Занятие по тестопластике во второй младшей группе – . , – .

Кружковая деятельность “Тестопластика” (вторая младшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -“хлебосол”.

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели и задачи:

  • Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и “шлепанье”.
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.

Используемые приемы лепки:

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание – отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

“Шлепанье” – энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание – сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

  

Тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия Программное содержание Оборудование
Сентябрь
1 “Я пеку, пеку…” Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства – Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста.

Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.
Октябрь
2. Лукошко. Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации ягод и грибов, салфетки, дощечки индивидуальные.
3 Ватрушка. Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму. Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи – ватрушки., салфетки, дощечки индивидуальные
Ноябрь
4 Калачи для бабушки. Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей. Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи , салфетки, дощечки индивидуальные
5 Таба -нан (лепёшка) Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных Лепешки, салфетки, дощечки индивидуальные
Декабрь
6 Украсим тарелочку. Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные
7 Снежинка Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей.

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные
Январь
8 Рождественские украшения. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие. Тесто солёное, цветное – зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные
9 Медальоны Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия – оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность Тесто солёное, цветное – зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы.
Февраль
10 Пирог. Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные,
11 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки.
Март
12 Подарок маме. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.
13 Ароматные ленточки.(пара) Познакомить детей с изготовлением поделки. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, учиться работать парами. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.
Апрель
14
Гусеница. Познакомить детей с изготовлением предмета . Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация гусеницы в природе, Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные .
15 Расцвели в саду цветочки.(коллективная) Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста – цветок.
Май
16 Дерево. Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация деревьев.. Тесто солёное, цветное- коричневое и зеленое.. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста – цветок.
17 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки, зубочистки.

Упражнения и занятия  с тестом:

  • посильные задания для малышей в 3-4 года.
  • отщипывать кусочек;
  • прилеплять кусочек;
  • плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;
  • катать колбаски;
  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;
  • катать большие колобки ладошкой;
  • тыкать пальцем в лепешку;
  • резать стекой колбаску;
  • скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки.

Дети могут отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.

Можно слепить соляные кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.

Можно обмазывать тестом  баночки, орехи, крышки и т.п.

Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек. А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку  – готовы елочные шары.

Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова

Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу – пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть разной крупы – и предлагаем украсить пирог или дом. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

Можно облепливать тестом  шаблоны из толстого картона, заранее вырезает шаблон - например, яблочко или грибок, а потом уже зовет малыша лепить.

Облепляем картонный шаблон  фигурки – и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги …

Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки – получится лес.Далее – в зависимости от времени года – вы можете: налепить зеленые листочки,  посадить каштаны и скорлупки от орехов – пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку – лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей – и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Творчество

Тема: Украсим тарелочку.

Раздел: Лепка

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к лепке, учить передовать форму тарелочки,(прием раскатывания и вдавливания пальцами)

Билингвальный компонент – тарелка

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Чтение стихотворения

К.Чуковский “Федорино горе” (отрывок о посуде)

Дети активно принимают участие в беседе
Организационно-поисковый Предлагает детям изготовить тарелочку из теста

Показ приёма работы

Раскатать тесто м\у ладонями.

Скатать шарик – вдавить пальцами.

Украсить с помощью трубочек от сока (круги) или мелкими пуговицами по желанию детей.

– дети внимательно слушают ,смотрят

- дети под руководством воспитателя выполняют свои работы соблюдая последовательность.

Рефлексивно-корригирующий “Посудная лавка”

Выставка работ.

Рассматривают, узнавание своей работы.

ожидаемый результат:

Знать: приемы лепки

Иметь: представления о посуде.

Уметь: выполнять последовательность в работе.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Коммуникация

Тема: Калачи для бабушки.

Раздел: Лепка

Цель: формировать у детей умение раскатывать из теста колбаски, соединять концы между собой, развивать бережное отношение к хлебу.

Билингвальный компонент:  – хлеб

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Посылка – колосок,

Из какой сказки? (Клолосок)

Собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности

urok.1sept.ru

Конспект занятия по тестопластике во второй младшей группе «Ежики»

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Конспект занятия по тестопластике

во второй младшей группе

«Ежики»

Выполнила:

Солодянникова Е.С.

Выльгорт, 2017

Задачи:

  1. Учить лепить конусообразную форму и создавать образ ежа: оттягивание пальцами мордочки, использование дополнительных материалов: хвоинки для иголок, сосновые чешуйки для лапок.

  2. Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни.

  3. Воспитание усидчивости, умения довести начатую работу до конца.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, где изображен ежик, фотографий, чтение сказки «Еж и заяц», В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Яблоко», С. Маршак «Тихая сказка», А. Н. Толстой «Еж».

Материал к занятию: соленое тесто, дополнительный материал (семена подсонуха и тыквы), клеенки, стеки, салфетки для рук, картинка ежа или мягкая игрушка.

Содержание занятия:

Я вам загадаю загадку, о животном, а что это за животное не говорите, вы мне его покажите.

Как оно двигается? Какой у него голос? И есть ли у него песенка?

Остроносый, круглый, колкий,

Нацепил щиты-иголки,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его!

(Ф. Троицкий.)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….

(В. Викторов)

Дети имитируют бегущего ежика, как он топает, фыркает, выставляют иголки и прячет их (дети ладошками делают «ежика» прячут (сгибают) пальчики, «в замок» и выпрямляют их.

Обращаю внимание на то, что ежики ночные животные, и они двигаются очень тихо.

Молодцы правильно показали. Кто мне скажет, какая песенка у ежика? У ежика нет песенки.

А почему? Если дети не смогут ответить, объясняю, что петь можно только гласные звуки, а, о, у, и, а он произносит «ф», а его спеть трудно, давайте попробуем: Поем звук «ф» и звуки гласные для сравнения. Молодцы, а теперь послушайте, какую историю я вам расскажу: Встретились однажды Еж и Лиса, Лиса и говорит ему:

-Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

-А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

-Да не то, чтобы некрасивый…

– Может, я с колючками неуклюжий?

-Да не то, чтобы неуклюжий…

– Так какой же я такой с колючками-то?

Да какой- то ты, брат, с ними (несъедобный)

Может вы, ребята, догадались, какой Еж для Лисы ответы детей съедобный, колючий, колкий и т. д.

Еж для Лисы колючий, и она, поэтому не может его съесть, при помощи колючек ежики защищаются от своих врагов, лис и волков, при любой опасности ежики сворачиваются клубком и их очень трудно достать,

чтобы не пораниться об его острые колючки. Посмотрите, к нам в группу тоже пришел это зверек, и ему хочется с вами поиграть.

Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

бум-бум-бум! И удары раздавались:

бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули.

Бум-бум-бум.

Ну, вот мы с вами и поиграли, отдохнули, а теперь и пора за работу приниматься.

Посмотрите, пожалуйста, на ежика. Какой формы у него туловище? (Овальное)

Какая у него мордочка? (узкая, вытянутая.)

А какие у него ножки? (маленькие, короткие) А что у него еще есть (ушки, глазки, носик, и иголочки)

Правильно. А теперь работают ваши глазки и ушки, ушки внимательно слушают, а глазки смотрят. Сначала, я отламываю большой кусок теста. Показ

Затем я помещаю кусок теста между ладонями и начинаю катать шар, круговыми движениями (показ).

Но так как у ежика мордочка узкая, я начинаю катать шар как палочку, нажимая с одной стороны сильнее, вот так (показ)

Посмотрите, что у меня получилось (морковка)

Теперь беру заготовку за острый конец, чуть-чуть оттягиваю, и загибаю вверх, получилась мордочка.

Теперь ушки, я их сделаю при помощи стеки, кончиком стеки подрезаю тесто чтобы получились ушки, отщипываю маленький кусочек и катаю шарик – это будет нос у нашего зверька. Посмотрите, чего-то не хватает ежику. Кто догадался, что нам нужно еще сделать? (иголки и ножки). Правильно не хватает иголок, а их мы сделаем из вот этих семечек. Вставляем семечки в туловище острым кончиком вверх, получились настоящие острые колючки.

А из семян тыквы мы сделаем ножки, их у ежика четыре.

Кто из вас знает, для чего ежику нужны иголки (чтобы его волки и лисы не съели). Правильно при помощи иголок ежик защищается от врагов. Далее идет повторение приемов скатывания в воздухе, и последовательность изготовления изделия. Перед выполнением творческого задания, повторяются правила техники безопасности при работе со стекой. Затем дети выполняют работы самостоятельно. Воспитатель контролирует выполнение задания и кому необходимо оказывает помощь. Во время работы следить за тем, чтобы дети не испачкались, выполняли изделия аккуратно.

-Ребята кто закончил лепить ежика, наводим порядок на своих местах, салфетками вытираем руки, стеки положите на клеенку. А посмотрю, какие работы у вас получились.

Молодцы, хорошо потрудились, а теперь можно потанцевать для своих друзей. Включается музыка «Песенка резинового ежика» дети танцуют.

infourok.ru

Занятие по тестопластике во второй младшей группе “Подсолнух”

Конспект занятия по тестопластике «Подсолнух»

Программные задачи

О: формировать целостную картину мира, расширять кругозор; продолжать учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки, лепить их к основе, использовать стек в работе.

Р: развивать мелкую моторику рук, чувство формы, устойчивое внимание, память, мышление; развивать умение отвечать на вопросы; развивать творческие способности, давать возможность каждому ребёнку проявлять самостоятельность в выполнении работы; развивать и обогащать словарный запас детей.

В: воспитывать аккуратность , самостоятельность, интерес к работе с тестом; вызывать положительный , эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Материалы и оборудование

  • Картинки с изображением подсолнуха, подсолнечного масла, семечек

  • Магниты и магнитная доска (магнитная сторона мольберта)

  • Игрушка – солнце, корзинка

  • Тесто желтого цвета

  • Листки бумаги с изображением стебля и листьев

  • Семечки в индивидуальных чашечках, стек для пластилина

1. – Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришел очень яркий и красивый гость – солнышко, да не с пустыми руками, с корзинкой. Что же у него в корзинке? А давайте отгадаем.

В огороде, на дорожке

Под моим окошком

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке. (Подсолнух)

– Точно! Я вам покажу сейчас какой это замечательный цветок подсолнух. (Показывает и прицепляет на магнитную доску)

Этот большой цветок похож на солнце. У него есть удивительная способность вслед за солнышком поворачивать головку цветка, провожая его от восхода до самого заката.

2. – Давайте, ребята, поиграем. Представьте себе, что вы подсолнухи. Куда солнышко повернет, туда и ваши глазки, но только глазки. Поиграем?

(Гимнастика для глаз: воспитатель перемещает игрушку-солнце, дети следят за ним, двигая только глазами).

3. – Практически во всем мире люди выращивают подсолнухи. И у многих из вас на дачах тоже растет подсолнух. А используют его для производства подсолнечного масла. На нем жарят, его добавляют в пищу, заправляют им салат. (Воспитатель показывает картинку и прицепляет на магнитную доску)

4. – А еще бывают поджаренные семена подсолнуха, их любят взрослые и дети, потому что это очень вкусный и полезный продукт, так как в них много витаминов и других полезных веществ. Семенами подсолнуха любят лакомиться не только люди, но и птицы. Если зимой насыпать в кормушки семечки, то птички будут очень рады. (Показ картинок  на магнитную доску)

5. – Давайте снова поиграем. Представим, что мы подсолнухи.

Физкультминутка.

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

(С поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только желтые лучи у него не горячи.

(Наклоны головы к левому-правому плечу)

Он растет на длинной ножке

(Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, черных семечек полна.

(Соединить над головой округленные руки)

6. – Молодцы! А теперь посмотрим, что же еще есть в корзинке у солнышка.

Тесто желтого цвета, семечки, листочки с изображением стебля и листьев. Для чего же нам это?

– Правильно! Мы будем делать подсолнухи для солнышка.

7. – Но прежде чем работать с тестом, нужно размять пальчики, чтобы они стали ловкими, умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух».

У подсолнуха ладонь – о-го-го!             Показать левую ладонь.

Сто семян в ладони щедрой у него.       Постучать пальчиками правой

                                                                  руки по внутренней стороне

                                                                 левой ладони.

В тесноте, да не в обиде все сидят,     Сжать левую ладонь в плотный

                                                                кулачок.

С ясным солнышком о лете говорят.  Поднять обе руки наверх, растопырить

                                                               пальчики.

8. Воспитатель раздает кусочки теста, картон с изображением стебля и листьев, семечки в индивидуальных чашечках. Сначала лепим серединку из маленького колобка, затем отщипываем кусочки и лепим лепестки, на них стеком делает надсечки. В серединку втыкаем семечки.

Вот что у нас получилось:

9. – Какие у вас получились замечательные подсолнухи! Нашему гостю-солнышку они очень понравились. Солнышко говорит спасибо и с удовольствием возьмет с собой букет. Только оно забыло, для чего люди выращивают этот цветок и почему он так называется. Поможем вспомнить?

– Молодцы!

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тестопластика

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Я пеку, пеку, пеку…

  1. Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки  и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).
  2. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  1. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

– соленое тесто;

– противни из картона, окрашенного в черный цвет;

– колпачки от фломастеров;

– палочки;

– доски для лепки;

– поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

2.

Подводное царство

(1-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста,  вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

– соленое тесто разного цвета;

– стеки;

– макароны;

– блестки;

– бусины;

– горох;

– фасоль;

– крупа;

– пуговицы;

– доски для лепки;

– магнитофон

nsportal.ru

Программа дополнительного образования «Тестопластика» (лепка из солёного теста во второй младшей группе)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение

« Детский сад» с. Добровольское

Утверждаю:

МДОУ «Детский сад» с. Добровольское

_____________И.С. Дуйсенбенова

«1» Сентября 2014 г.

Программа дополнительного образования

«Тестопластика» (лепка из солёного теста во второй младшей группе)

Возраст обучающихся 3-4 года

Срок реализации 1 год

Автор составитель:

О.Н. Тихонова

Воспитатель второй младшей группы

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Актуальность проблемы………………………………………………… 5

Цель проекта…………………………………………………………….. 5

Задачи проекта…………………………………………………………… 5

Реализация проекта………………………………………………………6

Этапы проекта……………………………………………………………. 9

Тематическое планирование для занятий тестопластикой………….. 10

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года……….. 16

Список литературы……………………………………………………… 17

Введение

Творчество –

это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности, 

это своеобразный магнит,

который притягивает

человека к человеку. 
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор,  способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – “хлебосол”. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Преимущества солёного теста:

можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; · легко отмывается и не оставляет следов; ·безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, – обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!! ·если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; ·можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе; ·краска пристает любая, а возможности для росписи – практически неограниченные; ·поверх краски хорошо еще покрывать лаком – сохранится на века… ·с готовым можно играть – без боязни, что оно потеряет форму. Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно – все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Лепить – это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и – что особенно замечательно – многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа – это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто – универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой. Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Тесто легко отмывается и не оставляет следов.

Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми. Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках.

Механизм реализации проекта:

Данный проект рассчитан на 1 год обучения. Срок реализации 2013-2014 учебный год .Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня.

Актуальность проблемы

Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.

Цель:

Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи проекта:

1) обучать детей приемам лепки из соленого теста

2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)

3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук

4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук

5) воспитывать у детей усидчивость

6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)

Реализация проекта

Образовательные технологии:

1. Здоровьесберегающия технология

2. Технология проектной деятельности

3. Технология исследовательской деятельности

4 . Информационно-коммуникационная технология

5. Личностно – ориентированная технология

8. Технология «ТРИЗ» Принципы:

1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам. 

Методы и приемы обучения.

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

– конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

-Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

-Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

-беседа, рассказ;

-объяснение, пояснение-вопросы-словесная инструкция.

3.Наглядный:

-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)

-показ выполнения работы (частичный, полностью)

Упражнения и занятия  с тестом:

  • посильные задания для малышей в 3-4 года.

  • отщипывать кусочек;

  • прилеплять кусочек;

  • плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;

  • катать колбаски;

  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;

  • катать большие колобки ладошкой;

  • тыкать пальцем в лепешку;

  • резать стекой колбаску;

  • скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки

Особенности реализации проекта:

Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно – за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

– создание предметно – развивающей среды:

– подбор художественной и познавательной литературы;

– оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами:

– подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;

2 этап. Поисковый

– чтение познавательной литературы по изготовлению изделий из соленого теста;

– узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;

– узнали несколько способов окрашивания теста;

– узнали способы сушки изделий из соленого теста;

– узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;

– сбор информации у взрослых;

– просмотр видеоматериалов;

– оформление альбома с эскизами изделий из соленого теста:

3 этап. Заключительный

– оформление выставки поделок из соленого теста;

– изготовление поделок из соленого теста для подарков

– оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях совместно с детьми.

Перспективное планирование по работе кружка

Сентябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Волшебный комочек

  1. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).

  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто;

– доски для лепки;

– магнитофон

2.

Улитка – длинные рожки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.

  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто;

– игрушка – улитка;

– доски для лепки;

– магнитофон

Октябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Колобок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

– крупа;

– грецкие орехи;

– доски для лепки;

– магнитофон

2.

Мышка-норушка

  1. Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

  2. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

  3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

– соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета;

– шерстяные нитки;

– семечки;

– бусины;

– доски для лепки;

– персонажи кукольного театра.

Ноябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто;

– толстая проволока;

– доски для лепки;

2.

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

  1. Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

– бусины из соленого теста;

– гуашь разноцветная;

– кисточки;

– подставки;

– стаканчики с водой;

– подкладные листы.

Декабрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Сырная елочка для мышки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».

  2. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

– колпачки от фломастеров;

– доски для лепки.

2.

Новогодние игрушки

  1. Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

  2. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

– соленое тесто;

– формочки для выпечки;

– макароны;

– бусины;

– горох;

– бисер;

– крупа;

– блестки;

– тесьма для петелек;

– доски для лепки.

Январь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Новогодняя елочка

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

  2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

– соленое тесто;

– макароны;

– бусины;

– горох;

– бисер;

– крупа;

– блестки;

– доски для лепки.

2.

Зимний лес

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

– лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

– соленое тесто;

– доски для лепки.

Февраль

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Снежный домик

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

– соленое тесто;

– стаканчик из-под йогурта;

– фасоль

2.

Снежная крепость

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.

  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– соленое тесто;

– стаканчики с водой;

– кисточки для рисования;

– доски для лепки.

Март

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Мимоза

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

– лист форматом А-3;

– соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

– доски для лепки.

2.

Лямба (по мотивам сказки-крошки)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

– соленое тесто;

– макароны;

– бусины;

– горох;

– фасоль;

– крупа;

– пуговицы;

– доски для лепки.

Апрель

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Я пеку, пеку, пеку…

  1. Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

  2. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

  1. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

– соленое тесто;

– противни из картона, окрашенного в черный цвет;

– колпачки от фломастеров;

– палочки;

– доски для лепки;

– поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

2.

Подводное царство

(1-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

  2. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

– соленое тесто разного цвета;

– стеки;

– макароны;

– блестки;

– бусины;

– горох;

– фасоль;

– крупа;

– пуговицы;

– доски для лепки;

– магнитофон

Май

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Подводное царство

(2-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.

  2. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

– коробки из-под конфет с высокими стенками;

– жидкое тесто голубого цвета;

– рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

– материал для украшения;

– магнитофон

2.

Цыпленок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

– соленое тесто;

– арбузные семечки,

– горох;

– пшено;

– доски для лепки;

– магнитофон

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года в результате занятий тестопластикой:

  • отделять от большого куска небольшие  комочки

  • раскатывать  комок теста  прямыми движениями;

  • раскатывать комок теста круговыми движениями;

  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

  • соединять концы;

  • сплющивать между ладонями комок теста;

  • соединять 2-3  знакомые формы;

  • защипывание краев формы кончиками пальцев.

Список литературы

  1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

  2. Сайт Компании УМНИЦА – Как слепить мир… АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.

  3. Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

4. Электронные ресурсы WWW.Yandex.

Диагностическое задание «У куклы Маши день рождения»

Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.

– давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения

– Какие угощения можно вылепить из теста?

Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс

В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:

  1. Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук

  2. Умение соединять концы палочки в кольцо

  3. Умение раскатывать комочки круговыми движениями

  4. Умение сплющивать шар

  5. Умение присоединять (прижимать)две части

  6. Умение выполнять работу аккуратно

  7. Наличие представления о способах лепки того или иного предмета

В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

1.испытывает трудности в раскатывании прямыми движениями рук

1.раскатывает между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность

1.раскатывает одним из способов (только между ладонями или на дощечке)

1.раскатывает двумя способами, действия уверенные, самостоятельные

2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой)

2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест

2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки

2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты

3. испытывает трудности в раскатывании круговыми движениями рук

3. раскатывает между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар

3.раскатывает круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая

3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью

4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.)

4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней)

4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края

4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями

5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом

5.соединяет детали не прочно

5.соединение частей прочное, но не аккуратное

5.прочно и аккуратно соединяет детали

6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно

6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется

6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе

6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников

7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов)

7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки.

7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность

7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске)

обработка результатов:

От 7до 10-низкий уровень

От 11 до 17 – средний уровень

От 18 до 24 – уровень выше среднего

От 25 до 28- высокий уровень

12

multiurok.ru

План-конспект занятия по теме: Конспект мастер-класса по тестопластике “Тесто это просто” для родителей и детей младшей группы

Подготовила и провела

воспитатель 2 группы Квач Л.Ф.

Конспект мастер-класса по тестопластике

“Тесто это просто” для родителей и детей  младшей группы

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;
  • заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;
  • вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

  • маленькие мячики;
  • соленое тесто;
  • стек для лепки;
  • кисть;
  • гуашь;
  • акриловая гуашь;
  • колпачок от фломастеров;
  • бусинка;
  • картон;
  • бумажные рыбки на ниточках;
  • ленточки;
  • мелкие игрушки, завернутые в фольгу;
  • катушки.

Участники мастер класса: дети 2-3 летнего возраста, родители воспитанников, воспитатель группы.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов  много. 

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить,  делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй – возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы  получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

 

Из истории русской тестопластики

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли – Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.( Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное – найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

3. Учимся соединять детали

            -прижать

            -примазать

            -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок – получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс « Золотая рыбка»

 

• Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона. Очень хорошо, если ваш ребёнок постепенно запомнит предметы, которые вы используете, и будет правильно их называть.

• Катаем колобок, при этом действии – скатывания, можно напевать песенку: «Мы катаем колобок, у него круглый бок…».

 

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.

• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?

• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.

• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.

• Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.

• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.

• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

Вот наша золотая рыбка! 

• Переложив рыбку на бумагу (картон), рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.

– Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.

nsportal.ru

Конспект занятия по тестопластике во 2 младшей группе

Подробности
Категория: Конспекты


Конспект

занятия по тестопластике  во 2 младшей группе
                                                                                Воспитатель: Таранова Л.В

Тема. У кого вкуснее.

Цель:  ознакомление с техникой лепки из солёного теста.

Задачи:

1.Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание)

2.Развивать мелкую моторику.

 Формировать интерес в лепке к хлебобулочным изделиям

3.Развивать координацию движений пальцев рук.

4.Совершенствовать у детей способность передавать в лепке изображения знакомых предметов.

5.Формировать интерес к работе с тестом.

Приемы:

Игровой-  создание проблемной ситуации, словесный-художественное слово – чтение стихотворения А. Барто,  пальчиковая гимнастика «Помощники», наглядный – показ иллюстраций.

Предварительная работа:

– Показ слайдов с хлебобулочными изделиями, сюжетно – ролевая игра

« Магазин», « Каравай для куклы Кати», чтение украинско й народной  сказки «Колосок»

Оборудование:

– Тесто, стеки, доска для лепки, мак, крупа манная, гуашь, кисть, салфетки.

Ход занятия  занятия:
Воспитатель:

– Ребята,  у нашей куклы Кати сегодня День рождения.

Воспитатель:

– Что можно подарить на День рождения другу, подруге, Миша?

( ответы детей)

Воспитатель:

– Верно, сладости, шарики, игрушки.

– Где берут игрушки, Катя?

( в магазине)

– Где берут шарики, Лена?

( ответы детей)

– А где берут угощения, сладости, Дима?

 ( покупают в магазине)

Воспитатель:

Верно, это всё можно купить.

– Но подарок , сделанный своими руками, будет  больше цениться, чем покупной.

Воспитатель:

– Ну что, ребятки, поможем  Кате напечь сладостей для гостей, а то она не успевает?
– Дети (Да)!
Воспитатель:

– Раздаю вам  тесто.

– Потрогайте тесто ручками, какое оно на ощупь, Лиза? (Мягкое).

– А по цвету, Ксюша?( белое)
Воспитатель:

– Давайте слепим из этого теста баранки, калачи и праздничный каравай! Садитесь за столы я вам покажу как надо лепить баранки, а кукла Катя  будет следить чтобы все было правильно.
 Я  показываю  баранку и спрашиваю детей, что у меня в руках ?

Дети:

Баранка.

Воспитатель:

– На что похожа баранка? (Колесо, руль и др.)
Воспитатель:

– Посмотрите, как я буду лепить баранку. Беру кусок теста, кладу его на ладошку, она у меня ровная. Другой ладошкой прикрываю и раскатываю вот такими движениями, вперед – назад, вперед – назад.

– Что у меня получилось, Соня? (Колбаска, столбик)

– Посмотрите, как я соединю два конца «колбаски», чтобы получилась круглая баранка

– Какая она получилась, Миша? (Круглая, а в серединке дырочка )

– А теперь в воздухе вместе со мной покажите, как вы будете катать «колбаску» (показ детьми)

Пальчиковая гимнастика

К Кате гости прибежали, 
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!


Воспитатель:
– Какие замечательные баранки у вас получились! А что же нам надо с ними сделать, чтобы они были красивыми на вид?

Воспитатель:

– Я вам подскажу, их можно посыпать маком или сахаром.

Воспитатель:

– Молодцы, красивые у вас угощения получаются!

– А какой же праздник  проходит  без  каравая?

– Берём тесто, скатаем его ладошками круговыми движениями, слегка приплющивая . Положите тесто на доску  и сделайте стекой узор, не надавливая сильно.
( образец воспитателя)

– Молодцы, кукла Катя будет довольна такими  праздничными  караваями!

– Когда тесто высохнет,  чем  будете раскрашивать  работы , Владик?

– Верно,гуашью.

Воспитатель:

– Кукла Катя, смотри какие красивые баранки  и каравай получились у деток.

– Теперь можно и гостей звать.

– Дети , послушайте  скороговорки о хлебе, и повторите за мной.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Воспитатель:

– Молодцы, хорошо, спасибо вам за помощь.

Итог:

– Где  покупают хлеб, Лена?

– Из чего пекут хлеб, Лиза?

– Что ещё пекут из муки?

– Как называется праздничный пирог?

– Молодцы, спасибо.

lebds3.org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *