хоть куда.
ПЛОХО – неудовлетворительно, скверно, безобразно, гадко, паршиво, пара, двойка.
ПЛАКАТЬ – рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, хлюпать, обливаться слезами.
СМЕЯТЬСЯ – хохотать, заливаться, закатываться от смеха.
КУШАТЬ – есть, уплетать, лопать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.
ГОВОРИТЬ – болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать, беседовать.
ИДТИ – шагать, ступать, шествовать, плестись, семенить.
ПЕЧАЛЬНО – грустно, не весело, тоскливо, не радостно.
СМЕЛЫЙ – отважный, храбрый.
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный. Добросердечный, гуманный.
РАДОСТЬ – весело.
ЖАДНЫЙ – скупой, меркантильный.
ДИ «ЖАДИНА» – корзина с овощами и фруктами, дети берут и говорят – « мой апельсин, моё яблоко, моя груша»
ДИ «Назови ласково»- А когда возвращают в корзину (мой огурчик, мой апельсинчик, моё яблочко).
ДИ «Кто, что делает»- дети по картинкам составляют предложение (дети поливают цветы, девочка поёт, учитель учит детей )
Вос-ль просит назвать слова – действия (поливают, поёт, учит)
Д/И «Придумай предложение» – предлагаю придумать предложение из двух, трёх слов, назвать первое слово, второе, третье.
Физкультминутка «Хома, хома, хомячок…»
Воспитатель вносит корзинку с котёнком. Предлагает дать клички
Если котёнок пушистый – Пушистик,
Белый как снег – Снежок.
Серый как дым – Дымок.
Очень маленький – Малыш.
Этот котёнок высоко прыгает – Прыгун.
Этот очень чёрныё – Черныш.
Этот глупенький – Глупыш.
Этот котёнок часто шалит – Шалун
ШАЛУН оказался у нас в гостях ( дети употребляют предлоги) (воспитатель перемещает Шалуна)
– где находится Шалун – в корзинке,
– а теперь? – под стулом, на столе, около стула, на спинке стула.
Откуда спрыгнул кот – со спинки стула
Куда я спрятала корзинку с Шалуном? – за спину,
Откуда выглядывает кот – из – за спины.
Где я держу корзину с котом – над головой.
А ещё наш Шалун любит чистоту.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».
Словесная игра «В круг широкий вижу я встали все мои друзья»
Предлагаю детям встать в круг
Д/И «Закончи предложение»
– Девочка надела шубу, чтобы… (стало теплее, не замёрзнуть, идти гулять).
-Дети поливают цветы, чтобы…(они не завяли, хорошо росли)
– Коля взял велосипед, чтобы…( на нём покататься, ездить)
– Мышка роет норку, чтобы…(в ней жить, спрятаться от кошки)
– Девочка взяла карандаши, чтобы (рисовать)
Предлагаю детям стать врассыпную.
Дети: «Мы с картинками играем,
по слогам их называем,
мы ногами топаем и руками хлопаем»
(дети, глядя на картинку, хлопают – делят слова на слоги, отвечают – сколько слогов и почему, (по количеству гласных букв).
Итог занятия: воспитатель спрашивает, чем занимались, и что было особенно интересно?
infourok.ru
ОКТЯБРЬ (подготовительная группа)
Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения
Цель. Активизировать речь детей.
Ход занятия
СЛАЙД 2
Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю. (Октябрь, это второй месяц осени)
«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?».
СЛАЙД 3
Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение, осенняя погода, осеннее дерево, осенняя поделка, осенний пейзаж и т. п.
– «Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.
Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.
СЛАЙД 4
Как думаете, какие грибы ему попались? (белый, подберезовик, лисички, опята).
СЛАЙД 5
У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)».
Посмотрите на экран
Как –то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно,
Гулять в саду словесном.
Как много родственных слов мы услышали…
СЛАЙД 6
А теперь давайте придумаем слова-родственники к слову лес (лесовичок, лесоруб, лесник, лесоповал, лесозаготовка, перелесок, лесок).
СЛАЙД 7
И к слову снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки).
Кружатся над головою каруселью… (снеговою).
На полянки, на лужок, всё снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью… (снежной).
Вот веселье для ребят всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик, нарядился… (снеговик.)
Рядом снежная фигурка – это девочка… (снегурка.)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
СЛАЙД 10 Слово Родина
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: СЛАЙД 9, 10 «Цапля одна, а много… (цапель),
одна пачка сахара, а много… (пачек), один носок, а много… (носков), один чулок, а много… (чулок), одно ухо, а много… (ушей).
«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:
– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то… научимся красиво разговаривать
– Чтобы хорошо учиться, надо… быть внимательным, трудиться, не лениться
– Мы растем здоровыми и сильными, так как… делаем зарядку, кушаем витамины, занимаемся спортом, отдыхаем, гуляем.
– Когда мы вернемся с прогулки, то…»
Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов
«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит)».
nsportal.ru
Конспект логопедического фронтального занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
«В гостях у Лесовичка».
Подготовительная группа.
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».
Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Коррекционно-развивающая:
Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?
– Осень.
– (ответы детей).
Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?
– Золотая осень.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
1. Объявление темы. Подбор родственных слов.
Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок). Кто ухаживает за лесом? (лесник). Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).
Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации – грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.
2. Игра «Лист какой?»
Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?
– (Это березовый лист, он желтый.)
Логопед: Это лист рябины, он какой?
– (Это рябиновый лист, он красный)
Логопед: Это лист каштана, он какой?
– (Это каштановый, он оранжевый)
Логопед: Это лист дуба, он какой?
– (Это дубовый лист, он коричневый)
Логопед: Это лист осины, он какой?
– (Это осиновый лист, он золотой).
Логопед: Это лист клена, он какой?
– (это кленовый лист, он бардовый).
(Каждому ребенку логопед дает листочек).
3. Гимнастика для глаз.
Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).
4. Игра «Назови признак».
Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?
– (пестрые, разноцветные, яркие).
Логопед: Осенний ветер какой?
– (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)
Логопед: Осенние облака какие?
– (серые, тяжелые, дождливые).
Логопед: Осеннее солнце какое?
– (холодное, тусклое, бледное)
Логопед: Осенний дождь какой?
– (мелкий, моросящий, затяжной)
Логопед: Погода какая?
– (Переменчивая).
5. Игра «Назови действие».
Логопед: Ветер что делает?
– (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).
Логопед: Листья что делают?
– (желтеют, опадают).
Логопед: Дождь что делает?
– (моросит, льет, идет)
6. Игра «Признаки золотой осени»
Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.
– Дует северный ветер.
Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.
Листья покрывают землю разноцветным ковром.
Перелетные птицы улетают в теплые края.
Животные готовятся к зиме, меняют шубку.
Люди убирают урожай.
Развитие мелкой и общей моторики.
1. Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать:
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем.
2. Физкультурная минутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево!
Тихо сели – вновь за дело.
Составление предложений и запись графической схемы предложения.
(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.
– Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.
Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.
Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.
Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.
Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?
А что вам не понравилось?
(Ответы детей)
infourok.ru
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 830»
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: [email protected]
Интегрированное занятие по развитию речи по теме: «Рассказывание по картине «В школу». Лексико-грамматические игры и упражнения»
Составила и провела воспитатель ГБОУ Школа №830 ДО «Умка»
Зайцева Ольга Владимировна.
Москва, 2016 год.
Интегрированное занятие по развитию речи по теме: «Рассказывание по картине «В школу». Лексико-грамматические игры и упражнения». (Подготовительная группа).
Составила и провела воспитатель ГБОУ Школа №830 ДО «Умка» Зайцева Ольга Владимировна.
Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;
словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;
грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков ж и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости, учить подбирать антонимы к словам, различать значения многозначных слов, образовывать множественное число у существительных в родительном падеже.
Оборудование: картина «В школу», «волшебный мешочек» с предметами, мяч, раздаточный материал (карточки), наглядные пособия по теме: «Антонимы», «Многозначные слова», «Множественное число».
Ход занятия
— Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)
— Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники…) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)
— В какое время года дети начинают учиться? (осенью).
— Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)
— Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)
— Послушайте слова — учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)
Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем — о том, что вы видите на картине. Два рассказа детей (Таня, Илья).
Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:
«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу…»
Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу… А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».
2.Физкультминутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко (расставить ноги, руки на пояс, на плечи, вверх – 2 хлопка; на плечи, на пояс, вниз -2 хлопка. Темп ускоряется – 3 раза).
– А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
3. А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа).
– Молодцы, правильно. Давайте представим, что мы с вами на уроке в школе. – Как себя ведут ученики на уроке? (Тихо, спины прямые, Внимательно слушают).
4. – Сейчас поиграем
Называется игра «Скажи наоборот».
Воспитатель дает мяч детям. Демонстрирует картинки при затруднении. Большой – маленький, мокрый- сухой, тонкий – толстый, чистый – грязный, узкий – широкий, грустный – веселый, подниматься – спускаться, подъезжать – отъезжать, плакать – смеяться, идти – стоять, отдыхать – работать, въезжать – съезжать, надевать – снимать, одевать – раздевать.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … ( низко ).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай… (конец).
5. Игра «Один – много».
Воспитатель называет один предмет, дети – много. Одно яйцо – много яиц, одна ворона – много ворон, один ключ – много ключей, один ребенок – много детей, один лоб – много лбов, одна птица – много птиц, одна пчела – много пчел, один пень – -много пней.
6. Словообразование. Дом – домик – домище, кот – котик – котище, слон – слоненок – слонище, хвост – хвостик – хвостище, глаза – глазки – глазищи, рука – ручка – ручища, кресло – креслице – креслище, сапоги – сапожки – сапожищи.
7. Многозначные слова. Воспитатель показывает «волшебную коробку», в которой лежат ручка, лук, кисть.
Значения слов: ручка, лук, кисть, ножка(человека, стула, стола, гриба), ключ ( от двери, скрипичный, родник).
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной.
8. – А сейчас мы будем делить слова на слоги, приготовили ладошки: ма – ма, па-па, шко-ла, школь-ник, у-че-ник, у-чи-тель.
Далее дети прохлопывают и делят на слоги свои имена.
9. Работа со звуками [ ш ] и [ ж ].- Теперь я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук [ш] или [ж] вы слышите:
Школа, жук, шаг, шоссе, железо, шел, журавль.
– Ребята, а теперь поработаем с карточками. Вам нужно определить, где находятся звуки [ж] и [ш] в начале слова, в середине или в конце?
-Школьник, жираф, мишка, карандаш, крыжовник, шалаш, шашки.
10.Итог занятия.
Вспомнить, о чем говорили: о многозначных словах, антонимах, описывали картину. Что запомнилось? Все молодцы, и учителя рады будут, когда вы придете в школу. Звенит звонок. Занятие окончено. Спасибо всем за внимание.
nsportal.ru
Игровые упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.
1.Игра: «Назови ласково».
Цель: сформировать у детей навыки использования в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Ход игры: на доску (фланелеграф) прикрепить большой и маленький круг, детям раздать картинки с изображением предметов большого и маленького размера, ребенок выходит к доске и, называя предмет большого размера, крепит его под большим кругом, аналогично с предметом маленького размера.
2.Игра: «Живое – неживое»
Цель: дать представление о понятии «живое» и «неживое» . Обогащение словаря. Формирование навыка правильного употребления вопросов «Кто это?», «Что это?»
Ход игры: Это одна из игр “быстрого реагирования”. Воспитатель называет разные предметы – живые и неживые. А участники дети должны сообразить, что сделать.
Если предмет живой – подпрыгнуть, если не живой – присесть. Ошибся – выходи из игры.
3. Игра: «Где находится?»
Цель: формировать навык правильного употребления предлогов в речи, согласовывать предлоги с существительными в предложном падеже.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки и задает вопрос: «Где находится предмет?». На картинках изображены: мяч на полке, карандаши в стакане и т.д.
4. Игра: «Посчитай».
Цель: Формирование у детей навыка согласования числительных один, четыре, пять с существительными. Закрепление в речи.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением одного или нескольких предметов, просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
– Один карандаш, два карандаша и т.д.
5. Игра: «Образуй слова – действия».
Цель: Сформировать у детей навык образования слов – действий от существительных.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки на которых изображены эмоции: смех, радость, грусть, злость, просит детей образовать слова-действия. Например, смех – Я (что делаю?) смеюсь.
6.Игра: «Чьи это вещи?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежности вещей для взрослых и детей.
Ход игры: воспитатель показывает детям 6 карточек с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает у детей: «Чьи это очки?» и т.д.
7. Игра: «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы.
8. Игра: «Что не дорисовал художник?»
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с недорисованными частями предметов, дети называют, что не дорисовал художник. Например, часы без стрелок и т.д.
9. Игра: «Составьте загадки про овощи, фрукты, ягоды»
Цель: Формирование навыка описания предметов с помощью опорной схемы.
Ход игры: воспитатель предлагает детям схему, на которой указан ряд признаков предмета (форма,цвет,величина,вкус…). Ребенок задумывает овощ или фрукт и начинает описывать его по предложенной схеме. Остальные дети должны отгадать по описанию.
nsportal.ru
Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Нарушения речи у дошкольников
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.
Поставила следующие задачи:
оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;
знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
включать в работу по развитию лексико-грамматического строя
воспитателей и родителей.
В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.
Работу веду по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание предметов, особенностей строения;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;
употребление предлогов;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.
Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило
словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
«Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает? »
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Найди точное слово»
Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
– Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.Лексический материал:
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».
Лексический материал:
казак
урожай
колосок
река
порт
парк
вокзал
дом
магазин
житель
горожанин
Игра «Кто больше!»
Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.
Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.
Лексический материал:
плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);
летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);
едет. (поезд, автомобиль, пассажир);
волнуется (море, река, мама, папа);
собирает (урожай, гостей).
к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).
Игра «Отгадай»
Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.
Ход игры: предложите послушать словосочетания:Лексический материал:
Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки
Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:
Красивый, красивое, красивая, красивые….
Чистое небо, чистый парк, чистая улица
Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:
Чистый, чистое, чистые…
Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.
Ход игры: предложите ответить на вопросы.Лексический материал:
шум города – шум (какой) – (городской);
фонарь на улице – фонарь (какой) – …;
скамейка в парке – скамейка (какая) – …;
гости города – гости (какие) – …;
знак у дороги – знак (какой) – ….
Игра «Подбери признак, действие»
Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.Лексический материал:
Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)
Дом (какой) —.
Край (какой) – …
Город (какой) — …
Парк (какой) —.
Памятник (какой) —.
Горожане (что делают) – …
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.
Ход: попросить назвать ласково.
Лексический материал:
город – городок
улица –
мост — …
дом — …
магазин — ….
Игра «Есть – нет»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже.
Ход: предложить образовать слова по образцу.
Лексический материал:
город – нет города аптека — …
вокзал — … дом — …
магазин — … парк — …
улица – … житель — …
горожанин –
Игра «Образуй новое слово»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.
Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.Лексический материал:
Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).
горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.Лексический материал:
Красивая город.
Большие сквер.
Старое памятник.
Новая район.
Привокзальные площадь.
Игра «Подбери родственников»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.
Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.Лексический материал:
Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …
Игра «Скажи наоборот»
Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.
Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.Лексический материал:
Богатый край –
Мелкое море –
Темная улица –
Широкая аллея –
Дождливая погода –
Светлое небо –
Яркая зелень –
Холодный дождь –
Прохладный фонтан –
Шумный город –
Многоэтажный дом –
Новый сквер –
Игра «Назови слова-приятели»
Цель: подбирать синонимы.
Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.Красивый –. (прекрасный).
Большой –. (огромный).
Трудный –. (тяжелый).
Бежать –. (мчаться, нестись).
Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.
kopilkaurokov.ru