Как здоровались раньше – Как здоровались славяне в старину на Руси? — журнал “Рутвет”

Как здоровались славяне в старину на Руси? — журнал “Рутвет”

Оглавление:

  1. Языческие приветствия на Руси
  2. Русские приветствия христианской поры
  3. Поклоны при приветствии на Руси
  4. Рукопожатия на Руси
  5. Объятия во время приветствия
  6. Поцелуи при приветствии
  7. «Привет» и «здравствуй»

Ритуал приветствия очень значим при первоначальном контакте, ведь форма приветствия позволяет понять, как соотносится социальный статус собеседника со статусом встречающего, какого он пола и т.д. Поэтому, интересно знать, как здоровались в старину на Руси.

Языческие приветствия на Руси

В славянских былинах и сказках персонажи регулярно приветствовали лес, реку, поле, солнышко.

  • Молодых людей встречали словами: «Гой еси, добрый молодец!», где присутствует древнейший корень, существовавший во многих языках – «гой». В русском языке он означал живительную силу, жизнь, а в словаре у Владимира Даля есть такие значения: «жить, говеть, здравствовать». Но у этого приветствия есть и другое толкование – согласно мнению некоторых специалистов это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!». В современном русском языке этот корень присутствует в слове «изгой», которое является фактическим антонимом «гоя», то есть человек, лишённый жизни, исторгнутый из неё.
  • Другим приветствием, распространённым на Руси, было «Мир вашему дому!». Смысл его необычайно полон, здесь чувствуется уважение ко всему семейству, живущему под одной крышей и его родственникам. Предполагается, что в древней Руси это приветствие могло относиться и к домовому, и к соответствующему языческому божеству.

Видео о том, как здоровались славяне

Русские приветствия христианской поры

С введением христианства на Руси появилось множество новых приветствий. С той же поры по приветствию можно было определить, какого пришелец вероисповедания.

  • Первые русские христиане приветствовали друг друга: “Христос посреди нас!”, а ответом было: “Есть и будет!”. Склонившись в сторону Византии, Русь почти родным ощущала и древнегреческий язык. Те же приветствовали друг друга восклицанием «Хайрете!» (радуйтесь), вслед за греками это приветствие прижилось и на Руси. Рефрен «Радуйся!» часто встречается в песнопениях, посвящённых Богородице, и он совпадает с тем, как здоровались наши предки.
  • Другим приветствием той поры было «Бог в помощь!», оно часто применялось, когда человек миновал работающих людей. Ему на это отвечали «Слава Богу!» или «Во славу божию!». Эти обращения были уже не приветствием, а пожеланием, и до сих пор сохранились в употреблении многими соотечественниками.

Конечно, до нас дошли не все варианты старинных приветствий. Ведь в духовной литературе, которая тогда только и существовала, приветствия было принято опускать и сразу переходить к сути разговора.

Лишь в одном историческом документе 13 века – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» встречается удивительное по поэтичности приветствие: «Добреходити и добр вы путь буде».

Поклоны при приветствии на Руси

Приветствие в виде поклонов у нас не сохранилось, хотя ещё кое-где оно до сих пор используется. В Японии люди вообще постоянно кланяются друг другу при встрече, расставании или в знак благодарности, в Европе женщины приседают перед монархами. На Руси же когда-то раскланивались при встрече и прощании. Правда, и поклоны существовали разные.

Как здоровались славяне при встрече в общине уважаемого человека? – Кланялись низким, до земли поклоном, иногда даже целуя её. Это был «большой обычай», которому противостоял «малый обычай», когда кланялись в пояс перед друзьями и родственниками. Незнакомцев же приветствовали вовсе без обычая – прикладывали к сердцу руку и потом опускали её долу. Вообще движение от сердца к земле было истинно славянским, а жест от сердца к солнцу – инородным. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность.

Любой поклон как физически, так и метафизически показывал смирение перед встречаемым, поскольку содержал элемент беззащитности, ведь склонивший голову человек не видит стоящего перед ним, подставляя ему шею – самую беззащитную часть тела.

Рукопожатия на Руси

С помощью древнейшего жеста касания ладоней собеседники могли без единого слова многое понять. В силе и продолжительности рукопожатия было заложено много информации. Так, длительность рукопожатия соответствовала теплоте отношений. Давно не видавшиеся люди и близкие друзья, радуясь встрече, часто совершали рукопожатия обеими руками.

Первым протягивать руку должен был старший человек, который как бы приглашал младшего в свой круг.

Кисть должна быть обнажённой, свидетельствуя о доверии, что сохранилось и в современной России.

Иногда касания происходили не кистями рук, а окончанием предплечий. Так приветствовали друг друга воины, чтобы убедиться, что у встречного человека нет оружия и показать свою безоружность. Сакральность такого приветствия в том, что вместе с запястьями соприкасаются и пульсы, вводя людей в духовный резонанс, соединяя их дух, что очень важно для русских традиций. Позднее, когда был отработан строгий этикет, пожимать руки предписывалось лишь друзьям.

А чтобы поздороваться просто со знакомыми, достаточно было просто приподнять шапку. Отсюда и пошло выражение «шапочное знакомство», то есть поверхностное, не близкое.

Объятия во время приветствия

Применялись на Руси и обнимания, причём, также в разных видах:

  • Очень примечательным было объятие между мужчинами «сердце к сердцу», которое должно было означать их полное доверие друг к другу, но на самом деле всё было наоборот, поскольку таким маневром мужчины могли убедиться, что собеседник не вооружён.
  • При внезапном прекращении битвы применялось братание – своеобразные объятия.
  • Родственники всегда обнимались при встречах.
  • Обнимались и перед исповедью в церкви, что помогало к ней подготовиться, простить других и просить прощения самому (ведь в храме присутствовали вместе и обиженные и обидчики, хорошо знавшие друг друга).

Поцелуи при приветствии

  • Очень старой традицией в России является троекратный поцелуй, сохранившийся до сих пор. У христиан число три сакральное, напоминающее о Троице, являющееся оберегом и дающее надежду. Так было принято целовать гостей, которые для русских были сродни входящему в дом ангелу.
  • Другой поцелуй, запечатлённый на руке, означал преклонение и почтение. Так приближённые могли целоваться с государем, иногда лобызая даже не руку правителя, а ногу. Такой же поцелуй стал частью приветствия и благословения священника. Подобным образом в церкви расцеловывали тех, кто только что удостоился тайного святого причастия, в данном случае этот поцелуй одновременно означал приветствие и поздравление очищенного, обновлённого человека.
  • Низший по статусу человек мог поцеловать плечо более высоко стоящего на социальной лестнице, а тот отвечал ему поцелуем в голову.

Не просто формальный, а сакральный смысл поцелуев на Руси явно проявлялся в том моменте, что целовать руку государя могли не все, в частности, это запрещалось послам нехристианских государств.

«Привет» и «здравствуй»

Эти привычные приветствия имеют интересную историю. Слово «здравствуй» не сводится лишь к значению «здоровья», как мы его воспринимаем в настоящее время, желая человеку долгих лет жизни и этого самого здоровья. Интересно, что корень «здрав» или «здров» есть и в авестийском, греческом и древнеиндийском языках. Изначально, возможно, приветствие «здравствуйте» имело два составляющих: «Съ» (хороший) и «дорво» (дерево). Дерево здесь оказалось потому, что для древних славян, ещё не знающих христианства, оно означало благополучие и крепость. Поэтому такое приветствие означало пожелание встречному человеку такой же выносливости, крепости и благополучия.

Это приветствие мог произносить только человек, сам принадлежащий к сильному роду, то есть оно использовалось только свободными людьми. А холопы могли приветствовать только словами «бью челом».

Самое первое упоминание приветствия «здравствуйте» было обнаружено в летописи, относящейся к 1057 году. В этой хронике автор написал фразу: «Здравствуйте же многие лета».

Видео о том, как здоровались в старину на Руси

Проще трактуется слово «привет», которое также составное: «при» и «вет». Первый корень встречается во многих словах (приклонить, приласкать, приблизить), он означает приближение чего-либо или кого-либо. Второй корень так же жив во многих словах (весть, ответ, совет). А в сумме получается проявление близости, которое позволительно только к близким людям, которым мы словно передаём добрую весть.

Как Вы думаете, почему многие приветствия древних славян не перешли к современным? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Как здоровались предки Славян? — Славянская культура

Пожелать человеку добра и здоровья, прославить его Род и Бога – первое, что делали наши предки при встрече. Сегодня об этом обычае помнят не все, перейдя на уже привычное: “Привет!” А стоит вспомнить сакральный смысл приветствия, которое использовали наши праотцы.Здравствуйте!

Всем известно, что «здравствуйте» – это пожелание здоровья. Приветствия «Здрав будь», «Здоровеньки Булы» и многие другие – так же пожелание здоровья собеседнику. Это признак хорошего тона и уважения. Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». Оказывается, для древних славян дерево было символом крепости и благополучия. То есть такое приветствие означает, что человек желает другому крепости, выносливости и благополучия.

Гой еси, добрый молодец!

Гой – чуть ли не самое древнее русское слово, которое имеет значения, связанные с жизнью и живительной силой. «Гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально: «Ты сейчас есть и будь живым ещё!».

«Гой еси, добрый молодец» – так приветствуют всех, кому желают добра и здравия.

Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный её.
Мир Вашему дому!

Фразой «Мир Вашему дому!» приветствовали всех родичей встречного и его Род. Есть мнение, что, возможно, под таким приветствием имели в виду приветствие Домовому и Чура. Домовой был не просто хранителем очага и порядка в доме, но и воплощение бога Рода. Со временем Род трансформировался в Пращура, а затем и в Домового.

Но культ пращура остался на Руси. Слышали, наверное, выражение при нахождении бесхозной вещи: «Чур, моё!». Это древний призыв к Роду засвидетельствовать находку.
Поклоны

Издревле славяне приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли. Кроме того, прикосновение к земле (поцелуй) служил обрядом получения от земли силы и благодати. Знакомым и друзьям отдавали поясной поклон, а незнакомцам – чаще всего поклон, прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.

Так же, незнакомца могли встретить простым кивком. При этом движение должно идти не к солнцу, а к земле. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя её. Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская её вниз. Вообще любой поклон означает смирение перед собеседником. Кроме того, как человек кланяется другому, он обнажает шею, становясь беззащитным, это своего рода оказание доверия.
Пожатие запястья

Мы привыкли здороваться за руку, а раньше здоровались, пожимая запястье. Это было своего рода самоидентификацией. Проверяли, нет ли в руках оружия. А также при соприкосновения запястий передается не только пульс, но и биоритм другого человека. Происходит считывание кода другого человека и определяется его принадлежность, или отсутствие таковой, к современным почитателям традиций и верований древних славян.

К счастью, наряду с заимствованными приветствиями в нашей современной речи мы используем и исконно славянские. Так, «Слава Роду!», «Доброго времени суток», «Будьте здоровы!» – все эти слова и словосочетания передают теплоту, заботу и участие в судьбе другого человека, собеседника.

Похожие статьи:

Традиции → Женщина в Родноверии

Философия → Волхвы

Традиции → Родные, древние Славянские имена

Культура → Под Тулой пройдет фестиваль народных традиций

Биографии → Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Как здоровались на Руси?

Пожелать человеку добра и здоровья, прославить его Род и Бога – первое, что делали наши предки при встрече. Сегодня об этом обычае помнят не все, перейдя на уже привычное, короткое и, зачастую, безликое: “Привет!” А как здоровались на Руси?

Обычай или ритуал приветствия у русичей уходит вглубь веков и таит много интересного и даже таинственного. Для представителей различного пола и положения различалась форма приветствия и его содержание. Основным в приветствии всегда было пожелание здоровья, мира и благополучия. Жители Древней Руси верили, что их окружают только живые существа. В сохранившихся былинах герой-богатырь обращается к лесу, реке или полю как к живому существу. По обычаю на пожелание здоровья должны были ответить тем же, если вы не враги, конечно. Раньше считали, что приветствие в виде пожелания здоровья образует обережный круг, через который не может проникнуть зло. Ритуал рукопожатия в древности представлял собой ещё и проверку на наличие оружия в рукаве одежды незнакомца. Поэтому, при встрече сжимали не кисти, а запястья рук, чтобы убедиться в добрых намерениях.

Уважаемому в общине человеку полагался низкий поклон до земли. В былинах и сказках можно прочитать, как герой, отправляясь на чужбину, кланяется на все четыре стороны света. Незнакомца приветствовали, прикладывая руку к сердцу, а потом опуская ее вниз. Считалось, что этот жест обозначал сердечное расположение, радость от встречи. Рядовая встреча могла сопровождаться обычным кивком. Приветствие было как проверка собеседника. А что он пожелает в ответ? Свой или чужой (это, к примеру, про «гой еси»)? Гой – чуть ли не самое древнее русское слово, которое имеет значения, связанные с жизнью и живительной силой. «Гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально: «Ты сейчас есть и будь живым ещё!». «Гой еси, добрый молодец» – так приветствуют всех, кому желают добра и здравия.

И все варианты приветствия передают теплоту и участие в судьбе другого человека. Радует, что такое разнообразие приветствий, хотя частично и подзабытое, но всё же дошло до наших дней и почти не изменилось! Мир Вашему дому!

На картине: М.В. Нестеров, «Путник», 1921 г. 

вернуться назад

chudo-ukrasheniya.ru

Как здоровались предки славян

Вот что такое кочевник:
Лежит двуногий белковый организм в юрте, спит, дремлет: он так «живёт».
Забурчало у него в животе, поднялся, вышел, убил барана, сварил, съел
(Вот здесь мечта каждого кочевника: быть «насяльником», чтобы не вставать, чтобы не варить, а всё на слугу свалить).
И опять лежит, спит, дремлет: он так «живёт».

Когда застрал (в буквальном смысле) всё у юрты, или бараны всю траву съели, собирает он юрту (Вот здесь мечта каждого кочевника: быть «насяльником», чтобы не вставать, ……., а всё на слугу свалить)
…сел на ишака, и поехал на другое пастбище.
Нашёл ничейную (а то и чейную, пока её хозяин не видит) траву, поствил юрту
(Вот здесь мечта каждого кочевника: быть «насяльником», чтобы не вставать, ……., а всё на слугу свалить)
и
…лежит он в юрте, спит, дремлет: он так «живёт».

Это, даже не «социальные паразиты» по Левашову, это «бараньи паразиты».
И это навсегда в его ДНК, в его генетической памяти, т.е. там, куда современная генная инженерия не добралась.
А теперь представьте, что эТО назначаются паразитами на русских людях (сказать, что назначил?).
А теперь попробуйте представить, что вот такое «кАЙсАК – быдло (потому, как он уже не кайсак, которые всё-таки сами себе баранов варили)» – ваш начальник.

И не на РАботе, где всё-таки надо что-то соображать на профессиональном уровне, а на уровне мэрии, налоговой инспекции, ГАИ, опорного пункта полиции, там, где только кресло под задом и огромные карманы для взяток.

Тупой, чванливый настолько, что никогда не поймёт, что он и насколько умнее баранов, что были у его киргизкайсаксих предков….

Но он никогда не сможет забыть, что он и кто мы, и потому пыжится, изображает из себя человека, требует подтверждения, что русские люди таковым (человеком) его считают.

При этом по прежнему вытирает жопу пальцем, а вот в юрте жить не хочет и уже не может.
Но может и хочет оболгать всё, от может украсть все.
Вот так:
«Казахи вместе с киргизами и русскими в 1860 году одержали победу над кокандцами в битве под Узунагачём»!!!!
Это они в интернете прочитали про:
«О Битве русских с узбеками (кокандцами) при Узын-Агаше (Агаче)»:
http://genocid.net/news_content.php?id=551

И сразу казахи «пОБЕДИЛИ»! великие, древние, храбрые!

Вот ещё работа М. Ситника:
«ОБРЕЗАННАЯ ОТ РАЗУМА ВОЛЯ НАРОДА» :
http://via-midgard.info/news/copyright/17043-obrezannaya-ot-razuma-volya-naroda-1-chast.html
http://via-midgard.info/news/copyright/17453-obrezannaya-ot-razuma-volya-naroda-2-chast.html
http://via-midgard.info/news/copyright/17453-obrezannaya-ot-razuma-volya-naroda-3-chast.html

«Институт парламентаризма – это ГИЛЬОТИНА ДЛЯ РАЗУМА, обрезающая Волю народа от Божественного Логоса, Света Истины и научных знаний.»

«…. Что изменилось почти за целый век в СИСТЕМНЫХ признаках и свойствах этого, с позволения сказать, «Храма Закона»?
Как говорится, найдите хотя бы три различия в этих описаниях парламента, причём в разных государствах и в разные эпохи.
И вот этот сброд партийных демагогов, политиканов-шоуменов, проворовавшихся чиновников, околокремлевских холуев и духовных мертвецов, какими является марксистская падаль из КПРФ, а также вся остальная механическая мешанина разночинцев, чьи профессии вообще не имеют никакого отношения к политике и правоведению – в буквальном смысле слов являются ЖРЕЦАМИ-НЕБОЖИТЕЛЯМИ, сотворяющими законы бытия для 144 МИЛЛИОНОВ граждан России!!!

Мало того, что этот некомпетентный сброд «законодателей» и механический салат из разных профессий может вообще не приходить «на работу», так ещё пятая часть из них соизволив прийти туда, изнывают от безделья, праздно шляются по парламенту как бомжи по вокзалу, сидят как в притоне-казино одной рукой ИГРАЮТ В КАРТЫ и при этом другой рукой ВАРГАНЯТ ЗАКОНЫ – и это называется ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА!!!
Такого запредельного абсурда, зловещего гротеска и фантасмагорической карикатуры на РАЗУМ ГОСУДАРСТВА (Госдума – символично, что слово «дума» означает разумное мышление) – не найти психиатрам даже в умалишённых фантазиях шизофреников или в больных фантазиях наркоманов после приёма тяжёлых психоделиков!
Это же до какой степени общество должно быть больно, Духовно казнено и сплошь состоять из таких шизофреников (типа еврейской демшизы, ратующей за либеральную демократию) и наркоманов (подобно коммунистам, подсевшим на «героин иудо-марксизма»), чтобы не осознавать своё собственное УМОПОМЕШАТЕЛЬСТВО высшей власти…
Более того, этот некомпетентный сброд разночинцев-депутатов в своём публичном Доме Абсурда – Госдуме получает за свою полную научную профнепригодность в деле законодательства, а также за свои открытые прогулы рабочих дней баснословные жалованья: около 10 тыс. долл. в месяц (5,5 тыс. долл. официальной зарплаты плюс премиальные и различные доплаты) плюс «небожительские» привилегии – квартира, машина, безплатные санатории, авиабилеты и т.д. Это не просто абсурд умопомешательства высшей власти – это самая наивысшая сущность и МОДЕЛЬ ПАРАЗИТИЗМА всей системы еврейско-чабанского капитализма, а также КРИВАЯ УХМЫЛКА (какая постоянно не сходит с физиономии еврейского чабана Абрамовича) рабовладельческого строя, при котором кучка господ-паразитов в высших структурах власти живёт по принципу «кто не работает – тот ест».

Осталось добавить, что старушка в описаниях Евгения Старшова этого публичного Дома Абсурда Госдумы, на мой взгляд, очень символически отражает собой образ и метафору всей матушки-России и что с ней сотворила за 20 лет картавая «либеральная демократия»…»

Все паразиты (и баранные, и социальные) поставлены над нами, их сделали «нашими» паразитами.

«Мы всегда громили любого агрессора, когда 1 (один) русский солдат бился против 11, 28, 89 (восьмидесяти девяти) азиатов-муслимов 150 лет назад.
Отобьёмся и теперь от любых кровожадных исламистов, нападающих на Россию! Если им исторический урок НЕ пошёл впрок!..»

Возможно, придётся повторить.
Может надо всем стать для этого солдатами чтобы они сбежали «на соседние пастбища» в том числе и за пределами нашей реальности.
Надо научиться «приветствовать» и это черножопое быдло.

И для этого надо уничтожить ложь, узнавать правду, в том числе и слушая свою генетическую память.

Всё будет хорошо, народ!

www.pravda-tv.ru

Ритуал приветствия. Как здоровались предки Славян?

В инициационном плане значим ритуал приветствия. Так от формы приветствия можно понять, уважаем или нет собеседник, можно понять пол и социальный статус человека, к которому назначается приветствие. Много таинственного и интересного таит в себе этот обычай. У славян прошлых и нынешних, тут тоже не всё однозначно. Но, кое о чём поведать стоить. Так основным, стержнеообразующим, является пожелание здоровья собеседнику. Так скажем, самое известное приветствие «гой еси». Это пожелание здоровья славянину. Всё помнят былинное «гой еси, добро молодец»?

 

 

Вот из былин это выражение и пошло. Объяснять, что слово «здравствуйте», – это пожелание здоровья, думаем, не стоит. Так же, пожелание здоровья можно услышать и в приветствиях «Здрав будь», «Здоровеньки Булы» и многие другие. Пожелание здоровья собеседнику, является признаком хорошего тона и уважения. Если хотели поприветствовать дом и всех его родичей то говорили «Мир вашему дому!». Представляется, что это восходит к ритуалу приветствия Домового и Чура. Под фразой «Мир вашему дому», скорее всего, подразумевали приветствие Домовому. Домовой, не просто хранитель очага и порядка в доме, но и позднее воплощение Бога Рода. Просто это процесс трансформации Рода – Пращура – Домового, был не быстрым. Рода начали забывать в 10 веке, а последующих веках уже почитали Рожаниц. Но культ пращура остался на Руси. Помните выражение при нахождении бесхозной вещи: «Чур, моё!». Это древний призыв к Роду засвидетельствовать находку. Славяне приветствовали не только друг друга, но и Богов. Отсюда происходит и гипотеза о самоназвании Славян от слова «Славить». Славяне не только славили Богов, но и всегда корректно и вежливо относились к окружающей природе. В былинах это сохранилось в том явлении, что герои часто приветствуют поле, лес, речку. Как уже говорилось выше, Славяне верили в то, что мир живой, а с каждой живой душой нужно поздороваться. Вы не удивлялись, почему в деревнях, до сих пор здороваются даже с незнакомым человеком, все, даже дети? Славянин может не назвать своего истинного имени, но поздороваться он обязан. Это, восходит к тому явлению, что если ты человеку пожелал здоровья, то он тебе его пожелает тоже. А соответственно, люди, даже ранее не знакомые, становятся психологически ближе. И это сближение уже как бы выставляет обережный круг. И от незнакомца уже не ждут худого.

 

Приветствие уважаемого в общине человека, всегда сопровождалась низким поклоном до земли. Знакомых и друзей встречали поясным поклоном. Незнакомцев могли встречать по-разному, но чаще всего рука прикладывалась к сердцу и потом опускалась вниз. Упрощённый вариант первых двух видов. Хотя и в первых двух случаях рука прикладывалась к сердцу, так выражали сердечность намерений. Так же, незнакомца могли встретить простым кивком. Характерно, что движения в этом приветствии идут не к солнцу, как пытаются это трактовать некоторые современные родноверы, а к земле. И это более чем логично, учитывая тот момент, что славяне землю почитали за Божество. При изучении этого вопроса, характерным и знаковым является название христианскими священнослужителями славян язычников, как «идолопоклонники». Идолу кланялись, выражая тем самым приветствие и уважение. Что характерно для мировоззрения славян, так как Идолы это умершие предки, а о них или уважительно или ни как. Нет ни одного письменного источника описывающего движение от сердца к небу как приветствие.

 

Приветствие было как инициация собеседника. А что он пожелает в ответ? Свой или чужой (это про пример «гой еси»)? И сегодня приветствия применяется строго по отличительному признаку. Так скажем, ритуал приветствия через пожатие не кисти, а запястья. В родноверие, это не просто характерное приветствие, но и самоидентификация. Такое приветствие объясняется древностью его использования, так проверяли, нет ли в рукаве оружия. Эзотерический же смысл, в таком виде приветствия заключается в том, что при соприкосновении запястий передаётся пульс, а значит и биоритм другого человека. Это приветствие как бы считывает код другого человека. Сегодня можно встретить множество приветствий и «Слава Роду!», «Доброго времени суток!» и многие словосочетания из вышеперечисленных.

 

И сегодня, родноверы желают здоровья и процветания роду. И все словоформы приветствия, передают теплоту и участие в судьбе другого человека. Радует, что такое разнообразие приветствий, хотя частично и подзабытое, но всё же дошло до наших дней и мало видоизменилось!

artsgtu.ru

Как в старину здоровались? | Веданта Йога

Пожелать человеку добра и здоровья, прославить его Род и Бога – первое, что делали наши предки при встрече.

Сегодня об этом обычае помнят не все, перейдя на уже привычное: “Привет!” А стоит вспомнить сакральный смысл приветствия, которое использовали наши праотцы.

Здравствуйте!

Всем известно, что «здравствуйте» – это пожелание здоровья. Приветствия «Здрав будь», «Здоровеньки Булы» и многие другие – так же пожелание здоровья собеседнику.  Это признак хорошего тона и уважения. Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». Оказывается, для древних славян дерево было символом крепости и благополучия. То есть такое приветствие означает, что человек желает другому крепости, выносливости и благополучия.

Гой еси, добрый молодец!

Гой – чуть ли не самое древнее русское слово, которое имеет значения, связанные с жизнью и живительной силой. «Гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально: «Ты сейчас есть и будь живым ещё!».

«Гой еси, добрый молодец» – так приветствуют всех, кому желают добра и здравия.

Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный её.

Мир Вашему дому!

Фразой «Мир Вашему дому!» приветствовали всех родичей встречного и его Род. Есть мнение, что, возможно, под таким приветствием имели в виду приветствие Домовому и Чура. Домовой был не просто хранителем очага и порядка в доме, но и воплощение бога Рода. Со временем Род трансформировался в Пращура, а затем и в Домового.

Но культ пращура остался на Руси. Слышали, наверное, выражение при нахождении бесхозной вещи: «Чур, моё!». Это древний призыв к Роду засвидетельствовать находку.

Поклоны

Издревле славяне приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли. Кроме того, прикосновение к земле (поцелуй) служил обрядом получения от земли силы и благодати. Знакомым и друзьям отдавали поясной поклон, а незнакомцам –  чаще всего поклон, прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.

Так же, незнакомца могли встретить простым кивком. При этом движение должно идти не к солнцу, а к земле. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя её. Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская её вниз. Вообще любой поклон означает смирение перед собеседником. Кроме того, как человек кланяется другому, он обнажает шею, становясь беззащитным, это своего рода оказание доверия.

Пожатие запястья

Мы привыкли здороваться за руку, а раньше здоровались, пожимая запястье. Это было своего рода самоидентификацией. Проверяли, нет ли в руках оружия. А также при соприкосновения запястий передается не только пульс, но и биоритм другого человека. Происходит считывание кода другого человека и определяется его принадлежность, или отсутствие таковой, к современным почитателям традиций и верований древних славян.

К счастью, наряду с заимствованными приветствиями в нашей современной речи мы используем и исконно славянские. Так, «Слава Роду!», «Доброго времени суток», «Будьте здоровы!» – все эти слова и словосочетания передают теплоту, заботу и участие в судьбе другого человека, собеседника.

Источник: veda-journal.ru

vedantayoga.ru

Как здоровались на Руси – Аналитик


По одной из версий, название «славяне» происходит от слова «славить». Это кажется несомненным, ведь каждое русское приветствие – это славословие, даже если оно беззвучное.

Дохристианские приветствия

В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!» Слово гой – очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать». Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей».
Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!».
Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним – это человек, оторванный от жизни, лишенный ее.
Другое распространенное на Руси приветствие – «Мир вашему дому!» Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников. Возможно, в дохристианской Руси под таким приветствием имели в виду и обращение к домовому и богу этого рода.
Христианские приветствия

Христианство подарило Руси разнообразие приветствий, и с этих пор по первым же произнесенным словам стало возможным определить вероисповедание чужестранца. Между собой русские христиане любили здороваться так: «Христос посреди нас!» – и отвечать: «Есть и будет!». Руси дорога Византия, а древний греческий язык ощущается почти родным. Древние греки приветствовали друг друга возгласом «Хайрете!», что означало «Радуйтесь!» – и русские вслед за ними восприняли это приветствие. «Радуйся!» – как бы начинает песнь Пресвятой Богородице человек (ведь именно такой рефрен встречается в песнопениях Богородице). Другое приветствие, появившееся в это время, чаще использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей. «Бог в помощь!» – говорил он тогда. «Во славу Божию!» или «Слава Богу!» – отвечали ему. Эти слова, не как приветствие, а чаще как просто пожелание, используются русскими до сих пор.
Наверняка не все варианты древних приветствий дошли до нас. В духовной литературе приветствие почти всегда «опускалось» и герои переходили сразу к сути разговора. Только в одном литературном памятнике – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» XIII века встречается приветствие того времени, удивляющее своей поэтичностью: «Добре ходити и добр вы путь буде».
Поцелуи

Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне – очень старая традиция. Число три – сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность и оберегание. Так часто целовали и гостей – ведь гость для русского человека все равно что ангел, входящий в дом. Другой вид поцелуев – поцелуй руки, означавший почтение и преклонение. Конечно, именно так здоровались приближенные с государем (порой целуя даже не руку, а ногу). Это целование – и часть благословения священника, являющееся одновременно и приветствием. В церкви расцеловывали и того, кто только что причастился Святых Христовых Таин – в этом случае поцелуй был и поздравлением, и приветствием обновленного, очищенного человека.
О сакральном, а не только «формальном» значении поцелуев на Руси говорит и то, что не всем было позволено целовать руку государя (послам нехристианских стран это запрещалось). Человек, низший по статусу мог поцеловать высшего в плечо, а тот его – в голову.
После революции и в советское время традиция приветствий-поцелуев ослабела, но сейчас вновь возрождается.
Поклоны

Поклоны – приветствие, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней (но осталось в некоторых других странах: например, в Японии люди любого уровня и социального статуса до сих пор глубоко кланяются друг другу при встрече, прощании и в знак благодарности). На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные.
Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» – поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон – так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.
Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела – шею.
Объятия

Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров – мужское объятие «сердцем к сердцу», показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника. Отдельный вид объятий – братание, внезапное прекращение военных действий. Обнимались родные и близкие, а еще – люди в церкви перед исповедью. Эта древняя христианская традиция, помогающая человеку настроиться на исповедь, простить других и самому попросить прощения (ведь в храмах тогда были люди, хорошо знающие друг друга, а среди них обидчики и обиженные).
Рукопожатия и шапки

Касание рук – древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему – это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть «голой» – это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии. Еще один вариант пожатия рук – касание не ладонями, а кистями. По всей видимости, оно было распространено среди воинов: так они проверяли, что у встретившегося на их пути нет с собой оружия, и демонстрировали свою безоружность. Сакральный же смысл такого приветствия заключается в том, что при соприкосновении запястий передаётся пульс, а значит и биоритм другого человека. Два человека образуют цепь, что тоже немаловажно в русской традиции.
Позже, когда появились правила этикета, лишь друзьям приписывалось пожимать друг другу руки. А для того, чтобы поздороваться с дальними знакомыми, приподнимали шапку. Отсюда и пошло русское выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное знакомство.
«Здравствуй» и «Привет»

Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Сейчас мы воспринимаем его именно так: как пожелание другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому этих крепости, выносливости и благополучия. К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого, сильного рода. Это доказывает и то, что не все могли произносить «здравствуйте». Свободным людям, равным друг другу, это позволялось, а холопам нет. Форма приветствия для них была другая – «Бью челом».

Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета».
Слово «привет» расшифровать проще. Оно тоже состоит из двух частей: «при”+”вет». Первая встречается в словах «приласкать», «приклонить» и означает близость, приближение к чему-то или кому-то. Вторая есть в словах «совет», «ответ», «весть»… Говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы обращаемся так) и как бы передаем другому добрую весть.
взято тут

analitic.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *