Александр роут – Александр Роу – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Содержание

Александр Роу – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Александр Роу: биография

Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.

Детство и юность

Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.

Режиссер Александр Роу

В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.

Александр Роу в детстве

После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.

Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.

Александр Роу в молодости

По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Фильмы

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.

Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»

Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди – актеры.

Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»

Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.

Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».

Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»

Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.

«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.

Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.

Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»

«Морозко» – несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.

Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»

В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.

Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»

В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.

Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»

Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.

Личная жизнь

Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.

Елена Савицкая, первая жена Александра Роу

Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.

Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.

Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу

Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.

Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.

Смерть

На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.

Могила Александр Роу

Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

Фильмография

  • 1938 – «По щучьему веленью»
  • 1939 – «Василиса Прекрасная»
  • 1941 – «Конёк-Горбунок»
  • 1945 – «Кащей Бессмертный»
  • 1952 – «Майская ночь, или Утопленница»
  • 1954 – «Тайна горного озера»
  • 1958 – «Новые похождения Кота в сапогах»
  • 1959 – «Марья-искусница»
  • 1960 – «Хрустальный башмачок»
  • 1961 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1963 – «Королевство Кривых Зеркал»
  • 1964 – «Морозко»
  • 1968 – «Огонь, вода и медные трубы»
  • 1969 – «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 – «Золотые рога»
  • 1975 – «Финист — Ясный Сокол»

Фото

24smi.org

Роу Александр Артурович: биография, фильмография, семья

Говорят, что по-настоящему гениальные произведения с годами не теряют своей актуальности. Это касается многого: картин, книг, песен и даже кинолент. Почти восемьдесят лет прошло с тех пор, как снял свою первую кинокартину великий советский сказочник Роу Александр Артурович. И хотя за все это время подросло уже несколько поколений зрителей, все они продолжают также любить добрые фильмы-сказки, снятые им.

Родители режиссера

Как это парадоксально ни звучит, но родителями великого советского режиссера, сумевшего оживить на экране старинные славянские сказки, были иностранцы. Отцом сказочника был ирландский инженер, присланный на работу в Российскую империю, Артур Говард Роу. Здесь он познакомился с красавицей-гречанкой из местной диаспоры, и вскоре влюбленные поженились. От этого брака весной 1906 года родился сын – Роу Александр Артурович.

Семья будущего режиссера, к сожалению, оказалась некрепкой. Когда мальчику едва успело исполниться восемь лет (по другим данным, десять), отец оставил супругу и сына и вернулся в Ирландию. С тех пор на плечи его юного Сашеньки легла забота о матери, здоровье которой не позволяло ей работать.

Александр Роу: ранние годы

Чтобы прокормить себя и мать, юный Роу брался за любую работу. Поначалу он был помощником священнослужителя, позже стал торговать всякой мелочью, от зелени до гребней и иголок. Однако мать Сашеньки, видя ум и напористость своего сына, понимала, что он способен на большее. Поэтому она приложила все усилия к тому, чтобы после семилетки Роу поступил в местный техникум.

Некоторые биографы утверждают, что Александра Роу привлекала карьера священнослужителя. Другие полагают, что он планировал пойти работать по специальности, полученной в своем торгово-экономическом техникуме. Несмотря на эти разногласия, сходятся биографы в одном: все планы Роу перевернул агиттеатр «Синяя блуза», куда парень устроился подрабатывать во время учебы.

Попав в мир театра, Роу Александр Артурович был в буквальном смысле околдован им. Так что будущий режиссер незамедлительно забрал свои документы из техникума и перевелся в школу для кинематографистов имени Бориса Чайковского.

В киношколе будущий режиссер учился до 1930-го. Следующие четыре года он продолжал получать образование в драматическом техникуме имени Ермоловой.

Первые работы в кино

Параллельно с учебой в драматическом техникуме Роу приступил к работе ассистента режиссера Якова Протазанова на киностудии «Межрабпомфильм» (сейчас киностудия Горького). С 1937 года сам начинает работать в качестве режиссера на этой же киностудии. И через год снимает свою первую картину – сказку «По щучьему веленью».

Снимая подобный фильм, Роу Александр Артурович очень рисковал, ведь до него никем ничего подобного не делалось. Раньше было принято экранизировать сказки с помощью мультипликации. Однако его первенец – киносказка «По щучьему веленью» – понравился абсолютно всем. И дети, и взрослые с удовольствием по несколько раз ходили смотреть чудесный фильм.

А тем временем режиссеру была уже заказана новая кинокартина, которая должна была рассказать зрителям об извечной борьбе зла с добром и о любви к родной земле. Так появилась задумка новой киносказки «Василиса Прекрасная», которая вышла в 1939-м и снова стала своеобразным хитом того времени. С тех пор Роу стал специализироваться на сказочной тематике в кино.

Роу Александр Артурович: фильмография избранная

Всего за годы работы Александр Роу снял целых шестнадцать кинокартин. Семнадцатую – «Финист — Ясный Сокол» – сняли уже после его кончины по сценарию его сочинения.

Наиболее известные работы режиссера по имени Роу Александр Артурович – это кинокартины «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и, конечно же, самый известный кинофильм Роу, любимый не только в СССР, но и во всем мире, – «Морозко».

Малоизвестный факт, но среди режиссерских работ Александра Артуровича есть и документальные фильмы («Артек» и «Крым»), а также фильм-балет, снятый совместно с Ростиславом Захаровым, – «Хрустальный башмачок».

Отношения Роу и его актеров

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения великого сказочника и его «подмастерьев». Как вспоминают многие актеры, чужих на съемочной площадке режиссер Роу не любил. Поэтому предпочитал работать со своей командой. Многих актеров он снимал практически в каждой своей киносказке.

Самым любимым актером и другом Роу был Георгий Милляр, с которым режиссер познакомился еще во время съемок своей дебютной кинокартины. После этого Милляр стал практически визитной карточкой режиссера. Он играл у него и Бабу-Ягу, и Кощея, и черта, и прочую нечисть.

Некоторых своих звезд Роу открыл сам. К примеру, Алексея Катышева, исполнителя роли Васеньки («Огонь, вода и… медные трубы»), и Андрея, рыбацкого сына («Варвара-краса, длинная коса»). Как-то раз режиссер увидел молодого помощника звукооператора с изумительными глазами и доброй улыбкой. После этого он утвердил его на главную роль в своей новой киносказке, несмотря на то, что у парня не было ни соответствующего образования, ни опыта работы в кино.

Во время съемок Александр Роу никогда не приказывал актерам, как играть. Он просто ставил перед ними задачу: сыграйте то или другое. А как это сделать и какими приемами, оставалось на усмотрение самих актеров.

Смерть великого сказочника

В последние дни уходящего 1973 года великого метра советского кинематографа не стало. Он умер, так и не успев закончить работу над фильмом «Финист — Ясный Сокол». Остался только сценарий, по которому учеником Роу – Геннадием Васильевым – была снята кинолента, посвященная памяти его великого учителя.

Роу Александр Артурович: личная жизнь

Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее.

Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера – это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми.

Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер.

Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения.

fb.ru

Роу Александр Артурович — «Чтобы Помнили»

Искусство | Режиссура

Кинорежиссёр
Народный артист РСФСР (1968)

Александр Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область).

Беззаботное детство окончилось для Александра в 10 лет. Отец Александра Роу был ирландским инженером, работавшим в мукомольной промышленности в Сергиевом Посаде, и как только началась первая мировая война, он сбежал на родину в Ирландию, бросив жену с ребенком в провинциальном городке без средств к существованию. Мама Александра тяжело болела, и Саша взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот.

К февралю 1917 года одиннадцатилетний Александр Роу успел научиться торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, окончить семилетку, и накопить денег для дальнейшей учебы. Мальчик вращался в сомнительных слоях общества, кормил больную мать – словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни. По совету матери он поступил в промышленно-экономический техникум, но его влекло искусство, и вскоре он стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. А с 1931-го по 1934-й годы Александр Роу учился в Драматическом техникуме имени Ермоловой.

В кино Роу начал работать с 1930 года в качестве помощника и ассистента режиссера киностудии «Межрабпомфильм». Он был ассистентом Якова Протазанова в фильмах «Марионетки» и «Бесприданница» и в фильме Владимира Легошина «Белеет парус одинокий».

С 1921 года Роу начал выступать в агиттеатре «Синяя блуза», показывавшем на открытых площадках скетчи о советской власти. «Скетчи», «открытые площадки» – это современные термины. На практике молодежь, гимном которой стала песня «Мы синеблузники, мы профсоюзники!», выступала прямо на улицах, тут же сочиняя всей компанией веселые стихотворные тексты, импровизируя и перевоплощаясь на ходу действия то в толстого буржуина, напуганного народным гневом, то в забитого крестьянина, которому еще предстояло понять, что ему хотят дать свой кусок земли. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже – киностудии имени Максима Горького), и стал одним из немногих отечественных режиссеров, посвятивших всю свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.

На «Союздетфильме» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации, и именно Роу первым доверил волшебный сюжет разыграть реальным актерам. В этой картине впервые в истории советского кино заговорили животные, и этот прием очень понравился зрителям.

Роу, как и другой корифей жанра киносказки Александр Птушко, начинал работать в непростые для киносказки времена. Гонение на жанр шло с 1920-х годов вплоть до конца 1930-х годов. После фильма «По щучьему веленью» Роу указали, что его перевод устного народного творчества в киноряд слишком легковесен, и настоятельно порекомендовав добавить фильмам патетики и пафоса.

Позже, получив признание, выступая перед студентами, он любил вспоминать, как снимая «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: готовились, готовились, – а когда приготовились, снег взял, да и растаял. Пришлось на ходу придумать фокус в стиле «Синей блузы». «Обернись, зима лютая, летом красным!» – говорит один из героев, – и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязка устранена с помощью волшебства в сказке.

В 1940 году Роу снял фильм «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт позже снялся и в другой сказке Роу – в фильме «Кощей Бессмертный».

Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и в результате «Василиса Прекрасная» была выстроена по законам лирической драмы. Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен.

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кощей вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кощей – враг, немец, фашист. Хотя в 1970-х годах острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.

Несмотря на триумф «Кощея Бессмертного», Роу отлучили от сказок почти на 10 лет. Стране было не до «легкомысленного жанра», гремело «дело врачей», вышло знаменное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Режиссеру не позволили снимать сказку по пьесе Евгения Шварца «Царь Водокрут», и свой очередной замысел Роу смог осуществить только в 1959 году, когда многие мотивы неосуществленного фильма воплотились в «Марье-Искуснице».

До событий «Пражской весны» Роу успел снять свою самую сатирическую сказку – фильм по сценарию Николая Эрдмана и Александра Вольпина «Огонь, вода и медные трубы», но фильм пустили для показа третьим экраном, формально, впрочем, не запрещая.

Анатолий Кубацкий, игравший у Роу в период с 1950-х по 1970-е годы роли царей-королей и смешных злодеев, вспоминал: «Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей. И не важно, подходила роль актеру или нет… В «Королевстве кривых зеркал» был персонаж Нушрок – Коршун. И Роу предлагает снимать в этой роли Александра Хвылю – полного, крупного мужчину. Какой же он Коршун, хищник? Потом уже разыскали Андрея Файта…».

Роу никогда не подсказывал артисту, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. Он не щадил ни мастеров, ни дебютантов. «Василиса Прекрасная» снималась летом в очень жарком павильоне, и Милляру (Бабе Яге) пришлось 25 дублей подряд скатываться по желобу из печки. Случился ожог. А Инна Чурикова, блестяще дебютировавшая в роли Марфушеньки в «Морозко», вынуждена была вместо дефицитного яблока грызть луковицу. «Я это выяснила только на съемках, – вспоминает актриса. – И пришлось есть лук».

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович на свою лекцию приносил гору африканских масок. Он был страстным путешественником, объехавшим со своими фильмами почти всю планету. Он побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

От фильма к фильму у Роу совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.

«Зачем ты пьешь тройной, Францевич?» – спрашивали у старика молодые артисты. «А чтобы хоть в этом отличаться от вас!» – парировал тощий, сгорбленный, но поразительно живой Георгий Милляр, снискавший неувядаемую славу начиная еще с 1940-х годов после исполнения роли Кащея Бессмертного. Его удивительному таланту отдавали должное все. Гениальному мастеру перевоплощения в фильмах Роу зло игралось легко, учитывая разнообразие творческих приемов Милляра.

Одна из актерских баек гласит, что как-то, выйдя на улицу южного городка в домашнем халате нацедить сухого вина из уличного автомата, который он называл «кислотроном», Милляр услышал: «Ай, какая бабуля!» – и тут же бросил через плечо: «Бабуля, да с яйцами!» Ответ, вполне достойный Бабы-яги.

А с Алексеем Катышевым, в одночасье ставшим звездой, была другая история. Это был один из любимых актеров Роу. Он не имел образования, работал на студии, как сам говорил, «подзвучником» – то есть помощником звукооператора. Роу увидел его случайно, и одна фраза знаменитого режиссера: «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать», – определила всю дальнейшую судьбу молодого человека, которому кинокарьера и не снилась.

Зато его льняные кудри, невинные глаза сказочного красавца Иванушки-дурачка, его озорная и насмешливая улыбка после «Огня, воды и медных труб» снились половине советских девчонок. А сам Катышев был человеком скромным, однолюбом и очень неудачно женился. Позже жена Катышева дала скандальное интервью, из которого видно, как тяжело сложилась семейная жизнь у экранного победителя Бабы-яги.

Когда Роу умер, актерская слава Катышева закатилась. Ко всему добавились домашние неурядицы. Он запил. Итогом стало обвинение в изнасиловании, которого он не совершал. Позже Катышев отработал водителем-экстремалом: развозил на грузовике молоко в санатории и детские дома по горному крымскому серпантину. Опасная работа. Какое уж тут пьянство, грустно признался он журналисту в конце 1990-х годов, в годы короткого всплеска интереса к старому советскому кино и его несостоявшимся звездам.

В фильмах Роу часто снимались и самые настоящие советские звезды киноэкрана – Сергей Столяров, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева и Татьяна Пельтцер.

Михаил Пуговкин рассказывал: «Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съемках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем! Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Все выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Борис Грачевский рассказывал об Александре Роу: «К Роу я попал пацаном, работал грузчиком на студии Горького, а потом меня к нему пригласили администратором на фильм «Варвара-Краса». А он чужих людей терпеть не мог, у него была своя команда. И сначала он делал вид, что меня не существует, не общался со мной. А потом полюбил. И я его очень люблю за то, что он классик, и был первым, кто преподал мне азы профессии, уроки взаимоотношений с детьми, со зрителями. Я проработал с ним еще на двух картинах: «Золотые рога» и «Финист – Ясный сокол». До конца жизни в нем сохранялась доброта и наивность маленького ребенка. Когда он получил новую квартиру – пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому еще придет в голову такое придумать? Он очень любил розыгрыши, без конца всех разыгрывал. Например, однажды долго уговаривал меня выпить с ним чай с конфетами. А я отказывался, потому что конфет не люблю. И он почему-то очень огорчался. А тут заходит к нему соседка, монтажер Ксения Васильевна Блинова. Он ее начал конфетками угощать. Она берет одну, разворачивает фантик, а оттуда выпадает презерватив. Визгу было! А он радуется».

В картинах Роу сказка смешивалась с озорством, в его фильмах было много музыки и необычных персонажей. Иногда в речи героев появлялись современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в сказку. Позднее Александр Роу начал экспериментировать с введением неожиданных персонажей в фольклорный сюжет – новых героев, современников и сверстников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» по сценарию Сергея Михалкова. Еще более удачным примером стала сказка «Королевство кривых зеркал», в которой советская школьница в волшебном королевстве обретала своего двойника.

Однако лучшим творением Роу считается снятый им в 1964 году фильм-сказка «Морозко».

Роу экранизировал русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины были проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них было много музыки и необычных персонажей. «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница» — каждая его картина становилась хитом. Инна Чурикова работала с Роу над фильмом «Морозко». Она рассказывала об Александре Роу: «Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

Фильм «Морозко» принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, а в 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Когда в 1970-е годы из СССР эмигрировал актер Олег Видов, одним из видов его новой деятельности за рубежом стала популяризация в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу. «В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, – рассказывал директор музея кино Наум Клейман. – Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой. Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».

Александра Роу называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить имена Александра Птушко и Надежды Кошеверовой). Его фильмы были очень популярны, а крылатые фразы мгновенно тиражировались в народ после выхода на экраны. Типичная сцена – вечер после рабочей недели. Пивная забита до отказа. За большим столиком стоит милиционер. Вдруг входит бомж. Увидев милиционера, он застывает как кролик перед удавом. И тут подобревший от пива милиционер, вытирая мокрые усы, под общий хохот орет на него – фразой грозного царя Водокрута: «Как дрожишь?! Дрожи передо мной отчетливей!»

Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра. А если в школьных коридорах заводили оранжерею, то над цветами в горшочках вывешивали большую, нарисованную детьми памятку: «Пожалейте меня! Полейте меня!» – и нет нужды, что это была последняя фраза злого царя морских глубин: все равно напоминание о веселой и доброй сказке.

Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»?

Оператор комбинированных съемок Леонид Акимов рассказывал о Роу: «В газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу». Его же отец был ирландец. Есть такой отдел при Министерстве иностранных дел, где ищут наследников. Он пошел туда. В общем, от всего наследства ему досталась мелочь какая-то – фотоаппарат и пальто. А я поехал на «Мосфильм» . Он мне говорит: там тебя будут спрашивать о наследстве. Ты скажи – обязательно, большое наследство: два парохода… Я приехал, и меня начали спрашивать. И я говорю, да, получил, да, большое наследство, не знает, как использовать… И это разошлось по Москве. Настоящим сказочником был…»

В 1993 году в Москве организован Фонд детского кино имени Александра Роу.

Роу мечтал поставить киносказку по сценарию А.Платонова «Добрый Тит». Игорь Сильвестров в статье «Они не дали сказку сделать былью», говорил о Роу как о первым в СССР авторе фильмов ужасов: «Слова «саспенс» и «Хичкок» появятся в российском обиходе лишь спустя лет 20 после смерти Роу и Птушко, первыми добившихся в самой бесстрашной стране эффекта «коммерческого ужаса». И цензура не очень-то мешала: детское же кино».

Александр Роу умер 28 декабря 1973 года в Москве. После его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят в 1975 году фильм «Финист – Ясный Сокол».

Александр Роу был похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.

В 2004 году об Александре Роу был снят документальный фильм, в котором о Роу вспоминают соратники режиссера при создании его 16 картин директор фильмов Роман Комбрандт, оператор комбинированных съемок Леонид Акимов, редактор Сара Рубинштейн, художник по костюмам Нора Муллер и актер Сергей Николаев.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Веселый повелитель тьмы», авторы Д. Савосин и А. Чепурнова
Материалы сайта www.tvkultura.ru

Фильмография:

1934 МАРИОНЕТКИ асс.режиссера
1936 БЕСПРИДАННИЦА асс.режиссера
1936 О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ асс.режиссера
1937 БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ асс.режиссера
1938 ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ («Сказка про Емелю») режиссер
1939 ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ режиссер
1941 КОНЕК-ГОРБУНОК режиссер
1941 РОВНО В СЕМЬ (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N7») режиссер
1944 КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ автор сценария, режиссер
1952 МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА режиссер
1954 ТАЙНА ГОРНОГО ОЗЕРА режиссер
1956 ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК режиссер
1957 НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ КОТА В САПОГАХ режиссер
1959 МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА режиссер
1960 ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК автор сценария, режиссер
1961 ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ режиссер, автор сценария
1963 КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ режиссер
1964 МОРОЗКО режиссер
1967 ОГОНЬ, ВОДА И… МЕДНЫЕ ТРУБЫ режиссер
1969 ВАРВАРА-КРАСА, ДЛИННАЯ КОСА автор сценария, режиссер
1972 ЗОЛОТЫЕ РОГА режиссер, автор сценария
1975 ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ автор сценария

8 марта 1906 года – 28 декабря 1973 года

Похожие статьи и материалы:

Роу Александр (Документальные фильмы)
Роу Александр (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
Роу Александр (Цикл передач «Жизнь замечательных людей» )


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

Сказки Александра Роу: биография и интересные факты

Приветствую вас, мои дорогие читатели!  Давайте сегодня вспомним великого советского режиссера и великого сказочника Александра  Артуровича  Роу. Те, у кого детство прошло в советское время, помнят и, наверное, смотрели все его фильмы. Сказки Александра Роу отличаются от  современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжеством  справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.

Мне захотелось написать об этом великом сказочнике после очередной литературной гостиной, которая была посвящена Александру Роу. Может быть, вспомнив его веселые и добрые фильмы, читатели вместе со своими детьми снова посмотрят эти фильмы. А еще я вам расскажу интересные истории, которые случились, когда снимались фильмы, о них вы узнаете, если дочитаете до конца эту статью.

Немного фактов из биографии Александра Роу

Александр Артурович Роу  родился  8 марта 1906 в г. Юрьевец (ныне это Ивановская область)  в семье ирландского  инженера, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке и через год у них родился  сын Александр — будущий известный кинорежиссер.

Но детство Александра быстро закончилось, когда в 1914 году, как только началась Первая мировая война, отец сбежал обратно в Ирландию, бросив свою больную жену с ребенком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то прожить, мальчик уже с 5 лет начал торговать спичками  и галантерей с лотка. Но учебу в школе он не бросил и  после окончания семилетней школы поступил в промышленно-экономический техникум.

С 1921 года работал в агитбригаде «Синяя блуза». Из техникума перевелся в киношколу им. Б.В.Чайковского которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой (окончил в 1934 году). С 1930 года Александр Роу работал на киностудии « Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съемках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) и у других режиссеров. С 1937 года – режиссер киностудии «Союздетфильм»  (затем –  ЦКДЮФ им. М.Горького).

Первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм – сказка « По щучьему велению». Этот фильм был особенным. В те далекие времена не было и в помине компьютеров, и все чудеса в фильмах осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации.  В этом же фильме чудеса происходили с реальными людьми и животными. Так, в фильме печка,  ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука. Именно это и подкупило зрителей всех возрастов.

Успех этого фильма  стал определяющим жанром его кинокартин. Александр Роу снял 16  фильмов по сюжетам сказок. В некоторых фильмах он был не только режиссером, но и сценаристом. Последний фильм, 17-й по счету, по его сценарию уже был снят после его смерти, это фильм «Финист — ясный сокол».

А это  список всех его фильмов. Скорее всего, все эти фильмы вы смотрели.

1972  Золотые рога
1969  Варвара-краса, длинная коса
1967  Огонь, вода и… медные трубы
1964  Морозко
1963  Королевство кривых зеркал
1961  Вечера на хуторе близ Диканьки
1960  Хрустальный башмачок
1959  Марья-искусница
1958  Новые похождения кота в сапогах
1956  Драгоценный подарок
1954  Тайна горного озера
1952  Майская ночь, или Утопленница
1949  День чудесных превращений
1944  Кащей Бессмертный
1941  Конек-Горбунок
1941  Боевой киносборник №7
1939  Василиса Прекрасная
1938  По щучьему веленью

Георгий Милляр и Баба- Яга

У Александра Роу создалась прекрасная команда артистов. В его команде среди начинающих актеров можно было увидеть настоящих звезд советского кино: Михаила Пуговкина, Сергея Столярова, Людмилу Хитяеву, Сергея Мартинсона, Татьяну Пельтцер. Некоторые из них снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех, порой ему Александр Роу давал сразу несколько ролей в одном фильме, например:

  • Шут и Ведьма Дама Пик – «Новые похождения Кота в сапогах»,
  • Наиглавнейший Церемониймейстер, вдовствующая королева и возчик – «Королевство кривых зеркал»,
  • Баба-Яга и разбойник-дьяк – «Морозко»,
  • Кащей и Баба-Яга и Пожарный – «Огонь, вода и… медные трубы»,
  • Кастрюк, оборотень, слуга Картауса – «Финист — Ясный Сокол».

Но особенно Милляру удавались роли Бабы — Яги. В общей сложности ему пришлось сыграть этот образ около десяти  раз. И каждый раз Баба-Яга была разная. Сначала – это была злобная и вредная старуха, но со временем она превратилась в старушку, измученную  радикулитом и не лишенной человеческих слабостей.

К своей роли Георгий Милляр всегда тщательно готовился. И не только тщательно подбирал и накладывал грим, сколько репетировал перед зеркалом ужимки  и повадки своей героини.

На роль  Бабы- Яги пробовались многие знаменитые артистки,  даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу долго сомневался в выборе артистки на роль Бабы- Яги, ему не нравилась  ни одна актриса, так как понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим.   Тогда Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру.

«А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина…»

Роу согласился и как видите, не прогадал. Персонажи Милляра всегда получались живыми и вызывали восторг у зрителей. «Самая обаятельная нечистая сила» — такой титул Милляр получил от детей на одном из кинофестивалей.

Интересные факты и истории, случившиеся на киносъемках

  • Михаил Пуговскин вспоминал, как у Александра Роу на съемках всегда был термос с горячим чаем. И если игра какого-то актера нравилась режиссеру, он всегда его угощал чаем. А для актера – это своего рода была большая честь.
  • Знаете ли вы, что актерский дебют Бориса Грачевского – отца «Ералаша», была в фильме «Варвара-Краса». Правда, тогда у него роль была совсем маленькая. Помните, как из колодца, к которому приблизился царь, высунулась рука и пригрозила ему пальцем, как напоминание о долге: царь должен был после совершеннолетия своего сына – царевича отдать его морскому царю. Так вот, это была рука Бориса Грачевского.

    • В фильмах Александра Роу все чудеса происходили естественно, но присутствовала режиссерская хитрость. Помните, в фильме «Морозко», когда Дед Мороз шел по лесу, напевая песенку « В лечу родилась елочка», направлял свой посох на деревья и тот час же они покрывались инеем? О компьютерной обработке (в то время) не могло быть и речи, поскольку в то время этого не было в принципе. Оказывается, когда снимали такой кадр, находили, покрытую инеем елочку, помощники встряхивали с нее снег. А когда шел монтаж отснятого материала, то эти кадры снимали в обратном порядке.
    • Однажды, при съемке фильма «Морозко», отснятый материал хранился в подвале дома, где жила съемочная группа. И надо же такому случиться: в подвале прорвало трубу. И если бы не Георгий Милляр,  то неизвестно, смогли ли восстановить отснятый материал. Когда к подвалу прибежали киношники, они увидели Милляра в одних трусах, который вынес к тому времени уже последнюю коробку с пленкой. Оказалось, о прорвавшей трубе ему сообщила хозяйка, и Милляр в одних трусах (было некогда одеться!)  побежал в подвал. Не найдя ключа от подвала. «щупленький» актер снес плечом дверь в подвал. Горячая вода доходила ему до пояса, а на улице мороз — 20⁰. Он сильно замерз, но зато спас все пленки. Коллеги растерли его водкой, да и внутрь для согрева тоже дали стаканчик горячительного напитка, благодаря чему герой не простыл.  По другой версии, пленки спасла женщина, которую позднее Александр Роу отблагодарил импортным холодильником (это в те -то времена!).
    • При снятии эпизода в «Василисе Прекрасной» Милляру пришлось 25 раз съезжать по желобу из печки, в результате артист получил ожог.
  • Артистке Наталье Седых, сыгравшей роль Настеньки в «Морозко», тогда было 15 лет. С 4-х лет она занималась фигурным катанием и даже была призером СССР. С 10 лет она стала заниматься балетом и училась в школе при Большом театре. Однажды на ледовом шоу она исполняла «Умирающего лебедя», именно тогда ее и заприметил Александр Роу и пригласил сниматься в кино. Съемки сначала проходили на Кольском полуострове, где снимали зимние натуры, позднее в подмосковном Звенигороде. Чего только ей не приходилось делать! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощном грузовику, прыгала в грязный пруд, когда спасала Марфушеньку — душеньку, которую играла Инна Чурикова.
  • Еще был один интересный эпизод. По сценарию Марфушенька- душенька ждала в лесу под елкой Деда Мороза с подарками и должна была грызть яблоко. Но ассистенты по какой-то причине яблоки забыли, но нашлась луковица, которую артистке пришлось съесть, даже не сморшившись.
  • Артист Александр Хвыля играл роль Деда Мороза в «Морозко». Это был дебют непрофессионального актера. Но он так хорошо сыграл свою роль, что буквально на следующий год и на многие последующие года он стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке.
  • В России перед каждым Новым годом по телевидению показывают фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» А в Чехии перед Новым годом показывают советский фильм «Морозко». В Чехии есть даже мороженое «Морозко» (по-чешски «Mrazík).

Награды для фильмов Александра Роу

Фильм «Морозко» получил несколько наград на  международных кинофестивалях, из них только четыре  за фильм «Морозко», это —

  • приз за лучший фильм на ВКФ в Киеве в 1966 году;
  • серебряную медаль за лучший фильм для детей в Тегеране в 1066 году;
  • Гран-при «Золотой Лев Святого Марка» на МКФ в Венеции.
  • Приз «Капитолийский Юпитер»

В 1961 году на МКФ в Ванкувере фильм «Хрустальный башмачок» был награжден Почетным дипломом; в 1981 году (уже посмертно) фильм «Конек-Горбунок» получил золотую медаль на МКФ детских фильмов в Кито.

Умер Александр Роу в 1973 году в возрасте 67 лет и похоронен на Бабушкинском кладбище в  Москве.

Дорогие читатели! А вы смотрели сказки Александра Роу? Если еще нет, то я вам рекомендую найти эти фильмы в интернете и посмотреть их вместе со своими маленькими детьми или внуками. Некоторые фильмы в полной версии у меня выложены в этой статье, посмотрите обязательно! Уверена на 100%, что эти фильмы детям очень понравятся. А если вам понравилась моя статья, то поделитесь ею со своими друзьями и подписывайтесь на обновления блога.

А я с вами прощаюсь до новых встреч на страницах моего блога. С вами была Таисия Филиппова.


Понравилась статья, поделись с друзьями

taiafilippova.ru

биография, семья, фильмография :: SYL.ru

Александр Роу – главный сказочник СССР. За свою жизнь этот талантливый человек успел создать 14 фильмов для юных зрителей. «Василиса Прекрасная», «Морозка», «По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы». Сказки Александра Артуровича влюбляют в себя не только детей, но и их родителей. Какова же его история?

Александр Роу: биография, семья

Герой этой статьи появился на свет в Ивановской губернии, произошло это в марте 1906 года. Александр Роу происходит из семьи, не имевшей отношения к миру драматического искусства. Его отец – ирландский инженер Артур Роу, работавший в России по контракту. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. Детство Александра едва ли можно назвать безоблачным. Мальчику исполнилось восемь лет, когда его отец бросил семью. Артур Роу отбыл в родную страну, а его жена и сын остались в России.

Мать Александра страдала от тяжелой болезни, поэтому на его плечи рано легла забота о пропитании. Мальчик начал работать в возрасте десяти лет. Он торговал мелкой кустарной галантереей.

Первые успехи

После окончания семилетней школы Александр Роу продолжил образование в промышленно-экономическом техникуме. В 1921 году он устроился работать в театр «Синяя блуза». Затем юноша поступил в киношколу имени Б. В. Чайковского, успешно окончил ее в 1930 году. Далее он получил диплом Драматического техникума имени М. Н. Ермоловой.

В 1930 году молодой человек стал сотрудником киностудии «Межрабпомфильм». В качестве ассистента режиссера он участвовал в создании ряда известных картин Якова Протазанова, таких как «Бесприданница», «Марионетки», «Праздник святого Иоргена». Успешно он сотрудничал и с другими режиссерами. Конечно же, однажды Александр понял, что хочет снимать свое кино.

Режиссерский дебют

В 1937 году Александр Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм». Уже в следующем году он приступил к осуществлению своей мечты – съемкам собственной картины. Дебютным фильмом Роу стала сказка «По щучьему велению».

Чем была интересна эта лента? «По щучьему велению» – первая советская сказка, где чудеса творили живые актеры, а не нарисованные персонажи. Сюжет картины был позаимствован из одноименной пьесы Е. Тараховской. В этой ленте дебютировал Георгий Милляр, блестяще сыгравший царя Гороха. Гуси, шагающие задом наперед, самоходная печь – режиссерские находки покорили сердца не только детей, но и взрослых.

Картины 30-40-х

Свой второй фильм режиссер Александр Роу представил на зрительский суд уже в 1939 году. Это была одна из самых его знаменитых сказок – «Василиса Прекрасная». История начинается с того, что отец решает женить своих трех сыновей. Братья выходят в поле и пускают в разные стороны стрелы. Стрела младшего сына попадает на болото к лягушке-квакушке, с чего и начинается все самое интересное.

В 1941 году свет увидела третья сказка мэтра – «Конек-Горбунок». Сюжет этого великолепного детского фильма позаимствован из знаменитого произведения П. Ершова. Однажды царь решает жениться на девушке, о красоте которой ходят легенды. Привезти ему красавицу он поручает Иванушке, крестьянскому сыну. Не сносить юноше головы, если он вернется без царевой невесты. К счастью, на помощь ему приходит Конек-Горбунок.

Фильм «Кащей Бессмертный» снимался в непростых условиях военного времени. Съемочная группа работала в Таджикистане и Алтайском крае. В сказке присутствуют кадры, где горит пшеничное поле. Александру пришлось обращаться за разрешением в Совнарком для того, чтобы снять такую сцену. Образ Кащея воплотил Георгий Милляр, один из любимых актеров Роу. Этот человек только оправился от болезни, был бледным и худым. Стоит ли говорить о том, что он легко вжился в роль. Премьера картины состоялась в мае 1945 года. Многие восприняли сказку как метафору завершившейся войны.

Ленты 50-х

Из биографии Александра Роу следует, что после выхода «Кащея Бессмертного» он на какое-то время перестал снимать сказки. От режиссера ждали более серьезных работ, и он попытался эти ожидания оправдать. В 1952 году на зрительский суд была представлена картина «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет мистической ленты был позаимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Фильм рассказывает историю сына сельского главы. Юноша влюблен в простую казачку, однако упрямый отец не дает своего согласия на венчание. Однажды на помощь страдальцу приходит «нечистая сила».

В 1954 году Роу выпустил приключенческую ленту «Тайна горного озера», которая не имела особого успеха у зрителей. Такая же судьба ждала его семейную комедию «Драгоценный подарок», вышедшую в 1956 году.

В 1958-м наконец-то вновь взялся снимать сказки Александр Роу. Он представил на зрительский суд картину «Новые похождения Кота в сапогах». Сюжет ленты был позаимствован из двух известных произведений. Это «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.

Первая половина 60-х

В 60-х годах сказки Александра Роу пользовались все такой же популярностью. Режиссер снял картину «Марья-искусница» по сценарию Евгения Шварца. Интересно, что в послевоенное время мэтру было строжайше запрещено снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию этого автора. Однако настойчивый маэстро от своей идеи не отказался. В картине «Марья-искусница» нашлось место злому царю, который похитил красавицу. Георгий Милляр в этой ленте необычайно хорош в образе Квака.

В этом же году свет увидела сказка «Хрустальный башмачок» по либретто Н. Волкова. А уже в 1963 году Александр представил на суд общественности фильм «Королевство кривых зеркал». Сюжет картины взят из одноименного произведения Виталия Губарева. Милая, временами чересчур назидательная сказка стала советской версией зазеркалья.

Легендарный фильм

Пожалуй, главное достижение талантливого режиссера – сказка «Морозко». Александр Роу снял эту картину в 1964 году, но она до сих пор пользуется неизменной популярностью у зрителей разных возрастов. Многие иностранные режиссеры, в том числе Стивен Спилберг, отметили огромное влияние «Морозко» на мировой кинематограф.

Именно благодаря этому фильму приобрели известность актрисы Инна Чурикова и Наталья Седых. Последнюю Александр Артурович нашел в балетной школе.

Вторая половина 60-х

Какие фильмы Александра Роу вышли в этот период? В 1967 году талантливый режиссер завершил работу над картиной «Огонь, вода и… медные трубы». Главный герой отправляется в лес, чтобы жечь уголь. На полянке он встречает милую девушку, которая пасет козленка, влюбляется в нее с первого взгляда. На глазах у парня девушку крадут слуги Кащея Бессмертного. Конечно же, он тут же отправляется на ее поиски. Ради любимой он готов пройти сквозь огонь и воду, однако труднее всего, оказывается, устоять перед сверкающими медными трубами, сиянием славы.

Чиновникам картина Роу по душе не пришлась. Они сочли, что сатира является слишком острой. Критики обвиняли мэтра в чрезмерном гротеске. Также Александра упрекали в обилии современных сцен, которые не являются типичными для старых народных сказок.

Последние картины

Какие еще фильмы Александра Роу нельзя оставить без внимания? В 1970 году на суд общественности была представлена сказка «Варвара-краса, длинная коса». Даже современные зрители не смогут остаться равнодушными к этой волшебной истории с недетским юмором.

Последний фильм Роу вышел в 1972 году. Это была сказка «Золотые рога».

Роу и его команда

Роу Александр Артурович настороженно относился к новым людям. Ему было нелегко принять в коллектив того или иного человека. Еще с начала работы у режиссера появилась команда, с которой он предпочитал сотрудничать. Плодотворный союз у него получился и со многими актерами.

Лучший друг Роу – Георгий Милляр. Этот человек засветился почти во всех сказках мэтра. В некоторых фильмах Александр Артурович поручал ему ни одну, а две или три роли. Нельзя не упомянуть и о том, что никто не смог лучше Милляра сыграть Бабу-Ягу. Роль сказочной злодейки Георгий выпросил у режиссера сам. Он мотивировал свое желание сыграть женскую роль тем, что ни одна дама не позволит так себя изуродовать.

Плодотворный союз сложился у режиссера и с Инной Чуриковой. Именно эта женщина воплотила образ знаменитой Марфушечки-душечки в «Морозко». Во время съемок Инна совсем не капризничала. Однажды она покорно съела в кадре луковицу, когда для ее героини не смогли найти яблока, которое она должна была с аппетитом жевать.

Любовь, семья

Как сложилась личная жизнь Александра Роу? Первой супругой режиссера стала актриса Елена Савицкая. К несчастью, две яркие личности не смогли ужиться. Брак вскоре распался.

Со своей второй женой Ириной Зарубиной Роу познакомился во время работы над «Василисой Прекрасной». Какое-то время он ухаживал за ней, затем сделал предложение и она его приняла. В 1940 году жена подарила Александру Артуровичу дочь. Девочку назвали Татьяной. Больше супруги заводить детей не стали, причины такого решения остались за кадром.

Что еще можно рассказать об этом талантливом человеке, слишком рано ушедшем из жизни? Александр Артурович никогда не был домоседом, его нелегко было застать в четырех стенах. Легкий на подъем Роу обожал путешествовать, к счастью, работа позволяла ему удовлетворять свою страсть.

Смерть

Александра Роу не стало 28 декабря 1973 года. Талантливый режиссер скончался в Москве, перед этим он долго болел. За пять дней до своей смерти Александр Артурович попросил организовать прощание с ним на студии. Оркестр должен был исполнять сюиту из комической оперы «Корневильские колокола», когда его будут выносить. Лев Потемкин, близкий друг Роу, в точности исполнил его указания. Талантливого режиссера похоронили на Бабушкинском кладбище. Ему было всего 67 лет.

Александр Артурович успел осуществить не все свои задумки. Он мечтал снять картину «Финист – Ясный Сокол» по одноименному произведению Николая Шестакова. К несчастью, болезнь помешала ему довести начатую работу до конца. Фильм «Финист – Ясный сокол» в итоге представил на зрительский суд Геннадий Васильев.

www.syl.ru

Александр Роу дома у сказки

«Василиса Прекрасная» (1939)

В своём втором фильме Роу и вовсе вышел за пределы жанра. Будучи сказкой, «Василиса Прекрасная» организована как лирическая драма.

Воображению режиссёра нашлось где развернуться. На службу сказочным образам было поставлено всё — от сложнейшего грима до комбинированных съёмок. Чего стоит один гигантский паук, из чьих пут выбирается Иван: современный зритель наверняка вспомнит толкиновскую Шелоб из экранизации «Властелина колец». А как Василиса превращается из лягушки в красну девицу — это огонь. Буквально — огонь. По части пиротехнических эффектов Роу был неистощим на выдумку.

От одиннадцатиметрового Змея Горыныча
на съёмках шарахались кони

Напрашивается сравнение с «Нибелунгами» (1924) Фрица Ланга — экранизацией германского эпоса. Тоже механический и огромный, огнедышащий дракон, которого убил Зигфрид, явно уступает Змею Горынычу.

Зато Фафнир из «Нибелунгов»
стал первым драконом на киноэкране
Источник: Kinopoisk.ru

Всем змеям змей

Чтобы сделать по-настоящему страшного и убедительного Змея Горыныча для «Василисы Прекрасной», Роу не нашёл иного выхода, кроме как заказать на Экспериментальном заводе игрушек в Загорске гигантский макет чудища: одиннадцать метров в длину, пять в высоту. Мастера не подвели. В Ялту, на место съёмок, ящера доставили по частям — на четырёх железнодорожных платформах. А изнутри змея приводило в движение ни много ни мало двадцать человек.

Битва Кащея с Никитой Кожемякой

«Кащей Бессмертный» (1944)

Когда не в сказке, а взаправду на землю русскую пришла беда и войска Третьего рейха вторглись в Союз, Роу бился на своём фронте — кинематографическом. Сперва он рвался с камерой на передовую, но партийное руководство поручило режиссёру более привычное ему дело — снимать «Боевые киносборники».

А в разгар Великой Отечественной Александр Артурович поставил «Кащея Бессмертного», который должен был воодушевить советских людей на борьбу с захватчиками и показать миру, что даже в самые тяжёлые годы в стране снимают кино для детей.Фильм 1944 года — наиболее близкий у Роу к эпосу, не к сказке в чистом виде. Здесь бесноватый Кащей — пожалуй, самая инфернальная роль Георгия Милляра — не столько чахнет над златом, сколько одержим властью. Параллель с фигурой Гитлера была очевидной и намеренной, а иносказание фабулы — прозрачным и ярким.

Долго ли, коротко ли, богатыри Никита Кожемяка и Булат Балагур с войском русским одолели Кащея и его полчища. Батальную сцену в финале картины современники сравнивали с битвой в «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна — кто всерьёз, кто с шутливым укором. Так или иначе картина своей цели достигла, показав: и жутчайшее, кромешное зло одолимо.

www.museikino.ru

как сложилась судьба знаменитого киносказочника, Mixer.lv

Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника

44 года назад ушел из жизни советский режиссер, автор знаменитых киносказок Александр Роу. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.

Немногие поклонники режиссера, опоэтизировавшего славянский фольклор в кино, знают о том, что по своему происхождению он не имел ничего общего со славянской культурой. Его отец был ирландским инженером, приехавшим в начале ХХ в. в Россию по контракту для того, чтобы наладить мукомольную промышленность. В Юрьевце у него случился роман с гречанкой Юлией Карагеоргий, и у пары родился сын Александр. Когда началась Первая мировая война, отец бросил семью и вернулся в Ирландию, а его сын остался в России и всегда считал себя русским.

Режиссер на съемках

Мать часто болела, и с 10 лет Александру приходилось зарабатывать, продавая спички и гребни. Еще в школе он увлекся театром и стал заниматься в кружке художественной самодеятельности. С тех пор о другой профессии Роу и не мечтал. Сначала он стал ассистентом режиссера Якова Протазанова, по совету которого окончил Драматический техникум им. М. Ермоловой, а затем и сам начал снимать кино.

Александр Роу на съемках фильма Морозко, 1964

Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».

Кадр из фильма Варвара-краса, 1969

С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет. По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино – именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.

Режиссер на съемках фильма Новые похождения кота в сапогах, 1958

Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем – отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство – чтобы печь выпускала клубы пара. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек.

Александр Роу на съемках фильма Морозко, 1964

Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».

Кадр из фильма Морозко, 1964

Однако прежде чем достичь таких впечатляющих успехов, режиссеру пришлось столкнуться и с серьезными трудностями. На протяжении 10 лет он был лишен возможности снимать кино – в конце 1940-х гг. сказка считалась слишком легким жанром, безыдейным и не отражающим жизнь советского народа, и уход Роу от общественно-политических тем вызывал недовольство киночиновников. Какое-то время режиссер снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, и только в 1955 г. он смог вернуться в Москву и снова заняться своим любимым делом – детским кинематографом.

Кадр из фильма Королевство кривых зеркал, 1963

Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Александр Роу на съемках фильма Золотые рога, 1972

Неудачи долго преследовали режиссера и в личной жизни. Дважды он пытался построить отношения с актрисами, но эти союзы не были долговечными. Семейное счастье ему удалось обрести только с третьей попытки. Жена стала для него верной помощницей, но стать родителями им так и не довелось. 28 декабря 1973 г. на 68-м году жизни Александр Роу скончался, так и не осуществив мечты показать знаменитые фильмы-сказки собственным детям.

www.mixnews.lv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *