ФРУКТЫ.
Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.
Расширение словарного запаса детей:
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.
1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)
-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон —лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
2. «Один — много»
-Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев,
ветка — ветки — веток,
пальма — пальмы — пальм,
семя (семечко) — семена — много семян,
сок — соки — много соков, много сока.
3. «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)
-Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Образование относительных прилагательных
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
… грушами — грушевое — груша,
… сливами — сливовое — слива,
… персиками — персиковое — персик,
… абрикосами — абрикосовое — абрикос;
пальма с бананами — банановая.
5. «Назови сок, варенье»
Образование относительных прилагательных
Сок из яблок — яблочный,
… груш — грушевый,
… слив — сливовый,
… вишни — вишневый,
… лимонов — лимонный,
… абрикосов — абрикосовый,
… апельсинов — апельсиновый,
… персиков — персиковый,
… фруктов — фруктовый,
… мандаринов — мандариновый.
….банана – банановый
….граната — гранатовый
… ананаса – ананасовый
…персика — персиковый
…..кокоса – кокосовый
6. Игра «Исправь ошибки»
Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
Топтыжка»
7. «Скажи наоборот»
Поиск антонимов
-Персик большой, а абрикос маленький;
-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
-апельсин круглый, а банан длинный;
-лимон кислый, а персик сладкий;
-апельсин больше, а мандарин меньше.
8. Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
9. Игра «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в определении вкуса фруктов: сладкий, кислый, кисло-сладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Оборудование: муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.
Описание игры. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий муляж.
10. Соберем фрукты в саду
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок…»
11. «Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу одним – двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
12. Игра «Лавина»
Цель: расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.
Описание игры. Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
13. Чудесный мешочек
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок
14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
яблоко — яблочко
лимон — лимончик
банан — бананчик
апельсин — апельсинчик
15. Игра «Слушай, делай, говори!»
Цель: составление предложений по демонстрации действий.
Оборудование: муляжи фруктов.
Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.
—Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.
Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
Расскажи, что ты делал.
16. Чтение. Пересказ.
Как яблоки собирают
…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Б. Житков
17.Объясни словечко
Плодоносит, удобрение, толстокожий.
18. Вопрос на засыпку!
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
19. Игра «Чудо-дерево»
Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного числа существительных.
Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением различных фруктов.
Описание.
Педагог:
– В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.
– Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты).
Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.
Я сорвал грушу.
Я сорвал сливу
Я сорвал яблоко
Я сорвал апельсин и т.д.
20. Подобрать родственные слова:
яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;
вишня — вишенка, вишневый;
смородина — смородинка, смородиновый;
лимон — лимончик, лимонный.
21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
лимон кислый, а яблоко сладкое;
лимон овальный, а яблоко круглое;
лимон желтый, а яблоко красное.
22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д.
23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.
24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.
25. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.
На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.
26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.
27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.
28. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.
29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.
У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
30. Согласование прилагательных с существительными
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
—Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
—Вкусные? Сочные? Ароматные?
31. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам)
Что это? (Красное яблоко.)
А это что? (Красные яблоки.)
Нет чего? (Красных яблок.)
32.Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.
33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.
Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».
34. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.
35. «Угадай слово»: сли.., яб.., ли.., гру.., ба.., пер.., апель.., ман…
36. Рассказы
Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.
Логопед обращается к детям:
— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)
— Оно красное или зеленое?
— Оно круглое или квадратное?
— Яблоко растет на грядке или на дереве?
— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)
— Оно растет высоко или низко?
— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)
— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?
— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?
— Сколько у яблока долек (много или мало)?
— Что у яблока внутри?
— Чем я вас угощала?
38.Игра «Фруктовый сад»
Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.
Оборудование: план-схема Ткаченко Т.А.
Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:
Схема для описания овощей и фруктов
..
Цвет.
Форма.
Величина.
Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).
Место произрастания (дерево, грядка).
Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).
Что из него можно приготовить?
В каком виде ты любишь его есть?
39.Отгадывание и составление описательных загадок.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».
Затем дети повторяют рассказ целиком.
«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
40. «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.
41. Игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне;
груша растет на грядке;
клубника растет на дереве;
клюква растет на кусте:
картошка растет на болоте.
42. «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т. д.
43. «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.
На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».
44. «Что сделаешь с овощем или фруктом?»
Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке.
Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол и т. д.
45. Словесный сад
Цель: познакомить детей с терминами “корень”, “слова родственники”.
Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова “Как растут слова?”,
Как-то много лет назад | Это слово, слово – корень, |
По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова “сон”, “глаз”. После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.
Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные – слова родственники, потому что у них один корень – слово “глаз”. И слова: засоня, сонный, сонник – тоже слова родственники, так как у них один корень – слово “сон”.
46. «Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.
47. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).
48. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)
49. Составить предложение из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
50. Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы.
«Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».
Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью.
Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты.
51. Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:
«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».
Загадки
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
а откусишь — сладко.
(Яблоко)
На сучках висят шары,
посинели от жары.
(Слива)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко.)
Я сладкий, рос на юге.
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе.
(Апельсин.)
Листья плотные, да лаковые.
Плоды желтые, да лакомые.
Ее скорее скушай. Созрела, значит …
(Груша.)
С юга этот неженка –
кругленький да свеженький.
На щеках его пушок,
А дотронься – брызнет сок.
(Персик)
Я и чёрный, я и белый,
я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки
на любую влезу стенку.
Ус зелёненький завью,
в грозди солнышко налью
И ребятам-малышам
всё до капельки отдам.
(Виноград)
Было зелёное платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело платье и это,
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Снесли птички синие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька, белок сладенький,
(слива)
Колобок висит всё лето
среди зелёных веток.
Ударит гулко оземь,
когда наступит осень.
(Яблоко)
Родилась она зелёной
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела.
(Слива)
Я румяную матрёшку
от подруг не оторву.
Подожду, пока матрёшка
упадёт сама в траву.
(Груша)
В шкурке золотистой,
сладкий и душистый.
(Апельсин)
В шкуре жёлтой, кислый он,
Называется…
(Лимон)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик – как ладошка.
Был зелёным, а поспел он –
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
Круглое, румяное, с дерева упало —
Любе в рот попало.
(Яблоко.)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
(Яблоко.)
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня.
(Апельсин.)
Вишу на дереве, кругла, как шар,
Красна, как кровь, сладка, как мед.
(Вишня.)
Плод — сладкий, и гладкий,
И круглый, и смуглый,
И душистый, и пушистый,
А середка плода,
Словно камень, тверда.
(Персик.)
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие.
Слива.)
Синий мундир,
теплая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива.)
Стихотворения
Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.
Девочка Маринка пришла в сад,
Там на деревьях фрукты висят.
Дедушка сорвал Маринке
Оранжевые апельсинки,
Дал Маринке в кулачки
Красные яблочки.
Дал Маринке желтую грушу:
— Ты, Маринка, фрукты кушай.
Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.
Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.
***
Вот бы…
А вот бы
Не в Африке,
Вот бы –
У нас
Не лук бы,
Не редька,
А рос –
Ананас!
… Никто б
Не поверил,
Ни Гришка,
Ни Мишка.
Сказали бы:
Это
Кедровая шишка!
Г. Горбовский
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Н. Нищева
Лимон
Что за “ЛИ”?
Что за “МОН”?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут “ЛИМОН”,
Сразу станет кисло.
Г. Сапгир
***
Мы весной сажали сад,
А Семен лежал у гряд.
Вот мы яблоко едим,
А Семену не дадим:
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада!
И. Демьянов
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
“Спасибо, осень!” – скажем.
У. Рашид
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Волина
Персик
Мы с дедушкой
Персик сажали в саду.
Три года он рос
У нас на виду.
Когда же плоды?
Не дождусь я никак…
И вот, наконец –
Каждый персик с кулак.
Глажу мохнатую кожуру,
Белую
Чистую
Миску беру.
Первые, спелые,
Красные, сладкие
Персики
Дедушке отнесу.
К. Тангрыкулиев
***
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.
А. Стародубова
Слива
Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка – одна.
А. Богдарин
***
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы! –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким
Яблоко
Яблочко над головою,
Золотое, наливное!
Ты в росе купалось,
Солнцем утиралось!
А. Пыс
!ЯБЛОКО
У дороги яблонька стоит
И на ветке яблочко висит,
Сильно яблоньку потряс –
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус!
И.Антонова ДЫНЯ
Дыню Дима растил.
Чудо, а не дыня!
Одному не донести –
Помогите Диме.
Пальчиковая гимнастика
• В сад за сливами
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец — самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Игра «Компот»
Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображ апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа. (загибают большой палец левой руки)
Эта долька – для стрижа. (загибают указательный палец)
Эта долька – для утят. (загибают средний палец)
Эта долька – для котят. (загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра. (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас – (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Беда!!!
Разбегайтесь – («Бегут» пальцами по столу).
Кто куда!
Игра «Хитрый ежик» Дети сидят на стульях.
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
Грушу, сливу — всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам.
Яблочко
Яблочко с кулачок, Повертеть кулачком.
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко, Погладить кулачок пальцем другой руки.
А укусишь — сладко! Движение разжимания и сжимания челюстей.
Ах, вкусно! На выдохе произнести: «Ах, вкусно!»
Физкультминутки
Считалка под мяч «Мы делили апельсин»
На игровом поле расположены картинки с изображением героев считалки. Логопед очищает апельсин и разрезает его на пять частей. Читая считалку, он кладет дольки рядом с называемым персонажем.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один:
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто куда!
Зарядка
Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки
срываем.
Руки опускаем. В корзину Дети садятся.
собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом
разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
На грядке и на ветке
Раз, два, три, четыре. | Шаги на месте. |
Апельсин дадим мы Ире. | Руки вперед, ладонями вверх. |
Пять, шесть, семь, восемь, | Шаги на месте. |
Ананас у Сени спросим. | Руки вперед, ладонями вверх. |
Девять, десять – завернем, | Моталочка руками. |
Его Боре отнесем. | Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх. |
Вот на грядке, посмотри: | Наклон вперед, дотронуться руками до пола. |
Есть арбузы – | Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны. |
Раз, два, три. | Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны. |
А на ветке – абрикос. | Потянуться руками вверх. |
Он на солнце так подрос! | Развести руки в стороны. |
Ты за ним тянись, тянись, | Подняться на носочки, потянуться руками вверх. |
Но смотри, не оступись! | Быстро присесть. |
Импровизация движений в такт стихотворению «Овощи и фрукты».
Овощи и фрукты
Вкусные продукты.
В огороде и в саду
Для еды я их найду.
Координация речи с движением «ЕЖИК И БАРАБАН»
С барабаном ходит ежик, (Маршируют по кругу, изображая игру
Бум-бум-бум! на барабане.)
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, (Идут по кругу, спрятав руки за
Бум-бум-бум! спину.)
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, (То одной, то другой рукой подносят
Бум-бум-бум! ко рту воображаемое яблоко.)
Барабан в саду забыл он, (Останавливаются, разводят руками.)
Бум-бум-бум.
Ночью яблоки срывались, (Руки на поясе, прыжки на месте.)
Бум-бум-бум.
И удары раздавались, (Прыжки.)
Бум-бум-бум.
Зайцы здорово струхнули, (Делают «ушки» из ладошек, медленно
Бум-бум-бум! приседают, сидят, дрожат, закрывают
Глаз до зорьки не сомкнули, глаза руками.)
Бум-бум-бум!
Координация речи с движением «ЯБЛОНЯ»
— Яблоня! Яблоня! (Дети идут по кругу, взявшись за
Где же твои яблоки? руки; в центре, подняв руки вверх,
стоит один ребенок — «яблонька».)
Заморозил их мороз? (Дети останавливаются, на каждую
Или ветер их унес? строчку загибают по одному пальцу на
Или молния спалила? левой руке. Ребенок—яблонька» отри-
Или градом их побило? цательно качает головой.)
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.)
— Не морозил их мороз, (Дети загибают по одному пальцу на
И не ветер их унес, правой руке.)
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! (Дети разбегаются, «яблонька» бежит
за ними, «пятнает» .
Импровизация движений в такт стихотворения.
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!
Координация речи с движением «САДОВНИК»
Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и
сажают в нее куст.)
Яблони белили мы (Движение правой рукой вверх-вниз.)
Известью, белилами.
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор: (Стоят лицом в круг, в центр выходит
— Ты скажи, один ребенок.)
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду (На каждое название фруктов загиба-
Слив лиловых, ют по одному пальцу на правой руке.)
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
«Яблоня»
В саду фруктовом яблоня
(машут руками над головой)
Посажена была.
(«сажают» яблоню)
Она цветами белыми
(руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок)
Весною расцвела.
(«цветок» распускает лепестки)
Следил наш старый дедушка,
Известный садовод,
(изображают старого дедушку с палочкой)
Чтоб наливала яблоня
(машут руками над головой)
Румяный сладкий плод.
(пощипывают щёки)
!Дыхательная гимнастика
Нюхаем садовые цветы (Развитие речевого дыхания.)
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Маша и Даша в саду. (Развитие речевого дыхания, силы и тембра голоса.)
Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко).
Сбор урожая (Развитие речевого дыхания и голоса).
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.
«Яблоко (загадка)»
Само с кулачок, | круглый бочок. | Тронешь пальцем – |
гладко, | а откусишь – | сладко. |
nsportal.ru
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать;
Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)
«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Яблоко — яблоки — яблок
груша — груши — груш
слива — сливы — слив
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
лимон — лимоны — лимонов
фрукт — фрукты — фруктов
сад — сады — садов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
ветка — ветки — веток
пальма — пальмы — пальм
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
Яблоко — яблочко — яблочки
груша — грушка — грушки
лимон — лимончик — лимончики
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
… грушами — грушевое — груша
… сливами — сливовое — слива
… персиками — персиковое — персик
… абрикосами — абрикосовое — абрикос;
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
(детям от 5 лет)
Сок из яблок — яблочный
… груш — грушевый
… слив — сливовый
… вишни — вишневый
… лимонов — лимонный
… абрикосов — абрикосовый
… апельсинов — апельсиновый
… персиков — персиковый
… фруктов — фруктовый
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.
Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.
«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
Тренируем в узнавании фрукта по его части.
Долька (чего?) мандарина, апельсина…
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши…
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина…
Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
Упражняем в подборе прилагательных.
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое…)
Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.
Игра «Что лишнее?»
Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос…………… маленький;
у яблока семечек много, а у сливы ………………одна косточка;
апельсин круглый, а банан ………………..длинный;
лимон кислый, а персик …………….сладкий;
апельсин больше, а мандарин……………… меньше
Игра «Доскажи словечко»
Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
Важен он, как господин,
Этот сочный… (апельсин).
Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится… (лимон).
Вот, на дереве красивом
Синим цветом манят… (сливы).
На базар ходили мы
(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Фрукты
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Зарядка
Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Считалки
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:
Абрикос
Абрикос, абрикос,
Ты на знойном юге рос.
Тебя солнышко ласкало –
Соки сладкие вливало,
Ветерок тебя трепал –
Аромат плодам давал.
Умывали тебя росы,
Проносились мимо грозы.
Вот и вырос абрикос –
Цвет нежнее, чем у роз,
С твёрдой косточкою гладкой,
Ароматный, вкусный, сладкий!
Рыжий, спелый абрикос
Рыжий, спелый абрикос
Нам с собой сюрприз принес,
У него внутри есть кость,
Если взять и расколоть,
То тогда найдем ядро,
Очень вкусно и хитро,
Как шкатулочка чудес –
Кушай с ядрышом и без!
автор: О. Шалимова
Душистая сладкая дыня
Душистая сладкая дыня
Ломтями лежит на столе.
Вот ломтик для маленькой Дины,
А этот достанется мне.
От корочки мякоть отходит,
Янтарного сока полна.
Глаз с дыни и киска не сводит,
Но любит ли дыню она?
Я ей ароматный кусочек
Отрезал и предложил,
Но пробовать Мурка не хочет,
И дольку я в рот положил.
автор: Т. Штаб
Дынюшка
На припёке в огороде
Чудо дивное природы –
Серо-жёлтая на вид
Дыня-дынюшка лежит!
А над ней – оса кружится,
На неё – пчела садится:
У всего, что здесь жужжит,
Пробудился аппетит.
А коль так – она созрела…
Значит, ты берись за дело!
Поскорей её снимай,
На кусочки разрезай…
Все вокруг: и стар, и млад –
Поспешат на аромат!
Я от счастья просто млею –
Ем… Но капельку жалею,
Что ужасно тесен рот,
И совсем уж мал живот!
Принесли мне ананас
Помню я, как в первый раз
Принесли мне ананас.
Было настроение
У меня весеннее.
Стали все меня просить
Хоть кусочек откусить.
Он колючий – не хочу.
Отойдите. Закричу.
Вот прошёл всего часок,
И остался лишь кусок.
Я попробовать решила.
Ну, ребята, что тут было.
Стало мне обидно очень,
В День Рожденья, между прочим!
Что такую вкусноту
Расхватали на лету.
Четко поняла тогда,
Что хотя бы иногда,
Маму нужно слушать,
Что велели – кушать.
автор: Н. Губская
Поспевай же, ананас
Ананас растет на грядке –
Это знают все ребятки;
Соком наливается,
Чтобы нам понравиться,
И мечтает поскорей
Стать полезным для людей.
Поспевай же, ананас, –
Наслаждение для нас!
Лимончик желтые бока
Лимончик желтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок —
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
Апельсин как солнце светит
Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь!
автор: Д. Ливнев
Как меняется слива
Модница – слива,
пока созревала,
платье за платьем
так и меняла.
Было зеленое
платье атласное, –
нет, не понравилось:
выбрала красное.
Вот надоело также и это, –
платье надела синего цвета.
А синее платье
сменить не успела:
пришла наша Катя
да сливу и съела.
автор: Е. Серова
* * *
Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных.
автор: Т. Лаврова
Яблочко румяное, налитое соком
Яблочко румяное, налитое соком,
Забралось на дерево высокО-высОко.
Прилетел издалека непоседа ветер.
Яблочко красивое сразу он заметил.
Сильно ветку раскачал: может, разобьется.
А оно лежит в траве – весело смеется.
автор: Л. Ищенко
logopediy-dly-detey.ru
Тема: ФРУКТЫ
Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из яблок? (Яблочный сок; яблочное варенье.) Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье.) И т. д.
6. Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы о фруктах по предложенному наглядному плану.
7. Упражнение «Поваренок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить компот? (Фрукты моют, чистят, режут на дольки, варят.) Сок? Пирог?
8. Упражнение «Назови правильно»:
Задание 1: Покажи, где яблоко, яблоки и т.д. и соедини линиями одинаковые фрукты. Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет фрукты. Образец: «Это яблоко. Это груши».
9. Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог. Сливовое варенье. и т. д.)
10. Составь предложения по картинкам.
11. Назови фрукты. Дорисуй фрукты в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много лимонов. Маленький лимончик».
12. Упражнение «Дорисуй»: Дорисуй каждой груше веточку, каждой веточке с листочком сливу, а яблоки раскрась. Не забудь, что эти фрукты бывают разного цвета.
nsportal.ru
Тема: «Фрукты.Сад»
1. Назови фрукты, которые ты знаешь. (не менее 4 – 5). Расскажи, где они растут. (Фрукты растут в саду, на деревьях). Расскажи, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить варенье, фруктовый сок, джем, повидло, компот)
2. Отгадай загадку:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальчиком – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко)
* подбери определения: (4 – 5) яблоко какое? – красное, ……….
3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: лимон, апельсин, банан, яблоко, слива. (Например: 1 слива, 2 сливы, 3 сливы, 4 сливы, 5 слив)
4. Назови фрукты «ласково»: яблоко, лимон, апельсин, банан, мандарин, вишня. (Например: яблоко – яблочко, вишня – вишенка, банан – бананчик)
5. Какое варенье получилось? Какой сок получился?
– Варенье из персиков – это персиковое варенье
– варенье из яблок – это …………………………
– Варенье из вишен – …………………………….
– Варенье из слив – ………………………………
– Сок из яблок – это яблочный сок.
– Сок из лимона – ………………………………..
– Сок из винограда – ……………………………..
– Сок из апельсина – ……………………………..
6. Найти и вырезать картинки с изображением фруктов. Вклеить их в тетрадь. Рассказать о любом фрукте используя план. (Смотри план рассказа про овощ. Тема «Овощи. Огород.»
Тема: «Фрукты. Труд людей в садах»
1. Вспомни и назови фрукты, которые ты знаешь. (не меньше 6 названий). Назови фрукты которые ты знаешь в ед. и множественном числе. (Яблоко – яблоки). Назови свои фрукты ласково. (Яблоко – яблочко). Вспомни где они растут.
2. Вспомни и расскажи, какие бывают фрукты. (Подобрать определения (не меньше 4 определений для каждого фрукта)). ЯБЛОКО, ПЕРСИК,АБРИКОС. Раздели эти слова на слоги.
3. Скажи по образцу:
• Персик большой, а яблоко еще больше.
• Абрикос маленький, а слива ……………
• Груша сладкая, а банан ……………
• Мандарин сочный, а апельсин ……………
• Абрикос мягкий, а слива …………….
4. Измени слова по образцу:
• Сажают – сажал – сажала
• Копают –
• Поливают –
• Собирают –
5. Что приготовили?
• Сок из яблок – яблочный сок
• Пюре их бананов –
• Компот из персиков –
• Варенье из абрикосов –
6. Посчитай фрукты до 8, правильно согласовывая слова: 1 зеленое яблоко, 1 сочный апельсин, 1 кислый лимон.
7. Подготовь рассказ о своем любимом фрукте по плану: Рассказ должен быть связным. Предложения полными.
• Как твой любимый фрукт называется?
• Где он растет?
• Какого он цвета, формы?
• Какой он на вкус?
• Что из него можно приготовить?
logoped18.ru
МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово Кемеровской области.
Конспект совместной образовательной деятельности
по теме «Фрукты. Сад»
Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна
Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).
Время использования: при изучении лексической темы «Фрукты. Сад».
Цель: расширение и обогащение знаний детей о фруктах, месте их произрастания, времени сбора урожая.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование: корзина с игрушками – фруктами, предметные картинки с изображениями фруктов, сюжетная картинка «Что растет в моем саду», куклы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Организационный момент.
Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными фруктами в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришла в гости кукла Маша.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с Машей.
Дети (все вместе). Здравствуй Маша.
Воспитатель. Маша пришла не с пустыми руками. Посмотрите у нее в руках корзина. Чтобы узнать что лежит в корзине Маша загадает вам загадки.
Воспитатель загадывает загадку
Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. (Яблоко) | Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву. (Груша) |
В шкурке золотистой, Сладкий и душистый. (Апельсин) | На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) |
В шкуре желтой, Кислый он, Называется… (Лимон) | Схож он с бусами немножко, Каждый листик — как ладошка. Был зеленым, а поспел он — Стал янтарным, синим, белым. (Виноград) |
Воспитатель. Молодцы, всех фрукты отгадали.
2 ЧАСТЬ. Основная.
Воспитатель. Ребята Маша спрашивает а, откуда берутся все эти фрукты. А вы знаете? Давайте все вместе поможем Маше разобраться.
2.1. Беседа по плакату «Что растет в моем саду».
Цель: уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
Воспитатель помещает на доску плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.
Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг? Дети. Деревья.
Воспитатель. А что растет на деревьях? Дети. Фрукты.
Воспитатель. Назовите фрукты, которые растут на деревьях. Дети. Яблоки. Груши. Сливы.
Воспитатель. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.
Воспитатель. Какие груши? Дети. Желтые груши. Овальные груши.
Воспитатель. Какие сливы? Дети. Синие сливы. Овальные сливы.
Воспитатель. А какие фрукты по вкусу? Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.
Воспитатель. Что делает в саду девочка? Дети. Собирает фрукты.
Воспитатель. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Что делает девочка? Дети. Убирает урожай.
Воспитатель. А что можно приготовить из этих фруктов? Что готовят ваши мамы?
Дети. Салат. Компот. Сок. Варенье.
Воспитатель. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдем на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».
2.2. Пальчиковая гимнастика «Компот».
Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот. | (Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней») |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и сахарный песок. | (Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) |
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | (Опять «варить» и «размешивать».) |
Н.В. Нищева
2.3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.
Воспитатель выкладывает перед детьми в ряд яблоко, огурец, грушу и сливу.
Воспитатель. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и почему. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?
Дети. Огурец. Воспитатель. Верно. А почему? Дети. Он растет в огороде.
Воспитатель. А все остальное где растет? Дети. В саду.
Воспитатель. Верно, огурец — овощ, а все остальное — фрукты.
Воспитатель выкладывает перед детьми зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу; если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.
Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Слива. Воспитатель. Почему? Дети. Она синяя. Воспитатель. А все остальное какого цвета? Дети. Зеленого. Воспитатель. Верно. Молодцы.
Воспитатель выкладывает перед детьми круглое яблоко, круглый апельсин, круглый виноград, и овальный лимон; если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на форму.
Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Лимон. Воспитатель. Почему? Дети. Он овальный Воспитатель. А все остальное какой формы? Дети. Круглой. Воспитатель. Верно. Молодцы.
2.4. Игра «Один — много».
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).
Воспитатель помещает на мольберт картинки с изображением мальчика и девочки. Перед мальчиком ставит карточку с изображением одного фрукта, перед девочкой карточку с изображением нескольких фруктов.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика одно яблоко, а у девочки? Дети. Много яблок.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика один апельсин, а у девочки? Дети. Много апельсин.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика одна груша, а у девочки? Дети. Много груш.
2.5. Динамическая пауза «Ежик и барабан».
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма; закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.
Воспитатель выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за воспитателем и выполняют движения вслед за ним.
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! | (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.) |
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! | (Идут по кругу, спрятав руки за спину.) |
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! | (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.) |
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум. | (Останавливаются, разводят руками.) |
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум. | (Руки на поясе, прыжки на месте.) |
И удары раздавались, Бум-бум-бум. | (Прыжки.) |
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! | (Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.) |
Н.В. Нищева
Воспитатель приглашает детей за столы.
2.6. Упражнение «Наш сад».
Цель: развитие слухового внимания; закрепление навыков счета в пределах четырех.
Воспитатель объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали.
«Наш сад»
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем.
3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.
Цель: закрепление материала; поощрение за работу.
Воспитатель. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?
Дети. Мы говорили о фруктах.
1-й ребенок. Отгадывали загадки.
2-й ребенок. Слушали стихи.
2-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.
3-й ребенок. Играли в игру «4-лишний».
4-й ребенок. Играли в игру « Один-много».
Воспитатель. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области
Фрукты
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме
подготовила
учитель – логопед
Давыдова Елена Юрьевна
р.п. Дмитриевка
2017 г.
Задачи:
расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов
1. Ход занятия
Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий… (ананас)
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это… (слива)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий… (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)
Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.
2.Игра «Один — много»
Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.
Яблоко – яблоки
Банан – бананы
Апельсин – апельсины
Мандарин – мандарины
Слива – сливы
Арбуз — арбузы
Дыня — дыни
Лимон — лимоны
Груша — груши
3.Игра «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,
… груш – грушевый
… слив – сливовый,
… вишни – вишневый,
… лимонов – лимонный,
… абрикосов – абрикосовый,
… апельсинов – апельсиновый,
… персиков – персиковый,
мандаринов – мандариновый.
4. Игра «Назови ласково»
Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин – апельсинчик;
Мандарин – мандаринчик; ;
Банан – бананчик;
Яблоко –яблочко;
Лимон –лимончик;
гранат – гранатик;
абрикос – абрикосик;
виноград – виноградик.
5. «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, лук, яблоко, абрикос.
Помидор, груша, свёкла, тыква.
Апельсин, банан, огурец, вишня.
Яблоко, виноград, картошка, слива.
6. Физкультминутка
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. показать руками – “много”
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)
8. Игра. «Собери картинки».
Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. ( Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).
9. Итог занятия.
Вспомнить, о чём говорили на занятии.
Оценка работы детей.
Информационные ресурсы:
http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-leksicheskoj-teme-frukty.html
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-frukty-s-otvetami.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/14/fizkultminutki
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekty-frontalnyh-zanjatii-po-leksicheskoi-teme-frukty.html
http://miroditeli.com.ua/skachat/razreznye-kartinki/razreznye-kartinki-frukty.ht
http://foto-kartinki.com/kartinky/0750_fruktydlya_detey.php
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рекомендуемые задания по теме «Овощи – фрукты. Сад – огород». Задание 1. Блиц – опрос. 1.Какой овощ любит, есть заяц? 2.Что можно приготовить из фруктов? 3.Что можно приготовить из овощей? 4.Какой фрукт помогает при простуде? 5. В названии, каких сказок встречаются овощи? 6. В названии, каких рассказов встречаются фрукты? Задание 2. Соревнование с родителями. -Кто больше назовёт овощей, ты или мама… -Кто больше назовёт фруктов… -Кто больше назовёт слов, которые относятся к саду… -Кто больше назовёт слов, которые относятся к огороду… «Составь 2 рассказа по плану: о любом овоще и о любом фрукте». 1. Что это? 2. Вкус, форма, цвет. 3. Где растёт? 4.Что из него готовят? Рисунок. Задание 4. Нарисуй на одной картинке вазу с фруктами, а на другой – ящик с овощами. Разрежь каждую на 5 – 6 частей, попроси родителей ее собрать, теперь и сам попробуй. Задание 5. Игра на внимание «Овощи и фрукты». Родители называют. Если слово относится к овощам, то – присесть, если к фруктам – руки вверх. Ошибся, шаг вперёд. Задание 6. Закончи предложение. Из яблока получится яблочный сок. Пособие: тема «Сад – огород». Упражнения для язычка, дыхания и пальчиков – ежедневно. Удачи и приятного общения с вашим талантливым ребенком!!! С уважением – учитель – логопед. | Рекомендуемые задания по теме «Овощи – фрукты. Сад – огород». Задание 1. Блиц – опрос. 1.Какой овощ любит, есть заяц? 2.Что можно приготовить из фруктов? 3.Что можно приготовить из овощей? 4.Какой фрукт помогает при простуде? 5. В названии, каких сказок встречаются овощи? 6. В названии, каких рассказов встречаются фрукты? Задание 2. Соревнование с родителями. -Кто больше назовёт овощей, ты или мама… -Кто больше назовёт фруктов… -Кто больше назовёт слов, которые относятся к саду… -Кто больше назовёт слов, которые относятся к огороду… «Составь 2 рассказа по плану: о любом овоще и о любом фрукте». 1. Что это? 2. Вкус, форма, цвет. 3. Где растёт? 4.Что из него готовят? Рисунок. Задание 4. Нарисуй на одной картинке вазу с фруктами, а на другой – ящик с овощами. Разрежь каждую на 5 – 6 частей, попроси родителей ее собрать, теперь и сам попробуй. Задание 5. Игра на внимание «Овощи и фрукты». Родители называют. Если слово относится к овощам, то – присесть, если к фруктам – руки вверх. Ошибся, шаг вперёд. Задание 6. Закончи предложение. Из яблока получится яблочный сок. Пособие: тема «Сад – огород». Упражнения для язычка, дыхания и пальчиков – ежедневно. Удачи и приятного общения с вашим талантливым ребенком!!! С уважением – учитель – логопед. |
multiurok.ru