Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы по теме: «Осень»
Образовательная область: познавательное развитие.
Направление: ознакомление с окружающим миром.
Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
•образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме.
• развивающие: развивать
познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать
познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать культуру
речевого общения детей друг с другом и педагогом.
•воспитательные
Интеграция: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Средства реализации: слайды, цветные карандаши, бумага, листочки из картона.
Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за не живой и живой природой; рассматривание картин, беседы об осени; заучивание стихов.
Ход ООД:
Организационный момент.
Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
Дети: Это листья.
Воспитатель: Правильно, это листочки, а какие они по цвету?
Дети :Они красные, желтые, красивые, разные.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас
загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете о каком времени года мы с
вами будем беседовать.
Воспитатель:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Правильно. Мы сегодня будем с вами говорить об осени.
(показ слайда)
Основная часть:
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Осень на опушке краски разводила» автор З. Фёдоровская.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень: Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
Воспитатель: Осень очень красивое время года, которым все любуются, её еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: Листья деревьев меняют свой цвет.
Воспитатель: А какие еще приметы осени вы можете назвать? Что еще меняется в природе осенью?
Дети: Птицы улетают в теплые
края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к
зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь, листья
опадают.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А сейчас у нас какой месяц?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Правильно, сентябрь это первый месяц осени. В этот период осень называют ранней. Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.
Воспитатель
: Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.Игра «Осенние слова”.
Воспитатель: Какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Дети: Золотая, красивая,
разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, замечательная.
Воспитатель: Молодцы.
Беседа по картине «Золотая осень».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину русского художника Ильи Остроухова «Золотая осень» (показ слайда)
Воспитатель: Какое время года вы видите на картине?
Дети: На картине изображена осень.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Какого цвета листья на деревьях?
Дети: На деревьях желтые, зеленые, красные листья.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Как вы думаете почему картина называется «Золотая Осень»?
Дети: Потому, что желтые листья.
Воспитатель: Как называется природное явление, когда падают листья с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Листопад» автор А. Рябинка.
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья
в пляску закружила.
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.
Физминутка “Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, какая бывает погода осенью?
Воспитатель: Когда дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Холодно.
Дети: Холодная.
Воспитатель: Пасмурно.
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: Сыро.
Дети: Сырая.
Воспитатель: Когда идет дождь.
Дети: Дождливая
Воспитатель: Ясно.
Дети: Ясная.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: А теперь мы с вами
порисуем.
Дети раскрашивают картинку.
Итог ООД.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста о каком времени года мы с вами сегодня беседовали?
Дети: Ответы детей.
Словесная игра «Да-нет»
Воспитатель: Сейчас я буду говорить вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?.
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия: «Осеннее дерево»
Воспитатель
: У меня есть листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, выберите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.Посмотрите, какое дерево у нас получилось!
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
• Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
• Маски деревьев берёзы, клёна, липы;
• Обручи для «кочек»
• Листочки из картона для дорожки;
•Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
• Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.
Материал и оборудование: волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листики, набор муляжей овощей и фруктов, картинки грибов, животных.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, Е.Ф. Трутнева, А.Н. Плещеев,
Наблюдения.
Оборудование к НОД
Демонстрационный:
Картины с изображением «Осени»
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними и начнем наше занятие.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте! Пальчики сердитые здравствуйте! И ладошки
наши крошки, здравствуйте! Разбудите ножки, здравствуйте! И притопы, и притопы,
здравствуйте! И пружинки, и пружинки, здравствуйте! И улыбки, и улыбки,
здравствуйте! Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте! Поцелуй воздушный всем
пошлите, здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои картины прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах? Расскажите, что вы знаете об осени?
Дети рассказывают об осени.
Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный
ответ): Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают?
Часто — часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.)
Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Дети: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Дети: Опадают.
Воспитатель: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как
называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно, листопад. А сейчас давайте поиграем в игру: «Листопад»
Листопад, листопад
Листья по ветру летят
Все летят, летят
Под ногами шелестят
Воспитатель: Что еще осенью созревают?
Дети: Овощи, фрукты.
Воспитатель: Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать
одним словом, что созревает осенью?
Дети: Урожай!
Воспитатель: Правильно, урожай. Сейчас, я загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.
Загадки
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а лук.
Из земли за чуб плутовку
Тянем сладкую морковку.
Важен он, как господин,
Этот сочный апельсин.
Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
Нет сочней помидора.
Кислый – очень кислый он!
В чай к нам просится лимон.
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я свекла.
Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру: «Соберем урожай». В синюю корзинку – фрукты, в желтую – овощи.
Воспитатель: Молодцы! На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.
Воспитатель: Кто — то оставил корзинку? Давайте посмотрим, что здесь?
Дети: Грибы.
Физминутка:
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте.)
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.)
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок.)
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка.)
Дети рассматривают картинки грибов и находят мухомор.
Воспитатель: Ребята, а, какие грибы надо собирать! (Ответы детей. ) Давайте расскажем про мухомор.
Воспитатель: Мухомор можно пинать или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик.)
Дети: Звери собирают запасы, меняют шубки.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик. А мишка что делает?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: О каком времени года мы с вами говорили сегодня?
Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.
Осенние образовательные мероприятия
Изменения, происходящие осенью, дают много выдающихся
образовательные возможности.
Строение листа
Листовые системы и их функции
Руководство по идентификации обыкновенных опавших листьев
Иллюстрированные цветные изображения обыкновенных осенних листьев
Фотосинтез: не упускайте из виду самый ценный урок осени!
Осенние практические занятия.
Осенние каникулы/ Связи с учебными планами
Больше действий с листьями.
Осенняя фенология
Записывайте циклы природы по мере приближения зимы.
Глоссарий древовидных терминов
Говорите как эксперт по деревьям.
Факты о деревьях и лесах
Узнайте несколько интересных фактов о деревьях.
Необычайный цвет листьев
Урок о том, почему листья меняют цвет для уроков естествознания в четвертом классе.
Ботанический сад Чикаго Осенние занятия
Список классов с описаниями классов
Мортон Дендрарий Осенние занятия и мероприятия
Список осенних классов с описанием классов
Бруклинский ботанический сад Fall Education
Осенние курсы для взрослых, детей и учителей
План урока «Опадающие листья»
По мере того, как погода становится прохладнее, большинство учащихся осознают, что листья меняются. цвета. Однако они не знают почему. На этом уроке учащиеся будут
используйте Интернет, чтобы узнать, почему листья меняют цвет, а затем нарисуйте график
наиболее часто встречающийся цвет в образце класса.
Посмотрите, как лист меняет цвет
Замедленная съемка с изменением цвета.
Посмотрите, как деревья меняют цвет
Замедленная съемка деревьев, меняющих цвет.
Празднование осени и ее красок
Наслаждайтесь сезоном! Принесите краски осени в класс с помощью
практические научные и языковые занятия, которые научат важным
понятия и ценные учебные навыки.
Места для осени: места для посещения
Отпразднуйте осень с 16 сайтами, полными ресурсов K-4 на осенней листве, включая распечатки, онлайн-игры, идеи для песен и книг, совместные проекты и даже последние новости о генетике изменение цвета.
by Hearthside Senior Living
Осень приносит более прохладную погоду и больше времени в помещении. Это идеальный шанс собрать своих близких у костра за чашечкой какао и поболтать. Если вы ищете ледокол, не ищите ничего, кроме этой осенней мелочи для пожилых людей.
Все любят осень. Свежая погода, веселые праздники, разноцветные деревья: есть чем насладиться. Но много ли вы действительно знаете об этом сезоне? Узнайте некоторые осенние мелочи для пожилых людей, а затем поделитесь этими забавными фактами с друзьями за парой горячего шоколада.