Занятие в подготовительной группе звук и буква у: Конспект занятия «Звук и буква У». | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

Конспект занятия «Звук и буква У». | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

Конспект занятия «Звук и буква У» (подготовительная группа).

Задачи:

• Закрепить механизм образования звука;

• Упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове;

• Расширять и активизировать словарь по теме «Урожай с грядки»;

• Развивать фонематическое восприятие, внимание

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Воспитание желания активно работать на занятии.

• Воспитывать уверенность в себе.

Оборудование: предметные картинки, картинка Чиполлино, конверты с разрезными картинками, карточка с буквой – У, касса, рабочая тетрадь, пенал

Непосредственно образовательная деятельность.

I.Организационный момент.

1. Общее расслабление

Приходите в огород Шаги на месте

Посмотреть, как всё растёт, Руки поднимать вверх.

Всё растёт, всё цветёт Потряхивание руками.

Никому не тесно. Руки разведены в стороны.

Приходите в огород! Толчкообразные движения

Очень интересно. Наклон вперёд, перекрёстные движения перед собой.

2. Развитие мимических мышц. (движения по ходу чтения слов)

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам не весело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

3. Артикуляционная гимнастика.

Трубочка – улыбка – трубочка

Поцелуйчик

Хоботок

4. Сядет тот, кто назовет с какой звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии; вспомнить и назвать слова на звук А

П. Введение в тему

1. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

К нам сегодня в гости пришла девочка Уля. Она принесла вам теневые картинки. Рассмотрите картинки и назовите изображенные предметы. (Контурные изображения предметов: укроп, капуста, лук, огурец).

– Какой одинаковый звук слышится в названии этих картинок? (картинки на доске)

2. Артикуляция и характеристика звука.

Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Звук [у] – гласный, поется, тянется, воздух не встречает преграды при произнесении звука.

3. Развитие фонематического слуха.

Уля озорная, веселая предлагает поиграть со звуком У в прятки.

Игра «Поймай звук».

Звук У очень любит прятаться между других звуков. Вот и сейчас он спрятался и хочет, чтобы вы его нашли. Уля будет произносить разные звуки. Когда среди них вы услышите звук У, то скорее ловите его – хлопните в ладоши.

Из ряда звуков : Б, П, Г, У… ; МЬ, НЬ, Ф, У… ; А, О, Ы, У… И, Ы, А, О, У…

Из ряда слогов – ту, но, му, ак, ры, уб, ду.

Из ряда слов – укроп, петрушка, перец огурец, лук, помидор, капуста, репа, кукуруза.

Игра «Место звука в слове» Выделение звука У в словах.

Игра «Найди половинку» Уля приготовила еще одну игру. Для этого вам нужно взять конверты, которые лежат у вас на столах.

Дети берут конверт с половиной картинки, ищут свою половинку. Пара поднимает целую картинку.

А теперь давайте посмотрим, какие картинки у кого получились.

Какой звук слышится в словах в начале слова, в середине слова.

(Утка, паук, улитка, сумка, утюг, сундук, удочка, муха)

Дети называют картинку и определяют место звука У в словах.

III. Физминутка

А сейчас немного поработаем в огороде. Уля пойдем с нами.

В огород пойдём, Шаги на месте.

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный!

Показывают круг руками три раза.

IY. Соотношение звука с буквой.

Уля: Ребята, я нашла интересный сучок. Он похож на букву, которой мы обозначаем звук У.

Послушайте стихотворение.

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

Пальчиковая гимнастика. Давайте попробуем руками показать букву У.

Послушайте стихотворение.

Распрямленную ладошку

Наклони теперь немножко,

Карандаш потом возьми,

Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –

Это будет буква У.

На что похожа буква У (сучок, удочка, вешалка…ответы детей)

Найдите букву в кассах и обведите ее пальцем.

Y. Работа в тетрадях.

Уля: Я вам предлагаю научиться печатать букву У

1. Заштрихуй по образцу большую букву У. Маленькую букву У раскрась красным карандашом.

2. Найти, обвести кружком все буквы У

3. Назови картинки (утка, утюг, улитка, улей). Какой первый звук в каждом слове? Например, в слове утка первый звук – У.

4. Обведи линией красного цвета только те картинки, в названии которых есть звук У

YI. Итог.

Молодцы ребята.

Какой звук нам сегодня помогла вспомнить Уля?

С какой буквой познакомились?

Подарим Уле чистоговорку.

Проговаривать чистоговорки:

У-у-у — губы хоботком тяну.

У-у-у — дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.

Конспект занятия “Звук и буква -У-” | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

Тема: Звук и буква У.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

 Ход занятия.

Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

  1. «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо)».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает.   Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

  1. Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

  1. Загадки.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

 Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.  (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному.  Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».

5.Динамическая пауза .

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг).    (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

Д/и «Паровоз».

  1. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

 

  1. Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У).

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

8.Итог.

«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

Что такое звуки Y? Какие есть идеи для обучения финальным звукам Y?

Не знаете, как выучить все звуки y? Ну, вы пришли в нужное место!

«Y» может быть очень сложным для учеников (и учителей!) из-за всех его звуков. Многие из нас слышали о «Bossy R», но я склонен думать, что «y» такой же властный и требовательный! Однако еще более странным является то, что «y» на самом деле крадет другие гласные звуки… но об этом позже!

В этом посте я проведу вас через согласных и гласных звуков у . Я также поделюсь советами о том, как и когда преподавать эту концепцию!

Фото: Джордж Руди, Shutterstock

Какие 3 звука Y?

Как я уже говорил, буква «у» может быть как согласной, так и гласной. Возможно, вы слышали пение «а, е, и, о, у, а иногда и у», но что это на самом деле означает?

Буква «y» может давать три звука:

  1. y может давать звук /y/ как в «yellow»
  2. y может произносить долгий звук i как в слове «застенчивый»
  3. y может воспроизводить долгий звук e как в слове «счастливый»

В #2 и #3 буква y на самом деле выступает в качестве гласной в слове. Разве это может быть еще более запутанным?! Давай, английский!

Как вы учите звуки Final Y?

Чтобы это не было полной игрой в угадайку для учащихся, есть несколько правил, которые помогут учащимся решить, какой звук y использовать.

Если «y» стоит на конце слова учащиеся могут посчитать слоги в слове (что будет равно общему количеству гласных звуков, включая у). Это может помочь определить, производит ли окончание y долгий звук i или длинный звук e.

  • Если «y» стоит в конце односложного слова, то y дает долгое звучание «i» (примеры: мой, плачь, застенчивый)
  • Если «y» стоит в конце слова, состоящего из 2+ слогов, y производит долгий звук e (примеры: baby, pony, pony)

Конечно, есть и несколько исключений. Например, слова «полагаться» и «ответить» имеют долгий звук «и», но в них 2 слога.

Так что, на мой взгляд, самое важное «правило», которому нужно учить, заключается в следующем: если вы попробуете один звук вместо y и не сможете понять смысл слова, попробуйте другой звук и посмотрите, сработает ли он!

Когда мне учить звуки Y?

Вот как я учу звуку y в своей фонетической программе «От звуков к правописанию»:

В детском саду учащиеся изучают звук /y/ для y. Когда встречаются такие слова, как «мой», я помогаю учащимся заметить «другой» звук у.

В 1-м классе учащиеся повторяют y со звуком /y/. Они узнают, как долгий i звучит вместо y, когда мы обсуждаем варианты написания долгого i. (Я также указываю на долгий звук e.)

Во 2-м классе мы практикуем все 3 звука y, немного больше обучая длинному звуку y в слове y.

Какие есть упражнения для обучения звукам Y?
  • Используйте магнитные буквы для создания слов, используя все три звука y. Это может быть диктант или открытое задание. (Вот проект самодельной магнитной плитки, если у вас недостаточно магнитных букв или плиток для ваших учеников!)
  • Попробуйте сортировку слов, в которой учащиеся распределяют слова по двум категориям → «y говорит i» и «y говорит e».
  • Обведите, подчеркните или выделите слова с окончанием -y ПЕРЕД чтением декодируемого текста. (Вы также можете предложить учащимся определять звуки -y в каждом слове перед чтением.)
  • Предложите учащимся представить себя «бандитом Y» и найти слова в тексте, в комнате, на рабочем листе… (где угодно! ), когда «Y Bandit» крадет другие гласные, чтобы получить долгий звук i или длинный звук e.
  • Прочтите одну из книг серии «Летучий парень». Для повышения вовлеченности предложите учащимся выполнить одно из следующих действий, если они заметят слово, в котором буква y звучит так долго, как i:
    • сделайте глупое движение
    • сделайте отметку на стикере
    • запишите услышанные слова на листе бумаги

Заключение

Звуки y определенно могут быть хитрыми для учащихся. Вы хотите, чтобы учащиеся привыкли задавать себе эти 3 вопроса, когда они сталкиваются со сложным словом с y:

  1. Где y стоит в начале или в конце слова?
  2. Это будет согласный звук или гласный звук?
  3. Если это гласный звук, какой гласный звук он «ворует»?

Если учащиеся самостоятельно решат эту задачу, это поможет им стать более автономными в расшифровке!

Надеюсь, эта информация о звуках у была полезной! Если вам нужно больше ресурсов для обучения звукам y и многим другим фоническим навыкам, ознакомьтесь с моей фонетической программой «От звуков к правописанию».

Счастливого обучения!

Фото предоставлено: antoniodiaz, Shutterstock

Изучаем букву y. Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Ы и со звуком (И краткое). план урока грамоты (подготовительная группа) по теме. Развитие артикуляционной моторики

1. Занятие на букву Я

2. Загадки с обобщённым словом на Я

Друг держится за моё стежковое ухо
Со мной одним веком. ( Игла и нитка)


Вы всегда найдете ее в лесу.
Вы идете гулять и встречаетесь.
Колючий как ёжик
Зимой в летнем платье. ( Ель)

Злой недотрога
Живет в глуши лесной.
Игл много
И ни одной нити. ( Ежик)

Это разные предметы, но что их объединяет? – Иглы!
Из скольких слогов состоит это слово? – Из трех!
Почему? – Так как гласных звуков 3.
Какой слог ударный? – Второй.

3. Игра “Сломанный телевизор” (идея отсюда)

Взрослый произносит звук Я и выкладывает карточку с рисунком – ребенку нужно закончить слово.
(и) груша, (и) голка, (и) збушка, (и) рис, (и) зюм, (и) ндеец



4. Составление зрительных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть в ладоши (или поднять карточку с буквой И) на звук [и] из звукового ряда:

А И О Ц Н У И И А И С О У И

б) повторять только слова со звуком «и»:

Верба, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с шапками на шапке бусины на каждой строчке:

А у деда есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтобы узнать его

Я должен назвать его вслух.

(Имя)

Назовите имена мальчиков и девочек, и если ребенок слышит звук [и] в имени, то ему нужно хлопнуть в ладоши: ​​

Аня, Уля, И ван, Я ля, Антон, И нна. ..

Оля, Семен, И горький, Саша, Вера, Маша, Инга, Алеша, Павел, И ра, Настя, Вася, Коля, Анна, Ирма, Клава

7. Игра «Один-много» (взрослый бросает мяч ребенку, называя слово в единственном числе, ребенку нужно подбросить обратно, называя слово во множественном числе)
носок – носки
игла –
коробка –
дверь –
чашка –
индейка –
игрушка –
перчатка –
нитка –
снежинка –
мальчик –
вилка –
капля –
девочка –
зонт –
сапоги –

Что дополнительно?” (“Четвертый лишний”)
Выложено несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нет звука И (или просто на слух).

1 = медведь, лиса, волк, тигр
2 = очки, осы, ива, индейка

10. Чудо-дерево
Необходимо подобрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и “висеть” на дереве как листья. Я сделала вот такое дерево (распечатать на А4) и к нему есть листочки (А5) – листики даю чистые, чтобы вы сами могли вписать туда нужные слова:



11. Найдите спрятанную букву I

12. Сказка о братьях Ик и Ищ ()
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого Иш. Ик был маленький, а Ищ огромный (показывая “портреты”). У Ика был дом, у Ища был дом. А теперь я хочу, чтобы ты помог мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика нет рта, но…
У Ика нет носа, но…
У Ика нет глаза, но… и так далее.

А что ищет? Если он такой огромный, значит, в нем все очень большое.

Ищу не рот, а…
Ищу не нос, а…
Ищу не глаз, а… и так далее.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать небольшой предмет, то думают о брате Айке. Если надо назвать предметы огромных размеров, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Пожалуйста, назовите его.

13. Найди все буквы И и обведи их (

И снова тебе рубрика учим буквы … Как вы правильно догадались сегодня у нас согласная буква “Ы” . .. Почему согласная ?И произносить звук.Как легко распространяется звук?Конечно язычок и зубы мешают препятствиям.

В начале слова этот звук встретишь не так часто,но в середине и в конце конец слова сколько угодно. Итак, начните с придумывания слов со звуком «Й». Сложите или слепите букву.

Предлагаю вам в помощь практический материал : художественное слово , игры , скороговорки, загадки .

Буква “Y”


Смешные стихи

Йод хороший, йод не плохой.

Напрасно ты кричишь: “Ой-ой-ой!” –

Чуть-чуть увидел флакончик с йодом.

Йод иногда, конечно, жжет,

Но заживет быстрее

Рана, намазанная йодом.

В. Лунин

Птица пролетает над воротами

Но он не сидит на воротах.

Э. Тарлапан

У меня есть игла и нитки

Я учусь шить у мамы.

Если я уколу палец,

Я залью рану йодом.

Ой-ой и ай-ай

– Ой ой ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, очень большой!

– Ты иди, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Г. Виеру

Потому что запятая

Сидит у нее на плечах.

В. Кожевников

Йог помог бы Ивану,

Да, йоги живут за морем.

Паттерн

Извините, сорока

Возвращается с занятий.

Весь урок болтал с сойкой

И вернулась домой с двойкой.

Пословицы и поговорки

1. Не иметь сто рублей, а иметь сто друзей.

2. Заводите новых друзей, но не теряйте старых.

3. Не бойтесь холода. Умойтесь до пояса.

Игры

Игра “Кто больше”.

Придумать слова со звуком [й] в начале (йод, йог, йота), В середине (Майка, лейка, змея), в конце слова (май, чай, край).

Игра «Преобразование слов».

Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, команду, побуждение к действию: стоит (

стоп ), моет ( мой ), строит ( строка ), поет
( поет ), решает ( решить ), играет ( играть ), повторять ( повторять ), плавать ( плавать ), думать ( думать ).

Игра «Где звук».

Воспитатель предлагает детям определить положение буквы «у» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Научись игре со звуком.

Один раз хлопните в ладоши, если услышите звук [й] в словах: лиса, хаски, игрок, морда, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змейка, имя, чай.

Игра «Скажи словечко» .

Игра «Любопытный».

– Как тебя зовут? (Андрей)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо)

– Какой транспорт вы предпочитаете? (Трамвай, троллейбус.

)

– Куда вы любите ходить на выходные? (В музей.)

– Куда вы набираете воду, чтобы поливать цветы? (В лейку.)

– Какие фрукты ты любишь? (айва)

– Какой напиток ты любишь? (Чай.)

Игра «Письмо потеряно».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ша – ба, богатырь -, трамвай -, учеба – тех.

Игра «Преобразование слов».

1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

Ответ: Футболка, орех, зайчик, хаски, банда;

лейка, рельс.

2. Измените каждое слово так, чтобы оно содержало букву «д».

Строитель ( строительный ), лейка ( лейка ), заяц ( зайчик ), читатель ( читать ), зимний ( зимой ).

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим образцам.

1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)

– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, орех. )

2. – – ах (край.)

– – – ай (Сарай, лишайник.)

– – – – ай (Заказ, футляр.)

– – – ее (Музей, лицей, жокей, пырей.)

4 Пазлы

Ну вот дорогие мои, ваш дельный совет пополнился еще одной буквой, это буква “Ы” .

Выпуск 30

Видеоурок по русскому языку для дошкольников начался с интересного задания. Так как в Шишкиной школе уже выучено много букв, Василиса предложила ученикам узнать, есть ли буквы, которые никогда не стоят в начале слов. Зубок решил, что таких букв нет, но Веснушка замялся и предложил проверить, начиная с самой первой буквы алфавита.

Животные старательно перебирали букву за буквой и оказалось, что слов на буквы “Ы”, “б”, “б” нет. Мышь Шуня расстроилась: «Наверное, эти буквы очень обидные — ведь не с них начинаются слова». Василиса удивилась: «Неужели можно быть полезной только тогда, когда ты впереди всех?» И Шуня согласился: «Конечно, ты можешь быть полезен везде, не только в начале слова».

Василиса предложила изучить букву «Ы», с которой начинаются всего три слова, но от этого она не стала менее важной для русского языка. Ученики сначала приняли его за букву «И», но потом, внимательно изучив букву, поняли, что важным отличием является «галочка», расположенная над буквой «Й». И это письмо называется «И короткое». И в этой букве спрятан звук «Ы». А так как звук «Ы» нельзя петь, то перед нами согласная. Зуб даже удивился: «Всё, да! Буква «И» — гласная, а ее сестра «И краткая» — согласная. Всего три слова, начинающиеся на «Й»: ЙОД, ЙОГ, ЙОГУРТ.

В начале слова эта буква встречается редко, но в середине слова она чувствуется прекрасно. И предлагает ученикам сыграть с ней в игру. Лесные друзья быстро справились с заданием и подобрали нужные слоги. Получились слова: майка, орех, лейка и хаски. В конце урока еще раз повторили буквы, с которых не начинаются слова: «б», «б», «й», «й». \

Осталось только собрать изученную букву “И коротко”.

“И коротко” – коротко,
Это так робко.
Не бойся, помни главное –
Все в азбуке равны!

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`], буквой Ы, ю;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • способствовать взаимопомощи, взаимоподдержке.
  • учить различать, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах;
  • способствуют формированию правильного, осознанного, выразительного чтения и повествования;
  • работа по междисциплинарным связям.

Оборудование учителя:

  • Плакат демонстрационный “Буква Ы, ю”.
  • Словарь в картинках, иллюстрации: Айболита, Незнайка, воробей, сойка, скарабей, муравей, майский жук, майка, чайник, трамвай, троллейбус, зайчик.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета “Занимательная азбука” автора В. Волина сказка “Два хвостика”.
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фото ордена Славы.

Оборудование для учащихся:

  • Учебник “Русский алфавит” Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А. 1 класс 2 часть
  • Учебник “Русский алфавит плюс” В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин 1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имен героев сказок К.И. Чуковский

Во время занятий

I. Организационный момент.

Взгляните на наших гостей. Давайте поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В “Русской азбуке плюс” чтение по ролям диалога “Ёлкинское платье”.
  • Театрализация диалога “Шутка” из “Русской азбуки”.
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация базовых знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января – большой праздник – Крещение Господне. А сейчас настоящие Крещенские морозы. Это имя пришло к нам очень давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение были сильные морозы, как и сегодня. Поэтому в народе их называли Богоявленскими морозами.

3). Выглянуть в окно.

IV. Подсветка нового звука

один). Скажи нам, какой сегодня день?

Зима, морозная, холодная, пасмурная.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали палец.

Как ты кричишь? – Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). И чем следует помазать рану? – Йод.

Какой звук стоит в начале слова йод? [й`].

4). Мы уже встречали звук [у`] в начале слова или после гласных. Обозначался буквами е, е, и.

Расскажите, что вы знаете о звуке [й`].

Это согласный звук, всегда мягкий, звучит громко.

V. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, будем учиться читать и набирать букву у и слова с этим письмо.

Тема урока “Звук [й`], буква Ы, ю”.

Ви. Фонетическая подготовка.

один). В словаре с картинками определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболит, Незнайка, воробей, сойки, скарабей, муравей, майский жук, футболка, трамвай, троллейбус,

Заключение: чаще всего звук [у`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. Редко в начале слова. Вам нужно запомнить три таких слова: кефир, йод, йог.

2). Изучите звуковую игру.

Если в слове есть звук [й`], хлопнуть в ладоши, если не ставить руки перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змейка, имя, чай, достань.

3). Игра «Замени звук в середине слога».

  • чашка-чайка
  • леска – лейка
  • стопа – хаски
  • галка – гайка
  • река – железная дорога

VII. Знакомство с буквой Ы, ю.

Посмотрите, как пишется буква Y.

  • Как выглядит буква Y?
  • Какая разница?

2). Стих.

Буква Ы называется “И короткая”.
Y как И в блокноте.
Чтоб не путать с Y
Пишите галочку выше.

Разучивание четверостишия.

3). На ленте букв буква y показана зеленым цветом. За что? Запомнить, что звук [th`] — согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с письмом.

один). Выведите на доску букву Y. Вот как пишется эта буква.

2). Если буквы стоят подряд

Все будут говорить одновременно.

Игра «Добавь слово».

Слоги на доске:

твоя сотня

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра «Письмо потеряно». Слова написаны на доске. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • вид_
  • _огурт
  • учеба_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто-то перепутал буквы в именах сказочных героев К. И. Чуковского и просит вас помочь ей.

Работайте в парах. Игра «Собери разбросанные имена».

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физическая культура.

Кот играет на баяне,
Наш зайчик на барабане
Ну и ослик на дудочке
Ты торопишься играть.
Если поможешь
Поиграем вместе.

X. Прослушивание аудиозаписи сказки «Два хвостика».

Послушайте рассказ о мальчике-художнике. И подумайте, как мы можем помочь бедному животному, которого нарисовал мальчик?

Слово «заика» написано на обратной стороне доски. Дети исправляют букву I на Y. Объясните, какой хвост мальчик забыл написать.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слоговой и звуковой анализ слова зайчик. Если в середине слова стоит звук [у`], то слог всегда оканчивается на этот звук. Составление схемы на доске и на партах.

Висит изображение кролика.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

один). Откройте учебник “Русский алфавит” на стр. 36 – 37.

Обратите внимание, что буква Y может быть как прописной, так и строчной.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времен.

Наша страна очень большая и поэтому иностранцы неоднократно пытались вернуть себе часть земель. Но русское войско всегда было сильным и не давало врагам захватить русскую землю.

Как называлась одежда древних воинов? – Кольчуга.

А что защищало голову? – Шлем.

Вверху страницы солдаты армии царя Петра. Они имеют другую форму.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

И на с. 37 изображены воины прошедшей войны.

  • Какова их форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста о дедушке. С. 37

  • Кем был твой дедушка на войне?
  • Что у дедушки?
  • Что мама говорит о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии “Орден Славы”.

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете сказать о звуке [th`]?
  • Как называется письмо?
  • С какой буквой не следует путать?

Сегодня на уроке мы поговорим о письме, которое можно назвать хитрым путешественником. Хитрая, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а также потому, что ее звук умеет хорошо прятаться. А путешественница по той причине, что в древности она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и изначально буквой вообще не считалась. И только в прошлом веке она заняла свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Ы (И краткая) и звук [у’]. Иногда звук, который он обозначает, также называют «iot». Так зачем нам еще одна буква I в нашем алфавите? Для начала вспомним характеристики звука [и]. Звук [и] гласный, он протягивается, поется. Теперь попробуйте спеть звук [й’]. Ничего не вышло? Конечно, потому что это краткий согласный. Это значит, что в нашем алфавите гласный [и] и согласный [у”] имеют совершенно разную работу, поэтому они и нужны, и важны для нас. Сегодня мы поговорим только об одном произведении на букву Ю.

Начнем с определения звука [й’]. Положите руки на горло или уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. Теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [’] только мягкий, и у него нет твердой пары. Это значит, что звук [’’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь давайте потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадайте загадку и назовите место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

Перейти к зернам!

Пек, не стесняйся!

Кто это?

Воробей – звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Белокрылая птица

Летит над морем.

Рыбу увидит –

Хватит клювом.

Чайка – звук [у’] в середине слова (рис. 2).

Кто без нот и без дудки

Лучше всего трели,

Ответ. .. (рис. 3).

Серая птичка

Маленькая птичка

Ты всегда сворачиваешь шею.

Есть ли в этом необходимость?

Wryneck – звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Прядильщица ()

В птичьем радостном задоре,

Твердо веря в успех

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомнения, лучшая?

Guillemot – звук [й’] в середине слова (рис. 5).

Это не радуга, не пламя!

Что за птица? Предполагать!

Целый день с нами болтает

Разноцветный…

Попугай – звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Без работы жить не люблю,

В пять часов встаю,

Кедры клювом сажаю

    2 В дремучих лесах дубы те.

    Джей – звук [й’] в середине слова (рис. 7).

    Шум и суета по всему району

    Птицы в испуге мечутся.

    В небе появился хищник

    В поисках еды.

    Ястреб – звук [’] в начале слова: [ястр’ип] (рис. 8).

    Мы заметили, что звук [’] в начале слова встречается только один раз. Дело в том, что этот звук редко встречается в словах русского языка. Слов, начинающихся на букву Й в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

    Каждый ребенок знает йод.

    Мама мазает йодом (рис. 9) .

    Какой молочный продукт должны пить все дети? Йогурт (рис. 10).

    Йог никогда не скажет: “О!”

    “О, о, о!” – йог не будет кричать (рис. 11) .

    Молодой, держите себя в руках!

    Старый, будь молодым!

    Йоркширский Терьер, или Йорк (рис. 12).

    Рис. 12. Йоркширский терьер ()

    Рассмотрим, как пишется буква Y.

    Потому что запятая

    Сидит у нее на плечах.

    Рассмотрим печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Аи .

    Буква Ы называется И короткая.

    Y as И в блокноте.

    Чтобы Y не путать с I,

    Напишите галочку выше.

    Перекладина прыжка-прыжка

    И легла по диагонали.

    H изменился внутри,

    Овер из буквы I.

    , а затем по букве I

    Птица полетала на

    .

    Сразу захотелось.

    Как выглядит буква Y?

    Встал И под фонарь,

    Мы его не узнаем.

    Изменился – смотри

    Украдкой на него.

    Раньше было просто И,

    А теперь Y (И коротко).

    Свою историю придумал писатель Виктор Хмельницкий.

    Раньше буквы Ы и Ы приглашали друг друга в гости, но буква Ы всегда оставляла палку в коридоре, и букву Ы не мог отличить от мягкого знака. А когда в гости пришла буква Ю, она оставила шляпу на вешалке, а хозяйка перепутала гостью с буквой И. В конце концов, эта путаница им надоела. Как насчет чая? А теперь пьют чай в саду. Буква Ю держит свою палочку при себе, и букве Ю не нужно снимать шляпу (рис. 13) .

    Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Ы

    Звук и буква Ы любят отвечать на вопрос “какая?” Давай проверим. Посмотрите на картинку и расскажите историю.

    Какой котенок (рис. 14)?

    Рыжий, маленький, смешной, мягкий и т. д.

    Какой рюкзак (рис. 15)?

    Школа, новая, тяжелая, красивая и т.д.

    Рис. 15. Рюкзак школьный (А)

    Какой арбуз (рис. 16)?

    Полосатый, Сладкий, Сахарный, Вкусный и т.д.

    Прочитаем слова: ай, о, эй – й помогает выразить чувства.

    Заменив одну букву в слове, получим другое слово: май – кора – рай – рой – мина .

    Звук [й’] всегда мягкий. Так, буква Ы обозначает звук [у’], который всегда мягкий, а гласный И показывает мягкость предшествующего согласного.

    Рассмотрим написанные буквы Y (рис. 17, 18).

    Смотри, смотри

    Милая подружка

    На что

    Мы похожи!

    У нас есть общие черты

    Ты похож на меня

    И ты мне нравишься.

    Мы похожи как цыплята.

    Может мы близнецы?

    Рис. 17. Письменная и печатная буква I ()

    Рис. 18. Письменная и печатная буква Ы ()

    Какая разница? Над Й появилась галочка, или птичка.

    Потренируйтесь писать букву Й.

    А теперь давайте выполним такое задание: прослушаем стихотворение и запишем все звуки [й’] с буквами Й. Подсказка : сколько звуков, столько и букв.

    Рядом с моей комнатой

    , и есть много друзей:

    Джинджер,

    Серый,

    Стрип.0002 и безвеса

    и крылатый

    и без рога

    и рогатый,

    и тастобайка

    029 и HAT и HAT ADHED 9025 и HAT ADHED и HAT ADHED 9025 и HAT ADHED 9025 и HAT ADHED 9025 и HAT.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *