Дидактических игр – Дидактические игры

Содержание

Дидактические игры для детей 4-6 лет: значение, виды и примеры

Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Во время увлекательного занятия малыши 4-6 лет расширяют круг своих знаний, развиваются интеллектуально и личностно. Занятия в игровой форме являются обязательным пунктом в распорядке дня любого дошкольного учреждения. Если же дошкольник находится на домашнем режиме, его родителям важно знать, каковы же особенности дидактических игр и как организовать обучающий игровой процесс дома.

Содержание:

Значение дидактических игр в развитии дошкольника

Дидактическая (обучающая) игра – это особенно важный вид деятельности ребенка, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее. По сути, эта игра является наиболее эффективным методом обучения дошкольника. Она редко возникает спонтанно. Ее инициатором чаще всего становится взрослый. Чтобы организовать обучающий игровой процесс, ему необходимо заранее подготовится.

Полноценная обучающая игра впервые возможна именно с детьми дошкольного возраста потому, что:
  1. У малышей данной возрастной группы внимание уже достаточно устойчиво. Игровой процесс может длиться примерно 20 минут, а в случае крайней заинтересованности ребенка – еще дольше.
  2. В возрасте 4-6 лет у ребенка совершенствуется сенсорное восприятие и образное мышление, он полностью готов к обучению.
  3. Словарный запас у дошкольников уже достаточно большой, они изъясняются практически без проблем.
  4. У дошкольников уже можно рассмотреть способности к тем или иным видам деятельности. Тот или иной вид обучающей игры может быть направлен на развитие этих способностей.
  5. Четырех- и шестилетки уже могут следовать правилам игры, последовательно выполнять действия. Обязательное наличие правил и четкого плана – одна из особенностей обучающей игры.
Используя тот или иной вид дидактической игры, взрослые развивают у дошкольника:
  • сенсорное восприятие;
  • моторику;
  • речь;
  • мышление логическое и образное;
  • память;
  • воображение;
  • пространственное и временное восприятие;
  • усидчивость;
  • любознательность.

Целью дидактической игры может быть расширение круга знаний о природе, свойствах и предназначении предметов, тех или иных явления окружающего мира, правилах поведения, прочее.

Такой вид игровой деятельности имеет четыре обязательные составляющие: цель, правила, определенные действия участников и результат. Поэтому они не только организовываются взрослым, но и проходят в его присутствии.

Особенности выбора дидактических игр

Часто обучающая игровая деятельность не требует специального инвентаря или каких-то определенных игрушек. Организуя ее, взрослый может использовать все то, что есть у него под рукой.

Отдельное внимание следует уделить настольно-печатным играм. Обычно, они тематические. Выбирая покупной набор или книжное пособие, намереваясь сделать его самому, следует уделить особое внимание темам, актуальным для детей дошкольного возраста. Такими могут быть:

  • погода;
  • природа;
  • животный и растительный мир;
  • правое-левое;
  • режим дня;
  • этикет;
  • счет;
  • алфавит;
  • другое.

Виды дидактических игр с примерами

Так как обучающая игра – это довольно сложное педагогическое явление, существует большое количество критериев, по которым ее классифицируют.

Например, по количеству участников она может быть:

  • индивидуальной;
  • коллективной.

А по цели проведения:

  • направленной на развитие речи;
  • творческой;
  • воспитательной;
  • математической;
  • логической;
  • прочее.

Общепринятой же в педагогике является следующая классификация:

1. Дидактические предметные игры

Этот вид игр предназначен для совершенствования моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия ребенка 4-6 лет. Манипулируя игрушками, другими предметами, дошкольник развивает творческие способности, воображение. В процессе игры он общается с другими ее участниками, взрослыми и детьми.

«Учим материалы»


Цель игры: научить ребенка зрительно и на ощупь определять, из какого материала сделан предмет, группировать предметы по общему признаку, развивать речь, внимание и наблюдательность дошкольника.
Игровой инвентарь: небольшие предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (пластик, резина, дерево, стекло, металл).
Ход игры:
Перед ребенком ставят корзину, в которую сложены предметы и игрушки. Малышу предлагается по очереди доставать предметы, осматривать и ощупывать их. Основываясь на своих ощущениях, ребенок должен сказать, из какого материала изготовлен предмет. Можно попросить его рассказать, почему он решил именно так. Далее, малыш достает, описывает и откладывает предметы так, чтобы в каждой из кучек они были из одного материала.
Если в игру играет несколько детей, можно организовать что-то типа эстафеты: выставить перед участниками корзины с одинаковыми количеством предметов. По команде дети должны будут рассортировать их по материалу. Выигрывает тот, кто первым сделает это правильно.

«Все наоборот»


Цель игры: развитие крупной моторики дошкольника, расширение его словарного запаса и совершенствование речи.
Игровой инвентарь: мяч.
Ход игры:
В такую игру лучше играть втроем или небольшой группой (до 5 человек).
Среди участника выбирают ведущего. Он становится напротив остальных игроков и бросает им мяч по очереди. При этом он называет слово — прилагательное, а тот, кто ловит мяч, должен сказать антоним к этому слову.
Например:
холодный – горячий;
высокий – низкий;
большой — маленький;
добрый – злой;
тяжелый – легкий.

Если кто-то из участников ошибается, он выбывает из игры. Последний участник, которому удалось не выбыть из игры, становится ведущим.

2. Настольно-печатные дидактические игры

Предусматривается использование в игровом процессе наглядных пособий: сборников развивающих задачек, карточки, плакаты, макеты, игрушки, прочее. Часто такие пособия изготавливаются собственноручно.

«Фрукты и овощи»


Цель игры: закрепить знания ребенка о фруктах и овощах, научить его группировать предметы по определенному признаку.
Игровой инвентарь: корзинка, тарелки, вырезанные из бумаги фрукты и овощи.
Ход игры:
Карточки с изображениями фруктов и овощей можно купить в магазине, найти в Интернете и распечатать, нарисовать самому.
Бумажный «урожай складывают в корзинку. На столе перед ребенком ставят две тарелки. Малыш должен по очереди доставать карточки из корзины, называть фрукт или овощ, потом класть карточку в тарелку. При этом фрукты должны лежать в одной, овощи — в другой.

«Одевайся по погоде!»

Цель игры: припоминание названий предметов одежды, развитие речи и логического мышление, обучение группированию предметов по определенному признаку.

Игровой инвентарь: картонные карточки (с изображением времен года – большего размера, с изображением предметов одежды – меньшего).
Ход игры:
Если взрослый играет с ребенком дома, он выдает ему большую карточку с зимним, весенним, летним или осенним пейзажем. Рядом с малышом аккуратно разложены маленькие карточки с изображениями предметов одежды. Ребенку предлагается выбрать те из них, которые соответствуют погоде того времени года, которое ему попалось. Например: зима – теплый комбинезон, шапка, шарф, рукавички, сапожки.
Во втором варианте игры можно выложить перед ребенком карточку со временем года и несколько карточек с предметами одежды, одна из которых неправильная. Например: Лето: платье, босоножки, шортики, носочки, шапка с бубоном. Малыш должен найти и убрать лишнюю.

Вам также будет интересна статья Развивающие игры от 4 до 6 лет: Настольные игры

3. Словесные обучающие игры

Они направлены на развитие внимания, памяти и припоминания. Играя в такие, ребенок совершенствует речь, учится связно изъясняться.

«Придумай загадку»


Цель игры: развитие речи и коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста.
Игровой инвентарь: карточки с изображениями предметов.
Ход игры:
Игра получается очень увлекательной. В ней могут принять участие 3-10 человек. Можно придумывать загадки и дома, вместе с одним малышом.
Дети садятся на коврик, диван или стульчики. Первый из них подходит к взрослому и получает карточку. Малыш никому не должен ее показывать. Он становится перед другими играющими и описывает изображенный на карточке предмет. При этом он не должен назвать его.
Например:

  • кукла — игрушка, красивая, с бантиком, в платье, для девочек, так далее;
  • мяч – круглый, резиновый, играют на улице, так далее;
  • волк – хищный, злой, серый, живет в лесу или зоопарке.

Дети должны угадать и назвать описываемый предмет.

«Ассоциации»

Цель игры: активизация словарного запаса.
Игровой инвентарь: Мяч, кегля, флажок, мягкая игрушка на выбор.
Ход игры:
Если участников двое (взрослый и ребенок), они становятся друг напротив друга. Если их больше – они становятся в круг. Первый участник держит в руках мягкую игрушку (мяч, флажок, кеглю, прочее). Он передает ее соседу и называет слово. Сосед должен назвать другое, которое каким-либо образом связанно с предыдущим. И так далее.
Например:
осень – дождь – пасмурно – холодно – мокро;
игра – весело – куклы – машинки – друзья;
садик – воспитатель – няня – тихий час – прогулка.

Вам также будут интересны статьи: Цикл статей: Развивающие игры от 4 до 6 лет

detki.today

Дидактические игры в детском саду

38     0