Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад22 Колпинского района Санкт – Петербурга
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию (аппликация)
На тему: «Колосок»
Старший дошкольный возраст
Авторская разработка воспитателя
1 квалификационной категории:
Гриневич Светлана Дмитриевна
Санкт – Петербург
2016г.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Обучить детей способом оригами изготовлению колоска.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Оборудование: колоски пшеницы, иллюстрации с изображением людей выращивающих хлеб и машин, готовые квадраты жёлтого цвета со стороной 5 сантиметров, полоски бумаги прямоугольной формы, клей, кисточки, листы картона разных цветов, салфетки.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Осень золотистая – хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
Ребята! А из чего пекут каравай?
Дети:
Из муки
Воспитатель:
А из чего получают муку?
Дети:
Из зёрен
Воспитатель:
А как появляется зерно? Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
Дети:
Колос.
Воспитатель:
Как вы догадались, что это колос?
Дети:
Колос растёт в поле, у него много зёрен, когда колос созревает, то становиться как будто жёлтое золото. Столб – это стебелёк.
Воспитатель:
А у нас с вами есть настоящие колоски пшеницы. Ребята, чтобы вырастить колосья для, этого нужны руки людей и много сил. Давайте вспомним, как трудятся люди и машины, чтобы вырастить колосья пшеницы.
Дети рассматривают иллюстрации о выращивании колосьев и рассказывают.
А вы сильные? Хотите вырастить сами колоски пшеницы?
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Но для этого нужно много времени и труда.
А перед тем, как мы будем трудиться, давайте поиграем в игру: «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель:
Я предлагаю сделать наши колоски из бумаги.
Воспитатель:
У вас на столах лежат квадраты жёлтого цвета. Берём один квадрат и складываем его по диагонали пополам, затем ещё раз пополам. После этого возвращаем снова в треугольник. Загните острые углы вверх, чтобы это было похоже на самолётик. Кончики нашего «самолётика» подогните, теперь это похоже на сердечко. Из готовых форм собираем колосок, засовываем стебелёк в основание колоска и наклеиваем его на картон.
Воспитатель:
Посмотрите, какие красивые у вас получились колоски, а если собрать их все вместе, то получится целый букет из колосьев, как у нас в группе. Молодцы! Потрудились хорошо.
Колосья хлебные растут,
А в них зернышки живут.
Эти зерна непростые,
Они солнцем налитые.
nsportal.ru
Цель:
Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
Совершенствовать навыки вырезывания, аккуратного наклеивания; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Ход НОД:
1.Загадывание загадки:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный,
Он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
2. Беседа о хлебе, о том, как он пришел к нам на стол.
С древнейших времен люди относились к хлебу по-особенному. Его сравнивали с золотом, с солнцем, с самой жизнью.
Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. О хлебе в народе говорили как о живом существе – «хлеб-кормилец», «хлеб-батюшка». Детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое на земле богатство.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Какой хлеб бывает?
(Черный, белый)
Как получается такой разный по вкусу и виду хлеб?
(Его выпекают из разной муки)
Белый хлеб выпекают из пшеничной муки, а черный – из ржаной.
Откуда берутся пшеничная и ржаная мука?
( Из пшеницы и ржи)
3. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
4. Рассматривание колосков.
5.Творческое задание аппликация «Чудесный колосок», (объяснение показ, уточнение хода работы – презентация)
6. Самостоятельная деятельность детей.
7.Реалаксация.
nsportal.ru
«Хлеб – всему голова» – эту поговорку знает каждый взрослый человек на Земле. C малых лет родители учили детей не бросать хлеб на пол и не играть с ним. Но так как дети развиваются и хотят поиграть, почему бы им не сделать аппликацию на тему хлеба? Сделать ее будет не труднее, чем аппликацию на тему грибы или фрукты. Мы сделаем с детками колоски из бумаги и украсим их цветами трёх видов. Так как детки уже в старшей группе, мы добавим к данной аппликации простое оригами. Информация будет выдана в виде мастер-класса, поэтому никакие конспекты занятий вести не нужно – достаточно следовать простым иллюстрированным инструкциям.
1. Берём лист бумаги А4, который станет колоском, вырезаем 20 квадратов со сторонами 5, 25, оставшийся кусочек разрезаем на три части – это будет стебель колоска:
2. Один из квадратов кладём ромбом и сгибаем так, чтобы получился треугольник, после этого сгибаем этот треугольник ещё раз. После этого возвращаем в прошлый треугольник:
3. Загните острые углы наверх так, чтобы это было похоже на самолётик:
4. Кончики нашего «самолётика» подогните, теперь это похоже на сердечко. Или на жилетку косолапого мишки:
Колосок содержит 3 разные детали, однако, они получаются из того «сердечка», которое мы уже умеем изготавливать. Верхний модуль получается сложением основного модуля пополам, а нижний модуль – простым подгибанием кончика. Очень удобно, ведь если деталь не получается, ее всегда можно вернуть в исходное состояние. Засовываем стебелёк в основание колоска:
Собираем оставшийся колосочек. Он может быть не только частью задуманной композиции, но и самостоятельной поделкой на тему хлеб или осень:
На него понадобится 8 лепестков. Он может быть не только частью хлебной композиции, но и, к примеру, частью осеннего ковра из цветов.
1. Берём листок А4 другого цвета, проводим ту же самую процедуру по созданию основной части колоска. Приклеиваем их на клейкую бумагу:
2. В середине цветка наклейте 2 квадрата, чтобы получилась звёздочка. Если вам не нравится такая середина, вырежьте кружочек и приклейте его.
Он очень похож на те аппликации, что мы уже сделали, только лепесточков понадобится всего 5.
1. Берём третий лист А4, вырезаем те же квадратики 5,25.
2. Один любой уголок сгибаем к центру, противоположной стороной накрываем наш загнутый угол.
3. Нетронутые боковые стороны следует согнуть вверх, затем переверните лепесток.
4. Как и в колоске, верхние уголки загните вниз, скоро наш лепесток будет готов.
5. Подогните нижний угол два раза, затем переверните лепесток и наклейте на клейкую бумагу, сделайте это и с остальными лепестками.
Третий и последний цветок. Потребуется всего 4 детали для его выполнения.
1. Этот цветок взял в себя части второго цветка и колоска. Возьмите другого цвета лист А4. Повторяем до 3 пункта действия по изготовлению второго цветка. Но потом загибаем нижней угол и просовываем его в кармашек.
2. Нарежьте лист зелёной бумаги тонкими полосками и сделайте стебельки к цветочкам.
3. Последний штрих – это листья для цветов. И нам вновь понадобится основная деталь – «сердечко» колоска. Вы можете оставить деталь, как есть, и получить листья – сердечки или подогнуть краешки и сделать листья – треугольники.
4. Доклейте листики к стебелькам, и композиция готова.
Этот цветок замечательно подойдет как деталь одежды или часть внезапно расцветшего осеннего дерева.
Если у вас что-то не получилось – не расстраивайтесь! Даже испорченные детали аппликации можно куда-нибудь использовать. Неудавшийся колосок может стать лапкой жука, а лепесток цветка – ушком какого-нибудь домашнего животного. Главное – не бойтесь экспериментировать и у вас все получится!
Если вам и ребятам понравилось делать колосок, то почему бы вам не попробовать склеить или слепить что-нибудь еще? В этом вам помогут простые и понятные пошаговые видео:
webdiana.ru
356
352
325
325
324
273
302
297
209
352
346
10
200
160
69
25
20
15
8
8
8
6
6
5
5
5
4
4
3
3
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
185
176
101
92
350
58
55
55
55
52
50
48
46
22
19
17
11
10
8
creativebaby.ru
Конспект НОД по аппликации «Золотые колосья хлеба»
(старшая группа)
Составила
Горячева Т.И.
Воспитатель МБДОУ детского сада
Комбинированного вида №23
Цель занятия: формировать умение детей вырезать овал из прямоугольника путем срезания уголков.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями строения колоса;
2. Вспомнить правила безопасного использования ножниц;
3. Продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал;
4. Закреплять приемы аккуратного наклеивания;
5. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы: иллюстрации и рисунки на тему «Хлеб, колосья», колоски пшеницы, листы белые формата А5 – по количеству детей, прямоугольники желтого цвета размер 1,5х3 см – по 9 шт. каждому ребенку, полоска желтой бумаги 5 мм х15 см по 3 шт. каждому, клей , кисти для клея, салфетка – по количеству детей, музыкальный центр, музыкальное сопровождение: звуки природы для релаксации «Весенние голоса», мультемидийная установка с презентацией «Хлеб, колосья»
Предварительная подготовка: беседа с детьми на тему «Хлеб – всему голова»
Методы и приемы работы с детьми: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, физ. минутка, самостоятельная деятельность детей, использование художественной литературы.
Ход :
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О колоске.
Воспитатель: Что может получиться из колоска?
Дети: хлеб, сушки, плюшки, батон.
Воспитатель: А можем мы из одного колоска сделать много плюшек?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: В одном колоске мало зернышек, а значит получиться мало муки.
Воспитатель: Давайте мы сегодня с вами сделаем много колосков. Вот посмотрите, какие они, какая форма у зернышек, какой цвет, как они расположены, их размер? (рассматривают картинки на слайдах и воспитатель объясняет)
Дети рассматривают колоски пшеницы, трогают ручками и отмечают: форма зернышек овальная, цвет – желтый, светло коричневый, расположены – один за другим, размер – маленькие.
2. Основная часть.
Воспитатель: Какие правила работы с ножницами мы знаем.
Дети: ножницами не махать, если они уже не нужны, то должны лежать на столе закрытыми, при необходимости передавать друг другу ножницы закрытыми, держа за лезвия.
Воспитатель: Давайте все вместе нарисуем овал в воздухе.
Дети: рисуют овал в воздухе.
Воспитатель: Напомню вам, как вырезать из прямоугольника овал: беру в правую руку ножницы, большой палец в одно кольцо ножниц, в другое кольцо средний палец, а указательный палец лежит сверху ножниц. Локти на столе. В левую руку беру заготовку, держу за большую сторону, и срезаю уголки. Концы ножниц должны быть направлены только от себя. Далее мы срезаем получившиеся уголки до той степени, пока у нас не получится овал.
Можете приступать к работе.
Дети: вырезают овалы из прямоугольников.
(Музыкальное сопровождение: звуки природы для релаксации «Весенние голоса»).
Физкультминутка.
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше,
Завертелись наши ручки,
Снова опустились,
Покружились, покружились
И остановились.
Воспитатель: Зернышки мы вырезали, а теперь нам надо вырезать усики. Для этого, мы разрезаем 2 наших полоски по намеченным линиям
Дети: Разрезают полоски на 5 частей.
Воспитатель: Теперь у нас все готово и мы начинаем приклеивать наши детали в следующей последовательности:
– стебель. Отступив от низа немного, посередине приклеиваем длинную полосочку – это стебель. Намазываем полоску клеем на клеенке, прикладываем на белый лист и прижимаем салфеткой.
– зерна. Примерно на середине стебля начинаем приклеивать наши зернышки. Размещаем их в шахматном порядке (первую приклеим с одной стороны, а второе зернышко с другой стороны немного выше, третье – там же где и первое зерно, но повыше второго и т. д.)
Дети: выполняют задание.
3. Завершающий этап.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши работы. Дети, колоски очень рады, что их стало так много. Они говорят вам спасибо. Давайте мы повесим наши работы вместе на выставку.
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
Дети: Клеили колоски, вырезали из прямоугольника овалы.
Воспитатель: Что больше всего понравилось?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: а теперь давайте вместе полюбуемся с вами пшеничным полем (дети под музыку смотрят слайды пшеничных полей)
nsportal.ru
НОУ по аппликации с элементами лепки «Волшебный колосок»
Программные задачи:
1. Дать представление о добыче муки
2. Формировать умение выполнять аппликацию с элементами лепки
3. Продолжать формировать умение действовать в соответствии со схемой
4. Развивать аккуратность при выполнении аппликации
5. Продолжать развивать навык работы с пластилином
6. Воспитывать желание доводить дело до конца
Интеграция: социализация, развитие речи
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются. Воспитатель присаживает детей на стулья.
Стук в дверь
Входят поварята:
– Здравствуйте! Мы поварята, мы помогаем поварам на кухне. Сегодня мы хотели испечь булочки к полднику, но у нас закончилась мука, а без нее мы булочки испечь не сможем!
Воспитатель: что же делать?
Дети: Варианты детей (купить муку и т. д)
Воспитатель: Дорогие поварята, мы с ребятами нашей группы что-нибудь придумаем и, обязательно, поможем вам. Поможем, ребята?
Дети: Да
Заходит повар:
Вы где мои поварята потерялись? Я вас везде ищу, пойдемте на кухню, мне нужна ваша помощь.
Поварята уходят.
Ситуативный разговор:
Воспитатель: Ребята, как мы добудем муку? Где мы ее возьмем? Вы знаете, из чего делают муку?
Дети: варианты детей.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам об этом подробнее и предлагаю вам посмотреть на экран.
Просмотр презентации с комментариями воспитателя.
Воспитатель: так откуда мука берется?
Дети: из колосьев, зерна пшеницы, ее на мельнице мелют…
Воспитатель: Ребята, а что кроме булочек можно испечь из муки?
Дети: Бублики, хлеб, батон, ватрушки…
Воспитатель: А как это все можно назвать одним словом?
Дети: Выпечка, хлебобулочные изделия, мучные изделия.
Воспитатель: Подберите слова для описания выпечки. Какая она?
Дети: вкусная, ароматная, свежая, сдобная, мягкая, аппетитная.
Воспитатель: Мы сейчас с вами узнали, что муку добывают из зерна колосьев пшеницы и ржи. Подойдите ко мне, давайте еще раз вспомним, как прорастает колос, повторяйте за мной.
Физминутка
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (на носочках)
И красавцем обернулся (показываю сами себя) .
Воспитатель: Скажите, а кто-нибудь видел настоящий колосок?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, я в группу сегодня принесла колоски, посмотрите на них (Дети смотрят, трогают). Почему колос называют золотым?
Дети: Варианты детей. (он желтый, похож цветом на золото)
Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому, что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб – он очень ценный для нас, поэтому его и сравнивают с золотом. Вы со мной согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите, из чего состоит колос? Что у него есть?
Дети: Стебель, зерно, усики.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь на хлебном (пшеничном поле?
Дети: ответы детей
Воспитатель: я сегодня для вас приготовила маленькое хлебное поле, посмотрите на него
Упражнение на дыхание «Хлебное поле»
Воспитатель: Летом все поле, засаженное пшеницей в золотистых колосьях. Хлебные колосья похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны. Попробуем подуть на «хлебное поле»? Давайте вытянем губки трубочкой и изобразим ветерок. (Дети дуют на макет хлебного поля). Звучит музыка «Шум колосьев». Похоже на пшеничное поле?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо у нас получается, а сейчас я вас приглашаю присесть за столы.
Работа за столами.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столах?
Дети: Пластилин, стеки, листочки-заготовки, тыквенные семечки, фломастеры.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: Колосок
Воспитатель: Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда подготовим для работы наши пальчики, разомнем их, выполнив пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Мы спросили нашу печь
Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили,
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Воспитатель: Молодцы. Теперь посмотрите на схему, которую я вам приготовила. (Воспитатель показывает схему последовательности выполнения колоска). Как вы думаете, для чего нужна эта схема?
Дети: чтобы знать, что выполнять сначала, а что потом.
Воспитатель подробно разъясняет каждый этап работы.
Выполнение работы
Воспитатель: Ребята, давайте эти волшебные колоски мы отдадим мельнику на мельницу. Он перемелет зерно из волшебных колосков в муку, чтобы поварята испекли из них волшебные булочки к полднику.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Покажите друг другу свои работы, замечательные колоски у вас получились. Отложите их в сторонку, возьмите салфетку и протрите руки от пластилина.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, у кого в руках будет мяч, тот рассказывает, что он сегодня узнал, что больше всего понравилось и что было самым сложным.
Слова благодарности воспитателя: мне тоже понравилось сегодняшнее занятие, а больше всего то, что вы были активны, внимательны, и очень старались при выполнении колосков. Спасибо. А теперь посмотрите на столы, что мы еще не сделали?
Дети: мы не убрали со столов
Воспитатель: Конечно, давайте приведем в порядок наши рабочие места.
nsportal.ru
Конспект НОД
По аппликации «Хлеб всему голова»
Задачи:
• Учить нетрадиционным методам аппликации.
• Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
• Продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать связную диалогическую речь;
• Привлекать детей к активному участию в коллективных играх.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
Ребята расскажи из чего получается хлеб.
Игра «Что за чем?»
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разных этапов появления на столе хлеба (зернышко, трактор пашет землю, колосья, комбайн убирает урожай, пекарь печет хлеб.). Ребенок выбирает карточку и дает объяснение, что изображено и почему именно эту карточку он взял первой, второй и т. д. (Зерна сеют в землю, из них вырастаютколосья. Колосья собирают, обмолачивают и получают зерна. Из зерен на мельницах делают муку, а уже из муки пекут хлеб)
7. Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок называет это же слово, только ласково.
Колос – колосок
Хлеб – хлебушек
Зерно – зернышко
Пряник – пряничек
Баранка – бараночка
Блин – блинчик.
8. Физминутка «В поле вырос колосок»
В поле вырос колосок
Дети машут руками перед собой вправо влевоОн не низок не высок
Сесть, встать, руки вверх
По тропинке хлеборобы
Шли домой из далека
Ходьба на месте
Говорят:”Такого хлеба, не видали мы пока”
Поднять плечи, покрутить головой из стороны в сторону.
9. Творческое задание аппликация «Хлеб всему голова», «Чудесный колосок».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем колоски из макарон и вермишели.
10. Чтение стихотворения Н. Тихонова «Берегите хлеб»
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите,
Берегите, Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
11. Итог.
Обсуждение работ, выяснение в чем были трудности.
Выставка детских работ