«Осень золотая» познавательное занятие
в подготовительной группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
ХОД НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Обратный адрес: Лесная заячья поляна.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Ответы детей: (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра “Погода осенью”
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам в стихах о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Приметы
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка “Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Раскрась листья в соответствии со значками
Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.
nsportal.ru
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора»
( в рамках тематической недели «Осень золотая») для подготовительной к школе группе
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1)Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закрепить с детьми названия осенних месяцев, расширять знания о народных приметах, пословицах и поговорках как о самой осени, так и отдельно о каждом ее периоде; учить понимать закономерности явлений природы.
2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать наблюдательность, речь, мышление; обогащать словарный запас; развивать эстетический вкус
3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, заучивание наизусть; наблюдение вовремя прогулок за изменениями в природе. заучивание песен об осени; чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
Итоговая работа: создание выставки «Осенний букет»; утренник, посвященный празднику осени.
Словарная работа: перелетные, зимующие, овощеводы и садоводы, листопад
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание» интегрируется с областями:
Коммуникация – развитие умения вести беседу, умение составлять рассказ по опорным картинкам, развитие монологической речи
Физическая культура – физкультминутка по осенней тематике
Чтение художественной литературы – чтение и заучивание стихотворений об осени (развитие память), использование пословиц, поговорок; воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.
Художественное творчество – развивать творческие способности
Музыка – стимулировать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкальных произведений (прослушивание произведений великих композиторов (А. Вивальди «Времена года. Осень»)), разучивание песен об осени к утреннику
Здоровье – закреплять знания о том, что осенью нужно одеваться теплее; воспитывать стремление заботиться о здоровье близких
Социализация – познакомить детей с профессиями овощевода и садовода; воспитывать способность не перебивать друг друга
Оборудование: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Осень» и Чайковский «Осень»; опорные картинки по теме «Осень»; картины «Уборка овощей в поле» и «Сбор фруктов в саду».
Ход образовательной деятельности
– Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие. Итак, сегодня мы совершим путешествие в мир осени.
Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Осень» (1 минута).
– Ребята, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
– Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года. Давайте порадуем осень красивыми словами. Опишите мне, какая же она – осень.
(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная)
– Народ любил осень и сложил о ней много пословиц и примет. Давайте вспомним некоторые из них.
1) В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
2) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется и другие
– Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Правильно. Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период: 1) Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо, ревет ветер. За это сентябрь называют хмурень, ревун. Листья начинают менять свою окраску.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
2) Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник.
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
3) Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
– Сейчас у нас на дворе конец сентября. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду.
Дети совместно с воспитателем отмечают осенние изменения в природе. (Дни становятся все холоднее, солнце светит ярко, но греет уже меньше; на деревьях появились желтые и красные листочки; небо темное, мрачное и т.д.)
– Ребята, давайте поиграем – улыбнемся, как солнышко; нахмуримся, как тучи.
– Сегодня я принесла вам цветок. Весной мы посадили с вами цветы, заботились о них, рыхлили, поливали. И вот теперь один из цветков во всей красе перед нами. Оказалось, что этот цветок непростой, а сказочный, волшебный. Он может исполнять все наши желания. Давайте посчитаем, сколько всего лепестков (дети вместе с воспитателем отсчитывают семь лепестков)
– Правильно, ребята – семь.
– Значит, сегодня этот цветочек исполнить семь наших желаний. Ну что, начнем? (Да)
– Итак. Очень интересно, как деревья поживают в лесу. Мое первое желание – отрываю лепесток – лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели – пусть мы окажемся в гостях у лесных деревьев.
На доске картины с изображением березы и ели.
– Какие деревья мы видим перед собой? (Береза и ель)
– Ель поражает нас своим величием и красотой. Что происходит с елью осенью? (Ничего, ель – вечнозеленое растение, для нее не существует осени)
– Правильно, ребята, ель – хвойное растение, она круглый год стоит зеленая.
– Береза – это украшение наших лесов. А как изменяется береза осенью? (она сбрасывает листочки)
– Правильно, лиственные деревья сбрасывают свою листву и в конце осени стоят уже совсем голые
– Как называется период, когда деревья сбрасывают свои листья? (Листопад)
– Ребята, давайте подумаем, как образовалось слово «листопад». Как вы считаете, какие два слова образовали «листопад» (Листья, падать)
– Правильно. Осенью листья опадают. Из словосочетания «листья падают» и образовалось слово «листопад». Прочитаем это слово по слогам: ЛИ-СТО-ПАД (2-3 раза повторить)
Физкультминутка «Листопад» (проводит ребенок подготовительной группы 2 раза)
Падают, падают листья
В нашем саду листопад, (взмахи руками)
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (повороты вокруг себя)
– Раз уж мы оказались в гостях у леса, давайте отправимся с вами к лесным зверям и узнаем, как же изменяется их жизнь осенью. Отрываем второй лепесток – хотим превратиться в лесных зверей. (Дети надевают маски животных и рассказывают об их жизни)
Медведь:
– Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса:
– К зиме я меняю свою шубку на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц:
– Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
– Итак, осенью звери строят норы, делают запасы на зиму. Медведи и ежи готовятся к спячке на всю зиму. Зайцы меняют свои шубки на белые, а лисы на более теплые и пушистые. Кроты и мыши собирают колоски. Белки делают запасы в дуплах, барсуки собирают коренья.
– Ребята, посмотрите наверх. Мы видим птиц, которые летят стаей. Давайте отправимся в птичью стаю и узнаем, что же происходит с птицами. Отрываем лепесток – хотим стать птичками. Закрываем и … открываем глаза.
– Итак, мои птички, мы летим. А куда же птицы летят осенью? (Осенние птицы улетают в теплые края)
– Как называются птицы, которые улетают от нас? (Перелетные)
– Назовите мне перелетных птиц (кукушка, скворец, журавль, утка, лебедь, грач и другие)
– Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки)
– Какие птицы улетают чуть позже? (Журавли, грачи и кукушки)
– Какие птицы улетают от нас последними? (Гуси, утки и лебеди)
– А все ли птицы улетают на юг? (Нет, не все).
– Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас? (Зимующие)
– Каких зимующих птиц вы можете назвать? (снегирь, сорока, ворона, воробей…)
– А почему эти птицы остаются зимовать? Чем мы можем им помочь? (Они не боятся морозов, им хватает корма. Мы можем сделать кормушки, чтобы прокормить их)
– Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть – когда я буду называть перелетную птицу, вы будете летать, когда зимующую – вы будете сидеть.
В народе говорили – Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна. Осень – время собирать урожай.
– Осень одаряет нас большим урожаем грибов, ягод, овощей и фруктов. Наше четвертое желание – узнать, какие плоды дарит нам осень. Закрываем глаза.
Картина «Уборка овощей в поле»
– Ребята, скажите, что изображено на картине? (На картине люди убирают урожай с поля)
– Этот богатый урожай вырастили овощеводы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вырастить такой урожай? (Нужно было вскопать землю с помощью трактора или комбайна, посеять семена, поливать всходы, рыхлить, удобрять, пропалывать)
– Ребята, значит, много нужно было потрудиться овощеводам? (Да)
– А что было бы, если бы они не трудились? (Ничего бы не выросло, люди были бы голодными)
Картина «Сбор фруктов в саду»
– Ребята, скажите мне, а чем радует нас сад осенью? (Осенью в саду созревает много фруктов)
– А кто выращивает фрукты в саду? (Садоводы).
– Расскажите мне какие фрукты мы можем увидеть в наших садах? (Яблоки, груши)
– А теперь давайте встанем в круг и поиграем в игру. Я буду кидать мяч, а вы должны назвать какой-либо фрукт или овощ. Если вы не называете, то выходите из игры.
– Теперь мы постараемся обобщить все, что мы можем вкратце рассказать о нашей осени. Наше желание – повторите за мной рассказ об осени по опорным картинкам.
– Вот и закончилось солнечное лето. Наступила золотая осень.
– Дни становятся короче. Все чаще льет дождь, солнце светит все реже, погода стоит пасмурная. Птицы улетают на юг.
– С деревьев начинают опадать желтые, красные листья. Они покрывают дороги, озера, крыши зданий разноцветным ковром.
– На улице становятся все холоднее, поэтому мы начинаем надевать теплую одежду и обувь.
– Люди собирают урожай овощей и фруктов.
– Осенью начинается новый учебный год, дети идут в школу
(2-3 ребенка составляю рассказ об осени по опорным картинкам)
– Ребята, вот мы и заканчиваем наше путешествие. Сегодня мы повторили наши знания об осени, узнали что-то новое, поиграли. Ребята, выполните мое последнее желание (отрываем лепесток) – скажите, чем вам запомнится наше сегодняшнее путешествие? (Ответы детей)
– Посмотрите, на нашем цветочке остался один лепесток. Давайте в своем последнем желании загадаем то, чего хочется не только нам. Давайте попросим у листочка подарить здоровья нам, нашим родным, близким и всем-всем вокруг. Только главное действительно этого захотеть. Итак, отрываем лепесток, загадываем желание, закрываем глаза…(Дети загадывают желание). Открываем глаза.
– А сейчас я предлагаю вам на следующем занятии нарисовать осень. Нарисуйте осень такой, какой вы увидели ее во время прогулок, а также во время нашего путешествия.
nsportal.ru
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие
Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим
2.
В: Послушайте стихотворение.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают – прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
В: О каком времени года говорится в стихотворении?
Д: Осень
В: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Д: Птицы улетают, деревья “разноцветные”, стали дни холоднее, и т.д.
В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют)
В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Д: Мало света, тепла
В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
Д: Нет
В: Какая бывает осень?
Д: Ранняя и поздняя?
В: Что бывает ранней осенью?
Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.
В: Что бывает поздней осенью?
Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.
3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе)
Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Белка:
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром –
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
4. В: А сейчас отдохнём.
Лебеди летят
Крыльями машут.
Метнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На воду садятсяплавные движения руками наклоны вперёд
стоят прямо,
вытянув шею
бесшумно приседают
опустив руки.
5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Д: Улетели в тёплые края
В: Почему они от нас улетели?
Д: Стало холодно и голодно
В: Как называются птицы, которые улетели?
Д: Перелётные
В: Назовите этих птиц?
Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.
В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
Д: Зимующие
В: Назовите зимующих птиц?
Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.
В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири – это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают)
В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.
6. Игра “Помести птицу в свой дом”.
Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.
Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.
7. Итог занятия
– Понравилось ли вам занятие?
– Что запомнилось?
– Что запомнили интересного?
22.02.2009
urok.1sept.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
“Начальная школа – детский сад №1”
г. Энгельса Саратовской области.
Конспект НОД с
по познавательно – речевой деятельности
«По следам осени»
в подготовительной группе.
Подготовила:
воспитатель первой кв. категории
Звягина Марина Евгеньевна
-2015-
НОД в подготовительной группе «По следам осени».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
– (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
– Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
– ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель – есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель – Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель – оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель – (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и находят письмо.
Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. )
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
– люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
– осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист.)
Дети с воспитателем вспоминают приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие – будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Теплая осень – к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела – зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
– Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист.)
Дети называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Осень – время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
– Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Мини-викторина «Лесная».
Для вас – викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы?
– Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
– У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)
– А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.)
– С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.)
– Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)
– Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины, черемухи.)
– Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)
– У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
Воспитатель:
– Молодцы.
И г р а «Улетают – не улетают».
Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – не машут.
Воспитатель: – Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
– Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
_- нужно провести опыты и эксперименты.
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
-воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
– Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
– Оранжевые, красные, коричневые.
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Физминутка.
А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки. Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети выполняют движения по тексту)
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек.
Дети садятся на коврики.
– Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
– Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
( дети раскрашивают листочки для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много листочков для осени , что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени.
nsportal.ru
Конспект занятия
в подготовительной группе на тему : «Золотая осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Материал: Карандаши, шкатулка, мяч, заготовки – контуры березовых и кленовых листочков, значки (символы – подсказки), иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, пластилин, доска для лепки, магнитофон, аудиозапись «Лунная соната» и «Вальс», письмо, интерактивная доска, ноутбук, разноцветные кленовые листочки.
Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня пригласила в путешествие, посмотрите вокруг как здесь красиво, ярко, красочно. И гости к нам пришли посмотреть на нашу красоту. Мы сегодня пришли сюда не просто так, нас пригласила, а кто пригласила… вы сейчас узнаете если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима»
Дети: Осень.
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришел еще один гость. Кто же это?
Дети: Степашка.
Воспитатель: Посмотрите, Степашка принес нам письмо. Давайте прочитаем что же там написано!
Здравствуйте. ребята! На заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые или еще рано? Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила так как стало холодно. Мы не знаем , что делать расскажите нам пожалуйста про осень. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. |
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что такое осадки?
Дети: Дождь, снег, туман.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Погода осенью»
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя
Воспитатель: Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?
Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Когда я вам буду рассказывать вы смотрите на экран и слушайте меня.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст молины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где – то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит наступила осень.
Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да
Воспитатель:
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.
Пословицы
Приметы
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
А сейчас нам с вами (имя) прочитает стихотворение «Осень»,
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит березка тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему березка плакала?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем вместе с вами. Хотите превратится в листочки?
Дети: Да
Воспитатель: Вправо, влево повернись и в листочки превратись
Физкультминутка «Листочки» (включить Вальс)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель: Ой, как много на ковре листочков. А теперь давайте встанем. Вправо, влево повернись и в ребядок превратись.
Игра раскрась листья в соответствии с символами
А осень нам с вами приготовила очень интересное задание. Она предлагает вам разукрасить осенние листочки. Вы сейчас подходите с своим столам и садитесь, а я вам расскажу, что нам нужно будет делать. У вас на столах у каждого лежат заготовки – контуры кленовых и березовых листочков. А а так же значки подсказки, как вы думаете что они нам подсказывают?
Дети: Цвет листочков.
Воспитатель: Желто – оранжевые – это подсказка для каждого листочка?
Дети: Для кленового
Воспитатель: А зелено – желтые – для какого листочка?
Дети: Для березового
Воспитатель: А теперь выберете себе листочки и возьмите себе символы подсказки. Но прежде чем закрашивать листочки обведите контуры. А другие ребятки будут раскрашивать листочки не карандашами, а пластилином. Выполняем задание.
Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились. Теперь я поняла, что осень вам нравится. А какие красивые слова вы можете сказать про осень?
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам?.
Дети: Осень наступила. Но менять шубки серые на белые еще нельзя, а то лиса или волк заметят вас и съедят.
Воспитатель: Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам яблочки. Но прежде чем мы начнем их есть, мы в группе помоем руки.
nsportal.ru
Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме «Осень, осень в гости просим»
с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ
в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Словарная работа:
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад № 17 детям подготовительной группы
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра “Погода осенью”
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь – дождливая.
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно, | Чуть короче станет день, |
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.
А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Приметы
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.
.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)
Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».
– сколько слов в вашем предложении?
-сколько слогов в этом слове?
-с помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка “Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев – дети говорят название дерева).
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.
Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей)
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Дети: Перелетные, зимующие
Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?
Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.
Физминутка “Птицы”
Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?
Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.
Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки.
Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют.
(Ответы детей).
Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!
Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читали.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.
Вершки и корешки
– Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок – корешки.
– Рожь, пшеница, укроп, горох – вершки.
– Лук – вершки и корешки
Игра “Четвертый лишний”
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Игра «Эхо»
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.
Литература
nsportal.ru
НООД по познавательному развитию на тему: «Осень» (подготовительная группа)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Расширить представление детей об осени, ее приметах.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Учить детей правильно строить предложения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛ:
1. Иллюстрации с изображением времен года.
2. Грибы – фишки.
3. Корзиночки с грибами.
4. Овощи свежие, соленые и маринованные.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Грустнее, грусть; блистают, убор.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение стихов об осени: А. Блок, А. С. Пушкин, А. Плещеев.
Загадки о временах года, осенние приметы.
Рассматривание картины художника И. Левитана «Золотая осень».
Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
I. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, спрашивает, что нужно сказать, когда приходят гости? Дети здороваются с гостями.
– Наши гости посмотрят, как мы играем и готовимся к школе.
Воспитатель строит детей в линейку, спрашивает по очереди.
II.
– Сядет тот, кто назовет сейчас время года? (золотая осень).
– Что значит слово – золотая? Как вы его понимаете? (когда деревья золотые, когда листья блестят на солнце, когда листва на деревьях разноцветная).
– Какой сейчас идет месяц? (октябрь).
– Какой месяц был перед октябрем? (сентябрь).
– Какой месяц будет после октября? (ноябрь).
– Назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь).
– Сколько всего времен года? (четыре).
– Какое время года будет после осени? (зима).
– Какое время года бывает между летом и зимой? (осень).
Назовите все времена года, начиная с осени (осень, зима, весна, лето).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, дети получают фишки – грибы.
III.
– Мы с вами отметили, что наступила осень, осенняя пора.
– Осень – очень красивое время года, поэтому многие художники рисовали осень, композиторы писали музыку на осенние темы, а писатели и поэты посвящали осени рассказы, сказки, стихи.
Детям предлагается игра «Помоги художнику» – нужно расставить картины по временам года в правильном порядке, начиная с осени. Ребенок, работавший у доски, получает фишку.
Воспитатель обращает внимание детей на осанку, просит послушать внимательно стихотворение К. Бальмонта «Осень»:
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
После чтения проводится беседа с детьми по вопросам:
– Что я вам прочитала? Стихотворение, сказку или рассказ? (стихотворение).
– О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени).
Проводится словарная работа:
– Как вы понимаете слово грустнее, грусть? (когда остаешься дома один, становится грустно, грустно, когда болеешь, когда нет друзей, тоже грустно).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, дети получают фишки.
– А что вы можете сказать о слове блистают? Как вы его понимаете? (это когда что-то блестит, блестят бусы, золотая цепочка, сережки, блестит, сверкает салют, это когда разноцветные листья блестят на солнце).
Воспитатель хвалит детей, раздает фишки.
– А как вы понимаете слово убор? (разноцветные листья на деревьях, красивый наряд, праздничное платье).
Воспитатель хвалит детей, раздает фишки.
IV.
– Дети! Мы с вами знаем много осенних примет. Давайте их вспомним. Нужно построить предложения, которые будут начинаться со слова осенью:
1. Осенью желтеет трава.
2. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.
3. Осенью перелетные птицы улетают на юг.
4. Осенью часто идет дождь.
5. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
6. Осенью люди одевают теплую одежду.
7. Осенью насекомые прячутся.
8. Осенью лесные звери готовятся к зиме.
9. Осенью люди убирают урожай.
10. Осенью в лесу много грибов.
Воспитатель хвалит детей за правильные предложения, раздает фишки.
V.
Проводится динамическая пауза со словами:
Мы капусту рубим, мы морковку трем,
Мы капусту солим, мы капусту жмем. (2 раза)
VI.
Пальчиковые упражнения:
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок постучался на порог.
Рады пальчики, ура! В детский сад идти пора. (2 раза)
За динамическую паузу и пальчиковые упражнения дети также получают фишки.
VII.
Воспитатель предлагает детям присесть, проверяется осанка.
– Дети, мы с вами вспомнили, что осенью в лесу много грибов. А какие вы знаете грибы? (съедобные и несъедобные).
– Что значит съедобные грибы? (их можно варить, солить, жарить и мариновать).
– А что можно сказать о несъедобных грибах? (они ядовитые, ими можно отравиться).
– Назовите съедобные грибы? (сыроежки, белые грибы, опята, грузди, маслята, подберезовики, подосиновики, волнушки).
– Назовите ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички).
Воспитатель предлагает послушать рассказ В. Катаева «Грибы», проверяет осанку.
После чтения проводится беседа по вопросам:
– Эта сказка, рассказ или стихотворение? (рассказ).
– Куда ходили дети в рассказе? (в лес).
– Что они собирали в лесу? (грибы).
– Каких грибов набрал Павлик? (мухоморов).
– Каких грибов набрала Женя? (бледных поганок).
– Какие грибы были у Инночки? (10 боровиков).
– Как вы думаете, какие грибы мама будет жарить? (боровики, белые грибы).
Проводится игра «Чье ведерко?». Дети определяют, в каком ведре мухоморы, в каком поганки, а в каком боровики. Воспитатель предлагает посчитать боровики.
Воспитатель хвалит детей, раздаются фишки – грибы.
VIII.
– Осенью люди убирают урожай с полей и огородов. А у кого их нет, ходят за продуктами на базар. Хотите узнать, что произошло на кухне у одной хозяйке однажды осенью?
Проводится инсценировка английской народной песенки «Овощи».
– Дети! Хозяйка прислала нам угощение – соленые и свежие овощи.
Проводится игра «Угадай на вкус».
Овощи: соленый огурец, сырая морковь, маринованный чеснок, свежая капуста.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус предложенные овощи. Гостям так же предлагается угощение.
Подводится итог занятия. Воспитатель спрашивает, о чем мы говорили на этом занятии, чем занимались, что узнали нового?
Воспитатель хвалит детей, подсчитываются фишки.
К доске приглашаются дети, которые имеют большее количество фишек.
Воспитатель выражает уверенность в том, что дети и на следующих занятиях будут отвечать так же хорошо и уверенно.
nsportal.ru