Задачи занятия с детьми: формировать представления детей о лесе как о сообществе растений, о многоярусности леса, о разнообразии видов леса; уточнить представления детей о строении деревьев, развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, определять их возраст; продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу.
Материал: слайды с пейзажами леса; аудиозапись звуков леса; корзинки с древесной корой, еловыми и сосновыми шишками, спилами разных пород деревьев; указатели «березняк», «ельник», «дубрава», «сосновый бор», «смешанный лес».
Организационная часть.
Воспитатель показывает слайды о лесе.
Воспитатель (В.). Ребята, как вы думаете, куда ведёт эта тропинка? (В лес.) Вы хотите прогуляться по ней и узнать много чудес? (Ответы детей.) Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу. (Ветки не ломать, деревья не качать; ни травинки, ни цветка зря не рвать; не шуметь, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.)
Основная часть.
В. Вот мы и оказались в лесу (слайды с видами смешанного леса). Давайте поздороваемся с лесом! Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)
Они вас видят, притаились и наблюдают, как же вы будете себя вести в их лесу? Нет, уважаемый Лес, мы пришли к тебе, как друзья! Ребята, как ведут себя в лесу его настоящие друзья? (Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений и т.д.).
Как называется такой лес? (Это смешанный лес). Почему он так называется? В нём растут разные деревья – назовите их.
Какие из деревьев растут в хвойном лесу? А этот лес можно назвать хвойным? Почему нет? В нём есть ещё и лиственные деревья, т.е. все деревья перемешались. Поэтому он называется смешанным.
Какие ещё растения есть в этом лесу? (Кусты, цветы и травы.) Давайте ещё раз прислушаемся к звукам леса.
В. Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзинку. Что в ней? Не грибы и не ягоды… Что это? (Это кора разных деревьев.) Кто мог её нам принести? (Это, наверное, лесник собрал кору с поврежденных деревьев.)
Как вы думаете, для чего дереву нужна кора? (Защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой.) У каждого дерева своя кора. Посмотрите, от каких деревьев кора в этой корзине? (Береста от берёзы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая…)
Почему кора изменяется в толщине? (С каждым годом нарастает новый слой. Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревцах это просто кожица.) Для чего леснику надо знать возраст дерева? (Лесник старается сберечь каждое дерево. Старые деревья охраняются заповедниками. А больные спиливают.)
Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, течёт по стволу сок, под корой много насекомых.)
Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи. Дятел. Эту птицу называют санитаром леса. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достаёт их из-под коры. Лесник замазывает трещины в коре, подвязывает надломленные ветки.)
Посмотрите, куда привела нас тропинка? Стало светло и радостно в лесу (слайд берёзовой рощи) В каком лесу мы сейчас? (Это березняк.) Кругом бегают солнечные зайчики… Послушайте, как поют в таком веселом лесу птицы. (Звучит аудиозапись с пением птиц.)
Какие ещё растения растут в березняке? (Травы, цветы – назовите их.)
О берёзах и берёзовых рощах написано много стихотворений, картин. Кто из вас помнит стихотворение или загадку о берёзке? (Ответы детей.)
Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только одни ели. В каком мы лесу? (Это ельник.) Почему в нём так темно и сыро? (Мало солнечного света проникает через большие еловые ветки.)
Ребята, много ли растений мы найдём в таком лесу? Нет, т.к. большинство растений любит солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под ёлочками. Это мох, грибы, папоротник.
Воспитатель показывает несколько еловых шишек.
В. Что это? Кто их сложил под деревом? (Белочка. Она очень любит еловые семена – это для неё лакомство). Наверное мы спугнули белочку, она не успела собрать все шишки. Ребята, посмотрите, здесь две корзины и шишки в них не одинаковые! Какие это шишки? (Еловые и сосновые.)
Помогите белочке собрать эти шишки в корзины. Ищите везде, собирайте всё-всё. Белочка и бельчата будут рады.
Откуда здесь могли оказаться сосновые шишки? (Белка их собирала в другом месте.) Пройдём по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь? (Слайд соснового бора.) Какие деревья здесь растут? (Сосны). Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор.) Какой запах в этом лесу? (Запах чистоты, смолы, мха.) Как вам дышится в таком лесу? (Легко и здорово.) Считается, что этот воздух лечебный.
Что вы ощущаете под ногами? (Мягкий мох, много иголок.) Что такое мох? Какой он? Почему мох любит расти в лесу? (Мох растёт в тени деревьев, прячется от солнца.) Для чего он в лесу? Кто любит есть мох? (Олени, лоси, косули.) В сосновом бору светло и сухо.
Дети находят спилы деревьев.
В. Что это? (Это части ствола деревьев – спилы.) Что мы можем рассказать о дереве по его спилу? (По количеству колец можно узнать его возраст.) Можем ли мы узнать, в каких условиях росло это дерево? (Если кольца широкие и ровные, то дерево росло на просторе. А если кольца узкие или неравномерные, значит, это дерево росло в тени.)
Воспитатель предлагает детям придумать интересную историю о дереве.
В. Ребята, какие деревья растут в дубраве? (Дубы). Рассмотрите слайд дубравы и расскажите о ней: много ли там света? Что ещё в ней растёт? Кто любит жить в дубравах?
Ребята, любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете? (Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы.) Рассмотрите карточку «Этажи леса». Почему так говорят? (Лес похож на многоэтажный дом, в котором живут разные жильцы.) Кто же главный в этом доме? (Главные – все. Растения дают кров и питание насекомым, птицам, зверям.) А животные помогают растениям? (Многие представители животного мира помогают растениям переносить семена, лечат их.) Рассмотрите модель «Цепочка леса» и расскажите, кто чем питается, кто кому помогает выжить. Назовите, кто на кого охотится? Кто от кого прячется и убегает? (Ответы детей.)
Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)
Для чего люди рубят лес? (Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)
Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки и др.) Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, много даров – грибов, ягод…)
Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)
В. Как бы ни было хорошо на лесной тропинке, нам надо возвращаться. Что вам запомнилось из этой прогулки? Что понравилось? (Ответы детей.)
Рассмотрите слайд-плакат «Берегите лес!». О чём предупреждает или просит этот плакат? Почему? Где можно увидеть такой плакат?
Самостоятельно придумайте и нарисуйте плакаты в защиту леса.
Л. Ладутько
vscolu.ru
Конспект проведения занятия
по экологическому воспитанию
детей подготовительной группы
«Лес в жизни человека»
Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.
3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Словарная работа:березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.
Предварительная работа:беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».
Ход занятия:
Воспитатель:Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.
Сейчас я вам ее зачитаю:
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я — …
Дети: Лесник.
Воспитатель:Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».
Воспитатель:Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.
И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.
– Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)
– а какие деревья вы знаете мы сейчас проверим
1. от дровец ее в печи уголечки горячи
Из дощечек ладят бочки
Для больных готовят почки
А когда растет она-
Белоствольна и стройна.( береза)
– а если лист с березы, то он какой? …(березовый)
– если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)
– что весной собирают с деревьев березы?… (березовый сок)
– он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.
2. Кузовочки, лапоточки
Что за дерево дает?
И в июле пахнет медом,
Ароматом пчел зовет..(липа)
– какие листья …..(липовые)
-а какие дары нам приносит липа?…….(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)
3. дружно к деревцу спешат
Птицы и зверята-
Витаминами зимой
Ягода богата….( рябина)
– какие листья?…..(рябиновые)
4. у дерева этого листья немножко
Похожи на пальцы раскрытой ладошки
Какое же дерево шлет нам поклон?
Не дуб, не береза, а дерево…( клен)
– какие же листья у клена?…( кленовые)
5. если на небе появятся тучи
Прячутся птицы под кроной могучей
Здесь кабаны у него под корнями
Громко похрустывают желудями,
Мебель из дерева сноса не знает,
Вредных микробов кора убивает.
Дерево это живет сотни лет
Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)
– какой лист у дуба?… дубовый
— как называется лес, где растут одни дубы?…(дубрава)
– назовите дары дуба? Кому они нужны?
– а как называются деревья о которых мы говорили?… лиственные
Какие еще лиственные деревья вы знаете?…(осина, тополь, кедр, ольха..)
– если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?… (лиственный)
6. это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)
– если в лесу растут одни сосны?…. (сосновый бор)
Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.
7. что же это за девица?
Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет
А в иголках круглый год…( елка)
Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
– если в лесу растут одни ели?……….(ельник)
– что же у ели и сосны
Вместо листьев?………хвоя
8. есть у родственницы елки неколючие иголки
Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)
-если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?………..(хвойный)
– что же приготавливают из этих деревьев?………
-таблетки, настои.
– Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?….(смешанный)
Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.
– как мы его используем?…
– Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.
– правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.
– Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?…(грибами, ягодами, орехами)
– какие лесные ягоды вы знаете?….(земляника, черника, брусника, малина, костяника)
– Какие грибы можно найти в лесу?…( белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)
– грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
– послушайте загадку: «Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…….мухомор
– можно ли уничтожать мухоморы?
– правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.
Игра « 4-й лишний»
Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?
Малина, черника, земляника, крыжовник
Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор
– а из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..( душица, зверобой, иван-чай, земляника..)
– все эти растения какие?… лекарственные
– почему их так называют?…..
– потому что они применяются при лечении разных заболеваний.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
– Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»
– Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?…..
(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….
“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.
1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.
3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.
4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.
5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
д/и « можно- нельзя»
дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0
можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,
– О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим
ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.
1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.
2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.
3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.
4. Рощи да леса – всему свету краса.
5. По лесу ходи – под ноги гляди.
6. Лес и вода – брат и сестра.
7. Растения – Земли украшения.
8. Лес не школа, а всех учит.
9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.
10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
12. Враг природы тот, кто лес не бережет.
13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.
Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.
Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!
nsportal.ru
Я люблю природу. И тихое журчание ручейка в траве, и шелест листьев в лесу, и «пение» лягушек в старом пруду. Люблю слушать разговор птиц, сидящих на ветках, и наблюдать за неугомонными муравьями, спешащими по своим неотложным делам. И хочу, чтобы мои дети так же полюбили окружающий мир, как и я.
Именно поэтому я стараюсь на любой прогулке рассказывать о природе, показывать то, на что мы часто не обращаем внимания – на капельку росы, лежащую на листочке, на копошащуюся в цветочке пчелку, на проплывающие пушистые облака. Ведь без этих знаний малыш не сможет понять, что Природа – наша колыбель, наша мама и защитница.
На выходных мы были в лесу. Пусть не в таком густом и большом, но для ребенка и скудная рощица – лес.
Мы шли по тропинке, а вокруг нас шумели высокие сосны и махали мелкими листочками колючие акации.
Что можно рассказать ребенку на такой прогулке? Что можно показать?
Я со своими детьми всегда разговариваю, как со взрослыми. Употребляю сложные слова, объясняю их, — все это сказывается на активном словаре малыша.
О чем может узнать ребенок на прогулке по лесу? Что нового увидеть?
Вот только некоторая информация.
Что можно принести из леса?
Удачного времяпрепровождения!
(Все фото из семейного архива разных годов)
Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок
Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!
maminovse.ru
Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: дуб, сосна, подосиновик, опята, мухомор, земляника, черника, малина, клубника, маринованные, грибница. Оборудование: картинки грибов и ягод, фланелеграф, указка, рисунки на тему «Поведение в лесу». Ход занятия Дети сидят в группе, входит старичок-лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я — Лесовичок. Пришел к вам из лесу и хочу услышать, что вы знаете о лесе. Что такое лес? Что там растет? Какие животные там обитают?» Лесовичок слушает, хвалит детей: «Молодцы, ребята, вы много знаете. Сережа, а в каком лесу был ты? Никита, а каких зверей ты еще видел? Вы перечислили самых разных обитателей леса. А кто самые главные обитатели леса? Отгадайте-ка загадку: Весной веселит, Отгадали? Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты». Лесовичок выставляет картинки деревьев, просит назвать их, спрашивает: А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы.) Вот о грибах я вам и расскажу. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать: Вдоль лесных дорожек Я в красной шапочке расту Нет грибов дружней, чем эти, Возле леса на опушке, Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать в пищу Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей — зайцев, лосей и украшают лес. Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы? В каком виде? (Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами.) А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб? Не знаете? Тогда слушайте. Гриб живет 3—4 дня, а грибница долго — иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показывает иллюстрацию.) Грибница — это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице. Машины, автобусы — враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы. Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы? Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки: На поляне у дорожки Черненькая, маленькая, сладенькая, Какие лесные ягоды вы еще знаете? (Ответы ребят.) Запомните: собирая лесные ягоды, не рвите ветки и кусты, не топчите траву! Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.) Правильно. А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной поляне, где много ягод. Беда в том, что одни — съедобные, другие — нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные ягоды, а в другую — несъедобные. Карточки с изображением ягод разбросаны по ковру. Дети собирают их. Когда все карточки собраны, Лесовичок продолжает свой разговор с детьми: — Ребята, давайте проверим, а правильно мы собрали ягоды? Оказывается, что все ягоды собраны правильно: съедобные и несъедобные по отдельности. Занятие продолжается в групповой комнате. Лесовичок продолжает допытываться: — Как вы думаете, ребята, зачем ходят в лес, кроме того, чтобы собирать ягоды и грибы?.. Я запомнил одно стихотворение, послушайте его: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать, Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломать — Никогда не забывать. Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают, Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги — Ведь они нам не враги. Помните, ребята, что я вам сегодня рассказал. А теперь мне пора в лес, там меня ждут мои зверушки. Источник: Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: |
doshkolniki.org
Летний дождик! Дождичай!
Мы дождались снова!
Лей же, дождик! Выручай
Жителя лесного!
Для лосихи — ручеёк,
Для мышей — росинки,
А для птиц готов чаёк
В ямке на тропинке.
Пьют ладошками кусты,
Капельками — мошки,
А травинки и кусты
Пьют по чайной ложке.
Только быстро летним днём
Лужицы мелеют.
Завтра тоже дождик ждём
Приходи скорее!
Прилетай к нам, дождичай!
Будем пить мы снова
Самый лучший в мире чай
Из дождя лесного!
Т. Бокова
Вернуться к списку >>>
***
Август по лесу шагает.
Всем подарки предлагает:
Груши, яблоки, орехи –
Рыжим белкам для потехи.
Зайцу свежую морковку,
Чтоб трусишка прыгал ловко.
В поле гречка для мышат,
А опята для ежат.
Спелых ягод урожай –
Толька вёдра подставляй!
Медвежонку сладкий мёд –
Август всем подарки шлёт.
Н. Светлячок
Вернуться к списку >>>
Летом в лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов
Вернуться к списку >>>
***
Октябрь приближается.
Но светел день лесной.
И осень улыбается
Небес голубизной,
Притихшими озерами,
Что стелют синь свою,
И розовыми зорями
В березовом краю!
Вот мхов седые кружева
На старом валуне,
И желтый листик кружится,
Другой уже на пне!..
А рядышком, под лозами,
Под их густую сень,
Забрался подберезовик –
И шляпа набекрень.
Но все в лесу печальнее:
Найти цветка не смог,
Как маятник качается
Осиновый листок.
Деревьев тени длинные…
И холодней лучи.
А в небе журавлиные
Журчащие ручьи!
И. Демьянов
Вернуться к списку >>>
Волшебник октябрь
Шёл однажды по лесу волшебник.
Просто так ходил себе, бродил…
Оживил он ссохшийся валежник,
Липы в сарафаны нарядил,
Бусы алые надел рябинам,
Засверкали в солнечных лучах
И червонным золотом старинным
Жёлуди раскрасил на дубах.
Синей рябью растревожил речку,
Пошептался тайно с камышом,
Ветки ивы закрутил в колечки
И в деревню дождиком ушёл.
Это осени сынок-проказник,
Средний, тихий ласковый дружок.
Жаль, что ни один весёлый праздник,
Октябрю не дарит свой флажок.
Вернуться к списку >>>
В сентябре в лесу
Желтый лист кружит и вьется,
Дождик капает и льется,
Покраснели уж рябины,
Висят нити паутины.
Ветерок летит, вихрится
И негромко поют птицы,
Солнца лучик в тучках тает,
День быстрее убегает.
Лес наполнился грибами,
Лист, иголки под ногами.
На траве росинки тают,
Грибников в лес приглашают.
Ищет белочка орех,
Распушился ее мех.
Ежик ходит, не спешит,
А на спинке гриб лежит.
Зайчик прыгает, петляет,
Он капусту собирает.
Крот готовит закрома,
Не страшна ему зима.
З. Письман
Вернуться к списку >>>
Осень
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
М. Геллер
Вернуться к списку >>>
***
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Е. Головин
Вернуться к списку >>>
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов
Вернуться к списку >>>
Наш лесок
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев
Вернуться к списку >>>
Теплый дождь
Загремел веселый гром…
Дождь идет в лесу густом.
Там сегодня банный день,
Мойтесь все, кому не лень.
Растрепав свои прически,
Моют головы березки.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождем нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцами луж
Принимают елки душ.
А рябинки и осинки
Моют шеи, моют спинки…
Мойтесь все, кому не лень,
Ведь сегодня банный день!
З. Александрова
Вернуться к списку >>>
***
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
Г. Галина
Вернуться к списку >>>
***
Много в лесу
Черники; снесу
Моей маме.
Вот еще кочка.
Я не боюсь!
Нет ли грибочка?
Ну-ка, нагнусь.
А вон на елке
Дятел сидит,
В дереве щелки
Важно долбит.
Видно, на ужин
Жук ему нужен
С усами.
С. Городецкий
Вернуться к списку >>>
Лес
Многоэтажный этот дом
Не знает праздного безделья.
Упорным занят он трудом
От купола до подземелья.
Здесь ловят солнце зеркала
В лаборатории высокой.
И движутся внутри ствола
Добытые корнями соки.
Бормочут листья в полусне,
Но это мнимая дремота.
В глуши, в покое, в тишине
Идет незримая работа.
С. Маршак
Вернуться к списку >>>
Таёжный светофор
На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная – не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором
Мы простояли полчаса!
Т. Белозёров
Вернуться к списку >>>
Про туриста Федю и медведя (как не надо вести себя в лесу)
По густой траве зеленой
Шел в поход турист «зеленый».
В тишине грохочет «маг»,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Федя, – так туриста звали, –
В первый раз штурмует дали.
Час прошел, затем второй,
Не устал совсем герой.
– Тают, – знай себе при этом, –
В яркой пачке сигареты.
Да в кустах дымятся спички,
Что бросает по привычке.
– В этой солнечной глуши –
Так пейзажи хороши!
Вот в рябиновой куртинке,
Подцепив носком ботинка
Свой окурок, паренек
Смачно кинул на пенек.
Что испуганная птаха
Из гнезда взлетела махом.
Прокричал ей Федя вслед:
– Глухарю большой привет!
Недопитую бутылку
Бросил в кучу у развилки.
От бутылки скачет лучик
Жаркой струйкою по куче…
Пересохший веток ворох
Вспыхнет скоро, словно порох.
– …Парень крепок, полон сил –
От него и след простыл…
Из ракетницы по белке
Бьет, как в тире по тарелке.
Без задержки, между делом.
Сразу видно, парень смелый.
Белка выводок бельчат
Прячет в свой зеленый сад.
Им хохочет Федя вслед:
– Рыжим пламенный привет!
Средь густого бурелома
Отдохнуть решил, как дома.
И на отдых Федя скор –
Вмиг развел большой костер.
«Сникерс» съел, чаек попил. –
Полон снова свежих сил.
И, костер не затушив,
Скрылся в сумрачной глуши.
Вновь в тиши грохочет «маг»,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Но за Фединой спиной
Дым густою пеленой.
А примерно в эту пору
Брел медведь тихонько в гору.
Видеть все его привычка:
Смотрит – лес горит от спички…
Там, где теплился костер –
Полыхает старый бор.
От горящей кучи в чащу
Змей ползет, огнем чадящий.
Полыхнул огнем пенек.
Ну и выдался денек!
Вот подкинули работу
До седьмого, сразу, пота!
Шкура рыжая дымится,
Продолжает мишка биться
С разгулявшимся огнем.
– Не хватило часа днем –
Тушит вечер, тушит ночь,
Чтоб родной тайге помочь!
Гнев во всю медведя душит:
– Оборву поганцу уши.
Пусть зарубит на носу,
Как вести себя в лесу.
Но пока тайгу тушил,
Феди след давно простыл.
– Спит в кроватке мальчик смелый…
Лес спалил – и уши целы…
И успел в кругу семьи
Всем про подвиги свои
Рассказать геройский сказ,
Как в тайге горящей спас
Маму – белку и бельчат,
С глухарихой глухарят.
Что, хоть парень он простой,
Но в тайге вел, как герой!
Да, – задумался медведь, –
В лес приходят сотни Федь.
Не узрит за каждым Федей
Даже тысяча медведей.
Нужно сделать, чтобы Феди
Чтили Правила медведей!
Чтоб они и все мальчишки
Их читали, словно книжки.
Не курили, не сорили,
Лес во всем боготворили.
Берегли зверей и птичек,
Без плохих бы шли привычек
И тогда в лесу медведи
Будут рады даже Федям.
А. Орлов
Вернуться к списку >>>
***
Ветер дул. Текла вода.
Пели птицы. Шли года.
А из тучи к нам на землю
Падал дождик иногда.
Вот в лесу проснулся волк
Фыркнул, крикнул и умолк
А потом из лесу вышел
Злых волков огромный полк.
Старший волк ужасным глазом
Смотрит жадно из кустов
Чтобы жертву зубом разом
Разорвать на сто кусков.
Тёмным вечером в лесу
Я поймал в капкан лису
Думал я: домой приеду
Лисью шкуру принесу.
Д. Хармс
Вернуться к списку >>>
Грибной лес
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду –
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко.
Я. Аким
Вернуться к списку >>>
Лохматый лес
Лохматый лес не знал расчёски
И ножниц не видал –
Ему апрель менял прически,
Серёжки надевал.
Намылит облако макушку,
Отмоет пену дождь.
А солнце запихнет под сушку
Вихры косматых рощ.
Лохматый лес не знал расчёски
И ножниц не видал –
Но каждый день менял прически,
Идя на жизни бал.
Е. Евтихиева
Вернуться к списку >>>
ТАК
Зимой и летом, круглый год,
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живет
Иван Кузьмич – лесник.
Стоит сосновый
Новый дом:
Крыльцо,
Балкон,
Чердак.
Как будто мы в лесу живем,
Мы поиграем так:
Смотри скорей, который час!
Тик-так,
Тик-так,
Тик-так.
Налево – раз!
Направо – раз!..
Мы тоже можем ТАК!
Чтоб стать похожим на орла
И напугать собак,
Петух расправил два крыла…
Мы тоже можем ТАК!
Пастух в лесу трубит в рожок, –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем ТАК!
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг
На двух ногах,
На двух руках…
Мы тоже можем ТАК!
Иван Кузьмич сказал: “Пора! –
И снял с гвоздя пиджак. –
Я выезжаю со двора!..”
Мы тоже можем ТАК!
Иван Кузьмич принес хомут
И Ласточку запряг,
И вожжи взял,
И новый кнут…
Мы тоже можем ТАК!
Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг, –
Конь через мост идет шажком…
Мы тоже можем ТАК!
Теперь пора и отдохнуть:
Устали как-никак!
Поесть, попить и снова в путь…
Мы тоже можем ТАК!
С. Михалков
Вернуться к списку >>>
Чепушинки
На одной лесной опушке
Жили-были круглый год:
Две старушки,
Две кукушки
И глухой безухий кот.
Две старушки вышивали,
Две кукушки куковали,
Кот сибирский, без ушей,
Полевых ловил мышей.
Спали ночью две старушки
На одной большой подушке,
Рано утром просыпались –
Начинали вышивать.
Спали ночью две кукушки,
У березы на макушке,
Рано утром поднимались –
Начинали куковать.
Кот сибирский, без ушей,
День и ночь ловил мышей.
Что
Старушки вышивали?
Что
Кукушки куковали?
Почему
Ловил мышей
Кот сибирский, без ушей?
Оказалось, что старушки
Вышивали безделушки,
Что кукушки куковали,
Как старушки вышивали,
А кот сибирский, без ушей,
Потому ловил мышей,
Что кукушек
От лягушек
Он, глухой, не отличал,
А к обеду
От старушек
Ничего не получал.
Жили в доме на опушке
Очень жадные старушки.
С. Михалков
Вернуться к списку >>>
Корабельная сосна
Она прислушивалась в страхе
К раскатам грома. И ждала…
Молчали две намокших птахи,
Прижавшись у ее ствола.
Зловеще молния сверкала
И озаряла свод небес, –
Казалось, что она искала
Ее, одну на целый лес.
Все лето грозовыми днями
Она той молнии ждала.
Бежать? Но ведь она корнями
К земле прикована была!
Ушла гроза. И ожил снова
В лесу нестройный гомон птиц.
И дышит влагой бор сосновый,
И меркнут сполохи зарниц.
А по коре сосны шершавой
Ползла смолистая слеза –
Сосна на страх имела право:
Могла и завтра быть гроза…
С. Михалков
Вернуться к списку >>>
Будь человеком
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
С. Михалков
Вернуться к списку >>>
Будущий лес
В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной
Кудрявой, свежей молоди!
Дубок в мизинец толщиной
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист –
Дубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в ряд
Вдоль грядки у дорожки,
И нежный лист их красноват,
Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,
В тени стояли елки.
На ветках щеточкой росли
Короткие иголки.
Я видел чудо из чудес:
На грядках огорода
Передо мной качался лес
Двухтысячного года.
С. Маршак
Вернуться к списку >>>
Праздник леса
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи –
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль –
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья –
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, –
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
С. Маршак
Вернуться к списку >>>
Прогулка
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу,
То я влечу в сугроб,
То вдруг ледышка по носу
Меня легонько — хлоп!
То на пенек напорешься,
Случается в пути.
Бегу на лыжах по лесу,
Вдруг слышу: — Пропусти!
Девчонка долговязая
Кричит: — Ой, догоню! —
Как будто бы обязан я
Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами,
И, в снег столкнув меня,
Она вопит обиженно:
— Дорогу, размазня!
Дорогу начинающим!
(И сердится она еще!)
Доказывает лыжница:
Мол, не ее вина,
Что лыжи быстро движутся,
При чем же здесь она?
Я весь в снегу до пояса,
Но смех меня берет,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу вперед.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
А. Барто
Вернуться к списку >>>
Ветер в лесу
Что случилось с кленами?
Закивали кронами.
А высокие дубы
Будто встали на дыбы…
И орешник сам не свой,
Шелестит густой листвой.
И чуть слышно
Шепчет ясень:
— Не согласен…
Не согласен.
А. Барто
Вернуться к списку >>>
Одиночество
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники запасу.
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заглохший я найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами,
Буду слушать птичий свист
Утром, в перелеске,
Только я же — футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
Приходите насовсем!
А. Барто
Вернуться к списку >>>
Дождь в лесу
Мы ходили по грибы,
Забирались под дубы.
Вдруг-дождь! Да какой!..
Стала просека рекой!
Я гляжу из-под плаща,
Как, треща и трепеща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!
Нету больше тишины.
Мы стоим оглушены:
Ливень с ветром пополам
Бьёт по веткам, по стволам!
Ветер, ветер захлестал,
Листья все перелистал.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!
Не грибы домой несу –
Одни дождинки на носу.
А. Барто
Вернуться к списку >>>
****
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовётся, друзья –
Тут все деревья от «А» и до «Я».
А. Кочергина
Вернуться к списку >>>
Как искали Наташу
Отряд приехал в лагерь,
Над крышей вьются флаги.
В полях, в лесах, в овраге
Мы слышим голоса.
Несутся звуки горна,
Взбегая вверх задорно,
И будят луг просторный
И дальние леса.
Машины разгрузили,
Шоферов накормили,
И вновь автомобили
Отравились в Москву.
Приезжие ребята
И Надя, их вожатый,
Идут на склон покатый,
Садятся на траву.
Они – вторая смена.
Уже скосили сено.
Плывет комбайн степенно.
Уборка началась.
Но вот к вожатой Наде
Подходит рослый дядя.
– Кто, – говорит, – в отряде
За старшего у вас?
Нужна нам помощь ваша.
Пропала внучка наша,
По имени Наташа,
Трех с половиной лет.
Жена и дочка Валя
Орехи с нею рвали,
Да внучку прозевали-
Глядят – девчонки нет.
Моя старуха с дочкой
Обшарили все кочки.
Коль не найдем до ночки,
Ребенка не спасти.
В колхозе нашем “Горки”
Все нынче на уборке.
А вы, ребята, зорки,
Попробуйте найти!
– Найдем! – сказала Надя,
На лес далекий глядя. –
Кто из ребят в отряде
Отправится со мной?
– Мы все! – сказали Вова,
И Катя Иванова,
И Шура Глазунова,
И Петя Куренной,
И Кузнецова Зойка,
И Вероника Бойко
С Мариной Ильиной,
И Бондарева Ленка,
И Громов Константин,
И длинный Нестеренко,
И маленький Фомин.
– Товарищи! Два слова!
Мы предлагаем план, –
Сказали Белкин Вова
И Бондарев Иван. –
Давайте для разведки
Разделим лес на клетки.
А лучше цепью редкой
Прорежем лес насквозь.
Прочешем лес гребенкой –
Нельзя ж искать ребенка,
Как курица цыпленка,
Без плана, на авось!
– Да только, чур, смотрите, –
Сказал Малеев Витя, –
Грибов в пути не рвите
И ягоды лесной!
– Кто будет рвать орехи,
Тем будет на орехи!
Идем не для потехи! –
Добавил Куренной.
Ребята входят в чащу,
В густой и темный лес.
Над ними шелестящий
Колышется навес.
Здесь делом каждый занят
В закатной тишине.
Вон дятел барабанит
На розовой сосне.
Пригнулась ветка ниже,
Упал лесной орех.
И белки красно-рыжей
Сверкнул пушистый мех.
Снует народ пернатый
Вокруг примолкших гнезд,
И тихо в час заката
Посвистывает дрозд.
– А я нашла чернику.
Да как она крупна! –
Позвала Веронику
Марина Ильина.
– Нашла? – спросили Вова,
И Катя Иванова,
И Шура Глазунова,
И Петя Куренной.
И сразу гулко, звонко
Откликнулись вдали:
– Нашли, нашли ребенка!
– Две девочки нашли!..
Когда же понемногу
Горячка улеглась,
Спросила Надя строго:
– С чего ж у вас тревога,
Ребята, началась?
Краснея, Вероника
С Мариной Ильиной
Признались, что черника
Была всему виной.
Пришлось им перед всеми
Вину свою признать.
– Ну вот, нашли же время
Чернику собирать!
За нами ночь вдогонку,
Домой идти пора.
Но как в лесу девчонку
Оставить до утра?
– Взглянуть бы сверху надо
Взберись-ка на сосну, –
Вожатая отряда
Сказала Фомину.
Фомин быстрее белки
На дерево залез.
Кругом – кустарник мелкий
И рослый, старый лес,
Вон пышная рассада
Молоденьких дубков,
Как дети из детсада
Меж дедов-стариков.
Ручей струится тонкий,
А там – туманный луг.
Но нет в лесу девчонки,
Как ни гляди вокруг!
Опять бредут ребята,
Проходит долгий час.
Последний свет заката
Меж соснами угас.
Последний свет заката
Угас, блеснув огнем,
И говорят ребята:
– Неужто не найдем?
– Нет, – Надя им сказала, –
Прошли мы полпути –
Во что бы то ни стало
Должны мы след найти!
Хоть, правда, поздновато,
Но старшие ребята
Пускай идут со мной,
А младших вместе с Натой,
Со звеньевой вожатой,
Отправим мы домой.
– Домой? Да что ты, Надя! –
Послышалось в ответ. –
Все старшие в отряде,
В отряде младших нет!..
Луна встает над чащей,
И луч ее косой
Покрыл кусты дрожащей
Туманной полосой.
Идут-бредут ребята
Гуськом, за шагом шаг.
И вдруг с крутого ската
Фомин скользнул в овраг.
С горы Фомин Сережка
Скатился, словно мяч,
Опомнился немножко
И слышит тихий плач.
Он слышит голос тонкий
Из-за густой листвы.
Что это? Плач ребенка?
А может, крик совы?
Но плач затих. Ни звука
В овраге не слыхать.
Кричит Фомин: – А ну-ка,
Заплачь, заплачь опять!
Да нет, никто не плачет.
В лесу шумит листва,
Журчит ручей. Ну, значит,
То вскрикнула сова.
Во мраке куст колючий
Хватает Фомина.
Но вот из темной тучи
Прорезалась луна.
И сразу стал просторней
Овраг в лучах луны.
Торчат, чернея, корни
Березы и сосны.
Густой кустарник колкий
Теснится у ручья.
Как мелкие осколки,
В кустах блестит струя.
Фомин идет смелее.
Вдруг что-то вдалеке,
В лучах луны белея,
Мелькнуло в лозняке.
Забилось сердце звонко
У Фомина в груди:
Среди кустов девчонку
Он видит впереди.
Идет она, хромая,
С корзиночкой в руке.
Одна нога босая,
Другая в башмачке.
Идет, тревожно дышит,
Глядит на каждый куст
И плачет, чуть услышит
Далекий треск иль хруст.
Фомин ползет вдогонку,
Крадется позади –
И вдруг позвал девчонку:
– Наташа, погоди!
Но девочка сначала
Метнулась, как зверек,
От страха закричала,
Пустилась наутек.
Фомин за ней: – Наташа!
Твой дед, сестра и мать
И все ребята наши
Пришли тебя спасать!
Наташа поглядела
Назад из-за ствола
И медленно, несмело
К Сереже подошла.
Приставшие колючки
Он снял с ее волос
И, взяв ее на ручки,
Через кусты понес.
Наташа понемножку
Становится смелей.
– Я уколола ножку.
Гляди-ка, кровь на ней!
Он обвязал ей пальчик:
– Ну вот и не болит!
– Спасибо, дядя мальчик!
Наташа говорит.
Но вновь исчезла в туче
Бродячая луна,
И снова куст колючий
Хватает Фомина.
Фомин прибавил шагу
И слышит сквозь листву,
Как по всему оврагу
Разносится “ау”!
“Ау!” – несется снова
Из темноты ночной.
Да это Надя, Вова,
И Катя Иванова,
И Шура Глазунова,
И Петя Куренной,
И Кузнецова Зойка,
И Вероника Бойко
С Мариной Ильиной.
– Нашел! – кричит Сережа
И слышит, как вдали
Звенит: – Ура, Сережа! –
И маленькая тоже
Кричит: – Меня нашли!
С крутой горы ребята
И Надя, их вожатый,
Гуськом, замедлив шаг,
Спускаются в овраг.
Идут цепочкой Вова,
И Шура Глазунова,
И Катя Иванова,
И Петя Куренной,
И Кузнецова Зойка,
И Вероника Бойко
С Мариной Ильиной.
Фомин передовому
Ребенка отдает,
Передовой – другому,
А там и третий ждет.
Потом четвертый, пятый,
Шестой,
Седьмой,
Восьмой…
И вот идут ребята
С Наташею домой.
Горнисты будят лагерь.
Трава блестит от влаги.
Горит на алом флаге
Рассветная заря.
Несутся звуки горна,
Взбегая вверх проворно,
И вторят им задорно
Другие лагеря.
С. Маршак
Вернуться к списку >>>
www.stihomaniya.ru
Викторина «Что мы знаем о лесе»
для детей среднего возраста
Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.
Задачи:
· прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;
· пробудить интерес к лесу и его обитателям;
· развивать умение видеть красоту окружающего мира;
· познакомить с правилами поведения в лесу;
· вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;
· учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Оборудование:
аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
симфоническая фантазия «Лес»;
выставка детских рисунков на тему «Лес»
иллюстрация леса;
набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
карточки для игры «Узнай дерево по листу»;
жетоны в форме цветов, грибов, листочков
Предварительная работа:
1. Экскурсия на прогулку в лес
2. Беседа с детьми на тему «Лес – наше богатство».
3. Чтение стихов о лесе.
4. Рисование на ИЗО на тему «Лес».
Класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса.
В: Сегодня наша викторина посвящена…Догадайтесь сами…. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.
1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)
2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)
3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)
В: Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашей викторины «Что мы знаем о лесе». За правильные ответы вы будете получать жетоны. Кто больше наберет жетонов и будет победителем викторины
В: Объект нашего исследования – лес. Что такое лес? Что вам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?
(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)
В: Давайте выясним:
Что растет в лесу?
(Деревья, кустарники, травы, цветы.)
Как можно назвать одним словом? (Растения)
Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)
Вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Сосны, елки, березы, клены-
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Игровая ситуация «Узнай дерево»
загадки, после правильных ответов детей, за правильные ответы даются жетоны
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
2. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)
3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
4. Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)
5. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)
Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» ( показываю детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит – получает жетон)
«Викторина о лесе»
Ведущий задает вопросы, за правильные ответы детей раздает жетоны.
– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.)
Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).
Загадки:
1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)
2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)
3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)
5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)
В: Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.
В: Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.
В: Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица, зверобой, земляника)(Жетон)
Кроссворд: «Лесные цветы»
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
Какое растение называют часами? (Шиповник)
Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
В: Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
В: – Что интересного вы узнали о лесе?
– Какие деревья растут в лесу?
– С какими кустарниками вы познакомились впервые?
– О каких цветах говорили?
– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)
– Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных?
Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Подсчет жетонов. Награждение победителя
infourok.ru
Тараканова О. В. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Детям о лесе» // Образование и воспитание. 2018. №3. С. 33-35. URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3412/ (дата обращения: 04.02.2019).
Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Словарная работа: березовая роща, хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес.
Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Лесные птицы», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов»; заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «Лес».
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, голоса птиц, шум леса.
Методы и приемы: словесные — дидактические игры экологической направленности, наглядные — иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная — рисование.
Планируемый результат: дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.
ХОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем почтовом ящике я взяла письмо, адресованное для нашей группы, как вы думаете от кого оно?
(ответы детей)
Дорогие ребята, приглашаю вас в гости в лес. Старичок — Лесовичок.
Воспитатель: — Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?
(ответ детей)
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
Дети: Правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
Дети: Исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы.
Воспитатель: Правила мы повторили, можно отправляться в путь.
Динамическая пауза «Здравствуй лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты, о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь — Мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
(Звучат звуки леса)
Воспитатель: Мы пришли в «Лесную школу». Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: Лес.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы побеседуем о лесе, узнаем много интересного. Старичок-Лесовичок приготовил для вас загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок… осины».
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет. (Клён)
Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Воспитатель: Молодцы! Много разных деревьев растёт в лесу. Если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, мы называем такой лес -лиственный.
Если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, такой лес называется хвойным.
А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(варианты ответов детей) (смешанный).
Воспитатель: А что еще растет в лесу? (варианты ответов детей)
Воспитатель: В смешанном лесу под деревьями растут кустарники — бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды и грибы. Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу будто соседи в большом многоэтажном доме.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Воспитатель: В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т. д.
Воспитатель: Каких лесных птиц вы знаете? (с мячом)
Дети стоят в кругу. Ребенок бросает мяч другому ребенку и называет птицу и т. д.
Воспитатель: А сейчас Старичок — Лесовичок предлагает поиграть в игру «Узнай зверя по описанию».
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
– Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
– Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
– Серый, злой, голодный. (Волк.)
– Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
– Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Воспитатель: Молодцы ребята, но пришло время возвращаться в детский сад.
Дети под музыку возвращаются в детский сад.
Итог.
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие в лес? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?
Лес — это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух.
Ребенок читает стихотворение Б.Заходера.
«Шагай!» — поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алешка!..
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зеленая
Мягче подушки!..
Основные термины (генерируются автоматически): лес, воспитатель, дерево, ребенок, птица, смешанный лес, детский сад, вариант ответов детей, ветка деревьев, ответ детей.
moluch.ru