Задания на букву и звук и – Методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа): Комплекс заданий для знакомства с буквами и звуками для детей 5-7 лет

Методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа): Комплекс заданий для знакомства с буквами и звуками для детей 5-7 лет

Тема: «Звук и буква М»

  1. Запомни!!!

Звук [м] – согласный, звонкий, твердый,  обозначается фишкой синего цвета.

  1. Вспомни слова со звуком [м] в начале слова:

____________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

     3. Запомни стихотворение:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква «ЭМ».

  1. Напиши букву М 

  1. Прочитай слоги, выполни звуковой анализ, например,  УМ

 

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [м]- согласный, звонкий, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

 МА     МУ     МО     ОМ        АМ      ИМ

Тема: «Звук и буква П»

  1. Запомни!!!

Звук [п] – согласный, глухой, твердый,  обозначается фишкой синего цвета. Вспомни слова со звуком [п] в начале слова:

_____________________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

      2. Запомни стихотворение:

Палка, палка, сверху крыша –
Буква П на строчку вышла.

4. Выполни звуковой анализ, например,  ПА

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [п]- согласный, глухой, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

АП      УП       ИП      ОП       ПА      ПО       ПУ

nsportal.ru

Изучаем буквы в действии!: Буква И

 0. Найти слова на букву И (отсюда)

1. Занятие про букву И



2. Загадки с обобщающим словом на И

Держится подружка за моё ушко,
Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)


Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

Это разные предметы, а что их объеденяет вместе?  – Иголки!
Из скольких слогов состоит это слово? – Из трёх!
Почему? – Так как есть 3 гласных звука.
Какой слог ударный? – Второй.

3. Игра “Сломался телевизор” (идея от сюда)
Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой – ребёнку нужно закончить слово.
(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец

4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть (или поднять карточку с буквой И)  на звук [и] из звукового ряда:

=А  И  О  К  Н  У  И  И  А  И  Ы  О  У  И

б) повторить только слова со звуком “и”:

=ива, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с крыжками – на каждую строчку передвигаем бусинки-крыжечки:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)

Назвать имена мальчиков и девочек, и, если ребёнок услышит в имени звук [и], то ему нужно хлопнуть в ладошки:

=Аня, Уля, Иван, Илья, Антон, Инна…

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Ира, Настя, Вася, Коля, Анна, Ирма, Клава



7. Игра “Один-много” (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе)
носок – носки
иголка –
коробка –
дверь –
кружка –
индюк –
игрушка –
перчатка –
нитка –
снежинка –
мальчик –
вилка –
капля –
девочка –
зонтик –
сапог –

8. Образовать прилагательные-антонимы
высокий – низкий
широкий – узкий
большой – маленький
плохой – хороший
холодный – горячий

9. Игра “Что лишнее?” (“Четвёртый лишний”)

Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).

1= мишка, лиса, волк, тигр
2= очки, осы, ива, индюк

10. Чудо-дерево
Нужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и “повесить” на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) – даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:


11. Найти спрятавшуюся букву И

12. Сказка про братьев Ик и Ищ (источник)
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого – Ищ. Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ “портретов”). У Ика был домик, а у Ища – домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение “Закончи предложение”).

У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища не рот, а …
У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а … и т.д.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

13. Найди все буквы И и обведи их (источник)

14. Найди спрятанные буквы И (можно также Й) и обведи их (источник)


15. Определи букву И в неправильном положении (источник)

16. Отремонтируй буквы

17. Раскрась только те кубики, на которых написана буква И


17. Обведи контур букв

18. Найти букву И (источник)


19. “Уроки логопеда. Учим буквы” (здесь)

  

20. “Звуки и буквы” (взято здесь) Корова слизнула букву И 

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Звук и буква “И” – открытое занятие

Цель: Чёткое произнесение звука; выделение ударного гласного звука. Анализ звукового ряда из трёх гласных; воспроизведение звукового ряда из трёх гласных. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями – и, – а. Работа над предложением. Развивать память, внимание, логическое мышление. Знакомство с буквой “И”.

Оборудование: куклы, картинки с изображением предметов с буквой “И”, кружки красного цвета, пособия “светофорчики”, разрезная азбука, счётные палочки, магнитная доска, полоски бумаги для схемы предложения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вспомнить гласные звуки, которые учили на прошлых занятиях.

А.О.У. Затем по беззвучной артикуляции дети угадывают

сочетания из 2, 3 гласных звуков, произносят их, определяют

количество и порядок.

2. Сегодня пришли гости – куклы Иван и Ия – Повторите, как их

зовут? Какой первый звук в их именах? (И). Что вам напоминает

звук “И”? Как кричит ослик? (И – а, и – а, и – а). Сегодня мы будем

произносить много слов со звуком “И” и познакомимся с буквой

“И”. Картинка – Индюк. Выделение звука “И” из слова. Где

слышится звук “И”? (В начале).

  1. Характеристика звука “И” по артикуляционным и акустическим
  2. признакам. ( Воздух проходит свободно, без преграды, звук поётся – гласный. Обозначаем красным кружком – гласный звук).

  3. Проговаривание хором и по одному звука “И”.
  4. Выделение звука “И” из ряда гласных. На звук “И” дети поднимают красные светофоры( ау, ио, иу, ау, аои…).
  5. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: а у и; а и у; у и а; у а и; и у а;
  6. и а у.

    (Определение первого, последнего звука, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов кружками).

  7. Иван и Ия
  8. Вышли в прятки поиграть,

    Букву ‘‘И’’ в словах искать

    Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

    Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

    8. Игра “Доскажи словечко”.

    Никак не согласится   Не колючий
    Она лежать без толку.   Светло синий
    Кто знает мастерицу   По кустам развешен…….
    Усердную ……  

    (ИНЕЙ)

    (ИГОЛКУ)

    Что такое перед нами: Буду мастером таким
    Две оглобли за ушами, Как наш дядя Евдоким:
    На глазах по колесу 
    Делать стулья и полы.
    И сиделка на носу? А пока сестре Танюшке

    (ОЧКИ)  

    Сам я делаю ….
      

    (ИГРУШКИ)

    9.Произнесение звука “И” в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. ( Выставляются картинки по тематике).

    Как зовут наших гостей? (Иван и Ия). Они любят играть (с игрушками). А это музыкальные (инструменты). Это дерево называется (ива). Что здесь острое, металлическое? (Игла). Чем покрыты деревья? (Инеем). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избёнка).

    Игра “Добавь нужное слово”

    а) Деревья в (инее). б) Мы не боимся (индюка). в) Мама шьёт (иглой). г) Лисичка сделала ледяную (избушку). д) Мы играем на музыкальных (инструментах). е) У нас в группе много (игрушек).

    10.Подбор родственных слов.

    Что можно делать с игрушками?…. (Играть). У нас есть много…. (игрушек). Сегодня я вас приглашаю на …(игру). Со мной вы будете ….(играть).

    Слова: игра, играть, игрушка, игрушечка – называются родственными. Это семья слов.

  9. Физминутка.
  10. Принесли мы вам подарки,

    Кто захочет, тот возьмёт

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолёт.

  11. Длинные и короткие слова. Назовите: Ия, ива, инструменты,
  12. игра, игрушки (отхлопать по слогам).

  13. Игры “Что изменилось?”, “ Посмотри и запомни” (по картинкам).
  14. Работа над грамматическим строем речи (изменение имён существительных).
  15. Конь-кони, муха-мухи, муравей-муравьи,
    Мак-маки, улитка-улитки, книга-книги.

  16. Работа над предложением.
  17. Дополнить предложение и составить его схему:

    На лугу пасутся …..(кони).

    За столом сидят……(дети).

  18. Буква “И”: отыскивание её в разрезной азбуке, печатание (сложить из счётных палочек).
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил   
Сколько здесь дощечек? – три!
А какая буква –“И”.

Итог занятия.

С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

Чему мы научились на занятии? Вспомните картинки на “И”.

urok.1sept.ru

Звуки и буквы. Тренировочные задания

Проверь, умеешь ли ты различать звуки и буквы.

1. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

          Город, апрель, юг, каюта, якорь, жизнь, король, ветер. 

2. Прочитай слова.

          Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра. 

      Запиши, сколько в этих словах:

               звуков [д] __________ 
          букв д _____________ 
           
3. Прочитай слова. 

          Льдина, яма, вола, клён, зверьки, путь, ладья, поёт, ёжик. 

          Сравни в этих словах количество звуков и букв. Запиши слова в соответствующий столбик таблицы.

Звуков столько          Звуков больше,        Звуков меньше,   
же, сколько  букв            чем букв                     чем букв
_____________              ______________         _____________ 
_____________              ______________         _____________ 
_____________              ______________         _____________ 

Проверь, умеешь ли ты давать характеристику звукам русского языка.

4. Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
1) лыжи                             3) огоньки
2) поляна                           4) зацепить


5. Обведи номер верного утверждения о слове чашка.

1) В слове чайка все согласные мягкие.
2) В слове чайка три слога.
3) В слове чайка букв больше, чем звуков.
4) В слове чайка нет звонких согласных. 


6. Обведи номер слова, в котором все согласные звуки твёрдые.

1) тройка                        3) кочан
2) роща                           4) живот

7. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.

          Лейка, зелень, весёлый, решишь, чаща, метели.

                                        В слове                  В слове
                                       два слога               три слога
_________________________________________________
 В слове все 
согласные звуки    _____________           ____________
мягкие                    _____________           ____________
_________________________________________________
В слове НЕ все 
согласные звуки            лейка                    ____________
мягкие                    _____________            ____________ 
__________________________________________________ 
                                       ,                                  ,             ,
8. Даны звуки:  [у], [с], [ы], [п], [д], [р], [й], [а], [ч].

Раздели эти звуки на две группы.

1-я группа: ____________________________

2-я группа: ____________________________

Одну из выделенных тобой групп можно разделить ещё на две группы. Предложи два способа того, как это можно сделать.
                      
                       _____________________
 Способ 1  <  _____________________   

                       _____________________
 Способ 2  <  _____________________         
                 
    
    Проверь, знаешь ли ты  алфавит и умеешь ли ты пользоваться им для упорядочивания слов и поиска информации.

9. Запиши  данные  слова в алфавитном порядке. 

          Клубок, стройка, багаж, железо, паровоз, герой. 
____________________________ 
____________________________

10. Определи, в каком порядке встретятся данные  слова в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 2 до 5. Цифра 1 уже поставлена.

о  лимон
о  фиалка
о  ветер
о  новость
о  цапля


kopilka13.blogspot.com

Задания. Буква В.Звуки В и Вь.

Тема: Буква В. Звуки (В) (В׳).

Запомни! Звук В – согласный, потому что воздуху мешают выйти зубы и губы. Бывает твердым – Вода и мягким – Ветер. В – звонкий звук.

Найди место звука (В) в словах

Напиши по точкам букву В, помоги вороне добраться к винограду, обведи волка, соедини с буквой В овощи, в названии которых есть звук (В).

Допечатай буквы и прочти предложения. Найди что у кого.

Раскрась рисунки.

Это Иван, Вова и Вика.

У Вани ……..ок и ав……… .

У Вовы ав………. .

А у Вики св…..ка и …..а.

Раскрась бусинки: синяя, красная и т.д. и ты узнаешь, что любит девочка, а что мальчик (красная – девочка, мальчик – синяя).


Прочти предложения по опорным картинкам.

Звук В согласный, потому что воздуху мешают выйти верхние зубы и нижняя губка, бывает твердым и мягким.

Раскрась по схеме:

З – коричневым,

В – синим,

Б – желтым

В очень важная идет –

И голова, и живот вперед!

Совы.

Тут совы.

Совы умны.

Тема: Буква В в, звуки (В) (В’).

Звук (В) согласный, потому что воздуху мешают выйти верхние зубы и нижняя губка, бывает твердым и мягким, он звонкий.

Определи место звука (В) в словах.







Соедини линиями картинки и начало их названий.

ВА

ВО

ВИ

Напечатай пары слов, подчеркни буквы, которыми они отличаются.

………… …………

………… …………

Составь слова.

И ВО НИ ЗАБА БУК ТЫК



infourok.ru

Конспект логопедического занятия ” Звук И, буква И”

Тема занятия: «Звук и буква И».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– знакомство с механизмом образования звука И;

– знакомство с многозначными словами;

Коррекционно-развивающие:

– образование слов с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

-выделение звука из слова;

– развитие умения составлять предложения по картинкам;

Коррекционно-воспитательная:

– воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

У нас тоже может быть хорошее настроение, как у этой девочки ( на слайде). Посмотрите, какая она весёлая. Для этого нужно взяться за руки, закроем глаза и передадим друг другу тепло и доброту, что живёт в нас.

Почувствуем, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откроем глаза.

Улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста,  на стульчики. Я хочу прочитать вам стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки».

И в больнице есть иголки.

Все иголки очень колки.

Логопед:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

– Иголки одинаковые или разные?

Дети:разные.

Посмотрите, ( на слайде иголка швейная. медицинская, ёлка, ёж.). Есть иголки для шитья, швейная; медицинская, у ёлки есть иголки, у ежа есть иголки. На столах у вас есть иголки. Посмотрим, возьмём в руки. Похожа эта игла на иглу швейную? Медицинскую?

Ребёнок: Да

Логопед: У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Какое слово признак мы можем подобрать к слову «иголка»? Швейная, медицинская, иголки ежа, иголки у ёлки – все они какие?

-Острые.

Я ещё раз произнесу слово «иголка».

– И- и- и- иголка.

– Какой звук я выделяла голосом? Какой звук первый?

Дети: Звук [и].

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

( На слайде артикуляция звука и).

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

– Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук [и]. (Хором, индивидуально, громко , тихо).

Дети:ИИИИИИИИИИИИ

 Логопед:

– Какой красивый звукКогда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Наши губы растягиваются в улыбке.

Кто хочет проверить, так ли это?

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

– Этот звук  поётся?

Дети:

– Этот звук можно петь.

Логопед:

– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Звук [И] – гласный звук. И жить он будет в красном домике. ( на слайде красный домик). Вот его домик.

Кто хочет посмотреть в зеркало и увидеть, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И]?

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и живёт в красном домике.

  1. ( на слайде картинки со звуком и в начале, и картинки, в которых этого звука нет.) (Игрушки, индюк, иголка, изюм, индюк)

Дети, посмотрите сколько картинок на экране. Кто хочет назвать слова, в названиях которых есть звук (и)? Нужно так сказать слово, чтоб звук (и) хорошо слышался.

  1. Логопед: отгадайте загадку.

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети:

Это имя. Какой первый звук в слове имя?

Дети: Звук И.

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Кто хочет сказать своё имя?

Физкульминутка.

Мы с вами превратимся в ёжиков.

Ходит, бродит ёжик – коротенькие ножки.

(-Дети идут, присев на корточки.)

А свернётся в клубок- и не видно больше ног.

(-останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову.)

Одни иголки торчат,

-Встают, показывают пальцами иголки.

Логопед:

– Мы называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

  1. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! –  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

6.Составление предложений со словами, изображёнными на слайде.

( На слайде картинки на звук И)

Логопед: кто хочет составить предложение со словами на звук и?

Составление предложений.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)  (на слайде)                                                  

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

Это звук [и].

Логопед:

– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

– Звуки мы не видим.

Логопед:

– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).( на сладе).

У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.

и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).

8. Итог занятия.

Логопед:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

– Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

infourok.ru

План-конспект занятия на тему: Конспект занятия “Звук и буква “И”

  1. Конспект занятия для проведения в 1 классе: звук «И» и буква «И»

Тема. Звук «И» и буква «И».

Цель:

1. Чёткое произнесение звука «И».
2. Развитие фонематического слуха.
3. Звуковой анализ слов: ива, липа, мишка, лиса.
4. Знакомство с буквой «И».
5. Развитие ручной и речевой моторики.
6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
– Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

– Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)

– Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

– Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

– Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)


2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Барабанщики».

3. Знакомство со звуком.
1. Ишак поднимался в горы и кричал: «Иа…Иа…Иа…!»
– Какой первый звук вы слышите? (И).

2. Отгадайте загадку:
Мороз трескучий на дворе –
Укутаны деревья в серебре.
Что за серебро такое –
Оно тает на ладонях? (иней)
– Какой первый звук в слове «иней»? ( И)


4. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И».
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
– Произнесите звук «И».
– Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
– Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
– Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» – гласный.

2. Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.

3. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра

4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок – комки
песок – пески белок – белки мелок – мелки
– Какие из этих слов вам непонятны?

5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.

6. Знакомство с буквой.
1. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.

2. Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

7. Запись печатной буквы «И» в тетради.
– По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.

8. Физминутка.
Мимо маленькой Марины, ( Каждый палец «здоровается»
Пробежал медведь с малиной. с большим последовательно)

9. Ребус. (ДИ кобра З)

10. Чтение слов с буквой «И».
– Прочитайте слова с буквой «И».
И – ВА И – РА
ИГ – ЛА ЛИ – ПА ПИ – ЛА ВИ – КА ЛИ – ЗА
ИК – РА СИ – ЛА ЛИ – СА НИ – НА МИ – ША
– Прочитайте предложения.
Ми – ша и Ни – на ма – лы – ши. У них ма-ши-на и ку – клы.

11. Запись письменной буквы «И» заглавной и строчной.
– Рассмотрим букву «И» письменную. Из каких элементов состоит буква?
Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

– Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).

12. Итог.
– С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
– Звук «И» гласный или согласный?
– Какой буквой обозначается звук «И»?
– Что нового узнали на занятии?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *