Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности
по обучению грамоте «Буква «М»
Подготовила воспитатель
Нестерова Ю.Ю.
Сухиничи, 2014 год
Цель: познакомить детей с буквой «М».
Задачи: совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражать свои мысли, упражнять в проведении звукового анализа слова, развивать мелкую моторику руки, развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, выделять позицию звука в слове.
Ход занятия.
Ребята, у меня есть знакомая девочка Аленушка, она как и вы пойдет в школу, и каждый день она знакомится с новыми звуками. Сегодня Алена проснулась и подумала: «Какой первый звук я услышу, с ним и буду дружить целый день». Для этого она подошла к окну и увидела… отгадайте, кого она увидела?
И сметану, и кефир, Хоть и бархатные лапки
Молоко и вкусный сыр, Но зовут меня «Царапкой»
Чтобы были мы здоровы Мышек ловко я ловлю
Даст нам пестрая (корова) молоко из блюдца (пью кошка)
Алена увидела корову и кошку. Они стояли напротив друг друга и разговаривали: корова мычала Му-у! а кошка отвечала МЯУ!
-как мычала корова?
– а как отвечала ей кошка?
-какой первый звук в песенке коровы?(М)
-какой первый звук в песенке кошки? (М)
– чем же звук отличается от буквы? (звуки мы произносим, а буквы пишем). Значит, сегодня мы познакомимся с буквой М.
Ребята, а на какие два вида мы с вами делим буквы (гласные и согласные).
Чем они отличаются друг от друга? (гласные можно петь, а согласные нельзя). Попробуем пропеть звук М. (не поется. Вывод: звук согласный).
Показ буквы «М», сопровождая показ словами
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем получилась буква М.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
Звук М – очень хитрый, он бывает твердым и мягким.
Я вам сейчас буду называть слова, а вам нужно определить, какой звук М в этом слове – твердый или мягкий. (муха, мел, маска, масло, мясо, мак, мяч, мышка, миска).
Физкультминутка.
А – закружилась голова
У – нежно ушки я потру
О – поднимаем мы плечо
Э – эскимо купили мне
Ы – задрожали все кусты
И – мы ребята силачи.
Скоро у нас ребята Новый год и я предлагаю вам нарядить елочку.
Игра «Нарядим елочку» (определение позиции звука в слове).
Красный кружочек (буква в начале слова)
Желтый (в середине)
Синий (в конце)
Машина, мандарин, кормушка, гном, шмель, дом, мороз, зима, дым, камыш, компьютер, маска.
Звуковой анализ слова «малыш»
Какой звук в слове первый? М
Какой же второй? А
Какой третий звук? Л
Есть еще звуки в этом слове? Какие? Какие по счету?
Четвертый звук Л и пятый звук М.
Сколько всего звуков в слове? (пять)
Сколько согласных звуков? (3) Назовите их.
Сколько гласных звуков? (2)Назовите.
Сколько слогов в слове? Определите.
Вывод: Гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком или по частям.
Игровое задание волшебная нить.
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
nsportal.ru
МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» №76 г.Тюмени
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Подготовила:
Учитель – логопед Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2017
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.
Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.
Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).
– За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!
А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?
– Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
А, О, У, Ы, Э, И.
– Они какие?
– Гласные.
– Как они произносятся?
– свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).
Усвоение нового материала:
Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
– Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина-игрушка)
– Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый …. (МЯЧИК).
– Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.
МАШИНА, МЯЧ.
– Назовите первые звуки эти слов.
ММММашина [М], ММММЯчик [М’].
– Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Кто сможет придумать слова со звуком «М».
3. Уточнение артикуляции звука:
– возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).
– А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).
– Что происходит с нашими губами?
– Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
– А воздух выходит свободно?
– Нет.
– Что ему мешает?
– Губы.
4. Характеристика звуков:
– А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
– Согласными.
– Значит, звуки [М], [М’] согласные.
– Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?
– Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).
– А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.
– Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).
– А мягкие? (Зеленым).
Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».
Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.
Игра: «Где живет звук»
Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.
– Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.– А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).
Физминутка.
Тук ток, туки ток,
Застучал молоток,
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом
С окнами большими
Со ставнями резными,
Тук ток, туки ток
Замолчал молоток,
Вот готов новый дом,
Будем жить мы в нем.
(Молодцы, садимся на свои места).
Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».
МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.
Игра: «Подбери слово-действие».
МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….
– Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.
Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «эМ».
– А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).
– Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).
Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».
– Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].
Глупый – (мудрый)
Много – (мало)
Большой – (маленький)
Сухой – (мокрый)
Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.
Игра: «Отгадай загадки».
А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке.
Скользкие да гладкие. (Маслята)
От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Пока я ночью сладко спал,
Пришёл волшебник с кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Через речку во всю ширь
Лёг могучий богатырь.
Он лежит — не дрожит,По нему трамвай бежит. (Мост)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
Задки про лесных зверей:
– Послушайте первую загадку:
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода-кора? (ЗАЯЦ).
– Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).
– Послушайте вторую загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
– Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).
– Послушайте следующую загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).
– Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).
Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
– На, Мурка молоко.
– Мур-мур-мур, – благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Беседа о диких животных.
– Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).
– Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.
– Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!
Повтори чистоговорки.
Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мы – мы – мы – погуляли мы. Мо – мо – мо – едим эскимо.
Повтори пословицы, поговорки.
Много снега – много хлеба. Много воды – много травы. Москва – всем городам мать.
Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице. (Морковь)
В голове горошки. (Мак)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает. (Муха)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
И шалить без передышки
Целый день могли…(мартышки).
Два часа мочалкой…(мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на…(машине).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).
Повтори слова.
Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова:
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.
Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.
Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).
– За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!
А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?
– Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
А, О, У, Ы, Э, И.
– Они какие?
– Гласные.
– Как они произносятся?
– свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).
Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
– Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина-игрушка)
– Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый …. (МЯЧИК).
– Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.
МАШИНА, МЯЧ.
– Назовите первые звуки эти слов.
ММММашина [М], ММММЯчик [М’].
– Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Кто сможет придумать слова со звуком «М».
3. Уточнение артикуляции звука:
– возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).
– А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).
– Что происходит с нашими губами?
– Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
– А воздух выходит свободно?
– Нет.
– Что ему мешает?
– Губы.
4. Характеристика звуков:
– А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
– Согласными.
– Значит, звуки [М], [М’] согласные.
– Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?
– Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).
– А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.
– Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).
– А мягкие? (Зеленым).
Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».
Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.
Игра: «Где живет звук»
Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.
– Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.
– А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).
Физминутка.
Тук ток, туки ток,
Застучал молоток,
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом
С окнами большими
Со ставнями резными,
Тук ток, туки ток
Замолчал молоток,
Вот готов новый дом,
Будем жить мы в нем.
(Молодцы, садимся на свои места).
Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».
МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.
Игра: «Подбери слово-действие».
МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….
МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….
– Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.
Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «эМ».
– А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).
– Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).
Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».
– Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].
Глупый – (мудрый)
Много – (мало)
Большой – (маленький)
Сухой – (мокрый)
Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.
Игра: «Отгадай загадки».
А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Вкусны — оближешь пальчики! —
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке.
Скользкие да гладкие. (Маслята)
От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Пока я ночью сладко спал,
Пришёл волшебник с кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Через речку во всю ширь
Лёг могучий богатырь.
Он лежит — не дрожит,
По нему трамвай бежит. (Мост)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
Задки про лесных зверей:
– Послушайте первую загадку:
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода-кора? (ЗАЯЦ).
– Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).
– Послушайте вторую загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).
– Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).
– Послушайте следующую загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).
– Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).
Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
– На, Мурка молоко.
– Мур-мур-мур, – благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Беседа о диких животных.
– Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).
– Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.
– Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!
Повтори чистоговорки.
Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мы – мы – мы – погуляли мы. Мо – мо – мо – едим эскимо.
Повтори пословицы, поговорки.
Много снега – много хлеба. Много воды – много травы. Москва – всем городам мать.
Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице. (Морковь)
В голове горошки. (Мак)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает. (Муха)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
И шалить без передышки
Целый день могли…(мартышки).
Два часа мочалкой…(мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на…(машине).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).
Повтори слова.
Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова:
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
nsportal.ru
В каких словах вы услышали звук [м]? | Маша, маленький, сломала |
Какой это звук? | Согласный, твёрдый |
Каким цветом мы его обозначим? | Синим. Дети показывают синий квадратик. |
В каких словах вы услышали звук [м’]? | Медведи, Мишки. |
Как звучит звук [м’]? | Мягко, нежно. |
Этот звук какой? | Согласный, мягкий. |
Каким цветом обозначим мягкий звук? | Зелёным. |
Скажите Машеньке, какие ещё звуки вы знаете? | Гласные. |
В каком домике живут гласные? | Гласные звуки живут в красном домике. |
Каким квадратиком мы обозначим гласные звуки? | Красным. |
А теперь мы с вами покажем Машеньке, какими цветами мы обозначаем звуки. Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите красный квадрат. Если слово со звуком [м’] – какой? | Зелёный квадрат. |
А если слово начинается на звук [м]? | Синий. |
Молодцы! Слушайте внимательно! | |
Май, утка, метро, Москва, миска, аист, мыло, масло, игра, маска, мел, ум, мошка, мяч. | Дети поднимают нужный квадратик. |
Молодцы, дети! | |
От лица Машеньки: Мне понравилось, как вы отвечали, но я очень огорчилась, что сломала стульчик. Я решила попросить у медведей прощение и отнести им подарки. Давайте поможем Машеньке подобрать подарки медведям, в их названии должны быть звуки [м] [м’]. | |
Что любят медведи? | Малину, мёд, мясо. |
Какие игрушки можно подарить медведям? | Машинку, мяч, матрёшку, мозаику, пирамидку, мебель. |
Какие ещё предметы можно подарить медведям? | Дети называют разные предметы и определяют, какой звук в слове, твёрдый или мягкий. |
Дети, давайте поможем Маше подобрать слова-действия. | |
Мы с Машей в лес… | пойдём |
На машине… | поедем, помчимся |
Бегом… | побежим |
Подарки… | подарим, вручим, отдадим, отнесём |
Какой звук произнесли вы в конце этих слов? | Мы произнесли звук [м] |
Какой это звук? | Твёрдый |
Дети, Машеньке очень захотелось поучиться вместе с вами. Давайте научим её читать. Ведь она же не умеет читать. | |
Выставляется слоговая таблица: МА МЯ АМ | Дети читают сначала хором, а потом вызываются по одному. |
Дети, а в каких столбиках звук будет твёрдый? | В первом и третьем столбиках |
А в каком мягкий? | Во втором столбике |
Молодцы! |
nsportal.ru
Непосредственная – образовательная деятельность по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе
Звуки [М] – [М’]. Буква М
Программное содержание:
Коррекционно – образовательные задачи:
Коррекционно – развивающие задачи:
Коррекционно – воспитательные задачи:
Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,
1. Организационный момент
(Дети стоят в кругу и повторяют вместе с логопедом.)
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши ручки нам не мешают,
а когда надо, то помогают.
(Ребята садятся за столы, перед ними зеркала.)
2. Артикуляционная гимнастика.
Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
Два подуем в дудочки,
Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире.
Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять.
Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень.
Вырос гриб на счёте «восемь».
Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать
Поболтать и не устать.
3. Сообщение темы. Знакомство со звуками [М] – [М’]
Анализ артикуляции звуков.
– О каком из домашних животных эта загадка?
Сама пёстрая, ест зелёное, дает белое.
(Корова)
-Ты куда идёшь корова- длинные рога?
-М-м-м!- мычит корова, –
Иду я на луга.
– Послушайте, как мычит корова.
(Логопед произносит звук [М]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать)
– Произнесите звук [М]
(дети хором и индивидуально произносят звук, наблюдая за артикуляцией звука в зеркала)
– Губы сомкнуты, воздух не сможет пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашёл другой путь: выходит через нос.
Логопед делает вывод:
– если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласные.
– Вывод: звук [М] согласный, твердый.
– Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живёт голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Вывод: звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синей фишкой.
Знакомство со звуком [М’]
– М-м-м- корова замычала,
Она телёночка искала.
А телёнок ей в ответ: – Мь-мь-мь..
Корова мычит строго: м-м-м (Звук согласный, твёрдый)
А телёночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [М’] – согласный, мягкий, звонкий и обозначается зелёной фишкой.
4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Сигнальщики»
– Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [М]
– Среди других звуков: в, м, ш, н, мь, ф, п, м.
– Среди слогов: ам, ну, ми, во, му
– Среди слов: трава, молоко, копыта, сметана, Маша, Миша
5.Звуковой анализ слова МАК
Логопед:
– Коровка с телёнком очень любят пастись на лугу, а на лугу много луговых цветов и один из них самый красивый и вкусный – мак. Необходимо сделать звуковой анализ слова МАК.
(Дети выделяют каждый звук и дают ему характеристику)
Первый звук – звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой
Второй звук – звук [А] – гласный и обозначается красной фишкой.
Третий звук – звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.
Логопед демонстрирует на доске.
6. Упражнение «Определи, где находится звук»
(На мольберте выставлены картинки с предметами, в названии которых есть звук [М] и [М’])
Логопед:
– Ребята нужно назвать предмет и определить позицию звука используя фишку (в начале, в середине, в конце).
Слова: молоко, сметана, эскимо, дом, масло, мать – и – мачеха
7.Физкультминутка
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперёд, в кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди! Да смотри не упади!
А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.
8. Фонетическая разминка. Игра «Эхо»
Проговаривание чистоговорок
Ма-ма-ма- найду ягодки сама.
Ми-ми-ми- машет птица крыльями.
Ам – ам- ам- молоко котёнку дам.
Ом-ом-ом – под корягой лежит сом.
Эм-эм-эм – на трубе играет Сэм.
Ма- ма- ма – моет Маща сама.
Ом-ом-ом – мы построим снежный дом.
Ам-ам-ам- огород вскопаю сам.
Мо-мо-мо – мыло мылится само.
Ом-ом-ом- я любуюсь кораблём.
Мо-мо-мо-все мы любим эскимо.
Му-му-му – молоко налить кому?
9. Дифференциация звуков [М]-[М’]. Игра «Два грузовика»
(Логопед раздаёт детям предметные картинки.)
– Перед вами два грузовика: один синего цвета, другой зелёного.
Необходимо правильно распределить груз, в зелёный грузовик складываем предметы, в названии которых слышится мягкий звук [М’], а в синий грузовик складываем предметы, в названии которых расположился твёрдый звук [М].
10. Работа в тетрадях. Буква М
(дети садятся за столы)
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Логопед:
– Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из счётных палочек.
Дети обводят карандашом букву в тетради.
11. Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
(Логопед выставляет таблицы прямых и обратных слогов)
– Подружи звук [М] с гласными звуками. Чтение слогов.
АМ – ОМ –УМ – ИМ
МА – МО – МУ – МИ
– В слоге АМ какой первый звук ?
– [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
– Какой второй звук?
– [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.
– В слоге МУ какой последний звук?
– [У] – гласный, обозначается красной фишкой.
– Какой первый звук ?
– [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.
12. Итог
– Что Вам понравилось больше всего? С какими звуками мы с вами сегодня познакомились?
nsportal.ru
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.
2. Основная часть:
Игра «Что общего в словах?»
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
Давайте вспомним, что такое звуки? ( Это то, что мы слышим и произносим).
– Произнесём звуки [м],[м].
– Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
– Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
– Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
– Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
– Чем отличаются эти звуки?
– Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ
Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.
Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)
Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)
Знакомство с буквой м.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м’] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из 4 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).
3. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м’] и буквой М.
nsportal.ru
Тема: «Звуки М – М’ буква М».
Цели:
1.Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.
2.Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.
3.Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического слуха.
4.Научить анализу и синтезу звуковых комплексов.
5.Работать над предложением, знакомство с буквой М
6. Преобразование деформированной фразы.
Оборудование: предметные картинки на данный звук, зеркала, схемы.
Ход занятия.
1.Организационный момент, артикуляционная гимнастика.
2.Произношение, характеристика звука:
М – согласный, твёрдый, губной, обозначается синим цветом.
М’ – согласный, мягкий, губной, обозначается зелёным цветом.
Знакомство с буквой М.
3.Звуковой анализ, преобразование слогов прямых и обратных.
МА – МО – МУ- МЫ – АМ – ОМ – УМ – ЫМ
4. Д/И « Запомни, повтори» – воспроизведение слоговых рядов.
МА – МА – МЯ МУ – МУ – МИ
МЯ – МЯ – МА МИ – МИ – МУ
АМ – АМ – ОМ УМ – УМ – ЫМ
ОМ – ОМ – АМ животных, растений и птиц ЫМ – ЫМ – УМ
5. Д/И «Скажи мягко»
МА – МЯ МО – МЁ
МУ – МЮ МЫ – МИ
АМ – АМЬ ОМ – ОМЬ
УМ – УМЬ ЫМ – ИМЬ
6.Физкультминутка.
7. Развитие внимания и памяти – игры: «Что изменилось?», «Назови указанную картинку»,
«Чего не стало?».
8. Д/И «Путаница» – упражнения с деформированной фразой.
Галя, панама, лето, надеть – альбом, Катя, купить, новый –
малина, дети, лето, поливать – надевать, Коля, майка, новая –
Катя, котята, тётя, пять, у – альбом, Ваня, новый, клеить –
медведь, дети, поляна, видеть, на – лимон, Петя, купить –
летать, комната, муха, в – Дима, играть, автомат –
9. Д/И «Определи место звуков (М – М’) в словах».
( по предметным индивидуальным картинкам)
9. Д/И «Скажи наоборот»
Война – мир ссорится – мирится
быстро – медленно твёрдый – мягкий
глупый – умный большой – маленький
10. Д/И «Кто внимательный» – запомнить слова со звуками (М,М’), которые встретятся в сказке
Г. Юдина «Поэты». Г.Ф Марцинкевич стр. 30
11. Итог: Опрос по теме.
nsportal.ru