Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Лед и его свойства».
Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством углубления представлений о свойствах воды.
Задачи:
1.Создать условия для формирования представлений детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, делать выводы;
3. Создать условия для закрепления умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
4. Создать условия для обогащения словаря детей: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
4. Способствовать формированию основ безопасного поведения на льду;
5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе за состоянием воды, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», чтение русской народной сказки «Лиса и Волк».
Оборудование: кусочки льда, льдинки, цветные льдинки, стакан с холодной водой, стакан с теплой водой, мяч, картинки с изображением замерзшей реки, полыньи, проруби.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация.
Дети входят в группу, на столах лежит поднос со льдом, тонкими льдинками, цветными льдинками.
– Интересно, что это? (Это кусочки льда).
– Кто же мог нам его прислать? (Снежная Королева, Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, белый медведь и т.д.)
– Как вы думаете, зачем нам его прислали? (ответы детей)
Основная часть.
– Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
– Какой лед на ощупь? (Холодный, гладкий, скользкий, мокрый).
– Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусочек льда можно смотреть.)
– Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
– Хрупкие льдинки или нет? Можно ли ее сломать? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
– Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
– Почему лед тает в ваших руках? (Руки теплые, а лед тает в тепле)
– Из чего же получается лед? (Из воды).
– А как лед может получиться из воды? ( Если воду поместить в холод, то вода замерзнет)
– Давайте попробуем, нальем воду в емкость, а когда пойдем на прогулку, вынесем емкость с водой на улицу и посмотрим, превратится вода в лед или нет.
– Лед – это замерзшая вода. А что же еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
– Теперь отгадайте загадки, которые для вас приготовила Снежная королева:
1.Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось (снег).
2. Наш серебряный кинжал
Недолго дома пролежал.
Мы поднять его хотели,
А он к порогу убежал (сосулька).
3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лёд).
4. С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле — тепло
(снежинки).
5. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной
(Сосулька).
6. Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — тонкое стекло. (Лед.)
– Молодцы, все загадки разгадали!
– Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?
Воспитатель показывает кусочки цветного льда.
– Что это? (Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).
– Назовите, какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
– Что мы можем сделать из этих цветных льдинок? (Составить узор, украсить горку на участке, развесить на улице на елку)
– Какой узор можно составить из этих кусочков льда? (ответы детей).
– Выложите на подносах каждый свой узор, которым хотел бы украсить горку.
Дети выкладывают.
-Сколько цветов получилось в вашем узоре?
– Смотрите, какая красота у нас получилась. Думаю, ваши узоры понравятся Снежной Королеве. Вашими узорами мы украсим снежные постройки на участке. А теперь давайте пройдем на ковёр и немного поиграем.
Игра «Хорошо-плохо».
– Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед? (ответы детей)
– Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
– Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
– Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
– Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль)
.- Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)
Игра «Можно – нельзя»
Игра называется «Можно- нельзя» с мячом. Я вам кидаю мяч и называю действие, если это делать можно, вы мяч ловите, если нельзя , то мяч откидываете обратно мне.( на реке кататься на коньках, сосать сосульку, кушать снег, с ледяной горки кататься на ледянке, можно ходить возле крыши, где висят сосульки и т.д.)
Игра «Вода – не вода»
– Поиграем в игру «Вода – не вода». Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы хлопаете в ладоши. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы в ладоши не хлопаете. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро, скамейка)
– Молодцы! Все старались быть внимательными.
– Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
– А если мне лёд нужен летом, что тогда делать? ( Заморозить воду в морозильнике).
– Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
– Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
– Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
– Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
– Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
– Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
– Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
– Ребята, а вы знаете, что в старину в России зимой реки становились дорогами, по которым перевозили грузы на санях.
– Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней современные дома).
– Как же нам перебраться на другой берег реки? (На машине опасно, современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).
– Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).
– Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).
– Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое прорубь? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).
– По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.
– Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет. Лёд на реке разного цвета, а, это значит, что лед может сломаться).
– Молодцы!
Рефлексия
– Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)
– Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце. Если переходить реку по льду, надо быть очень осторожным…).
– Что вам понравилось больше всего?
– Что вам хотелось бы еще узнать о льде?
– Молодцы!
nsportal.ru
Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , экология, старшая группа
Автор: Дюбина Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край
Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход
Воспитатель вносит искусственные цветы.
— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
Дети:
— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель:
— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).
Воспитатель:
— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
Дети:
— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.
Воспитатель:
— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
Дети:
— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
Воспитатель:
— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
Игра «Три слова»
Воспитатель:
— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?
Дети:
— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
Воспитатель:
— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Дети:
— Это живая природа.
Воспитатель:
— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)
Дети:
— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
Воспитатель:
— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?
Дети:
— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель:
— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
Дети:
— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».
— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель:
— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
Итог:
Воспитатель:
— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
konkurs-dlya-pedagogov.info
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Павловка Марксовского района Саратовской области»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Наши помощники – органы чувств». Познавательное развитие
(старшая возрастная группа)
Воспитатель:
Головлёва Наталья Григорьевна
2018 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Наши помощники – органы чувств».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие. Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: – формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
– развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении
– приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игры «Угадай звук», «Определи на ощупь», «Определи на вкус».
Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс), исследовательская деятельность совместно с родителями «Как сохранить здоровые зубы», Изготовление с родителями летбука «Наши глаза», изготовление родителями дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», рассказ воспитателя «Научная лаборатория».
Оборудование:
Для педагога:мультимедийный проектор;
обозначения центров научной лаборатории: «Центр слуха», «Центр зрения», «Центр обоняния», «Центр вкуса», «Центр осязания»;
баночки с различными наполнителями для воспроизведения различных звуков;
карточки с геометрическими фигурами; конусы для экспериментальной дорожки, летбук «наши глаза»;
емкости с водой разного вкуса, одноразовые тарелочки, макет зубов, стенгазета «Как сохранить здоровые зубы»;
видеокамера.
Для детей: индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», цветные карандаши; повязки для глаз; контейнеры с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе), тарелочки с соответствующими картинками; шапочки для каждого ребёнка; одноразовые ложечки для пробы; подносы с набором тканей разной фактуры.
Материал к НОД:
Видеописьмо на мультимедийном экране;
фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;
Ход НОД
I. Вступительная часть Воспитатель: (1 слайд)Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим. (Просматривают на мультимедийном экране.) «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: (слайд 2)Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)
II. Основная часть:
«Центр слуха»
Воспитатель: Ребята, мы находимся в первом научном центре, как он называется, вы сейчас узнаете, а для этого посмотрим мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука.) О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши.)(Слайд № 3)
В.: Правильно, уши! Ухо – это орган слуха, этот орган чувств очень важен для человека. В первом научном центре мы будем исследовать орган слуха. (Открываю табличку – обозначения научного центра).
Дидактическая игра “Что внутри?” (слайд № 5)
А хотите проверить, что умеют наши уши? (Ответы детей) У вас на столе стоит 3баночки разного цвета (синего, красного, зелёного). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете это услышать. Я потрясу баночку, а вы постарайтесь определить, что лежит у неё внутри. А чтобы не забыть, где что лежит, мы отметим это на карточках. Например: вы считаете, что монеты лежат в красном цилиндре, значит, цилиндр напротив рисунка монет закрашиваем карандашом красного цвета. Внимательно слушайте. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим экспериментом. А теперь посмотрите на экран и ответьте на вопрос: что вредно для нашего слуха, а что полезно? (Ответы детей. Вредно: слушать громкую музыку, ковырять карандашом, ходить зимой без шапки. Полезно: мыть уши каждый день, слушать приятную музыку, когда холодно одевать шапку).«Центр зрения»
Приглашаю вас в следующий научный центр. А что здесь мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. Для этого отгадайте загадку: (слайд 9)
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса помогают нам (глаза) (Ответы детей, слайд №10)
В.: Молодцы! Правильно, ребята! Это – глаза. Глаза – это наш орган зрения.
Мы в «центре зрения». В нём мы тоже будем проводить исследования и эксперименты. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас на экспериментальную дорожку. Ребята, разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Вам нужно пройти кривую дорожку. Впереди идёт ребёнок с завязанными глазами, а позади без повязки, он управляет впереди идущим. Затем меняемся местами и возвращаемся обратно.
Воспитатель: Легко ли было пройти по дорожке без повязки? А с завязанными глазами? Почему? (Ответы детей).
А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Вот это да!
А теперь посмотрите на экран, определите, что вредно для наших глаз? А что полезно? (Ответы детей. Вредно: тереть грязными руками глаза; неосторожно обращаться с острыми предметами; близко и долго смотреть телевизор. Полезно: есть овощи и фрукты; гулять на свежем воздухе.)Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь я вас приглашаю в следующий научный центр. Давайте-ка отгадаем, как он называется? (Слайд № 14)
Кто что вкусное принёс, Всё учует детский … (нос). (Ответы детей). (Слайд №15)
Молодцы, правильно. Нос – это орган обоняния, поэтому его мы и будем исследовать в этом научном центре. (Открываю табличку).
Предлагаю провести эксперимент «Найди по запаху». На столе стоит тарелочка с контейнерами с различными продуктами внутри. А какие продукты в них находятся, мы определим по запаху и положим контейнер в тарелочку с изображением данного продукта. Молодцы, ребята, вы отлично справились с данным экспериментом. А может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)
Посмотрите, ребята, как необходим для нас орган обоняния. Ребята, а назовите самые главные правила гигиены носа. (Ответы детей: не простужаться, пользоваться чистым носовым платком или салфеткой).
Ребята, хотите провести ещё эксперимент? Ну, тогда мы отправляемся в следующий научный центр. Ребята, о чём моя следующая загадка? Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. (Язык). (Слайд № 17) Правильно, ребята, мы попали в «Центр вкуса». (Открываю табличку «Центр вкуса»).
Возьмите ложечки, попробуйте, какая вода в контейнерах? (Ребята определяют вкус воды: солёная, сладкая, кислая.) С помощью чего мы определили вкус воды? (Ответы: с помощью языка) (Слайд № 18).
Молодцы, ребята, теперь вы убедились, что орган вкуса тоже очень полезен для нас. А ещё, чтобы язык был здоровый, нужно, чтобы его окружали здоровые зубы.(слайд 19) Я знаю, что вы все дома чистите зубы. А сейчас мы с вами посмотрим, правильно ли вы это делаете. Тогда проходите за столы. (Ребята подходят к столу, на нём лежат расчёски, с нанизанной на зубья ватой и зубные щётки). Ребята, представьте, что это ваши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Возьмём зубную щетку и будем чистить вот так: справа – налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи! Молодцы! Теперь, я уверена, что ваши зубы всегда будут здоровыми.
«Центр осязания» А впереди нас ждёт следующий научный центр. Давайте присядем на ковёр и отгадаем, как он называется.(слайд 20) Загадываю загадку: Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши …(руки) Молодцы! (Слайд № 21).Это верный ответ. И мы с вами оказались в последнем научном центре, «Центре осязания», где проведём исследование с помощью рук.
Перед нами поднос с набором тканей разной фактуры, потрогайте ткань и выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Расскажите, какая у вас ткань? Всё это почувствовать вам помогли руки.
А чтобы руки нам помогали всегда за ними нужно ухаживать. Ребята, а как нужно ухаживать за кожей рук?(Мыть тёплой водой с мылом, если кожа рук в этом нуждается, использовать крем, когда холодно, надевать перчатки; стараться не травмировать кожу.)
Ребята, встаньте и посмотрите, мы с вами посетили все научные центры и исследовали все органы чувств. (Слайд №23)А теперь можете определить, какой из органов чувств самый главный и нужнее всех человеку? (Предположения детей). Да, ребята, Для человека важны все органы чувств одинаково. Читаю стихотворение:
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о наших органах чувств, думаю, что вам не составит труда ответить на все вопросы робота. Я приглашаю вас в видеостудию, где мы запишем ваши ответы на камеру и отправим видеописьмо по электронной почте. Но чтобы робот всё понял, говорить будем по одному, не перебивая друг друга. (Записываю ответы детей на видеокамеру.) Вопросы: С помощью чего мы видим? С помощью чего мы слышим? Для чего нам нужен язык? Что мы делали руками? Какую роль играет в нашей жизни нос? Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир? Какой орган из них самый важный? Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств? (Ответы ребят).
Спасибо, ребята, а теперь мы снова станем обычными детьми и отправимся в свою группу. (Ребята снимают шапочки).
nsportal.ru
Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.
Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
– Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
– Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
– Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
– А как вы думаете, где живет воздух?
Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
– Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы
Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.
Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? ( о воздухе)
– Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
– Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
– Что вам понравилось больше всего?
– Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.
Автор: Алясова Елена Михайловна (воспитатель МБДОУ детский сад № 98)
blog.dohcolonoc.ru
НОД (познавательное развитие)
Тема: «Путешествие в лес»
Группа: старшая
Продолжительность: 25 минут
Место проведения: групповая комната
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Речевые: Активизировать слова – березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.
Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.
Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.
Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;
Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.
Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.
Планируемый результат: Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.
Ход
Вводная часть
Организационный момент:
Воспитатель:
– Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)
– Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
– А что больше всего вам понравилось в лесу?
(ответы детей)
– А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)
– А вы знаете пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса – посади»
Воспитатель: – Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.
(Показывает диск.)
– Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок – лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)
Воспитатель: – Ну что , ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?
Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
– Правильно, правила поведения в лесу.
1. Нельзя ломать ветки деревьев,
2. нельзя на дереве царапать слова.
3. Нельзя разжигать костер.
4. Нельзя обдирать кору с дерева.
5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.
6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.
– Ребята, а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.
(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).
– Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!
(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа сосны стройные стоят,
Слева елочки на нас глядят,
На деревьях нет листочков
И трава под снегом спит.
Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)
-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.
Дыхательное упражнение:
дети вдыхают носом воздух
на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)
– Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».
(дети называют какие деревья знают)
– А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.
– Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
– Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок… осины».
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский – … (кедр).
– Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)
– Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?
(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)
– Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)
(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
– Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)
( называется – ОСИННИК.)
– Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)
(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
– Идемте дальше. И на пути нашем – ХВОЙНЫЙ ЛЕС.
Почему он так называется?
– Какие деревья растут в хвойном лесу?
( Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)
– Кто знает загадку про ель и сосну?
(«Зимой и летом одним цветом».)
– Почему всегда одним цветом?
( Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)
– Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?
( ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)
– Лес, где растут одни сосны, как называется?
(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)
– Лес, где растут одни кедры, как называется?
( КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)
– Лес, где растут одни пихты, как называется?
( Пихтовый лес.) (Слайд №10)
– Лес где растут лиственницы?
(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)
– Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: “Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок”.
-А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?
(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)
– Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)
– Чем они похожи? Чем они отличаются?
– Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
– На карточках – хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)
( это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)
( это место для постройки гнезда)
(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)
(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)
(для художника это объект для картин)
(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)
(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
– Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
Заключение.
А теперь нам пора в детский сад.
(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)
– Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.
Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?
Список используемой литературы:
3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
4. Сайты интернета для воспитателей
nsportal.ru
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
Тема: «Мои друзья».
Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;
развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;
помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;
развивать умения аргументировать свою точку зрения;
формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)
содействовать формированию дружного коллектива.
Ход НОД.
Дети сидят в кругу. Взявшись за руки.
Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
Ребята, давайте произнесем нашу речевку:
Детский сад – наш добрый дом,
Хорошо нам будет в нем.
Вместе будем мы играть.
Веселиться, рисовать.
Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одна на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».
-Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте все вместе споем знакомую, хорошую песню, которая называется «Песня о дружбе».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит-
Вот что значит настоящий, верный друг.
Мы поссоримся и помиримся.
«Не разлить водой»,- шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь-
Вот что значит настоящий лучший друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту-
Вот что значит настоящий, верный друг.
-Дети, о чем говорится в этой песне? (ответы детей).
-Что такое дружба? ? (ответы детей).
(Когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверять тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту.)
-А у нас в группе дети умеют дружить? (ответы детей).
-Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей о друзьях по желанию.)
-Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? ? (ответы детей).
-Кому нравится ссорится с друзьями? ? (ответы детей).
-Что надо делать, чтобы не ссориться? (ответы детей).
(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)
А теперь рассмотрим картинки с иллюстрациями следующих ситуаций.
Ситуации.
1. Мальчики играют в мяч, а девочки стоят рядом и плачут.
Вывод: (ответы детей).
2. Мальчик играют с красивой игрушкой девочка сидит рядом.
Вывод: (ответы детей).
3. Девочки читают одну книжку.
Вывод: (ответы детей).
4. Мальчики качаются на качели.
Вывод: (ответы детей).
5. Дети построили из песка высокую башню.
Вывод: (ответы детей).
6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.
Вывод: (ответы детей).
-Дети, догадались, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.)
-А если у кого нет друга, можно его найти? (Можно.)
-Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.
Нет друга – так ищи, а нашел- береги!
Настоящий друг познается в беде.
В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Дружба – самое дорогое сокровище.
Дружба- дороже денег.
Без друга в жизни туго.
Физкультминутка
«Жук».
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке
Жу –жу-жу-,жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
-Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
-Кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали общую игру, стали играть по одному. А играть одному скучно, неинтересно.)
-Правильно! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.
-А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.
1. Два друга, Миша и Витя шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступит Миша? Что он сказал Вите? (Ответы детей).
2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к урокам, и вдруг выяснилось, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу.
Марина сидела и выполняла задание, а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подругами? Почему? Как бы поступили вы? (Ответы детей).
-Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьям? (Нет).
-Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, отличаются знакомые от друга? (Ответы детей).
-Какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружбы, взаимопонимание, миролюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь…)
-Молодцы, ребята! Очень много есть книг о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
-Значит, друзьями могут быть не только сверстники.
-Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей.
(Кошка Муренка «Серебряное копытце», кот Матроскин и пес Шарик «Трое из Простоквашино». Конек- Гарбунок «Конек- Гарбунок, Серый Волк «Иван- Царевич и Серый Волк» Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука « По щучьему велению» , Собаки «Пожарные собаки»…)
-Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья животные? (Ответы детей.)
-Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать для того, чтобы цветы стали нашими друзьями? (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять). А как вы думаете: что нужно делать, чтобы весь лес стал твоим другом? (Оберегать его, охранять, не ссорить, не рубать деревья, не ломать ветки не рвать цветы, не пугать зверей.)
-Дети, а с книгой дружить можно? (Ответы детей). Как нужно дружить с книгой? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались).
-Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Правила:
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным.
Быть вежливым, внимательным.
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.
– А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза. – Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте протянем своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.
nsportal.ru
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Удивительные камни»
Выполнила воспитатель старшей группы
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 205
Бандина Е.С.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест). Создание и рассматривание альбома «Драгоценные камни», создание коллекции камней.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней (3-4 шт. на каждого ребенка разной фактуры, размера, цвета), лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, поднос с песком.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный — Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт — в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы. А вы, ребята, ничего необычного в группе не замечали? Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. (нарисована шкатулка). Давайте внимательно осмотрим всё вокруг. (Дети находят шкатулку).
-Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы? (подземные жители, маленькие человечки)
-Чем они занимаются? (добывают драгоценные камни)
– Как вы думаете, что может в шкатулке находиться? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки. Так что же в шкатулке?
Дети: В шкатулке находятся камни.
Воспитатель: Верно, это — камни. А где можно найти камни? Интересно, с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы? ( Предположения детей)
Не просто так шкатулка здесь,
И в том есть один секрет:
В шкатулке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно- голубой; (достает и шкатулки)
Как виноградная лоза,
Зелёненький — другой. (достает из шкатулки)
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?! (достает из шкатулки)
Я предлагаю, детки, их
Вам рассмотреть сейчас.
— Ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей). Не очень много вы о них знаете.
А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Вы помните, что это за помощники? Глаза нам для чего?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Руки нам зачем?
Дети: Чтобы трогать, щупать.
Воспитатель: А уши?
Дети: Чтобы слушать.
Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают.
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
Воспитатель: Так что мы можем сказать про камни? Какие они могут быть? (камни бывают разными по цвету, форме и размеру.)
(На магнитную доску вывешивается первая схема).
— Вот теперь понятно, про что эта схема.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Так какие камни бывают на ощупь? Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми (на доску вывешивается вторая схема). Посмотрите, гномы так и нарисовали.
Опыт № 3. Определение твёрдости.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
— А как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает — не получается). Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Что мы можем сказать про камень, он какой?
Вывод: Камень твёрдый, прочный. (третья схема)
Опыт № 4. Определение температуры.
— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру. (четвертая схема)
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза)
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. (пятая схема)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки. (шестая схема)
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Посмотрите на свои ладошки. Что вы видите?
— А теперь посмотрите на них через лупу. Что вы видите сейчас?
— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.
— Что интересного вы увидели? (Ответы детей)
Вывод: у камней есть трещинки, песчинки, крапинки. (седьмая схема)
— Молодцы, вы очень внимательные!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Вы теперь настоящие ученые, и можете прочесть послание гномов о свойствах камней. Только читать мы будем по одной страничке и читать будет тот, на ком одета шапка магистра (Дети по очереди делают вывод обо всех проделанных опытах). Давайте выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.
nsportal.ru