Главная » Рисование и роспись
Рубрика: Рисование и роспись
Содержание
Жостовские подносы уже не одно столетие радуют нас своей изысканной живой росписью. Их изготавливают мастера из подмосковной деревни Жостово. Великолепные георгины и розы, нежные васильки и ромашки, птички, бабочки, фрукты и ягоды выглядят как живые. Изящные узоры дополнены тонкими деталями. Жостовская роспись уникальна — двух одинаковых изделий найти невозможно.
Лаковая роспись впервые появилась в Китае много сотен лет назад. Жители Поднебесной расписывали шкатулки, вазы, оружие и предметы обихода. Затем искусство росписи освоили жители других стран Юго-восточной Азии: Индии, Кореи, Японии.
Великолепные изделия восточных мастеров купцы привезли в Европу в 17 веке. Они сразу же покорили европейцев. В 18 веке во многих европейских странах появились мануфактуры, производящие предметы, отделанные росписью в «китайском стиле».
В Россию искусство росписи пришло в 18 веке. Владелец заводов Никита Демидов, который многократно посещал Европу, организовал в уральском городе Нижнем Тагиле мастерские, которые занимались цветочной росписью по металлу.
Изготовленные на Урале изделия быстро распространились по России. Мастера делали расписные металлические предметы домашнего обихода.
Идею лаковой росписи подхватили братья Вишняковы. В начале 19 века они открыли в Подмосковье семейное дело — изготовление расписных изделий, покрытых лаком. Сначала мастера производили предметы из папье-маше: табакерки, альбомы, шкатулки. Позже мастерские Вишняковых, расположенные в Жостово и других деревнях Троицкой волости, перестали выпускать изделия из папье-маше и освоили изготовление расписных металлических подносов.
Изделия быстро завоевали популярность. Ее пик пришелся на конец 19 века. Позже, в послереволюционные годы, жостовское производство резко пошло на спад. Но несмотря на тяжелые времена, искусство росписи сохранилось. В шестидесятые годы прошлого века началось восстановление производства жостовских подносов. В настоящее время фабрика активно работает, произведения художников участвуют в международных выставках и украшают музеи мира.
Поднос изготавливают методом ковки и штамповки. Штамповка подносов стандартных видов (их насчитывается более 20) производится на современном оборудовании из металлических листов. Подносы нестандартных форм изготавливаются кузнецами методом ручной ковки. Изготовленные подносы подвергают грунтовке, шпаклевке и тщательной шлифовке. Обработанные изделия покрывают черной краской и масляным лаком, очищают и высушивают. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.
Кроме традиционных черных подносов, на жостовской фабрике изготавливают изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря особой технологической обработке подносы имеют интенсивно-насыщенный, но в то же время нежный и просвечивающий фон. Жостовская роспись подносов имеет свои особенности — так, тени и блики лишь слегка прорисовываются.
Раскраска жостовской росписи производится беличьими кисточками. Для работы используют масляные краски, разведенные скипидаром. Орнамент на бортах подноса выписывается либо белой краской, либо растворенным золотым порошком. Существует два вида подносов. Одни предназначены для бытовых целей. Их ставят под самовары и используют для подачи еды. Другие изделия предназначены для украшения интерьеров.
Основа обычной жостовской росписи — это букеты, состоящие из крупных и мелких цветов, листьев и трав. В центре композиции находится несколько больших элементов: розы, георгины, пионы. Вокруг них расположены более мелкие цветы и бутоны, связанные между собой травами и стеблями. Иногда на первый план помещают фиалки, вьюнки или клевер. Композиции могут быть дополнены гроздьями ягод, птицами и другими элементами. Если жостовский букет находится в центе подноса, то его называют собранным. Если цветы располагаются по периметру, то композиция называется венком.
Иногда на подносах изображают только ветви и гроздья ягод или натюрморты с фруктами. Первоначально композиции часто брались из живописных полотен известных художников, но интерпретировали их по-своему. И сегодня художники используют элементы классической росписи, но в то же время ищут собственные решения. Кроме цветочных композиций, на подносах изображают известные жостовские сюжеты: пейзажи, жанровые сценки, тройки лошадей. В каждом подносе элементы жостовских узоров четко вписываются в плоскость изделия, великолепно передаются глубина и объем нарисованных объектов.
Художественная роспись характеризуется тонким подбором цветов и ритмическим равновесием рисунка. Работа производится в несколько этапов:
Изучение жостовской живописи производится в старших и подготовительных группах детских садов. Занятия прививают детям любовь к искусству своего народа. Для работы понадобятся:
Для работы лучше использовать круглые кисточки или изделия с тонким кончиком.
При работе малыши получают следующие навыки:
Обучение начинают с рисования больших цветов. Начать можно с техники изображения георгина поэтапно. Пусть он будет желто-красным. Чтобы начинающим художникам было проще учиться, предварительно делается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется прием, который называется «двойной мазок». Кисточку окунают в желтую краску и убирают лишнюю.
Затем окунают кончик в красную краску. Прорисовывают лепестки цветка вверху и внизу, справа и слева. Когда краска закончится, промывают кисть и опять набирают желтую и красную краску. Также прорисовывают второй ряд цветочных лепестков. Когда все они нарисованы, рисуют сердцевину цветка легкими мазками.
Ромашки также изображают двойными мазками. Окунают кисть в белую краску, а самый кончик — в голубую или синюю. Лепестки рисуют в следующей последовательности: сверху, снизу, справа, слева. Кончик кисти всегда направлен к центру цветка. Остальные лепестки рисуют строго посередине получающихся промежутков.
Следующий момент росписи — рисование мелких цветков. Незабудки рисуют ватными палочками. Лепесточки изображают голубыми, сердцевинки — желтыми. Для изображения клевера используют две краски: белую и цвета фуксии. Смешивают их, чтобы получился нежно-розовый цвет. Закрашивают небольшой кружок. Затем кончик кисти опускают в краску цвета фуксии и рисуют на кружке ряды небольших штришков: внизу, чуть выше и поверху. Также клевер можно рисовать с помощью ватных палочек. Внизу цветка изображают небольшие листочки. Их можно нарисовать три или даже четыре.
После того как нарисовали все цветы, переходят к изображению листьев. Их рисуют, используя небольшие прокручивание кисти по часовой стрелке. С помощью этого приема можно передать движение листьев. Они получаются с загнутыми кончиками. Для передачи цвета и оттенка используем технику «двойной мазок». Здесь набирают на кисть зеленую краску, а на кончик — желтую. Если листья крупные, то применяют прием «зигзаг»: сначала рисуют кончиком кисти, затем всей поверхностью, затем кончиком с прокручиванием.
Перед тем как рисовать краской листья больших цветов, лучше сделать карандашный набросок. Первый мазок кисти делают посередине листа, используя прием «зигзаг», затем закрашивают весь листок. Для изображения листьев часто используется техника мазка «запятая»: сначала рисуют кончиком кисти, потом поверхностью.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Конспект
комплексного занятия
по декоративному рисованию
в подготовительной к школе группе
„ Роспись жостовского подноса ”
Воспитатель : Митяева Е. Е
г.Богородицк
Программное содержание :
Словарь: жостовский поднос, папье- маше, замалевок, тенежка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Материал:
Ход НОД
Дети подходят к выставке изделий народных промыслов.
Воспитатель : Дети, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с народным творчеством разных умельцев нашей Родины. Посмотрите на нашу выставку предметов, расписанных в разных стилях. Вспомните , пожалуйста, эти стили.
Дети : дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, Гжель, Хохлома, Городец.
Воспитатель: Молодцы! А с каким народным промыслом мы с вами познакомились на последних занятиях ?
Дети : Мы познакомились с жостовским промыслом
Воспитатель: Правильно. Какие изделия жостовского промысла вы видите на нашей выставке ?
Дети : жостовские подносы
Воспитатель: Верно. Маша, расскажи нам о жостовском подносе.
Маша К. Вот жостовский, изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанес по металлу
Фон черным на нем должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
Воспитатель: Спасибо, Маша, молодец! Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы?
Дети: Подносы бывают овальные, прямоугольные, треугольные, в форме гитары.
Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета может быть фон подноса кроме черного ?
Дети: Фон подноса может быть красного, синего, желтого, зеленого, белого цвета.
Воспитатель: Верно. Скажите, какими узорами украшают художники жостовские подносы?
Дети: Художники украшают жостовские подносы цветами, листиками, травинками. Бортик украшают орнаментом в виде волнистой линии, завитков, дужек, капелек.
Воспитатель: А как расположен букет на подносе ?
Дети: Букет расположен в центре подноса
Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, где родина подносов? Как называется село, где их изготавливают ?
Дети: Подносы изготавливают в селе Жостово Московской области.
Воспитатель: Все верно. Назовите первых мастеров жостовской росписи.
Дети: Первыми мастерами были Филипп Вишняков и его племянник Осип Вишняков.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. Ребята, а вы хотели бы стать на время жостовскими умельцами и расписать такой поднос ?
Ответы детей: да
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую
( дети проходят к столам и стоят около своих мест )
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат подносы, сделанные вашими руками. Из чего вы их делали? Вспомните, как называется эта техника?
Дети: эта техника называется папье – маше.
Воспитатель: Правильно. Где сначала придумали эту технику ? Как потом она попала в нашу страну?
Дети: Эту технику придумали в Китае. Потом ее переняла Япония. Из Японии она попала во Францию. Из Франции ее привез в нашу страну царь Петр Первый.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. Папье – маше – это название в переводе с французского означает – мятая бумага. Масса из бумаги и клея очень пластична, ей можно придать любую форму. Так и мы сделали наши подносы. Кто расскажет, как мы их делали ?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Да, ребята, процесс изготовления подноса из папье – маше долгий. Первые жостовские подносы тоже делали из папье- маше. А из чего делают подносы современные жостовские мастера ?
Дети: жостовские мастера делают подносы из металла.
Восп-ль: Правильно! Как вы думаете, какие подносы прочнее? Почему ?
Ответы детей
Воспитатель : Молодцы! Все верно. А теперь давайте поиграем :
Физминутка „Назови, какой цветок ? ”
Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь, давайте сядем за столы и вспомним, как расписывают подносы жостовские художники и рассмотрим таблицы поэтапной росписи жостовских подносов. Кто желает выйти к доске и рассказать в какой последовательности следует рисовать элементы узора?
( Выходит ребенок и вместе с воспитателем рассказывает и показывает на доске )
Ребенок и воспитатель : Жостовские художники выполняют рисунок поэтапно. Первый этап называется „ грунтовка ”: художник грунтует поднос черным или другим цветом. Второй этап называется „замалевок ”: художник в центре подноса наносит краской силуэт цветов и листьев. Затем наносит „ тенежку ”(3 этап) : художник наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объем, после чего осуществляет „ бликовку ” (4 этап ) – художник выполняет блики на цветах и листьях, подчеркивая объем. 5 этап – „ чертежка ” – художник тонкими штрихами рисует прожилки на цветах и листьях. Затем делается „ привязка ”( 6 этап ) : художник рисует в просветах между цветами и листьями тонкие стебельки, травинки, усики. Букет как- бы связывается в единое целое. В заключении художник расписывает борта (края ) подноса растительным или геометрическим узором. Этот этап называется „ уборка ” ( 7 этап ). После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.
Воспитатель: Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы.
( ребенок садится на свое место )
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционные расположения всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам создать на подносе свой неповторимый букет, который вы подарите своей маме. Но прежде чем начать работу, скажите, как правильно надо пользоваться кистью и красками.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Все верно. А теперь, прежде чем приступить к работе давайте сделаем разминку для пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика „ Алые цветы ”
Наши алые цветки Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки, Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит, Покачивание кистями рук вправо и влево
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Закрываю лепестки
Головой качают, Покачивание кулачками вперед – назад
Тихо засыпают.
Воспитатель: Теперь можете приступать к работе.
( Дети под музыку П.И. Чайковского „ Вальс цветов ” выполняют работу. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования )
В конце занятия дети тихо встают и располагают свои подносы на двух мольбертах.
Воспитатель: Посмотрите на свои подносы, как красиво получилось. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему?
Анализ и оценка деятельности детей
Воспитатель: Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет –
И кажется, лето нам шлет свой привет.
– Ребята, а для чего нужны подносы ?
Дети: Подносы нужны для украшения дома, для того, чтобы ставить самовар, положить угощение.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! Думаю, вашим мамам очень понравится. А я за такую работу хочу вас угостить.
( Воспитатель на подносе выносит конфеты и угощает детей
Если говорить об искусстве росписи того, что существует во всем мире, непременно будет много. На картине есть особенности каждой страны. Для создания картины часто требуется особая техника, делающая картину более красивой и художественной. технику выполнения этой росписи иногда делят на традиционную техники и современные технологии.
Есть и другие варианты, если вы хотите собирать картины, отличающиеся от обычных картин. Эта уникальная картина – жостовская роспись. Получить эту поделку можно в России.
Чтобы дополнить информацию о жостовской росписи и технике выполнения росписей, давайте рассмотрим лучшую технику жостовской росписи по России.
Вы когда-нибудь слышали о жостовских росписях? до? Возможно, многие из вас до сих пор чувствуют себя незнакомыми с Жостово. рисование.
Жостовская роспись на самом деле ремесла местных русских. Название Жостово взято от названия с. области в России. Он расположен в пригороде Москвы. Эта картина стала известен с 19век. Картина выполнена на металлическом подносе.
Мотивы или образы, которые обычно встречаются в жостовской росписи, по-прежнему связаны с природой, например, полевые цветы, цветы, глиняная трава, декорации и другие. Жостовские мастера много импровизировали, поэтому эта роспись имеет особенность по сравнению с аналогичными поделками.
При изготовлении жостовской росписи, мастера делали картины не по уже существующим образцам. Эта картина создает свой собственный стиль, адаптируя и развивая аналогичные существующие ремесла. Этот делает жостовскую роспись такой тождественной. Жостовский стиль росписи тоже кажется бесплатно, хотя художественная ценность картины все еще существует.
При изготовлении жостовских росписей до сих пор используются традиционные методы. Для выполнения жостовских росписей существует несколько техник, которые выполняются для того, чтобы роспись выглядела очень красиво. В настоящее время жостовские росписи в быту уже не используются. Это больше используется в качестве предмета украшения или коллекции.
Чтобы добавить вам информацию о лучшие приемы изготовления жостовских росписей в России, в этой статье обсудить лучшую технику жостовской росписи по России.
Жостовские росписи, мастера Нужны техники покраски, которые наслаиваются на металлические подносы для росписи. Это чтобы жостовские картины выглядели более живыми и красивыми. Первый слой или первая ступень в процессе изготовления жостовских росписей называется замалевкой.
Замалевка процесс срисовки состав изображаемого объекта. Например, цветы, листья или другие используют белую краску. Все компоненты или объекты, подлежащие окраске, должны дополняют друг друга в зависимости от формы используемого лотка.
Вторая ступень или второй слой в изготовлении жостовских росписей называется Тенежкой. Этот шаг выполняется после набросок композиции предмета, нарисованный на первом этапе, высох. Этот делается так, чтобы предыдущий эскиз не был поврежден или перемешан со следующим шагом.
Тенежка — техника затемнения темных участков вокруг цветов, листьев или других объектов на эскизах. Для создания темного эффекта жостовские мастера использовали прозрачное масло. Выполнив этот шаг, набросок, который был сделан заранее, станет более четким.
Третий слой или третий шаг в Изготовление жостовских росписей называется Прокладкой. Этот шаг делается для дальнейшего подчеркнуть область окрашиваемого объекта, а также дополнительно выделить желаемый объект. Это создаст специальные эффекты в объектах, окрашенных мастера в жостовской росписи.
Прокладка – техника росписи в которой жостовские мастера росписи будут сгущать отдельные участки прежнего набросок густой краской. Утолщение усилит форму объектов, таких как как цветы, листья, бурьян и др. в жостовских росписях.
Четвертый слой или четвертая ступень в изготовление жостовских росписей называется Бликовка. Этот шаг делается для того, чтобы дать ослепительный эффект от эскиза, который был сделан ранее. Это позволит сделать набросок предметы на жостовских росписях все более заметны.
Бликовка – техника росписи где мастера мягкими штрихами добавят блики от ранее сделанных эскизов и небольшие штрихи там. У каждого мастера свой подход к этому шагу. Жостово художники-маляры могут импровизировать при выполнении этой техники. Поэтому Жостовская роспись очень уникальна.
Пятый слой или пятый этап изготовления жостовской росписи называется Чертежка. Этот шаг делается для усиления деталей, чтобы объекты на эскизе были более четкими и заметными. Этот шаг сделает ранее сделанный эскиз более красивым и живым.
Чертежка – техника росписи где мастера жостовской росписи подчеркнут детали в эскизы жостовских росписей. Например, когда мастер рисует цветы, мастера сделают детали серединки цветов, бутонов, листочков и многое другое. На этом этапе также делается изображение пестика или тычинок.
Последний этап в процессе изготовления жостовской росписи называется «Привязка».
В на этом шаге детали, которых не хватает на предыдущем шаге, будут более полный. Это сделано для того, чтобы жостовскую роспись можно было хорошо закончить.Привязка техника росписи, в которой мастера жостовской росписи предоставят дополнительные детали для заполнения пробелов между элементами в эскизе сделал. Обычно ему предоставляется связующий компонент, который интегрируется с первичный объект. После того, как жостовская роспись будет закончена, поднос будет высушен. Если она сухая, затем добавьте граничные детали вокруг лотка.
А может быть, есть еще какие-то лучшие техники жостовской росписи по России, не перечисленные выше. Я надеюсь, что эта статья действительно поможет вам узнать о лучшей технике жостовской росписи в России.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.