МБДОУ «Детский сад №40»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по изобразительному искусству
в подготовительной группе по теме:
Воспитатель – Зенина Елена Владимировна
Воронеж
2015год
Программное содержание:
Материал: контурные изображения (рубаха, сарафан, бумажная кукла «Русская красавица»). Кисти, гуашь, (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель.
Посмотрите, к нам в гости пришли русские красавицы. (Вносит бумажные куклы).
Посмотрите, какие они стройные и изящные. Как раньше называли в народе красавиц? (лебедушка, березонька, пава, ягодка).
– А какими именами их называют в сказках? (Василиса Прекрасная, Марья-Краса длинная коса, Марья-Искусница, Василиса Премудрая)
В старину была традиция: в дни праздников устраивали ярмарки. Девушки надевали самую нарядную и красивую одежду. ( Рубаха, сарафан, душегрейка, кокошник).
Все восхищались красотой нарядом девушки. Говорили «Как красива – величава, выступает будто Пава».
Сегодня мы будем украшать одежду наших красавиц, но не простую, а праздничную. Нарядную.
Как украшали одежду? (Узорами и вышивкой.)
В каких местах на рубахе вышивали узоры (на вороте, рукавах и подоле).
Какие символы вышивали мастера? (Ромбы, кресты, цветы, птиц).
В старые времена на подол пришивали узорную полосу, на которой вышивали символы. Узоры эти разноцветные, будем вышивать красными, синими и зелеными нитями, чтобы они получились яркими и нарядными.
Засеянное поле обозначают так: Огонь- Землю- Землю пропитанную водой. Их вышивали на подоле рубахи. Они оберегали человека. Их называли Оберегами.
У вас на столах лежат рубахи. Сегодня мы наденем на рубаху сарафан, а подол рубахи украсим узорной полосой. Каждый из нас вышьет кисточкой такие узоры-Обереги, какие ему больше нравятся.
(Показ способов рисования сарафана и части узора).
Каким цветом будем пользоваться? (красным, синим и зеленым).
Украсим полосу новыми символами: птицами, деревьями. (В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью).
Теперь будем наряжать наших лебедушек, и они станут еще красивее.
Наверное, каждая из них найдет себе жениха, который будет любоваться ее красотой и скажет ей: «Любушка ты моя».
nsportal.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Белочка»
Конспект
по
образовательной деятельности
«Кукла в русском национальном костюме»
Для детей старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель
МАДОУ д/с №8
«Белочка»
Смелова О.А.
г Домодедово
24.09.2015г
Цель: Знакомство с историей и зарисовка элементов русского народного костюма.
Задачи:
*Расширять и углублять знание о русском костюме через показ, чтение русского фольклора.
*Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству
*Воспитывать чувство патриотизма.
*Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.
Материально-техническое обеспечение: плакаты с видами одежды сарафаны, кокошники, рубахи, музыкальное сопровождение (песня «Не шей, ты, мне матушка, красный сарафан»), плакаты с изображением русской вышивки, куклы в русской одежде, цветные карандаши.
Словарная работа: сорочка, кафтан, понёва, рубаха, венец, кокошник, сарафан, орнамент.
Ход занятия:
Здравствуйте лебедушки! Здравствуйте, молодцы!
Ребятушки дорогие,
маленькие и большие!
Поклон вам гости званные да желанные.
В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Показать куклу в национальном костюме.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
(стук в дверь)
Воспитатель: Интересно, кто бы это мог быть? – (входит гостья в русском костюме и здоровается)
Гостья: Здравствуйте, люди добрые.
Воспитатель: Ой, ребята я совсем забыла вам сказать, что у нас сегодня гость. Как видите это необычный гость…
Гостья: Принесла сорока в далекое прошлое весть: что рисуют дети в Детском саду №6 старинную одежду – русский сарафан. Помочь хочу вам, потому и собралась в дорогу дальнюю, надев свой наряд, да не с пустыми руками пришла, сказку вам принесла. (
В славном городе Нове-граде как-то жил Садко купец, богатый гость. И было у него три дочери – девицы красавицы.
Вот собирается Садко – купец в страны далекие за товарами заморскими. И позвал он дочерей своих любимых : «Что, дочери, мои любимые привезти вам? Чем порадовать вас?»
Отвечают дочери, низко кланяясь:
«Привези мне, батюшка, венец чтобы краше ни у кого не было» – говорит старшая.
-«А мне рубаху девичью, да такую чтобы глаз не оторвать» – заказывает средняя.
– А младшая попросила сарафан, вышитый узорами и лентами.
Приехал Садко – купец в страну дальнюю, заморскую. Долго ходил по базару, но ничего удивительного не нашел.
Совсем отчаялся, но вдруг увидел лавку последнюю – заглянул туда и ахнул! Был там злат венец, рубаха глаз не оторвать – по низу узоры символами земли и плодородия вышиты. А сарафан – аж дух захватывает!
Садко даже торговаться не стал – все купил.
Привез дочерям, а те и рады, да только каждой хочется чтобы у них был и сарафан, и рубаха, и венец!
Да где ж взять?! Сколько купец не ездил – нигде не мог таких нарядов отыскать, чтобы каждой дочке угодить.
Прослышал Садко про вас, про ваш урок и стал просить меня, чтобы я уговорила вас помочь ему – придумать наряды для его дочек любимых.
Воспитатель: А мы, как раз этим и занимаемся. Сегодня мы будем украшать орнаментом русский сарафан, рубаху и венец.
Ребята давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.
Давайте поможем купцу, покажем свое умение, проявим фантазию.
Каждый из вас может придумать свой узор на сарафане, рубахе, кокошнике, а если у кого – то возникают трудности, то для вас подготовлены подсказки на доске (
Звучит романс на слова Н. Цыганова, музыку А. Варламова «Не шей, ты, мне матушка, красный сарафан».
Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель предлагает кому-нибудь перечислить правила рисования простым карандашом и закрашивания рисунка; индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме, напоминает о передаче оттенков цвета при рисовании цветными карандашами или акварелью.
карандашом нарисуйте основные детали, нажимая слегка.
Воспитатель: Вот и закончилась работа над созданием костюма. Понравилась ли она вам?
Выставка работ.
Воспитатель: замечательные получились работы.
Воспитатель: Так же костюм можно не только нарисовать, но и сшить.
Гостья: Разрешите мне взять ваши работы, показать купцу, может какая и поглянется ему.
Воспитатель: Конечно можно. Пусть ваши портные сошьют дочерям Садко такие же красивые сарафаны, рубахи и венцы, какие получились у наших детей.
Народная пословица гласит: «Доброе семя в добрую пору приносит добрый плод». Наше занятие по освоению ценностей традиционной культуры в детском саду я надеюсь, будет во благо детям, их родителям, и педагогам. На этом наше занятие законченно.
infourok.ru
В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение — приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.
Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.
Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя — преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.
В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.
В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.
При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).
Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант — рисование овалами или дугами.
Поэтапное изображение
В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.
Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.
В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.
Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.
В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.
В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.
Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.
При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки — это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.
Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки — учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.
В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов — предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.
Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.
Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.
Рисование с элементами аппликации
Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).
Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».
Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви — лапти.
Интересная идея — предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.
При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр.). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.
Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.
Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки — рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.
Куклы в мужском и женском русском национальном костюме
Кукла в русском народном костюме
Другой вариант — куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).
В гости к дошкольникам может прийти героиня русской народной сказки — это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь — они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.
Героиня русской народной сказки
Героиня русской народной сказки
Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил — была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.
Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.
Иллюстрация, которую можно использовать на занятии
Исконно русская обувь крестьян
Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.
Кукла в национальном костюме
Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям — пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.
Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой «Сарафан в гостях у Рубахи». По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом — Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой — и теперь они ходят всегда вместе.
После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.
Иллюстрация к сказке
Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:
Пригоцкая Светлана
Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо –
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка –
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan
Л.А. Круглова
Куклы, барышни, матрёшки
Рядом с нами все живут.
Удивляют, восхищают
И покоя не дают.
Шьём мы куклам всем наряды
Изучая старину.
Познаём с какого края
Мы во сне иль на яву.
Вместе с кочевым народом
Ставим юрту, ждём гостей.
Пьём мы чай из самовара
А кочевник пьёт кумыс.
В дом идём мы отдохнуть,
А кочевник лёг в куйзи
Ну попробуй загляни.
Люди разные живут…
Все по — своему поют,
Носят разную одежду
Верят в бога как и прежде…
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh
Частушки про лапти:
Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.
Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.
Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:
Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут — стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.
Работы «Татарский наряд», «Татарский костюм», «Мордовский наряд», «Чувашская одежда» нарисованы детьми, проживающими в определенном регионе либо на границе с ним. Отметим, что рисунки очень реалистично передают особенности конкретной одежды, обуви и головных уборов.
Заслуживают внимания композиции «Китаянка» где очень хорошо передан не только образ национальной китайской одежды, но также и прически.
Работа «Национальный головной убор» является своего рода подготовкой к рисованию целостного образа куклы в национальном костюме.
Более упрощенный вариант — раскрашивание готовых шаблонов. Такое занятие может стать подготовкой к рисованию куклы в национальном наряде.
«Кукла в национальном костюме» – очень увлекательная тема для рисования в подготовительной группе. На таком занятии дошкольники не только поупражняются в рисовании человека, но и расширят свой кругозор. А продуманная мотивация способна превратить рисование в сказочное действие.
shkolabuduschego.ru
Конспект НОД по рисованию
в подготовительной к школе логопедической группы с ОНР
Тема:«Кукла в национальном костюме».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и
Задачи:
– учить видеть и передавать красоту национального костюма (русский сарафан), его характерные особенности.
– упражнять в рисовании фигуры человека.
– Закреплять умение рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок цветными карандашами.
– Развивать творческое воображение, моторику рук.
– Воспитывать интерес к культуре разных народов.
Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», прорисовка фигуры человека.
Ход:
Воспитатель: В нашей стране живут люди разных национальностей (перечислить). Они носят разные красивые костюмы.Вот кукла, одетая в русский сарафан.Русский народ ребята, талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русское народное творчество, удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: А еще ребята есть пословица: «Какова пряха, такова и рубаха». Давайте ещё раз, внимательно рассмотрим наряд куклы. А потом нарисуем его. (Показать детям русский народный костюм или куклу в таком наряде).
А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Такой костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка или кокошника).
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
Ответы детей: Белого, красного (много).
Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?
Ответы детей: Девушки, женщины.
Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?
Ответы детей: Для красоты.
Воспитатель: Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?
Ответы детей: Цветы, солнце.
Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти. Ярмарка, это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать, повеселиться, поводить хороводы.
www.prodlenka.org
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана. Закреплять навыки в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя. Формировать эстетический вкус, творческое воображение. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Материал: контурные изображения рубахи, сарафана, кокошника, две бумажные куклы в русских национальных костюмах. Тексты загадок и поговорок.
Организационный момент:
— Ребята, подойдите ко мне. С какой потешки мы с вами начинаем день?
–Смотри солнышко в окошко смотрит в нашу комнату
мы захлопали в ладошки очень рады солнышку
— Повернулись улыбнулись друг другу
— Вам грустно или весело ребята? (весело)
— Посмотрите сколько к нам пришло гостей, поприветствуйте их (здравствуйте)
— А сейчас сядем за столы на места.
Ход ООД:
–Посмотрите, к нам в гости пришли куклы, а зовут их Марья и Иванушка.
— (другим голосом) Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон!
— Какие странные гости к нам пожаловали. И одеты чудно и здороваются по особенному. А прибыли наши гости из Древней Руси.
— А что это за сундук вы нам принесли?
— Сундук этот не простой. В нём рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
–В старые времена наши прабабушки носили -сарафаны, передники, кокошники. Прадедушки- рубаху косоворотку подпоясанною поясом.
Посмотрите какие красивые узоры-символы вышиты на одежде. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Защитой от злых сил.
Вышивки-обереги располагались в определённых местах: на рукавах, подоле, у выреза. Узоры на рукавах оберегали руки сохраняли силу и ловкость, узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
— Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)
(правильно на солнце)
— А что нам солнышко дарит (правильно тепло) и обозначает этот знак плодородие, счастье, благополучие.
— На что похож этот знак? (рис. ручеек) (ручеёк)
бежит, журчит и несёт радость и веселье.
Другой знак засеянное поле и обозначает достаток.
Пора и нам приниматься за работу. А работу на Руси начинали с весёлой песни.
— Встали все у стульчиков
Ты играй моя гармошка
До- Ре- Ми- Фа- Соль- Ля- Си
Посмотрите полюбуйтесь
Как танцуют на Руси
Каблуками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя замечательная!
(хорошо садитесь)
Сейчас ребята каждый из вас “вышьет” кистью такие узоры – какие ему больше нравятся. Вспомните как мы с вами украшали узором полосы и платочки.
Круги и точки рисуем концом кисти, листочки и цветы плашмя.
В ходе работы напоминать чтобы лишнюю гуашь убирали о край баночки, хорошо промывали кисточку.
— Ну что устали? Молодцы дети! Красота то какая, вот умельцы какие!
— На Руси говорили “Делу время потехи час”, а ещё говорили “сделал дело – гуляй смело”.
— Ребята а в сундучке ещё что-то есть (достаёт загадки). Наши, гости Иванушка и Марья хотят вам ребята загадать загадки.
1. Каждый раз по утру надеваю я трубу.
ну не догадаться вам она зовется (сарафан)
2. Украшает голову на ковш похож
А зовут такой убор (кокошник)
3. Что же за одежда с четырьмя отверстиями (рубаха)
— Молодцы хорошо усвоили урок Марьи и Ивана
— А теперь ребята пора прощаться с нашими гостями. Но они непременно к нам ещё заглянут, чтобы узнать, что новое о русском человеке и традициях народа вы знаете.
— Давайте попрощаемся стоя
скажем дружно
До свидания
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
nsportal.ru
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана. Закреплять навыки в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя. Формировать эстетический вкус, творческое воображение. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Материал: контурные изображения рубахи, сарафана, кокошника, две бумажные куклы в русских национальных костюмах. Тексты загадок и поговорок.
Организационный момент:
— Ребята, подойдите ко мне. С какой потешки мы с вами начинаем день?
–Смотри солнышко в окошко смотрит в нашу комнату
мы захлопали в ладошки очень рады солнышку
— Повернулись улыбнулись друг другу
— Вам грустно или весело ребята? (весело)
— Посмотрите сколько к нам пришло гостей, поприветствуйте их (здравствуйте)
— А сейчас сядем за столы на места.
Ход ООД:
–Посмотрите, к нам в гости пришли куклы, а зовут их Марья и Иванушка.
— (другим голосом) Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон!
— Какие странные гости к нам пожаловали. И одеты чудно и здороваются по особенному. А прибыли наши гости из Древней Руси.
— А что это за сундук вы нам принесли?
— Сундук этот не простой. В нём рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
–В старые времена наши прабабушки носили -сарафаны, передники, кокошники. Прадедушки- рубаху косоворотку подпоясанною поясом.
Посмотрите какие красивые узоры-символы вышиты на одежде. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Защитой от злых сил.
Вышивки-обереги располагались в определённых местах: на рукавах, подоле, у выреза. Узоры на рукавах оберегали руки сохраняли силу и ловкость, узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
— Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)
(правильно на солнце)
— А что нам солнышко дарит (правильно тепло) и обозначает этот знак плодородие, счастье, благополучие.
бежит, журчит и несёт радость и веселье.
Другой знак засеянное поле и обозначает достаток.
Пора и нам приниматься за работу. А работу на Руси начинали с весёлой песни.
— Встали все у стульчиков
Ты играй моя гармошка
До- Ре- Ми- Фа- Соль- Ля- Си
Посмотрите полюбуйтесь
Как танцуют на Руси
Каблуками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя замечательная!
(хорошо садитесь)
Сейчас ребята каждый из вас “вышьет” кистью такие узоры – какие ему больше нравятся. Вспомните как мы с вами украшали узором полосы и платочки.
Круги и точки рисуем концом кисти, листочки и цветы плашмя.
В ходе работы напоминать чтобы лишнюю гуашь убирали о край баночки, хорошо промывали кисточку.
— Ну что устали? Молодцы дети! Красота то какая, вот умельцы какие!
— На Руси говорили “Делу время потехи час”, а ещё говорили “сделал дело – гуляй смело”.
— Ребята а в сундучке ещё что-то есть (достаёт загадки). Наши, гости Иванушка и Марья хотят вам ребята загадать загадки.
1. Каждый раз по утру надеваю я трубу.
ну не догадаться вам она зовется (сарафан)
2. Украшает голову на ковш похож
А зовут такой убор (кокошник)
3. Что же за одежда с четырьмя отверстиями (рубаха)
— Молодцы хорошо усвоили урок Марьи и Ивана
— А теперь ребята пора прощаться с нашими гостями. Но они непременно к нам ещё заглянут, чтобы узнать, что новое о русском человеке и традициях народа вы знаете.
— Давайте попрощаемся стоя
скажем дружно
До свидания
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами,
формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана.
Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.
Учить изображать характерные особенности национального костюма.
Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.
Формировать эстетический вкус, творческое воображение. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Материал: контурные изображения рубахи, сарафана, кокошника, две бумажные куклы в русских национальных костюмах. Тексты загадок и поговорок. Куклы в национальных костюмах. Иллюстрации с изображением людей в русском национальном костюме. Сундучок.
Организационный момент:
— Ребята, подойдите ко мне. С какой потешки мы с вами начинаем день?
–Смотри солнышко в окошко смотрит в нашу комнату
мы захлопали в ладошки очень рады солнышку
— Повернулись улыбнулись друг другу
— Вам грустно или весело ребята? (весело)
— А сейчас сядем за столы на места.
Ход занятия:
–Посмотрите, к нам в гости пришли куклы, а зовут их Марья и Иванушка.
— (другим голосом) Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон!
— Какие странные гости к нам пожаловали. И одеты чудно и здороваются по особенному. А прибыли наши гости из Древней Руси.
— А что это за сундук вы нам принесли?
— Сундук этот не простой. В нём рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
–В старые времена наши прабабушки носили -сарафаны, передники, кокошники. Прадедушки- рубаху косоворотку подпоясанною поясом.
Посмотрите какие красивые узоры-символы вышиты на одежде. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Защитой от злых сил.
Вышивки-обереги располагались в определённых местах: на рукавах, подоле, у выреза. Узоры на рукавах оберегали руки сохраняли силу и ловкость, узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
— Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)
(правильно на солнце)
— А что нам солнышко дарит (правильно тепло) и обозначает этот знак плодородие, счастье, благополучие.
— На что похож этот знак? (рис. ручеек) (ручеёк)
бежит, журчит и несёт радость и веселье.
Другой знак засеянное поле и обозначает достаток.
Пора и нам приниматься за работу. А работу на Руси начинали с весёлой песни.
— Встали все у стульчиков
Ты играй моя гармошка
До- Ре- Ми- Фа- Соль- Ля- Си
Посмотрите полюбуйтесь
Как танцуют на Руси
Каблуками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя замечательная!
(хорошо садитесь)
Сейчас ребята каждый из вас нарисует куклу в национальном костюме и “вышьет” на ее одежде узоры – какие ему больше нравятся. Вспомните, как мы с вами украшали узором полосы и платочки.
— Ну что устали? Молодцы дети! Красота то какая, вот умельцы какие!
— На Руси говорили “Делу время потехи час”, а ещё говорили “сделал дело – гуляй смело”.
— Ребята а в сундучке ещё что-то есть (достаёт загадки). Наши, гости Иванушка и Марья хотят вам ребята загадать загадки.
1. Каждый раз по утру надеваю я трубу.
ну не догадаться вам она зовется (сарафан)
2. Украшает голову на ковш похож
А зовут такой убор (кокошник)
3. Что же за одежда с четырьмя отверстиями (рубаха)
— Молодцы хорошо усвоили урок Марьи и Ивана
— А теперь ребята пора прощаться с нашими гостями. Но они непременно к нам ещё заглянут, чтобы узнать, что новое о русском человеке и традициях народа вы знаете.
— Давайте попрощаемся стоя
скажем дружно
До свидания
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 3 «Светлячок»
Муниципального образования городской округ Люберцы
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема:
«Кукла в национальном костюме»
Подготовила и провела :
Воспитатель ДОУ д/с № 3
Мелентьева Е.А.
ЛЮБЕРЦЫ, 2017 г
multiurok.ru