Формирование нравственно патриотических чувств у дошкольников – – . , – .

Содержание

Статья на тему: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей | скачать бесплатно

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей

Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, 

чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

 

 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века. 

 

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества. 

 

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. 

 

Поэтому так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

 

  • нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 
  • особенности дошкольного возраста, 
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

 

Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.

 

Целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к  природе, культуре и традициям родного края;
  • развивать представление о России как о Родине. 

 

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:

1. Блок  «Я и моя семья» – Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду. 

2. Блок «Малая родина» – Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.

3. Блок «Россия» – Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

 

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.

 

Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа  вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

 

Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.

 

Для ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую Родину:

  • прослушали литературно – музыкальную композицию  «Есть добрый городок», автор Т. Страхова; 
  • познакомились с историей создания флага, герба нашего города;
  • провели беседы «Наш город – раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»; 
  • играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок»,  сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;
  • организовали  семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и  «Сквер  Единый Кузбасс»;
  • провели  целевые прогулки в школу, библиотеку.

На закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде, наглядно-образное мышление, любознательность.       

 

В тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили  альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом при решении познавательных и практических задач.

Итогом нашей работы стало создание «Мини музея города».

 

В процессе ознакомления  с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:

  • подготовили презентацию «Города- герои»;
  • прослушали  гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;
  • провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
  • рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;
  • читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
  • оформили выставку  рисунков «Я помню! Я горжусь!»;
  • играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.

Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.

 

Активное участие приняли родители воспитанников  в создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне», собрана коллекция «Музыка военных лет». 

 

Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной  деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств. Для родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных патриотов».

 

Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и  родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка. 

 

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где  будут представлены все собранные нами в процессе работы материалы и альбомы.

 

nsportal.ru

Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование нравственнопатриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • воспитание уважения к труду;

  • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о городах России;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Необходимо формировать у дошкольников представление о родном крае. Надо показать ребенку, что родной город, край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, магазин, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города, края. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

Старший дошкольник знает название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами, памятниками. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Каждый человек любит свой родной город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

Для воспитания у ребенка любви к родному городу, краю, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную, часть родного города, края.

Помните, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, и успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту.

«… От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

«Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. » Александр Владимирович Запорожец

Древние мыслители, размышляя о духовно-нравственном развитии детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности, человечности. Какие нравственные ценности являются самыми важными в жизни человека? Это дом, мать, семья, дружба, Родина. Любовь к родному дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ – важнейшие задачи воспитания подрастающего ЧЕЛОВЕКА.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к родной природе… »

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач взрослых. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.

Подводя итог вышесказанному отметим, что становление человека как гражданина должно начинаться с ознакомления его с его малой Родиной, так как невозможно вырастить настоящего патриота без знания своих «корней», своей истории.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.

Таким образом, работа по формированию представлений о родном крае с детьми дошкольного возраста необходима и важна; и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.

infourok.ru

План по самобразованию «Формирование нравственно

Работа по самообразованию на тему

«Формирование нравственно – патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.

Актуальность выбранной темы

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Используемые технологии

  • игровые,

  • коммуникативные,

  • проблемные,

  • технологии развивающего обучения,

  • консультативные,

  • проектные

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • принцип личностно-ориентированного общения;

  • принцип наглядности;

  • принцип последовательности;

  • принцип занимательности;

  • принцип от простого к сложному;

  • принцип опоры на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;

  • принцип взаимодействия с семьями.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводится произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

  • Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.

  • Знакомство с профессиями.

  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.

  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.

  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.

  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.

  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.

  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Перспективы на следующий год

1. Продолжить работу по теме «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями включить анкеты, беседы посиделки, организацию совместных праздников.

План работы на 2017-2018 г.г.

1 Буре Р.С.”Социально-нравственное воспитание дошкольников”.

2. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет
3 Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие

2.

Сентябрь

Подбор материала для оформления уголка в группе детского сада «Россия, Россия – края дорогие!».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию для создания картотеки

3.

Октябрь

Беседа по теме

«Улица, на которой я живу»

Совместная работа с родителями рисунки на тему «Отчий дом»

для создания выставки в группе

4.

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родной станицы, края.

Дидактические игры «Родные символы», «Найди такой же» и др. (Приложение 1)

5.

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество»

Развлечение «Игры наших бабушек» (Приложение 2)

6.

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность  

«Главные праздники России»

Подготовка и проведение спортивного праздника «День защитника Отечества».

7.

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете» (Приложение 3)

Выставка детских работ «Подарок маме»

8.

Апрель

Мини-викторина «Что мы знаем о космосе». (Приложение 4)

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»

9.

Май

Рассматривание альбома «День Победы»

НОД «Мы помним, мы гордимся!» (Приложение 5)

10.

Сентябрь – май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

План работы с семьями воспитанников

Консультация «Как провести выходной день с детьми» (Приложение 6)

2.

Ноябрь

Консультация «Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине» (Приложение 7)

3.

Декабрь

Консультация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» (Приложение 8)

4.

Февраль

Консультация для родителей «Растим патриотов». (Приложение 9)

5.

Март

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с родным городом!» (Приложение 10)

6.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

7.

Май

Консультация «Как создать родословную семьи». (Приложение 11)

Отчетные мероприятия

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА №1297

129110, Москва, Глинистый пер., дом 7 тел.(495) 631-21-14, факс: 680-99-92

ОКПО 92472600, ОГРН 1117746460655, ОКВЭД 80.21, ИНН/КПП 7702764296/770201001

Работа по самообразованию на тему

«Формирование нравственно – патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста»

воспитателя Ивлевой Валентины Федоровны

на 2017-2018г.г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

infourok.ru

Статья “Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.”

Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Т. М. Окунева,воспитатель

г. Полысаево, Кемеровская обл.

Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно  формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

– особенности дошкольного возраста, 

– многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

– отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.

Целью нашей работы является формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

– воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

– закреплять духовно – нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

– развивать представление о России как о Родине.

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:

1. Блок «Я и моя семья»- Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.

2. Блок «Малая родина» – Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.

3.Блок «Россия»- Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.

Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.

Для ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую родину:

– прослушали литературно – музыкальную композицию «Есть добрый городок», автор – Т. Страхова;

– познакомились с историей создания флага, герба нашего города;

– провели беседы «Наш город – раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»;

– играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок», сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;

– организовали семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и «Сквер Единый Кузбасс»;

– провели целевые прогулки в школу, библиотеку.

На закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде, наглядно-образное мышление, любознательность.

В тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом при решении познавательных и практических задач.

Итогом нашей работы стало создание «Мини музея города».

В процессе ознакомления с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:

– подготовили презентацию «Города- герои»;

– прослушали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;

– провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;

– рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;

– читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;

– оформили выставку рисунков «Я помню! Я горжусь!»;

– играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.

Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.

Активное участие приняли родители воспитанников в создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне», собрана коллекция «Музыка военных лет».

Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств.

Для родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных патриотов».

Результатом нашей деятельности стало то, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников формируются патриотические чувства, повысилась самооценка.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной проблеме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где будут представлены все собранные нами в процессе работы материалы и альбомы.

Литература

1. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы [Текст] / Л. Е. Белоусова. // Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 24 с.

2. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст]: материалы 2-й международной научной конференции / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С 48-50.

3. Князева, О. Л. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст]: программа учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006. – 304 с.

4. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. П. Ушакова. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 48 с.

infourok.ru

Статья на тему: Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста | скачать бесплатно

Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Щербатюк Наталия Владимировна

– воспитатель ГБДОУ детский сад №128

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.                                                                                                            Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать  дошкольникам  ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы  по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создано  развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ. 

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию  особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

 Блок –  «Семь Я» , «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». 

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д

Блок-   «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок –   «Я  и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий.  Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подводим их к пониманию, что их  город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом в этом году было знакомство детей с достопримечательностями областного центра.

Блок –  «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором  расширяются  представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается  чувство ответственности, бережное отношение к природе.  Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

 В работе с семьёй опираемся  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • игровые программы.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

nsportal.ru

Материал (старшая группа) на тему: Доклад «Формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности» | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 21»

Доклад

 «Формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

Автор:

Просекова Юлия Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

Дата: 24.05.2016 г.

Тема: «Формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ 
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ. 
Одной из годовых задач МБДОУ «Детский сад №21» является: совершенствование  системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей. 

Социально-коммуникативное развитие

– Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
– Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
– Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
– Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений: 
– о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
– о малой родине и Отечестве, 
– о социокультурных ценностях нашего народа, 
– об отечественных традициях и праздниках, 
– о планете Земля как общем доме людей, 
– об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
– произведений искусства; 
– мира природы; 
– становление эстетического отношения к окружающему миру; 
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

         К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 
Идеи разных авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
      Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
       Моя личная концепция заключается в том, что включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
        Начала эту работу в сентябре 2015 года. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» образовательной области «Познавательное развитие» выявил, что у 9% детей – высокий уровень, у 32%  дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у остальных  детей  это 59 % отмечается низкий уровень знаний по данному разделу (затрудняются называть свой домашний адрес, не могу назвать имя-отчество своих родителей,…). 
Это убедило меня в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
Цель ее: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности. 
Для достижения данной цели определила следующие задачи: 
1. Разработать проекты по данной теме.

2. Привлечь родительскую общественность к реализации проектов.

3. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
4. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
5. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
6. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
7. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
8. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
       Определила перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток я считаю это достаточным. За 1 год было проведено 2 проекта:

  • «Моя малая Родина»
  • «Мемориалы славы»

Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Полина не только назвала улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
• Спросить у родителей.
• Прогуляться по улицам.
• Прочитать о городе в книгах или интернете.
       Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями. 
Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству. 
Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с двором,  в котором ребёнок проживает, либо с улицей,  постройками расположенные рядом. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете. 
Заключительным проектом стал проект «Мемориалы славы» 

Целью проекта стало создание условий для формирования у ребёнка представлений о мемориалах славы как культурно – историческом наследии нашего города.

Для решения этой цели были использованы следующие задачи:

  1. Познакомить с мемориалами славы г. Бийска, как культурно – историческом наследии нашего города.
  2. Развивать у ребёнка навыки поисковой деятельности.
  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к  воинам – бийчанам.
  4. Воспитывать желание делиться информацией со сверстниками и взрослыми.

В рамках проекта ребёнком были посещены мемориалы славы города Бийска. Создан альбом «Мемориалы славы г. Бийска» который был представлен детям в группе. Заключительным этапом проекта стала групповая экскурсия к мемориалам славы на улице Радищева и Докучаева.

В результате данного проекта дети  узнали о мемориалах славы г. Бийска, как о культурно – историческом наследии нашего города. У детей   сформировалось чувство патриотизма  к воинам – бийчанам.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах; улицах
Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
Все это отразилось на результатах мониторинга в конце года: 
– увеличился высокий уровень развития до 45%, а низкий уровень, составил 12%:
средний уровень -43%

Результат моей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Для  подготовительной группы запланировано ещё 2 проекта:

– «Богатыри земли Русской»

В рамках проекта запланирована экскурсия в выставочный зал.
– «Российская Армия».

nsportal.ru

“Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изобразительную деятельность”

Едакова Оксана Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ д/с№28 «Жемчужинка» МО г. Саяногорск.

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изобразительную деятельность»

Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации”  стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Доступны ли малышам первые чувства гражданственности и патриотизма? Опираясь на опыт работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, что и является началом патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленной художественно-изобразительной деятельности. И именно воспитателю присуща роль «проводника» в мир детского восприятия окружающего мира, приобщении ребёнка к красоте и любви своего родного края.

В соответствии с реализацией ФГОС ДО, в нашей работе нравственно-патриотическое воспитание решается по всем направлениям. Художественно-эстетическое развитие дошкольников реализуется в процессе знакомства с разными видами изобразительного искусства.

Нами была определена проблема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изобразительную деятельность». Целью которой явилась: создание условий для знакомства детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Определены следующие задачи:

Создать условия для становления гражданственности  и нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Создать условия для обогащения представлений о  родном городе, крае, мире.

Сформировать чувства уважительного отношения к старшему поколению, героическому прошлому страны.

Воспитание эстетического вкуса  к  предметам декоративно-прикладного искусства родного края.

Создать условия для формирования умений средствами изодеятельности создавать выразительные художественные образы

Создать условия для повышения родительской компетентности в воспитании нравственно-патриотических чувств своего ребенка.

Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию (…находят своё разрешение в Художественно-экологической программе по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А. Копцевой через серию художественно-творческих заданий) (1 стр.9), на содержании которой построена вся наша работа по продуктивным видам деятельности.

Содержание программы основывается на четырёх тематических блоках «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека» и «Мир искусства».

Реализация первого блока программы «Мир природы» всегда встречает у детей положительный отклик. Если детям предложить нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев они нарисуют природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его духовной жизни, мироощущения.

Наш край богат и красив и разнообразен. Красоту родной природы мы стараемся донести до наших воспитанников во время прогулок, экскурсий на берег Енисея, мультимедийных презентаций, фотовыставок, организованных в ДОУ («Енисей батюшка», «Люблю Сибирь за красоту»…) чтения художественной литературы, посещение выставок местных художников (.выставка Николая Моргунова «Времена» Леонида Чернобаева «Саяны -мир моей души»…) Выставки помогли увидеть красоту родных мест, получить эмоциональный отклик на произведения живописи и графики, узнать о творческих людях нашего города, края и их достижениях в области искусства, воспитывают чувство уважения и гордости за наш город, наших людей, наш край. Свои впечатления дошкольники передают в своих рисунках, аппликациях, поделках.(«Золотая осень», «Белая берёза под моим окном», «Царство деревьев», «Весна, весна на улице»…)

Во втором блоке программы «Мир животных», дети изображали различными художественными материалами образы птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных родного края. Дошкольники смогли осознать красоту животного, его пользу, материнскую заботу о детенышах, то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.( «Следы на снегу», «У зверей тоже бывают мамы и папы», «Букашки-таракашки»…), что способствовало формированию гуманного отношения к представителям животного мира. В рамках городской акции «Покормите птиц зимой» дети нашей группы приняли участие в выставке рисунков «Птицы нашего края» В нашей работе также уделяется внимание творчеству русских художников анималистов: Е.И Чарушина, А.А. Ватагина, что позволяет обогатить представления детей об их творчестве.

   Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Третий блок программы «Мир человека» позволил повысить социальную компетентность дошкольников и выразить чувства любви в своих работах . В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Наибольший эмоциональный отклик в душе дошкольников вызвали следующие темы: «Моя семья», «Мой друг», «С днём рождения, любимый Саяногорск!», «Мамочка любимая моя.».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества” («Военная техника на страже Родины»…) и тема Великой Отечественной войны. Выставка рисунков «Спасибо деду за победу!». Мы подводили ребенка к пониманию, того что наш народ победил благодаря любви к своей Отчизне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Это способствовало воспитанию уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.

Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников, реализуется в блоке «Мир искусства» через приобщение к народным традициям родного края, где дети знакомятся с элементами самобытного национального искусства.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.    На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей как с искусством русского («Волшебная дымка» «Золотая Хохлома»…), так и хакасского народов. Если на занятиях по ознакомлению с окружающим идет рассматривание одежды, посуды, предметов быта и игрушек, то на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют, лепят, расписывают, выполняют аппликацию. «Рукавички для Тарины», «Сувениры Хакасии»…

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Список литературы:

1.Т.А.Копцева «Природа и художник» художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. Сфера 2008

2.Практический журнал №8 «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

3.О.А.Соломенникова «Радость творчества» Москва 2001

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *