«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!
Дебют «Перемены» Бориса Владимировича Заходера состоялся на страницах антологии «Веселый вечер».
Стихотворение создано не позднее 1956 года. В этот период поэта наконец-то начинают публиковать, уже увидела свет знаменитая «Буква Я», только два года осталось до признания и в официальных литературных кругах, когда Б. Заходера примут в члены Союза писателей СССР. Перед поэтом открывается бесконечный путь в его любимую Вообразилию. В жанровом отношении – поэтический рассказ о непоэтическом поведении одного школьника. Рифмовка, как часто бывает у Б. Заходера, смешанная, с чередованием перекрестной и смежной, деление на строфы отсутствует. Это обстоятельство, а также неудержимый ритм придают стихам особую стремительность, а Вове, главному герою, небывалую активность. Звонок вполне одушевлен, в его звуке слышится ликующий клич: перемена! С Вовой вдумчивый читатель книг Б. Заходера уже знаком. Он встречается в драматичной истории с вредным котом и в шутливом произведении о крепкой дружбе «Мы – друзья». Итак, по звонку (законному сигналу для перерыва на отдых!) Вова летит за порог. Дальше почти фольклорная, былинная присказка: семерых сбивает с ног. Лексические повторы только подчеркивают решительную натуру мальчика. Между тем, все окружающие удивленно переглядываются: неужели это Вова? Оказывается, на уроке он ведет себя совсем иначе, просто спит с открытыми глазами. А ведь еще пять минут назад (точная цифра придает правдоподобия) он переминался с ноги на ногу у доски и вид имел совсем не геройский. Быть не может, что это он! Дальнейшие эмоции автор усиливает за счет скандирования слова «бо-о-льшая». Никто не выдерживает конкуренции с Вовой ни в проворности, ни в шалостях. За те же «пять минут» забияка переделал кучу дел: три подножки (поэт возмущенно перечисляет имена пострадавших), кувырок, катанье на перилах. Впрочем, кто-то чудом сумел дать Вове подзатыльник – и тут же получил сдачи. Вообще-то, Вова точно не помнит – тому ли он дал сдачи. Однако и о главном, учебном, герой не забывает. Он готовится к следующему уроку: попросил списать задачи. Кто бы успел больше за столь короткое время? По звонку мальчишка «плетется в класс». Его почти что жаль (парентеза, восклицание и эпитет: бедный!). Идиома: нет лица (то есть, притомился). В финале читатель даже слышит, как Вова бормочет: на уроке отдохнем. Кажется, мальчик практически освоил полезное чередование труда и отдыха, хотя и с небольшой ошибочкой.
Узнаваемая всеми поколениями школьников история изложена в произведении Б. Заходера «Перемена».
Самое весёлое время между уроками не мог не описать Борис Заходер. Он решил со стороны взглянуть на то, как отдыхают между уроками ученики. Стихотворение получилось таким же весёлым, как сама перемена. А вот об этом детям будет очень интересно прочитать, для них всё знакомо и понятно.
Звонок зазвенел с урока, началась перемена. Кто первым бежит из класса? Вова! Он уже от порога сумел сбить с ног семерых. А ведь Вова весь урок дремал. Его перед окончанием урока вызвали к доске, а он ничего не смог сказать. Что же с ним произошло, почему он так переменился? С ним случилась перемена. За мальчиком не угнаться! Прошло 5 минут, а он уже успел трём мальчишкам подставить подножки, оседлал перила, упал, получил подзатыльник, попросил шпаргалку по математике. А потом вдруг зазвенел звонок на урок. Вову снова подменили, он еле-еле заходит в класс. Так он устал, что решил отдохнуть на уроке.
Такой текст будет принят малышами на «ура». Вова всем знаком, потому что в любой школе есть такой же мальчик, но, возможно, с другим именем. Мальчишек, подобных ему, часто поджидают неприятности, они ввязываются в любую драку просто так, ради развлечения (такой уж русский характер, даже по сказкам можно вспомнить богатырей, но у них всегда была благородная цель – защитить рубежи родные). О таких людях слагают песни и былины, пишут книги, а о Вове из стихотворения Бориса Владимировича Заходера никто ничего слагать не будут. Разве что поэт для примера создал такое произведение. Даже в таком повествовании можно отыскать моменты, которые будут использованы в воспитательных целях. За это могут зацепиться педагогические работники, создать прекрасные чтения вслух или наизусть, создать мультфильм, нарисовать иллюстрации, просто поговорить о поведении главного героя.
Ниже вы можете прочитать текст стихов «Перемена» детского поэта Бориса Заходера online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.
Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел,
Захотел прогульщик булку,
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов,
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов,
И прогуливал киномеханик,
Не показывал кино,
Футболисты и артисты,
Прогуляли заодно.
И обиделся прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам прогульщик
“Вы прогульщики!” кричал.
Вопросы после чтения.
– Кто такой прогульщик?
– Почему слово прогульщик написано с большой буквы?
(Он так часто прогуливает уроки, что все забыли как его зовут. Это теперь новое имя мальчика – прозвище. Имя не важно – важен поступок.)
– Что же возмутило Прогульщика?
– Какой урок получил Прогульщик во время прогулки?
Введение– Двоечники, лентяи, озорники…
-А как ещё их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные. (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес…)
– А знаете ли вы, что слово «лодырь» пришло к нам из немецкого языка? Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» означало «бездельник». Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным.
А вот ещё всем знакомое слово «балбес».
В старой русской гимназии, ученика, который не выучил урок и читал с запинками, насмешливо называли «заика». А по-латыни «заика» – балбус. Отсюда и обрусевшее «балбес» – неуч, лентяй.
– Сегодня мы будем изучать стихотворение Б. Заходера «Перемена».
Борис Заходер и его творчествоhttp://korolev.mejdu.ru/foto/dom-borisa-zahodera-25390.jpg
Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в молдавском городе Кагул, детство провел в Москве. После школы Заходер поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт Заходер окончил в 1946 году, после демобилизации.
В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Заходер пришел лишь в начале 1950-ых. Первой серьезной публикацией был сборник переводов “Веселые стихи польских поэтов”.
Наиболее известны переводы-пересказы Владимира Заходера сказок Милна “Винни-Пух и все-все-все”, Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Памелы Треверса “Мэри Поппинс “, Джорджа Барри “Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти”, Льюиса Кэрролла “Приключение Алисы в стране чудес”, сказок братьев Гримм, Карела Чапека, стихов польских поэтов, польских народных песенок, стихотворений Иоганна Гете.
Первичное чтение– Действительно, перемена – увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены?
– Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Пермена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение.
Вопросы после чтения
– Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии?
– С кем же происходит перемена на перемене?
– Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.)
Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения.
После прочтения 1, 2 строк:
– С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили?
– Чьё настроение передаётся в них?
– Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? (Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит.)
– Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше.
http://im12.asset.kwimg.kz/screenshots/normal/wu/wu9mtz1qa6ig_2.jpg
После 3-6 строк:
– Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова?
– Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? (Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно.)
После 7-12 строк:
– Какие предложения по интонации мы прочитали? Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивлении, не верим тому, что видим.)
– Отчего же такое удивление? Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал на уроке, был пассивным)
– Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор.)
– Что значит «несомненно»? (Действительно, в самом деле.)
– Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем прочитать с верной интонацией.
Если он, / То несомненно, /
С ним б-о-о-льшая перемена!
– В чём же она заключается, эта « б-о-о-льшая перемена»?
Будем читать дальше.
14-15 строки:
– Как следует прочитать эти предложения? (С восторгом, восхищением …)
– Какое слово вам показалось непонятным? (Бедовый)
– Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый». ( Бедовый
– Какое же определение больше подходит к Вове? Что имел ввиду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше.
16-27 строки:
– В каком же значении употребил автор слово «бедовый»? (Шустрый)
– В каком темпе надо читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел».)
– О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»? (Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью…)
– Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта. ( Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!»)
– Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут…
Чтение 28 строчки … «Ну а тут – опять звонок…»
– На что указывают знаки препинания: тире, многоточие? (Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало.)
– Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»?
Дочитываем до конца.
– Подберите синонимы к слову «плетётся». (Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу…)
– Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица на нём!» – расстроен, очень устал.)
– Как следует прочитать предпоследнее предложение? (С жалостью, медленно, с сочувствием.)
– Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнём!»)
– Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера? Где он по-настоящему трудится?
Повторное чтение стихотворения с выделением глаголов, наблюдение за динамикой.Вопросы перед чтением:
– Какой части речи отдаёт предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии главного героя? (Много глаголов.)
– Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро. Перечитаем ещё раз стихотворение «Перемена», проследим, отчего же наступила такая усталость.
– Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему не интересно на уроках?
– Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения? (Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему…)
– Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене.
– Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения? (Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во многих школах, они среди нас …)
– Какое необыкновенное оружие он использует? (Юмор, смех.)
– Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как о человеке? (Он человек мудрый, с юмором.)
– Как вы думаете, для кого было написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор?
(Б. Заходер с помощью юмора, смеха хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. Пишет ещё и для взрослых, учителей, чтобы они стремились сделать обучение детей интересным, увлекательным.)
ИтогиПродолжили знакомство с творчеством Б. Заходера; учились выделять основную мысль произведения; анализировать язык автора, особенность письма; выражать свое мнение в устной беседе, понимать речь других, четко излагать свои мысли при устном ответе; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
ИСТОЧНИК
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0f95/00042e44-6d4faf7d.doc
http://playroom.ru/zahoder-b-v-kratkaya-biografiya-stihi-dlya-detey/
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/zakhoder_boris_vladimirovich_biografiya.pptx
http://bk-detstvo.narod.ru/zahoder.html
ПЕРЕМЕНА
инсценированный стих
“Перемена, перемена!” –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнём!
Бори́с Влади́мирович Заходе́р (9 сентября 1918, Кагул, Бессарабия — 7 ноября 2000, Москва) — советский русский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики.
Свое первое стихотворение для детей “Морской бой” Борис Заходер опубликовал в 1947 году под псевдонимом Борис Вест в журнале «Затейник». Основная тема стихов для детей Заходера – это мир животных. Среди персонажей его детских стихов хорьки, страусы, кенгурята, антилопы, верблюды и другие животные. Как и положено героям детских произведений, звери в стихах для детей Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите. О творчестве Бориса Заходера высоко отозвался знаменитый писатель Лев Кассиль, предрекая поэту большую известность. В отечественной детской литературе Заходер известен и как переводчик. Он перевел на русский язык такие известные произведения для детей, как Винни-Пух, Мэри Поппинс, Приключения Алисы в Стране Чудес, Бременские музыканты.
ПЕРЕМЕНА
инсценированный стих
“Перемена, перемена!” –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнём!
Бори́с Влади́мирович Заходе́р (9 сентября 1918, Кагул, Бессарабия — 7 ноября 2000, Москва) — советский русский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики.
Свое первое стихотворение для детей “Морской бой” Борис Заходер опубликовал в 1947 году под псевдонимом Борис Вест в журнале «Затейник». Основная тема стихов для детей Заходера – это мир животных. Среди персонажей его детских стихов хорьки, страусы, кенгурята, антилопы, верблюды и другие животные. Как и положено героям детских произведений, звери в стихах для детей Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите. О творчестве Бориса Заходера высоко отозвался знаменитый писатель Лев Кассиль, предрекая поэту большую известность. В отечественной детской литературе Заходер известен и как переводчик. Он перевел на русский язык такие известные произведения для детей, как Винни-Пух, Мэри Поппинс, Приключения Алисы в Стране Чудес, Бременские музыканты.
http://ru.wikipedia.org/
Ч Т Е Н И Е
«Бунеев Р.Н. Е.В. Школа – 2100»
3 класс
Э. Успенский «Школа клоунов» (заключение)
Б. Заходер «Перемена»
ЦЕЛИ:
Формировать навык осознанного выразительного чтения, совершенствование выразительности в чтении стихотворной формы, умение высказывать свое мнение и анализировать новый текст.
Развивать интерес и любовь к чтению, расширяя читательский кругозор.
воспитывать положительное отношение у учебе в поведению в школе, дружбе.
Орг момент. Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствует радость, удача, успех!
Учиться без страха, играя, все знать
И каждый урок отвечать лишь на «пять»!
2. Проверка домашнего задания.
-Знаете ли вы такую школу? Кто ее придумал?
Вам понравилось в школе клоунов? Что в ней было необычного? Что нового главного вы узнали для себя на этих уроках? (Люди общаются между собой при помощи …)
– На кого похожи клоуны в своих ответах на уроках? (на первоклассников)
– Сейчас я проверю как вы внимательно читали рассказ и сможете ли узнать одного из клоунов.
Рыжий клоун – скромный малый, Ну, а эта первоклашка
Он волшебник и поэт. Так мечтает быть звездой.
Он по радио, бывало, клоун-девушка? Вот классно!
Узнавал про целый свет. Радость, шутки – все с собой.
Ох и милая фигура Она вступает в спор бесстрашно,
Наш дружище – клоун – … (Шура) Остроумная … (Наташа)
– Сегодня мы заканчиваем чтение фрагмента из книги Э. Успенского «Школа клоунов»
И домашнее задание было написать сочинение о своей школе. Давайте послушаем и узнаем какую же школы вы создали бы?
Чтение детьми сочинений «Школа моей мечты»
– Да ребята хорошие получились у вас школы. Только вот встретился мне сегодня мальчишка очень странный и не могу понять откуда он из какой школы.
3. Речевая подготовка.
А почему он странный вы сможете понять, прочитав стихотворение Эммы Мошковской
Прогульщик
Шел Прогульщик на прогулку,и гулял киномеханик –
Шел и песенку свистел.Не показывал кино,
Захотел Прогульщик булкуФутболисты и артисты
И баранку захотел.Прогуляли заодно…
Захотел он шоколадку,И обиделся Прогульщик!
Пососал бы леденцов….И Прогульщик не смолчал!
Но прогуливал буфетчик,И прогульщикам Прогульщик
И не видно продавцов.«Вы – прогульщики!» – кричал.
Вопросы после чтения.
-Кто такой прогульщик? Найдите в тексте однокоренные слова к слову прогульщик.
Почему слово прогульщик написано с заглавной буквы? (Он так часто прогуливает уроки, что все забыли, как его звать. Это теперь новое имя мальчика – прозвище и т.д. Имя неважно – важен поступок…) Что же так возмутило Прогульщика?
Какой урок получил Прогульщик во время прогулки?
Каким тоном будем читать стихотворение?
Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом слова-действия. Особое внимание обратите на восклицательные предложения.
Как вы думаете, если мы заглянем в дневник Прогульщика, что мы сможем увидеть на его страницах? Быть может, странички его дневника или ему подобных помещены в учебнике на с. 127?
А пока Прогульщик безжалостно тратил время, сколько нового интересного узнали во время занятий наши друзья – клоуны.
Какие же «главные выводы» сделали ученики «Школы клоунов» во второй день занятий? (Люди общаются между собой при помощи разговоров, писем, телеграмм, записок. Мы можем беседовать с людьми, которые уже умерли, понимать их, потому что можем прочесть написанные ими книги.
-С каким настроением вы читали отрывки из книги?
-Какой представляет себе автор Школу радости? Каков его замысел?
(Автор захотел сделать так, чтобы все поняли, что учится можно с увлечением, что знания можно получить в игре, что учеба и уроки могут быть удовольствием даже для таких суперсерьезных личностей, как Помидоров, и т.д.) -Хочется ли вам побывать на других занятиях в Школе клоунов? Что для этого нужно сделать?
– Ну что же ребята мы прощаемся со Школой клоунов, но радость и смех остаются как и цирк. Поэтому давайте на минутку представим себя в роли клоунов
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАГрустный клоун, веселый жонглер, фокусник с пальцем. Маленькие обезьянки. Школьники.
4.Б. Заходер «Перемена». Работа со стихотворением до чтения.
-Двоечники, озорники, лентяи…
А как еще их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные… (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес, архаровец, нерадивый и т.д.)
А знаете ли вы, что слово лодырь, пришло из немецкого языка?
Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» значило – увы! – бездельник. Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным. А вот еще всем знакомое слово балбес.
В старой русской гимназии ученика, который не выучил урок и читал с запинками, называли насмешливо заика. А по-латыни заика – балбус. Отсюда и обрусевшее балбес – неуч, «невежда», лентяй. (В. Волина «Занимательный этимологический словарь».)
Мы уже начали читать о представителях этой категории учеников в самом начале урока в стихотворении Э. Мошковской «Прогульщик». Эстафету принимает всеми любимый поэт Б. Заходер. Что уже можно предположить? Какой, по-вашему, будет тема стихотворения? – Можно ли предположить, каким по настроению будет стихотворение? (Увлекательным, с юмором, веселое, смешное…, как многие стихи Б. Заходера.)
Прочитайте название стихотворения. О чем оно может быть? Пофантазируйте, призвав на помощь иллюстрацию к стихотворению. Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? Что означает слово перемена?
-Акакое еще значение может иметь это слово? (Изменение.) -Действительно, перемена – увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Не случайно эти перерывы между уроками так любят дети.
– Почему школьники так любят перемены? -Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение.
5.Чтение стихотворения про себя.
Вопросыпослечтения О чем это стихотворение?
Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил
в слово переменав тексте? А в заглавии?
С кем же происходит «перемена» на «перемене»?
Сумели ли мы определить тему и настроение стихотворения?
Что необычного в настроении стихотворения, в eго композиции? Сколько в нем строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.)
-Прочитаем вслух, проследим, как развивается действие, чтобы попробовать нарисовать словесно диафильм к стихотворению Б. Заход ера.
6. Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во времячтения.
После прочтения 1-2 строк:
С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили? Чье настроение передается в них? Кому принадлежат слова – Перемена! Перемена! (Дети ждут перемену, радуются ей. Вот и в голосе звонка слышна мелодия, онзаливается, а не дребезжит. Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда
появятся ученики… Какие они? Читаем дальше.
После 3-6 строк:
Кого же мы видим? Каким предстает перед нами Вова? Его поведение на переменке – случайность? Как Б. Заходер об этом говорит? (Он так ведет себя всегда, «первый непременно вылетает» – всегда, обязательно, постоянно.)
После 7-12 строк:
–Какие предложения по интонации мы прочитали?
Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивление, не верим тому, что видим.)
Отчего же такое удивление?
Что имел в виду автор под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал, был пассивным.)
Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вел урок; одноклассники Вовы… сам рассказчик.)
Что значит несомненно? (Действительно, в самом деле.)
Расставим логическое ударение в восклицательном предложении.
Попробуем прочитать с верной интонацией. Если он, /То, несомненно,/ С ним бо-о-льшая перемена!
-В чем же она заключается, эта «большая перемена»? Будем читать дальше.
14-15 строки:
Как следует прочитать эти предложения? (С восторгом, восхищением…)
Какое слово вам показалось непонятным? Сможете ли объяснить его значение? Попробуйте подобрать однокоренные слова. [Беда, бедокурить.)
Откроем толковый словарь С.И. Ожегова, отыщем слово бедовый. Бедовый- (разг.) шустрый, смелый.
-Какое же определение больше походит к Вове? Что имел в виду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше.
16-27 строки:
-В каком же значении употребил автор словобедовый? (Шустрый.)
-В каком темпе следует читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел».)
Как вы думаете, доволен ли собой Вова, докажите это словами поэта
(Предложение восклицательное. «Сделал все, что mot!».jКазалось бы, такому «удальцу» и награда полагается, а тут…
Чтение 28 строчки...«Ну а тут – опять звонок… -На что указывают знаки препинания: тире и многоточие? (Длительная пауза и резкая смена действия, настроения. Все пропало.)
– Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»? дочитывают до конца.)
-Подберите синонимы к слову плетется. (Медленно идет, тащится, идет нога за ногу..)
– Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица не нем» – расстроен, очень устал.)
Как следует прочитать предпоследнее предложение, каким тоном? (С жалостью, медленно, с сочувствием.)
Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнем!»)
Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера? Где он по-настоящему трудится?
Работа с многозначным словомперемена. Выполнение задания в тетради.
7.Повторное чтение стихотворения с выделением глаголов, наблюдение за динамикой.
Вопросы перед чтением:
–Какой части речи отдает предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии своего героя? (Много глаголов.) Можно сказать, что стихотворение очень динамичное: действие развивается быстро.-Прочитаем еще раз стихотворение «Перемена», голосом выделяя глаголы. Проследим, отчего же наступила такая усталость».
Чтение стихотворения детьми.
–Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему неинтересно на уроках?
8.Работа со стихотворением после чтения.
Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения?
(Снисходительно. Он подсмеивается над ним, иронизирует, но и сочувствует ему..)
Вы заметили, что рассказчик все время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, дает комментарий его поступкам на перемене. Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни, или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения? (Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во
многих школах, они среди нас… Рассказчик – человек взрослый, мудрый,с юмором…)
_Как вы думаете, для кого написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор?
Какое необыкновенное оружие он использует? Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как человеке? (Б. Заходер с помощью юморa хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы посмотрели на себя со стороны, читая это стихотворение. Пишет
и для взрослых, учителей, чтобы они стремились сделать обучение детей интересным, увлекательным.)
-Авторы учебников предлагают нам порассуждать, отвечая на вопрос 2 после стихотворения, с. 128 (задание в тетради).
9. Дом. Задание выучить стих наизусть и нарисовать портрет Вовочки в тетрадях выписав его поведение и повадки.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/59170-ch-t-e-n-i-e-b-zahoder-peremena
ЦЕЛИ:
Дидактические цели: формировать технику чтения и приемы понимания текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребность читать; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие цели: развивать устную и письменную речь; вводить детей через литературу в мир человеческих отношений;
Воспитательные цели: – воспитывать личность со свободным, независимым мышлением.
Полное описание разработки:
Урок литературного чтения дан в 3-е классе. Условно класс можно разделить на три группы по уровню развития устной и письменной речи. Сильная группа – 6 человек, группа со средним уровнем – 11 человек и группа с низким уровнем развития – 5 человек.
Третий год мы работаем по программе «Школа-2100», используя в своей работе учебники серии «Свободный ум».
Тема урока «Э.Успенский «Школа клоунов» (заключительный урок). Б.Заходер «Перемена».
На изучение этого произведения отводится один час. Это шестой урок в разделе «Уроки и перемены».
Учитывая цели, тип и структуру урока, я применила технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Для реализации технологии использовала частично-поисковый метод и формы работы:
индивидуальную, работу в парах и фронтальную.
Цели урока достигались, согласно технологии, на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, до чтения текста, во время чтения текста и после чтения текста. Были охвачены все виды речевой деятельности:
говорение, слушание, письмо. В соответствие с методическими рекомендациями авторов программы, учащиеся самостоятельно нашли нужную интонацию и выразили свое отношение к прочитанному. Дидактическая цель коснулась всех направлений:
– отработки техники чтения,
– формирования приемов понимания прочитанного,
– эстетических переживаний,
– речевого развития, которое проводилось на протяжении всего урока. Через урок были решены следующие требования программы:
– формирование техники чтения, работа над пониманием текста,
– развитие устной речи, творческих способностей,
– знакомство с миром человеческих отношений. Оценки были прокомментированы и выставлены в соответствие с инструкцией. Домашнее задание носило творческий, закрепляющий характер.
Я считаю, что цели урока мною выполнены, учащимися реализованы на уроке.
ТЕМА. Э.Успенский. «Школа клоунов (заключительный урок).
Б.Заходер. «Перемена».
ЦЕЛИ:
Дидактические цели: формировать технику чтения и приемы понимания текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребность читать; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие цели: развивать устную и письменную речь; вводить детей через литературу в мир человеческих отношений;
Воспитательные цели: – воспитывать личность со свободным, независимым мышлением.
ОБОРУДОВАНИЕ. На доске детские иллюстрации к повести Э.Успенского «Школа клоунов», портрет Б.Заходера и запись даты его рождения, уголок «Словарь синонимов». Видеозапись «Что бы я изменил в нашей школе» (с участием учащихся класса), телевизор, книги Б.Заходера (стихотворения и его повести-переводы). У учащихся на партах рабочая тетрадь, учебник «В одном счастливом детстве», дневник, ручка, карандаш.
1. Общая готовность рабочих мест.
2. Настрой на урок. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Ответы на вопросы учебника стр.127.
1. Что необычного было в «Школе клоунов»?
2. Перечисли героев отрывка из повести. Чем запомнились вам учащиеся этой школы?
3. Какие советы дает Э.Успенский читателям своей книги?
– Эдуард Успенский рассказал о школе, в которой всем комфортно. А сейчас мы посмотрим фрагмент репортажа, подготовленный ученицей нашего класса Джус Яной, и узнаем, о чем мечтают ученики нашего класса. (Видеозапись. Рассказы детей. Они отвечают на вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей школе?»)
-Подведем итог. Что бы вы посоветовали ученикам сделать для того, чтобы их школа стала Школой радости и для детей, и для педагогов? СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. ПОДГОТОВКА К ЕЕ РЕШЕНИЮ.
-Продолжаем работать с книгой. Читаем диалог Насти и ее папы (с. 127). (Дети читают по ролям).
-Ребята, у нас появились слова, которые часто относятся к школьникам и встречаются в школьной жизни.
Я бы очень хотела, чтобы эти слова не находили адресата в нашем классе. (Складываю слова в конверт.)
– Но уж если эти слова появились у нас на уроке, значит, это неспроста. Какие у вас будут предположения? (Дети высказывают свои предположения, выходя на тему урока.)
-Кто же герои сегодняшнего произведения? О них нам расскажет на уроке Борис Заходер в своем стихотворении «Перемена».
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. А какова цель урока? (Высказывания детей. Вывод учителя.)
– Мы будем работать над формированием типа правильной читательской деятельности. Будем учиться видеть между строк то, что хотел сказать автор.
– Опираясь на иллюстрацию и заголовок, давайте предположим, о чем будет это произведение? (Дети высказывают свои предположения.)
– Можно ли адресовать все слова из нашего конверта герою стихотворения? (Нет, мы не знаем, какой это мальчик.)
– Что обозначает слово «перемена»?
– Давайте прочитаем стихотворение «Ответ первоклассницы» и узнаем, что она любит в школе больше всего. (Дети читают вполголоса, затем друг другу, потом в темпе скороговорки. Один ученик читает выразительно.)
– Почему школьники так любят переменки? Давайте проведем веселую перемену. (Физкультминутка под стихотворение Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть»)
– Кто же герои стихотворения Б.Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих
предположения? Об этом мы узнаем, когда прочитаем стихотворение.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО СЕБЯ.
(Быстро читающие дети получают дополнительное задание: подготовить вопросы по содержанию.) Дети отвечают на их вопросы.
Вопросы после чтения.
– О чем стихотворение?
– Б.Заходер любит играть в слова. Какой смысл вложил он в слово «перемена» в “заголовке? В тексте?
– С кем происходит перемена?
– Сумели мы определить тему текста?
– Что интересного в построении стихотворения? (Это рассказ в стихах. Он не разделен на
строфы, но в нем соблюдается рифма.)
ЧТЕНИЕ ПО ФРАГМЕНТАМ. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.
«Перемена! Перемена!»-
Заливается звонок.
С каким настроением читаем эти строки? (С веселым.)
– Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики. Какие
они? Читаем дальше.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
-Кого мы видим?
-Каким предстал пред вами Вова?
-Его поведение – это случайность?
-Как Заходер об этом говорит?
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад пи слова
У доски сказать не мог?
Если он, то непременно
Спим бо-о-олышш перемена!
-Какие предложения по интонации читали?
-Каким тоном их следует читать?
-Отчего такое удивление?
-Что имел в виду автор, говоря «продремавший весь урок»?
-Кто мог наблюдать за Вовой, а потом удивиться его поведению?
-Что значит «несомненно»? (Ответ в «Словаре синонимов» на доске.)
-На каком слове сделать логическое ударение? (…несомненно…)
-В чем заключается большая перемена? Читаем дальше.
Не угони шьем за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
-Как следует читать эти предложения? (С восхищением, с восторгом.)
-Какое слово было непонятным? (бедовый) Попробуем подобрать однокоренные слова. В «Толковом словаре» Ожегова «бедовый»- шустрый, смелый.
-Что подходит больше к Вове? Прочитаем дальше.
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
On подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи’
Словом, Сделал все, что мог.
-В каком значении использовано слово «бедовый»?
-В каком темпе читать строки? Почему? Объясните фразу «лихо шлепнулся с перил».
-Доволен ли собой Вова? Докажите словами текста.
Ну а тут – опять звонок…
-Что обозначает тире, многоточие?
-Как прореагировал Вова? Читаем дальше.
Вова в класс плетется снова,
Бедный! Нет лица на нем.
Ничего! Вздыхает Вова,
-На уроке отдохнем.
– Подберите синоним к слову «плетется».
– Как понять фразеологический оборот «Нет лица на нем»?
– Как прочитать строки?
– Какое решение находит Вова?
-Так зачем Вова ходит в школу?
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
– Какие значения есть у слова «перемена».
Читаем значения слова в «Толковом словаре» Ожегова.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВСЛУХ. Читают несколько человек.
РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
1. Как автор относится к герою?
2. Мог ли автор встретить Вову или он его выдумал?
3. Для кого написано произведение?
Дополнительные сведения об авторе: Борис Заходер не только дарил детям свои стихотворения, но и занимался переводом на русский язык с английского. Благодаря ему, мы можем прочитать сказки «Винни-Пух и все… все… все…», «Мери Поппинс», «Питер Пен». ИТОГ УРОКА. Я бы очень хотела, чтоб мы не употребляли в нашем классе слова: двоечник, лодырь, лентяй. Пусть их заменят антонимы: отличник, хорошист, активный, прилежный, любознательный. Давайте запечатаем эти слова в конверт и пусть этот конверт не находит у нас своего адресата.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить стихотворение наизусть.
Меня зовут Dacheatbot, и добро пожаловать на Homestar Runner Wiki! Мы рады видеть вас в числе наших членов. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь спрашивать кого-нибудь из приглашающего комитета. Вы также можете задавать вопросы на странице обсуждения часто задаваемых вопросов.
Вот несколько советов для начала:
3 ~ s
, чтобы получить сигнатуру, 4 ~ s
, чтобы получить вашу подпись и время, и 5 ~ s
, чтобы просто получить время. Итак, 3 с
= Bantam-Boy, 4 с
= Bantam-Boy 07:38, 23 июня 2021 (UTC) и 5 с
= 07:38, 23 июня 2021 (UTC).Не стесняйтесь удалить это сообщение, когда закончите его читать. В конце концов, ваше пользовательское пространство принадлежит вам.Я надеюсь, что эта информация будет полезной, и что у вас будет хороший опыт, связанный с нашей базой знаний и нашим сообществом.
С уважением,
– Dacheatbot · Общайтесь и “Комитет приветствия вики-сайта Homestar Runner” 04:19, 3 мая 2006 г. (UTC)
Привет, Бентам-бой. Рад видеть, что вы зарегистрировались с творческим именем пользователя. Просто дружеское примечание: если пользователи продолжают возвращать ваши правки к страницам, вам, вероятно, не стоит изменять их обратно.Ваше здоровье! – Серьезно (Обсуждение) 12:00, 13 мая 2006 г. (UTC)
Если вы перейдете на главную страницу H * R.com и нажмете «Q» вверху, вы получите цитату недели. Обратите внимание, что текущая цитата также дается в виде текста в этом поле, как это было с 11 ноября 2004 года.Линия zader matermorts была одной из них. Хотя это звучит как «say tomatermorts» (вставлено, так оно и было изначально расшифровано), поскольку QotW по сути является официальным словом того, что сказано в сценарии, мы должны придерживаться этого в расшифровке стенограммы. Если вам нужны доказательства, посмотрите здесь – это файл, дословно извлеченный с сайта, в то время как “zader matermorts” было цитатой недели – вы можете увидеть это написание в нем. –phlip T C 13:54, 13 мая 2006 г. (UTC)
Пожалуйста, прекратите добавлять эту строку на страницу Compy 386. Вы делали это 5 раз, и его удалили 4 разных человека. Вы утверждаете, что это та же форма, что и C64 – это , а не , как покажет простой поиск картинок Google. Вы утверждаете, что компьютер может быть встроен в клавиатуру – нет доказательств для этого, это полностью предположение, и боковой выстрел в пальцах, кажется, предполагает, что клавиатура – это просто клавиатура, не более того.Да, это шрифт “Commodore 64”, но сделать вывод из этого факта (единственного фактического факта в вашем сообщении), что Compy основан на C64, довольно сложно. Более вероятно, что TBC просто хотел пиксельный шрифт с фиксированным шагом, а-ля DOS, C64, Apple IIe и другие компьютеры / ОС той эпохи. Итак, на ваш повторяющийся вопрос: «Кроме того, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли кому-то больно оставлять это там?» мой ответ – «Да». Потому что какие части не являются ложными, основаны на сильных предположениях. Так что перестань его добавлять. –phlip T C 14:05, 17 июня 2006 г. (UTC)
Привет! Голосуя за STUFF, просто наберите # ~~~, и это станет для вас знаком.(Для сообщений обсуждения это ~~~~). – Кермак – ( T / C ) 05:36, 4 июля 2006 г. (UTC)
Джек Харлан был эрудитом. Его пожизненное исследование эволюции сельскохозяйственных культур объединило науки о растениях, археологию, систематику, генетику и сохранение, оставив после себя наследие пяти десятилетий влиятельных публикаций, которые исследовали все аспекты культурных растений – их происхождение, распространение, а также их постоянную и будущую роль. в поддержке растущего населения Земли.Для Харлана сельское хозяйство не было изобретением или продуктом одной большой идеи. Вместо этого он рассматривал происхождение сельского хозяйства с точки зрения длительного коэволюционного процесса с участием людей и растений, который вырос из «множества независимых экспериментов во многих местах, которые со временем слились, чтобы создать эффективные системы производства продуктов питания» (Harlan 1995). Замечательный корпус опубликованных работ Харлана содержит только одну короткую энциклопедическую статью, посвященную одомашниванию животных (Harlan 1994). На самом деле он несколько пренебрежительно отнесся к вкладу домашних животных в продовольственное снабжение человечества, заявив, что «(а) животные не являются необходимыми, растения обеспечивают более 90% пищи, потребляемой людьми» (Harlan 1995).Джек Харлан, вероятно, согласится, однако, что понимание эволюции домашнего скота требует такой же широты внимания, как и при изучении эволюции сельскохозяйственных культур. Здесь я следую примеру Харлана в рассмотрении домашних животных, объединяя информацию из зоотехники, генетики и археологии, чтобы исследовать многочисленные пути, ведущие к одомашниванию животных, и последствия этих путей для текущих и будущих отношений между людьми и их партнерами-животными. Одомашнивание как процесс Все соображения, касающиеся одомашнивания, будь то сосредоточение на сельскохозяйственных культурах или животноводстве, признают, что оно включает двусторонние отношения между людьми и целевыми популяциями растений или животных.В различных концептуальных подходах к одомашниванию меньше единодушия в отношении того, следует ли делать акцент на человеческой или растительной / животной стороне уравнения (см. Zeder 2006a). Некоторые считают людей доминирующим партнером в отношениях, в которых люди сознательно и намеренно берут на себя «господство» над всеми аспектами производства, передвижения, кормления и защиты домашних животных (Hale 1969, Ducos 1978, Bökönyi 1989, Clutton- Брок 1994). Другие рассматривают одомашнивание как форму биологического мутуализма, при котором оба партнера (люди и прирученные) получают выгоду (O’Connor 1997).Некоторые даже утверждают, что одомашненные манипулировали невольными людьми в отношениях, которые давали одомашненным большое эволюционное преимущество в ущерб человеческой пригодности (Rindos 1984, Budiansky 1992, Morey 1994).
Все больше родителей откладывают вакцинацию или решают не вакцинировать своих детей вообще. Это увеличивает риск заражения болезнями, которые можно предотвратить с помощью вакцин, и нарушения коллективного иммунитета, а также подрывает доверие к способности систем здравоохранения защищать людей.Неуверенность в вакцинации связана с рядом психологических и демографических детерминант, таких как отношение к вакцинации, социальные нормы и доверие к науке. Наша цель – понять эти детерминанты у родителей, потому что они представляют собой особую группу в этом вопросе – они действуют как доверенные лица, принимающие решения для своих детей, которые не могут принимать решения сами. Тот факт, что решение о вакцинации является социально вынужденным выбором, который касается здоровья ребенка, делает решения, связанные с вакцинацией, очень важными и интересными для родителей.Такое активное участие может привести к тому, что родители будут переоценивать потенциальные побочные эффекты, которые, как им известно, связаны с вакцинами, и, усиливая их, родители больше сосредотачиваются на потенциальных результатах решений, связанных с вакцинацией, что может дать конкретный образец систематической ошибки результата. Мы предлагаем два связанных исследования для изучения факторов, которые способствуют нерешительности относительно вакцинации, защитных факторов, определяющих решения родителей о вакцинации, и предвзятости исходов в намерениях родителей о вакцинации. Мы изучим демографические и психологические факторы, а также протестируем участие родителей, связанное с нерешительностью относительно вакцинации, с помощью онлайн-батареи в исследовании дизайна корреляционной панели.Второе исследование представляет собой экспериментальное исследование, в котором мы исследуем сдерживающую роль высокой вовлеченности родителей в конкретную область принятия решений о вакцинации. Мы ожидаем, что более высокая вовлеченность родителей по сравнению с теми, кто не является родителями, сформирует модель предрасположенности к предвзятости результатов. Исследования будут проводиться в восьми странах Европы и Азии (Финляндия, Германия, Гонконг, Нидерланды, Сербия, Словения, Испания и Соединенное Королевство), и будут получены результаты, которые помогут понять лежащие в основе механизмы неуверенности в отношении вакцинации и обоснования. способ разработки вмешательств, адаптированных для родителей.
Ключевые слова: вакцина , участие, нерешительность в отношении вакцины, иммунизация, решения в отношении здоровья, принятие решений, родители, предвзятость результатов
Одна из самых серьезных проблем общественного здравоохранения сегодня связана с неоптимальным уровнем использования вакцины. Согласно пресс-релизу ВОЗ от 19 февраля 2018 года, в 2017 году корь поразила 21 315 человек и привела к 35 смертельным исходам. «Всплеск заболеваемости корью в 2017 году включал крупные вспышки в 15 из 53 стран (Европейского) региона.Наибольшее количество пострадавших было зарегистрировано в Румынии (5 562), Италии (5 006) и Украине (4 767) »(Всемирная организация здравоохранения, 2018). Греция, Германия, Сербия, Великобритания, Испания, Болгария и Франция также испытали крупные вспышки (Всемирная организация здравоохранения, 2018). Это результат неоптимальных показателей вакцинации (Всемирная организация здравоохранения, 2017a): во многих регионах уровень охвата общими вакцинами снизился ниже 95%, что постулируется как минимум для коллективного иммунитета, эффективного прекращения распространения кори и другие болезни, которые можно предотвратить с помощью вакцин.
Хотя некоторых детей нельзя вакцинировать по медицинским показаниям, а в некоторых регионах вакцины недоступны, все большее число детей не вакцинируются или вакцинируются поздно, в основном из-за сознательного решения их родителей (Pearce et al., 2008). Устойчивость к вакцинации или откладывание вакцинации, несмотря на наличие доступных служб вакцинации, было названо нерешительностью в отношении вакцинации (Luthy et al., 2009; Gowda and Dempsey, 2013; Всемирная организация здравоохранения, 2014). Для борьбы с неуверенностью в вакцинации было введено множество вмешательств, но многие из них не принесли успеха (Sadaf et al., 2013; Dubé et al., 2014; Плувиано и др., 2017). Чтобы лучше бороться с нерешительностью относительно вакцинации и оптимизировать меры вмешательства, необходимо выявить и изучить факторы, связанные с решениями родителей о вакцинации.
Таким образом, нерешительность в отношении вакцины – это многослойное явление, связанное, среди прочего, с различными факторами социального и психологического характера. Несколько исследований, посвященных изучению различных групп населения и различных вакцин, показали, что нерешительность в отношении вакцинации связана, среди прочего, с прежними представлениями о вакцинации (Smailbegovic et al., 2003; Dubé et al., 2014), предполагаемые преимущества вакцин (Myers and Goodwin, 2011), отношение к вакцинам (Pareek and Pattison, 2000; Mohd Azizi et al., 2017), вакцинация ребенка ранее (Pareek and Pattison , 2000), предыдущий опыт вакцинации (Boes et al., 2017), социально-экономический статус (Smith et al., 2004), количество детей (Gust et al., 2005) и семейное положение (Smith et al., 2004). ). Несмотря на широкий диапазон выводов, результаты нескольких систематических обзоров показывают, что еще есть факторы, которые необходимо определить и изучить в дальнейшем (Mills et al., 2005; Ларсон и др., 2014; Cobos et al., 2015).
Исследования нерешительности в отношении вакцинации часто сосредоточены на родителях, которые являются основными пропагандистами нерешительности в отношении вакцинации и потребителями антипрививочного влияния, в то время как дети являются основными жертвами. Для родителей вакцинация своих детей может означать, что родители должны быть свидетелями дискомфорта своего ребенка и столкнуться с потенциальными побочными эффектами. В то же время отказ от вакцинации может привести к заражению болезнями, которые можно предотвратить с помощью вакцин, к потенциальному преследованию в некоторых странах, отказу в зачислении в некоторые школы, нарушению коллективного иммунитета и т. Д.Родители также могут сталкиваться с социальным давлением, таким как давление со стороны специалистов здравоохранения (Evans et al., 2001), или другими видами социального давления, например, чтобы они были экспертами по механизму вакцинации и, следовательно, надежными и информированными лицами, принимающими решения. В современном контексте родителям предлагается принимать активное участие в охране здоровья своих детей (Pyke-Grimm et al., 1999), что ложится тяжелым бременем на родителей (Wagenaar et al., 1988).
Это особенно актуально в сфере интенсивного воспитания; один из самых доминирующих стилей воспитания сегодня (Arendell, 2000; Smyth and Craig, 2017).Этот термин был введен Хейсом (1996) для описания стиля воспитания, тесно связанного с давлением, которое испытывают родители, в основном женщины, из-за их ответственности за все задачи, связанные с уходом за детьми, результаты детей (интеллектуальные, социальные, эмоциональные и связанные со здоровьем). и их потребность защитить ребенка от любого вреда или болезни. Эти потребности, хотя и очень распространены для большинства родителей, в очень индивидуалистических обществах оборачиваются менее общинным мировоззрением, и исследования показывают, что интенсивное (салютогенное) воспитание было важным основанием для отказа от прививок, поскольку салютогенные родители имеют более сильное чувство защиты и больше чувствуют себя способен заботиться о детях без вмешательства специалиста или вакцин (Reich, 2014; Ward et al., 2017).
При обсуждении вакцинации своих детей родители подчеркивают цель и безопасность вакцинации, а не саму процедуру (Salmon et al., 2005; Miton and Mercier, 2015). Это решение родителей часто сопровождается ограниченными знаниями (Downs et al., 2008; Zingg and Siegrist, 2012), кампаниями угроз (Ruiter et al., 2014; Stronach, 2015), социальными нормами (de Visser et al., 2011; Oraby et al., 2014) и официальное согласие (Leask et al., 2011). Таким образом, родители, сомневающиеся в вакцинации, отличаются от родителей, не являющихся родителями, в своем восприятии опасностей вакцин, риска побочных эффектов и защитных преимуществ.Точно так же предполагаемая опасность вакцин связана с нежеланием вакцинировать (Wilson et al., 2008), и было высказано предположение, что это может сыграть важную роль в фактическом решении родителей об обязательной детской вакцинации (Sporton and Francis, 2001). ).
Такая высокая ставка родителей в отношении вакцинации еще больше усложняется особенностями самого решения. Решения между собой различаются в зависимости от того, за кого мы принимаем решения: за себя или за кого-то еще (Zikmund-Fisher et al., 2006). Люди также используют разные стратегии при принятии решения о других людях по сравнению с принятием решения о неодушевленных предметах (Goldstein and Weber, 1995). Кроме того, важность решения различается в зависимости от его области (см. Модель принятия мета-решений; Payne et al., 1993). В частности, в решениях, связанных со здоровьем, важность решения искажает процессы принятия решений и связанные с ними явления, такие как склонность к рискованным решениям (Wang, 1996a; Fagley and Miller, 1997; Kühberger, 1998; Hanoch et al., 2006; Маркевич и Вебер, 2013; Gummerum et al., 2014; Цимерман и др., 2014; Damnjanović and Gvozdenović, 2016), восприимчивость к когнитивным искажениям (McNeil et al., 1982; Wang, 1996b; Tanner et al., 2008) и усилие стратегии (Edwards et al., 2001; Almashat et al., 2008).
Решения, связанные со здоровьем, также различаются по степени их важности (Thompson, 2007), что влияет на степень участия лиц, принимающих решения, в принятии решения (Solomon et al., 2006). Различные решения варьируются от довольно рутинных до тех, которые требуют тщательного обдумывания и высокого уровня вовлеченности (Solomon et al., 2006). Уровень вовлеченности в одно и то же решение может различаться у разных людей (Arora and McHorney, 2000). Однако некоторые решения (например, решения, связанные со здоровьем) обычно считаются важными для подавляющего большинства людей (Solomon et al., 2006). Решение родителей о здоровье ребенка – это особый и крайний случай решения, связанного со здоровьем (Zikmund-Fisher et al., 2006). Это также очень вовлекает с точки зрения аффекта и ожидания (Wroe et al., 2004). Имеются данные, указывающие на различия не только между родителями и не родителями (Донован и Джаллех, 2000), но и родителями с детьми разного возраста (Хенриксон и др., 2017) относительно намерений провести вакцинацию и получить информацию о вакцинации. Декомпозиция вовлеченности и ее влияние на процессы принятия решений могут помочь ослабить нерешительность в отношении вакцинации за счет минимизации когнитивных препятствий для рассуждений, которые проистекают из высокой вовлеченности.
Решение родителей о вакцинации детей – это конкретный случай решения, связанного со здоровьем (Zikmund-Fisher et al., 2006), которое очень важно с точки зрения аффекта и ожидания (Wroe et al., 2004). При обсуждении вакцинации и иммунизации упор делается на ее целесообразность, возможные побочные эффекты и эффективность вакцинации (Salmon et al., 2005; Митон и Мерсье, 2015). Когда применяется нормативная, но также и описательная теория принятия решений, решения о вакцинации могут быть проанализированы с использованием матрицы решений, в которой состояния природы и альтернативные решения пересекаются для получения ячеек с разными результатами (см. Таблицу). Можно оговорить, что при принятии решения о вакцинации люди склонны придавать большое значение результатам, то есть субъективному восприятию результатов. Другими словами, как и некоторые другие решения, связанные со здоровьем, решения о вакцинации имеют неотъемлемую черту более сильной ориентации на результат (Gellin et al., 2000; Freed et al., 2004, 2010; Gust et al., 2004; Митон и Мерсье, 2015). Для родителей важным вопросом при принятии решения является результат этого решения (например, благополучие и здоровье их ребенка) (Goldenberg, 2016). Оценка предыдущих решений на основе их результатов – это тенденция, обозначенная как предвзятость результатов (Baron and Hershey, 1988). Например, родители могут переоценить непосредственные побочные эффекты вакцины, такие как сыпь или отек, и использовать эти побочные эффекты как оправдание, чтобы избежать вакцинации своего ребенка (Callender, 2016).В соответствии с этим родители могут судить о качестве потенциального решения о вакцинации своего ребенка на основе последствий этого решения, с которыми они ранее столкнулись или из источников, с которыми они контактируют. Следовательно, это решение специфично из-за его явной ориентации на результат (Gellin et al., 2000; Freed et al., 2004, 2010; Gust et al., 2004; Salmon et al., 2005).
Матрица решений: случай вакцинации.
ПРИРОДНЫЕ СОСТОЯНИЯ | ||||
---|---|---|---|---|
Вакцины эффективны и не опасны | Вакцины135 являются эффективными и низкоопасными | | ||
Решения | Для вакцинации | Статус-кво | Статус-кво | Высокий риск |
Отказ от вакцинации | Высокий риск | Высокий риск | то, как психологические и социальные факторы связаны с нерешительностью в отношении вакцинации, важно для разработки эффективных вмешательств.Таким образом, цель предлагаемого исследования – выявить факторы, связанные с решениями родителей относительно вакцинации и влияющие на них. Для этого мы проведем два отдельных, но связанных исследования. В исследовании 1 социально-демографические и психологические переменные будут проверены на их связь с различиями между родителями, когда речь идет о принятии решений, связанных с вакцинацией их детей. В исследовании 2 более подробно рассматривается роль участия в принятии решений относительно вакцинации детей.В частности, мы изучим, будет ли участие уменьшать предрасположенность к систематической ошибке результатов с помощью экспериментального дизайна.