Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой»
Конспект по окружающему миру в средней группе
на тему: «Золотая осень»
Воспитатель: Старовойтова Н.Ю
Стрежевой 2018 г
Конспект НОД в средней группе «Золотая осень»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; уточнить и закрепить знания о деревьях.
2. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа.
– Наблюдения за живой и неживой природой.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
Ход НОД:
– Добрый день! Ребята, сейчас у нас с вами будет занятие которое называется деятельность в природе, т.е мы с вами будем говорить об окружающем мире вокруг нас.
-Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.
– Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?
-Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
-Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень».
-А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.
1.Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
-Как вы думаете, что такое листопад?
-Листопад –это опадение листьев у деревьев и кустарников. Листья могут опадать одновременно все в определённый период года(осенью)
2. Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
-Как вы думаете, что такое иней?
-Иней – это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью).
3.Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
4.Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
5.В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)
6.Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем… (гербарий)
-Как вы думаете, что такое гербарий?
Гербарий- коллекция засушенных растений.
Игра: «Осенью» (с мячом).
Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».
– Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
– Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь давайте поговорим об осени.
-Ребята, первый осенний месяц – это сентябрь. Давайте вместе повторим!
-Это какая осень? (Ответы детей)
– Да, это ранняя осень. Что бывает ранней осенью? (Ответы детей. Листья на деревьях начинают желтеть, птицы собираются в стаи, люди убирают с огорода урожай и т. д.)
– А как готовятся к зиме звери? (Ответы детей. Звери строят норки, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимней шёрстки мех гуще, пышнее и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, медведь наедает подкожный жирок, делает себе около большой коряги берлогу: стеллит сухие листья, натаскивает еловые ветки)
– Какие работы у людей в саду, в поле? (Люди убирают урожай).
– Ребята, так откуда опадают листья?
-С деревьев!
– Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
-Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)
-Из каких частей состоит дерево?
(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).
– Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, рябина).
-Молодцы ребята! Давайте немного отдохнем!
Физминутка.
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
– Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в корзину.
Воспитатель:
– Ребята, наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках.
Физминутка.
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках. )
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Цель: Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира; расширить представление детей о поведение диких животных осенью; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать музыкально-творческие способности детей.
Материал и оборудование: костюм осени (для взрослого), нарисованные осенние листья, картины с изображением пасмурной и солнечной золотой осени, листы белой бумаги, гуашь, вода, салфетки, макет цветка с разноцветными лепестками, корзина с яблоками, макет лиственного дерева, нарисованный замок, мольберты, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: осень дождливая, пасмурная, золотая, хмурая; пора увядания; страна, приметы.
Предварительная работа:
1. Разучивание скороговорок.
2. Повторение пальчиковой игры: «Замок»
3. Беседа о грибах съедобных и несъедобных, рассматривание иллюстраций и макетов грибов.
4. Разучивание разминки «Мы – осенние листочки»
5. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (рис. скомканной бумагой)
Ход занятия:
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
А кто я угадайте из моих загадок?
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Осень: Не догадались? Тогда слушайте следующую загадку.
Я деревья раздеваю
И листочки с них снимаю.
Дети: Осень.
Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам в гости рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне.
А для этого я предлагаю вам отправиться ко мне в гости на осеннюю полянку. Согласны? (Да). Итак, в путь!
Подводит детей к двери с замком (дверь в группу), делает вид, что ищет ключ.
(Осень): Я, кажется, потеряла ключ от замка! Помогите, пожалуйста, отпереть дверь. Ребята, а чем мы можем открыть дверь?
Дети: Ключом, игрой замочек.
Осень: Как хорошо, что вы знаете такую игру.
«Замок»
На двери висит замок, |
Руки в замок |
Кто открыть его бы смог? |
Потянули, покрутили, постучали |
И… открыли! |
Раскрывают руки |
Спасибо вам за помощь. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну,страну загадочную, полную тайн, страну под названием осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать… (Звучат голоса птиц)
Осень: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
У каждого времени года есть свои приметы.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Осень: Ребята, проходите ко мне на лесную полянку, и присаживайтесь на пенёчки.
Осень: Ребята, а какие приметы осени вы еще можете назвать?
Дети: Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве, синицы в стаи собираются, летает паутина – будет тепло, птицы в стаи собираются и кричат, к дождю.
Осень: Ребята, есть такая поговорка: В сентябре и лист на дереве не держится, а пословица гласит: «Сентябрь птиц в дорогу торопит»,
Молодцы, вы знаете приметы осени.
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: грибы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Осень: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик, …)
А несъедобные? (мухомор). А можно эти грибы пинать или топтать?
Дети: Нет!
Осень: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Осень: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу.
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик)
Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…
Осень: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик, а белочка? А мишка что делает?
Осень: А как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Осень: Молодцы, а что делаю муравьишки?
Дети запасаются кормом и закрываются в муравейнике.
Осень: А можно разрушать муравейник? (нет) Конечно, нет, муравьи – санитары леса, их трогать нельзя!
Осень: Ребята, а можно шуметь в лесу? А ломать ветки на деревьях?
Осень: Ребята, а посмотрите, у нас на полянке растет странный цветок, у него разный каждый лепесток.
Давайте найдем у него цвета осени. А для этого нам нужно сказать заклинания, но быстро-быстро, иначе не подействует.
Заклинание (скороговорка)
Осень просекой прошла,
Краски свои разлила.
Скажите, а какие цвета осени вы знаете?
Ответы детей: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый.
Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени.
Ребята, а какая бывает осень
Дети: Хмурая, пасмурная, золотая, дождливая.
Осень: А еще её называют порой увядания.
Вот она, осень: полюбуйтесь, как хороша!
Такой ее увидели художники.
Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
Демонстрация незаконченной картины осени.
Осень: Ребятки посмотрите, вокруг нашей полянки стоят деревца, а листиков на деревьях и на земле нет, помогите мне украсить их осенней листвой.
Правда, много у осени работы! (да)
А сейчас вы будете рисовать, а музыка будет вам помогать!
Посмотрите, а кисточек у нас нет, чем мы можем нарисовать листья?
Ответы детей: Бумагу сжать в комочки и ею рисовать.
Осень: Листья падают, кружатся, тихо по ноги ложатся…
(Звучит осенняя мелодия, и дети рисуют под музыку листья).
Осень: На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Осень: Вот вы и помогли мне украсить деревья, а комочки бумаги сами у вас под музыку плясали, с листика на листик, и все позолотили!
Осень: Ребята, а что это шумит? Ой, какой сильный ветер поднялся, закружил листики, давайте попросим его:
Ветер, ветер не шали!
Лучше с нами пошути! (Дети хором произносят слова.)
Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.
Проводится разминка «Мы – осенние листочки».
Мы – осенние листочки. |
(Дети образуют круг) |
Ветер дунул – полетели. |
(Разбегаются по комнате) |
Мы летали, мы летали – |
(Бегают, помахивая листьями) |
Все листочки так устали! |
(Садятся на корточки, поднимают листья над головой) |
Ветер снова вдруг подул |
(Бегают, помахивая листьями.) |
Все листочки полетели |
(Подбрасывают листья.) |
Осень: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел. Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Осень: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответ детей)
А что вы интересного узнали?
Ребята, а какая я бываю?
Ребята, а чтобы и гостям нашим запомнился сегодняшний день, давайте подарим им наши нарисованные картины. (Дети дарят картины)
Осень: Ребята, а я хочу отблагодарить вас за чудесные картины, которые вы нарисовали, за то, что вы очень много знаете об осени, о приметах осени, о правилах поведения в лесу и на опушках леса, о поведении диких животных осенью.
Примите от меня дары осени (из корзины достает яблочки и угощает детей)
Осень: А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза и наша музыка перенесет вас с опушки леса в группу.
Скачать публикацию
Почему бы не сесть со своим классом и не спланировать вместе веселые осенние мероприятия? Мы знаем, что, особенно в младших классах, здорово включать учеников в планирование возможностей обучения. Успешный сеанс мозгового штурма может выявить предшествующие знания учащихся, раскрыть их интересы и помочь им сформировать вопросы.
Этот список осенних заданий — интересный способ показать задания, которые вы запланировали выполнить со своим классом. Просто напишите задания на цветных палочках и положите в ведерко или жестяную банку.
Золотая звезда для суперорганизованных учителей: после того, как вы определились с вашими осенними занятиями, вы можете упаковать материалы, необходимые для каждого, в наборы, отложить их в сторону, а затем попросить ученика вытащить палку, чтобы решить, чем заняться день!
Хрустящие листья, восхитительные ароматы выпечки, прохладный ветерок и осенние оттенки, насколько хватает глаз; осень – это чувственное наслаждение! Если у вас есть ученики, которые любят исследовать на практике, стол-поднос, полный опавших листьев, можно использовать несколькими способами:
Стол для подносов безграничен!
Пластилин — еще один фаворит детского сада в любое время года, и вам понравятся эти осенние рецепты! Осторожно: эти вариации настолько восхитительны, что некоторым детям будет трудно устоять перед ними! У каждого из нас был один или два ученика, которым требовался особый присмотр за столом с пластилином!
Дети любят пластилин, и мы тоже! Если вы ищете новые способы использования пластилина в классе этой осенью, прочитайте наш блог «10 способов использования пластилина в классе».
Свежий взгляд на старый фаворит. Это осеннее занятие требует, чтобы мастер раздавил идеально круглые горшочки сверху и снизу, придав им форму половинки яблока. После высыхания глина окрашивается акриловой краской и покрывается лаком (или даже клеем ПВА) для придания блеска. Из них получаются милые маленькие сувениры, подарки учителям или родителям, а также места для хранения особых крошечных вещей для детей.
Все, что вам нужно, чтобы сделать этого парня, — это 12 палочек, немного оранжевой краски, клей для рукоделия, немного фетра для носа и несколько украшений для глаз (мы использовали деревянные бусины, тоже работа!). Девять палочек просто выстроены в ряд и укреплены двумя горизонтально приклеенными палочками сзади чучела. Верхняя часть палочек окрашена в оранжевый цвет, образуя шляпу, а другая палочка окрашена и приклеена вдоль передней части шляпы, образуя поля! Добавьте немного соломенных волос и приклейте глаза, и ваше чучело готово!
Наши полевые заметки Пакет праздничных мероприятий – идеальный ресурс, который можно взять с собой в приключенческую прогулку этой осенью. Воспользуйтесь прекрасной прохладной погодой и цветом сезона вместе со своим классом. Это может быть что-то простое, например, прогулка по школе или запланированная экскурсия в местный лес или на ферму. Если вам интересно, чем еще можно заняться во время прогулки, взгляните на наш бесплатный контрольный список Scavenger Hunt!
Соберите несколько образцов, которые можно использовать для наблюдения, зарисовок, подсказок к письму и изготовления поделок! Сосновые шишки, листья, палочки и фотографии могут пригодиться!
Независимо от того, преподаете ли вы урок поэзии в классе в данный момент или сразу после прекрасного осеннего занятия по обучению грамоте, «Опадающие листья» — отличное стихотворение для изучения. У нас есть отличная работа по интерпретации образного языка, готовая к работе!
Поэтический прием аллитерации может быть очень эффективным, если его понимают и применяют учащиеся. Помогите им в этом удивительном аллитерационном задании (видите, что я там сделал?), связанном с «Падающими листьями».
Эти маленькие лесные твари станут отличным развлечением для осеннего полудня рукоделия . Вам понадобятся сосновые шишки, цветной фетр, крепкая подсказка и один из наших бесплатных шаблонов Fox Craft!
Осень — идеальное время года, чтобы ценить все хорошее, что есть в нашей жизни! В нашем блоге «Прекрасные занятия с благодарностью для детей» предлагается несколько прекрасных идей, которые помогут учащимся развить чувство благодарности.
Благодарность — это акт сознательной благодарности за все, что у нас есть, и за все, чего у нас нет! Это больше, чем просто «спасибо». Благодарность — это образ мышления, который предпочитает позитив негативу.
Это удивительное Дерево благодарности наглядно отображает идеи и предложения учащихся о том, за что они благодарны. Загрузите наш бесплатный шаблон листа благодарности, чтобы начать работу!
Соберите великолепные золотые осенние листья и исследуйте их! Возможно, вы захотите, чтобы ваши ученики нарисовали свои листья или распечатали эти наброски из набора «Праздничные заметки на полях» и вырезали их. Страницы с названиями листьев являются частью нашего пакета «Осенние листья для занятий».
Наш набор «Осенние листья для занятий в классе» также полон потрясающих иллюстраций с листьями и полезных диаграмм. Здесь список класса «Осенние листья» был преобразован в гистограмму, отображающую любимые осенние продукты учащихся для занятий по математике: схема, организационные схемы и студенческие награды – идеально подходит для осенних мероприятий!
Вы, наверное, слышали о польской золотой осени… Она прекрасна… Хотя, прожив последние несколько лет в Белых горах, Нью-Гэмпшир, я должен сказать, что здесь тоже удивительно 🙂
Золотая польская осень, ( Złota Polska Jesień ) – это фраза, обычно используемая для описания этого сезона. Лето прошло, зима приближается, но погода отличная, и пришло время праздновать и наслаждаться красками. Деревья золотые и ржавые.
Изображение Marcin Moga на Flickr.com
Польская осень действительно начинается в сентябре; 1 сентября солнце встает около 4:46 утра и заходит около 18:24. день длится около 13 с половиной часов. 30 сентября солнце встает около 5:35 утра и садится около 17:35. В этом месяце продолжительность дня сокращается более чем на 1,5 часа. 23-го числа этого месяца количество дневных и ночных часов равняется, и эта дата считается первым днем календарной осени/осени.
Первый осенний месяц, сентябрь, обычно красивый, солнечный и теплый I Польша. Солнце светит ярко, но лучи под другим углом и поэтому не так жарко, как в июне и июле. Ночи становятся холоднее, и в конце месяца нередки ранние утренние заморозки. Среднемесячная температура составляет от 11,5°C в Олецко до 14,4°C в Тарнове. В Варшаве 13,3°С, в Познани 13,9°С, во Вроцлаве 13,5°С. В горах, где в верхних частях возможны снегопады, средняя температура в Закопане составляет 10,5°C; на Снежке она достигает максимума всего 5 ° C.
Сумма осадков в сентябре явно меньше, чем в августе. Особенно хорошо это заметно в горах. Сентябрь называется в польской фонологии «ранней осенью» и является сезоном сбора плодов. Созревают семена и плоды различных деревьев и кустарников; грибы по-прежнему в изобилии в лесах. В конце месяца листья начинают менять цвет. Насыщенный зеленый получает оттенки желтоватых и красноватых цветов. Поля становятся все более и более пустынными.
В мире животных все чаще можно увидеть подготовку к зимнему сезону. Остальные насиживающие и хищные птицы улетают. Травоядные насекомые обычно прекращают свой вегетационный период. Некоторые грызуны, такие как белки и хомяки, начинают заготавливать запасы на зиму. На лесных лугах олени совершают гон.
В октябре некоторые растения, такие как плющ и вереск, могут еще цвести. Многочисленные деревья и кустарники заканчивают свой сезон плодов. Дубы теряют спелые желуди. В течение этого месяца происходит полная смена цветов. Только хвойные деревья сохраняют свой зеленый цвет, в остальном зеленый цвет исчезает и уступает место бронзовым, красным и желтым оттенкам, которые создают неповторимую осеннюю ауру прекрасной «польской золотой осени», особенно в солнечную погоду.