Задания звук и буква о – Обучение грамоте «Звук [о] и буква О»

Содержание

Обучение грамоте «Звук [о] и буква О»

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»

Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? Сегодня мы и будем на нашем интернет уроке знакомиться со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].

Какой это звук? Докажите!

1. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].

а, о ,и ,п, о ,оп, ма, ко, ос, зи, фо, ол, дом, мода, Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

2. Послушайте сказку и попробуйте запомнить как можно больше слов со звуком [о].

Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»

Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:

– Огород-то поливать надо!

Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.

Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

– Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром пришел осел.

– Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.

– Вон из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, все огурцы потоптал.

– И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овес воровать.

3. Игра «Много — один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса — колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна — окно

Стекла – стекло          перья — перо

4. Доскажи словечко…

  • В конце предложения ставится…   (точка).
  • С буквой Д растет у мамы…   (дочка).
  • С К я на болоте…   (кочка).
  • Б в начале слова…   (бочка).
  • О на А заменим – …   (качка).
  • Слева Т – и слово…   (тачка).
  • Вместо А кто У возьмет,
  • В небе…   (тучка) поплывет.
  • Маленькую тучку я возьму за…   (
    ру
    чку).
  • Было очень жарко, и мама открыла все…   (окна).
  • Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…  (осы).
  • Я очень люблю кедровые…   (орехи).
  • Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное…   (облако).
  • Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?..   (Огурцы). 
  • Осел лениво в гору брел, а над ним парил…   (орел). 
  • Шубу теплую в колечках носит тихая…   (овечка).
  • Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь ног,Вот и весь я – …   (осьминог).
  • Апельсины и бананы очень любят…   (обезьяны).
  • Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?..   (Олень).

5. И г р а  «Кто больше?»

  • Придумайте слова, а которых звук [о
    ]
    расположен в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).
  • Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).

А вот и буква О. На что она похожа?

 

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2. Найди спрятанные буквы О. Обведи их.

 

3. Обведи шарики с буквой О красным цветом. Проведи ниточки от шариков к ослику.

 

4. Раскрась красным цветом обе буквы слева и запомни. Заштрихуй букву О по образцу. Найди и раскрась букву О справа.

 

5

. Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука [о].

 

6. Нарисуй внутри большой постепенно уменьшающиеся буквы О. Обведи в кружок все буквы О справа.

 

 

 7. И г р а  «Десять птиц»

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном – даже три О.

– о – о –                       – о – о – – – – –

– о – о – –                    – о – о – – – – –

– о – о – –                    – о – о – – – – – –

– о – о – – –                 – – – о – о – – –

– о – о – – –                 – – – о – о – о –

О т в е т : сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.

8. И г р а  «Шесть ос»

1. ос – – а.

На этой «осе» в октябре позолота.

2. Ос – – а.

А эта растет на лугу у болота.

3. – ос – – – а – –.

Эта «оса» на Луну улетает.

4. – ос – – – – а.

Эта на солнце худеет и тает.

5. – ос – а.

С этою спит в колыбели малыш.

6. – о – с – – – – а.

Эта по классу крадется, как мышь.

О т в е т: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

9. И г р а  «Любопытный»

  • Какое время года ты любишь?   (Осень.)
  • Какие вывески, начинающиеся с буквы «О», ты встречал в городе?   («Обувь», «Оптика».)
  • Какие города знаешь?   (Осло, Обнинск.)
  • Чем оканчивается лето?   (Буквой «О».)

 10. Ирга: «Покорение вершин»

      

11. И г р а  «Прививка»

Слова очень неохотно поддаются «прививкам» другими буквами, но все-таки попробуйте привить словам букву О. Что из этого получится? Вот слова: кокс, прок, лень.

О т в е т : кокос, порок, олень.

12. И г р а  «Найди слово в слове»

Осадок – оса, док, коса, дом, сад, сок, ода.

13. И г р а  «Слов больше, чем букв»

О т к л. Попробуйте из этих букв образовать как можно больше слов, причем каждое из них должно содержать букву О (иногда несколько).

О т в е т : околоток, около, око, кол, лот, ток, кот, лото, лоток, окот, кок.

14. Кроссворды

Одинаковые окончания

Заполните квадраты. Окончание у всех слов одинаковое (нужно дописать всего две буквы, первая из которых

о). Во втором кроссворде также надо дописать две буквы (одинаковые для всех шести слов), первая из них также о.

О т в е т : 1) угол, гол, стол, пол, укол;  2) дом, атом, ком, сом, гном, том.

Перекрестки

Лесенки

Догадайтесь, что за слово 

Головоломка

В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образуют одни и те же слова. В каждом квадрате второе слово начинается на О. В первом слове в каждом квадрате вторая буква О.

О т в е т : 1) сом, очи, мир; 2) том, оса, маг;  3) нос, Ока, сад; 4) год, око, дом

Хвостоглав.

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос:

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

О т в е т  : ворота, мухомор, колобок, гусыня, юность

15.

В старом дереве дупло.
Ну, совсем как буква О.

Возьми синий карандаш и закрась те части рисунка, где ты видишь буквы О.

16. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

17. 

 

Словарь

  • Оазис — место среди пустыни, покрытое растительностью и имеющее источник.
  • Обоюдный — взаимный, общий для обеих сторон. (например, решение)
  • Обстоятельство — явление
  • Обязанность — действия, возложенные на кого-нибудь
  • Озорник — шалун
  • Окраина —  самая удалённая от центра часть города, деревни и т.д.
  • Олигарх — человек с очень большим капиталом, очень богатый человек.
  • Олимпиада — соревнование
  • Орфография — наука о правописание слов.
  • Осанка — положение тела человека
  • Отечество,  отчизна — родная страна.
  • Очарование — большее впечатление,

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Обещать золотые горы
    — обещать слишком много.
  • Остаться с носом/в дураках — потерпеть неудачу, позволить одурачить себя.
  • Отделаться лёгким испугом — избежать тяжелых последствий при каком-нибудь неблагоприятном случае.

www.klass39.ru

Звук и буква О, о. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о  звуке [о] и букве  О, познакомимся с  занимательными фактами о букве О, выполним интересные задания, а также научимся писать букву О.

Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ослик
  • Остров
  • Облако
  • Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.

 

Характеристика звука [о]

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, Осип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук [а]. Запомните эту особенность звука [о] и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как [а].

Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук [о]. Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.

Окунь – звук [о] слышен в начале слова (рис. 1).

Рис. 1. Окунь (Источник) 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Зонт (Источник) 

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Рис. 3. Роза (Источник) 

Котик – звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.

Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе (Источник) 

Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Рис. 5. Осёл (Источник) 

Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло (Источник) 

Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик (Источник) 

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам  сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].

Рис. 8. Болонка (Источник)

Овчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Рис. 9. Овчарка (Источник)

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Рис. 10. Спаниель (Источник) 

Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 11. Колли (Источник) 

Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.

Рис. 12. Гончая (Источник)

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].

Рис. 13. Чау-чау (Источник)

Бульдог (рис. 14). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 14. Бульдог (Источник) 

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а].

Рис. 15. Лайка (Источник)

Пойнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 16. Пойнтер (Источник) 

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].

Рис. 17. Такса (Источник) 

Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 18. Мопс (Источник) 

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Рис. 19. Буква О (Источник) 

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

 

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О.

О!

О?

Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О (Источник)

Отличаются печатные и письменные буквы формой.  

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О.

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент – овал (рис. 21).

Рис. 21. Написание заглавной буквы О (Источник) 

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о, как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента – овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о (Источник)

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о (Источник)

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

interneturok.ru

Логопедическое занятие по теме “Звук и буква О”

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О.

Задачи:

  1. Упражнять в определении места звука О в словах.
  2. Развивать речь, внимание, память, творческое воображение.

Оборудование:

  • разноцветные листья с написанными на них изученными буквами;
  • кленовый лист, карточки с заданиями, зеркала, крупа, буква О;
  • музыка Вивальди «Осень», костюм «Осени».

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке».

– Ребята, а ваш язычок делал сегодня зарядку?

2. Повторение пройденного.

Звуковая «зарядка»:

  • Как гудит сильный ветер?
  • Как шумят деревья?
  • Как фыркает ежик?
  • Как рычит собака?
  • Что мы сейчас произносили? (Звуки.)
  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
  • Как вы их различаете?

II. Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие в сказку.

1. «В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали : Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»

– А что случается в сказках? (Чудеса.) Вот и к нам пришла сказка и сейчас произойдёт чудо.

– Закройте все глаза и тихо сосчитайте до 10.

(Учитель переодевается в костюм осени, включает музыку Вивальди «Осень».)

– А сейчас откройте глаза.

– Кто я? (Осень.)

«Осень» читает стихотворение:

Осень в гости к вам пришла,
Свои краски принесла,
Жёлтые и красные – все листочки разные.
Ветер дунул – раз, два, три –
Полетели, посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом услали.

«Осень»: Я подарю осенние листочки тому, кто скажет мне приметы осени (дети называют приметы, а она им дарит листочки).

«Осень»: А какие месяцы осени вы знаете? (Ответы детей.)

– Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.

Упражнение на развитие силы диафрагмального выдоха.

Выполняется стоя, в руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние (Руки вверх, покачивающие движения влево-вправо.)
На веточках сидели.
Дунул ветерок, (Подуть на листочки.)
И мы полетели (Легкие взмахи руками.)
Мы летели, мы летели (Медленно приседать.)
И на землю тихо сели. (Присесть.)

«Осень»: Вы все молодцы! До встречи! (Уходит.)

2. Кто был у вас в гостях? (Осень.)

– А какой первый звук в слове «Осень»?

– А как мы произносим звук «О»?

Дети произносят перед зеркалом звук, а учитель объясняет артикуляцию звука [О]:

  • губки округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубки закрыты губками;
  • язычок лежит на дне ротика;
  • горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Дети перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.

III. Путешествие с кленовым листом.

1. Приглашаю в путешествие с кленовым листом (в руках красивый лист).

– Жил-был кленовый листик. У него было много братьев-листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце. «О, какая красота » – удивился листик.

– Покажите, как удивился листик?

– Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О.

– Это получилась буква О.

2. Знакомство с буквой.

(Показываю картинку.)

O – как обруч.
Захочу – по дороге покачу!

(Показываю букву О.)

3. Выкладывание буквы О из крупы.

– Обведите пальчиком букву.

4. Пальчиковая гимнастика «На небе появились тучки, и пошёл дождик».

Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Четыре, пять
Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре (Большой палец попеременно «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного.)
Зонтики раскрыли. (Ладонями закрывают голову, имитируя зонтик.)
От дождя себя укрыли.

5. «Чтобы разогнать тучки нужно написать на них букву О».

Дети пишут букву О.

IV. Работа по карточкам.

Задание 1. Среди букв найдите букву О, обведите её красным карандашом.

Задание 2. Найдите предметы, в названии которых есть звук О. Укажите место звука О (начало, середина, конец слова). (Приложение 1)

Игра «Поймай звук О»:

  • из ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;
  • из ряда слогов — ку, со, ра, ма, от, уг, эл, ол, во;
  • из ряда слов – жаба, зонт, облако, Оля, овощи, жук, кольцо.

V. Итог.

– С каким звуком и буквой познакомил нас кленовый листок?

– На что похожа буква О?

– Давайте соберём осенний букет из листьев, которые подарила вам осень. Но для этого вам нужно прочитать, что написано на листиках.

(Дети читают и ставят листья в вазочку.)

Источники информации:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – Владос, 2008 г.
  2. www.Seshma.narod.ru/uroki/12.doc
  3. Т.А.Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- Гном и Д, 2007.
  4. С.В.Леонова. Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов./Журнал «Школьный логопед» № 6, 2004.
  5. Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:ВЛАДОС, 2002.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  7. www.academi.rodim.ru
  8. www.festival.1september.ru:8080/articles/549375

11.01.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Буква О задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву О, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой О, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву О по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ослик
Облако
Осы
Овощи

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы произнести звук [о], надо сделать губы овальчиком, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: ООО.

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Запомни, если ты произносишь звук, а губы, язык или зубы не мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук — гласный. Все гласные звуки произносятся с голосом; [о] — гласный звук.

На что похожа буква О?

Колесо
Дупло

Посмотри на колесо —
А увидишь букву О.
(А. Шибаев)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В. Степанов)

  1. Вспомни и назови слова, которые начинаются с О — животные, предметы или имена.
  2. Сложи из пальцев букву О.
  3. Напиши букву О в воздухе.

Гласные буквы мы будем писать красной ручкой. Напиши букву О один раз на листе бумаги без клеточек.

Задание: печатная буква О для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Летом в огороде —
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке —
желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы.)

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(одуванчик).

Стройный, быстрый,
Нога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? … (Олень.)

Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку —
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех
Называется… (орех).

На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем,
Хоть кругом и красота?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина… (орла).

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот и весь я — … (осьминог).

Пословицы и поговорки про букву О

Один в поле не воин.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
При солнце тепло, при матери — добро.
Нет больше позора, чем не выполнить уговора.
Холода не бойся — сам по пояс мойся.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не работа сушит, а забота.
Без топора — не плотник, без иглы — не портной.

Загадки для детей на букву О

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях — краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(Олень )

Без окон, без дверей.
Полна горница людей.
(Огурец) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)

Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток.
Хрустнул раз — и треснул бок.
(Орех)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)

Сер, но не волк.
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Сказка про букву О

Ослиный огород
Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:

— Огород-то поливать надо!

Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.
Носил, носил, устал, сел отдохнуть.
А рядом кот на солнышке грелся.

— Чего ты мучаешься? — говорит.
— Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью прошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришел осел.

— Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.

— Вон из моего огорода! — заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, все огурцы потоптал.

— И зачем они мне нужны, эти огурцы? — рассердился осел.
— Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овес воровать.

(Г. Юдин)

Стихи про букву О для детей

Обезьянки.
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки?
(Б. Заходер)

Буква О известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву О
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.
(А. Тесленко)

Буква-Бублик — это О.
Укатилась далеко.
Ослик, облако, окно
Это всё на букву О.
(С. Иванов)

Осел в кустах
Осу нашел.
Надев очки, глядит
Осел.
Кто это? Птица? Тигр?
Лиса? —
Осла ужалила оса.
(Г. Сатир)

Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль —
Облетает.
(В. Лунин)

Один Олень в осенний день
Отлично отдыхал:
У озера в осиннике
Резвился и скакал.
А мимо Ослик проходил —
С тележкой проходил,
Он тоже отдыхать любил,
Но очень занят был.
Сказал он, глядя на Оленя:
«Что ж, подожду до воскресенья».
(С. К. Соловьевы)

Облако, облако,
Шерстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
(В. Лунин)

А потом пришел осел.
Оглядел он все страницы,
Опустил свои ресницы
И промолвил:
— Кроме О
Нету в книжке ничего.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Логопедическое занятие по теме: «Звук и буква О»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ЗВЕЗДОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Учитель-логопед

Левкина Мария Станиславовна

Логопедическое занятие по теме: «Звук и буква О»

Цели и задачи:

– закрепить знания о гласных звуках и буквах; – уточнить артикуляцию и изолированное произношение (о), упражнять в умении определять его позицию в слове; – закрепить зрительный и графический образ буквы О, умение соотносить звук с буквой; – совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; – развивать речь, внимание, память, творческое воображение, речевую и мелкую моторику, интонационную и мимическую выразительность; – воспитывать умение работать в течение всего занятия; – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Буква О, стилизованные буквы О, чудесный мешочек, ствол дерева, листочки клена, портреты детей, пластилин, камешки Марблс, матрешки, фартучки, экран наглядной рефлексии (осеннее дерево).

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся и подарим свои добрые улыбки нашим гостям!

  1. Сообщение темы урока.

Какие гласные звуки мы с Вами выучили?

Какое сейчас время года? Какой первый звук в слове осень?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком (о), выполнять задания. За правильные ответы осень будет дарить Вам листочки.

Фонетическая зарядка

Ребята, посмотрите у Оли заболел зуб и она охает. Какой звук она произносит? Произнесем вместе? О-о-о!

Представьте больных животных, которых вылечил Айболит. Как охала мышка? Как охал мишка?

  1. Характеристика звука (о).

а) артикуляционная:

Посмотрите в зеркало и произнесите звук (о). – губы: в форме овала; – язык : лежит за нижними зубами; – звук произносится с голосом; – воздушная струя не встречает преграды.

б) акустическая:

Как мы называем звук ,если воздух не встречает преграды? Каким цветом обозначаем гласный звук? Покажите символ звука (о)?

IV. Работа над голосом.

Произнесите звук столько раз, сколько я хлопну в ладоши: хх, ххх, хххх.

Произнесите звук : беззвучно…, шепотом…, тихо…, громко…

Произнесите звук наоборот: если я громко, то вы тихо, если я тихо, Вы громко.

  1. Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

Игра « Слушайте внимательно»! хлопни в ладоши, услышав (о). АУ ОИЭ ЭУО УЭ ОП УМ ОН

Игра « Прятки» Звук (о) любит играть в прятки с матрешками. Помогите матрешкам спрятать звук (о). Наденьте на них новые фартучки со звуком (о). Раз, два, три, четыре, пять- я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват. Назови слово и позицию звука.

  1. Динамическая пауза. Давайте отдохнем.

Встаньте дружно, подтянитесь. Пошагайте, покружитесь. Руки вправо, руки влево, а потом присядьте смело. Снова встаньте, подтянитесь, и друг другу улыбнитесь.

  1. Cвязь буквы и звука.

Ребята, давайте скорее познакомимся с буквой, которой на письме обозначается звук (о). Но где же она, ищите!!!

По кабинету развешаны буквы О. Какие красивые портреты буквы О Вы нашли.

На что похожа буква О? Каждый ребенок должен сказать: Буква О похожа на…

Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву О!!!

Эти буквы Вы нашли глазами. А найдут ли ее Ваши умные ручки?

Игра «Умные ручки». Найти букву О среди других гласных букв из наждачной бумаги.

Конструирование буквы О. – «написать» – головой, языком, правой рукой в воздухе, на левой ладони, на спине товарища;

– сложите букву О из пальчиков: соедините мизинцы и большие, большие и безымянные, большие и средние, большие и указательные;

– выложить из камешков Марблс букву О;

– что нарисовано на картинке, на какую букву они похожи, обведите каждый шарик. Давайте надуем шарики.

– игра « Закончи портрет», работа с пластилином.

VIII. Итог занятия.

С каким звуком и буквой Вы работали на занятии?

Много ли осень подарила Вам листочков?

Вы выполнили все задания?

Давайте же на прощание вернем осеннему дереву опавшие листочки.

Каким красивым получился клен!!! Словно вернулась золотая осень.

Я приготовила Вам подарки. Посмотрите: на какую буквы они похожи?

Спасибо за работу. Жду Вас на следующем занятии.

infourok.ru

Тема занятия: «ЗВУК И БУКВА О»

Приложение № 9

Тема занятия: «ЗВУК И БУКВА О»

Задачи:

-Познакомить детей со звуком и буквой О.

-Продолжать формировать понятие «гласный звук».

-Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах, предложениях.

-Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и интонационной выразительности, темпа и ритма речи.

-Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук О.

-Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе.

-Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

-Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не выходя за края.

Оборудование: Дидактическая кукла «Веселая обезьянка», речевой тренажер( на этом занятии используется электронная рамка с электронным материалом), символы «Живые звуки», магнитная доска, буквы, цветные домики, ноутбук, обучающая презентация, картинки, контурные изображения облака, озера, острова, цветные карандаши, листы с рисунками букв для раскрашивания.

Предшествующая работа: знакомство детей с гласными звуками А, У, артикуляционная гимнастика.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка здоровается с детьми.

— Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.

Игра «Эхо» Повторить ряд звуков. УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.

Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем гимнастику и хотим её научить выполнять правильно артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: «улыбка», «трубочка», «окошко».

Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.

Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.

  1. Уточнение артикуляции и характеристики звука О.

Сказка «Живые звуки».

— Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»

Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:  О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания:

— О каком звуке эта сказка?

— На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

— От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

— Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

— Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

— На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

— Запишем песенку и споем.

На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький—короткий  в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.

Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).

Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.

Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.

  1. Знакомство с буквой О.

О посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ. Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо, бублик, обруч, окно)

В этой букве нет угла,                

Оттого она кругла.  

До того она кругла—                                      

Покатиться бы могла.

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

Ребята звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.

(Показ презентации 1 слайда).

  1. Произнесение слов со звуком О в начале слова.

Показ презентации. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.

  1. Игра-упражнение  «Найди слово со звуком О»

Слайды презентации. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.

Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н.Нищевой

Посчитаем в первый раз,         (Попеременные хлопки и удары кулаками)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки         (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,           по одному пальцу начиная с большого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

  1. Игра «Найди картинку-слово на звук О» и положи на облако, остров, озеро.

Работа с раздаточным материалом. На столе разложены картинки, и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком О, и положить её на формы.

Отговаривание действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на остров. И т.д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.

  1. Чистоговорки.

Ко-ко-ко – выпей молоко.                      Бок-бок-бок – круглый бок.

Но-но-но – посмотри в окно.                 Бок-бок-бок – колобок.

Но-но-но – там темно.

Ом-ом-ом – новый дом.

Мок-мок-мок – там замок.

  1. Упражнение на дыхание «Подуй на облако»

Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.

  1. Игра «Скажем и покажем»

Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.

Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)

Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)

  1. Штриховка буквы. Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое изображение.

  2. Итог занятия.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с обезьянкой.

  До свидания.

multiurok.ru

Урок на тему “Звук и буква О”

Звук и буква О.

Цель: Познакомить учащихся со звуком и буквой О.

Задачи:

-учиться различать звуки [о] по акустическим и артикуляционным признакам;

– учить слышать их в составе слогов и слов;

-упражнять в правильном произношении этого звука.

Коррекционно-развивающие:

– развивать навыки фонематического восприятия.

– развивать память, мышление, внимание, моторику.

– развивать грамматический строй речи;

– обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно-воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность в работе;

-воспитывать правильный речевой выдох;

– воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование: красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), палочки, фишки,  рабочие  тетради,  картинки на звук «О», цветные карандаши, мяч.

Ход занятия: I. Мотивационный этап.

1. Организационный момент: – Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И». – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их: Окна, осы, облако, овощи. – Какой звук слышится в этих словах в начале слова? – Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».

2.Артикуляционная гимнастика

II. Операционный этап.

1. Артикуляция звука. – Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены. – Это какой звук? – Почему? – А какие еще звуки вы уже знаете? – Какие они? – Почему их называют гласными? Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем  (каким?) красным цветом. 2. «Определи место звука в слове. Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»: Окна, осень, дом, овощи, кошка, облако, перо. 3. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:

Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются.
В лес идем мы погулять.                Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,               и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной.              Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
4. Игра «Запомни и назови» Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением ягод. – Ребята, посмотрите на картинки. Что это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли. 5. Знакомство с буквой «О» Работа в тетрадях . – Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»). В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла. Покатиться бы могла. – Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. – На какую геометрическую фигуру она похожа? 6. Упражнение «Сосчитай и назови» – Сосчитайте и назовите звуки в слогах: МО             УМ             ИМ – Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7.Выделение звука О:

Из звукового ряда: о, а, у, и, о, а, о, и, о, у, э, о, у, э, о

Из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, уп

Из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, мотор, жук, такси, топор, картон

Игра «Запомни, повтори»: по-то-ко; то-ко-по; ко-по-то

Проговаривание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»

Печатание буквы О.

Печатание слогов: ОК, КО, ПО, ОП, ОТ, ТО. 8. Игра «Один – много» (с мячом) Гриб – грибы,                        ягода — ягоды Мухомор – мухоморы,           корзина — корзины, Сыроежка – сыроежки,       боровик – боровики.

9. – Вы потрудились,  и пальчики устали, давайте их разомнем. Нарисуйте в воздухе букву «О».

10. Игра «Четвертый лишний» – Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему. Земляника, боровик, черника, клюква. Клюква, береза, малина, брусника. Дуб, осина, ель, тополь.

11. Запишите букву «О» в своих тетрадях.

Ш. Рефлексия: – Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии? -Какой это звук? – Каким цветом обозначаем? – Что понравилось больше всего на нашем занятии? – Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *