Занятия по правовому воспитанию для подростков – План-конспект урока (6 класс) по теме: Занятие по правовому воспитанию подростков: “Час суда”

План-конспект урока (6 класс) по теме: Занятие по правовому воспитанию подростков: “Час суда”

                 Занятие по правовому воспитанию «Час суда»

Цель: Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся.

(Звучит запись «Крик родившегося ребенка»)

1 ведущий: – Человек родился?

2 ведущий: – Человек родился!

1вед. – Человек!

2 вед. – Получит свой первый документ – свидетельство о рождении, станет полноправным гражданином своей страны.

1вед. – Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

2вед. – А общество живет по правилам.

1вед. – А для чего люди придумывают правила? (отвечают дети)

2вед. – Да, чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

1вед. – Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности, эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Назовите ваши права и обязанности? (обращаю внимание детей на выставку книг: «Конституция», « Кодекс»).

2вед. – Как гласит пословица: « Незнание закона не освобождает от ответственности».

Задание: « Определи, о чем идет речь?» (на доске слова: проступок, правонарушение, преступление)

1 ситуация: Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории около школы, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы?

2 ситуация: Десятиклассники Саша, Оля, Наташа, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. Около Дом Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? Да, это правонарушение: «Распитие алкогольных напитков» статья 20.20. Кодекса   об административном нарушении.

3 ситуация: Старшие ребята Саша, Женя, Максим поджидали ребят из начальных классов за углом школы, отбирали деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия ребят? (они совершили вымогательство, а это преступление).

2вед: – Скажите, во сколько лет наступает уголовная ответственность?  (14)

1вед: – Если вы совершили правонарушение, во сколько лет наступает административная ответственность?  (16)  Кто несет ответственность за ваши действия, если вам нет еще 16 лет?

2вед: – За грабеж, кражу, разбой могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

1вед: – А сейчас мы с вами перенесемся в зал суда, где посмотрим, как на самом деле идет судебное разбирательство.

2вед: – Назовите главных лиц в суде?  (На доске слова: судья, прокурор, адвокат и другие).

(Звучит музыка из передачи «Час суда»).

Секретарь: – Заявления рассматривает судья Сундетов И.

                         Со стороны обвинения выступает прокурор Михеева Н.П.

                         Со стороны защиты выступает адвокат Тажбаев Р.

                         Секретарь Павленко Н.В.

Секретарь: На рассмотрение суда поступило 2 заявления от лиц, оказавшихся свидетелями следующих ситуаций:

Дело №1.  Об обрывании цветов с клумбы.

Дело №2. Хулиганство около таксофона.

– Подробно познакомлю вас с существом каждого дела в отдельности.

Дело №1: – 2 шестнадцатилетних подростка в центральном городском парке полностью оборвали розы на клумбе, украшающей сад. За что были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ближайшее отделение полиции. Считая их действия хулиганскими, администрация городского парка просит привлечь их к административной ответственности. Познакомившись с существом 1 дела, которое можно отнести к мелкому хулиганству, влекущему административную ответственность, суд должен разобраться и вынести свое решение.

Секретарь: – Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: – Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. Прежде чем перейти к обсуждению дела, я хотел бы вспомнить одну китайскую притчу, которая заканчивается словами:  «…государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны…». Хулиганство есть трусость и подлость. Каждый человек имеет право на нормальную спокойную жизнь, на спокойный проезд в общественном  транспорте, на полноценный отдых в городских парках города, на возможность связаться с родными и близкими, используя средства городской сети. Основной закон нашей страны, Конституция, закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантии этих прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Система же принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, есть мораль. Поэтому поведение молодых людей подпадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.

Секретарь: – Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: – Уважаемый судья, господа присяжные заседатели. Дамы и господа, я не буду столь красноречив, как господин прокурор, а сразу остановлюсь на существе дела. Я хочу сказать следующее. Юноши рвали розы в городском саду по очень веским причинам, как удалось выяснить позже. У одного из них был день рождения мамы, другой собрался на свидание к девушке. Время было позднее. Всякая торговля цветами была прекращена, рынок закрыт. И представьте себе, уважаемый судья, присяжные заседатели, что бы вы сделали на их месте? Ведь юношам так хотелось сделать приятное, показав уважение и чуткость к ним.

Судья: – Мы заслушали обвинительную речь прокурора и оправдательную речь адвоката. Есть ли со стороны обвинения и защиты свидетели?

Адвокат: Да!

Прокурор: Да!

Секретарь: Мы приглашаем первого свидетеля по делу №1 со стороны обвинения.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к первому свидетелю?

Прокурор: Да. Что вы можете сказать по существу рассматриваемого дела? (ответ свидетеля)

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к первому свидетелю?

Адвокат: Да. Что вы можете сказать о времени, когда произошли события? Есть ли вблизи рынок, где можно купить цветы? Были ли вблизи прохожие, наблюдающие за происходящим? (свидетель кратко отвечает на вопрос)

Секретарь: Спасибо, вы можете сесть на своё место. Мы приглашаем свидетеля со стороны защиты.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?

Прокурор: Да. Вы считаете, что отсутствие денег даёт право брать то, что человеку не принадлежит? Что вы думаете по этому поводу?

Судья: Есть ли вопросы у адвоката?

Адвокат: Да. Делали ли замечания молодым людям прохожие?

Секретарь: Переходим к делу №2. Двое 16-летних молодых людей, возвращаясь вечером домой, подошли к таксофону, чтобы позвонить родителям. Телефон – автомат был неисправен. Разгневанный юноша ударил по стеклу кулаком, разбив оба стекла в телефонной будке. Другой юноша, оторвал телефонную трубку, чем испортил таксофон. Телефон – автомат не подлежит восстановлению. Считая их действия хулиганскими и требуя возмещения ущерба, администрация городской телефонной сети просит привлечь их к административной ответственности.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Я считаю, что юноши виноваты в содеянном, и я постараюсь доказать это.

Адвокат: Как уже известно, суду, из дела, два взрослых парня шли по городу и разговаривали о чём-то. Время было позднее, одному из них нужно было предупредить своих родителей о том, что он задерживается. Заметив недалеко таксофон, оба направились к нему. Стёкла в телефонной будке были с трещинами и еле держались в корпусе. Кроме того, в последнее время телефонная связь оставляет желать лучшего, и, огорчившись от того, что нельзя связаться с родителями, один из моих клиентов стукнул по таксофону, от чего завибрировала вся будка и выпали треснутые стёкла из корпуса. Испугавшись звона разбившегося стекла, мои клиенты убежали. Но телефонную трубку они не обрывали, могу допустить, что резиновый кабель был отрезан летящим стеклом. Прошу суд признать моих клиентов невиновными.

Судья: Есть ли со стороны обвинения и защиты свидетели?

Адвокат: Да!

Прокурор: Да!

Секретарь: Мы приглашаем первого свидетеля по делу №2 со стороны обвинения.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?

Прокурор: Да. Что вы можете сказать по существу рассматриваемого дела?

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к свидетелю?

Адвокат: Скажите, действительно ли было треснуто стекло у телефонной будки?

Секретарь: Спасибо, вы можете сесть на своё место. Мы приглашаем свидетеля со стороны защиты.

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к свидетелю?

Адвокат: Да. Скажите, пожалуйста, как долго происходили описываемые события? Заметили ли вы, что мои подзащитные оторвали трубку телефона.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора ко второму свидетелю?

Прокурор: Да. Как вы считаете, должны ли молодые люди выражать так  своё недовольство по поводу отсутствия связи?

Секретарь? Спасибо, вы можете сесть на своё место.

Судья: Прокурору предоставляется последнее слово.

Прокурор: Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. В своей речи я хочу повторить одну истину. Мы живём в правовом государстве, и каждый человек должен «слушаться властей…повиноваться установленным законам…и если кто-нибудь будет отменять законы или неповиноваться им, то он не должен допустить этого и должен будет защищать их один или вместе сл всеми». Хулиганство в любом его проявлении есть трусость и подлость. Поэтому в наших рассматриваемых делах требую строгого наказания.

Судья: Адвокату предоставляется последнее слово.

Адвокат: Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. Мне очень хочется, чтобы вы увидели в этих делах всего лишь мелкие проступки, а ни хулиганские выходки, ведь ещё в древности было рекомендовано, прежде чем осудить, попытайся оправдать. Заметьте, сделать попытку оправдания – совсем ещё не значит оправдать. Я думаю, уважаемый судья, господа присяжные заседатели примут во внимание всё факторы этих дел, и всё-таки вынесут оправдательное решение. А я говорю «невиновны».

Судья: Заслушав показания свидетелей, заключительные речи адвоката и прокурора, суд удаляется на совещание.

Задание: «Помоги следователям» (карточки).

Проверка заданий.

Судья: Заслушав выступления отдельных сторон, суд постановил: считать «хулиганство» виновным во всех двух делах.

В связи с этим суд вынес решение: 1.Осудить хулиганство, как порок общества и вынести ему наказание в форме общественного порицания. 2. Конфисковать и искоренить из жизни все «хулиганские» атрибуты, такие как синяки, рогатки и мн.др. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Ведущий: Мы познакомили вас с одной из разновидности хулиганства, а именно с мелким хулиганством, влекущим административную ответственность. Сегодня мы убедились, что выходки хулиганов бывают разнообразными по содержанию и по форме проявления, а значит и по степени причиняемого обществу вреда, который определяется тем, в какой степени нарушен общественный порядок, каковы последствия его нарушения. На этом наше правовое занятие закончилось. Благодарю всех участников и слушателей, а внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                         

nsportal.ru

Занятие по правовому воспитанию “Подросток и правонарушение”

Занятие для детей – сирот с ОВЗ 6-7 класс

« Подросток и правонарушения»

Цель:

– профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;

Задачи:

  • расширять знания ребят о понятиях: «хулиганство», «правонарушение»; «преступление»,

  • продолжать знакомить учащихся с разными видами правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;

  • способствовать воспитанию ззаконопослушного гражданина.

Ход занятия

Давным – давно один мудрый французский писатель О.Бальзак сказал:

« Ничто мы так плохо не знаем, как то, что должны знать – закон»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего занятия « Подросток и правонарушения».

В народе говорят: « От тюрьмы и от сумы не зарекайся» .

Как вы можете ее объяснить, как вы ее понимаете?

Ответы детей. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы, что в жизни может всякое случиться.

Воспитатель: Каждый из нас, проживая среди людей, совершает различные хорошие или плохие поступки с целью доказать свою правоту или занять место в обществе, просто от незнания законов. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития — музыкальные и художественные школы, театральные студии, спортивные секции. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред себе. И не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных поступках, которые приводят к печальным последствиям.

– Кто считается подростком?

Ответы детей: лица от 14 до 18 лет.

Воспитатель: Что называется преступлением?

Преступление — запрещенное Уголовным Кодексом РФ действие, которое представляет опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.

Что такое правонарушение?

Ответы детей: слово правонарушение — состоит из двух частей: «право» и «нарушение». Означает нарушение закона, правил, за которое предусмотрено наказание.

– А почему нарушают законы подростки?

Работа с карточками (раздать ребятам карточки)

На карточках отметьте причины правонарушений.

  • пренебрежительное отношение к учебе, прогулы в школе;

  • стремление к пустому времяпрепровождению;( что это такое?)

  • желание иметь дорогой телефон, красивые вещи;

  • зависть;

  • ответственное отношение к учебе;

  • жадность;

  • занятие спортом;

  • доброта;

  • алкоголизм и наркомания; общение с искусством;

  • стремление любым способом удовлетворить свои интересы;

  • подражание (дурной пример)

  • какие еще? (а у вас есть примеры?)

Воспитатель: Ребята, любой человек, и подросток, и молодой, и пожилой несут ответственность за свои слова и за свои действия.

– Какие виды ответственности бывают?

Уголовная ответственность — убийство, грабеж, хищения, изнасилования. С 14 лет привлекаются: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, кражу, угон транспорта.

Вандализм — это осквернение и разрушение памятников культуры, надгробий, нецензурные надписи на стенах домов.

Административная ответственность – нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах.

Дисциплинарная ответственность — нарушение трудовых обязанностей,

(опоздание на работу, прогул без уважительной причины школы, работы).

Разбор ситуаций « Определи вид ответственности» (работа в группах)

Ситуация №1

Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Разбили мячом окно соседа.

Какое правонарушение совершили подростки? (административное).

Ситуация №2

Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка в раздевалке остался один ученик и украл у одноклассника мобильный телефон.

Какое преступление совершил подросток?( уголовное)

С какого возраста наступает ответственность за это преступление?

( с 14 лет)

Ситуация №3

Двое подростков ехали в автобусе, громко разговаривали, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? ( административное).

Игра «Ромашка»

Воспитатель: Представьте, что вы юристы.

-Давайте вспомним, кто такой юрист?

Юрист — это специалист, разбирающийся в вопросах правоведения и юридических науках.

– Итак, ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.

Виды нарушений:

  • Порвал учебник одноклассника (Гражданское).

  • Появление подростка на улице в нетрезвом виде, с сигаретой. (Административное)

  • Избил одноклассника (Уголовное)

  • Сам не избивал, но фотографировал (Уголовное)

  • Прогулял школу (Дисциплинарное).

  • Совершил кражу мобильного телефона (Уголовное)

  • Переходил дорогу в неположенном месте (Административное)

  • Нецензурно выражался в общественном месте (Административное)

  • Курил в поезде (Административное)

Воспитатель: Ребята, имеет ли право полицейский задержать вас на улице в позднее время? (Да, имеет право).

-Как надо себя вести, если вас задержал полицейский?

Ответы детей: нужно спокойно отвечать на вопросы, говорить правду, сообщить номер телефона близких людей или позвонить им самим.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Ответы детей:

  • нарушение правил дорожного движения;

  • распитие спиртных напитков в общественных местах;

  • появление в пьяном виде;

  • мелкое хулиганство (драка, нецензурная брань)

Брейн-ринг (командная игра)

  • Если бы я точно знал, что не попадусь, взял бы я чужой мобильный телефон?

  • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?

  • Если бы я знал, что никто не установит мое авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь «забавные тексты»; нарисовал бы рисунки?

  • Если бы мне за вознаграждение предложили постоять в определенном месте и предупредить о возможном появлении полиции, сделал бы я это или нет?

  • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

Воспитатель: Правонарушения имеют серьезные последствия для подростков и их близких. Как же не допустить эти правонарушения?

Запомните эту памятку:

  • Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  • Организация отдыха, досуга (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

  • Не общаться с сомнительными компаниями (какими?)

  • Если что-то произошло, рассказать об этом взрослым.

  • Помнить, что за все свои поступки несешь ответственность.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим виды ответственности:

  • административные;

  • уголовные;

  • дисциплинарные;

  • гражданско-правовые.

Воспитатель: Ребята, у всех людей на земле существует понимание того, что представляет собой добро и зло. И никакая полиция, никакие суды не могут заставить человека быть добрым, это должно быть заложено в его сознании. Добро — это душа человека. Злость — спутник несчастий. Древняя пословица гласит: « злой плачет от зависти, добрый от радости». Знайте, что жизнь прекрасна и она дается всего лишь раз.

Берегите себя!

infourok.ru

Конспект занятия по правовому воспитанию “В стране законов” – УчМет

Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида»

МКОУ «Школа-интернат № 3»

Конспект занятия по правовому воспитанию

В стране законов.

Автор:

Зеленчукова С.М.,

социальный педагог

Прокопьевск 2013

В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Для этого используются игровые ситуации с элементами правовых знаний, игры, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.

Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

обучающие:

коррекционно-развивающие:

воспитательные:

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, я рада вас видеть! Таких внимательных, серьёзных, законопослушных граждан своей страны. А кого называют законопослушным гражданином? (Слово законопослушный вывешивается на доске. Законопослушный гражданин подчиняется действующим законам, принимает их)

Объявление темы, постановка цели.

И сегодня мы поговорим на тему…

Только что здесь была тема нашего занятия, но что это….?

в

за-

-нов

стра-

ко-

-не

Ребята из слогов собирают тему занятия.

Правильно, тема нашего занятия: «В стране законов»

Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.

Основная часть.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства.

Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Как вы понимаете эту пословицу?

Дополните знакомые вам пословицы:

Украсть – в беду … (попасть).

Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений? Обсуждение.

Дав порядок нам Закон,
Ограничил нам свободу.
И суров — собою он,
Говорит, как жить народу.

Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.

А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:

МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК

ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД

ЙТУДОРВО, ЕКОСДК

ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ

ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД

ТУВСА, КОЛШЫ

Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.

Ученик 1. Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.

Ученик 2. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.

Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

На доске развешаны карточки: 14 лет,16 лет,18 лет

Детям раздаются вопросы:

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. Обсуждение.

Административные правонарушения мы с вами рассмотрим на примере сказочного героя Буратино. (Раздаются ситуации)

Мы все знаем, что добрый и трудолюбивый папа Карло купил Буратино азбуку и отправил его в школу, но наш весёленький и не очень умный деревянный человечек до школы не дошёл. Как вы считаете, кто виноват в этой ситуации и будет ли наказан папа Карло?

Представим себе, что наш герой Буратино дошёл до школы, но на уроках мешал учителю, разговаривал, не выполнял задания, надсмехался над товарищами. Как вы считаете, кто понесёт ответственность за безобразное поведение Буратино?

Посмотрим, что делает наш Буратино на переменах? Весёленький деревянный человечек обзывает своих товарищей, сквернословит, толкает других ребят, забирает их вещи и не реагирует на замечания старших. Кто ответит за безобразия на переменах?

Буратино в школе, чтобы повеселиться, решил написать смешные стишки на парте и не просто написать, а нацарапать, пусть друзья читают и смеются. Кого накажут в этот раз?

Ситуации разбираются и обсуждаются.

На доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». Дети читают карточки и выбирают ту сторону, которую считают правильной.

Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение?

Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)

Избил одноклассника (Уголовная ответственность)

Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)

Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)

Обсуждение.

Подведение итогов.

Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?

Выполняя свои обязанности:

  • Не нарушать закон.

  • Уважать права и свободы других лиц.

  • Сохранять природу и окружающую среду.

  • Защищать Отечество.

Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.

Список литературы

  1. Болховитинов, В.Н. Твоё свободное время. [Текст] / В.Н. Волховитов – Домодедово: ВАП – 1994. – 464с.

  2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание  Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.

www.uchmet.ru

Беседа по правовому воспитанию на тему “Закон и подросток”

Ход беседы:

Эпиграф:

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Воспитатель:

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека – совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления – совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

– Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

– Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

-А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):

штраф;

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

арест;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее – сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.

infourok.ru

Конспект занятия по правовому воспитанию «В стране законов»

Государственное казённое образовательное учреждение Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Улыбка»

Конспект занятия по правовому воспитанию

«В стране законов»

социальный педагог

Тургалиева Л.С.

п. Прикаспийский, 2015г.

В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Для этого используются игровые ситуации с элементами правовых знаний, игры, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.

Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

обучающие:

коррекционно-развивающие:

воспитательные:

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, я рада вас видеть! Таких внимательных, серьёзных, законопослушных граждан своей страны. А кого называют законопослушным гражданином? (Слово законопослушный вывешивается на доске. Законопослушный гражданин подчиняется действующим законам, принимает их)

Объявление темы, постановка цели.

И сегодня мы поговорим на тему…

Только что здесь была тема нашего занятия, но что это….?

в

за-

-нов

стра-

ко-

-не

Ребята из слогов собирают тему занятия.

Правильно, тема нашего занятия: «В стране законов»

Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.

Основная часть.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства.

Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Как вы понимаете эту пословицу?

Дополните знакомые вам пословицы:

Украсть – в беду … (попасть).

Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений? Обсуждение.

Дав порядок нам Закон,
Ограничил нам свободу.
И суров — собою он, 
Говорит, как жить народу.

Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.

А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:

МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК

ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД

ЙТУДОРВО, ЕКОСДК

ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ

ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД

ТУВСА, КОЛШЫ

Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.

Ученик 1. Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.

Ученик 2. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.

Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

На доске развешаны карточки: 14 лет,16 лет,18 лет

Детям раздаются вопросы:

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. Обсуждение.

Административные правонарушения мы с вами рассмотрим на примере сказочного героя Буратино. (Раздаются ситуации)

Мы все знаем, что добрый и трудолюбивый папа Карло купил Буратино азбуку и отправил его в школу, но наш весёленький и не очень умный деревянный человечек до школы не дошёл. Как вы считаете, кто виноват в этой ситуации и будет ли наказан папа Карло?

Представим себе, что наш герой Буратино дошёл до школы, но на уроках мешал учителю, разговаривал, не выполнял задания, надсмехался над товарищами. Как вы считаете, кто понесёт ответственность за безобразное поведение Буратино?

Посмотрим, что делает наш Буратино на переменах? Весёленький деревянный человечек обзывает своих товарищей, сквернословит, толкает других ребят, забирает их вещи и не реагирует на замечания старших. Кто ответит за безобразия на переменах?

Буратино в школе, чтобы повеселиться, решил написать смешные стишки на парте и не просто написать, а нацарапать, пусть друзья читают и смеются. Кого накажут в этот раз?

Ситуации разбираются и обсуждаются.

На доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». Дети читают карточки и выбирают ту сторону, которую считают правильной.

Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение?

Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)

Избил одноклассника (Уголовная ответственность)

Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)

Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)

Обсуждение.

Подведение итогов.

Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?

Выполняя свои обязанности:

  • Не нарушать закон.

  • Уважать права и свободы других лиц.

  • Сохранять природу и окружающую среду.

  • Защищать Отечество.

Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.

Список литературы

  1. Болховитинов, В.Н. Твоё свободное время. [Текст] / В.Н. Волховитов – Домодедово: ВАП – 1994. – 464с.

  2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание  Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.

infourok.ru

План-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему: Правовое занятие “Школьнику о законе”


Правовое занятие «Школьнику о законе»

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.

3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.

Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и имеет ребенок по мере его взросления?»


№ п/п


Содержание


Форма реализации содержания


Время


I. Вступительная часть


1.


Представление темы классного часа


Вступительное слово ведущего


2 мин.


II. Основная часть


2.

3.

4.


Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

Изучение прав несовершеннолетнего в случае привода его в полицию.

Закрепление знаний о правах и ответственности учащихся.


Дискуссия со всем классом. Обсуждение 12 ситуаций.

Работа в мини группах по написанию определения понятий.

Сообщение ведущего.

Работа в парах с таблицей «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления?»

Шуточная «Блиц-викторина»


10 мин.

5 мин.

3 мин.

10 мин.

5 мин.


 III. Заключительная часть


5.


Получение обратной связи


Упражнение «Продолжи фразу».


5 мин.

 Содержание классного часа

Учитель: В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

 Учитель: Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок – действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

 Злонамеренный поступок – умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость – поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

 Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Учитель: Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?

Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.

– Как можно расценить действия подростков?

– Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).

Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.


 Какие права имеет ребенок по мере взросления?


вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.


дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.


выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих

брак в суде, он хотел бы проживать после развода.


на имя ребенка может быть открыт счет в банке.


имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в

присутствии инструктора.


гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.


может вступать в детские общественные объединения.


ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.


допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов

в день) с согласия одного из родителей.


имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.


несет уголовную ответственность за любые преступления.


вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией,

иными доходами.


несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства

в отношении своих детей в судебном порядке.


избирать и голосовать.


подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления

(убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность

ответов).

Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».


  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 

  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 

  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 

  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 

  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). 

Учитель: Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

– Я не знал, но сегодня узнал, что…

– Меня удивило, что…

– Я сделал вывод, что…

– Новым для меня было…

.

nsportal.ru

Внеклассное занятие по правовому воспитанию для школьников «Права и обязанности ребенка»

ГУ ТО СРЦН №2

Внеклассное занятие по правовому воспитанию

для школьников

«Права и обязанности ребенка»

Состовитель:

воспитатель

Тинькова Татьяна Ивановна.

Белев, 2019 год.

Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;

Задачи: воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения. 

Форма проведения: учебно-игровой урок. 

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей. 

Ход занятия 


Вступительная часть. 
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. 

Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

– Как вы думаете, о чем сегодня говорить на нашем занятии?  (обучающиеся формулируют ответы)

-Права и обязанности гражданина неразделимы – это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

– Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)

 «Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? … (Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны – 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

– В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники 

1 июня (Международный день защиты детей)

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. 

Основная часть.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. 
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен. 
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев. 
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. 
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя. 


Викторина «Права» 
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку. 
«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? 
«Красная шапочка»

Игра «Разрешается – запрещается». 
– Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. 
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». 
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». 
Вот в углу стоит мальчонка, 
Плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка Строго…(запрещается.) 
С мамой дети должны жить, 
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) 
Эта грань обозначает: 
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) 
Рисовать и петь, учиться, 
Если заболел – лечиться. 
Это…(разрешается.) 
Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа …(Запрещается) 
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

Упражнение «Права и обязанности в сказках»

Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)

  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)

  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)

  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)

  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)

  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Физкультминутка

– А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право – хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право – хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность – топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность – Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность – топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность – топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право – хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность – топают ногами).

Вставьте нужные слова:

   1.  Пусть ты пока еще ребенок,    

 Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,      

Пусть маленький, но гражданин

       2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав – неправ

Правил свод давно придуман, –

Называется устав.

   3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

 Все … парламентом   зовут 

   4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель  

Упражнение «Мои права»

Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника? 

  1. право на жизнь; (ч)

  2. право на бесплатное образование; (ш)

  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

  4. право на получение дополнительного образования; (ш)

  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)

  9.   право на отдых; (ч)

  10.  достоинство личности; (ч)

  11. право на социальное обеспечение; (ч)

  12.  право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

  13.   право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

  14.  право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

  15.  право на неприкосновенность жилища; (ч)

  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

  17.   право на выбор образовательного учреждения; (ш)

  18.   право вступать в общественные организации; (ч)

  19.  право пользоваться родным языком; (г)

  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

  21.  право на свободу слова; (ч)

  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

  23.  право на свободный труд; (ч)

  24.  право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

  25.  свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

  26. право на информацию; (ч)

  27.  право частной собственности; (ч)

  28.  право на предпринимательскую деятельность; (ч)

  29.  право на жилище; (ч)

  30.  право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Упражнение «Может ли…»

Задание может ли …. (да или нет) 

– распоряжаться самостоятельно   своим имуществом, своим заработком, – стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

–  в возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

– дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

– с 14 лет   обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

– с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

– на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд (да)

Упражнение «Мои обязанности»

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)….

  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

  7. Обязанность родителей … своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны;(Культурное)

  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Упражнение «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

  • Грабеж, грабеж, разбой

  • Клевета

  • Похищение человека

  • Умышленное убийство

  • Изнасилование

  • Хулиганство

  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

  • Угон автотранспорта

  • Нарушение изобретательских и патентных прав

  • Захват заложников

  •  Вооруженный мятеж

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

  •  Неоказание помощи больному

  • Бандитизм

  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики

  • Нарушение требований пожарной безопасности

  • Незаконное изготовление оружия

  • Вандализм

  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

  •  Государственная измена

  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Упражнение «Задачки»

 Проанализируйте ситуации.  Какие меры наказания понесут ребята?

                            Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая   может взорваться. Все выбежали из школы!  Приехали пожарная машина, МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

                      Порча школьного имущества

  Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом.  Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутри школьном контроле, штраф и др.)

                            Порча чужого имущества 

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло, то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

                                  Драка на улице

 Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения.  (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

                                Ограбление ларька               

   Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный   ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е. штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

                                     

Угроза жизни

   Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но, если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят.  Максим   стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Упражнение «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться –                       а потехе час                

Делу время,                                 всегда пригодится            

Жить –                                          суда боится                    

Правда,                                         родине служить            

Дело-                                             мастера боится

Тот герой,                                 не сиди на печи        

 Хочешь, есть калачи –               кто за родину горой  

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Подведение итогов. 
Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках. 
– Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? 
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми: 
– умейте выслушивать собеседника, не перебивая; 
– умейте признавать, что были не правы; 
– помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; 
– говорите всегда только правду; 
– радуйтесь успеху товарища; 
– дал слово – держи его, дал обещание – выполни! 
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: 
Худо тому, кто добра не делает никому.



infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *