Задачи:
Коррекционно — образовательные:
— закрепить знания о звуках В — Вь;
— познакомить с новой буквой;
— закрепить умение соотносить звук с буквой;
— закрепить зрительный образ буквы;
— закрепить умение правильно употреблять предлоги;
— закрепить умение составлять сложные предложения;
Коррекционно — развивающие:
— развивать мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать фонематическое восприятие;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
Коррекционно — воспитательные:
— формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;
— воспитывать любовь к мультфильмам.
Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со . а», карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Игра «Какая буква потерялась?»
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пуха).
Кто это?
Дети: Винни — Пух.
Логопед: Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.
Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.
Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.
Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.
Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.
Ва — ва — ва — вот летит сова.
Вы — вы — вы — День рожденье у совы.
Вы — вы — вы — несу подарок для совы.
Ве — ве — ве — васильков нарву сове.
Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.
Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.
Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:
Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.
Улыбка
Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.
Радость
Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.
Грусть
От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.
Восхищение
Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.
Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.
Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.
Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…
Дети: Звуки В — Вь.
Дети дают характеристику звукам.
Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.
Дети называют слова со звуками В — Вь.
Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.
Физминутка:
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?
Дети: На дереве.
Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.
Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?
Дети: Сова.
Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?
Дети: Буква потерялась.
Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.
Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.
Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?
Дети: Цветы.
Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.
Дети выкладывают букву из бумажных цветов.
Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.
Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.
А сейчас попробуем найти букву.
Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со . а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.
Пальчиковая гимнастика.
Дети работают с табличками.
Итог занятия.
Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?
Куда ходил Винни — Пух?
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!
Автор: Жукова Татьяна Юрьевна,
учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,
г. Асино, Томская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Методическая разработка
фронтальной
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Звуки [р], [рь]».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Подготовила:
Филина Т.В.,
учитель-логопед
высшей кв.категории
Рязань,2018 год
Цель: учить детей дифференцировать звуки [р], [рь].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ учить детей дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости на слух и в произношении изолированно, в слогах ,словах, предложениях, тексте.
∙ уточнить и закрепить представления об артикуляционных признаках звуков [р], [рь].с опорой на различные виды контроля;
∙ учить давать сравнительную характеристику звуков [р], [рь].
∙ совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа.
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать фонематическое восприятие;
∙ развивать общую моторику;
∙упражнять в составлении предложений;
Коррекционно-воспитательные:
∙ создавать условия для формирования навыков культурного общения, поведения;
Оборудование: магнитная доска, синий и зеленый пластмассовые дома с колокольчиком на крыше и кармашками на стене; картинки: ракета, рысь, корова, робот, помидор, топор, марка, морковь, фартук, рыба, репка, рюкзак, якорь, букварь, орехи, огурец, варенье, курица, море, мандарины, 18 картинок с изображением мальчиков и девочек; карточки для проведения звукового анализа, подносы по количеству детей, карандаши: простые, красные, синие, зеленые по количеству детей, буква Р.
Методы и приемы:
Слухозрительно – кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.
Дидактические методы:
– наглядные: показ картинок;
– словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения, загадка.
Практические методы: дидактическая игра, двигательные упражнения.
Место проведения: групповое помещение.
Планируемые результаты занятия:
1.Дети уверенно дают сравнительную характеристику звуков [р], [рь].
2.Различают звуки [р], [рь] на слух и в произношении по твердости-мягкости на слух и в произношении изолированно, в слогах ,словах, предложениях, тексте.
3.Дети могут характеризовать звуки [р], [рь].
4.Проводят звуковой анализ слов , в которых есть звуки [р], [рь].
Ход НОД
1.Мотивирий этап.
Логопед: «Какое сейчас время года?»
Дети: «Весна.»
Логопед: «Какой сегодня день недели?»
Дети: «Четверг».
Логопед: «Кто знает, какое сегодня число?»
Дети: «12 апреля».
Логопед: «Да, сегодня 12 апреля – День космонавтики». Отгадайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд!
(Ракета.)
2.Ориентировочный этап.
Логопед показывает рисунок ракеты. Логопед: «Что-то прицепилось к хвосту ракеты. Это буква Р. Мы сегодня будем продолжать знакомиться с буквой Р и сравнивать звуки, которые она передает.
3. Исполнительский этап.
Логопед: «Заведем двигатель ракеты, ракета взлетает: «Р-р-р-р». (Логопед и дети вместе произносят звук, стоя). «Язык за верхними зубами, дрожит. У воздуха есть преграда?» Дети: «Да». Логопед: «Голос работает?» Дети: «Да». Логопед: «Звук [р] какой?» Дети: «Согласный, твердый, звонкий». Логопед: «Какой домик нужен для этого звука?» Дети: «Синий, с колокольчиком». Логопед ставит на доску синий домик с колокольчиком на крыше».
Логопед: «Замедляем работу двигателя, ракета приземляется: «Рь-рь-рь…»(Дети произносят звук и садятся). Логопед: «Что происходит с губами, когда мы произносим звук [рь]? Дети: « Губы растягиваются в улыбку». Логопед: « Правильно. Где находится язык?» Дети: «За верхними зубами». Логопед: «Да, так же, как и при произнесении [р], но когда мы произносим: [рь], язык продвигается ближе к зубам.» Дети и логопед произносят: «РРРР. РЬРЬРЬРЬ». Логопед: голос звучит?» Дети6 «Да». Логопед: «Звук [рь] какой?» Дети: «Согласный, мягкий, звонкий». Логопед: «Какой домик нужен для звука [рь]? Дети: «Зеленый, с колокольчиком».
Логопед ставит на доску и зеленый домик с колокольчиком на крыше.
Логопед: «В синем домике живет Рома. В зеленом – Рита».
Игра «Перекличка». Дети поднимают синий «фонарик», произносят «ра», зеленый – «ря».И так далее: « Ра-ря, ро-рё, ры-ри, рэ-ре, ру-рю».
Логопед: «К Роме пришли друзья. В их именах есть звук [р]. Давайте вспомним имена, в которых есть звук [р].
Дети называют имена, в которых есть звук [р] : Рома, Артем, Тимур, Егор, Юра, Арсений, Вера, Ира, Рая, Вероника; а логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.
Логопед: «К Рите тоже пришли друзья. В их именах есть звук [рь]. Дети называют имена, в которых есть звук [рь]: Ирина, Арина, Марина, Кристина, Варя, Борис, Гриша, Серёжа, Игорь. Логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.
Логопед: «Поиграем с друзьями Ромы в игру «Добавь слог». Я буду называть слог или слоги, а вы добавлять слог РЫ и говорить, что за слово получилось. Логопед: «Кома…» Дети: «РЫ. Комары». Слова: топо…РЫ, мухомо…РЫ, помидо…РЫ, ку…РЫ, го…РЫ.
Логопед: «Друзья Риты тоже хотят поиграть. Теперь вам нужно добавить слог РИ». Дети добавляют слог РИ и называют получившееся слово. Слова: сухаРИ, пескаРИ, пузыРИ, двеРИ, богатыРИ, снегиРИ.
Физкультминутка «Космонавт»
Слова | Движения |
Я хочу стать космонавтом | Руки вверх |
Надеваю свой скафандр | Присесть, постепенно вставать. |
Полечу я на ракете | Руки над головой соединить. |
Открою новые планеты! | Сделать прямыми руками большой круг. |
Логопед: «Много друзей собралось вокруг домиков Ромы и Риты, а поиграть им не с чем, домики пустые. Давайте наполним их игрушками и предметами. Роме в домик принесем картинки с изображением игрушек, предметов, в которых есть звук [р], а Рите – со звуком [рь]. Дети выбирают из стопки картинки, ставят в домик к Роме или Рите и объясняют, кому и почему они отдали картинку. («Я отдал ракету Роме, потому что в этом слове есть звук [р].)
Логопед: «Расскажем, что делают друзья Ромы, а что– друзья Риты. Мальчики помогут Роме, а девочки – Рите. Например: «Артем играет с роботом». Дети рассказывают: «Борис рисует ирисы».
Логопед: «Рома, Рита, их друзья любят сочинять веселые рифмовки».
Дети вместе с логопедом проговаривают рифмовки и выполняют движения в соответствии с текстом.
Ра, ра, ра, роет крот нору с утра.
(Хлопки.) (Имитация.)
Ри, ри, ри, мы пускает пузыри.
(Хлопки.) (Имитация.)
4.Рефлексивный этап.
Логопед: «Вспомните, какие звуки мы сегодня сравнивали?»
Дети: «Р, Рь».
Логопед: Дайте характеристику звуку [р].
Дети: «[Р] –согласный, твердый, звонкий.»
Логопед: Дайте характеристику звуку [рь].
Дети: «[Рь] –согласный, твердый, звонкий.»
Логопед: «Вспомним слова, в которых есть звук [р]. (Каждый ребенок называет одно слово со звуком [р]). Вспомним слова со звуком [рь].
5.Перспективный этап.
Логопед: «Как вы думаете, научились ли вы различать звуки [р], [рь]? (Ответы детей.)
Теперь вы можете быстро, без ошибок называть слова с [р], [рь], придумывать с этими словами предложения. А Рома, Рита и их друзья спешат к тем детям, которые еще это делать не умеют, проводим их». Логопед помещает картинки с изображением мальчиков и девочек на большую ракету и уносит в логопедический кабинет.
Литература:
nsportal.ru
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.
Цель: продолжать учить различать звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.
Задачи:
Оборудование: Театр на фланелеграф «Колобок» предметные картинки, счетные палочки, массажные мячики (по количеству детей), д.и. «Собери цветок», д.и. «Засели домик»
Ход занятия.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке. А вы попробуйте догадаться, что это за сказка? (загадка)
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок).
Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.
– Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)
– А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]). Расскажите мне , что вы знаете о звуке [к]. (Звук [к] (согласный.) Почему? А твердый или мягкий? Почему? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом) Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [к’]. Звук [к’] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)
– Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косой зайчик!
– Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.
– Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?
Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [к’], поймайте его, хлопнув в ладоши. А У К М И К К К’ Т К К’
МА КЫ СУ АК УС КИ ЫК КЯ МИ ЯК
А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [к’] – поднимите руки вверх.
ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН
– Молодцы.
– Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк.
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!
– Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.
– Поможем колобку?
– В слове «волк» есть звук [к]?
– Где находится звук [к] в начале слова, в середине или в конце? (В конце)
– Молодцы, но волк подготовил вам еще одно задание.
Д. и. «Засели домик»
– Молодцы, ребята, помогли волку и колобку.Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше.
Пальчиковая игра с массажным мячиком:
Здравствуй мячик желтый бок,
(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Прыгай дальше колобок.
Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь.
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!
– Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.
Детям предлагаются «Разрезные картинки» и «Последовательные картинки» по сказке.
– Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем) Послушайте стихотворение:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
– А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой.
– Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К)
– Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!
– Ладно, помогите мне с ребятами правильно сложить цветочки.
Д. и. «Сложи цветок» (картинки делятся на два цветочка со звуками [к] и [к’]
– Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.
– А теперь давайте вспомним с вами, какие звуки мы с вами вспомнили. Понравились ли игры, в которые играли?
Все молодцы, справились.
nsportal.ru
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе по обучению грамоте
на тему “Путешествие в страну звуков”
Цель: практическое овладение нормами речи.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, сегодня я вам хочу предложить отправится в путешествие в необычную страну, страну звуков. В стране звуков мы встретим много интересного. А как вы думаете, где находится эта страна звуков? (предположения детей) А, знаете, ведь страна звуков находится вокруг нас. Как вы думаете, почему? Правильно, ведь звуки окружают нас повсюду. Чтобы попасть в страну звуков нам нужно просто закрыть глаза и…, а давайте мы так и сделаем…. ( включаю аудиозапись со звуками природы: журчание ручья, пение птиц, вой ветра и т.д.) Ну вот мы и очутились в стране звуков. Что же вы услышали ?
Что же такое звук?
Дети: Это то что мы слышим.
А могут ли люди издавать звуки и как они это делают?
Дети: Да когда мы говорим, то произносим звуки.
Звуки делятся на две группы, какие?
Дети: Гласные и согласные звуки.
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду.
Работа за столами:
Я предлагаю поиграть в игру “Определи какой это звук?”, но для этого давайте вспомним каким цветом мы договорились отмечать звуки. Гласные звуки -…(красный цвет), а согласные… -(синий).
У меня есть волшебная шкатулка, в которой лежат картинки. Эти картинки могут издавать звуки. Вы должны этот звук узнать и определить к какой группе он относится, к гласным или согласным, подняв соответствующую карточку. А правильно ли вы отгадали мы узнаем, перевернув картинку обратной стороной. (картинки: комар – з; волк – у; кран с водой – с; пчела – ж; девочка плачет – а; жеребенок – и)
Подвижная игра «Найди пару»
Здесь много различных картинок, я предлагаю взять вам по одной. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и назовите каждый свой предмет, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
– А сейчас мы потанцуем под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
– Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют, ища свою пару; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо и др.)
-Алеша и Даша, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
– и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
А теперь разделимся на две команды и будем играть в командах. У каждой команды будет набор картинок. Одной команде необходимо отобрать картинки со звуком ” О”. а другой со звуком”С” и сказать, где этот звук находится в начале, середине или конце слова.
Работа в командах.
Физкультминутка: ” Мы отдыхаем”
Ребята, мы все можем услышать звук, а можно ли его увидеть?
Правильно, звуки обозначаются на письме буквой. Многие дети у нас уже знают буквы и умеют читать, но некоторые ребята еще не знают букв. А как вы думаете можно ли написать слово без букв?
Я вам предлагаю этому научится. У нас с вами есть карточки разного цвета красные и синие. Красные обозначают гласный звук, синие согласный.
Отгадайте загадку:
1.Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
2. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Сейчас мы попробуем это слово написать.
Сколько звуков в этом слове?
Какой первый? Второй? Третий?
Какой звук гласный? На каком месте он стоит?
А теперь с помощью цветных карточек запишите это слово.
Дети работают самостоятельно за столами.
Д/игра “Отгадки спрятались” с мячом в кругу.
Слово спряталось куда-то
Слово спряталось и ждёт.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?
Молото…(к), листопа…(д), магази…(н), парохо…(д), щено…(к), команди…(р), зая…(ц), живо…(т), стака…(н), снегови…(к).
На лугу росли …омашки.
В космос полетел …осмонавт.
Дети ели вкусное …ороженое.
…едведь лег в берлогу.
Даша играет …уклой.
Мама моет …осуду.
Саша причесывает …олосы.
Рефлексия.
– Ребята в моей волшебной шкатулке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
– Если вам сегодня в путешествии было легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.
nsportal.ru
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звоночки» по теме «Волшебный мир звуков и букв».
Воспитатель: Рачкова Ольга Николаевна.
Цели:
– закрепить умение различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме.
– Развивать мышление и речь детей. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.
– Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка материалов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.
Материалы: карта с цифрами, мяч, флажок, картинки с изображением сказочных героев (Буратино, Мальвина, Пьеро, пес Артемон, черепаха Тортилла, Сверчок, папа Карло, план-схемы для составления предложений, тетради с заданиями.
План занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание загадки. Приход сказочного героя – Буратино. Постановка цели занятия.
4. Отгадывание загадки. Звукобуквенный анализ слова «сверчок».
5. Отгадывание загадки. Игра «Назови слова со звуком».
6. Физминутка.
7. Упражнение «Подели слова на слоги».
8. Игра «Собери предложение».
9. Упражнение «Составь схему предложения».
10. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Воспитатель: Выполним артикуляционную гимнастику.
3. Воспитатель: Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино).
– А кто он такой? Назовите сказку и автора этого произведения?
– Буратино просит у вас помощи, надо срочно спасти его друзей. Их похитил злой Карабас Барабас. Убегая, он уронил волшебную карту с заданиями, выполнив которые мы сможем спасти друзей Буратино. Как мы поступим? (надо срочно спасать и выручать из беды) .
Воспитатель: Из чего состоит наша речь? (из слов). – А из чего состоят слова? (из слогов). -А слоги? (из звуков). – Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем, печатаем). – Ребята, а какие бывают звуки? (гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные по звонкости-глухости, непарные). А где живут все буквы? (в алфавите) .
4. Воспитатель: Отгадайте загадку и мы узнаем, одного из друга Буратино.
• Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (сверчок) .
– Сколько в слове букв? (7). Назовите эти буквы? (С, В, Е, Р, Ч, О, К). Сколько гласных звуков( 2) Назовите. ([е], [о]). Сколько согласных звуков( 5) Назовите ([с], [в], [р], [ч], [к]). Сколько в слове слогов? (2). Как определили? (правило! Сколько в слове гласных букв, столько и слогов). Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Какой звук ударный? ([о]). Второй слог ударный – чок-. Составьте схему слова (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный, синий).
С- согласный, глухой, твердый; В – согласный, звонкий, мягкий; Е – гласный, безударный; Р – согласный, звонкий, твердый; Ч – согласный, глухой, шипящий, мягкий; О – гласный, ударный; К – согласный, глухой, твердый.
– Мы освободили Сверчка (картинка с изображением сверчка на доске). Он благодарит вас, даря каждому из вас фишку.
5. Воспитатель: – Посмотрите на карту, нас ждут еще задания! И снова отгадайте загадку, о каком друге Буратино идет речь:
А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – …. (мальвина) .
Игра «Назови слова со звуком» с флажком. Цель: закрепить умение детей называть слова с заданным звуком в начале, в середине и в конце.
– слова со звуком [М]- например: метро, магазин, мыло, шмель, мама, дама, зима, сом, дом, ком;
– слова со звуком [С]- например: сон, сын, сумка; оса, лиса, песок; автобус, кактус, лес.
– слова со звуком [Т]- например: театр, тигр, тишина; дети, ботинки, котенок; думать, ходить, варить.
– слова со звуком [Р]- например: работа, ручка, река; арбуз, ворона, трава; повар, комар, забор.
– слова со звуком [Ш] – например: шар, шапка, шарф; каша, мешок, кошка; малыш, мышь, финиш.
– слова со звуком [Л]- например: лавка, лев, ложка; клев, клубок, клуб; укол, бал, моль.
6. Воспитатель: – А теперь пришло время отдохнуть!
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись,
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева, поклонись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
И в центр круга ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни,
Тому, кто слева, подмигни.
Тому, кто справа, обними,
Тому, кто слева, обними.
Ну вот, закончилась игра,
И снова дружат все! Ура!
7. Воспитатель: отгадайте загадку.
Игрив и прыгуч, элегантен на вид,
Всем лапу подаст и не знает обид.
С ним дружат и дети, и взрослые люди.
Кто он? Ну, конечно же, всё это… (пудель Артемон) .
Игра «Подели слова на слоги». Дети за столами с карточками, на которых нарисованы цифры 1, 2, 3.
1. Кот, мак, дом, сон, лень, мышь, лак, дым.
2. Трава, школа, лето, море, зима, весна, каша.
3. Картина, квартира, конфета, морячка, котлета, собака.
8. Воспитатель: отгадайте загадку.
Он — актёр у Карабаса.
Он грустит, но он не плакса.
А для грусти есть причина —
Нравится ему Мальвина.
Даже больше! Он влюблён.
Ей стихи слагает он,
Взяв бумагу и перо.
Как поэта звать? … (Пьеро) .
Игра «Собери предложение». Цель: закрепить умение составлять предложение из слов.
Работа в парах:
• Мы идем гулять.
• Рома ловит рыбу.
• Девочка кушает кашу.
• Папа купил игрушку.
• Катя будет поваром.
9. Воспитатель: теперь составьте по этим предложениям схемы (за столами, индивидуально) .
Упражнение «Составь схему предложения».
10. Воспитатель: -Вот наши друзья собрались все вместе. Соберите из букв слово, и вы узнаете, что они вам хотели сказать! МОЛОДЦЫ. Понравилось? Что интересно было? Выберите фишку: зеленая – понравилось, все было понятно или синяя – на понравилось и ничего не понял.
nsportal.ru
Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание:
Материал: колокольчик, бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).
Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Сюрпризный момент
– Ребята, к нам на занятие пришел Коля-колокольчик. Он рассказал мне много интересного, открыл свои секреты и попросил с вами поделиться. Мир, который окружает нас, полон звуков. И я расскажу вам много интересного о том, откуда они берутся.
II. Основная часть
1. – У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).
2. – Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).
3. – А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).
4. – Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение “лошадка”) Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?
5. – Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые “колеблется”. Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.
– Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.
– Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?
– В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.
– Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.
6. – Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: “Са – са – са – к нам летит оса. – Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.
7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца – целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.
– Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.
8. – Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.
8. – Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук – это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.
– Давайте повторим второй секрет. Звук – это волна, невидимая, но слышимая.
9. Игра “Кто как кричит?” /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.
– Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. – Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея – хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Слон – гортанью. Жаба квакает, надувая свое горло – “мешок”. Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот. Цапля просто щелкает клювом. Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить – банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.
Проблемная ситуация
– Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.
– Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.
10. Карточка – буква А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У – Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?
III. Заключительная часть
– Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?
Звучит только то, что дрожит.
Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.
Звук – это волна, невидимая, но слышимая.
– До свидания!
Приложение
26.11.2011
urok.1sept.ru
№ п/п | Деятельность логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат | ||
1 | Педагог предлагает детям, у которых
окажется в руках волшебный клубочек, ответить на
вопросы – Что такое буква? – Что такое звук? – Какие бывают звуки? – Назови любой звук. – Назови гласный звук. – Назови согласный мягкий звук. – Назови согласный твердый звук. – Назови слог. – Назови слово. | Дети, у которых в руках волшебный клубочек отвечают на вопросы. | Воспитанники закрепляют понятия “звук”, “буква”, “слог”, “слово”. | ||
2 | Логопед предлагает вспомнить, что такое
родственные слова. Предлагает образовать родственные слова к слову “вода” по наводящим вопросам. – Как воду можно назвать ласково? – Как называется сказочный герой , живущий в воде? Как называются растения, которые растут в воде? – Как называется стихийное бедствие – затопление суши водой, вышедшей из берегов? – Как называются лодки, которые ходят под водой? – Как называется человек, плавающий под водой в водонепроницаемой одежде? – Как называются птицы, которые плавают по воде? – Как называется место на реке, куда приходят пить звери? Педагог предлагает детям сделать вывод о том, как называются эти слова и почему. | Дети отвечают на вопросы, опираясь на вопросы. | Воспитанники закрепляют умение образовывать родственные слова с помощью наводящих вопросов. | ||
3 | Логопед предлагает выделить первый
звук в слове “вода” и объявляет, с какой буквой
сегодня будем знакомиться. Предлагает произнести звуки “в”, “вь” и охарактеризовать их, используя схемы. Презентация слайд № 1. | Дети дают характеристику звукам “в”, “вь” опираясь на схемы. | Воспитанники закрепляют характеристики данных звуков. | ||
4 | Логопед предлагает игру
“Сигнальщики”: посигналить фишками, определяя
мягкость и твердость звука.
| Прослушав слово, дети показывают фишку синего или зеленого цвета, ориентируясь на мягкость и твердость звука. | Воспитанники закрепляют умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; | ||
5 | Педагог загадывает загадку: Не сеют, не
сажают — Предлагает отгадать загадки и выбрать схему, подходящую к слову-отгадке. Презентация слайд № 2 | Дети отгадывают загадки, выбирают схему, подходящую к отгадке. | Воспитанники закрепляют навыки звукового анализа. | ||
6 | Логопед предлагает встать, послушать
стихотворение, выполнить движения по ходу
чтения. В лесу темно, все спят давно. | Дети выполняют движения. Снимают мышечное напряжение. | Воспитанники закрепляют умение выполнять движение в общем для всех ритме. Снимают мышечное напряжение. | ||
7 | Педагог предлагает детям сесть за столы
и выполнить звуко-слоговой анализ слова “СОВЫ”. По окончанию работы, дети проверяю правильность выполнения задания. Презентация слайды 3-4. Задает вопросы: – Сколько слов вы написали? – Сколько слогов в слове “сова”? – Сколько звуков в этом слове? – Сколько гласных звуков? Назови их. – Сколько согласных звуков? Назови их. Далее логопед произносит слово “совы”, утрируя ударный звук, и предлагает определить ударный гласный. | Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова “совы”. | Воспитанники закрепляют навыки
звуко-слогового анализа. Учатся выделять ударный звук в слове. | ||
8 | Логопед предлагает послушать
предложение и нарисовать схему предложения. Ира ушла в школу. Задает вопросы? – Какое первое слово в предложении? (второе, третье, четвертое). | Дети рисуют в тетради схему предложения. Отвечают на уточняющие вопросы. | Воспитанники закрепляют представление о том, что предложение состоит из слов. | ||
9 | Педагог предлагает посмотреть на экран
и составить предложения по картинкам, используя
маленькое слово-предлог “В”. Презентация слайд № 5. | Дети составляют предложения с предлогом “в”, опираясь на картинки. | Дети закрепляют умение составления предложений. | ||
10 | Выполнение звукового диктанта. Далее логопед предлагает отгадать сказочного героя, опираясь на слайд презентации, выделить первый звук в его имени и нарисовать кружок определенного цвета.
Презентация слайд № 6. | Дети отгадывают сказочного героя, выделяют первый звук в его имени и определяют его характеристику, обозначая ее кружком определенного цвета. | Дети закрепляют умение устанавливать качественную характеристику звуков и обозначать ее на письме. | ||
11 | Рефлексия: Логопед предлагает детям ответить на вопросы: – Что нового узнали на занятии? – Что показалось вам самым трудным? – Какое задание понравилось больше всего? | Дети анализируют трудности, отмечают понравившиеся моменты занятия. | Воспитанники учатся анализировать собственные ощущения от занятия. | ||
12 | Педагог благодарит детей за занятие. Прощается до следующего занятия. | Дети прощаются с педагогом. | Созданы условия для радостно-эмоционального настроения от полученного результата. |
urok.1sept.ru