Расписной Жостовский поднос эскиз
Жостовская роспись раскраска
Жостово роспись по металлу 5 класс
Гжельская роспись тарелка раскраска для детей
Жостовский поднос контур
Роспись подноса 5 класс изо Жостово
Жостовская роспись раскраска
Жостово роспись по металлу 5 класс изо
Жостовская роспись раскраска
Жостовская роспись раскраска
Жостовская роспись раскраска
Декоративное рисование для детей
Искусство – детям. Жостовский букет
Жостовский поднос раскраска
Росписи Лидии Гончаровой Жостово
Жостовский поднос 38х31 а82
Жостовская фабрика Мытищи
Жостово роспись по металлу
Жостовский цветок трафарет
Узоры для вышивки гладью
Эскиз декоративной тарелки
Жостово цветы пион
Эскизы цветов для вышивки
Роспись подноса Жостово эскизы
Жостовская роспись элементы орнамента
Жостовская роспись раскраска подносы
Жостово цветы этапы росписи
Жостовский поднос техника росписи
Жостовский поднос карандашом
Жостовская роспись раскраска для детей
Жостовская роспись раскраска
Цветочный орнамент для росписи по дереву
Трафареты для вышивки гладью
Жостово Зинаида Голубева
Роспись Гжель посуда раскраска
Искусство детям Жостовский букет рабочая тетрадь
Петриковская роспись трафареты
Лариса Гончарова Жостово
Жостовская роспись как рисовать розу
Жостовская роспись эскизы карандашом
Тагильская роза в технике двойной мазок
Жостовский поднос рисунок для раскрашивания 5 класс
Жостовская роспись поднос для детей
Техника двойного мазка для начинающих схемы
Жостовская роспись раскраска
Жостовский поднос раскраска
Жостовская роспись мазки
Жостово замалевок
Жостовская роспись раскраска
Жостовская роспись ЧЕРТЕЖКА
Эскиз росписи жостовского подноса
Жостовский поднос Шолохова
Жостовская роспись для детей легкая
Жостово рябина Лариса Гончарова
Тагильская роза двойной мазок
Жостовская роспись трафарет
Замалевка Жостовская роспись
Роспись Жостово для начинающих
Урало Сибирская роспись Зинаида Голубева
Роспись Жостово рисунок летняя ночь на зеленом фоне
Жостовская роспись упражнения для детей
Цветочная роспись раскраска
Жостово рисунок
Жостовская роспись для детей
Антипов Жостово
Жостовская роспись раскраска подносы
Юрасова Жостово
Поднос раскраска
Лариса Гончарова Жостовская роспись
Жостовский букет рабочая тетрадь
Жостово Федоскино
Цветы уголком антистресс
Жостово роспись по металлу
Красивая роспись розы
Жостовская роспись тенежка
Тарелка с узорами хохломы раскраска
Петриковская роспись поднос
Жостовская роспись Городецкий фазан
Вячеслав летков Жостово подносы
Эскиз по мотивам Жостовской росписи
Тагильская роспись рябина
Расписной Жостовский поднос эскиз
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Жостовская роспись поднос 5 класс
Жостовская роспись поднос 5 класс
Жостово роспись по металлу 5 класс
Жостово элементы росписи для детей
Жостово элементы росписи для детей
Жостово роспись элементы росписи для детей
Жостово элементы росписи для детей
Росписи Лидии Гончаровой Жостово
Роспись Жостово для начинающих
Жостовская роспись для детей легкая
Жостово эскизы для росписи
Урок изо Жостово
Жостовская роспись посуда поднос
Студия росписи Зинаиды Голубевой
Роспись подноса Жостово эскизы
Жостовская роспись тенежка
Жостово роспись элементы росписи
Жостовская роспись поднос рисунок
Пионы Жостово
Жостово замалевок
Жостово техника росписи
Жостово основные элементы росписи
Роспись подноса для детей
Жостовский поднос реализм
Жостово роспись элементы росписи
Рисование жостовского подноса
Эскиз росписи подноса
Жостовская роспись двойной мазок
Жостовская роспись Мак
Роспись подноса Жостово эскизы
Жостовская роспись элементы орнамента
Эскиз росписи жостовского подноса
Жостовская роспись раскраска для детей
Жостово монохром роспись изящная
Декоративное рисование в круге
Расписной Жостовский поднос эскиз
Кемеровская роспись элементы
Жостовская роспись роза карандашом
Расписной Жостовский поднос эскиз
Жостово элементы росписи для детей
Урало Сибирская роспись упражнения
Жостовский букет рабочая тетрадь
Трафареты цветов для росписи
Жостовская роспись уборка краёв подноса
Жостовский поднос раскраска
Поднос с росписью Жостово рисунок
Петриковская роспись трафареты
Жостовские подносы Гончарова
Жостовская роспись поднос рисунок
Анастасия Куликова Жостовская роспись
Жостовский поднос разукрашка
Жостовский поднос рококо
Жостовская фабрика подносы
Жостовская роспись Городецкий фазан
Косовская роспись раскраска
Городецкая роспись для детей Розан
Жостово-фабрика росписи подносов
Цветы в росписи Жостово
Жостово Павлин
Петриковская роспись трафареты
Жостовский поднос 2 класс
Трафареты цветов для вышивания
Жостовский букет Жостовский букет
Расписной Жостовский поднос эскиз
Народные промыслы Жостовская роспись
Жостовская лаковая живопись
Жостовский поднос (Жостово)
Жостово Московская Губерния
Жостовский поднос Большова Нина
Юрасова Жостово
Жостовская роспись роза
Жостовские подносы маки Лебедева
Жостовский поднос Большова
Фрукты раскрашивание по образцу
Трафареты цветов для выжигания по дереву
Жостово рябина Лариса Гончарова
Жостовская роспись 1825
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Жостовская роспись основана на сочном, свободном мазке. Жостовский мастер работает не по образцам. Он рисует по воображению, по выученным правилам, отточенным многолетней практикой многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет в сборе», «Букет раскинутый», «Венок», «Ветка из угла», в которых в гармоничном единстве предстают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Самый распространенный вид жостовской росписи – букет, расположенный в центре подноса и обрамленный вдоль доски мелким золотым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, имеющему красивую поверхность, эффектно играющую на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в изящную группу цветов, свободно размещенных на блестящем лаковом фоне. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а иногда и более скромные анютины глазки, вьюнок и др.) были окружены россыпью более мелких цветков и бутонов, соединенных между собой гибкими стеблями и легкой «травкой», то есть мелкими веточками и листовки. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Слегка «угасшие» на заднем плане цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично заданными ракурсами и поворотами венчиков, зрительно не пробивающих плоскость предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Вершина часто заканчивается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны ответвлениями, изгибы которых повторяют форму самой вещи. Легкие узорчатые кружева из различных «травок» опоясывают букет по краям, вписываясь в ровный фон. Самый распространенный вид жостовской росписи – букет, расположенный в центре подноса и обрамленный вдоль доски мелким золотым узором.
1. Производство лотков При создании лотков стандартной формы металлические листы разрезают на заготовки определенного размера. В заготовке лоток вырубается и вытягивается по форме на электропрессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток фацетируется, т. е. его края завальцовываются. Кованые подносы куются кузнецами вручную по старой ремесленной традиции: форма и размер подноса зависят от творческой вариации кузнеца. Ручными ножницами из 3-5 металлических карт вырезается скоба, затем с помощью молотка и наковальни форма выбивается и растягивается. Край лотка закатывают с укладкой в него для прочности проволоки, после чего кромку выравнивают на наковальне молотком. 2. Подготовка к покраске Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную наждачной бумагой. 3. Художественная роспись Жостовские мастера пишут художественными масляными красками, разбавленными олифой и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись осуществляется в два этапа. Первый этап письма называется росписью, второй – осанкой. Замалевка. В росписи мастер набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Роспись выполняется без предварительного рисунка густыми, несколько выбеленными красками одновременно на нескольких подносах. При создании букета художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя нужный участок его поверхности под кисть. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, ритмическим расположением красочных пятен, соотношением масштаба картины и фона подноса. Картина сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре. Несущий. Выпрямление состоит из ряда следующих друг за другом операций: вытягивания, укладки, выделения, протягивания, посадки семян и связывания. 4. Нанесение орнамента Боковая сторона подносов украшена легким ажурным растительным орнаментом. 5. Отделка На изделие наносят два-три слоя лака с покраской, с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и зачисткой каждого слоя перед нанесением лака.
слайд 2
Недалеко от Москвы, среди широких просторов Русской равнины, в очень живописном месте, раскинуло свои владения село Жостово. Подмосковная деревня стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но лучше местных мастеров никто в мире не умеет рисовать цветы по металлу.
слайд 3
д. Жостово Мытищенского района Московской области. Промысел возник в первой половине 19 века на основе производства лаковых изделий из папье-маше. Вот уже почти два столетия из рук истинных мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Жостово
слайд 4
Жостовская декоративная роспись – самобытный вид русского народного творчества. На протяжении двух столетий многие поколения жостовских мастеров вырабатывали оригинальные живописные, композиционные и технические приемы исполнения жостовской росписи. ВПЕРЕД
слайд 5
чем он отличается от других народных промыслов России? Какие характерные черты он имеет? Мы отправляемся в нашу первую поездку в мастерскую народных мастеров! Искусство жостовской росписи GO ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕО
слайд 6
Искусство жостовской росписи Какие характерные черты жостовской росписи вы можете выделить?
Слайд 7
Цветочный мотив жостовских подносов Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепным декоративным блеском самой цветовой гаммы.
Слайд 8
В Жостово пишут на черном, красном, желтом, синем, зеленом фоне, но самый распространенный, “классический” – черный. Обычно в центре крупные цветы, окрашенные в яркие цвета. Маленькие нарисованы по краям подноса, сделаны слегка затемненными и как бы сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы, и листья как бы высовываются из глубины, что придает картине особую красоту.
Слайд 9
УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ выполнение элементов растительного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок)
Роспись выполняется свободным мазком, без предварительного прорисовки. Объемы цветов и листьев словно вырастают из глубины фона. Делается это путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Многослойность росписи отличается тщательной проработкой каждого элемента мотива и тонкой цветовой палитрой. На жостовской росписи цветы словно оживают.
Слайд 10
УЧИМСЯ РИСОВАТЬ выполнение элементов растительного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок ИЛИ по отдельности)
1. Заливка 2. Распрямление Тенежки Блики Рисунок 3. Орнамент GO GO Средства художественной выразительности Техника рисования с штрих
горка 11
горка 12
Основная тема оформления жостовских кованых подносов – букеты цветов, цветочные гирлянды. Но невозможно не восхититься своеобразными НАТЮРМОРТАМИ, ФРУКТОВО-ЯГОДНЫМ МОТИВОМ И ЖИВОТНЫМ МИРОМ
слайд 13
Искусство жостовской росписи Едем во второй раз в мастерскую народных мастеров! ГО
Слайд 14
Какие мотивы преобладают в орнаменте просмотренных работ
Слайд 15
Натюрморты, фруктово-ягодный мотив, животные (птицы) ПОДНОСЫ ЖОСТОВА
30002 Слайд 00 Жостово 9002 слайд 46 слайд 16
слайд 16
Основная тема оформления жостовских кованых подносов – букеты цветов (фрукты и ягоды), гирлянды, оригинальные натюрморты.
Слайд 17
Достойное место в коллекции Жостова занимает сюжетная живопись. И снова Мы едем в мастерскую народных мастеров! GO
Напишите на доске: Жостовский букет.
Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится деревня Жостово. Эту деревню знают все – не только в нашей стране, но и за рубежом. Он знаменит тем, что лучше тех местных мастеров, которые умеют рисовать цветы на железных подносах, нет никого. Ремесло появилось в начале 19 века.век. В то время в России был широко распространен заморский напиток – чай. И вот возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.
В Москве в богатых домах были крашеные металлические подносы, но делались они на Урале или в Петербурге. Но однажды мастера из Подмосковья перенесли технологию лаковой обработки шкатулок из папье-маше на железо, те же грунтовки, лаки и масляные краски. В старых книгах была найдена запись о том, что в 1925 местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыли свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Какие только подносы не делали мастера! И большие – “скатерки” и маленькие “закусочки”.
Причем эти подносы имели самую разную форму: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры цветочных букетов на подносах радуют глаз!
Жостово тебе не легко
Поселок Подмосковный.
Мастерство мастеров есть
Они давно известны.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветение лета
На поднос налиты
Букет цветов. (В. Борисова)
Черный фон блестит лаком.
И на нем красота,
Алая, желтая с красным маком
Это просто чудеса.
Колокола раскрылись
Незабудки выстроились в ряд
Засверкали, заискрились
Посмотри на всё!
Алые розы на подносе
Вся природа – Божий дар
Таких лотков нет в мире
Они как весенний сад!
Основной мотив жостовской росписи – букет цветов. Букет может содержать полевые цветы и садовые цветы. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на жостовских подносах расставлены не хаотично, а по порядку: крупные в центре, средние, мелкие по краям.
Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?
Ответ: Букеты цветов.
Вопрос: Как расставлены цветы на подносах?
Ответ: В центре – большие, а по краям поменьше.
Вопрос: Какой формы лотки?
Ответ: Круглые, овальные.
Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).
Вопрос: В какое время года цветет яблоня?
Ответ: Весна.
Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?
1. Перед тем, как художник начнет раскрашивать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называется «заправкой».
2. Следующий этап называется «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.
3. На этапе «Тень» – от слова «тень» – полупрозрачными красками наносим цветные тени, и цветы имеют объем.
4. Далее этап «Укладка» является самым важным этапом. Форма букета обретает детализацию.
5. Этап «Блики» – наложение бликов, букет как бы подсвечивается, блик создает настроение.
6. «Рисование» – завершающий этап работы с букетом. Тонкой кистью прорисовываются жилки на листьях и центр цветков.
8. Заключительный этап «Уборка» – боковая сторона подноса украшена цветочным узором. Он может быть умеренным, а может быть более интенсивным.
Учитель: А теперь мы будем учиться выполнять этапы росписи жостовского букета так же, как это делают народные мастера.
Чтобы цветок получился ровным, можно перевернуть блюдце так, чтобы лапчатка всегда располагалась сердцем вниз.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить мягкую народную музыку. В конце урока выставка. Дети устанавливают свои работы на специальный стенд и вместе с педагогом выбирают лучшую работу. Воспитатель не забывает хвалить каждого ученика, отмечать в игрушке, что получилось лучше всего.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С жостовской росписью.
Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы можем нарисовать?
Ответ: Пятигранный лист.
Вопрос: Какие изделия красят?
Ответ: Выполняется на металлических лотках.
Жостовская роспись Носова Ольга Михайловна, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в село Жостово Мытищинского района Московской области. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в селе Жостово Мытищинского района Московской области. История росписи История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19 века.века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – существовали мастерские по изготовлению расписных лаковых изделий из папье-маше. В 1830 году увеличилось производство подносов в окрестных деревнях. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. В 1830 году увеличилось производство подносов в окрестных деревнях. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Основной мотив жостовской росписи – букет цветов. Цветы можно расположить гирляндами по периметру подноса, собрать в букеты по три-пять цветов, изобразить в корзинах. Цветы часто сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности жостовской росписи Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда на красном, синем, зеленом, серебряном), причем мастер работает сразу на нескольких подносах. Особенности жостовской росписи Основным мотивом росписи является цветочный букет простой композиции, в котором чередуются большие садовые и мелкие полевые цветы. Особенности жостовской росписи По назначению подносы делят на две группы: для бытового назначения (для самоваров, для подачи пищи) и для украшения. Особенности жостовской росписи. По форме подносы бывают круглыми, восьмиугольными, комбинированными, прямоугольными, овальными и др. Жостовские художники рисуют масляными красками, мягкими беличьими кистями. Во время работы художник держит поднос на колене и при необходимости переворачивает его. А рука с кистью ложится на деревянную дощечку, лежащую поперек подноса. Жостовские художники рисуют масляными красками и мягкими беличьими кистями. Во время работы художник держит поднос на колене и при необходимости переворачивает его. А рука с кистью ложится на деревянную дощечку, лежащую поперек подноса. Сначала художник лишь намечает будущую картину, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Сначала художник лишь намечает будущую картину, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Покраска осуществляется в 4 этапа: 1. Начинается с «9».0201 каракули », общий силуэт изображения, расположение основных пятен намечаются выбеленными красками. Расписанные подносы сушат в печах несколько часов. 2. Следующими шагами, « тенежка » и « прокладка », строятся формы цветов и листьев, сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «мощатся» светлые участки росписи. 2. Следующие шаги, « тенежка » и « прокладка », строятся формы цветков и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «мощатся» светлые участки картины. 3. Далее следует “ блики », то есть нанесение отбеливающих мазков, осветляющих все объемы. 3. Далее следует « блики », то есть нанесение отбеливающих мазков, проясняющих все объемы. 4. Картина завершается изящной графикой « рисунки » и « переплеты ». Эластичные линии «рисунок» легко обходит контур лепестков и листьев, выразительно подчеркивая их сочную окраску на контрасте. 4. Роспись завершается изящной графикой» рисунки » и « переплёты ». Эластичные линии «рисунка» легко огибают контур лепестков и листьев, выразительно подчёркивая их сочную окраску на контрасте. Мелкие веточки, не случайно названные «обвязка», смягчают Переход к фону. Эти традиционные приемы, сложившиеся в ремесле, каждый мастер использует по-своему, творчески играя с декоративными возможностями живописи кистью. Мелкие веточки, не случайно называемые «связкой», смягчают переход к фону. Эти традиционные приемы, сложившиеся в ремесле, мастер использует по-своему, творчески играя с декоративными возможностями живописи кистью, в результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и изображений, но среди них никогда не увидишь дословных копий или повторений. Так что каждый поднос – это уникальное произведение искусства, в результате чего появляются бесконечные варианты похожих мотивов и изображений, но среди них никогда не увидишь дословных копий или повторений. Так что каждый поднос – это уникальное произведение искусства. Отражение
6. Вам предлагается несколько картинок с разной росписью. Какие из них выполнены в технике жостовской росписи?
Источники
Хотите украсить свою кухню чем-то уникальным? Расписанные вручную Жостовские подносы – именно то, что вам нужно. Вы будете поражены разнообразием форм и красотой картин. Посмотрите на эти фотографии. Разве они не восхитительны?
Поднос “Жостово” в форме сердца |
Основное предназначение этих подносов – это, конечно же, подача чая и закусок. Но они гораздо больше, чем это. Вы, конечно, можете использовать их на следующем чаепитии или кофе с друзьями или просто украсить ими свой дом. Кроме того, они являются прекрасным подарком.
Традиции изготовления подносов и жостовской росписи передавались из поколения в поколение мастерами и продолжаются до сих пор. Название рукоделия происходит от названия небольшого подмосковного села Жостово. Эта деревня славится своими художниками, которые уже более двух столетий специализируются только на одном деле – росписи подносов. Ремесло возникло в начале 19 века под влиянием уральского искусства лаковой росписи.
В то же время технология жостовской росписи имеет много общего с лаковой росписью, появившейся в селе Федоскино в конце XVIII века. Сначала металлические поддоны покрывают несколькими слоями грунтовки и масляного лака. Затем художники расписывают подносы мягкой кистью и масляными красками, разбавленными льняным маслом. В основном они создают растительные орнаменты. Сначала это может показаться немного скучным, но когда вы посмотрите на эти подносы и увидите все разнообразие картинок, ваши сомнения отпадут. Кроме того, эти подносы имеют разную форму: гитарную, круглую, восьмиугольную или прямоугольную. Плавные изгибы – одна из характеристик жостовских подносов. Некоторые из них также имеют изящные резные ручки.
Поднос жостовский прямоугольный |
Эти замечательные шедевры ручной росписи действительно потрясающие. Знаете ли вы, что каждый поднос имеет свою уникальную, единственную в своем роде красоту? На нем также есть подпись с именем человека, который его сделал, и художника, который его нарисовал.
Как было сказано ранее в этой статье, уникальная техника лаковой росписи впервые появилась на Урале, а именно в Нижнем Тагиле. Один из рабочих Демидовского завода изобрел хрустальный лак, который можно наносить на железо, медь или дерево. Затем, по мере роста популярности ремесла, в разных уголках страны появились другие мастерские, копирующие то, что делали уральские мастера.
Так, в 1825 году искусный мастер Осип Вишняков переехал в Жостово и основал там свою мастерскую. Вишняковы были крестьянами, купившими себе свободу. Они были талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Вместе они делали различные изделия из папье-маше и миниатюрные картины. Филипп Вишняков, старший член семьи, вскоре переехал в Москву, а его сын Осип решил поселиться в Жостово и открыть там свой небольшой бизнес. И не зря: в то время район, где находилась (и находится) деревня Жостово, был настоящим центром ремесленничества. В том регионе были буквально сотни мастерских, изготавливающих всевозможные красивые вещи. Ведь только в маленьком тогда Жостове было 22 мастерских!
Осип мастерил разные мелочи: табакерки, портсигары и подносы из папье-маше. В 1836 году эти подносы привезли на выставку, но они проиграли конкурс, потому что хоть и были красивы, но слишком хрупки и непрактичны. Железные подносы из Нижнего Тагила получили на этой выставке первый приз, что и привлекло внимание Осипа. Он решил отказаться от папье-маше и освоить ремесло изготовления железных подносов. И он сделал! Однако мастера в его мастерской быстро узнали об одном огромном недостатке металлических подносов: красить их было крайне неудобно. Так мастера Жостово создали свой лак, очень похожий на тот, что используется в искусстве лаковой миниатюры. Он был гораздо более устойчивым к растрескиванию, чем нижнетагильский лак, и это было немаловажным фактором, обусловившим успех жостовских мастеров. Железные подносы из Нижнего Тагила сейчас мало кто помнит, зато все знают Жостово.
Синий цветочный русский поднос |
Нижнетагильские и жостовские мастера рисовали на своих подносах в основном цветочные букеты, и этот выбор был сделан не случайно. На него оказали влияние павловопосадские шали, курские ковры, знаменитые ивановские сита. Художники обычно рисовали смесью садовых и полевых цветов, а точность даже мельчайших деталей была просто непревзойденной. Края подносов были расписаны светло-золотым орнаментом. Картины получились очень яркими и полными жизни. Сегодня жостовские подносы известны во всем мире, и их ни с чем не спутаешь.
Жостовские подносы были очень популярны на протяжении всего 19 века. Богатые купцы и простые рабочие покупали жостовские подносы и подавали на них еду или просто украшали их, потому что они были слишком красивы, чтобы на них класть еду.
Конечно, у ремесла были периоды упадка. Произошло это в начале 20 века, после войны и революции, в первые тяжелые годы советской власти. Но в начале 1920-х годов ремесло было возрождено артелью мастеров, объединившихся в фабрику «Металлический поднос», позже переименованную в Жостовскую фабрику декоративной росписи. В 19Красивые и нарядные жостовские подносы 70-х годов достигли пика своей популярности. Они пользовались повышенным спросом как в России, так и за рубежом. Иностранные туристы часто привозили их в качестве сувениров из России вместе с матрешками, керамическими игрушками и знаменитыми платками. Ремесленнику удалось выжить во время экономического кризиса после распада Советского Союза. И все эти непростые времена жостовские мастера сохранили традицию и продолжали делать то, что умеют лучше всего – создавать уникальные расписные подносы. Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи работает более 240 художников.
Поднос делается вручную. Сначала вырезается кусок железа. Затем кузнец формирует поднос с помощью молота и наковальни. Чтобы сделать поднос более прочным, мастера часто вкручивают в край подноса проволоку. Однако в настоящее время металлические листы часто режут на станке, а затем формуют на электрическом прессе.
Лоток подготовлен к покраске. На этом этапе поддоны замазывают, красят в черный цвет и два-три раза покрывают лаком. Каждый слой высушивается и зачищается наждачной бумагой, что является достаточно длительным процессом.
Лоток окрашен. Первый этап росписи называется «прорисовка» («замалёвка»), а второй — «подгонка» («выправка»). На этапе рисования художник обводит букет широкой кистью. После этого лоток оставляют сохнуть на 12 часов при определенной температуре. А вы знали, что художники не делают предварительных набросков на подносах? Они полностью полагаются на свои навыки и воображение и знают, что картинка должна быть идеальной с самого начала. Что касается этапа подгонки, то он состоит из нескольких операций, в ходе которых художники добавляют мелкие, даже мельчайшие детали и полируют подносы грубой тканью. Затем орнамент рисуется по бокам подноса. В конце покрывают расписной поднос двумя-тремя слоями лака. Только после этого лоток считается готовым к продаже.
Будущие художники начинают учиться ремеслу в очень раннем возрасте. Родители-художники дарят своим детям кисти, масла и другие материалы и играют с ними, чтобы научить их основам росписи подносов.