Тема: Роль интерактивных игр в экологическом воспитании дошкольников.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на ее фоне, будут особенно эффективными.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивает память и внимание.
Существуют различные типы дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций, интерактивные игры. Я хотела бы остановиться на интерактивных играх. В последние года с развитием информационных технологий этот тип игры становится все более и более популярным. Всем известно, что дети уже с малого возраста тянутся к компьютерам и прочим устройствам. Эту страсть можно использовать в полезном ключе и через интерактивные игры сформировать у детей необходимые экологические знания и представления, осуществлять нравственное и эстетическое развитие, а также многое другое.
Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».
В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.
Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ:
движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;
информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).
Облегчает работу педагога (не нужно вручную изготавливать наглядные пособия)
Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.
Я хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных игр на экологическую тематику, которые использовала в своей деятельности при работе в младшей группе. Возраст детей: 3-4 года.
Игра называется « Наведи порядок».
Цель данной игры: воспитывать бережное отношение к природе. Расширять понятия детей о правилах поведения на природе. Она может быть использована, как на этапе ознакомления с правилами поведения на природе, так и на этапе закрепления и систематизации знаний. Перед непосредственно началом игры можно рассмотреть картину и обсудить с детьми, как плохо поступили люди, оставив на поляне столько мусора, какой вред природе они этим нанесли, как некрасиво и неуютно стало на поляне. Затем предложить навести на поляне порядок. Весь мусор отправляется в мусорку. И полянка стала чистой. И опять можно провести беседу и сравнить, как было и как стало на полянке, на какой полянке приятнее отдыхать, что нужно делать, чтобы всегда было приятно находиться на природе.
Другая игра называется «Животные зимой» . Цель этой игры: расширить и закрепить знания детей об обитателях нашего леса и об их образе жизни в зимний период года. Опять же вместе с ребятами рассматриваем картину и обсуждаем, всё ли изображено верно, кого на картине не должно быть. Медведя, ежа и мышь отправляем спать по домам. В продолжении этой игры можно подобрать каждому свой дом.
Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.
На первых порах мы предлагаем игру сами. Каждому ребенку подбираются игры с учетом его уровня развития на закрепление и расширение опыта, а также игры, стимулирующие продвижение вперед, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.
Таким образом, использование интерактивных игр позволяет не только повысить качество образовательного процесса, способствует развитию ребенка во всех пяти образовательных областях, повышает активность, самостоятельность, мотивацию дошкольников, но и создает условия для организации дистанционного общения воспитателей и родителей, ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом. За время использования интерактивных игр в моей практике дети стали более активными, любознательными, они с нетерпением ждут появления новых игр и с удовольствием участвуют в них.
nsportal.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Вопрос: почему дятла называют «помощником» других птиц? Ответ: Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи
2 слайд Описание слайда:Вопрос: какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? Ответ: Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.
КОТ В МЕШКЕ ВОПРОС, НЕ ОТНОСИТСЯ К ВЫБРАННОЙ КАТЕГОРИИ Вопрос: приведите пример ядовитых растений, которые используют для изготовления лекарств Ответ: Белена, дурман, белладонна, вороний глаз
4 слайд Описание слайда:Вопрос: какая птица летает быстрее всех? Ответ: стриж
5 слайд Описание слайда:Вопрос: У каких птиц яйца высиживает самец? Ответ: у страусов.
6 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат и других зверей? Ответ: Потому что их дом-лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов и если их потом выпустить на волю – погибнут
7 слайдВопрос: этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? Ответ: волк
8 слайд Описание слайда:Вопрос: определите по фото след какого животного изображен
9 слайд Описание слайда:Вопрос: какова экологическая роль (польза) от хищников? Ответ: хищники регулируют численность растительноядных организмов, играют роль санитаров леса (поедают слабых и больных животных)
10 слайд Описание слайда:КОТ В МЕШКЕ ВОПРОС, НЕ ОТНОСИТСЯ К ВЫБРАННОЙ КАТЕГОРИИ Вопрос: какое растение используют для лечения небольших ран? Ответ: подорожник
11 слайд Описание слайда:Вопрос: какой гриб изображен на фото? Ответ: подберезовик
12 слайд Описание слайда:Ответ: Опенок Вопрос: какой щляпочный гриб разрушает древесину дерева?
14 слайд Описание слайда:Вопрос: почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождя их много? Ответ: Грибы питаются разлагающимися (гниющими) органическими остатками, а эти вещества гниют только когда в лесу много влаги
15 слайд Описание слайда:Вопрос: почему надо беречь шмелей? Ответ: они самые полезные дикие опылители растений
16 слайд Описание слайда:ПЕРЕХОД ХОДА СЛЕДУЮЩЕЙ КОМАНДЕ
17 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя ловить жуков-оленей? Ответ: они относятся к редкими насекомыми
КОТ В МЕШКЕ ВОПРОС, НЕ ОТНОСИТСЯ К ВЫБРАННОЙ КАТЕГОРИИ Вопрос: с чем связано появление нитратов в овощах? Ответ: нитраты в овощах образуются от избытка удобрений в почве.
19 слайд Описание слайда:Вопрос: какова экологическая польза от жука-навозника? Ответ: жук-навозник – выполняет роль санитара окружающей среды, потребитель мертвой органики. Они перерабатывают остатки растений, трупы и помет животных.
20 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя брать в руки яйца из гнезда птиц? Ответ: птица может оставить гнездо
21 слайд Описание слайда:Вопрос: что необходимо сделать, побывав на пикнике? Ответ: убрать за собой мусор и вывезти его в специализированные места, потушить за собой костер.
22 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя рвать первоцветы – подснежники, ландыши и др.? Ответ: они стали редкими и занесены в Красную книгу
Вопрос: почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? Ответ: чтобы они не становились редкими, не исчезали, а успевали восстанавливаться
24 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя сильно шуметь в лесу? Ответ: напуганные шумом птицы и звери покидают свои дома, а молодь теряется и гибнет
25 слайд Описание слайда:ПЕРЕХОД ХОДА СЛЕДУЮЩЕЙ КОМАНДЕ
26 слайд Описание слайда:Вопрос: почему нельзя ловить рыбу весной? Ответ: она нерестится (размножается)
27 слайд Описание слайда:Вопрос: где нельзя охотиться? Ответ: в заповедниках, национальных парках и других особо-охраняемых природных территориях
Вопрос: что такое браконьерство? Ответ: Охота или рыбная ловля, а также самовольная рубка леса в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом.
29 слайд Описание слайда:Вопрос: какое максимальное наказание предусмотрено законодательством Российской Федерации за браконьерство (если браконьерством занимается физическое лицо)? Ответ: уголовная ответственность (до трех лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.)
30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-381012
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
по этой теме я работаю с детьми…
“Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста”МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары Доклад по теме:”Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста”…
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возрастаВ статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе….
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр…
«Экология и игра» Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возрастаДошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности, именно в этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. И…
Проект” Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста”Пед.совет по экологии….
Консультация для педагогов на тему ” Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста”Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький…
nsportal.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Игры по экологии
2 слайд Описание слайда:Содержание: «Что сначала, что потом» «4 лишний» «Какие картинки исчезли»
3 слайд Описание слайда:«Что сначала, что потом» Из двух картинок выбрать какая из них первая, а какая вторая.
4 слайд Описание слайда:1 2
5 слайд Описание слайда:1 2
6 слайд Описание слайда:1 2
7 слайд Описание слайда:1 2
8 слайд Описание слайда:http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве» Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ» 1 2
9 слайд Описание слайда:«4 лишний» Найти из четырех картинок лишнюю и объяснить почему.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве» Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ» Посмотреть на фигуры и запомнить порядок в течении 8 секунд (до появления будильника) и отвернуться . После звукового сигнала повернуться и найти Какие картинки исчезли Когда догадаешься нажми на кнопку «ответ» и проверь себя. После выполнения задания нажми на кнопку «следующее», чтобы перейти к следующему заданию. Какие картинки исчезли (инструкция)
13 слайд Описание слайда:Ответ Какие картинки исчезли http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве» Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»
14 слайд Описание слайда:Молодец!!!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-224802
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
В БЛОГАХ… еще… КОММЕНТАРИИ еще… Елена Владимировна, благодарю за тематические шаблоны. Спасибо за интерес к работ, Татьяна Викторовна..Рада, что ресурс востребован. Спасибо, Елена Викторовна! У нас бывают “творческие приступы”. Сейчас … Ирина Евгеньевна, спасибо Вам за очень интересный блог! Идея очень замечательная! Елена Владимировна, прекрасные тематические шаблоны! Они станут настоящим дополн… Галина Геннадьевна, я очень рада, что наш опыт Вам пригодился. |
|
easyen.ru
schoolfiles.net
Слайд 1
Экологическая азбука п одготовила учитель нач.классов МОУ СОШ№2 г.Буя Костромской области Федосеева Олеся Викторовна
Слайд 2
Экология твоего дома Экология леса Растения – экологи 2 3 2 3 4 1 2 3 4 4 1 1
Слайд 3
Вопрос №1 5 баллов Сектор «Экология твоего дома» Назовите главный источник очищения воздуха в доме? Главный источник очищения воздуха в доме – это комнатные растения.
Слайд 4
Вопрос №2 Как человек может помочь сохранить окружающую среду, не выходя из дома? Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива. 10 баллов Сектор «Экология твоего дома »
Слайд 5
Вопрос №3 15 баллов Дайте совет, как сохранить экологически чистую атмосферу в квартире, доме. Делать влажную уборку, проветривать помещение. Сектор «Экология твоего дома»
Слайд 6
Вопрос №4 20 баллов Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире. Газовая плита. Сектор «Экология твоего дома»
Слайд 7
Вопрос №1 Сектор «Экология леса » Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу? Из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. 5 баллов
Слайд 8
Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу? Вопрос №2 Разведение костров в лесу может привести к пожару. Сектор «Экология леса » 10 баллов
Слайд 9
Вопрос №3 Разорение муравейников приведёт к гибели лиственных деревьев в лесу. К чему приведёт разорение муравейников? 15 баллов Сектор «Экология леса »
Слайд 10
Вопрос №4 Почему нельзя топтать мухоморы? Мухоморы лечат животных. 20 баллов Сектор «Экология леса »
Слайд 11
Вопрос №1 Какую роль в экологии играют папоротники? Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары. 5 баллов Сектор «Растения – экологи »
Слайд 12
Вопрос №2 Назовите роль сосны в природе. Сосны- хранители вод: под их сенью не мелеют реки. 10 баллов Сектор «Экология леса »
Слайд 13
Вопрос №3 В чём заключается экологическая роль водорослей в природе? Водоросли выделяют в атмосферу кислород 15 баллов Сектор «Экология леса »
Слайд 14
Вопрос №4 К чему приведёт вымирание растений на планете Земля? Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек. 20 баллов Сектор «Экология леса »
nsportal.ru