Страница обновлена 20.01.2021
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Специфика формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
ФГОС ДО предусматривает такую образовательную область, как «Физическое развитие», одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Правила и основы здорового образа жизни для детей дошкольного возраста
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.
Основы здоровья дошкольников
Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:
• биологического;
• психического;
• социального.
Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.
Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.
Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности.
Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу. Физическое развитиеФормирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим.
Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя: • двигательный режим;
• личную гигиену;
• закаливание.
Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.
Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна.
Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша.
Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.Здоровьесберегающие технологии Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• динамические паузы;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• дыхательная гимнастика;
• бодрящая гимнастика;
• подвижные игры;
• релаксация.
Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.
Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.
Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц.
Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.
После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.
Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма.
Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.
В идеале детский сад станет для вашего ребенка гладким и солнечным введением в настоящую школу, поскольку он закладывает основу для остальной части его образования. Хотя ни одна программа не идеальна, некоторые на лучше других. Узнайте, что отличает их друг от друга и как вы можете обеспечить наилучшее начало для вашего ребенка — независимо от того, какие у вас есть варианты. (Также обязательно ознакомьтесь с нашим путеводителем по детскому саду, чтобы узнать, чего вам ожидать в следующем году!)
Почему детский сад?
Во-первых, рассмотрим цель хорошей программы детского сада. Детский сад предоставляет вашему ребенку возможность учиться и практиковать основные социальные, эмоциональные навыки, навыки решения проблем и учебные навыки, которые он будет использовать на протяжении всего школьного обучения.
Как выглядит идеальный детский сад?
Спросите любое количество воспитателей и родителей, и вы получите множество различных описаний идеального детского сада. Но среди педагогов существуют определенные базовые договоренности относительно того, что делает программу хорошей. Он должен:
При выборе программ помните об этих элементах, а также о конкретных потребностях вашего ребенка и семьи. Не каждая программа идеально подходит для каждого ребенка. Некоторые дети преуспевают в программе с большей направленностью, некоторые с меньшей. Поговорите с воспитателем дошкольного учреждения вашего ребенка, посетите несколько школ и поговорите с директором или воспитателем детского сада, прежде чем принять решение.
Что делать, если программа не идеальна?
Возможно, у вас практически нет выбора, куда отправить вашего ребенка в детский сад, но вас беспокоит его качество. Во-первых, дайте программе и учителю время, чтобы год начался. Если вы наблюдали за уроком весной и кажется другим, когда ваш ребенок начинает заниматься осенью, на это может быть веская причина. Многие программы начинаются медленно, тратя время на то, чтобы помочь детям разлучиться со своими семьями и чувствовать себя уверенно в школе, прежде чем добавлять требования к обучению.
Если через несколько недель у вас все еще будут проблемы, поговорите с учителем. Спросите ее о ее целях и поделитесь своими ожиданиями. Иногда очевидное несоответствие может быть просто разницей в подходе. Поддерживайте диалог. Спрашивайте информацию, но также будьте готовы услышать «почему» философии учителя.
Тем не менее, бывают случаи, когда учитель или его подход не подходят вашему ребенку. Тогда пришло время поговорить с директором. Приходите подготовленными с четкими пунктами, которые вы хотите сделать. Это поможет директору увидеть, в чем проблема, и внести предложения, чтобы помочь вашему ребенку.
Иногда (но редко) детям необходимо перейти к другому учителю или в другую школу. Это может быть результатом многочисленных наблюдений за вашим ребенком в классе учителем, директором и/или другим специалистом. Важно иметь групповой консенсус в отношении этого решения.
Помогите своему ребенку подготовиться к успешному учебному году с помощью лучших книг для детского сада в Scholastic Store. Кроме того, изучите другие одобренные экспертами книги для детского сада, советы и ресурсы в нашем руководстве по подготовке к детскому саду, в том числе рекомендованных для детского сада.
Хотите больше занятий и идей для чтения? Подпишитесь на нашу рассылку для родителей школьников.
Привлеките внимание читателей, получая рекомендации лучших книг, советы по чтению и скидки прямо на ваш почтовый ящик.
ПОЖАЛУЙСТА, ВВЕДИТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ.
ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ РАССЫЛКИ.
Дошкольное Просмотреть образец
Начальная школа Просмотреть образец
политика конфиденциальности
Автор: Синди Лонг
Опубликовано: 07.06.2018
Игра — это работа детей, всегда напоминал нам Фред Роджерс из Mr. Roger’s Neighborhood. Но за последние два десятилетия американский детский сад стал гораздо более академическим — за счет игры.
В эпоху тестирования, NCLB и Common Core Standards детский сад превратился из времени игр и открытий в новый первый класс, где дети читают и пишут, выполняют простые математические операции и даже учатся сдавать стандартные тесты.
«Нам нужно вернуть больше игр в повседневность, — говорит Шэрон Дэвисон, воспитательница детского сада из Вермонта. «Дети получают подлинный опыт лидерства, сотрудничества и глубокого решения проблем через игру».
Многие классы жертвуют навыками открытия и критического мышления, возникающими в процессе игры, в пользу ученых, обнаружили исследователи из Университета Вирджинии под руководством исследователя политики в области образования Дафны Бассок. В период с 1998 по 2010 год они обнаружили, что классы детских садов по всей стране стали больше ориентироваться на ученых, с особым упором на продвинутые навыки грамотности, более типичные для классов первого класса.
В ходе исследования процент воспитателей детских садов, сообщивших, что они согласны (или полностью согласны) с тем, что дети должны учиться читать в детском саду, значительно увеличился с 30 процентов в 1998 году до 80 процентов в 2010 году.
«Мы слишком торопимся подтолкнуть академиков; нам нужно сосредоточиться на том, что нужно нашим ученикам в первую очередь», — говорит воспитатель детского сада из штата Вайоминг Дирк Эндрюс. «Благодаря игре я могу использовать социальные навыки, развитие речи, начальные навыки чтения и письма, а также развивать любовь к математике».
Существует огромное заблуждение, что когда ученики играют, они не учатся, говорит Эндрюс.
«Это неправда. Так много обучения ребенка строится через игру», — говорит он. «Дети лучше всего учатся через игру, потому что она позволяет им применять все, что они знают, и побуждает их задавать вопросы и искать новую информацию и открытия».
Согласно отчету «Кризис в детском саду», сила игры как двигателя обучения в раннем детстве и жизненно важной силы для физического, социального и эмоционального развития маленьких детей не вызывает сомнений, однако игра быстро исчезает из детских садов и раннее образование в целом.
«Каждый ребенок заслуживает возможности расти и учиться в экспериментальном дошкольном и детском саду, основанном на играх. Игра работает», — пишут авторы.
Мы хвалим финскую систему образования по уважительной причине: там работают высококвалифицированные, пользующиеся уважением и хорошо оплачиваемые педагоги, они неизменно занимают первые места в рейтингах самых результативных специалистов по международным тестам, таким как PISA, а также успешно подходят к обучению самых младших школьников. Они сосредоточены на игре.
«Дошкольникам» в Финляндии обычно шесть лет, и они проводят большую часть своего дня, играя. Согласно статье в Atlantic Monthly, в финском детском саду нет обычного дня.
“Вместо дневного маршрута… [существует] недельный график с не более чем несколькими основными мероприятиями в день: понедельник, например, посвящен экскурсиям, играм с мячом и бегу, а пятница – день, когда я посетил – предназначены для песен и станций».
“Однажды, Утренний Круг – общее время песен и распевов – подошло к концу, дети разошлись и стекались на станцию по своему выбору: одна включала в себя строительство крепости из простыней, одна для декоративно-прикладного искусства и одна где дети могли бы управлять воображаемым магазином мороженого».
Но финские учителя отмечают, что обучение происходит. В притворном магазине мороженого есть прайс-лист и притворные деньги. Педагоги помогают детям изучить понятия денег, цены и сдачи – математику.
В детских садах Финляндии проводятся игры свободной формы, направленные на детей, большая часть которых проводится на улице. (Дети проводят не менее 90 минут в день, играя на улице, а школы оборудованы сушилками промышленных размеров для мокрой зимней одежды.) Но, как и в магазине мороженого, здесь есть управляемая педагогическая игра, но это весело и не это похоже на урок.
«Детский сад в Финляндии не занимается академической подготовкой детей к школе», — пишет финский эксперт в области образования Паси Сальберг. «Вместо этого главная цель — сделать детей счастливыми и ответственными личностями».
Однородные школы в Финляндии и смешанные школы в Америке — это, конечно, яблоки и апельсины, но есть уроки, которые мы можем выучить и применить дома — уроки, которые некоторые ранние педагоги уже практикуют, например Шэрон Дэвисон из Вермонта.
Дэвисон включает игру в каждый день и позволяет учащимся выбирать, чем они будут заниматься.
” Выбор – одна из самых важных идей в игре, потому что учащиеся выбирают то, что им интересно, и создают игру на основе того, что они хотят знать”, – говорит она.