Peskarlib.ru > Русские авторы > Константин ПАУСТОВСКИЙ
Многочисленные рассказы Паустовского о природе раскрывают эту тему в литературе максимально четко и ярко. Константин Паустовский в своих рассказах, посвященных природе, применяет все многообразие русского языка, чтобы в ярких красках передать читателю ее благородство и красоту. Природа в рассказах автора, представлена во все времена года, а также с использованием патриотических чувств к родной стране и людям, которые в ней проживают. Читать далее…
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Когда Пётр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Стёпа не знал, что подарить отцу на прощанье, и подарил наконец старого жука-носорога.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
С тех пор как отец Маши Никита ушел на войну, в старом саду около бабушкиного дома дорожки и грядки позарастали крепкими лопухами и укропом, а крапива встала такой густой стеной и так жглась, что Маша боялась к ней подойти.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Когда при Берге произносили слово “родина”, он усмехался. Он не понимал, что это значит. Родина, земля отцов, страна, где он родился, – в конечном счете не все ли равно, где человек поя-вился на свет. Один его товарищ даже родился в океане на грузовом пароходе между Америкой и Европой.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Константин ПАУСТОВСКИЙ
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.
Творчество писателя примечательно большим числом непривычных моментов, оно полностью вбирает в себя значительный опыт, который Паустовский накапливал всю свою жизнь. Это заметно, начиная с его биографии и заканчивая самыми последними работами, где можно выделить яркие эмоции и чувства автора при написании своих неповторимых работ. Константин Георгиевич писал произведения, где присутствовало описание природы, взаимоотношений и любви к окружающему миру. Творчество автора неразрывно связано с природой, животными и взаимоотношениями людей.
Из биографии писателя видно, что самые первые его работы были опубликованы в разнообразных журналах. Одним из первых романов считается «Романтики», это работа над которой Паустовский трудился более семи долгих лет. По мнению самого автора, в его работах всегда присутствует определенная доля романтического настроения. Рассказы Паустовского для детей очень поучительны и популярны сегодня, их всегда можно прочитать онлайн, что очень удобно и практично. Сказки и стихи Паустовского можно найти в списках разных сайтов.
Рассматривая многочисленные факты из биографии писателя, можно понять, что указанные темы его сильно вдохновляли и интересовали. Для детей писатель написал много рассказов и сказок, которые нравятся детям разной возрастной группы, потому как содержат в себя актуальные и познавательные темы. Автор много времени уделял романам, поэтому к их написанию относился очень серьезно и ответственно. Как правило, на романы у него затрачивалось больше всего времени. В разных странах мира уважают и ценят работы этого известного и популярного автора. Текст различных произведений Паустовского, можно найти в сети.
Творчество К.Г. Паустовского для детей
Константин Георгиевич Паустовский – писатель, в произведениях которого высокая поэзия неразрывно и органично сливается с образовательной тенденцией. Паустовский является общепризнанным мастером слов, который считал, что писательство является призванием, которому он должен посвятить себя целиком.
Чтобы иметь право писать, необходимо хорошо знать жизнь, будущий писатель став молодым человеком решил отправиться в путешествие по стране, с нетерпением впитывая впечатления. Исследователь творчества К.Г. Паустовского Л. Кременцов отмечал, что вырасти в крупного мастера писателю позволили, прежде всего, психологический тип его личности – необычайно эмоциональный и в то же время волевой, а кроме того, прекрасная память, живой интерес к людям, к искусству, к природе; с годами – и широкая эрудиция, культура, богатейший жизненный опыт.
С детской литературой Паустовский давно связан. Многие его работы были опубликованы в детских журналах и детских издательствах. Журнал «Детская литература», опубликованный до войны, неизменно отвечал на каждую новую работу Паустовского.
Прошлое, настоящее и будущее объединяются в писательских писаниях, призывают поверить в мечту, стремиться к ее реализации. В своей работе он часто обращался к аудитории детей, создавая для них сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).
В этих работах всегда есть юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского артистически совершенны, что также дает нам право сказать, что это рассказы для детей. Рассказы Паустовского стилистически безупречны. Способность проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» между человеком и природой («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце молодого читателя.
Работу «Заботливый цветок» Паустовский относится к сказке, поскольку все, что происходит в природе, – это волшебство, чудо. Этим он хотел показать, что красота вся и кроется в повседневности, просто нужно уметь увидеть.
Простые в сюжете, написанные в лаконичной, «сжатой» прозе, работы Паустовского обогащают человеческую душу, помогают эстетическому и эмоциональному развитию подрастающего читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,— говорит старику собиратель песен в рассказе «Колотый сахар».
Познавательный разнообразный материал, который содержится почти в каждом произведении писателя, простота и увлекательность изложения, где четко выражено отношение к добру и злу, стилистическое совершенство – все это обеспечивает книгам Паустовского прочный успех и широкую популярность среди юных читателей.
Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Известный критик детской литературы А. Роскин заметил, что если бы чеховские герои из рассказа «Мальчики» читали Паустовского, то бежали бы они не в Америку, а на Кара-Бугаз, на Каспийское море, — столь сильно было влияние его произведений на юные души.
Его книги учат вас любить свою природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и быть в состоянии фантазировать, быть добрым, честным, способным распознавать и исправлять свою собственную вину, другие важные человеческие качества, которые так необходимы в жизнь.
О юности и детстве писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Его первые работы были полны ярких экзотических красок. Объясняется это тем, что вокруг него в детстве постоянно «шумел ветер необычайного» и его преследовало «желание необыкновенного».
Особенностью Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, ему удалось оставаться реалистично конкретным. Тщательный взгляд на все проявления жизни людей и природы не заглушил романтический звук прозы Паустовского. Он сказал, что романтика не противоречит острой заинтересованности в «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.
С большой щедростью зерна романтики рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях. В «Барсучьем носе» (1935) – мальчик наделен особым зрением и слухом: он слышит шепот рыбы; видит, как муравьи устраивают паром через поток сосновой коры и паутины. Не удивительно, что именно ему дано было увидеть, как барсук лечит обожженный нос, засунув его в мокрую и холодную труху старого соснового пня. В рассказе «Ленька с Малого озера» (1937) – мальчик очень хочет узнать, из чего сделаны звезды, и отважно отправляется по болотам искать «метеор». История полна восхищения ненасытностью мальчика, его пристальным наблюдением: «Ленька первый, из многих сотен людей, которых я встречал в своей жизни, рассказал мне, где и как спит рыба, как годами тлеют под землей сухие болота, как цветет старая сосна и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки». У героя обеих историй был настоящий прототип – маленький друг писателя Вася Зотов. Паустовский часто возвращался к этому образу, давая разные имена. Например, в рассказе «Заячьи лапы» (1937) он – Ваня Малявин, осторожно, нежно заботясь о зайце с лапами, опаленными во время лесного пожара.
Атмосфера юмора, доброты, наполняет сказки Паустовского и рассказы о животных. Красный котик-вор («Кот-ворюга», 1936), долгое время преследовал людей с невероятными трюками и, наконец, пойман «в действии», поскольку наказание получает «чудесный обед» и даже способен на «благородные дела». Щенок выгрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За эту выходку хулигана щенка не взяли на озеро. Но он то же совершает «щенячий подвиг»: ночью один бежит через лес к озеру. И вот уже «мохнатая, мокрая от слез Мурзикина морда» прижимается к лицу рассказчика.
Писатель убежден, что общение между детьми и животными должно основываться на любви и уважении. Если же этого не происходит – как в сказке «Теплый хлеб» (1945), — то происходят самые страшные события. Мальчик Филька оскорбил раненого коня, и затем лютый мороз упал на деревню. Только искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину, наконец, привело к тому, что задул «теплый ветер».
Романтическая узость повествования, характерная для писаний Паустовского, появляется уже в самом начале сказки: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».
Характерной особенностью рассказов Паустовского является искусная смесь настоящего и прекрасного. Петя пасет колхозных телят, наблюдает за бобрами и птицами, рассматривает цветы и травы. Но вот в повествование вплетается история нападения старого медведя на стадо. Все животные и птицы находятся на стороне Пети и яростно сражаются с медведем, на человеческом языке угрожая ему («Дремучий медведь», 1948). Обычная жизнь девчушки Маши в «Растрепанном воробье» (1948) продолжается параллельно с фантастической жизнью птиц – старой вороной и оживленным воробьем Пашкой. Ворона украла у Маши букет из стеклянных цветов, а воробей забрал его и вывел на сцену театра, где танцевала Машина мама. Персонажи Паустовского – «артельные мужички», лягушка-квакша или «заботливый цветок» – помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно дидактическое направление его работ, предназначенных для детей. Гармония человеческих чувств и красоты в природе является идеалом Константина Паустовского. Слова Константина Георгиевича Паустовского «Люди обычно уходят в природу, как на отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием» могут быть своего рода лейтмотивом работы писателя. В русской прозе он оставался в основном певцом природы среднерусской полосы.
Например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1948), «Растрепанный воробей» (1948) или «Теплый хлеб» (1954).
По его манере, Паустовский оказался близким к Андерсену: он также знал, как видеть в обычном необычном, его работы всегда насыщены событиями, и любое событие кажется необычным, выходящим из обычной серии вещей. Животные и птицы способны вести очень интересный диалог с человеком, в то время как основная идея автора всегда выражается ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличаются особой грацией, они написаны простым и емким языком: «Музыка громко и весело запела о счастье», «Ночью в лесу выли продрогшие волки», «Вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки».
Кобрин → Выдающиеся личности
Константин Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был военным, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского, его дед был кротким голубоглазым стариком, любившим трещать тенором старинные мысли и казачьи песни, и рассказывающим много невероятных, а иногда и трогательных историй «из самой бывшей жизни».
Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников закрепилась слава легкомысленного человека, с репутацией провидца, который, по словам бабушки Константина, “не имел права жениться и иметь детей”. Происходило оно от запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно поселился в Киеве, позже на Юго-Западной железной дороге.
У Константина Паустовского было два брата и сестра. Позже он рассказывал о них: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним долгий путь отступления от Люблина в Польше до города Несвижа в Белоруссии. мне стало известно, что в один и тот же день двое моих братьев погибли на разных фронтах. Я остался с матерью совсем один, кроме полуслепой и моей больной сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936.
В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он учился в шестом классе, отец ушел из семьи, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учиться репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необычного преследовало меня с детства.
Мое состояние можно было определить двумя словами: преклонение перед воображаемым миром и — тоска от невозможности его увидеть. два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. Позднее Паустовский рассказывал о своей юности: «Я учился в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» — русской литературы, истории и психологии. Мы знали литературу и любили и, конечно, тратил больше времени на чтение книг, чем на подготовку уроков.Киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины была лучшей порой – временем порывистых мечтаний, увлечений и бессонных ночей-.Она тонула в росистой сирени, в слегка липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополя и розовых свечей старых каштанов.Такой весной надо было влюбляться в гимназисток с густыми косами и не писать стихи.И я их писал без всяких воздержусь,по два-три стихотворения в день.
Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный на последнем курсе гимназии, был опубликован в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем был перевелся в Московский университет, летом еще подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал водителем московского трамвая, а также работал в санитарном поезде. В 1915 г. с полевым санитарным отрядом отступил вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 Я перешел из поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним долгий путь отступления от Люблина в Польше до города Несвижа в Белоруссии».
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал бродяжничать. Через год работал на сталелитейных заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать первый роман «Романтизм», изданный в 1935. Который этот роман, по содержанию и настроению соответствовал своему названию, был отмечен авторскими поисками лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать законченное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, чтобы его пытались превратить из художника в добытчика. Судьба художника, стремившегося преодолеть одиночество, стала главным мотивом «Романтики».
Паустовский встретил Февральскую и Октябрьскую революции 1917 в Москве. После победы Советской власти он стал работать журналистом и «вел напряженную жизнь газетных изданий». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько революций во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, куда попали в среду такие же, как и он, молодые писатели. Прожив два года в Одессе, Паустовский уезжает в Сухуми, затем переезжает в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и Северную Персию. Об этом времени и своих скитаниях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в кружок молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгелия, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь. ,Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич.Я жила в Одессе у моря,и много писала,но еще не печаталась,считая,что я еще не добилась умения схватывать какой-либо материал и жанр.Скоро меня “муза дальние странствия». Я уехал из Одессы, жил в Сухуми, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, до сих пор, наконец, не вернулся в Москву».
Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский стал работать редактором журнала РОСТ.
К. Паустовский. 1930-е годы.
История создания “Кара-Бугаза” подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского “Золотая роза” 1955 года – одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказак о разработке месторождений глауберовой соли в заливе Каспийского моря так же поэтичен, как о странствиях юноши-романтика в первых произведениях. Рассказ «Колхида» в 1934 посвящен трансформации исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков. Великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани стал прототипом одного из героев Колхиды. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он еще много ездил, жил на Кольском полуострове и в Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.
Отправившись санитаром на Первую мировую войну, будущий писатель встретил сестру милосердия Екатерину Загорскую, о которой сказал: “Я люблю ее больше матери, больше себя… Хатидже – это порыв, грань божья, радость , тоска, болезнь, небывалые достижения и муки…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна провела лето 19 лет14 в маленьком поселке на берегу Крыма, и местные татары называли ее Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной слободе в Рязани под Луховицами, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовского родился сын Вадим. Он в течение всей жизни позднее бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касающиеся родословной Паустовского – документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где был его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самоотверженным рассказчиком. Не менее интересными были и содержательные его публикации о Константине Паустовском – статьи, очерки, комментарии и эпилоги к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар.
Вадим Константинович много времени в качестве консультанта посвятил литературно-музейному центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, совещаний, музейных вечеров, посвященных творчеству. своего отца.В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что согласилась на развод с мужем сама, так как не могла вынести ту, что “связалась с поляком”, имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о расставании родителей так писал в комментариях к первому тому сочинений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но “Конечно, не все отражены. Двадцатые годы были очень важными для отца. Как мало он печатался, очень много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Его первые книги прошли почти незамеченными, то сразу литературный успех начала 19Затем последовали 30-е годы. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? Да и нет. В юности была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был весьма склонен к размышлению, к созерцательному восприятию жизни. Мать, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В его независимом характере необъяснимым образом встретились независимость и ранимость, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «искренняя преданность делу», и в то же время любил повторять: «Екатерина Степановна — фантастическая женщина». Пожалуй, к этому можно отнести слова В. И. Немировича Данченко о том, что «ничем русская интеллигентная женщина в мужчине не могла так беззаветно увлекаться, как талантом». Поэтому брак был крепок, пока все было подчинено главной цели – литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком с творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец был не таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Много чего собралось, и обоим пришлось много чего подавить. Словом, если ценящие друг друга супруги все же расстаются, – для этого всегда есть веские причины. Эти причины усугубились с началом тяжелого нервного истощения у матери, которое развивалось постепенно и начало проявляться ровно в середине 30-х годов. У отца следы тяжелых лет тоже остались до конца жизни в виде тяжелейших приступов удушья. В “Далеких годах”, первой книге “Рассказы о жизни”, много рассказано о распаде родителей отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение»9.0005
Паустовский К.Г. и Навашина-Паустовская В. В. на узкоколейной железной дороге в Солотче. В окне машины: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.
Паустовский познакомился с Валерией Валишевской-Невашиной Константином во второй половине 1930-х годов. Он был женат, она была замужем, но оба они ушли из семей, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновителем многих его произведений — например, при создании произведений «Партия Мещерских» и «Бросок на юг». Валишевская была прототипом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в XIX веке польского художника Сигизмунда Валишевского.20-х годов, чьи работы были в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году он передал в дар Национальной галерее в Варшаве более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского, сохранив за собой самые любимые.
Паустовский К.Г. и Навашина-Паустовская В.В. Конец 1930-х годов.
Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский район, где он долгое время жил с одним или с друзьями писателями – Аркадием Гайдаром и Рубеном Фраерманом. Паустовский писал о любимом им Мещере: “Самое великое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском районе. Счастье близости к земле, концентрации и внутренней свободы, любимых мыслей и напряженного труда. В Центральную Россию – и только ее – Большинством написанного мною обязан, упомяну лишь основные: “Партия Мещерских”, “Исаак Левитан”, “Рассказ о лесах”, цикл рассказов “Летние дни”, “Старая лодка” , “Октябрьская ночь”, “Телеграмма”, “Дождливая заря”, “Кордон 273”, “В глубине России”, “Наедине с водопадом”, “Ильинский водоворот”. Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческого — и это возможно, и физического — спасения во время сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди которых “Снег” 1943 года и “Дождливый рассвет” 1945 года, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Также «Тарусские страницы» в 1961 году стали одним из авторов важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгаков, Александр Грин и Николай Заболоцкий гоняют Сталина.
В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра им. Мейерхольда Татьяной Евтеевой-Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.
Паустовский с сыном Алешей и последней женой Татьяной Арбузовой.
До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. “Нежность, мой единственный человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было на свете. Не было и не будет, всякая другая любовь – вздор и вздор. Пусть тихо и радостно бьется сердце твое, мое сердце! будем счастливы, все! Знаю и верю. ..” – написал Константин Паустовский Татьяне Евсеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 19 лет.50. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере литературного дома, в сфере интеллектуальных исканий юных писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая иногда из дома на двое, на трое суток. Он писал удивительные и не всем понятные картины и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.
К. Г. Паустовский. Таруса. Апрель 1955 г.
С 1945-го по 1963-й годы Паустовский написал основное произведение – автобиографическую “Повесть о жизни”, состоящую из шести книг: “Далекие годы”, “Беспокойная юность”, “Начало неизвестного века”, ” Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга странствий».
В «Повести о жизни», во второй ее части — «Беспокойная молодежь» — один из разделов носит название «Город Кобрин». «Мы выехали из Бреста в город Кобрин, — так начинается повествование. — С нами пан Гронский пошел по помятому и исцарапанному Форду. Брест горел. Взорвали крепостные остроги. Небо поднялось позади нас розовым дымом…» И далее: К вечеру мы вошли в город Кобрин.Черная, как уголь, земля взбаламутилась в жиже от отступающего войска.Покосившиеся дома со снесенными гнилыми крышами ушли в грязь на порогах.
Ржали в темноте кони, мутно светили фонари, лязгали расшатавшиеся колеса, а с крыш шумными струями лился дождь. В Кобрине мы видели, как увозили из города святого еврейского, так называемого «цадика».
Гронский рассказал нам, что в Западном регионе и Польше есть несколько таких цадиков. Живут они всегда на мелких местах…» В Кобрине санитары остановились в синагоге. По улице прошли передвижные кухни. Голодная толпа беженцев рвалась к котлам с едой. Безумные, голодные люди со стеклянными глазами затоптали, задавили мальчика, которого Санитары проспонсировали и хотели накормить. «Мы со Сполохом бросились к мальчику, но толпа нас отшвырнула. Я не мог кричать. Судорога сжала мне горло. Я выхватил револьвер и выстрелил в воздух. Толпа была распределена. Мальчик лежал в грязи. Слеза еще скатилась с его мертвенно-бледной щеки…»
В середине пятидесятых к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель стал часто ездить по Европе. Он посетил Болгарию, Чехословакию, Польшу, Турцию, Грецию, Швецию, Италию и другие страны. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых зарисовок 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.
Большинство современных читателей знает Константина Паустовского как певца русской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому известны сейчас яркие и убедительные романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти ХХ века на фоне страшных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только известным, но и неизвестным и забытым. Ему удалось опубликовать несколько очерков кратких, но колоритных биографий писателей, с которыми он был или хорошо знаком лично, — Горького, Олеши, Пришвина, Грина, Багрицкого или тех, чье творчество особенно увлекало его, — Чехова, Блока, Мопассана, Бунина и Хьюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценил жизнь Паустовского в не лучшее для мастера изящной словесности время. Его литературная зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е, когда Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин – в культурологии, Паустовский – в изучении природы языка и творчества, в красоте рязанских лесов, в тихом провинциальном уюте Тарусы.
К. Г. Паустовский с собакой. Таруса. 1961.
Константин Георгиевич Паустовский скончался в 1968 году в Москве, по завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, – высокий холм, окруженный деревьями с отблеском на реке Таруску, – было выбрано писателем.
Автор Галина Татьяна
Использованные материалы:
К.Г. Паустовского «1966 год короток о себе».
К.Г. Паустовского “Письма из Тарусы”
К.Г. Паустовский “Чувство истории”
создатель эссе
irs-taxid-number.com
некоммерческая организация ein number
молодежные бейсбольные тренировки
Книги 600252411
ЖУРНАЛ: Этот новый перевод повторно знакомит английских читателей с первыми тремя томами этой эпической русской работы. От душераздирающих сцен войны до выходок школьников книга очень трогательна.
Эрик Вандерволл Специально для Star Tribune
17 февраля 2023 г. — 7:45
Сохранить
Нажмите на закладку, чтобы сохранить эту статью. Посмотреть сохраненные статьи
Подарите эту статью Отправьте эту статью кому угодно, для ее просмотра подписка не требуется
Размер текста
Доля Артикул
Константин Паустовский назвал свой шеститомный автобиографический труд «Повесть одной жизни», и это была настоящая жизнь. Он служил санитаром во время Первой мировой войны, подрабатывал разными случайными заработками (в том числе кондуктором трамвая, инспектором боеприпасов и помощником рыбака), писал о русской революции, работал военным корреспондентом во время Второй мировой войны и был номинирован на Нобелевскую премию за Литература в 1965.
Новый перевод Дугласа Смита делает первые три из шести томов «Истории жизни» доступными на английском языке впервые за несколько десятилетий. Использование слова «история» имеет решающее значение; это произведение литературы, а не истории. Как пишет Смит во введении, «работа движется вперед не столько по велениям хронологии, сколько благодаря силе памяти».
Особенно это касается первого тома «Далекие годы», в котором главы функционируют почти как самостоятельные истории. Паустовский вызывает в памяти мечтательность своего книжного детства, а затем шутки и печали школьных лет. Лирические, медитативные пассажи резко противопоставляются личным трагедиям, в том числе мощной и сдержанной главе «Смерть моего отца», открывающей книгу. Важные исторические события, такие как провал 1905 революция — развернуться на периферии: «Самодержавная Россия расползлась, как кусок гнилого старого сукна».
Второй том, «Беспокойная юность», начинается в 1914 году, когда Россия только что вступила в Первую мировую войну. Это было время, когда «жизнь стала неузнаваемой» и все, «что казалось привычным и постоянным, исчезло в одно мгновение». Это более жестокий том, в котором Паустовский находится на Восточном фронте, наблюдая резню войны и хаотический крах вооруженных сил. Посреди этого Паустовский, всегда поэт, отмечает «низко висящее оловянное небо» или вид «надменных аистов» в их гнездах. В последней главе тома «Сырой февраль» Паустовский описывает 1917 революция, положившая конец царскому правлению. «Россия обрела голос и заговорила», — пишет он о своем оптимизме в те первые дни.
«Заря неопределенного века» начинается здесь и заканчивается за несколько мгновений до взятия Красной Армией Одессы в феврале 1920 года. Как и его друг и современник Исаак Бабель, Паустовский слагает поэзию войны: «Пули пели своими собственными нотами — одни слегка свистнули, другие заскулили, третьи издали какой-то странный визжащий звук, как будто кувыркались в воздухе».
Этот том в большей степени, чем два предыдущих, также изобилует философскими отступлениями о тонкой оболочке, отделяющей цивилизацию от «бездонного моря темной дикости», а также писательскими размышлениями о необходимости «энергии и аскезы» для хорошей прозы и силы литературы, чтобы приблизить «нас к золотому веку наших мыслей, наших чувств и наших действий».
Ни одна рецензия не может отдать должное этой книге. На 800 страницах Паустовский — спутник читателя в путешествии, которое, кажется, охватывает всю жизнь, насквозь пронизанное оптимизмом автора. Объем может показаться устрашающим, а имена чуждыми тем, кто не знаком с русской литературой, но книга предлагает мощный литературный опыт, для которого нет такой высокой или пылкой рекомендации, как эта потрясающая книга сама по себе.
Эрик Вандерволл — писатель и музыкант. Его работы публиковались в Los Angeles Review of Books, Chicago Review of Books, Open Letters Review и других изданиях.
История одной жизни
Автор: Константин Паустовский, перевод с русского Дугласа Смита.
Издатель: New York Review of Books, 816 страниц, 24,95 доллара.
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Star Tribune
Еще от Variety
Бизнес
45 минут назад
MLB Шоу преодолевает барьер видеоигр: Впервые франшиза представит некоторых из величайших игроков Негритянской лиги — от Сэтчела Пейджа до Джеки Робинсона — в издание игры 2023 года в качестве игровых персонажей.